Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №105264

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 10
1.1 Формирование математической терминологии у детей 6-7 лет с
общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях 10
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 18
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Организация и проведение экспериментального исследования формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 31
2.1 Изучение уровня сформированности математической
терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 31
2.2 Содержание и организация процесса формирования
математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 42
2.3 Выявление динамики уровня сформированности математической
терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 57
Выводы по второй главе 63
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложение 74


Актуальность исследования. Математика - один из основных предметов в школе. И её начало закладывается еще в дошкольном возрасте. Предполагается, что ребенок овладеет элементарными математическими знаниями, и сможет применять их на практике. Но формирование математической терминологии у воспитанников - методическая проблема дошкольной педагогики, которая мало исследована.
Основам математики отведено важное место в обучении. По нескольким причинам: большим количеством информации, предлагаемой воспитаннику и потребностью делать процесс обучения интенсивнее.
Свойство развития дошкольников с общим нарушением речи отражается на понимании ими математической терминологии. В научной литературе имеются исследования о том, что у дошкольников с нарушением речи присутствуют затруднения в обучении, которые связаны с недостаточностью развития высших психических функций.
Однако, работа с детьми у которых имеются речевые нарушения обычно направлена на преодоление нарушения речи, вопросы, касающиеся математического образования с этой категорией детей, остаются плохо изученными. Речевая деятельность, которая является неполноценной, оказывает влияние на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
У дошкольников с недоразвитием речи имеются трудности по параметрам, характеризующие готовность к обучению, такие как: представления и знания о мире; умственные операции, познавательная активность, проявляющаяся в соответствующих интересах и мотивации.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования определяется заказом общества на выпускника детского сада, а именно требований к универсальным способностям, среди которых умение применять математическую терминологию, таким образом, дошкольники с общим недоразвитием речи должны овладевать таким же объемом знаний, умений и навыков, что их сверстники, развивающиеся в норме, поэтому необходимо сформировать математическую терминологию.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется значимостью изучения механизмов формирования математической терминологии, формулирования и создания психолого-педагогических условий для формирования математической терминологии.
Таким образом, на актуальность проблемы формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи указывают выявленные нами противоречия между:
- существующими известными трудностями в формировании математической терминологией у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью в теории и практики применения указанной терминологии в коррекционной работе;
- необходимостью формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи и недостаточной разработанностью методического обеспечения для осуществления данного процесса;
- необходимостью формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи математической терминологии и не разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих данный процесс.
Проблема исследования - каковы психолого-педагогические условия формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи?
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема исследования «Психолого-педагогические условия формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи математической терминологии.
Гипотеза исследования основывалась на предположении о том, что формирование математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:
- раскрыта сущность математической терминологии как совокупности специализированных слов, терминов, которые используются для описания и обозначения математических понятий с учетом возрастных особенностей у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- дано опытно-экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки сформированности математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
- разработаны и реализованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи: организация совместной деятельности педагога и воспитанников с использованием дидактических игр с математическим содержанием; применение в образовательной деятельности математических сказок для формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи математической терминологии.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу, связанную с формированием математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
2. Определить уровень сформированности математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. 
Методы исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс практических и теоретических методов исследования: анализ психологической, философской, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение социального и педагогического опыта; опытно-экспериментальные методы исследования: беседа, наблюдение, эксперимент; статистические методы обработки данных.
Теоретической основой исследования являются:
- положение о сложной иерархической структуре речевой деятельности и взаимодействии ее компонентов (А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин);
- положение о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин);
- положение о коммуникативно - деятельностном подходе при коррекции речевых нарушений (Е.С. Алмазова, Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, Р.Е. Левина);
- концепция о комплексном и системном подходе к обучению и воспитанию детей с нарушением речи (Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева);
- концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, И.Т. Власенко, Л.С. Выготский, Н.И. Горелов, Н.И. Жинкин);
- концепция логико-математического развития детей дошкольного возраста (А.А. Столяр, З.А. Михайлова).
Организация и этапы исследования. Исследование состояло из трех этапов и проводилось в 2016-2018 гг.
Первый этап - поисково-аналитический (2016-2017гг.). Анализ современного состояния проблемы формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи математической терминологии; изучалась философская, педагогическая и психологическая литература; разрабатывались методологический аппарат исследования и программа работы. Осуществлялся отбор методик, позволяющих определить уровень математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2017-2018гг.). Разработка, проектирование, реализация психолого-педагогических условий; обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2018г.). Анализ, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования; литературное оформление диссертационной работы.
Научная новизна заключается в следующем:
- в определении психолого-педагогических условий формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи математической терминологии;
- доказаны возможности математической сказки в формировании у детей 6-7 лет с ОНР математической терминологии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обоснованы и охарактеризованы психолого-педагогические условия формирования у детей 6-7 лет математической терминологии, описаны уровни сформированности у детей 6-7 с общим недоразвитием речи математической терминологии.
Практическая значимость исследования: в практике работы дошкольных образовательных организаций могут быть использованы разработанные нами психолого-педагогические условия формирования математической терминологии. Результаты экспериментальной работы могут быть применены педагогами, учителями-логопедами, дефектологами в работе с детьми 6-7 с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная база исследование осуществлялось на базе муниципального бюджетного учреждения детского сада №80 «Песенка» города Тольятти. В исследовании приняло участие 20 детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Современные наукоёмкие инновационные технологии» (г. Самара). По теме исследования всего опубликовано 3 статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Математическая терминология рассматривается нами как совокупность специализированных слов, терминов , которые используются для описания и обозначения математических понятий.
2. Формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи осуществляется следующими психолого-педагогическими условиями: организация совместной деятельности педагога и воспитанников с использованием дидактических игр с математическим содержанием; применение в образовательной деятельности математических сказок для формирования у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи математической терминологии.
3. Показатели и уровни сформированности математической терминологии характеризуются: умением называть и применять термины, раскрывающие понятие «Величина» (длина, ширина, высота, толщина); умением называть и применять термины, раскрывающие понятие «Количество» (один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять); умением называть и применять термины, раскрывающие понятие «Ориентировка во времени»; умением называть термины, раскрывающие понятие «Геометрические фигуры» (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник); умение называть и применять термины, раскрывающие понятие «Пространственные ориентировки» (вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево).
Структура диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (63 источника) и 5 приложения. Текст диссертации иллюстрирован 19 таблицами, 3 рисунками. Объём работы 100 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование, позволяет нам сделать следующие выводы и наметить перспективы дальнейшего изучения проблемы.
В процессе исследования нами изучена психолого-педагогическая литература, что позволило выявить основные закономерности формирования математической терминологии детей 6-7 лет с ОНР, содержание и методы работы посредством психолого-педагогических условий. Речевая деятельность, лежит в основе формирования высших психических функций и эмоциональной жизни человека. Речевые нарушения задерживают развитие познавательной деятельности, познавательных процессов, словесного мышление. Формирование математической терминологии идет совместно с развитием процессов мышления и речи, и формируется тогда, когда они начинают соединяться друг с другом. Для того чтобы понять линию развития терминологии, необходимо учитывать самостоятельное речевое развитие. Математическая терминология — это совокупность специализированных слов, терминов, которые используются для описания и обозначения математических понятий.
Для формирования математической терминологии у детей с общим недоразвитием речи большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда, предполагающая комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию различных видов деятельности: в образовательной деятельности.
Эффективность процесса формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с ОНР обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: обогащение развивающей предметно-пространственной среды материалами и средствами для самостоятельной деятельности детей; организация совместной деятельности педагога и воспитанников с использованием дидактических игр с математическим содержанием; применение в образовательной деятельности математических сказок для формирования у детей 6-7 лет с ОНР математической терминологии.
Обоснован уровневый характер процесса формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с ОНР, в котором показателями оценки уровня сформированности математической терминологии характеризуются умением называть и использовать на практике термины, определяющие понятия «Величина»; умением называть термины, определяющие понятия «Количество»; умением называть и применять термины, определяющие понятие «Ориентировка во времени»; умением называть термины, определяющие понятия «Геометрические фигуры»; умение называть термины, определяющие понятия «Пространственная ориентировка».
Проведённое нами исследование не исчерпывает всех возможных аспектов проблемы формирования математической терминологии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи. Дальнейшая работа может быть посвящена поиску условий для реализации преемственности в системе «детский сад- школа»; изучению организации педагогического сопровождения детей дошкольного возраста по формированию математической терминологии.



1. Аблитарова, А.Р. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А.Р. Аблитарова, Н.В. Кондрашова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. - СПб. : Заневская площадь, 2014. - С. 55-59.
2. Арапова-Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду: методические рекомендации [Текст] / Н. А. Арапова-Пискарёва. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 393 с.
3. Бабич, Л.Н. Увлекательные занятия для дошкольников [Текст] / Л.Н. Бабич. - М. : Рольф, 2011. - 25 с.
4. Белкина, В.Н. Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс] / В.Н. Белкина, Н.А. Тимофеева- 2014. - Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2014_4pp/16.pdf
5. Белоусова, Е. Г. Путешествие по сказкам [Текст]: рабочая тетрадь / Е. Г Белоусова, Л.М. Бугрова, И.А. Хаминова. - М. : ТИД «Русское слово»,
2009. - 84 с.
6. Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОО [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : Айрис-Пресс, 2012. - 318 с.
7. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС,
2010. - 200 с.
8. Большунова, Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании [Текст] / Н. Я. Большунова // Вопросы психологии. - 2012. - №2. - С.76-81.
9. Бурачевская, О. В. Психолого-педагогическая работа по развитию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи. [Текст] / О. В. Бурачевская // Молодой ученый. - 2015. - №9. - С. 1235-1238.
10. Валявко С. М., Шулекина Ю. А. Изучение смыслового восприятия лексико-грамматических конструкций старшими дошкольниками [Текст] / С. М. Валявко, Ю. А. Шулекина // Специальное образование. - 2016. - №1. - С. 38-53.
11. Виноградова, Н. А. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст] / Н. А. Виноградова. - М. : Айрис - пресс, 2005. - 399 с.
12. Выготский, Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Эксмо, 2016. - 512 с.
13. Габова, М. А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Текст] / М. А. Габова. - М. : Директ-Медиа, 2014. - 534 с.
14. Гринев-Гриневич, С. В. Терминоведение [Текст] / С. В. Гринев- Гриневич. - М. : Академия, 2013. - 224 с.
15. Данилова, В. В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях [Текст] / В. В. Данилова. - М. : Просвещение, 2011. - 326 с.
16. Дроздова Н. В., Калинина Ю. А. О. диагностическом аспекте математических представлений у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Дроздова, Ю. А. Калинина // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2017. - №.2. - С. 65-72.
17. Дуева Т. И. Особенности математических представлений детей с
нарушениями речи [Электронный ресурс]:Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета - Т. И. Дуева. 2010. Режим доступа:http:ZZcyberlenmka.ru/articleZn/osobennosti-
matematicheskih-predstavleniy-detey-s-narusheniyami-rechi
18. Жуйкова, Т. П. Игры с математическим содержанием как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Т. П. Жуйкова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - №3. - С. 200-202.
19. Иванов, М. В. Пространственные представления при нормативном и нарушенном развитии [Текст] / М. В. Иванов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2012. - №28. - С. 245-248.
20. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст] / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // General and Professional Education. - 2012. - С. 8-14.
21. Казанцева, Е. А. Формирование математических представлений [Текст] / Е. А. Казанцева, И. В. Померанцева, Т. А. Терпак. - Волгоград: Учитель, 2014. - 175 с.
22. Каразану, В. Н. Ориентирование в пространстве. Старший дошкольный возраст [Текст] / В. Н. Каразану // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5 - С.15-17.
23. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / Л. Г. Киреева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 143 с.
24. Козлова, В. А. Дидактические игры по математике для дошкольников. [Текст] / В. А. Козлова. - М. : Дошкольное воспитание и обучение, 2015. - 15 с.
25. Колесникова, Е. В. Математика для детей 6-7лет: «Я считаю до двадцати» [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 96 с.
26. Комарова, О. А. Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования [Текст] / О. А. Комарова, Т. П. Авдулова // Старший воспитатель. - 2014. - №8. - С. 4-60.
27. Корнеева, Г. А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Г. Корнеева, Т. Мусеибова. - М. : Мозайка-Синтез, 2000. - 19 с.
28. Кузнецова, Ю. В. Формирование у детей 6-7 лет математической
терминологии посредством математической сказки [Текст]: бакалаврская работа : защищена 27.06.2016 / Ю. В. Кузнецова. - Тольятти: Изд-во
Тольяттинский государственный университет, 2016. - 51 с.
29. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]/ Р. Е. Левина. - М. : АльнС, 1967. - 367 с.
30. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З. А. Михайлова [и др.]. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с.
31. Моршнева, М. А. Особенности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / М. А. Моршнева // Новые информационные технологии в науке нового времени. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС. - 2017. - С. 135-137.
32. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физминуток, пальчиковой гимнастики [Текст] / Н. В. Нищева. - СПб. : 2014. - 64 с.
33. Обучение математике в детском саду [Текст] / В. В Данилова [и др.]. - М. : Академ А, 2013. - 235 с.
34. Сиротюк А. Психологическая основа формирования учебных навыков школьников [Текст] / А. Сиротюк, А. Сиротюк. - М. : Директ- Медиа, 2014. - 272 с.
35. Смирнова Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания [Текст] / Е. О Смирнова. - М. : ВЛАДОС, 2015. - 119 с.
36. Сурнина, М. В. Преемственность формирования предпосылок учебной деятельности детей в системе «ДОО-начальная школа» [Текст] / М. В Сурнина // Современные тенденции развития системы специального образования: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Н. Новгород. - 2015 - с 74.
37. Тарунтаева, Т. В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников [Текст] / Т. В. Тарунтаева. - М.: Просвещение, 1980. - С. 37- 40.
38. Усенко, Д. М. О значении обучения математике в развитии детей с ТНР [Текст] / Д. М. Усенко // Педагогический опыт: от теории к практике : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2017. - С. 163-164
39. Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника [Текст] / О. С. Ушакова. - М. : Сфера, 2012. - 272 с.
40. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (Стандарты второго поколения) Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М. : Просвещение, 2013. - 30 с.
41. Филатова, И. А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи [Текст] / И. А. Филатова - М. : Национальный книжный центр, 2013 - 48 с.
42. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. А. Столяр [и др.]. - М. : Просвещение, 1988. - 303 с.
43. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития дошкольников в тезисах, таблицах, схемах: учебное пособие [Текст] / Н. И. Фрейлах. - М. : Академия, 2016. - 146 с.
44. Шорыгина Т. А. Беседы о пространстве и времени: методическое пособие [Текст] / Т. А. Шорыгина. - М. : Сфера, 2016. - 96 с.
45. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е. И. Щербакова. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 272 с.
46. Angela Notari-Syverson, Faith H. SadlerMath. Is for Everyone:
Strategies for Supporting Early Mathematical Competencies in Young Children [E-resourse]. Access mode:
http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/1096250608314589
47. Douglas H. Clements. Mathematics_in_the_preschool [E-resourse].
Access mode:
https://www.researchgate.net/publication/258933057_Mathematics_in_the_presch ool
48. Green, Katherine B.; Gallagher, Peggy A.; Hart, Lyn.n Integrating
Mathematics and Children's Literature for Young Children with Disabilities [E- resourse]. Access mode:
https://eric.ed.gov/?q=mathematics+education+preschool+Disabilities&id=EJ1168 919
49. Herbert P. Ginsburg, Joon Sun Lee, Judi Stevenson Boyd.
Mathematics Education for Young Children: What It is and How to Promote It [E - resourse]. Access mode:
https://www.researchgate.net/publication/242785495_Mathematics_Education_for _Young_Children_What_It_Is_and_How_to_Promote_It
50. Katherine B. Green, Peggy A. Gallagher. Mathematics for Young
Children: A Review of the Literature with Implications for Children with Disabilities [E-resourse]. Access mode:
http: //buj e.baskent.edu.tr/index.php/buj e/article/view/13


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ