Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ

Работа №110178

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логоритмики 10
1.1 Психолого-педагогические исследования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.2 Логоритмика как средство формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 19
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логоритмики 28
2.1 Выявление уровня сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 28
2.2 Содержание и организация работы по формированию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логоритмики 40
2.3 Динамика уровня сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 58
Заключение 67
Список используемой литературы 69
Приложение А Список детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, участвующих в экспериментальной работе 73
Приложение Б Протокол результатов констатирующего этапа исследования 74
Приложение В Перспективное планирование логоритмических занятий для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 75
Приложение Г Протокол результатов контрольного этапа исследования 76

Год от года, по мнению специалистов, увеличивается количество детей с разными нарушениями речи. Причинами этого являются: увеличение частоты общих заболеваний детей, недостаточное внимание со стороны родителей, зачастую замена живого общения с ребенком компьютером, телевидением, плохая экология и другие. Речевые недостатки у детей дошкольного возраста ведут к снижению уровня развития всей познавательной сферы дошкольников, у них констатируют: низкий уровень развития произвольной памяти, словесно-логического мышления, продуктивного воображения, концентрации, переключаемости, устойчивости и распределения внимания. Одним из наиболее распространенных диагнозов у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями является общее недоразвитие речи.
У детей с общим недоразвитием речи фонематические процессы отстают от нормы, а коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий и совершенствованием фонетической стороны речи в части формирования фонематического восприятия.
В соответствии с современными научными подходами нарушение фонематического восприятия относится к нарушениям средств общения и является нарушением процесса формирования у детей произносительной системы родного языка, характеризующееся тем, что дети не способны на слух дифференцировать его фонемы.
Р.Е. Левина и Р.М. Боскис утверждают, что дефекты фонематического восприятия у дошкольников и последующая несформированность у них навыков звукового анализа и синтеза, часто являются причиной дислексии и дисграфии.
В условиях дошкольной образовательной организации с целью формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня учителю-логопеду совместно с музыкальным руководителем целесообразно организовать проведение логоритмических занятий в рамках коррекционно-логопедической работы.
В ходе логоритмических занятий дети осваивают приемы логопедической ритмики, которые способствуют коррекции координации речи и движений. По мнению Г.А. Волковой в ходе занятий логоритмикой упражнения на координацию (согласованность) речи и движений содействуют снятию у детей эмоциональной и двигательной зажатости и приведению в оптимальное состояние мышечного тонуса, что способствует преодоления у детей различных речевых расстройств, в том числе формированию фонематического восприятия.
Логоритмика или логопедическая ритмика подразумевает коррекцию координации речи и движений. Согласованность движений и речи благоприятно влияет на состояние мышечного тонуса, так как способствует освобождению от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует регуляции ритма речи, координации таких процессов как дыхание, артикуляция, голосоведение, содействует профилактике и преодолению речевых расстройств.
Занятия логопедической ритмикой способствуют преодолению у детей недостатков в звукопроизношении и словообразовании, предполагают дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи. Логоритмика считается более чувственным звеном логопедической коррекции, которая сочетает исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных возможностей дошкольников Важные изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса происходят у детей именно под воздействием занятий логопедической ритмикой.
Несмотря на повышенный интерес исследователей к обозначенной нами проблеме, остается неразрешенным следующее противоречие: между признанной необходимостью формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием возможностей логоритмики для осуществления обозначенного процесса.
Проблема исследования: каковы возможности логоритмики как средства формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логоритмики».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования логоритмики для формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: логоритмика как средство формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования базируется на предположении, что формирование фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логоритмики возможно, если:
• формирование фонематического восприятия будет осуществляться на основе комплексного подхода к организации логоритмических занятий, предполагающего совместную деятельность учителя-логопеда, воспитателя и музыкального руководителя;
• включены логоритмические игры и упражнения в групповые логопедические занятия;
• содержание логоритмических занятий будет направлено на формирование показателей фонематического восприятия у детей 5-6 лет, развитие у них основных моторных функций организма в целом и артикуляционного аппарата в частности.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логоритмики.
2. Выявить уровень сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать и апробировать содержание работы по формированию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логоритмики.
4. Выявить динамику сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психолого-педагогических исследований и методической литературы по проблеме);
• эмпирические (психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), изучение медико-психолого-педагогической документации, наблюдение, беседы с детьми;
• методы обработки результатов (методы количественного и качественного анализа полученных результатов).
Теоретическая основа исследования:
• теоретические положения Р.Е. Левина и Р.М. Боскис о дефектах фонематического восприятия у дошкольников, влияющих на формирование у них навыков звукового анализа и синтеза и являющихся причиной дислексии и дисграфии;
• теоретические положения Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной об организации образовательного процесса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
• теоретические положения В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Г.А. Волковой о приемах логопедической ритмики, способствующих коррекции координации речи и движений у детей дошкольного возраста.
Новизна исследования заключается в следующем: определены возможности формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством логоритмики.
Теоретическая значимость заключается в том, что уточнены и конкретизированы представления об особенностях формирования фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и дано теоретическое обоснование содержания работы по формированию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня с помощью логоритмики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы учителями-логопедами и воспитателями дошкольных образовательных организаций с целью решения задач по формированию фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня путем включения логоритмических игр и упражнений в коррекционно-логопедическую работу.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад № 73 «Дельфин» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 10 детей 5-­6 лет с общим недоразвитием речи III уровня старшей группы компенсирующей направленности.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (41 источник) и 4 приложений. Работа проиллюстрирована 1 таблицей и 9 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературных источников показал, что достаточно подробно раскрыты вопросы онтогенеза, характерные признаки нарушения фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня, однако недостаточно полно отражена информация о положительном влиянии логоритмических занятий, включенных в коррекционно­логопедическую работу по формированию у детей фонематического восприятия.
Формирование фонематического восприятия - является одной из главных задач в работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня. Сформированное фонематическое восприятие играет большую роль в процессе становления и развития звукопроизношения у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Формирование фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме, на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия логоритмикой являются действенным средством совершенствования и коррекции фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи, в том числе нарушений фонематического восприятия, с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
В настоящей работе в ходе констатирующего эксперимента у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня были выявлены нарушения фонематического восприятия. Что свидетельствует о необходимости целенаправленной и систематической коррекционно-логопедической работы с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Мы разработали (совместно с музыкальным руководителем) содержание логоритмических занятий, целью которых является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством сочетания слова и движения. Большое внимание в ходе занятий отводилось формированию фонематическое восприятия, в частности формирования операций фонематической дифференциации звуков, операций фонематического анализа слов, операций фонематического синтеза слов.
По итогам контрольного среза количество детей с высоким уровнем сформированности фонематического восприятия повысилось на 10%; количество детей со средним уровнем повысилось на 40%; количество детей с низким уровнем снизилось на 40%; с очень низким уровнем снизилось на 10%.
Выявленная положительная динамика в уровне сформированности фонематического восприятия у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня свидетельствует о том, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.


1. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб. : Детство-пресс, 2005. 48 с.
2. Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения : методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2014. 180 с.
3. Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. М. : АСТ, 2008. 60 с.
4. Базжина Т. В. Становление речи и усвоение языка ребенком. М. : Изд. Московского университета, 2005. 84 с.
5. Бельтюков В. И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. 2004. № 5. С. 34.
6. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. СПб. : «КАРО», 2015. 212 с.
7. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб. : Издательство: Питер, 2009. 400 с. (Серия: Мастера психологии).
8. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети // Советский спорт 2004. № 34. С. 3.
9. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. 272 с. (Коррекционная педагогика).
10. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб. : Детство-Пресс, 2006. 144 с.
11. Волкова Л. С. Логопедия : методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5 : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. М. : Владос, 2004. 360 с.
12. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Перспектива, 2018. 224 с.
13. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т 2. Проблемы общей психологии. URL: https://bookap.info/book/vygotskiy_tom_2_problemy_obshchey_psihologii/bypag e/2 (дата обращения: 22.02.2020)
14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб. : Изд. РГПУ, 2008. 472 с.
15. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников : методическое пособие. СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена : Союз, 2000. 60 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ