Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №113879

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы116
Год сдачи2017
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 16
1.1 Подходы к изучению понятия памяти в психолого-педагогических исследованиях 16
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет с задержкой психического развития 24
1.3 Особенности развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 35
1.4 Характеристика психолого-педагогических условий коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 43
Выводы по первой главе 53
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 55
2.1 Выявление уровня развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 55
2.2 Апробация психолого-педагогических условий коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 69
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических условий коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития 87
Выводы по второй главе 94
Заключение 96
Список используемой литературы 100
Приложение 108

Актуальность исследования. Дошкольный возраст - определяющий период в развитии человека, в котором происходит становление личности, формируются все психические процессы и функции ребёнка. Несформированность или отставание в развитии любого психического процесса или психической функции оказывает отрицательное влияние на все становление личности ребенка в целом.
В последние годы вокруг проблемы такого отклонения как задержка психического развития наблюдается повышенный интерес, среди исследователей продолжаются оживленные дискуссии. Это вызвано, в первую очередь, тем, что данное отклонение является неоднозначным, в его основе множество предпосылок, причин возникновения и следствий этого. Задержка психического развития требует тщательного анализа и пристального внимания. Каждый конкретный случай возникновения предполагает осуществления детального индивидуального подхода.
В соответствии с ФГОС, вся коррекционная работа и система инклюзивного образования должны, в первую очередь, обеспечивать коррекцию нарушений в развитии у различных групп детей с ограниченными возможностями здоровья, как психического, так и физического, и содействовать им в оказании квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования.
Увеличение количества детей с таким диагнозом, как задержка психического развития отмечается во всем мире и, в связи с этим, вопрос их воспитания, обучения и социальной адаптации реабилитации становится актуальной психолого-педагогической проблемой.
По данным ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, на сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Число детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, неуклонно растет. В частности, если в 1995 году в России насчитывалось 453, 6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2014 году их число приблизилось к 590 тысячам. Из них 32,4%, то есть, около 191 тысяч детей - дети с задержкой психического развития.
Большое число исследований таких ученых как Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, В.В. Лебединский, Ф.М. Гайдук и других посвящено проблеме изучения детей со слабо выраженными отклонениями в развитии психики. Эта группа отклонений характеризуется различиями в причинах возникновения, особенностях протекания, клинических проявлениях. Чаще всего, дети, попадающие в эту категорию, имеют различную занимают промежуточное положение между детьми с нормой в интеллектуальном развитии и детьми с серьезными отклонениями интеллекта, то есть, умственно отсталыми.
Приводятся неодинаковые сведения о широте распространения такого диагноза, как задержка психического развития. К примеру, по исследованиям М.С. Певзнер, В.М. Явкина, К.С. Лебединской, к поступлению в школу, задержка психического развития наблюдается у 5-7% всей детей.
В тоже время, Т.А. Власова, И.Ф. Марковская, А.А. Прокофьев, Ю.С. Шевченко, К.С. Лебединская, П.П. Улба отмечают, что среди учащихся младших классов общеобразовательной школы, которые имеют сложности в освоении программы, задержка психического развития наблюдается у 52­76%.
Конкретные границы этой категории детей по сей день не являются четкими. Так как они зависят от большого числа показателей, к примеру, и что является основным, по мнению В.В. Ковалева и И.А. Коробейникова - от тех требований, которые выносит современное общество и умственным возможностям ребенка.
Основной пик проявляемости задержки психического развития относится к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту. Именно в тот момент, когда начинается активная учебная деятельность детей. Но этот период является уже поздним для проведения целенаправленной и эффективной коррекционной работы.
Не существует до сих пор единой точки зрения на тот факт, до какого возраста диагноз задержка психического развития может считаться правомерным.
За все время изучения задержки психического развития как отклонения в развитии, не выработалось единой классификации задержки психического развития. Многие авторы разрабатывали свои варианты, но наибольшее распространение получили классификации следующих авторов: В.В. Ковалева и Г.Е. Сухаревой. Общепринятой классификацией в Российской Федерации на данный момент является разработанная К.С. Лебединской.
Чаще всего задержка психического развития проявляется в полной мере на этапе начального школьного обучения, коррекционная и развивающая работа требует большего количества времени. Все это вызвано тем, что детям с задержкой психического развития не оказывается своевременная психолого-педагогическая помощь еще на этапе дошкольного детства, который является наиболее сенситивным периодом для проведения коррекционных мероприятий. Замедление усвоения учебного материала, нарушения запоминания, уровень успеваемости - это основные сложности в психического развитии, которые возникают у детей с задержкой психического развития.
В большом количестве случает возникают сложности в разграничении диагнозов - умственной отсталости и задержка психического развития. Основной особенностью, которая отличает детей с задержкой психического развития от умственно отсталых - эти дети обучаемы. И, по мнению М.Н. Фишман, Г.И. Жаренковой, М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, Н.А. Никашиной, П.Б. Шошина, И.Ф. Марковской и других, дети с задержкой психического развития могут усвоить способы решения предлагаемых заданий и применять их в будущем.
Память играет огромную роль во всем развитии детей. В тоже время, память выступает одним из наиболее пораженных психических процессов у детей с задержкой психического развития. В исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов, большое количество работ посвящено исследованию проблем развития памяти у детей с задержкой психического развития. Наиболее значимыми среди зарубежных авторов являются работы Д.Б. Бродбент, В. Келер, А. Пильцекер, А. Бине, П. Линдсей, Г. Мюллера, К. Бюлера, К. Готшальд и других. В исследованиях перечисленных ученых были рассмотрены виды памяти, особенности развития и процессы памяти.
В работах указанных ученых ведущая роль отводится рассмотрению приемов запоминания, которые отвечают за развитие мнемической деятельности.
В отечественной практике разработкой данных вопросов занимались З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, А.Р. Лурия и другие.
Такие ученые как Г. Эббингауз, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский занимались исследованием памяти детей дошкольного возраста с сохранным развитием.
У детей с задержкой психического развития отмечаются значительные сложности в развитии саморегуляции процессов запоминания и воспроизведения информации. Вследствие этого существенно отстают в развитии и формировании мнемические процессы. Лишь при достаточно высоком уровне развития памяти возможно овладение знаниями и усвоение учебного материала.
Одно из значимых исследований памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития принадлежит Н.Г. Поддубной. Она выявила, что дошкольники с задержкой психического развития чаще всего лишь бездумно заучивают информацию. Это вызвано значительной ослабленностью деятельности их памяти. В частности, у них в значительной степени снижен объем и продолжительность запоминания. И, по исследованию Н.Г. Поддубной, особые трудности наблюдаются в развитии смысловой памяти дошкольников с задержкой психического развития. К тому же, даже способ механического, бездумного запоминания материала оказывается сложным для дошкольников данной категории. В итоге, скорость, точность, полнота и прочность запоминания материала оказываются значительно сниженными.
Основной причиной сложностей в обучении дошкольников с задержкой психического развития М.С. Певзнер И Т.А. Власова называют недоразвитие произвольной памяти. Снижение развития именно этого вида памяти, по мнению данных ученых, является причиной неуспеваемости детей с задержкой психического развития на этапе школьного обучения. Дети не могут запомнить основополагающие вещи - тексты, таблицы. Плохо воспринимают и быстро забывают цель и условия того или иного задания. Для них характерны колебания в продуктивности памяти.
На фоне большого количества исследований и подходов к изучению памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, наиболее изученной выступает кратковременная память. Ведущую роль здесь играют работы В.Л. Подобед. Ученым выделены показатели, по которым дети с задержкой психического развития максимально приближаются к сверстникам с нормой развития. Это показатели объема памяти, скорости увеличения продуктивности при опосредованном запоминании. Также дети не столь сильно различаются по уровню избирательности запоминания. Незначительно коррелируется возможность действия разных по характеру помех и некоторых нейродинамических характеристик. Но, несмотря на это, кратковременная памяти у дошкольников с задержкой психического развития характеризуется общим уровнем недоразвития и неравномерным уровнем развития разных сторон и свойств памяти.
Изучению вопроса развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посвящены работы Н.Г. Лутонян. Было выделено, что на этапе дошкольного возраста у детей с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников не столь сильно заметны различия в развитии произвольной памяти. Автор связывает это с тем, что в этом возрасте при обучении преобладает наглядный материал. Но, без специальной коррекционной работы, к концу младшего школьного возраста, у детей с сохранным развитием отмечается активное развитие произвольной памяти, чего нельзя сказать об их сверстниках с задержкой психического развития, у которых ведущим методом запоминания информации остается механический.
Еще одним отечественным ученым, Т.В. Егоровой, было установлено, что в развитии механического заучивания материала у детей с задержкой психического развития незначительные различия с детьми с нормой в развитии. Напротив, смысловое заучивание развито слабо и явно отстает от нормы. Как и другие авторы, Т.В. Егорова отмечает преобладание наглядной памяти над вербальной.
Е.С. Иванов отмечает значительное отклонение в развитии высших форм памяти, особенно это касается логической. У детей с задержкой психического развития ослаблена возможность рядообразования, дети не склонны к психологическому и волевому напряжению.
По мнению З.И. Калмыковой, недоразвитие памяти у детей с задержкой психического развития является закономерным признаком отклонений в их познавательной деятельности. В особенно, отсутствие произвольности внимания, существенное снижение работоспособности. Так как у детей с задержкой психического развития низкий уровень развития словесно-логического мышления, это, по мнению З.И. Калмыковой, вызывает столь существенные недостатки в развитии смысловой, или логической памяти. Подобные мнения о значительном недоразвитии смысловой памяти в связи с преобладающим уровнем предметно-образного мышления у детей с задержкой психического развития высказывают и другие авторы. К примеру, Г.Н. Сидельникова и В.Н. Лоскутова.
В работах Т.В. Егоровой показано, что низкий уровень мыслительной активности детей с задержкой психического развития также выступает ведущей причиной недоразвития продуктивности непроизвольной памяти у детей.
Л.М. Шипицына в процессе изучения дошкольников с задержкой психического развития выявила, что, в сравнении с ровесниками с нормой в развитии, дети отличаются существенным снижением продуктивности запоминания, как непосредственного, так и опосредованного. Представлены в том числе качественные различия в динамике и стратегии опосредованного запоминания. Особо выделен недостаточный уровень слухоречевой памяти и близкий достаточному уровень зрительной памяти.
Особого внимания заслуживает современное исследование отечественного автора Р.В. Демьянчука. В процессе экспериментального изучения памяти у детей с задержкой психического развития им была представлена характеристика памяти в зависимости от формы задержки психического развития по этиопатогенетическому признаку.
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития вполне могут приблизиться по уровню своего развития к уровню своих сверстников с сохранным развитием. Чаще всего, это становится возможным к началу школьного обучения. Но для этого необходимо проведение своевременной целенаправленной систематической коррекционной работы, осуществляемой всеми без исключения специалистами, работающими с детьми данной категории. Данная ситуация определена необходимостью обеспечения полноценного образования детей с задержкой психического развития, задачей максимального использования реализации актуальных возможностей детей с отклонениями в развитии.
В современном мире все более важной и актуальной становится проблема разработки и реализации инновационных подходов к диагностике и коррекции отклонений в развитии детей данной категории. Необходимым становится апробация индивидуальных программа обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей дефекта.
Сложности и значительные ограничения в социальных и познавательных возможностях детей с задержкой психического развития, определяют необходимость выделения таких детей в особую категорию, которой присваиваются различные обозначения - дети с особыми образовательными потребностями, дети со сложностями в обучении и т.д. Но, так или иначе, это обозначает необходимость обеспечения этих детей специальной коррекционной психолого-педагогической и социальной поддержкой и реабилитацией.
В современном обществе, весь образовательный процесс, который включает воспитательную, обучающую, развивающую и коррекционную работу, ориентирован на конкретную личность ребенка, выстроен в соответствии с его индивидуальными особенностями и призван способствовать максимальному росту ребенка во всех сферах.
Но, несмотря на это, специалисты дошкольных образовательных организаций, осуществляющие деятельность с детьми, в своей работе ориентируются на индивидуальные особенности ребенка, даже касаемо детей с отклонениями. Педагоги не учитывают структуру дефекта, не обращают должного внимания на индивидуальные особенности детей. Кроме того, в своей практической работе, педагоги не всегда считают нужным опираться на результаты современных исследований, которые подчеркивают опору на личностно-ориентированный подход, не ориентируются на изучение возрастных особенностей. Не учитывают особенности влияния дефекта на психическое развитие ребенка.
Анализ исследований позволил нам выявить ряд противоречий между:
• необходимостью осуществления целенаправленной работы по коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития и недостаточной проработанностью психолого-педагогических условий коррекции памяти у детей данной категории;
• проводимой работой по коррекции памяти у детей с задержкой психического развития и недостаточным уровнем владения педагогами методами и приемами коррекции памяти у детей с задержкой психического развития.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования каковы психолого-педагогические условия коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития? А также тема диссертации: «Психолого-педагогические условия коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий коррекции произвольной памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Объект исследования - процесс коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия коррекции памяти у 5-6 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что коррекция памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития возможна при организации следующих психолого-педагогических условий:
• психологическое просвещение специалистов, участвующих в сопровождении детей данной категории;
• психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития;
• индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, направленная на коррекцию памяти с учётом индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития;
• взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации, осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
2. Выявить уровень развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого­-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, психодиагностические методы), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, методы статистической обработки, метод наглядного предъявления результатов).
Методологическую основу исследования составили положения Л.С. Выготского о системном строении функций, компенсаторном их развитии в процессе специально организованной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили:
• теоретические исследования психологии детей с задержкой психического развития (Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, В.В. Лебединский, Ф.М. Г айдук);
• теоретические положения о распространенности задержки психического развития (М.С. Певзнер, В.М. Явкина, К.С. Лебединская, Т.А. Власова, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, П.П. Улба, Ю.С. Шевченко, А.А. Прокофьев);
• теоретико-эмпирические исследования об обучаемости детей с задержкой психического развития (Т.А. Власова, И.Ф. Марковская, М.Н. Фишман, П.Б. Шошин, Г.И. Жаренкова, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер);
• теоретические положения о роли памяти в развитии ребенка (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г. Эббингауз, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, З.М. Истомина);
• теоретико-эмпирические исследования об особенностях памяти у детей с задержкой психического развития (Г. Мюллер, А. Пильцекер, К. Готшальд, В. Келер, А. Бине, К. Бюлер, Д.Б. Бродбент, П. Линдслей, Н.Г. Лутонян, П.И. Зинченко, Н.Г. Поддубная, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, В.Л. Подобед, Т.В. Егорова, З.И. Калмыкова, В.Н. Лоскутова, Г.Н. Седельникова, Р.В. Демьянчук).
Экспериментальная база исследования: МБДОУ Д/С №104 «Соловушка» г. о. Тольятти Самарской области. В исследовании участвовали 12 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Этапы исследования: в осуществлении исследования можно выделить 3 этапа:
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 гг.). В течение данного этапа осуществляется анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - экспериментальный (2016-2017 гг.), включающий разработку и апробацию мероприятий, направленной на коррекцию памяти у детей 5-6 лет; обработку, проверку и систематизацию полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017 г.). Предполагает анализ, обобщение и систематизацию результатов опытно-экспериментальной работы; оформление материалов диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе:
• определены показатели развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• выявлены уровни развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• предложены психолого-педагогические условия коррекции памяти у детей 5-6 лет данной категории.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• обоснованы показатели развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• дана содержательная характеристика уровней развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития;
• обоснованы психолого-педагогические условия коррекции памяти у детей 5-6 лет данной категории.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования легли в основу разработки системы психолого- педагогического сопровождения детей с задержкой психического, направленной на оптимизацию психологической структуры учебной деятельности и коррекцию памяти дошкольников данной категории. Результаты исследования позволили сформулировать научно обоснованные рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Материалы исследования могут быть использованы в процессе преподавания дошкольной педагогики, детской психологии, а также в практике дошкольных образовательных организаций.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается теоретическим обоснованием проблемы; использованием и применением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследования; экспериментальной проверкой гипотезы исследования и положительными результатами апробации экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования систематически докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе, на научно-практической конференции «Студенческие «Дни науки» в ТГУ». По результатам диссертации опубликовано 3 статьи.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Уровень развития всех видов памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития существенно отличаются от нормы и требует систематической коррекционной работы.
2. Показателями развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития являются: узнавание, воспроизведение (включая объем слуховой и зрительной памяти), запоминание (включая динамику процесса запоминания и уровень развития смысловой-логической памяти - опосредованное запоминание).
3. Психолого-педагогическими условиями коррекции памяти у детей 5­-6 лет с задержкой психического развития являются: психологическое просвещение специалистов, участвующих в сопровождении детей данной категории; психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития; индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, направленная на коррекцию памяти с учётом индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития; взаимодействие всех специалистов дошкольной образовательной организации, осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития.
4. Реализация предложенных психолого-педагогических условий позволяет существенно повысить уровень развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Структура магистерской диссертации: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (81 источник), 8 приложений. Работа проиллюстрирована 14 таблицами и 3 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Память является одним из основных психических процессов, который представляет собой возможность запоминания и воспроизведения прошлого опыта человека. Кроме того, память позволяет длительное время удерживать информацию о различных явлениях окружающего мира, и переводить эти данные в сознание и поведение самого индивида.
Память позволяет связать прошлое, настоящее личности и спрогнозировать будущее. Память каждого человека индивидуальна и уникальна.
Выделяются различные виды памяти в зависимости от того или иного критерия. К примеру, по времени сохранения материала существуют кратковременная, долговременная и оперативная память. По характеру целей деятельности ученые делят память на произвольную и непроизвольную. По характеру психической активности выделяется двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая и механическая память. Одна из самых распространенных классификаций - по ведущему анализатору, который включается в момент запоминания и воспроизведения - слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная и вкусовая.
Но, так или иначе, уровень развития памяти является одним из определяющих показателей успешности школьного обучения. Слабость запоминания и воспроизведения информации, становится серьезной преградой к усвоению учебного материала.
Особо остро данный вопрос встает в процессе работы с детьми с ЗПР. Задержку психического развития в общем виде можно описать как замедление в развитии различных психических процессов - внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, мышления. Наравне с психическими процессами явные отклонения в развитии и имеет эмоционально-волевая сфера.
У детей с задержкой психического развития на протяжении долгого времени, даже на этапе школьного обучения, ведущей остается игровая деятельность и мотивом любой деятельности является игровой. С огромным трудом формируются и развиваются учебные интересы.
Значительные нарушения наблюдаются и в произвольной сфере - дети не умеют сосредоточиваться, удерживать и переключать внимание, большие трудности возникают на этапе понимания инструкции к заданиям, сложности при работе по образцу.
Все эти особенности не позволяют ребенку с задержкой психического развития в полной мере осуществлять учебную деятельности. Он быстро устает, истощается и стремится переключиться на другую, более интересную и активную деятельность. Без специальной коррекционной помощи такой ребенок не сможет, даже на минимальном уровне, освоить школьную программу и программу детского сада и попадет в число отстающих.
Недостатки в учебной деятельности и развитии психических процессов, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении и взаимодействии с другими людьми. Эти отклонения могут быть разного характера. В одном случае, ребенок чрезмерно возбудим, агрессивен, импульсивен и постоянно вступает в конфликты с окружающими. В противоположном случае, дошкольник безынициативен, инертен, пассивен, пуглив, скован и заторможен. В любом случае, без посторонней помощи ребенок из этого состояния выйти не может.
Констатирующий этап экспериментальной работы был направлен на выявление уровня развития памяти у детей 5-6 лет с ЗПР. В качестве показателей развития памяти были выделены: уровень развития процесса узнавания, уровень развития процесса воспроизведения и уровень развития процесса запоминания.
Для их изучения были использованы следующие методы: среди педагогов ДОО и родителей было проведено анкетирование. С детьми были проведены следующие диагностические методики «Узнай фигуры» (Р.С. Немов), «Запомни цифры» (Р.С. Немов), «Запомни рисунки» (Р.С. Немов), «10 слов» (А.Р. Лурия), «Опосредованное запоминание» (А.Н. Леонтьев).
Анализ результатов исследования показал, что у большинства обследованных детей 5-6 лет с ЗПР диагностирован недостаточный уровень развития памяти (66,7% детей экспериментальной). У остальных детей отмечается близкий к достаточному уровень, достаточный уровень не был диагностирован совсем.
Это показало необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по апробации психолого-педагогических условий коррекции памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития. В качестве этих условий выступали:
• психологическое просвещение специалистов, участвующих в сопровождении детей данной категории;
• психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития;
• индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, направленная на коррекцию памяти с учётом индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития;
• взаимодействие всех специалистов ДОО, осуществляющих сопровождение детей с задержкой психического развития.
Реализация формирующего эксперимента происходила в три этапа: предварительный, основной и заключительный. На предварительном этапе формирующего эксперимента, целью которого было повышение психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса в вопросах коррекции памяти у детей 5-6 лет с ЗПР, было организовано психологическое просвещение специалистов, участвующих в сопровождении детей данной категории. Была проведена консультативная работа с педагогами, работающими с детьми с данным отклонением.
Цель основного этапа формирующего эксперимента - способствовать коррекции памяти у детей 5-6 лет с ЗПР. Была проведена индивидуальная и подгрупповая работу с дошкольниками, направленная на коррекцию памяти с учётом индивидуальных особенностей проявления задержки психического развития.
На заключительном этапе нашего формирующего эксперимента целью, которого было закрепление полученных знаний и навыков по коррекции памяти у участников образовательного процесса, для осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ЗПР нами была проведена индивидуальная консультационная работа с ними. Родителям была предоставлена информация по результатам повторной диагностики развития памяти их детей. Была отмечена положительная динамика у дошкольников по некоторым показателям, были даны рекомендации по закреплению полученных дошкольниками умений и навыков.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что имеется положительная динамика в уровне развития памяти у детей 5-6 лет с ЗПР в экспериментальной группе. Статистическая обработка данных контрольного среза показала, что сдвиг в уровне развития памяти у детей 5-6 лет с задержкой психического развития в экспериментальной группе статистически достоверен.
Таким образом, цель магистерской диссертации достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена.


1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - М. : Издательский центр Академия, 2006. - 320 с.
2. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М. : Генезис, 2008. - 198 с.
3. Бадалян, Л. Память и нервно психическое развитие [Текст] / Л. Бадалян, А. Миринов // Дошкольное воспитание. - 1976. - №4. - с. 23- 31.
4. Башаева, Т.В. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника [Текст] / Т.В. Башаева, Н.Н. Васильева и др. - Ярославль : Академия развития, 2011. - 480 с.
5. Безруких, М.М. «Портрет» будущего первоклассника [Текст] / М.М. Безруких // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С. 47.
6. Безруких, М.М. «Портрет» будущего первоклассника [Текст] / М.М. Безруких // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3 - С. 53.
7. Безруких, М.М. «Портрет» будущего первоклассника [Текст] / М.М. Безруких // Дошкольное воспитание. - 2003. - №4 - С. 70.
8. Безруких, М.М. «Портрет» будущего первоклассника [Текст] / М.М. Безруких // Дошкольное воспитание. - 2003. - №6 - С. 94.
9. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка [Текст] / М.Р. Битянова. - М. : Феникс, 2007. - 235 с.
10. Битянова, М.Р. Куда уходит детство? [Текст] / М.Р. Битянова // Школьный психолог. - 1999. - №12. - С. 18-23.
11. Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Генезис, 2006. - 237 с.
12. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2004. - 349 с.
13. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - 1995. - №5. - С. 132-142.
14. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещеряков, В.Г. Зинченко. - М. : АСТ, 2009. - 633 с.
15. Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология [Текст] / Н.Л. Белопольская. - М. : Наука, 2000. - 351 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ