Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕЦЕПЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ УТОПИИ XVIII ВЕКА

Работа №102287

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы190
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
94
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава первая. Природа утопического метажанра 17
1.1. Литературная утопия. История термина 17
1.2. Утопия как метажанр в контексте русской литературы 20
1. 3. Эвномия и дисномия. Опыт обоснования понятий 43
1.4. Русская литературная утопия в свете европейской традиции 47
Глава вторая. Русская литературная утопия и законодательство Елизаветы Петровны 52
2.1. Мораторий на смертную казнь в елизаветинской России и «счастливое
общество» А. П. Сумарокова 55
2.2. Идеальные священнослужители А. П. Сумарокова и законодательство Елизаветы Петровны по отношению к Церкви 66
Глава третья. Русская литературная утопия и законодательство Екатерины Второй 75
3.1. Законы против лихоимства в екатерининской России и панегирическая утопия Ф. А. Эмина 77
3.2. «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» М. М. Хераскова в свете документов Комиссии по составлению проекта Нового уложения 84
3. 3. Художественные особенности романа-утопии М. М. Хераскова «Полидор, сын Кадма и Гармонии» и «Наказ» Екатерины Второй 99
3.4. Школьное образование офирян в контексте образовательных установлений Екатерины Второй 111
3.5. Идеал благочиния М. М. Щербатова в свете законодательной политики Екатерины Второй 125
3.6. Утопический проект И. И. Тревогина и законы Екатерины Второй в области образования 136
3.7. Утопия В. А. Левшина «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» и екатерининский «Наказ» 146
3.8. «Хотилов. Проект в будущем» А. Н. Радищева и «Наказ» Екатерины
Второй 154
Заключение 164
Список литературы

В энциклопедиях терминов и понятий утопия определяется как особый вид художественных произведений (fictional writings) . Если создатель социальной утопии стремится «превратить литературу в жизнь, культуру в бытие», для автора литературной утопии важно облечь свою мысль в занимательную форму художественного произведения. В данном исследовании мы сосредоточим внимание лишь на собственно утопических текстах, рассматривая их с точки зрения истории литературы, оставив за пределами наших изысканий сферу народно-утопических легенд.
В отличие от социальных утопий, известных уже в Древней Руси, возникновение литературного вида приходится на XVIII столетие . С момента своего появления литературная утопия неразрывно связана с темой идеального законодательства. В первом из созданных образцов жанра - «Сон. Счастливое общество» (1759) А. П. Сумарокова - описывается «Книга узаконений», содержащая права и обязанности жителей мечтательной страны»; весь кодекс обязанностей и прав жителей Офирии М. М. Щербатова (1783) сосредоточен в «Гражданском катехизисе»; в утопии «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1792) М. М. Хераскова особое внимание уделено книге под названием «Наука царствовать». Можно отметить несомненную связь с законодательной проблематикой всей утопической литературы XVIII века.
Об актуальности настоящего исследования свидетельствуют факты самой истории. Многие из утопистов XVIII века, являясь литераторами по роду занятий, были одновременно авторами трудов по праву. Некоторым из них тема законопорядка была близка по причине особенностей биографии. А. П. Сумароков известен как непримиримый критик «Большого наказа императрицы» в первой его редакции. Писатель «был, пожалуй, единственным из читателей “Наказа” до его публикации, кто позволил себе открыто не согласиться с некоторыми положениями документа и противопоставить мнениям императрицы собственную точку зрения» . Когда в 1766 году по инициативе государыни Вольно-экономическим обществом был объявлен конкурс: «Что полезнее для общества - чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?», писатель совершенно неожиданно принял в нем участие и ответил на поставленную задачу крепостническим по духу сочинением. Еще более вовлеченным в законодательную политику страны оказался другой утопист XVIII столетия - князь М. М. Щербатов. В 1767 году в качестве выборного депутата от ярославльского дворянства он принимает участие в Комиссии по составлению проекта Нового уложения, становится автором «Замечаний на Большой Наказ императрицы Екатерины II». Политико-правовая деятельность писателя нашла свое отражение в утопическом романе «Путешествие в землю Офирскую». Как критик екатерининского «Наказа» известен А. Н. Радищев. В «Опыте о законоположении» (1801) он называет екатерининский «Наказ» компиляцией, фикцией, отказывая императрице в искренности ее благородных идей. Негативное отношение к закону нашло отражение и в тексте «Путешествия из Петербурга в Москву» (1790).
Эти и другие примеры служат доказательством того, что утопия и право в русской литературе взаимосвязаны. Указанный тезис подтверждается и тем, что со времен Уложенной комиссии русская утопическая литература была в некоторой степени обусловлена законодательной проблематикой. «Наказ», который являлся, по выражению В. М. Живова, «атрибутом монарха, устанавливающего всеобщую справедливость и гармонию мира» , служил источником для создания образов идеального законодателя и философа на троне. Уложенная комиссия, знаменовавшая собой учреждение нового царства эвномии, подавала идеи для изображения идеальных государств, где царствует закон.
Степень научной разработанности проблемы. Известно, что первое исследование, в котором была проанализирована литературная утопия, было написано в 1896 году. Именно в это время А. Н. Пыпин издал в журнале «Вестник Европы» статью «Полузабытый писатель XVIII века» . В статье вниманию читателя был представлен обзор и беглый анализ опубликованного незадолго до того сочинения князя М. М. Щербатова - «Путешествие в землю Офирскую Г-на С... Швецкаго дворянина». По причине неизвестности произведения широкой читающей публике автор позволяет себе сделать его подробный пересказ. Историко-культурный подтекст утопии был репрезентирован слабо. Ученого более интересовала зависимость сочинения от традиций мировой литературы.
Труд, в котором утопическое произведение рассматривается в историческом контексте приходится на начало XX века - это «Русский социальный роман XVIII века» (1900). Его автор, историк Н. Д. Чечулин, анализируя «Путешествие в землю Офирскую» показывает некоторые особенности правовой действительности времен создания романа и привлекает для этого элементы биографии писателя. «.Разные сословхя въ Офирской земле распредТляютъ между собою деятельность совершенно такъ, какъ казалось всегда Щербатову наиболее справедливымъ и необходимость чего онъ постоянно доказывать въ засЪдашяхъ Комиссш для сочинешя проекта новаго уложешя: дворяне служатъ, купцы и ремесленники занимаются торговлею и промыслами, крестьяне - это рабы, крепостные» . Так, в начале прошлого века художественные особенности текста описываются неотрывно от правовой и общественной деятельности писателя. Можно сказать, что Н. Д. Чечулин как родоначальник русской утопиологии заложил традиции анализа утопического произведения, при котором утопический идеал писателя рассматривается сквозь призму его политических взглядов. В вышедшем годом позднее исследовании А. А. Кизеветтера «Русская утопия XVIII века» равным образом отмечена связь между законодательной политикой и взглядами М. М. Щербатова. В словах одного из главных героев - вельможи Агибе - исследователь обнаруживает критику «текстов градостроительных проектов Екатерининской эпохи».
В 1922 году появляется первое обзорное исследование по русской утопии - «Русский утопический роман» В. В. Святловского. В отличие от своих предшественников, ученый подвергает анализу не одно, а сразу несколько утопических сочинений XVIII века, уделяя особое внимание роману М. М. Щербатова. Несмотря на конспективность своего труда, автор описывает законодательство идеального государства: «Взаимоотношения (в Офирии - Ю .Р.просты и добродетельны. Законы мягки и снисходительны».
В начале 90-х С. Л. Бэр окончательно обосновывает идейно-мотивную зависимость русской утопии от законотворческих инициатив верховной власти. Он указывает на такую важную особенность как мотивологическая связь литературной утопии с деятельностью комиссии по составлению проекта Нового Уложения: «В некоторой степени утопическая литература отражала имплицитно присутствующий в Наказе образ райской России, в которой правит закон». Исследователь развил данную мысль на примере романа М. М. Хераскова «Нума Помпилий, или процветающий Рим» (1768) - произведения, изображающего идеального правителя и законодавца. Важно отметить, что, рассуждая об особенностях первых русских литературных утопий, автор упомянул лишь несколько произведений, описывающих законодательный идеал. Это и «Приключение Фемистокла» (1763) Ф. А. Эмина и трилогия М. М. Хераскова «Нума Помпилий» (1768), «Кадм и Гармония» (1787), «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1792). В действительности, наблюдения С. Л. Бэра не совсем точны. Первой утопией, в которой также поднимается тема благих законов, следует считать «Сон. Счастливое общество» (1759) А. П. Сумарокова. В то же время мотивы, связанные с идеальным законодательством, можно встретить и в более поздних утопиях, о которых ученый не упоминает. Это «Путешествие в землю Офирскую» князя М. М. Щербатова, «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» В. А. Левшина и другие. Анализ С. Л. Бэра нельзя назвать исчерпывающим не только с фактической, но и с теоретической стороны. В действительности, согласно методологическим построениям самого исследователя, русская утопия была не только панегирической, но и сатирической («russian Utopian and eutopian fiction»). В представленном же ряду текстов указаны лишь так называемые «панегирические» утопии, иллюстрирующие положительные стороны екатерининского законодательства, произведения же, содержащие черты сатиры (классический пример «Хотилов. Проект в будущем» А. Н. Радищева), автор в правовом контексте уже не рассматривает.
Заслуга ученого заключается в том, что он первым указал на законодательную сферу как непременный источник мотивов и идей русской утопической литературы, впервые дал определение законодательной кампании 1766 - 1768 годов, назвав ее эвномией (благозаконием). Впоследствии идеи С. Л. Бэра используются зарубежными и русскими учеными. Так, Л. Геллер и М. Нике применяют определение «эвномический» по отношению к роману «Нума Помпилий», называют патриархальной «эвномией» описанное в «Приключениях Телемака» Фенелона государственное устройство Крита и Салента. В докторской диссертации Е. Е. Приказчиковой «Культурные мифы и утопии в мемуарно-эпистолярной литературе русского Просвещения» (2010) «эвномия» впервые определяется как отдельный вид литературной утопии.
Работа, имеющая непосредственное отношение к проблематике нашего исследования, относится к 2009 году. Это вышедшая в журнале «Актуальные проблемы российского права» (серия «Юридические науки») статья Б. А. Назаренко «Право “Офирского государства” в утопии М. М. Щербатова» . В ней впервые проводится сопоставительный анализ идеальных законов, описанных в художественном произведении, и действующих законов (в данном случае екатерининского «Наказа»). Автор дает довольно детальную ссылку на пункты офирского «Катехизиса законов» и соответствующие ему статьи «Большого наказа императрицы». Например: «закрепление божественного происхождения власти государя (п. 6 “Катехизиса законов” и ст. 625 “Наказа”»). Работа Б. А. Назаренко не является исследованием по филологии, поэтому параллели между литературной утопией и законодательными документами не приводят к выводам биографического или источниковедческого характера: знакомство М. М. Щербатова с текстом «Наказа», возможное обращение писателя к законопроекту во время работы над произведением. Вместе с тем, нельзя отрицать значимость данного исследования для российского литературоведения. Его автору удалось выявить те особенности, которые представляют собой «слабые места» работ по истории литературы. Под «слабыми местами» понимается преимущественно недостаточная историческая аргументированность выводов о зависимости содержания литературной утопии от социально-политической и правовой ситуации.
Один из ярчайших примеров - статья И. З. Сермана «Мечтательная страна Александра Сумарокова» (2000). Автор усматривает в законах совершенного общества едкую насмешку над порядками, принятыми при Елизавете Петровне, и, между тем, не предлагает (вполне ожидаемого в данном случае) сравнительного анализа законодательной политики государыни и утопического идеала писателя. Как следствие, вывод И. З. Сермана: «от иронии и насмешки над истинным положением в государственном управлении Сумароков переходит к собственному утопическому изображению», остается без должной аргументации.
Подводя некоторый итог, следует заметить, что, несмотря на неоднократные утверждения исследователей о связи русской литературной утопии XVIII века и законодательной политики, до сих пор не сформирована традиция рассматривать утопические сочинения в контексте российских законов.
Научная новизна. Среди неотъемлемых признаков утопии нередко называют «всеохватность» . Как отмечает А. Е. Ануфриев, «авторы классических утопий стремились описать все сферы жизни созданных их фантазией стран» . Утопистам, отмечает Т. А. Чернышева, казалось, «что социальную гармонию создать не так уж сложно, нужно только хорошо подумать и написать хорошие законы» . На установлении об отсутствии частной собственности построено общество утопийцев Мора, на законах семьи и брака основано общество Бенсалема.
Закон - неотъемлемый атрибут изображения всякого совершенного правления. Роль его для утопического произведения столь велика, что в зависимости от противопоставленности или, напротив, близости вымышленных законов действующему законодательству меняется жанровая категоризация текста: принадлежность его сатирическому или панегирическому виду утопий.
Настоящая работа представляет собой первое изыскание по истории русской утопии, в котором тема законодательного идеала рассматривается одновременно на обширном материале законов российской империи эпохи просвещенного абсолютизма и целого ряда сочинений утопической мысли.
Среди художественных произведений: «Сон. Счастливое общество» А. П. Сумарокова, «Приключение Фемистокла» Ф. А. Эмина, «Нума Помпилий, или процветающий Рим», «Кадм и Гармония», «Полидор, сын Кадма и Гармонии» - М. М. Хераскова, «Путешествие в землю Офирскую» М. М. Щербатова, «Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» В. А. Левшина, утопические проекты И. И. Тревогина, «Хотилов. Проект в будущем» («Путешествие из Петербурга в Москву») А. Н. Радищева.
Основные юридические сочинения: Анонимное «Мнение об освобождении крестьян», «Замечания на Большой Наказ императрицы Екатерины II», «Размышления о законодательстве вообще» - М. М. Щербатова, «О законоположении» А. Н. Радищева.
Основные законы и законодательные акты: «Деяния московских соборов 1666 и 1667 годов», «Артикул воинский» (1715), «Духовный регламент» (1721), «Большой наказ императрицы» (1767), «Святейшему Правительствующему Синоду Действительного Статского Советника и Синодального Обер-Прокурора Мелиссино Предложения» (1767), «Устав благочиния, или полицейский» (1782), «Свод законов Российской империи» (1832) и др.
Ряд исследуемых нами сочинений до сих пор не опубликован. Это хранящиеся в Российском государственном архиве древних актов - утопические сочинения литератора и авантюриста И. И. Тревогина и педагогические проекты князя М. М. Щербатова . Среди неизданных работ по истории русской литературы следует назвать и очерк А. А. Дубицкого «Князь Михаил Михайлович Щербатов как историк и писатель» (Отдел письменных источников государственного исторического музея).
К нововведениям в области изучения русской литературной утопии следует отнести итоговую трансформацию традиционных представлений о жанре ряда утопических произведений. Отправной точкой в этом вопросе служит известная монография С. Л. Бэра «Миф о рае в России XVIII века. Утопические модели в ранней русской литературе и культуре» (1991), в которой было представлено и аргументировано членение на панегирический и сатирический виды утопий (и- 1ор1а и еи-1ор!а). Рассматривая художественные тексты на фоне законодательной политики XVIII века, мы последовательно доказываем, что отношение автора утопии к современным ему законам имело определяющее значение: оценка установления как положительного впоследствии являлась причиной создания панегирического типа утопий, тогда как сатирический был основан на критическом восприятии того или иного законоположения. Сопоставильный анализ законов и литературных утопий XVIII века позволяет скорректировать представление о жанровой категоризации последних. Так, утопия Ф. А. Эмина «Приключения Фемистокла», рассматриваемая С. Л. Бэром и как сатирическое, и как хвалебное произведение, при сравнении с екатерининским законодательством приобретает целостность как панегирическая утопия.
С теоретической точки зрения, научную новизну диссертационного исследования обуславливает и введение в терминологический аппарат понятия «дисномия». На основании имеющегося в науке выделения в самостоятельный жанр «эвномии» (eu - благой, nomos - закон) как утопии, в которой прославляется действующее законодательство, мы предлагаем вычленять и «дисномию» (dis - плохой, nomos - закон) - утопию, призванную показать ущербность и недостаточность законов. Ярчайший пример «дисномии» - утопия A. П. Сумарокова «Сон. Счастливое общество», в которой содержится имплицитная критика в адрес императрицы Елизаветы - законодательницы. «Дисномией» следует считать и «Новейшее путешествие, сочиненное в г. Белеве» B. А. Левшина. Черты «дисномии» можно обнаружить в отрывке «Хотилов. Проект в будущем» - «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, а также в утопическом романе М. М. Хераскова «Полидор, сын Кадма и Гармонии».
Объектом изучения является отражение российской законодательной практики XVIII века в художественном мире утопий А. П. Сумарокова, Ф. А. Эмина, М. М. Хераскова, М. М. Щербатова, В. А. Левшина, И. И. Тревогина, А. Н. Радищева, А. Д. Улыбышева, Ф. В. Булгарина, В. Ф. Одоевского.
Предмет исследования - текстологические, исторические, идейно- мотивные связи литературной утопии и законодательных актов XVIII столетия.
Связь нормативных документов с представлениями об идеалах прослеживается на всем протяжении второй половины XVIII века. Зачастую эти представления облекались в форму художественного текста - утопического сочинения. Этим обусловлена основная цель диссертационной работы - эксплицировать отражение правовых актов в утопических текстах эпохи. Поставленной цели соответствует решение ряда задач: показать текстологические, идейные и мотивные параллели между законами и утопическими произведениями;
объяснить причины заимствований из законов и подзаконных актов в русские утопические тексты;
выявить причины отрицательного или положительного отношения автора- утописта к упоминаемым документам права;
рассмотреть случаи, когда отношение к тому или иному действующему закону влияло на жанр утопического сочинения, привнося в него панегирический или сатирический элемент.
уточнить при необходимости сложившееся представление о том или ином художественном тексте как утопии сатирической или панегирической.
В силу широты изучаемого материала (художественные, законодательные, историко-правовые тексты XVIII века) методология исследования совмещает в себе особенности разных аналитических приемов. При разборе художественных текстов основным является метод комплексного изучения памятников письменности, сочетающий в себе принципы текстологического, источниковедческого и историко-литературного анализа. В изучении автобиографического начала утопической прозы и политико-правовых идеалов писателя неоднократно привлекается биографический метод. Использование культурно-исторического подхода основано на изучении связей утопической литературы, юридических документов и сочинений в области истории и права. Этими же связями обусловлено применение историко-функционального метода.
Методологическую основу диссертации составляют исследования по теории утопического жанра: Ф. Клейнвехтера, Б. А. Ланина, В. Фортунати, А. Петручанни, А. А. Файзрахмановой, В. А. Чаликовой; истории русской литературной утопии: В. В. Святловского, С. Л. Бэра, В. П. Шестакова, Т. В. Артемьевой, И. А. Калинина, Н. В. Ковтун. Уделено особое внимание исследованиям творчества отдельных писателей. Это статьи сумароковедов И. З. Сермана, Ю. В. Стенника, посвященные утопической прозе М. М. Хераскова труды Л. Н. Нарышкиной, А. В. Западова и Л. И. Кулаковой, монографии и статьи о М. М. Щербатове А. Н. Пыпина, Н. Д. Чечулина, А. А. Кизеветтера, Т. В. Артемьевой, связанные с утопическими идеалами И. И. Тревогина изыскания А. И. Старцева, Л. Б. Светлова, А. Л. Топоркова, Е. Е. Дмитриевой и др. Другую группу составляют труды по истории и исследования по истории права XVIII века: Н. М. Карамзина, Н. А. Полевого, С. М. Соловьева, О. В. Ключевского, А. Ф. Кистяковского, М. И. Семевского, О. А. Филиппова, К. А. Писаренко, Дж. Ледонне, С. Бринера, Д. Р. Скотта и др.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении научно-исследовательских положений об истории возникновения жанра литературной утопии в России, уточнении его категориальных особенностей, а также в изменении научного представления о жанровой природе ряда утопических текстов XVIII века (обосновании взгляда о преобладании в них сатирического или панегирического элемента), выявлении социально-политического, правового и религиозного идеалов писателей-утопистов, в определении тесной текстологической, исторической, идейно-мотивной связи утопических текстов с законодательными актами XVIII столетия.
Практическая ценность исследования определяется возможностью применения его выводов при чтении курсов по истории русской литературы, специализированных курсов по русской литературной утопии и творчеству писателей XVIII века. Отдельные наблюдения применимы в курсах по русской истории и истории русского права, при создании антологий и учебных пособий.
Степень достоверности исследования определяется, в первую очередь, привлечением достаточного числа источников различного характера (законодательных актов, юридических сочинений, историко-правовых документов, литературных произведений), внимательным отношением к жанровому своеобразию каждой отдельной утопии, рассмотренной в подобном контексте, использованием соответствующих целям и задачам исследования методов анализа.
Апробация работы Основные положения и результаты исследования были представлены в виде докладов на всероссийской конференции «Филологическая наука в XXI веке. Взгляд молодых» (МПГУ, 2014), «Евангельский текст в русской словесности: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр» (ПетрГУ, 2014), на Международном конгрессе «Русская словесность в мировом культурном контексте» (Москва, 2014), «Мировая словесность для детей и о детях» (МПГУ,
2015, всероссийской конференции «Русская классическая литература в мировом культурно-историческом контексте» (Литературный институт имени М. Горького, 2016), международной научной конференции «Литературный процесс в России ХУШ-Х1Х веков. Светская и духовная словесность» (ИМЛИ, 2016), международной научной конференции «Русский язык и литература в поликультурной среде» (КГПУ им В. П. Астафьева, 2017). По теме исследования опубликовано одиннадцать работ, в том числе шесть - в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
На защиту выносятся следующие положения:
1. С момента своего появления (эпоха европеизации) русская литературная утопия неразрывно связана с темой идеального закона;
2. Для воссоздания образа идеального государства утописты использовали элементы действующего законодательства;
3. Обращение утопистов к правовой сфере оставило свои «следы» в русских утопических текстах;
4. Влияние законов на тексты указанного содержания нашло свое выражение в текстологических, идейных и мотивных заимствованиях;
5. Отношение автора изображаемого утопического идеала к действующему законодательству определяло сатирическую или панегирическую направленность текста.
Структура диссертации. В соответствии с целями и задачами исследования работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 222 наименования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Картина изображения совершенного общества в литературе неразрывно связана с законодательным идеалом. Несмотря на прославление безыскусного образа жизни утопийцев, нормы государства описывает Т. Мор, теме гражданского и уголовного правосудия уделяет внимание автор «Города Солнца» Т. Кампанелла. В ряду непременных черт русской социально-политической утопии также следует назвать идею благих законов . Автор первого русского утопического произведения А. П. Сумароков основывает счастливое общество на кратких и жестких установлениях, нравственные и гражданские нормы становятся объектом описания князя М. М. Щербатова в утопии «Путешествие в землю Офирскую», закон естественный прославляет в «Новейшем путешествии» масон-B. А. Левшин.
Между тем, отдельных работ, посвященных законодательному идеалу в утопической литературе, ранее не существовало. Отдельные попытки описать моральный кодекс представителей идеального государства сквозь призму масонских взглядов сочинителя не позволяли получить развернутое представление об истоках его правового эталона. Комплексный подход, при котором учитываются возможная вовлеченность автора в правовую сферу действительности (например, участие в комиссиях по составлению проекта Нового уложения), наличие отдельных трудов по юриспруденции и общая историко-правовая ситуация в стране (издание фундаментальных законов и установлений) позволяет эксплицировать те смыслы, которые находились в основе изображаемых законов и были не очевидны вне обозначенного контекста.
Указанный метод привел к пересмотру представлений о жанровой детерминированности ряда утопических произведений. Так, «Приключения Фемистокла» Ф. А. Эмина, произведение, которое американским славистом C. Л. Бэром трактуется как полусатирическое-полухвалебное сочинение, в связи с екатерининскими законами о лихоимстве обретает жанровую целостность как панегирическая утопия. Черты утопии-дисномии (dis-плохой, nomos-закон) обнаруживаются в «Новейшем путешествии» В. А. Левшина при сравнении его с текстом «Большого наказа императрицы». Образ офирского полицейского- священнослужителя помимо традиционного масонского объяснения приобретает вполне определенные прототипы в законодательстве «Северной Минервы» - ее знаменитом «Наказе» и «Уставе благочиния».
Идея мудрых указов стала достоянием русской утопии с самого момента ее зарождения. Однако по-настоящему прочно тема идеальных установлений вошла в утопическую литературу с момента созыва Комиссии по составлению проекта Нового Уложения 1766 - 1768 гг. * * *
Среди идей, имеющих отношение к законодательному идеалу, есть ряд таких, которые являются общими как для зарубежных, так и для отечественных утопий. Это скорость в решении судебных дел и краткость нормативных установлений. В памфлете «Сон. Счастливое общество» (1759): «ДЪла окончеваютъ очень скоро, для того что очень мало спорятъ, а еще менше пишутъ», в утопии Л. С. Мерсье «все дела, входившие в ведение полиции, разбирались чрезвычайно быстро», в политическом романе князя М. М. Щербатова «всякое уголовное дело повелевают без всякого мешкания исследовать». На судебном здании из «Сна» А. Д. Улыбышева вывеска: «Святилище правосудия открыто для каждого гражданина, и во всякий час он может требовать защиты законов».
Представление о чрезмерной объемности закононодательных актов сопровождает утопические тексты на всем протяжении XVIII века. В самой первой российской утопии, изображающей счастливое общество, «Книга узаконений» содержит всего 2-3 пункта, в ухронии Л. С. Мерсье «основанные на разуме и человечности предписания... мудры, ясны, отчетливы и немногочисленны». Не велик и гражданский катехизис офирян М. М. Щербатова.
Следующей особенностью, объединяющей законотворческий эталон утопий России и Запада, является вовлечение государя в судебно-правовые дела своей страны. Так, правитель Египетской земли Сизострис Фенелона сам принимает всякого, кто представляет ему жалобу или какое-либо иное сообщение. «Великий человек» мечтательной страны Сумарокова «всТхъ подданныхъ своихъ приемлетъ... ласково, и всТ дТла выслушаваетъ терпеливо», государыня Фракии Ф. А. Эмина вместе с присяжными рассматривает дела с целью вынести самое справедливое решение.
В отличие от элементов сюжета, которые могли быть заимствованы отечественной утопией у своей старшей сестры - утопии западной и наоборот черты воссозданного нормативного эталона и в том и в другом случае были куда более злободневными, обусловленными состоянием судебно-правовой системы «здесь и сейчас». Автор произведения об идеальном социально-политическом устройстве, естественно, исходил из недостатков или достоинств оного в современности. Таким образом, государственно-правовой образец в каждом случае представлял собой актуальный конструкт, отвечающий веяниям своего времени.



1. Артикул воинский / Российское законодательство X - XX веков в девяти томах. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. - М.: Юрид. лит., 1986. - С. 327 - 366.
2. Бецкой И. И. Устав Императорского Шляхетского Сухопутного Кадетского Корпуса, учрежденного в Санкт-Петербурге для воспитания и обучения благородного российского юношества. - СПб. 1766. - 25 с.
3. Генерал-Прокурорский Наказ при Комиссии о составлении проекта новаго Уложения, по которому и Маршалу поступать 12. 950. Июля 30 // Полное собрание законов Российской Империи. Т. XVIII. - СПб., 1890. - С. 281 - 283.
4. Деяния московских соборов 1666 и 1667 годов. - М.: Синодальная
типография на Никольской улице. 1893. - 364 с.
5. Духовный регламент, тщанием и повелением всепресветлейшаго,
державнейшаго государя Петра Перваго, императора и самодержца всероссийскаго, по соизволению и приговору Всероссйскаго Духовнаго Чина и Правительствующаго Сената, в царствующем Санктпетербурге, в лето от Рождества Христова 1721, сочиненный. - М., 1861. - 239 с.
6. Именной указ об учреждении в Москве Комиссии для сочинения проекта нового Уложения и о выборе в оную депутатов / Томсинов В. А. Законодательство императора Петра III: 1761-1762 годы. Законодательство императрицы Екатерины II: 1762 - 1782 годы. - М.: Зерцало, 2011. С. 98 - 123.
7. Именный, данный Директору Санктпетербургской Академии Наук, Княгине Дашковой - о учреждении Российской Академии 15.839. Сентября 30 // Полное собрание законов Российской империи. Т. XXI. С. 1781 по 1783 гг. - СПб., 1830. - 1023 - 1027.
8. Манифест о наполнении судебных мест достойными и честными людьми; о мерах к прекращению лихоимства и взяток; о взимании с 1 генраря 1764 года по приложенному реестру, положенных по новым штатам на жалованье, разных сборов и об отсылке оных в Штатс-Контору. № 11. 988. Декабря 15 // Полное собрание законов Российской империи. Т. XVI. - СПб.: Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. - С. 457 - 462.
9. Наказ ея императорского величества Екатерины Вторыя самодержицы Всероссийския, данный комиссии о сочинении Нового уложения. - СПб.: Императорская Академия Наук. 1770. - 405 с.
10. О производстве жалованья обретающимся у дел в присутственных местах прибывшим из Санкт-петербурга по Санктпетербургским, а кои в Москве по Московским окладам, и о прибавке суммы на канцелярские расходы и служителей. 11.753. Февраля 13 // Полное собрание законов Российской Империи. Т. XVI. - СПб.: Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. - С. 158.
11. О употреблении Сенату всех способов к восстановлению везде надлежащего
порядка и народного благосостояния. № 11.092 Августа 16 // Полное
собрание законов Российской Империи. Т. XV. - СПб.: Печатано в Типографии II Его Императорского Величества Канцелярии. 1830. - С. 498 - 499.
12. Об удержании судей и чиновников от лихоимства. 11. 616. Июля 18. // Полное собрание законов Российской Империи. Т. XVI. Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. - СПб., 1830. - С. 22 - 23.
13. Окружная грамота (в списке) Царя Алесея Михайловича Туринскому Воеводе Василию Кокореву: о строжайшем подтверждении тамошним жителям, чтоб они, как Христиане, имели должное и благоговейное почитание к святым Божиим Тайнам, носимым священниками из церкви в домы, для приобщения больных; под опасением заключения в монастыри на покаяние - Писана 1650, Октября 28 // Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной коллегии иностранных дел. Ч. 3. -
М.: Типография Селиванского. № 141. 1822. - С. 460 - 461.
14. Прибавление к Духовному Регламенту. № 4022. Майя 1722. // Полное
собрание законов Российской Империи. Т. VI. Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. - СПб., 1830. - С. 699 - 715.
15. Проект правам благородных / Сборник русского исторического общества. Т. 32. - СПб.: Тип. Н. А. Лебедева, 1881. - С. 169 - 183.
16. Святейшему Правительствующему Синоду Действительного Статского Советника и Синодального Обер-Прокурора Мелиссино Предложения // Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 3. Отд. 5. - М. 1871. - С. 748 - 755.
17. Соборное уложение 1649 года // Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т. 3. Акты Земских соборов. - М.: Юрид. лит. 1985. - С. 83 - 256.
18. Указ именный, данный Московскому Обер-Полициймейстеру - Об учреждении под ведомством тамошней Полиции особой больницы, богадельни и работных домов - 14.357 Августа 12 // Полное собрание законов Российской Империи. Т. XX. Печатано в Типографии II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. - СПб., 1830. - С. 198 - 199.
Историография и литературные источники
19. Абрамзон Т. Е. Суеверные представления и их осмысление в русской литературе второй половины XVIII века.: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Абрамзон Татьяна Евгеньевна. - СПб., 1998. - 20 с.
20. Авсеенко В. Г. Томас Мор // «Русское слово». - 1860. - № 11. - Отд. III. - С. 30 - 64.
21. Аинса Ф. Реконструкция утопии Эссе. - М.: Наследие, 1999. - 207 с.
22. Алмазов А. И. Апокрифические молитвы, заклинашя и заговоры. (Къ исторш византшской отреченной письменности). - Одесса, 1901. - 120 с.
23. Алтунян А. Г. Анализ политических текстов: Учебное пособие. - М.:
Университетская книга; Логос, 2006. - 383 с.
24. Альтшуллер М. Г. Херасков // Краткая литературная энциклопедия. Т. VIII. - М.: Советская энциклопедия, 1975. - Стлб. 264 - 265.
25. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. - М.: Знак, 2009. - 640 с.
26. Анисимов Е. В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в XVIII веке. - М: Новое литературное обозрение, 1999. - 720 с.
27. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. - М.: Мысль, 1986. - 239 с.
28. Ануфриев А. Е. К вопросу о доминантных признаках жанра литературной утопии // Вестник Вятского государственного университета. 2012. -Т. II. - № 2. - С. 106 - 110.
29. Ануфриев А. Е. Утопия и антиутопия в русской прозе первой трети XX в.: Эволюция, поэтика: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01./ Ануфриев Анатолий Евдокимович. - М., 2002.
30. Анциферов К. Взяточничество в истории русского законодательства // Журнал гражданского и уголовного права. СПб.: Издание с-петербургского юридичекого общества, 1884. - Кн. 2. - С. 1 - 54.
31. Артемьева Т. В. Российские Атлантиды века Просвещения [Электронный
ресурс] // Универсум платоновской мысли Режим доступа: http:
//platoakademeia.ru/index.php/ru/conferences/item/299-upt_8_26
32. Артемьева Т. В. Софиократические идеалы и эпистемологические утопии Михаила Хераскова // Философский век. Альманах 12. Российская утопия. От идеального государства к совершенному обществу. Материалы Международной Летней школы по истории идей 9 - 30 июля 2000 г. - СПб., 2000. - С. 13 - 47.
33. Артемьева Т. В. Михаил Щербатов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. - 92 с.
34. Артемьева Т. В. От славного прошлого к светлому будущему: Философия истории и утопии в России эпохи Просвещения. - СПб., Алетейя, 2005. -
496 с.
35. Архангельский А. С. Императрица Екатерина II в истории русской литературы и образования. - Казань, 1897. - 91 с.
36. Барласов М. А. К истории указа от 16 августа 1760 г. [Электронный ресурс] //
Уральский археографический ежегодник за 1973 год. Свердловск, 1975. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/T exts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-
1760/Elizaveta/ Ural_arch_ezeg/1 /text.htm
37. Барсков Я. Л., Жижка М. В. Материалы к изучению «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. - М. - Л.: ACADEMIA, 1935. - 586 c.
38. Батшев М. Книжная полка [Электронный ресурс] // Литература. № 12. 2007.
- Режим доступа: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200701220
39. Беккария Ч. О преступлениях и наказаниях. - М.: Стелс, 1995. - 304 с.
40. Бибиков А. А. Записки о жизни и службе Александра Ильича Бибикова сыном его сенатором Бибиковым. - М., 1865. - 138 с.
41. Билярский В. Материалы для истории Ломоносова. - СПб.:Типография императорской академии наук, 1865. - 928 с.
42. Благой Д. Д. История русской литературы XVIII века. - М.: Учпедгиз, 1945. - 422 с.
43. Блохин В. Ф. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева в сфере государственных интересов. «Радищев, рабства враг, цензуры избежал!» // Литература, язык, периодическая печать в жизни российского общества и государства: XVIII - XX вв. Сб. статей. - Брянск: Курсив, 2010. - С. 55 - 80.
44. Блюмбаум А. Политическая история как утопический радикализм [Электронный ресурс] // Русский журнал. Круг для чтения - Режим доступа: old. russ.ru
45. Брикнер А. Г. Иллюстрированная история Екатерины Второй. - М.: Эксмо, 2007. - 573 с.
46. Брикнер А. Г. Князь М. М. Щербатов как член Большой Комиссии 1767 г. // Исторический вестник. - 1881. - Т. 3. - № 10. - С. 217 - 249.
47. Бугров Д. В. Политико-правовые идеи в русской социокультурной утопии второй половины XVIII в. /Д. В. Бугров // Проблемы истории России. Вып. 2. Опыт государственного строительства XV - XX вв. - Екатеринбург: Волот, 1998. - C. 226 - 234.
48. Бычкова С. Б. Государственно-правовые меры противодействия
взяточничеству в России (XV - начало XX в). Дисс. на соис. уч. степени канд. юр. наук. 12.00.01. - Нижний Новгород, 2015. - 225 с.
49. Вагеманс Э. К истории русской политической мысли: М. М. Щербатов и его «Путешествие в землю Офирскую» // Русская литература. - 1989. - № 4. - Л.: Наука. - C. 107 - 119.
50. Валлич Э. И. Н. М. Карамзин - первый русский рецензент «Утопии» Томаса Мора // История социалистических учений. Сб. статей. - М.: Наука, 1977. -С. 243-256.
51. Веденяпин П. Г. Законодательство императрицы Елизаветы Петровны относительно православного духовенства // Православное обозрение. - № 5 - 7. 1865. - C. 113 - 134.
52. Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II. - Пгр., 1917. - 285 с.
53. Веселовский А. Н. Из истории романа и повести. Материалы и изследования. Вып. I. Греко-византийский период / - СПб.: Типография Императорской академии наук, 1886. - 607 с.
54. Веселовский А. Н. К вопросу об источниках Сербской Александрии // Журнал министерства народного просвещения. - 1884. - Июнь. - С. 182 - 197.
55. Веселовский А. Н. Параллели к сказанию о «Новгородском рае» // Филологические Записки. - 1875 - Вып. III. - Отд. «Историко-литературные заметки», Воронеж - С. 1-7.
56. Витенберг Б. Путешествия в мир утопий (Обзор книг по литературной утопии) // Новое литературное обозрение. М., 2008. - № 93. - С. 327-337.
57. Геллер Л., Нике М. Утопия в России. - СПб.: Гиперион, 2003. - 312 с.
58. Голейзоковский Н.К. «Послание о рае» и русско-византийские отношения в середине XIV века. // Русско-балканские культурные связи в эпоху Средневековья. - София, 1982. - С. 42 - 67.
59. Гончаров С. А. Мифологическая образность литературной утопии // Литература и фольклор. Вопросы поэтики. Межвузовский сборник научных трудов. - Волгоград, 1990. - С. 39 - 48.
60. Готье Ю. В. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. I. Реформа 1727 года. Областное деление и областные учреждения 1727 - 1775 гг. - М., 1913. - 492 с.
61. Грацианский П. С. Политическая и правовая мысль России II половины XVIII в. - М.: Наука, 1984. - 253 с.
62. Грачиотти С. Функция утопии в русской литературе второй половины XVIII в. // Славянские культуры и мировой культурный процесс. Материалы межд. науч. конф. ЮНЕСКО. - М.: Наука и техника, 1985. - С. 148 - 152.
63. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 452 с.
64. Гуковский Г. А. Сумароков и его литературно-общественное окружение / История русской литературы: в 10 т. / М.; Л: Изд-во АН СССР, 1941. - Т. III: Литература XVIII века. - Ч. I. - С. 349 - 420.
65. Даль В. И. Утопия / Толковый словарь живаго великорусскаго языка. - Т. IV. СПб. - М., 1882. - С. 536.
66. Даль С. П. Императрица Елизавета Петровна. Рассказы из русской истории. - М, 1894. - 32 с.
67. Дашкова Е. Р. Речь, говоренная при открытии императорской российской академии октября 21 дня 1783 года / Литературные сочинения. - М.: Правда, 1990. - 363 с.
68. Дживилегов А. Утопии / Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза, И. А. Ефрона - Т. XXXV. - СПб. 1902. - С. 76 - 77.
69. Дитятин И. И. Екатерининская комиссия 1767 года «О сочинении проэкта Нового уложения». Ч. II // Юридический вестник: Апрель. № 4. - М: Издание Московского Юридического Общества. Тип. А. И. Мамонтова и Ко, 1879. -
С. 477 - 499.
70. Дмитриева Е. Е., Топорков А. Л. Авантюрная автобиография И. И. Тревогина // Памятики культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. - М.: Круг, 1992. - С. 49 - 75.
71. Егоров Б. Ф. Российские утопии: Исторический путеводитель. - СПб: «Искусство - СПБ», 2007. - 416 с.
72. Екатерина II. О величии России. - М.: Директ - Наука, 2010. - 96 с.
73. Ермолай-Еразм. Аще восхотят царем правителница и землемерие // Библиотека литературы Древней Руси. Т. IX. СПб.: Наука, 2000. С. 474 - 485.
74. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII века. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 590 с.
75. Живов В. М. Государсвенный миф в эпоху Просвещения и его разрушение в России конца XVIII века // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII - начало XIX века). - М., 1996. - С. 125 - 143.
76. Живов В. М. Из церковной истории времен Петра Великого: Исследования и материалы. НЛО. - М. 2004. - 360 с.
77. Загоскин Н. П. Очерк истории смертной казни в России. - Казань, 1892. - 103 с.
78. Западов А. В. Эмин / История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. - М. - Л.: Изд-во АН СССР. Т. IV. Литература XVIII века. Ч. II. 1947. С. 256 - 264.
79. Зеньковский В. В. История русской философии. Т. I. - М.: Академический проект. Раритет, 2001. - 800 с.
80. Калинин И. А. Русская литературная утопия XVIII - ХХ вв.: Проблемы поэтики и философии жанра : дисс. ... канд. филол. наук : 10.01.01 / Калинин Илья Александрович. - СПб., 2002. - 247 с.
81. Калинин И. Слепота и прозрение. Риторика истории России и «Риторика темпоральности» Поля де Мана // НЛО. М., 2003. - № 59. - С. 250 - 273.
82. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. - М.: Наука, 1991. - 127 с.
83. Карамзин Н. М. Философа Рафаила Гитлоде странствование в новом свете и описание любопытства достойных примечаний и благоразумных установлений жизни миролюбивого народа острова Утопии. Перевод с Английского языка. Сочинение Томаса Мориса (Моруса). В Санкт- петербурге у Шнора 1790 года. // Московский журнал. 1791. - Ч. I. - C. 358 - 365.
84. Карякин Ю. Ф. Плимак Е. Г.Запретная мысль обретает свободу. 175 лет борьбы вокруг идейного наследия Радищева. - М.: Изд-во «Наука», 1966. - 305 с.
85. Кауркин Р. В. Утопические проекты Ивана Тревоги // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2011. - № 6 (1). - С. 245 - 249.
86. Кизеветтер А. А. Русская утопия XVIII века / Исторические очерки: Из истории политических идей. - М., 1912. - 502 с.
87. Кистяковский А. Ф. Исследование о смертной казни. - СПб., 1896. - 352 с.
88. Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России. Период феодализма. - М: «Наука», 1977. - 335 с.
89. Ключевский В. О. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. - М.: АЛЬФА - КНИГА. 2009. - 1197 с.
90. Кнорринг Н.Н. Екатерининская законодательная комиссия 1767 года в освещении иностранных резидентов при русском дворе // Сборник статей, посвященных Павлу Николаевичу Милюкову 1859 - 1929. - Прага, 1929. - С. 327 - 350.
91. Князья, цари и императоры России. Елизавета Петровна. Беззаботная императрица. Годы правления 1741 - 1761. - 2016. - № 7. - М. - 46 с.
92. Ковтун Н. В. Становление русской утопической парадигмы. Опыт жанрового анализа // Философский век. Альманах 14. История идей как методология гуманитарных исследований. Программы спецкурсов. - СПб: Санкт- Петербургский Центр истории идей. 2001. - С. 204 - 223.
93. Коломинов В., Файнштейн М. Храм муз словесных (Из истории Российской Академии). - Л.: Наука, 1986. - 149 с.
94. Краснов А. Образ будущего Петербурга, Царского Села и Гатчины в романе М. М. Щербатова «Путешествие в землю Офирскую» // Нева. - 2006. - № 4.-С. 271 - 275.
95. Кулакова Л. И. Херасков / История русской литературы. Т. IV. Литература XVIII века. Ч. II. - М. - Л: АН СССР, 1947. - С. 320 - 341.
96. Курмачёва М. Д. Крепостная интеллигенция России (вторая половина XVIII
-начало XIX вв.). - М.: Наука, 1983. - 352 с.
97. Курукин И. В., Никулина Е. А. Повседневная жизнь тайной канцелярии XVIII в.. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 639 с.
98. Кусков В. В. История древнерусской литературы. - М.: Высшая школа, 1998.-335 с.
99. Лавринович М. Б. Социально-политическая программа Екатерины II: «Третье сословие» как утопия русской истории // Философский век. Альманах. Российская утопия: От идеального государства к совершенному обществу. / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. Вып. 12. - СПб., 2000. - С. 60 - 73.
100. Левшин В. А. Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве // Собеседник любителей российского слова, содержащий разные сочинения встихах и в прозе некоторых Российских писателей. Ч. XIII - XIV. - СПб., 1784.
101. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы Х - XVII вв.: Эпохи и стили. - Л.: Наука, 1973. - 254 с.
102. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. -360 с.
103. Манхейм К. Идеология и утопия. - М.: ИНИОН, 1992. - 245 с.
104. Мильдон В. Санскрит во льдах, или возращение из Офира: Очерк русской
литературной утопии и утопического сознания. - М.: Российская
политическая энциклопедия, 2006. - 288 с.
105. Михайлова А. В., Михайлова Т. В. Вера и правда в текстах Ивана Пересветова как часть политической терминологии московского царства, или Чему турецкий султан может научить русского царя // Политическая лингвистика. - 2012. - № 1 (39). - Екатеринбург. - C. 127 - 131.
106. Мнение об особождении крестьян // Русский архив. - М., 1871. - Стлб. 288 - 293.
107. Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века: из истории общественно-политической мысли России. - М., 1994. - 216 с.
108. Муратов М. Жизнь Радищева. - М.-Л.: Государственное издательство
детской литературы министерства РСФСР, 1949. - 247 с.
109. Назаренко Б. А. Право Офирского государства в утопии М. М. Щербатова // Актуальные проблемы российского права. М.: МГЮА им. О. Е. Кутафина. 2009. - № 1. - С. 30 - 36.
110. Нарышкина Л. Н. Авторские отступления в романе М. М. Хераскова «Полидор, сын Кадма и Гармонии» // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Сб. науч. Трудов под ред. В. А. Западова. - Л., 1978. - C. 57 - 68.
111. Незеленов А. И. Литературные направления в Екатерининскую эпоху. - СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1889. - 404 с.
112. Неустроев А. Н. Историческое разыскание о русских повременных изданиях и сборниках за 1702 - 1802 гг. - СПб., 1874. - 878 с.
113. О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие А. Радищева с предисловием Искандера. - London: Trubner &Co, 1858. - 345 с.
114. Общество Незнающих. Ежедневная записка // Собеседник любителей российского слова, содержащий разные сочинения в стихах и в прозе некоторых Российских писателей. - СПб. - 1783. - 4.VIII. - С. 39 - 43.
115. Одоевский В. Ф. 4338 год / Русская литературная утопия под ред. В. П. Шестакова. - М.: Изд-во Московского университета, 1986. - 320 с.
116. Омелько Л. В. Масонские идеи в прозе В. А. Левшина 1780-х годов // Масонство и русская литература XVIII - начала XIX вв. Под ред. д-ра филол. наук В. И. Сахарова. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - С. 53 - 65.
117. Орлов П. А. История русской литературы XVIII века: Учеб. для ун-тов. - М.:
Высш. шк., 1991. - 318 с.
118. Оропай А. Ф. Утопическое и реальное в художественном пространстве произведений М. Щербатова и А. Радищева // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия Философия - СПб.: ЛГУ имени А. С. Пушкина. 2011. - № 2. - 97 - 104.
119. Перевезенцев С. В. Русская социально-политическая мысль XI - XVII вв. Хрестоматия. - М.: Изд-во Московского университета. 2011. - 727 с.
120. Петруччани А. Вымысел и поучение // Утопия и утопическое мышление: антология зарубеж. лит.: Пер. с разн. яз. / Сост., общ. ред. и предисл. В. А. Чаликовой. - М.: Прогресс, 1991. - С. 98 - 112.
121. Пиксанов Н. К. Масонская литература [второй половины XVIII века] // История русской литературы в 10 т. - М.: Л: Изд-во АН СССР 1947. - Т. IV. - Литература XVIII века. Ч. II. - С. 51 - 84.
122. Писаренко К. А. Елизавета Петровна: наследница петровских времен. - М.: Вече, 2013. - 317 с.
123. Письмо из Сатурна // Дншропетровський хсторико-археографичний збхрник. - Дншропетровськ. - 2009. - Вип. 3. - С. 157 - 159.
124. Полевой Н. А. Столетие России с 1745 до 1845 или историческая картина достопамятных событий в Россиии за сто лет. Ч. I. Санкт-Петербург, 1845. - 408 с.
125. Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае / Подготовка текста, перевод и комментарии Н С. Демковой // Памятники литературы Древней Руси: XIV - середина XV века. - М., 1981. - С. 42- 48.
126. Прибавление к Санкт-Петербургским ведомостям. 1782. - № 38. -13 мая 1782 года. - С. 290.
127. Привалова М. В. Русская социальная утопия XVIII и первой половины XIX вв. (на материале произведений А. Радищева и М. Щербатова) // Гуманитарный вектор. - Чита. 2013. - № 2 (34). - С. 25 - 29.
128. Приказчикова Е. Е. Утопическая традиция эпохи Просвещения в жизни и творчестве А. Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву) // Русский проект исправления мира и художественное творчество XIX - XX веков. - М.: Флинта, 2014. - С. 19 - 42.
129. Приказчикова Е. Е. Культурные мифы и утопии в мемуарно-эпистолярной литературе русского Просвещения: автореф. дис. ... доктора филол. наук: 10.01.01 / Приказчикова Елена Евгеньевна - Екатеринбург, 2010. - 55 с.
130. Прилежаев Е. М. Наказ и пункты от Св. Синода в Екатерининскую комиссию о сочинении проекта Нового уложения // Христианское чтение. - СПб. 1876.
-Ч. I. - № 9 - 10. - С. 223 - 265.
131. Проскурина В. Петербургский миф и политика монументов: Петр Первый Екатерине Второй // НЛО. - М., 2005. - №. 72. - С. 103-132.
132. Пугачев В. В. А.Н. Радищев. Эволюция общественно-политических взглядов.
- Горький: Изд-во Горьковского университета, 1960. - 102 с.
133. Путешествие Уильямса Кокса // Русская старина. 1877. - Т. XIX. - Кн. V. - С. 23 - 52.
134. Пуффендорф С. О должности человека и гражданина по закону естественному в 2-х т. - СПб., 1726. - 214 с.
135. Пушкин А. С. Александр Радищев / Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. Т. 7. Критика и публицистика. - Л.: Наука. Ленингр. отд- ние, 1978. - С. 239 - 250.
136. Пыпин А. Н. Полузабытый писатель XVIII века // Вестник Европы. 1896. - № 11. - С. 264 - 305.
137. Радищев А. Н. О законоположении / Радищев А. Н. Избранные философские сочинения под общей ред. и предисл. И. Я. Щипанова. - Л.: Г осполитиздат, 1949. - 558 с.
138. Ржига В. Ф. Новая версия легенды о земном рае // Вугап1то81ау1са. 1930. - Кос. II - 8. 374 - 385.
139. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народнаго просвещения в России в XVIII - XIX веках. Т I. - СПб., 1912. - 680 с.
140. Российский государственный архив древних актов. Ф. 7. Оп. 2. Д. 2631.
141. Русская социально-политическая мысль XI - XVII вв. Хрестоматия / Сост. С.
В. Перевезенцев. - М.: Изд-во Московского университета. 2011. - 731 с.
142. Русская утопия в контексте мировой культуры. Сост. и предисл. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя. 2013. - 309 с.
143. Сахаров В. И. Масонство, литература и эзотерическая традиция в век Просвещения (вместо введения) // Масонство и русская литература XVIII - начала XIX вв. Под ред. д-ра филол. наук В. И. Сахарова. - М.: Эдиториал УРСС, 2000. - C. 3 - 29.
144. Свентоховский А. История утопий. - М.: Изд-во В. М. Саблина, 1910. - 427 с.
145. Светлов Л. Б. Исчезнувший журнал // Литературная Россия. - М., 1966. - № 51.
146. Светлов Л. Б. Неизвестный литератор XVIII в. Иван Тревогин и его утопические проекты // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. М.: АН СССР. 1961. - Т. XX. - Вып. IV. - C. 326-331.
147. Святловский В. В. Каталог утопии. Государственное издательство. - М - П., 1923. - 100 с.
148. Святловский В. В. Русский утопический роман. - Петроград: Гос. изд-во. 1922. - 52 с.
149. Семевский М.И. Елизавета Петровна до восшествия своего на престол. 1709-1741 // Русское слово. Литературно-ученый журнал. - СПб, 1859. - Февраль. -C. 209 - 277.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ