Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИСКУРС СВОБОДЫ В РУССКОЙ ТРАГЕДИИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII – НАЧАЛА XIX В

Работа №103327

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

литература

Объем работы155
Год сдачи2004
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Концепт свободы в культурно-историческом контексте России последней трети XVIII – начала XIX в.
Категория свободы в идеологии Просвещения
Манипуляции понятием свободы в политике и литературной деятельности Екатерины II
Политические аллюзии и философия свободы в русской трагедии
ГЛАВА 2. Дискурс свободы в художественном пространстве русской трагедии последней трети XVIII – начала XIX в.
Свобода и честь
Свобода и долг
Свобода и любовь
ГЛАВА 3. Аксиологический аспект дискурса свободы
Полемика о самоубийстве в топосе русской культуры
Семантика самоубийства в русской трагедии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА
СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ


Современное определение свободы включает в себя не только философский, но и культурологический, исторический, социальный, психологический, лингвистический аспекты: «Свобода – одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными межличностно- коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально- родовыми факторами. Культурно-исторически варьирующееся понимание меры независимости субъекта от внешнего воздействия зависит от конкретного социально-политического опыта народа, страны, времени» [Новая философская энциклопедия 2001, III, 501].
В рассуждениях философов идея свободы была «вечным двигателем» человеческой мысли на протяжении не одного тысячелетия. Возможно, первая мысль «существа разумного» была о том, что он, в отличие от окружающего природного мира, не только смертен, но и способен выбирать между жизнью и смертью: «… недо-сапиенс осознал, что обладает свободой выбора: может стоять на скале и смотреть сверху вниз, а может лежать под скалой и никак не реагировать на происходящее вокруг. Достаточно сделать один-единственный шаг. Так у человека впервые возникло представление о свободе, и он стал человеком» [Чхартишвили 2001, 18]. Древние философские представления о свободе сопряжены с идеей судьбы. Проблема свободы как произвольности была поставлена Аристотелем в связи с природой добродетели. Представление о свободе как познанной необходимости нашло отражение в трудах Т. Гоббса, Б. Спинозы, Г. В. Ф. Гегеля. Ограничение свободы может быть обусловлено незнанием (Ф. Бэкон), страхами (Эпикур, Кьеркегор), в частности страхом самой свободы (Э. Фромм), страстями-аффектами (Р. Декарт, Спиноза). В философии И. Канта свобода представляет собой один из постулатов критического разума. Свобода может проявляться в самоопределении к смерти (А. Камю); человек «приговорен» к свободе (Ж. П. Сартр). Это лишь немногие важнейшие вехи в развитии философской мысли, обращенной к познанию сущности свободы.
И. Берлин, философ и историк XX столетия, в центре внимания которого всегда так или иначе оставалась идея свободы, выделил два центральных, по его мнению, значения свободы, которые определил как «негативная» и «позитивная» свобода. «Негативная» свобода, или, как называет ее Берлин, «свобода от», – это сфера невмешательства власти в любом ее проявлении в частную жизнь человека. Она возникает как ответ на вопрос: «Велико ли пространство, в рамках которого человек или группа людей может делать что угодно или быть таким, каким хочет быть?» [Берлин 2001, 125]. «Позитивное» понимание свободы, или «свободы для», проистекает «из желания быть хозяином самому себе» [там же, 136] и появляется тогда, когда мы пытаемся ответить на вопрос: «Кто мной правит?» или «Кто вправе сказать, что я должен делать именно это и быть именно таким?» [там же, 135]. На первый взгляд, перед нами две различные формы (положительная и отрицательная) выражения одной и той же мысли, но в историческом плане, как считает Берлин, «негативное» и «позитивное» представления о свободе развивались в противоположных направлениях, пока не привели к великому столкновению идеологий. Именно «позитивное» понимание свободы как «свободы для» – для того, чтобы вести определенный, предписанный образ жизни – приверженцы «негативного» взгляда считают подчас просто благовидным прикрытием безжалостной тирании [там же, 136]. В многочисленных размышлениях Берлина о свободе, в его обращении к истории философии и политической теории на первый план неизменно выступает соотношение свободы и власти – аспект, наиболее значимый для сознания XX в., отличающегося особой изобретательностью в ущемлении индивидуальной свободы личности.
Свобода – один из основных концептов русской языковой картины мира. Его определение невозможно без таких категорий, как хронотоп (где и когда человек может быть свободен); аксиология (что значит для него свобода) и онтологическая сущность (зачем нужна ему свобода). Пространство и время определяются не только географическими и хронологическими границами, но, в большей степени, характером государственной власти, придерживающейся тоталитарного или демократического стиля правления. Аксиология свободы складывается, как правило, из общественных норм, обусловленных культурно-историческим контекстом эпохи. Онтологическая сущность свободы проявляется в процессе индивидуального творчества и воплощается в произведениях искусства.
Многочисленные высказывания русских мыслителей о свободе далеко не всегда совпадают с реальной речевой практикой. Происходит это в силу различных причин. С одной стороны, понятие «свобода» имеет свое исконно русское значение, формировавшееся на протяжении нескольких веков1. С другой стороны, заменяя западноевропейское «liberty», «freedom» русским «свобода», мы не можем поставить между ними знак абсолютного тождества, потому что за каждым из них стоит своя культурно-историческая реалия. Представление об индивидуальной свободе человека, способного прожить и вне рода, самостоятельно, появляется в XVII в., но только в начале XVIII в. слово «особь», обозначавшее самостоятельного в границах своего рода человека, сменяется на более точное «особа» (персона, личность) [Колесов 1986, 106]. Но при этом сохраняется тот же принцип свободы: единение с сущностью тех, кто живет по тем же законам. Свобода начинает осознаваться как независимость в рамках государства. Впервые новое отношение к свободному человеку было выражено в «Уложении 1649 года». Как отмечает В. О. Ключевский, «свободное лицо, служилое или тяглое, поступая в холопы или в закладчики, пропадало для государства» [Ключевский 1918, III, 182]. Стараясь привить идею личной свободы, государство заботилось о человеке не как о гражданине, но потенциальном солдате или плательщике. Крепостное право – это утрата воли, но вместе с тем и сохранение свободы в ее первоначальном значении: невольный человек свободен в границах своего мира, в отношении к государству, к хозяину. В народном сознании сохраняется противопоставление свободы и воли. Вот почему крестьянские вожди XVII – XVIII вв. обещали народу волю, а не свободу.
Понадобилось не одно десятилетие, чтобы определение гражданской свободы укоренилось в сознании русского человека и перестало осознаваться как заимствование. Однако в начале XX в., с переходом к тоталитарной системе государственного управления, в нашей стране вновь возникает ситуация «двуязычия». С одной стороны, свобода провозглашается высшей ценностью и главным достоянием советского человека: «Настоящая свобода имеется только в обществе, где уничтожена капиталистическая эксплуатация», «Свободная жизнь трудящихся в Советской стране» [Ожегов 1994, 611]. С другой стороны, все сферы человеческой жизни жестко регламентируются государством (в литературе «генеральный курс» утверждала партия: был введен Пролеткульт, с его требованием советской тематики и коллективной работой пролетарских писателей). Человек мог считать себя свободным, и даже в некотором роде защищенным, только если его образ мыслей совпадал с государственной идеологией. В сознании людей парадоксальным образом сочетаются язык власти, которая провозглашает свободу высшей ценностью, но фактически диктует единственно возможный образ жизни, и реальное употребление слова «свобода», ставшее символом недостижимой в таком государстве утопической мечты.
Наличие двух языков (официального, признанного властью, и бытового, используемого в повседневной речи) осознается и подчеркивается самой властью. Так Сталин дает определение «подлинной» свободы: «Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб» [Толковый словарь русского языка 1996, IV, 95]. В этом определении абсолютно отсутствует «позитивное» понимание свободы как условия для реализации каких-либо целей; «удален» самый главный элемент – свобода выбора. В советское время человек обязан быть свободным – думать, действовать в соответствии с «генеральной линией». В противном случае – лишение свободы – заключение, неволя. В связи с этим актуализируется новое противопоставление свободы и воли: по-настоящему свободным человек может быть только за пределами государства – за границей, в психиатрической больнице, в ГУЛАГе, на «том» свете. Эти возможности обретения свободы рассматриваются в «запрещенной» литературе (М. Булгаков, А. Солженицын, Б. Пастернак)2.
Эти условия несвободы мышления спровоцировали мощный всплеск развития литературы. Жесткий контроль стеснял творческих людей до невообразимых пределов, но в то же самое время давал почувствовать, что правительственные структуры заинтересованы в твоей работе, что от твоего поведения многое зависит.
В 90-е гг. в словаре языковых изменений была зафиксирована актуализация слова «свобода», имеющего на данный момент два значения:
1. Возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями; отсутствие зависимости. 2. Отсутствие ограничений, запретов [Толковый словарь русского языка конца XX века 1998, 568]. При всем многообразии различных интерпретаций этого понятия, оно обязательно должно включать в себя определение границы (экономические, политические, социальные законы, нравственный императив) и конечной цели (во имя чего человеку дается эта «высшая ценность бытия»).
Активное заимствование философских идей Западной Европы, история возникновения культуроспецифического концепта свободы, обусловленная внутриязыковыми процессами, а также сюжетно-образное воплощение свободы в литературных текстах подготовили в XVIII в. в России появление дискурса свободы3. Значение дискурса не ограничивается письменной и устной речью, но включает в себя и внеязыковые семиотические процессы. Дискурс – это «речь, погруженная в жизнь, в социальный контекст» [Новейший философский словарь 1998, пристальное внимание к творчеству со стороны государства стимулировало гораздо больше, чем пренебрежительное отношение в демократических странах. Характерное для того времени словосочетание «борьба за свободу» [Ожегов 1994, 611] воспринималось писателями не как призыв противостоять господствующей ортодоксии, а скорее как попытка отстоять свое право описывать жизнь так, как они ее видят, не обращаясь постоянно к идеологии.
3 В истории классической философии понятие дискурса использовалось для характеристики последовательного перехода от одного дискретного шага к другому и развертывания мышления, выраженного в понятиях и суждениях, в противовес интуитивному схватыванию целого и его частей [Новая философская энциклопедия 2000, I, 670]. В современной французской философии постмодернизма дискурс – характеристика особой ментальности и идеологии, которые выражены в тексте, 222]4. Размышления о свободе неявно, за фасадами зданий, по образному выражению М. Фуко, присутствовали и в политике Екатерины, манипулирующей популярными идеями века Просвещения («века свободы разума», как называли его современники); и в частной переписке дворян, рефлексирующих по поводу происходящих перемен; и в законодательных актах, и в художественных произведениях.
Образное воплощение идея свободы получает в художественных текстах. В жизни людей XVIII в. особую роль играла литература: она воспринималась как своего рода экспериментальная площадка для провозглашения «идей века». Сама императрица принимала активное участие в литературной жизни страны: она не только внимательно следила за тем, что выходит из-под пера ее подданных, но и сама писала поучительные сказки, исторические «представления», политические сочинения. Во время ее царствования было учреждено «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг на российский язык», развернулась оживленная журнальная деятельность5. В начале своего обладающем связностью и целостностью и погруженном в жизнь, в социокультурный, социально-психологический и др. контексты [там же, 670].
4 М. Фуко определяет «дискурсию» как своеобразный инструмент познания, позволяющий вычитывать в дискурсе не денотативное значение высказывания, а, напротив, те значения, которые подразумеваются, но остаются невысказанными, невыраженными, притаившись за фасадом «уже сказанного» [Фуко М. Археология знания. К., 1996].
5 За пятнадцать лет существования «Собрания» было издано 112 названий в 173-х томах (шире всего были представлены французские энциклопедисты, Вольтер и Руссо). Екатерина ежегодно выделяла из собственных средств 5 тысяч рублей на оплату трудов переводчиков. Денежное вознаграждение, которое изначально предполагалось за переводческий труд, открыло путь в литературу десяткам людей. Именно через перевод к самостоятельному сочинительству пришли Н. Новиков, Д Фонвизин, Я. Княжнин, И. Богданович, В. Майков, И. Хемницер, М. Попов, В. Лукин, Н. Львов, А. Радищев, В. Капнист, И. Дмитриев, позже И. Крылов, Н. Карамзин, В. Жуковский [Никуличев царствования Екатерина II увлечена идеями энциклопедистов (издает их труды, поддерживает переписку). Но она (в отличие, может быть, от Радищева, призывавшего народ к борьбе за свободу, не волю!) понимает, что лозунг французской революции никогда не может быть провозглашен в России.
Особое место в истории литературы последней трети XVIII в. занимает жанр классицистической трагедии. Именно драматические произведения пользовались в этот период наибольшей популярностью, что объясняется, прежде всего, особенностью жанровой природы. Драма (как один из трех литературных родов, наряду с эпосом и лирикой) сформировалась на основе эволюции театральных представлений и предназначалась для коллективного восприятия. Она «всегда тяготела к наиболее острым общественным проблемам…; ее основа – социально- исторические противоречия или извечные, общечеловеческие антиномии» [Литературная энциклопедия терминов и понятий 2001, ст.242]. В русской трагедии XVIII века центральной становится проблема создания идеального образа, помещенного в социально-политической контекст6. Идеальный герой, спасающий Отечество, идеальный монарх, ни на минуту не забывающий о благе своих подданных, и, в качестве контраста, тиран, угнетающий народ, властолюбивый вельможа, плетущий интриги, – вот 2000,138 – 139]. Подробнее о литературной деятельности Екатерины в статье Ю. Никуличева «Воцаренное слово: Екатерина II и литература ее времени» [Никуличев 2000, 132 – 160].
6 «С наибольшей художественной полнотой противоречия внутреннего мира героя раскрывались в трагедии. Мужественно подавляя страсти, трагический герой нравственно был готов погибнуть во имя идеала. Так духовная жизнь, управляемая над индивидуальным разумом, утверждала героизм как норму нравственного поведения человека, как образец для подражания. Искусство классицизма открывало высокое в жизни человека, проявлявшееся в верности долгу, служению общему, государственному, наиболее часто встречающиеся в трагедиях образы. В основе сюжета, как правило, лежит идея свободы в различных ее проявлениях: свобода нации от иноземного ига, свобода гражданина от посягательства на его честь, достоинство и свобода монарха от лести и склонности к тиранству, свобода героя от затмевающей рассудок страсти и свобода женщины от насилия.
Актуальность исследования. Представленная работа позволяет расширить и уточнить наши представления о проблематике и художественном своеобразии русской трагедии последней трети XVIII – начала XIX в. Вычленение основных культуроспецифических концептов (честь, долг, любовь, жизнь и смерть), представляющих собой определенную систему иерархических ценностей в сознании людей этой эпохи, делает возможной реконструкцию дискурса свободы, существовавшего на страницах большей части художественных произведений данного периода. Обращение к анализу дискурсивных практик, основанному на сопоставлении художественных текстов с культурно-историческими реалиями изучаемой эпохи, в какой-то степени
«снимает» идеологическую «заданность» работы, обусловленную временем исследования. Кроме того, восстанавливаемый в процессе анализа механизм создания дискурса свободы, основанный на особенностях поэтики трагедийного текста, делает исследование более точным и результативным.
Цель исследования – рассмотреть содержание и механизм создания дискурса свободы в русской трагедии последней трети XVIII – начала XIX в.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Определить культурно-исторические условия формирования дискурса свободы;
в способности преодолевать эгоистическое, подавлять страсти, увлекающие в круговорот низких и частных житейских интересов» [Купреянова 1976, 114].
2. Выделить основные концепты, образующие дискурс свободы; раскрыть их семантическое наполнение; определить языковые средства, используемые авторами для создания дискурса свободы;
3. Рассмотреть семантику феномена самоубийства, к которому обращаются драматурги для создания аксиологического аспекта дискурса свободы.
Объект исследования – культурные тексты эпохи Просвещения, в которых формировался политический, философский, литературный дискурс свободы.
Предмет исследования – наиболее репрезентативные тексты русской трагедии последней трети XVIII – начала XIX в., а также ряд философских, исторических и политических сочинений, письма этого времени, в которых выявляется дискурс свободы.
Методологическая и теоретическая основа исследования. Русская трагедия XVIII – начала XIX в. была предметом исследования многих ученых. Первой работой по истории театра и драмы на русском языке стал «Опыт исторического словаря о российских писателях» Н.И. Новикова [Новиков 1772]. В 1787 г. был издан без указания автора «Драматический словарь», содержащий обширный материал по истории русского театра. В нем был представлен не только перечень пьес с указанием имен сочинителей, переводчиков и композиторов, но и сведения о реакции современников на некоторые постановки. Наиболее подробно историография русского театра от его истоков до конца XVIII в. изложена в работе Б. Н. Асеева «Русский драматический театр…» [Асеев 1977, 5 – 66]. В ней автор излагает историю русского драматического театра, обращая особое внимание на проблему преемственности традиций народного театра в профессиональном театральном искусстве XVII – XVIII вв., на связь театра с русской передовой общественной мыслью, а также на проблему взаимоотношения русского театр с передовой театральной культурой Запада.
Среди работ по истории и теории литературы особого внимания заслуживают труды Д. Д. Благого, Г. А. Гуковского, рассматривавших русскую трагедию в контексте литературного процесса XVIII в.; Л. И. Кулаковой, Е. Н. Купреяновой, А. П. Валицкой, Ю. Б. Борева, исследовавших эстетическую природу трагедий; Г. В. Москвичевой, Г. Н. Моисеевой, В. А. Бочкарева, наиболее остро поставивших проблему историзма русских трагедий, а также проблему преемственности идей древнерусской литературы в эпоху классицизма; Ю. В. Стенника, обратившегося к вопросу о жанровой природе русской трагедии, и других. Среди современных работ нужно отметить докторскую диссертацию К. А. Кокшеневой «Эволюция жанра трагедии в русской драматургии XVIII века. Проблема историзма» (2003).
Теоретическую основу исследования составили труды Ю. М. Лотмана, основателя тартуско-московской школы русской семиотики, видевшего суть культуры в ее внутреннем многоязычии и интерпретировавшего любое проявление человеческой деятельности как текст. В своей книге «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века) Ю. М. Лотман подробно рассматривает различные варианты текста поведения, подходя к нему как к семиотическому феномену. Он начинает свое исследование с тех иерархических систем, которые существовали в обществе и накладывали свои рамки на поведение, причем прослеживает не только образцы официального, государственного поведения, но и тексты частной жизни. Одна из центральных идей его исследования – альтернативность мира реального и мира вербального. Текст поведения очень часто строится по вербальным образцам: «Примером того, как люди конца XVIII – начала XIX века строят свое личное поведение, бытовую речь, в конечном счете свою жизненную судьбу по литературным образцам, весьма многочисленны» [Лотман 1994, 183]. По мнению Лотмана, именно вербальный мир давал больше образцов выбора поведения, чем мир реальный.
Продолжением этого направления стали труды современных исследователей, совмещающие в себе анализ культурного, исторического и литературного контекста эпохи. Среди них можно выделить следующие существенные для нашей темы работы: монография А. Строева «“Те, кто поправляет фортуну”. Авантюристы Просвещения» (1998), в которой автор рассматривает биографии знаменитых авантюристов как единый текст и сопоставляет с повествовательными моделями эпохи (романом, комедией, литературным мифом и т. п.); книга А. Зорина «Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века» (2001), в которой не только рассматривается цикл конкретных идеологических моделей, выдвигавшихся в качестве государственной идеологии Российской империи в екатерининское, александровское и николаевское царствование, но и дается теоретическая концепция, обосновывающая механизм взаимодействия литературы и идеологии; книга И. Рейфман «Ритуализованная агрессия: Дуэль в русской культуре и литературе» (2002), посвященная исследованию дуэльного дискурса в русской литературе и культуре.
Методы исследования. В работе был использован герменевтический подход, предполагающий не только интерпретацию текста, но и реконструкцию его места в духовной истории человечества. Осознание ценностей эпохи Просвещения помогает поместить художественные произведения последней трети XVIII – начала XIX в. в их исторический контекст и оценить их во всем многообразии. Суть интерпретации состоит в том, чтобы из знаковой системы текста воссоздать его значение, «увидеть» его «глазами современников». Кроме того, при анализе текстов был использован принцип «деконструкции», смысл которого заключается в выявлении скрытых («спящих», по терминологии Деррида) «остаточных смыслов», закрепленных в языке в форме мыслительных стереотипов и бессознательно трансформируемых современными автору языковыми клише. При этом литературный текст рассматривается в более широком контексте общекультурного дискурса, включающего религиозный, политический, экономический, социальный дискурс. Художественные тексты соотносятся не только с соответствующей им литературной традицией, но и историей культуры. Таким образом, деконструктивистский анализ литературы может стать частью более широкого аспекта так называемых «культурных исследований», т. е. изучение дискурсивных практик как риторических конструктов, обеспечивающих власть «господствующих идеологий».
Информационная база исследования. В числе исследовательских источников диссертации использованы: а) художественные тексты различных жанров последней трети XVIII – начала XIX в.; б) статьи Encyclopedie ou Dictionare raisonne des sciences, des art et des métiers, par une sosiete de gens de letters. Mis en ordre et publie par m*** («Энциклопедия» д’Аламбера и Дидро), в) переписка Екатерины II, письма русских дворян; г) официальные документы в виде Полного свода законов Российской империи, законодательных и других нормативных актов, в том числе «Наказ» Екатерины II, конкурсные работы Вольного Экономического Общества (1766), доклады и протоколы заседаний Комиссии о вольности дворянства (1763), Уложенной комиссии (1767), Жалованная грамота дворянству (1785). Информационные источники включают в себя: а) монографии и научные статьи по истории и теории литературы, очерки по философии и эстетике XVIII в.; б) исследования по истории русского театра XVIII – начала XIX в.; в) очерки по истории русской культуры XVIII – начала XIX в.; г) исследования по истории общественной мысли XVIII в.; д) труды по истории русского дворянства; е) словари, справочники и энциклопедии.
Научная новизна исследования заключается, во-первых, в самой постановке проблемы: изучение дискурса свободы в русской трагедии последней трети XVIII – начала XIX в. Традиционно данные художественные произведения рассматривались с точки зрения жанровой природы текста или в связи с характеристикой творчества отдельного автора. Выполненное исследование отличается тем, что при анализе художественных текстов учитывался прежде всего культурно-исторический контекст эпохи, во многом определявший проблематику русской трагедии данного периода. Во-вторых, в работе были использованы новые научные категории и понятия, такие как дискурс, концепт, идеологическая метафора, широко применяемые в современной науке, но не используемые при изучении русской драматургии XVIII в. Кроме того, были применены новые методы исследования, позволяющие реконструировать внутреннюю логику создания текста, «диктующего» возможные интерпретации. В отличие от предшествующих работ, посвященных изучению жанра русской трагедии, констатирующих преимущественно факты заимствования (из национальной истории, древнерусской литературы, зарубежной драматургии), данная работа представляет собой прежде всего анализ сюжетно-образной структуры трагедии, особенностей ее поэтики в ракурсе вышеизложенных проблем.
Практическая значимость исследования. Результаты выполненного исследования могут быть использованы при создании спецкурса по русской литературе последней трети XVIII – начала XIX в., истории общественной мысли XVIII в., а также для дальнейшего углубленного изучения особенностей русской трагедии указанного периода, в характеристике национального менталитета в сфере размышлений о свободе.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены в виде докладов на международной научно-практической конференции «Литература в контексте современности» (25–26 февраля 2002 г., Челябинск); на всероссийской научной конференции «Дергачевские чтения–2002. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» (2–3 октября 2002 г., Екатеринбург); на научно-практической конференции «Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка в контексте русской литературы» (4–5 ноября 2002 г., Екатеринбург); на всероссийской научной конференции «Вторые Лазаревские чтения» (21–23 февраля 2003 г., Челябинск); «The Area Studies 4th Annual International Student Conference “Dimensions of Modernity”» (May 1–3, 2003, Armenia); на всероссийской научной конференции «Дергачевские чтения – 2004. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности» (7–8 октября 2004 г., Екатеринбург).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последней трети XVIII в. в России усилиями правящей элиты, с одной стороны, и общественными деятелями, философами, писателями – с другой, был создан дискурс свободы, то есть последовательный, логический (в отличие от интуитивного, не требующего доказательств способа мышления) процесс формирования и обсуждения культуроспецифического концепта свободы, отразившийся прежде всего в политических и литературных текстах эпохи. Если западноевропейский дискурс свободы проявился в первую очередь в декларативных и безапелляционных лозунгах Французской революции, то русский дискурс свободы в основном существовал неявно, в подтекстах и в произведениях, которые не предполагалось публиковать. Он выражался в попытке просвещенной части населения страны, прежде всего дворянства, переосмыслить свой сословный статус и добиться законодательно закрепленных гарантий свободы, в стихийных народных бунтах, также вызванных сложным внутриполитическим состоянием страны, в позиции власти, провоцирующей только обсуждение проектов освобождения различных социальных групп (конкурсные работы ВЭО, работа Комиссии о вольности дворянства и т. д.).
Обращение к концепту свободы Екатериной II было вызвано стремлением создать в глазах иностранцев образ просвещенной страны, способной занять достойное место на политической арене Европы, увлеченно обсуждавшей идеи французов-энциклопедистов. В решении внутригосударственных проблем, сопряженных, главным образом, с укреплением самодержавной власти, так или иначе было необходимо определить меру свободы подданных, должных, по расчетам Екатерины, добровольно и сознательно (свободно!) служить императрице и Отечеству.
Особое место в создании дискурса свободы в России занимала литература. В художественных текстах этого периода с наибольшей полнотой и отчетливостью отразились тревоги и сомнения времени, отличающегося не только стремлением переосмыслить уже существующие ценности (в чем, по мнению философов, заключалась определенная свобода мысли), но и опробовать их на практике. Екатерина II отчетливо представляла, насколько мощным и универсальным инструментом для манипуляции общественным сознанием является литература. Ее политические и литературные сочинения являют собой достаточно удачную попытку создать образ просвещенного монарха не только в глазах современников, но и будущих историков, оценивающих ее государственную деятельность. Поднимая в своих произведениях наиболее злободневные проблемы, она приглашала принять участие в литературной полемике всех желающих высказаться, но, как опытный и жесткий политик, не останавливалась перед преследованием своих излишне увлекающихся в споре оппонентов, запрещая отдельные издания и ссылая авторов в Сибирь или Шлиссельбургскую крепость.
Особую роль литературы в жизни нации и государства отмечали и первые «теоретики» русского искусства (А. П. Сумароков, М. В. Ломоносов, В. И. Лукин, С. Г. Домашнев, П. А. Плавильщиков и др.). Все они так или иначе писали о высоком долге поэта, писателя, драматурга, призванного «владеть» и «руководить» умами соотечественников. В последней трети XVIII века наиболее перспективным в плане влияния на аудиторию стал жанр трагедии, с уже сложившимся классицистическим каноном, предписывающим драматургу обращение к высоким общечеловеческим проблемам и героическим характерам. Жанр трагедии был особенно привлекателен для русских просветителей тем, что предоставлял им возможность воздействовать на сознание людей не только силой поэтического слова, но и выразительностью сценических образов, зрелищностью действия, а также позволял рассчитывать на непосредственную реакцию зрителей.
Дискурс свободы в трагедиях последней трети XVIII – начала XIX в. реализовался прежде всего в выборе тем и сюжетов. Несмотря на то, что драматурги чаще всего обращались к героическому прошлому страны, события, которые разворачивались на сцене, в сознании зрителей легко ассоциировались с современной историей. Как далеко может зайти автор, используя в своих трагедиях прием политических аллюзий, – вопрос, который иногда был важнее трагических событий, происходящих с героями. Особое место в театральном репертуаре этого времени занимает трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Она стала своеобразным итогом всех размышлений о сущности и природе власти, идея свободы приобрела в ней философские очертания и общечеловеческое вневременное значение. Возможно, именно поэтому Екатерина II приказала уничтожить все имеющиеся экземпляры «Вадима Новгородского»: она могла себе позволить не замечать конкретные политические аллюзии, о которых никто не решался говорить вслух и которые быстро заслонялись новыми событиями, но не допускала даже и мысли о существовании трагедии, которая могла бы помрачить блеск ее величия в глазах потомков.
Кроме того, дискурс свободы в русских трагедиях формировался из таких значимых для сознания людей последней трети XVIII – начала XIX в. категорий, как честь, долг и любовь. В течение этого периода в трагедиях актуализировались различные аспекты понятия «честь»: честь Отечества, честь подданного, честь гражданина, честь рода (в частности, надгробная почесть и женская честь), индивидуальная честь. Следование законам чести соотносилось с представлением о степени внутренней свободы человека, способного ради сохранения человеческого достоинства, своего «доброго имени», пожертвовать внешней свободой, а иногда и жизнью. Свобода для человека XVIII столетия заключалась прежде всего в праве отстаивать свою честь и защищать от посягательств иноземных завоевателей, от власти неправедного правителя, от интриг и коварных замыслов недоброжелателей.
Дискурс свободы неизбежно возникал на страницах трагедий, когда драматурги обращались к понятию «долга». С одной стороны, право исполнить свой долг перед народом (для правителя), перед Отечеством (для подданного), перед родом (для оставшихся в живых родных) подтверждало свободу человека в совершении поступков. С другой стороны, необходимость следовать своему долгу даже тогда, когда это лишает человека хотя бы надежды на счастье, свидетельствует о трагической несовместимости категорий свободы и долга в условиях тирании.
Мера индивидуальной свободы определялась через сопоставление концептов любви и власти. Наиболее распространенным в трагедиях XVIII в. было представление о том, что человек, в жизни которого появлялась не управляемая разумом страсть, становится безвольным рабом своих чувств, «игралищем страстей». Но уже в конце XVIII – начале XIX в. дискурс свободы проявляется в трагическом противоречии любви как воплощения индивидуальной свободы и счастья и тех обязательств, которые накладывает долг перед обществом или перед родом.
Характерной чертой творчества русских драматургов последней трети XVIII – начала XIX в. было стремление не только раскрыть суть свободы, но и увидеть все ее грани. Обращение к феномену самоубийства позволяет им определить аксиологический аспект дискурса свободы. Когда в равной степени значимые для человека понятия «чести», «долга» и «любви» вступают во внутреннее противоречие, человек должен быть свободен в выборе между жизнью и смертью.




1. Былины. – М.: Советская Россия, 1988. – (Библиотека русского фольклора).
2. Дидро и Екатерина II: Их беседы, напечатанные по собственноручным запискам Дидро. С пояснительным очерком и примечаниями Мориса Турнё / Пер. К. К. Толстого. – СПб.: издание редакции «Нового журнала иностранной литературы», 1902.
3. Екатерина II. Полное собрание сочинений императрицы Екатерины II.
– СПб.: Издание книжного склада «Родина», 1893. Т. 1.
4. Екатерина II. Сочинения / Сост., вступ. ст. и прим. В. К. Былинина и М. П. Одесского. – М.: Современник, 1990.
5. Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII
века: В 2 т. – М.: Госполитиздат, 1952.
6. Исторические песни. Баллады / Сост., подгот. текстов, вступ. статья и примеч. С. Н. Азбелева. – М.: Современник, 1986.
7. Капнист В. В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. / Ред., вступ. статья и прим. Д. С. Бабкина. – М.-Л.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1960.
8. Карамзин Н. М. Сочинения: В 2 т. Т. 1. / Сост., вступ. ст. и коммент. Г. П. Макагоненко – Л.: Художественная литература, 1984.
9. Княжнин Я. Б. Избранные произведения / Вступ. ст., подготовка текста и прим. Л. И. Кулаковой. – Л.: Советский писатель, 1961.
10. Крылов И. А. Сочинения: В 2 т. Т. 1: Сатирическая проза / Сост., вступ. ст., подгот. текста и коммент. С. А. Фомичева – М.: Художественная литература, 1984.
11. Озеров В. А. Трагедии. Стихотворения / Вступ. ст., подготовка текста и прим. И. Н. Медведевой. – Л.: Советский писатель, 1960.
12. Памятники литературы Древней Руси. XIII век. / Подготовка текста, перевод и комментарий Д. С. Лихачева. – М.: Художественная литература, 1981.
13. Письма русских писателей XVIII века. – Л.: Наука, 1980.
14. Радищев А. Н. Сочинения / Вступ. ст., сост. В. А. Западова. – М.: Художественная литература, 1988.
15. Русская летопись по Никонову списку, изданная под смотрением имп. Академии наук. – СПб., 1767. Т. 1.
16. Русская литература. Век XVIII. Трагедия. – М.: Художественная литература, 1991.
17. Русские повести первой трети XVIII века / Исследование и подготовка текстов Г. Н. Моисеевой. – М.-Л., 1965.
18. Стихотворная трагедия конца XVIII – начала XIX в. / Вступ. ст., подготовка текста и прим. В. А. Бочкарева. – М.-Л.: Советский писатель, 1964.
19. Щербатов М. О повреждении нравов в России // О повреждении
нравов в России князя Щербатова и Путешествие А. Радищева. 1858.
Факсимильное издание. – М.: Наука, 1993.
20. Эйзен И. Г. Проект устройства государственных имений в России, на основе которого можно переустроить как их хозяйство, так и наиболее естественно ввести свободу для крестьян // Археографический ежегодник за 1960 год. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 360 – 365.
21. Encyclopedie ou Dictionare raisonne des sciences, des art et des métiers, par une sosiete de gens de letters. Mis en ordre et publie par m***. – Paris, Briasson, 1751-1780.
Исследования:
22. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Coda, 1977.
23. Анисимов Е. В. Дыба и кнут. Политический сыск и русское общество в
XVIII веке. – М.: Новое литературное обозрение, 1999.
24. Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII
века. – М.: Искусство, 1977.
25. Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. – М.: Мысль, 1987.
26. Берков П. Н. Введение в изучение истории русской литературы XVIII
века. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964.
27. Берлин И. Два понимания свободы / Пер. Л. Седова // Берлин И. Философия свободы. Европа. – М.: Новое литературное обозрение, 2001.– С. 122-187.
28. Бильбасов В. А. Дидро в Петербурге. – СПб., 1884.
29. Богуславский В. М. Великий труд, впервые обосновавший права человека
// Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. –М.: Наука, 1994. – С. 5-41.
30. Борев Ю. Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988.
31. Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия XVII – XVIII веков. –М.: Просвещение, 1988.
32. Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия начала XIX века (1800
– 1815). – Куйбышев: Куйбышевский гос. пед. Институт им. В.В. Куйбышева, 1959. – (Ученые записки. Вып. 25).
33. Валицкая А. П. Русская эстетика XVIII века. – М.: Наука, 1983.
34. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. – М.: Языки славянской культуры, 2001.
35. Гуковский Г. А. Очерки по истории литературы XVIII в.: Дворянская фронда в литературе 1750 – 1760 гг. – М.-Л.: Изд-во Акад. Наук, 1936.
36. Гуковский Г. А. Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII в. – Л.: Гослитиздат, 1938.
37. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века: Учеб. для вузов. – М.: Учпедгиз, 1939.
38. Гурвич И. Необычная трагедия: О «Вадиме Новгоролском» Я. Княжнина /
И. Гурвич // Вопросы литературы. – 1987. № 4. – С. 175 – 188.
39. Десницкий А. В. Крылов и Княжнин. (Начало взаимоотношений) / А. В. Десницкий // Историко-литературный сборник. Статьи и сообщения. – Л., 1967. – (Ленинградский ордена трудового красного знамени государственный педагогический институт им. А.И. Герцена. Ученые записки. Т. 321. – С. 40-57).
40. Дризен Н. В. Очерки театральной цензуры в России в XVIII веке. – М., 1913.
41. Елеонская А. С. Утверждение ценности жизни («Отразительное писание» инока Евфросина) // А. С. Елеонская. Русская публицистика второй половины XVII века. – М.: Наука, 1978. – С. 186 – 231.
42. Зорин А. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. – М.: Новое литературное обозрение, 2001.
43. Кагарлицкий Ю. Сакрализация как прием: ресурсы убедительности и
влиятельности имперского дискурса в России XVIII века / Ю. Кагарлицкий // Новое литературное обозрение. – 1999. № 38 (4/1999). – С. 66-67.
44. Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. –
М.: Мысль, 1995.
45. Кокшенева К. А. О вольности и свободе. («Вадим Новгородский». Сочинение Я. Б. Княжнина). / К. А. Кокшенева // Филологические науки.– 1993. № 3. – С. 3-10.
46. Кокшенева К.А. Эволюция жанра трагедии в русской драматургии XVIII века: Проблема историзма: Автореф. дис. … д-ра филол. Наук. / К. А. Кокшенева – М., 2003.
47. Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986.
48. Кулакова Л. И. Жизнь и творчество Я. Б. Княжнина. / Л. И. Кулакова //
Княжнин Я. Б. Избранные произведения. – Л.: Советский писатель, 1961.– С. 5 – 58.
49. Кулакова Л. И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. Л.: Просвещение, 1968.
50. Купреянова Е. Н., Макогоненко Г. П. Национальное своеобразие русской литературы: Очерки и характеристики. – М.: Наука, 1976.
51. Леонтович В. В. История либерализма в России (1762-1914). – М.: Русский путь; Полиграфресурсы, 1995.
52. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб.: Искусство – СПБ, 1994.
53. Лотман Ю. М. Очерки по истории русской культуры XVIII – начала XIX века // Из истории русской культуры. Т. 4 (XVIII – начало XIX века). – М.: Языки русской культуры, 2000. Ч. 1. – С. 13-348.
54. Марасинова Е. Н. Психология элиты российского дворянства последней трети XVIII века: По материалам переписки. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999.
55. Миллер Ор. Екатерина II и энциклопедисты // Новь. – 1884. № 2. –С. 233-247.
56. Моисеева Г. Н. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII века. – Л.: Наука, 1980.
57. Моисеева Г. Н. Ломоносов и древнерусская литература. – Л.: Наука, 1971.
58. Монтескье Ш. Л. О духе законов. – М.: Мысль, 1999.
59. Морлей Дж. Дидро и энциклопедисты. Джона Морлея / Перевел с последнего английского издания В. Н. Неведомский. – М.: Изд-е К. Т. Солдатенкова, 1882.
60. Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века (Из истории общественно-политической мысли России) – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1994.
61. Москвичева Г. В. Русский классицизм: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1986.
62. Никуличев Ю. Воцаренное слово: Екатерина II и литература ее времени. //
Вопросы литературы. – 2000. № 1. – С.132-158.
63. Орлов П. А. Русский сентиментализм. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1977.
64. П. П. Французы в России. // Исторический вестник. – 1886. № 10. –С. 173 – 208.
65. Панченко А. М. О смене писательского типа в Петровскую эпоху // XVIII
век. Сб. 9. – Л.: Наука, 1974.
66. Петровых Н. М. Концепты «воля» и «свобода» в русском языковом сознании // Известия Уральского гос. ун-та. – Екатеринбург, 2002. – С. 207-217. – (Гуманитарные науки: История. Филология. Искусствоведение. Вып. 5).
67. Порай-Кошиц И. А. Очерк истории русского дворянства от половины IX
до конца XVIII века. 862 – 1796. – СПб., 1874.
68. Порфирьев И. История русской словесности / Сост. И. Порфирьев. Ч. II.–Казань, 1906. – Отд. 2.
69. Рейфман И. Ритуализованная агрессия: Дуэль в русской культуре и литературе. – М.: Новое литературное обозрения, 2002.
70. Романович-Славатинский А. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. – Киев, 1912.
71. Русская мысль в век Просвещения. – М.: Наука, 1991.
72. Серман И. З. «Душевный голос» в трагедии // Серман И. З. Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира. – Л.: Наука, 1973. – С. 121-153.
73. Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской драматургии XVIII века // Русская литература – век XVIII. Трагедия / Вступ. ст. Ю. Стенника. – М.: Худож. Лит., 1991. – С. 5-24.
74. Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма.
– Л.: Наука, 1981.
75. Степанов В. П. К вопросу репутации литературы в середине XVIII в. // XVIII век. Сб. 14. – Л.: Наука, 1983. – С. 105-120.
76. Троицкий С. М. Комиссия о вольности дворянства 1763 г. (К вопросу о борьбе дворянства с абсолютизмом за свои сословные права) // Троицкий С. М. Россия в XVIII веке. Сб. статей и публикаций. – М.: Наука, 1982. – С. 140 – 1192.
77. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера / Ин-т философии. – М.: Наука, 1994.
78. Фраанье М. Г. Прощальные письма М. В. Сушкова (О проблеме самоубийства в русской культуре конца XVIII века) // XVIII век. Сб. 19. – СПб.: Наука, 1995. – С. 147 – 167.
79. Французская книга в России в XVIII в. Очерки истории. – Л.: Наука, 1986.
80. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – СПб., 1997.
81. Черная Л. А. «Честь»: представления о чести и бесчестии в русской литературе XI – XVII вв. // Древнерусская литература: Изображение общества. – М.: Наука, 1991. С. 56 – 83.
82. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. – М.: Новое литературное обозрение, 2001.
83. Шлоссер Ф. К. История восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения французской империи. С особенно подробным изложением хода литературы. Пер. с четвертого исправленного издания. Изд. 2-е. – СПб.: издание книжного магазина Черкесова, 1868. Т. II.
84. Шмелев А. Д. Русская языковая модель мира. Материалы к словарю. – М.: Языки славянской культуры, 2002.
85. Яблочков М. История дворянского сословия в России. – СПб., 1876.
Справочная литература:
86. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М.: Интелвак, 2001.
87. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. – М.: Российская энциклопедия, 1994.
88. Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М.: Мысль, 2001.
89. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. – Минск: Книжный Дом, 1998.
90. Новиков Н. И. Опыт исторического словаря о российский писателях. –СПб., 1772.
91. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., доп.– М.: Азбуковник, 2000.
92. Полное собрание законов Российской империи: Собрание I (1649- 1830): В 44 т. – СПб, 1830. Т. 5, 16.
93. Словарь русских писателей XVIII века. – Л.: Наука, 1988.
94. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Проф. Д. Н. Ушакова. – М., 1996.
95. Толковый словарь русского языка конца XX века. Языковые изменения / Под ред. Г. Н. Скляревской. – СПб., 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ