Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИК ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №101515

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лексикология

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МНЕМОНИКА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В
МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте 8
1.2. Цель и задачи обучения грамматике в начальной школе 14
1.3 Мнемотехника и возможность ее применения при обучении
иностранному языку в младшем школьном возрасте 16
1.4. Эффективные способы изучения лексики и грамматики на основе мнемотехники в младшей школе 22
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ПРАКТИКУМ «ЗАПОМИНАЛКИ» В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ ....32
2.1. Использование мнемотехник на уроках английского языка в 3 классе 32
2.2. Комплекс мнемотехник к учебно-методическому комплекту
Английский с удовольствием «Enjoy English» для 3 класса 42
2.3. Опытное обучение с использованием комплекса мнемотехник к учебно-методическому комплекту Английский с удовольствием «Enjoy
English» для 3 класса 49
Выводы по главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65

Актуальность работы. Выбранная нами тема, безусловно, актуальна. Ведь сегодня уже ни для кого не секрет, что изучение иностранного языка не вызывает у большинства учащихся большого интереса. Множество грамматических правил, значительное
число лексических единиц, большая доля речеупотреблений, многие из которых не поддаются обобщению - все эти факты оказывают негативное влияние при изучении предмета, иногда внушая страх, результатом чего является низкая коммуникативная способность выпускников. Но нельзя знать иностранный язык, не зная слов, так же, как нельзя научиться читать, не зная букв. Поэтому уже в начальной школе возникает проблема необходимости активизации мыслительных процессов, направленных на произвольное запоминание.
Ссылаясь на мнение психологов, хочется отметить: намного прочнее запоминаются факты, которые наделены положительной окраской, хуже - отрицательную и еще хуже - те, что не имеют никакой окраски [Зимняя 2014: 98]. А так как сами иностранные слова для детей ещё эмоционально не значимы, то мнемоприемы как нельзя лучше компенсируют этот “недостаток”. Опыт работы преподавателей английского языка показывает, что большая часть детей с легкостью вспоминают именно мнемоприёмы. Психологи утверждают: «Логическое забывается, долго припоминается, поэтому зачастую наука “учит” ошибаться. Традиционный способ изучения иностранной лексики несет не языковой факт, а языковой акт мучительного приближения к этому факту» [Там же: 102]. А вот мнемонические приёмы вспоминаются моментально, потому что составленные “для себя” они являются ключиком к запоминанию.
Мнемоприёмы теснейшим образом связаны с познавательным интересом на уроке, так как внутренние резервы мнемотехники обладают уникальностью, богатством, разнообразием (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая 3
ассоциативность, и доступность, и простота). Зерно успеха скрывается в том, что мнемонический прием не оставляет учащихся безучастными, равнодушными, заинтересовывает их.
С точки зрения психологии, мнемотехника - это установление связей между запоминаемыми и хорошо знакомыми объектами [Леонтьев, 2015: 25]. Таким образом, у иностранного слова появляется “приёмный родственник”, который помогает прочно это слово запомнить.
Есть уверенность в том, что мнемотехника обладает способностью не только вызвать у учащихся интерес, но и своими “ ненаучными”, упрощенными способами непроизвольно заставляет школьников запоминать слова, понимать суть правил и, как следствие, облегчает применение их на практике. Мнемоника, разумеется, не решает всех проблем, возникающих при обучении, она только частично ведёт с ними борьбу. Ведь уникальных рецептов для всех и каждого, как известно, не существует.
Использование мнемотехники на уроках английского языка ни в коем случае не призвано заменить метод в развитии и укреплении памяти, который всем хорошо известен и пользуется широкой популярностью, — традиционное воспроизведение текстов на память. Однако с задачей придать процессу запоминания большую простоту, вызвать к данной задаче интерес и придать "вкус", мнемоника справляется просто великолепно.
В свете требований к современному образованию (ФГОС) применение мнемоники на уроках английского языка облегчает запоминание лексики и сокращает время работы с ней, а также стимулирует познавательную активность и повышает общий интеллектуальный уровень развития учащихся младшей школы [Урок иностранного языка в условиях нового ФГОС 2016].
Всё сказанное ясно доказывает актуальность, значимость и важность выбранной нами темы выпускной квалификационной работы.
Проблема исследования заключается в необходимости изучения, особенно в настоящее время, использования мнемотехник при изучении лексики на уроках иностранного языка в младшей школе и недостаточной научной разработкой данной проблемы.
А ведь с одной стороны, согласно требованиям современного Федерального Государственного Образовательного Стандарта на
начальном этапе обучения, в рамках языковой компетенции, обучающийся должен распознавать и употреблять в речи, изученные лексические единицы и грамматические явления. Однако используемые техники заучивания слов являются малоэффективными и не способны решить эту задачу. С другой стороны, в основе современного ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который ставит во главу познавательную деятельность ученика, активную и как можно более самостоятельную [Урок иностранного языка в условиях нового ФГОС 2016]. Значит, урок должен быть организован так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и применяли их в решении разнообразных проблем. Для достижения наилучшего результата в поставленной задаче встает вопрос о применении более эффективных техник запоминания иностранных слов, к которым относится мнемотехника. В этом заключается проблема исследования.
Наличие проблемной ситуации и актуальность темы исследования дают возможность для определения цели, объекта, предмета и задачи исследования.
Цель работы - изучить возможность и необходимость использования мнемотехник при изучении лексики и грамматики на уроках иностранного языка в младшей школе.
Объект исследования - процесс изучения лексики и грамматики на уроках иностранного языка в младшей школе.
Предмет исследования - использование мнемотехник при изучении лексики и грамматики на уроках иностранного языка в начальной школе.
Цель исследования, объект и предмет обусловили формулирование и решение следующего ряда задач:
1. Осветить особенности развития детей в младшем школьном возрасте
2. Охарактеризовать понятие «мнемотехника» и раскрыть возможность её применения при обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть эффективные способы изучения иностранных слов на основе мнемотехники в младшей школе.
4. Представить использование мнемотехник на уроках английского языка в 3 классе.
5. Привести примеры применения мнемотехник к учебно¬
методическому комплекту Английский с удовольствием «Enjoy English» для 3класса.
Освещение темы. Проблемой исследования речемыслительной деятельности в младшем школьном возрасте занимались отечественные ученые Л.Г. Вяткин, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, Н.Л. Пятницына. Особенности развития детей в младшем школьном возрасте классифицировали Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес. Пассов, Е. И., Соловова Е.Н., Филатов В.М. описали методику обучения иностранным языкам. В разное время вопросами запоминания занимались такие исследователи как А. Н. Леонтьев, Л. В. Занков, Р. Аткинсон, М. А. Зиганов, Л. С. Выготский, М. В. Лавренюк и другие. Внедрением мнемотехник в образовательный процесс занимались М.А. Зиганов, В. А. Козаренко, А. А. Мурашов, Е. И. Пассов, Ю.Р. Шейх - Заде.
Теоретическая значимость исследования:
- рассматривается возможность применения мнемотехник при обучении иностранному языку в младшем школьном возрасте;
- охарактеризовано многосторонне понятие «мнемотехника».
Практическая значимость работы: заключается в том, что результаты её исследования, возможно, внедрить в практику работы преподавателей английского языка при использовании мнемотехники на уроках английского языка в младшей школе.
Методы исследования: чтобы решить поставленные нами задачи, мы использовали для этого основные методы исследования: анализ научной и специализированной литературы; лингвистический, описательный и индуктивный методы, анализ УМК, обобщение положительного педагогического опыта, опытное обучение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решив поставленные задачи и выдвигаемую цель, сформулируем некоторые выводы, которые нашли свое отражение в работе:
В ходе исследования были раскрыты особенности развития младшего школьника.
Мы поняли ясно, что в современном мире обойтись без знания английского языка невозможно. Однако выучить его для многих является большой проблемой. И здесь на помощь приходят мнемотехники, при помощи которых освоение английского языка становится доступным практически каждому. Легкость в освоении иностранной лексики обусловлена тем, что английские слова ассоциируются с русскими, звуковой образ подкрепляется визуальным
Мы выявили, что мнемотехника означает запоминание. Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Было определено, что при обучении английскому языку данные методы могут рассматриваться только как вспомогательное средство, и используются ситуативно при возникновении затруднений, а на начальных этапах - для формирования интереса обучающихся к предмету, создания ситуации успеха и, как правило, положительных мотивационных установок к изучению языка.
Кроме этого, мы поняли, что нужно учитывать, что для успешного усвоения иностранного языка важны не только усидчивость, терпение, но и отлично развитый у обучающихся артикуляционный аппарат и тем более фонематический слух, позволяющий улавливать тонкую грань различия между очень похожими звуками в очень похожих по звучанию иностранных словах, но совершенно различных по смыслу.
Ребенку необходимы большие резервы памяти для запоминания иностранных слов, их воспроизведения в речи, умение быстро их идентифицировать в речевом потоке иноязычных слов. А это напрямую зависит от индивидуальных психо-возрастных особенностей детей.
Главное в том, что мнемотехники призваны облегчить процесс усвоения иностранного языка, и мы предлагаем разработанные варианты их использования на уроках английского языка в 3 классе.
Принимая во внимание все вышеизложенное, было установлено, что использование мнемотехнических приемов при обучении иностранному языку может быть достаточно эффективным для запоминания нового материала.
Прежде всего, были обозначены ассоциативные процессы, протекающие в памяти человека при применении мнемотехники, для более основательного обзора темы.
В результате выяснилось, что один из самых действенных способов для улучшения памяти — это воздействие на сферу подсознательных механизмов с помощью образования ассоциаций, чем и занимается мнемотехника.
Также было установлено, что применение мнемотехники на уроках иностранного языка действительно является целесообразным по ряду причин, среди которых продуктивное переключение с одного вида деятельности на другой, повышенная мотивация, эмоциональная насыщенность урока.
В результате для этапа ознакомления с новым материалом были отобраны следующие мнемотехнические приемы: презентация материала с использованием необычного контекста. Было выяснено, что данные приемы являются универсальными и подходят для презентации любого явления в иностранном языке.
В ходе работы были выделены стихи, рифмовки, МФА, а также песни, которые, по сути, являются традиционными мнемотехническими приемами, регулярно использующимися в образовательном процессе.
Для этапа применения нового материала в устной и письменной речи были выбраны истории, сказки, которые учащиеся пишут и разыгрывают сами. Обязательным пунктом на данном этапе опять же является их нестандартность. Необычная тема, заданная учителем или придуманная самим учеником, будет всегда способствовать порождению большого количества ассоциаций, и, следовательно, качественному запоминанию.
Результаты проведенного опытного обучения свидетельствуют о значительном дидактическом потенциале использования мнемотехник при работе с лексикой и грамматикой на уровне английского языка в начальной школе. Комплекс мнемотехник способен оказывать влияние на формирование познавательной активности младших школьников по изучаемому предмету (иностранному языку). Применение комплекса мнемотехник в образовательном процессе привело к существенному расширению лексического и грамматического запаса у учащихся экспериментальной группы, к увеличению степени сформированности их лексических и грамматических навыков при меньших затратах времени. Полученные результаты подтвердили гипотезу о том, что эффективность формирования лексических и грамматических навыков у младших школьников повышается за счет использования специально разработанной системы работы с учебным материалом, построенной с использованием мнемотехник.
Значимость данного теоретического и практического исследования заключается в том, что в младшей школе, как правило, закладывается “каркас” знаний. Однако в более старших классах учащиеся зачастую забывают теоретический материал. Но теория мнемотехники, реализованная на практике, позволяет его систематизировать и заложить фундамент. Применение мнемотехники при изучении сложного материала позволяет учащимся "переключиться" с правил на уровень ассоциаций и игры воображения. Это не только будет способствовать повышению мотивационной обеспеченности урока, но и сделает новый материал легким для усвоения.
Говоря о перспективах применения отобранных мнемотехнических приемов, стоит подчеркнуть, что их использование возможно в рамках любой темы, любого учебно-методического комплекта по причине их универсальной природы. Единственная задача учителя - логично и последовательно использовать приемы в контексте темы урока. А, поняв суть мнемотехник и изучив большое их количество, ученик в дальнейшем может использовать их в самостоятельной работе при подготовке домашнего задания на иностранном языке или других предметах.
Принимая во внимание все вышесказанное, стоит еще раз отметить, что использование мнемотехнических приемов при обучении речи и мышлению на уроке иностранного языка в младшем школьном возрасте - это необычно, весело и универсально. При должном старании учителя и активности учащихся урок теперь может превратиться в нечто увлекательное и очень познавательное.



1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). - СПб. : Златоуст, 1997. - 472 с.
2. Афанасьева О. С. Приемы запоминания английской лексики. Учительский портал. - URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2800 (дата обращения 04.09.2016)
3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Русский язык, 2012. — 288 с.
4. Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры // Психология и педагогика игры дошкольника. - М. , 1987. - C. 254¬269.
5. Бочкарева Т.С., Мороз В.В. Основы теории изучаемого языка. Лексикология. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2014. - 83 с.
6. Визуальный английский [Электронный ресурс]. - URL: https://vk. com/ albums-36775085 (дата обращения 05.09.2016)
7. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Эксмо, 2012. - Т.2 - 134 с.
8. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. // Вопросы психологии. - 2011.- №6. - C. 18 - 30.
9. Дацик, Н.В. Путешествие в Королевство Английской Грамматики / Н.В. Дацик. - Мозырь: РИФ: Белый ветер, 1998. - 68 с.
10.Зараньска Й. Time for a rhyme. - Варшава, 1997. - 57 с.
11.Зиганов М. А., Козаренко В. А., Семин А. М. Техника запоминания иностранных слов (запоминание на основе визуального эффекта). М.: Образование, 2012. - 144 с.
12. Зиганов М., Козаренко В. А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. - М.: Школа рационального чтения, 2013. - 173 с.
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Академия, 2014. - 199 с.
14. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.e-reading.link/book.php7bookM31402 (дата
обращения - 03.09.2016).
15. Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. - Д.: Сталкер, 2015. - 304с.
16. Лавренюк Л. В. Простые и эффективные способы запоминания английских слов. - Донецк: Агентство Мультипресс, 2016. - 288 с.
17. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего владения иностранным языком. // Вопросы психологии. - 2015. - №5. - C. 24¬
29.
18. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.— М.:Психологус, 2014. - 270 с.
19. Матвеев С.С. Феноменальная память: Методы запоминания
информации. - М.: Альпина П., 2013.
20. Немов Р. С. Психология: Учебник. В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2012. - Кн.1: Общая психология - 496 с.
21.Основные приемы мнемотехники. [Электронный ресурс]. - URL: http://referats.allbest.ru/pedagogics/9000148224.html (дата обращения - 10.09.2016).
22. Примерные основная образовательная программа начального общего образования. - Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/922/файл/227 (дата обращения - 04.09.2016).
23. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. — М.: Русский язык, 2015. — 278 с.
24. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник - М.: Проспект, 2012. - 71 с.
25. Рифмовки. [Электронный ресурс]. - URL: http://nota. triwe. net/ teachers/open/rhymes2.htm (дата обращения - 04.09.2016).
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2011. - 421с.
27. Сергеева И. А. Дидактическая игра в процессе формирования у младших школьников учебных умений и навыков : дис... канд. пед. наук : 10.00.02. - М., 1998. - 234 л.
28. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2012. — 239 с.
29. Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М. : Просвещение, 1984. - 112 с.
30. Технология игровой деятельности: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л. К. Гребенкина. - Рязань, РГПУ, 1994. - 120 с.
31. Урок иностранного языка в условиях нового ФГОС. [Электронный
ресурс]. - URL: http://englishfull.ru/interesno/fgos.html(дата
обращения - 04.09.2016).
32. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Прогресс, 2014. - Т. II. - 156 с.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
минобрнауки.рф/документы/938
34. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Часть 1. — Ростов-на- Дону: Феникс, -2014. — 416 с.
35. Шапиро Т.Л. Знакомство с английским через рифму. - М.:
Филоматис, 2014. - 48 с.
36. Шейх-Заде Ю. Р. Суперпамять: древняя методика мнемотехники. - М.: Дел Центр, - 2012. - 36 с.
37. Шолпо И. Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. - СПб. : Специальная литература, 1999. - 152 с.
38. Fremont, V. Games and Puzzles for English As a Second Language / V. Fremont. - London, 1987. - 64 p.
39. Fremont, V. Games for English / V. Fremont. - London, 1990. - 72 p.
40. Hadfield, J. Communication Games / J. Hadfield. - Longman. Pearson Education Limited. - 30 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ