Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТЕХНИКИ

Работа №36788

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
675
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический обзор проблемы обучения составлению описательных рассказов детей с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники 6
1.1 Понятие «связная речь», ее основные виды и характеристика
связных высказываний 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим
недоразвитием речи 13
1.3 Мнемотехника как средство обучения составлению описательных
рассказов детей с общим недоразвитием речи 20
Выводы по I главе 24
Глава II. Исследование проблемы формирования навыка описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Результаты обследования 28
Выводы по II главе 31
Глава III. Логопедическая работа по обучению составлению описательных рассказов детей с общим недоразвитием речи при помощи мнемотехники 32
3.1 Структура и содержание учебно-методического пособия по обучению составлению описательных рассказов детей с общим
недоразвитием речи с использованием мнемотехники 32
3.2 Результаты сравнительного анализа 38
Выводы по III главе 47
Заключение 49
Список литературы 51
Приложение


Зачастую у детей с недоразвитием речи нарушения имеют комплексный характер. Кроме проблем с речью у них может наблюдаться недостаточное развитие памяти, зрительного и слухового восприятия, внимания и т.д., что только подчеркивает необходимость комплексной логопедической работы. В связи с этим одновременно с работой над коррекцией звукопроизношения и развитием лексико-грамматической сторон речи должна решаться еще одна важная задача - развитие основных высших психических функций, а также создание условий для всестороннего развития ребенка в рамках логопедических занятий [8].
Память является одной из важнейших высших психических функций, во взаимосвязи с которыми формируются все остальные функции. Полноценное развитие восприятия, мышления, внимания, речи представляется неосуществимым без процессов узнавания, удержания и продуцирования информации [21]. Память обозначается основой в обучении и воспитании, накапливании знаний, жизненного опыта, образование навыков.
Описательная речь детей с общим недоразвитием речи требует существенной коррекции для того, чтобы сформировались умения, существенно влияющие на формулирование описания:
• отделять и определять признаки объекта описания;
• излагать признаки в соответствии с логической последовательностью;
• формировать целостный текст из отдельных слов и фраз [28].
По мнению некоторых педагогов, психологов и логопедов, применение предметно-схематических моделей упрощает процесс овладения связной речью [37].
Методика мнемотехники— элементарный способ для развития речевой функции, который облегчает запоминание и осуществляется посредством применения мнемотаблиц и схематичных изображений.
Актуальность использования мнемотехники при работе с детьми дошкольниками обоснована тем, что у детей этого возраста преобладает образно-зрительный вид памяти. В подавляющем большинстве случаев запоминание происходит рефлекторно, потому, что какой-либо предмет или ситуация попали в поле зрения ребенка. При попытке ребенка запомнить то, что не подкреплено наглядно, что-то абстрактное, то появление положительных результатов маловероятно. Мнемотехника для дошкольников упрощает процесс запоминания, развивает мышление ассоциациями и воображение, повышает внимательность [12]. Помимо всего прочего в процессе грамотной деятельности приемы мнемотехники позволяют обогатить словарный запас и развить связную речь.
Цель исследования: формирование умения составлять описательные рассказы у детей с общим недоразвитием речи с помощью мнемотехники.
Объект исследования: составление описательных рассказов детьми с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: обучение составлению описательных рассказов детей с общим недоразвитием речи с помощью мнемотехники.
Гипотеза: включение мнемотехники повышает эффективность коррекционно-логопедической работы при формировании навыка составления описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи за счет воздействия мнемотехники на значимые факторы описательного рассказа, а именно увеличение активного словаря детей за счет наглядности и упорядоченность его изложения.
Задачи:
1) Изучить теоретические основы формирования навыка составления описательных рассказов у детей с общим недоразвитием речи с использованием мнемотехники посредством обзора специальной литературы;
2) Выявить уровень сформированности навыка составлять описательные рассказы у детей с общим недоразвитием речи;
3) Разработать учебно-методическое пособие по формированию навыка составлять описательные рассказы у детей с общим недоразвитием речи по мнемотехнике;
4) Провести коррекционную работу по формированию навыка составлять описательные рассказы у детей с общим недоразвитием речи с помощью мнемотехники.
Методология: лингвистические и психолого-педагогические концепции развития речи детей (А.А. Леонтьев [27], К.К. Карлеп [18], А.М. Бородич [7], Ф.А. Сохин [32],), теории о своеобразиях психоречевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (А.В. Текучев [36], Т.Б. Филичева [41], Г.В. Чиркина [41], В.П. Глухов [11], Н.С. Жукова, Р.Е. Левина [26]), научные положения о значении мнемотехники в развитии памяти и речи (В.А. Козаренко [22], Л.В. Омельченко [29], Т.Б. Полянская [30], Т.А. Ткаченко [37], Л.В. Ковригина [19]).
Методы исследования: анализ логопедической, психолого-педагогической научной литературы; наблюдение; методы математической и статистической обработки данных; количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость: Данные, полученные в результате исследования, могут стать основой для последующих разработок в коррекционной работе. Разработанное учебно-методическое пособие по мнемотехнике может быть полезно для логопедов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, для воспитателей и родителей с целью применения этих материалов для коррекции речи детей с общим недоразвитием речи.
Структура ВКР: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, в котором насчитывается 43 источника, и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день общее недоразвитие речи является распространенным нарушением речи. Для детей с третьим уровнем развития характерно: ошибки звуконаполняемости слов, активный словарь детей состоит из существительных и глаголов, недостаточное количество слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Это, в свою очередь, негативно сказывается на формировании коммуникативной функции речи.
Развитие связной речи является одним из основных направлений коррекционного обучения, поскольку этот навык необходим в последующем обучении детей в школе.
Особенно важно обращать внимание на развитие связной монологической речи, потому что она является более сложной. Одним из видов монологической речи является составление описательных рассказов.
Для детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи характерны следующие черты нарушения описательного рассказа: отсутствие конкретики и последовательности изложения, неспособность самостоятельно излагать рассказ, отсутствие оценочных суждений, завершающих описание, нарушение грамматического оформления предложений и отсутствие в них образных средств, недостаточный словарный запас и т.д.
Выявление уровня сформированности навыка описательного рассказа по методике В.П. Глухова позволило определить, что умение составлять описательные рассказы у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи сформировано недостаточно. При выполнении предложенных заданий детям были необходимы наводящие и уточняющие вопросы. Некоторые делали ошибки при формулировке грамматически правильных предложений.
У этих детей отмечался суженный словарь признаков, у нескольких детей также были отмечены аграмматизмы в согласовании прилагательных с существительными.
Сравнение средних показателей, которые были получены в ходе диагностики навыка описательного рассказа у детей экспериментальной и контрольной групп показало, что эти две группы равнозначны по речевому развитию на момент диагностики.
Для дальнейшего формирования навыка составления описательных рассказов нами было разработано учебно-методическое пособие по мнемотехнике, включающее в себя 20 лексических тем.
Мнемотехника, как прием для обучения составлению описательных рассказов, является подходящей, поскольку у детей дошкольного возраста преобладающей является наглядно-образная память, а при мнемотехнике главенствующим является именно этот вид памяти.
Контрольный эксперимент показал увеличение параметров, связанных с умением составлять описательные рассказы, а именно способность детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы, составлять связный рассказ на основе наглядного содержания последовательных сюжетных изображений.
Таким образом, данное исследование доказало эффективность использования мнемотехники при обучении составлению описательных рассказов детей с общим недоразвитием речи, потому что мнемотехника помогает увеличить словарь признаков у детей и дает детям четкую последовательность изложения за счет опоры на наглядно-образную память.



1. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии [Текст] /В.М. Акименко //Ростов н/Д.: Феникс - 2011. - 109 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. [Текст] /
А.Г. Арушанова // М.: Мозика - Синтез, 1999. - 342 с.
3. Белоусова, Л. Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники [Текст] / Л.Е. Белоусова // Метод. пособие для воспитателей доу. - Л. Е. Белоусова. - СПб. - ДетствоПресс. - 2003 - 119 с.
4. Бизикова, О.А. Теория и методика развития речи дошкольников в таблицах, определениях и схемах [Текст] / О.А. Бизикова, Н.С. Малетина // Екатеринбург: Изд. Г.П. Калинина - 2009. - 86 с.
5. Болгова, А.Б. Мнемотехника как способ коррекции звукопроизношения и лексико-грамматической стороны речи [Текст] /А.Б. Болгова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». - 2017. - №1. - С. 24-28
6. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники : учеб.-метод. пособие [Текст] / Т. В. Большева ; [худож. П. Благов]. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб. - Детство-Пресс - 2005 - 92 с.
7. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст] /А.М. Бородич // М.: Просвещение - 1981. - 256 с.
8. Волкова, Л.С. Логопедия. [Текст] /Л.С. Волкова - М.: Инфра-М.,
2015. - 703 с.
9. Вязникова, Е.А. Использование мнемотехники в развитии речи детей [Текст] / Е.А. Вязникова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 4 (7). - С. 40-43.
10. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2005. - С.13-24.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П. Глухов // М.: АРКТИ, 2002. — 144 с.
12. Голиусова, Ю. И Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников [Текст] / Ю.И. Голиусова, Н.А. Новикова, А.А. Сидоренко, Н.А. Хламова, Р.Р. Тарунина // Молодой ученый. - 2017. - №36. - С. 83-86.
13. Дивисенко, Л.А. Формирование связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники [Текст] / Л.А. Дивисенко // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2015. - № 2 (3). - С. 8184
14. Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду [Текст] / Т.Н. Доронова // М.: Просвещение, 2006. - 191 с.
15. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда [Текст] / Л.Н.Ефименкова // 2е изд., перераб. - М.: Просвещение - 2015. - 112 с.
16. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Е. Филичева. — М.: Просвещение, 2010. - 176 с.
17. Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Текст] / Н.С. Жукова //М. Соц. - полит. журн. - 1994 - 55 с.
18. Карлеп, К.К. Порождение, восприятие и осознание речи /К.К. Карлеп // Вопросы психики и учебной деятельности аномальных детей. - Тарту - 1990. - С.78-99
19. Ковригина, Л. В. Механизмы нарушения описательного рассказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Л.В. Ковригина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S11. - С. 45-52
20. Ковригина, Л. В. Проблемы диагностики нарушений связной речи у детей с общим недоразвитием речи на современном этапе развития логопедии [Текст] / Л.В. Ковригина, А.А. Крупина // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь). - С. 118-127.
21. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов // М.: АСТ: Астрель - 2007. - 318 с.
22. Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». [Текст] / В.А. Козаренко - М. 2007. - 350 с.
23. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие
логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие [Текст] / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко // Издательство: Гном - Серия:
Практическая логопедия - 2013 - 46 с.
24. Коровкина, Н.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников [Текст] / Н.В. Коровкина // Филологическое образование в период детства. - 2013. - Т. 20. - С. 48-52.
25. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада. [Текст] / Э.П. Короткова - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
26. Левина, Р.Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей [Текст] / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина // Основы теории и практики логопедии - М.: Просвещение - 1968. - С. 67-85.
27. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность [Текст] / Отв. ред. А.А. Леонтьев // Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974. - С. 21-28.
28. Малетина, Н. С. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст] / Н.С. Малетина, Л.В. Пономарева // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 6. - С. 64-68
29. Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л.В. Омельченко// Логопед. - 2008. - № 4. - С.102 -115.
30. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.Б.Полянская // СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 64 с.
31. Поташко, И. А. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первичных естественнонаучных представлений у дошкольников [Текст] / И.А. Поташко // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 7, 8. - 22 с.
32. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для
воспитателя дет. сада. [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. // М. - Просвещение - 1979 - 2-е изд., испр. - 223 с.
33. Секачев, В.Ю. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно - методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. Т.В.Волосовец. // М.: Институт общегуманитарных исследований - 2002. - 256 с.
34. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников [Текст] / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко // Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, М.: Литера, 2004 - 59с.
35. Статенина, Е.С. Мнемотехника как средство обучения пересказу дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.С. Статеина // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. -
2016. - №1. - С. 314-319.
36. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе [Текст] /
А. В. Текучев. // М. : Просвещение - 1980. - 3-е изд., перераб.- 414 с.
37. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описатель - ных рассказов [Текст] / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. - С. 16—21.
38. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [Текст] /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина // М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС - 2004. - 288 с.
39. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] /О.С. Ушакова // М.: Издательствово Института Психотерапии - 2001. - 256 с.
40. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. - М.: Эксмо, 2015. - 320 с
41. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // - М., Альфа - 1993. - 87 с.
42. Четверикова, Т. Ю. Формирование у старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыков рассказывания [Текст] / Т.Ю. Четверикова // Современные тенденции в науке, технике, образовании: сб. науч. тр. и по материалам Междунар. науч.-практ. конф. - Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО» - 2016. - С.110-111.
43. Яшина, В.И. Особенности связных высказываний тика рассуждений детей шести лет [Текст] /В.И. Яшина // М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста - 2011 - С. 47 - 53.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ