Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование мнемотехники при обучении школьников 10-11 классов лексике и грамматике английского языка

Работа №133595

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы64
Год сдачи2021
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МНЕМОТЕХНИКИ 7
1.1 Особенности развития учеников старшей школы 7
1.2 Мнемотехника как один из инструментов эффективного обучения иностранным языкам 12
1.2.1 Эффективные способы изучения лексики на основе мнемотехники 12
1.2.2. Эффективные способы изучения грамматики на основе мнемотехники 22
Выводы по Главе I 27
Глава II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 28
2.1 Цели и задачи обучения лексике и грамматике в 10-11 классах 28
2.2 Разработка рекомендаций по включению мнемотехники в обучение учеников 10-11 классов 35
Выводы по главе II 48
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложения 57


Известный факт, что современное общество учёные называют информационным, т.е. таким, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Действительно, в 21 веке информация стала легкодоступной из любой точки мира, что привело к её накоплению и как следствие – к увеличению её объёма. Современный рынок требует людей, которые смогут справиться с таким её количеством. Ещё с древних времён люди, умевшие с лёгкостью анализировать и хранить большое количество данных, становились великими и известными. На сегодняшний день – это необходимость для успешного существования в среде незатихающей конкуренции.
Одновременно с процессом информатизации, начался и процесс глобализации, который сделал путешествие и жизнь в других странах гораздо проще. Однако для подобных случаев необходимо знать как минимум английский язык, на котором разговаривает вся мировая общественность. Обучение английскому стало популярным, теперь он является одним из тех школьных предметов, которые считаются обязательными. Для успешного его освоения нужно владеть как лексическим, так и грамматическим навыками, что представляет собой обширную область знаний. В большей степени это проблема затрагивает учеников 10-11 классов, которым необходимо сдавать Единый государственный экзамен.
Актуальность работы. Выбранная тема, несомненно, является актуальной. Особый вопрос вызывают методы, которые используются преподавателями общеобразовательных учреждений. По большей части обучение сводится к решению однотипных задач, таких как чтение текстов, заполнение пропусков, запоминанию клишированных фраз и т.д. Многие учителя не стараются вызвать интерес у учеников, зацикливаясь на сдаче экзамена, отчего страдает мотивация к овладению иностранным языком как в рамках школьной программы, так и в рамках самообразования. Педагоги должны постоянно совершенствовать свои знания о предмете, педагогические навыки и умения, находиться в поиске наиболее эффективных методов обучения.
Для разрешения подобных задач существует особый метод под названием мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Он направлен на подачу материалов нестандартными, творческими методами, что существенно повышает заинтересованность учащихся к овладению иностранным языком, а также воспитывает самостоятельность, вызывает уверенность в своих познаниях, прочном закреплении лексического и грамматического материала. Мнемотехника существует на протяжении долгого времени, однако случаи, когда педагоги действительно пользуются данным методом, достаточно редки.
Конечно, нельзя сказать, что использование только лишь мнемотехники будет результативным. Необходимо владеть умением искусно использовать данный инструмент в совокупности с общепринятыми методами для достижения большей результативности.
Приведённые вышеперечисленные факты доказывают актуальность, важность и значимость данной проблемы.
Для решения данной проблемной ситуации была поставлена следующая цель исследования– изучить возможность и необходимость использования мнемотехник при изучении лексики и грамматики на уроках иностранного языка в старшей школе. Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Описать психолого-возрастные особенности школьников 10-11 классов;
2) Охарактеризовать понятие «мнемотехника» и раскрыть возможность её применения при обучении иностранному языку в старшей школе;
3) Рассмотреть эффективные способы изучения иностранных слов на основе мнемотехники в старшей школе;
4) Рассмотреть эффективные способы изучения грамматических конструкций на основе мнемотехники в старшей школе;
5) Привести примеры применения мнемотехник при обучении лексике и грамматике в старшей школе.
Объектом исследования выступает процесс изучения лексики и грамматики на уроках иностранного языка в старшей школе.
Предметом исследования является использование мнемотехник при изучении лексики и грамматики на уроках иностранного языка в старшей школе.
В качестве теоретико-методологической основы исследования рассматривались работы Б.С. Волкова, Л.С. Выготского, И.Ю. Кулагиной, Ю.С. Мальцева и др., посвящённые психолого-возрастным особенностям подростков; также работы Е.Ю. Панина, А.О. Пирожковой, Т.В. Поповой, Е.В. Ревиной, Л.Н. Соколовой, С.В. Фурсенко и др., затрагивающим вопросы применения мнемотехники на уроках иностранного языка; труды Е.И. Пассова, Н.Д. Гальсковой, Р.К. Миньяр-Белоручева, Н.И. Гез и др., освещающих теорию и практику преподавания иностранных языков.
В качестве эмпирической основы был рассмотрен опыт преподавания английского языка в «Губернаторском физико-математическом лицее № 30» г. Санкт-Петербург.
В рамках исследования использовались методы анализа литературы, а также методы прикладного исследования: полуструктурированное интервью, педагогическое наблюдение, тестирование.
Научная новизна: был создан и опробован комплекс мнемонических приёмов для изучения лексики и грамматики в 10-11 класса. Были выделены наиболее эффективные мнемотехники, а также сделан вывод о том, что использование данных инструментов для обучения грамматике не настолько эффективно, насколько предполагалось.
Практическая значимость состоит в том, что результаты проведённого исследования можно внедрить в работу педагогов общеобразовательных учреждений.
Структура работы: дипломная работа состоит из 2 глав, разделённых на параграфы, один из которых содержит описание проведённого эксперимента, приложений и списка литературы. Общий объём работы – 63 стр., список литературы включает 55 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Учащимся 10-11 классов в среднем 15-17 лет, что является переломным моментом переходного возраста. Они бывают эмоциональны, нуждаются в социальном одобрении, не признают авторитет старших и пытаются найти себя. Однако именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в процессах функционирования мозга. Подросткам свойственен анализ, проведение аналогий, нахождение логических цепочек и поиск собственного стиля обучения.
Как одно из средств обучения, характеристики которого соответствуют изменениям в процессах мышления учащихся, можно рассматривать мнемотехнику – систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Этот метод уместно использовать при обучении лексике и грамматике иностранного языка.
В настоящее время существует обширный перечень научных трудов по мнемотехнике. Проанализировав эту литературу, можно выделить такие мнемотехники, которые можно использовать для обучения лексике, как эйдотехника, рифмизация, метод фонетической межъязыковой ассоциации, метод Цицерона (локусов), метод акронимов, семантическая группировка слов, метод взаимодействия всех ощущений, медиа-азбука, символизация.
Также можно обозначить и методы, подходящие для обучения грамматике: ментальная карта, рифмизация, метод акронимов и грамматическая сказка.
Для того, чтобы понять, можно ли в действительности использовать мнемотехнику на уроках в школе при обучении 10-11 классов иностранному языку, было проведено качественное исследование, в рамках которого были разработаны и опробованы методические материалы по изучению лексики и грамматики с использованием мнемотехники. Были выявлены наиболее эффективные методы: грамматическая сказка, эйдотехника, ментальная карта и рифмизация и межъязыковая фонетическая ассоциация.
Можно сделать вывод, что применение мнемотехники на уроках английского языка 10-11 классов при изучении лексики приносит более эффективный результат, чем при обучении без неё, т.к. ученикам удалось запомнить большее количество лексического материала. Помимо этого, данный метод нацелен на использование воображения, на стимулирование интереса к изучению языка.
В отношении грамматического материала мнемотехника не смогла проявить себя как более эффективный метод обучения, однако не уступила «традиционным» методам в плане овладения необходимой информации. Требуется дальнейшее изучение данной тематики.



1) Алексеев Г.А. История возникновения и развития мнемоники / Г. А. Алексеев // Worldscience: problemsandinnovations : сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 30 сентября 2018 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. – С. 164-166.
2) Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений/ Эрик Берн; [пер. с анг. А. Грузберга]. – М.: Эксмо, 2010. – 347 с.
3) Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам /И.Л. Бим, А.В. Хуторской // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.
4) Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2005. – № 8. – С. 2-6.
5) Браймен А. Интервью в качественных исследованиях / А. Браймен // Социология власти. – 2007. – № 4. – С. 15-32.
6) Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 272 с.
7) Володарская И.А. Проблема целей обучения в современной педагогике : Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психологии гос. ун-тов / И. А. Володарская, А. М. Митина; Науч.-метод. каб. по заоч. и веч. обучению МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Изд-во МГУ, 1989. - 72 с.
8) Воронина Г.И. Коммуникативно-деятельностный подход к школьному языковому образованию. - М.: Просвещение, 1999.
9) Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 2т. – М.: Лабиринт, 1999. – Т2. – 352 с.
10) Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. – М.: Академия, 2008. – 254 с.
11) Диденко С. Н. Использование технологии mind-mapping при обучении иностранному языку / С. Н. Диденко // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации : Научные исследования студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н. Г. Чернышевского / Под редакцией Р.З. Назаровой, Г.А. Никитиной. – Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2018. – С. 46-49.
12) Дралюк И.А., Дралюк Р.С. Повышение качества подготовки специалиста как условие его конкурентоспособности. Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2014. - С. 297 – 300.
13) Кабкова Е. П. Педагогическое наблюдение - основной метод исследования проблем гуманитарной области знаний / Е. П. Кабкова, Е. Б. Бреславская // Теоретические и практические аспекты развития музыкально-эстетического образования : Сборник статей / Научный редактор О.В. Грибкова. – М.: Издательство "Перо", 2017. – С. 106-113.
14) Калинина М.С. Содержание обучения иностранным языкам в контексте реализации ФГОС / М. С. Калинина, Н. Н. Остринская, М. А. Эстерман // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – Волгоград, 2019. – № 1. – С. 94-102.
15) Каргина Е. М. Сочетание контекстного и изолированного изучения нового лексического материала в неязыковом вузе // Молодой ученый. — Казань, 2015. — № 6. — С. 615-617.
16) Карни Р.Н., Левин Д.Р. Мнемоническое обучение, основанное на переносе // Инновации в образовании. – М.:Из-во АЭО, 2003. - № 6. - С. 123–125.
17) Катышев П.А. Мнемотехнические приемы в изучении китайской иероглифики / П.А. Катышев, Е.А. Мартемьянов // Вестник Кемеровского государственного университета.– Кемерово, 2015. – № 4. – С. 208- 211.
18) Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. Английский язык. 2 класс. HappyEnglish. Учебник. В 2-х частях. – Обнинск: Из-во «Титул», 2020. – 256 с.
19) Кисель О.В., Дубских А.И., Бутова А.В., Зеркина Н.Н. Проблемы, связанные с обучением лексике студентов неязыковых специальностей МГТУ им Г.И. Носова // Современные наукоемкие технологии. – М., 2019. – № 7. – С. 185-189;
20) Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - Москва: Акад. проект, 2013. – 419 с.
21) Мальцев Ю.С. Взаимосвязь развития внимания и памяти в подростковом возрасте // Перспективные научные исследования: опыт, проблемы и перспективы развития. – Уфа, 2019. – С. 192-205
22) Маслоу А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу ; [пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухина]. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2013. - 351 с.
23) Миньяр-Белоручев Р.К. Как стать переводчиком? – М.: Готика. – 2009. – 176 с.
24) Павлов А.К. Стратегии экстериоризации и проблематизации как средства развития способностей и знаний / А. К. Павлов // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 03 сентября 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»», 2018. – С. 9-10.
25) Панина Е.Ю. Использование приемов мнемотехники при изучении лексики английского языка в 6 классе на базе УМК Solutions ‘PreIntermediate’ / Е.Ю. Панина, Е.В. Бабицкая // Проблемы романогерманской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. – 2015. – № 11. – С. 113-120.
26) Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. — М.: Русский язык. Курсы, 2010. — 568 с.
27) Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., 1997. – 214 с.
28) Пирожкова А.О. Обучение английскому языку младших школьников с учетом их психологических особенностей / А.О. Пирожкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 44. – С. 199-207
29) Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Полянская. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 64 с.
30) Попова Т.В. Эйдотехника, как эффективное средство закрепления знаний ПДД у дошкольников / Т. В. Попова, И. Л. Рябченко // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях, Тамбов, 31 января 2015 года. – Тамбов: ООО "Консалтинговая компания Юком", 2015. – С. 126-127.
31) Пушкашу О.Ф. Использование приёмов мнемотехники для запоминания английских слов / О.Ф. Пушкашу // Проблемы педагогики. – 2016. – № 4. – С. 18-21.
32) Ревина Е.В. Использование мнемотехники при изучении иностранного языка / Е.В. Ревина // Вестник Самарского государственного технического университета. – 2017. – №2. – С. 89-95.
33) Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. группа «Прогресс»-«Универс», 1994. – 479 с.
34) Соколова Л.Н. Нестандартный урок в начальных классах: сущность, признаки, типология, функции / Л.Н. Соколова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2017. – №9. – С. 125-128.
35) Степанова М.А. С.Л. Рубинштейн и П.Я. Гальперин: сопоставление позиций по проблеме интериоризаций // Психологический журнал. - М., 2019. - №2. - С. 94-104.
36) Степанцева Е.В., Коваленко А.В. Актуальные проблемы обучения грамматики английского языка в начальной школе и грамматическая сказка как один из способов решения данной проблемы //сборник статей Международной научнопрактической конференции (1 февраля 2020 г, г. Воронеж). - Уфа: Аэтерна, 2020. С. 155-158
37) Трубицина О.И. Мнемотехника как технология обучения иностранным языкам / О.И. Трубицина, Д.С. Вольнова // Герценовские чтения. Иностранные языки. – СПб., 2018. – С. 356-357
38) Феталиева Н.Ю. Опыт нетрадиционного образования / Н.Ю. Феталиева // Вестник МГУ. –М., 2016. – №8. – С.137-140.
39) Фурсенко С.В. Грамматика в стихах: веселые грамматические рифмовки английского языка. – СПб.: Каро, 2018. – 160 с.
40) Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве / М. Т. Цицерон. – Москва : Наука, 1972. – 265 с.
41) Чепурной Г.А. Образовательная мнемотехника: технология эффективного усвоения информации: учебно-методическое пособие / Г.А. Чепурной, Л.В. Бура. – Севастополь: РИБЕСТ, 2015. – 115 с.
42) Шамов А.Н. Грамматика и лексика как операциональная основа во овладении иностранным языком в школе / А. Н. Шамов, Н. С. Пронина // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 7. – С. 264-273.
43) Шанский Н.М. Что значит знать язык и владеть им /Н.М. Шанский, И.Л. Резниченко, Т.С. Кудрявцева [и др.]. - Л., 1989. – 191 с.
44) Шапиро Т.Л. Знакомство с английским через рифму / Т.Л. Шапиро. – М.: Филоматис, 2014. – 48 с.
45) Шейх-Заде Ю. Р. Суперпамять: древняя методика мнемотехники. – М.: Дел Центр, - 2012 – 36 с.
46) Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов. / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.
47) Эриксон Э. Детство и общество. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Пер. с англ. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 416 с.
48) Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис : пер. с анrл. / Э. Эрик-сон ; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. ¬ 2¬e изд. ¬ М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. –¬ 352 с.
49) Bellezza F. Mnemonic Devices: Classification, Characteristics, and Criteria. Review of Educational Research, 1981. Vol. 51. №2, p. 247-275
50) Fremont V. Games for English / V. Fremont. – London, 1990. – 72 p.
51) Lorayne H. How to Develop a Super Power Memory. Florida: Frederick Fell. Meier, P.S. – 1995 – 217 p.
52) Susanto H. Procedure of teaching grammar using memory enhancement // Lingua Cultura. 2011. Vol. 5. No. 2 – P. 89-97
53) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644).[Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 20.05.2021)
54) Основные приемы мнемотехники [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://referats.allbest.ru/pedagogics/9000148224.html (дата обращения: 20.03.2021)
55) Козаренко В.А. Учебник мнемотехники [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.e-reading.link/book.php?book=131402 (дата обращения – 15.03.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ