АКТИВИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
|
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ
ГРАЖДАН В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 10
1.1 Участие населения в решении вопросов местного самоуправления
как фундамент дееспособности муниципальной власти 10
1.2 Нормативно - правовое обеспечение участия граждан в
деятельности органов местного самоуправления 19
1.3 Формы гражданского участия в местном самоуправлении и методы
его активизации 33
2. АНАЛИЗ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НЕВЬЯНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 45
2.1 Анализ деятельности органов местного самоуправления в
Невьянском городском округе 45
2.2 Анализ социального участия граждан а и их участия в деятельности
органов местного самоуправления Невьянского городского округа 55
2.3 Систематизации выявленных проблем и выработка общей
концепции их решения 69
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО
УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 75
3.1 Созыв и проведение конференции активных граждан, включенных в
практики социального участия и представителей органов местного самоуправления 75
3.2 Улучшение информационного обеспечения участия граждан в
деятельности органов местного самоуправления 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А 115
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УЧАСТИЯ
ГРАЖДАН В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 10
1.1 Участие населения в решении вопросов местного самоуправления
как фундамент дееспособности муниципальной власти 10
1.2 Нормативно - правовое обеспечение участия граждан в
деятельности органов местного самоуправления 19
1.3 Формы гражданского участия в местном самоуправлении и методы
его активизации 33
2. АНАЛИЗ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НЕВЬЯНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ 45
2.1 Анализ деятельности органов местного самоуправления в
Невьянском городском округе 45
2.2 Анализ социального участия граждан а и их участия в деятельности
органов местного самоуправления Невьянского городского округа 55
2.3 Систематизации выявленных проблем и выработка общей
концепции их решения 69
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АКТИВИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО
УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 75
3.1 Созыв и проведение конференции активных граждан, включенных в
практики социального участия и представителей органов местного самоуправления 75
3.2 Улучшение информационного обеспечения участия граждан в
деятельности органов местного самоуправления 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А 115
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется необходимостью активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления Невьянского городского округа, как типичного представителя малого городского округа.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе, посвященной вопросам гражданского и социального участия, проблемы вовлечения граждан в решение задач местного самоуправления чаще всего рассматриваются на примерах крупных городов и мегаполисов. В то же время в малых городах и городских округах, например, таких, как Невьянский городской округ, проблемы вовлечения граждан в деятельность органов местного самоуправления имеют свою специфику и пока еще изучены недостаточно. Отсутствие эффективно работающих механизмов вовлечения граждан в практики местного самоуправления снижает реальные возможности населения выражать свою позицию, отстаивать свои потребности и интересы, участвовать в управлении территорией, на которой они проживают.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе магистра является гражданское участие населения в деятельности органов местного самоуправления. Предмет исследования - способы активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления округа.
Целью выпускной квалификационной работы поиск и обоснование способов активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления Невьянского городского округа. Данная цель предполагает необходимость решения следующих задач:
- проанализировать роль гражданского участия населения в решении вопросов местного самоуправления как фундамента дееспособности муниципальной власти,
- изучить нормативно-правовую базу участия граждан в деятельности органов местного самоуправления,
- исследовать формы участия населения в местном самоуправлении и методы его активизации,
- охарактеризовать деятельность органов местного самоуправления в Невьянском городском округе;
- проанализировать социальное участие граждан и их участие в деятельности органов местного самоуправления в Невьянском городском округе,
- разработать рекомендации по активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления.
Теоретико-методологическая база исследования основана на принципах институционального и общностного подходов, позволяющих рассмотреть участие населения в деятельности органов местного самоуправления. Основой теоретической методологии диссертации является концепция гражданской культуры, сформулированная Г. Алмондом и С. Вербой. Согласно данной концепции для формирования и развития гражданской культуры необходимо вовлечение населения в широкий круг общественного участия с возможностью в рамках этой деятельности высказывать свою позицию, мнение и учет этого мнения граждан властью.
Институциональный подход позволил определить место и роль включения граждан в процессы самоуправления для развития гражданского общества как акторов (субъектов) институциональной структуры, регулируемой системой норм и правил. Общностный подход дал возможность показать уровень потребностей и готовности населения муниципалитета как социальной общности, обладающей едиными социальными характеристиками и условиями жизнедеятельности, включаться в практики гражданской и социальной активности.
Методами исследования применявшимися для достижения поставленной цели, стали традиционный анализ документов и анализ нормативно-правового обеспечения по теме исследования, статистические методы. В процессе эмпирического исследования применялись опросные методы (интервью, анкетирование) в разработке рекомендаций по активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления нашли применение метод ресурсного планирования и проектного управления.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в следующем:
1. В работе предложено активизировать вовлечение населения в практики гражданского участия в решении вопросов местного самоуправления в мягкой форме через поддержку органами местного самоуправления включения населения в практики общественного участия.
2. Впервые проблемы вовлечения граждан в решение задач местного самоуправления анализируются не в крупном городе или мегаполисе, а малом городе (городском округе).
3. Разработан проект активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления малого городского округа посредством созыва и проведения конференции активных граждан, включенных в практики социального участия и представителей органов местного самоуправления для установления и усиления коммуникационного взаимодействия между ними.
На защиту выпускной квалификационной работы выносятся положения, определенные гипотезой исследования:
1. Проанализирована роль гражданского участия населения в решении вопросов местного самоуправления как фундамента дееспособности муниципальной власти. Показано, что социальное и гражданское участие населения в решении вопросов местного самоуправления являются неотъемлемыми элементами гражданского общества и выступают видами просоциального поведения, выражающего связь с обществом (сообществом) и стремлением улучшить его.
2. В российской нормативно-правовой базе отсутствуют трактовки терминов «гражданское участие» и «социальное участие» населения в управлении различных уровней, т.е. данные дефиниции законодательно не закреплены. Правовые акты содержат упоминания об «участии граждан» в различных формах управления или взаимодействия с властью, которые автор работы рассматривает как «гражданское участие», т.к. оно ориентировано на взаимодействие граждан с властью.
3. Основные формы участия населения в местном самоуправлении, которое автор рассматривает как гражданское участие, закреплены в федеральном законодательстве. К ним относятся: местный референдум, голосование, правотворческая инициатива, публичные слушания, обращения граждан в органы местного самоуправления, муниципальные выборы, сход граждан, собрание граждан, опрос граждан, ТОС, а также другие формы участия, например ознакомление граждан с нормативными актами органов местного самоуправления.
4. Для активизации гражданского участия населения в местном самоуправлении необходимо не только стимулировать это участие как институционализированную коллективную легальную форму, но и формировать гражданскую компетентность жителей муниципалитетов, содействовать росту их сплоченности и идентичности, поддерживать социальное участие. Вовлечение населения в разнообразные виды социального участия позволит в мягкой форме активизировать их гражданское участие, повысить уровень доверия к власти.
5. Деятельность органов местного самоуправления в Невьянском городском округе характеризуется недостаточной активностью по вовлечению населения в практики гражданского участия, за исключением участия в выборах различного уровня гражданское участие населения в местном самоуправлении Невьянского городского округа характеризуется низким уровнем активности. В качестве основных причин такой ситуации автор видит в низком уровне информированности граждан о формах и способах участия в местном самоуправлении, низком уровне доверия к власти и низком уровне активности населения.
6. Анализ социального участия граждан Невьянского городского округа показал достаточно высокий уровень вовлеченности граждан в спортивные, досуговые и общественные организации. Значительное число граждан, вовлеченных в практики социального участия, выражает потенциальную готовность к гражданскому участию.
7. Для активизации участия населения в деятельности органов местного самоуправления рекомендовано провести конференцию активных граждан, включенных в практики социального участия и представителей органов местного самоуправления для совместной выработки программы действий, решения актуальных для населения проблем, а также улучшить систему информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Это позволит вовлечь в гражданское участие активных граждан, включенных в практики социального участия, разработать программу вовлечения населения Невьянского городского округа в решение вопросов местного значения, усилить коммуникационное взаимодействие с активными гражданами, включенными в практики социального участия для более активного привлечения последних к решению задач местного самоуправления, то есть к гражданскому участию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что вовлечение населения в различные формы социального участия на уровне муниципалитета позволит гражданам получить опыт участия в ценных и интересных для них видах деятельности, продемонстрирует им открытость и готовность местных властей учитывать мнение граждан, помогать им в решении их проблем. Говоря другими словами, вовлечение и поддержка местными властями социального участия населения даст возможность повысить уровень доверия муниципальной власти и в мягкой форме включить население в непосредственное взаимодействие с властью, в решение общими усилиями проблем территории.
Выпускная квалификационная работа магистра состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Первая глава работы посвящена исследованию теоретических и правовых аспектов участия граждан в деятельности органов местного самоуправления. В главе дается характеристика участия населения в решении вопросов местного самоуправления как фундамента дееспособности муниципальной власти, приводятся данные обзора нормативно - правового обеспечения участия граждан в деятельности органов местного самоуправления, анализируются формы гражданского участия в местном самоуправлении и методы его активизации.
Во второй главе выполнен анализ участия граждан в деятельности органов местного самоуправления в Невьянском городском округе. Данный анализ включает в себя анализ деятельности органов местного самоуправления, анализ социального участия граждан и их участия в деятельности органов местного самоуправления Невьянского городского округа, а также результаты опроса граждан и интервью с представителями администрации городского округа. По результатам анализа и эмпирического исследования в этой же главе была выполнена систематизации выявленных проблем и выработана общая концепция решения проблем.
В третьей главе разработаны рекомендации по активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления. Рекомендации включают в себя созыв и проведение конференции активных граждан, включенных в практики социального участия и представителей органов местного самоуправления, а также улучшение информационного обеспечения участия граждан в деятельности органов местного самоуправления.
Результаты исследования в части организации конференции представителей администрации, представителей практик социального участия и активных граждан округа. Указанное предложение внесены в повестки аппаратного совещания Главы НГО и заседания Думы НГО.
Апробацией результатов исследования является публикация двух статей. Первая - «К вопросу об участии населения во взаимодействии с органами местного самоуправления» была опубликована в материалах Международной научно-практической конференции «XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития», проходившей в Екатеринбурге 15-16 марта 2018 года. Результаты исследований публично освещались на теоретико-методологических семинарах в рамках экзаменационных сессий в январе и мае 2018 года.
Вторая статья была подготовлена в феврале 2019 г. для участия в V Международной научно-практической конференции «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий». Статья опубликована в материалах XXII Международной конференции памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» проходившей в Екатеринбурге 21-23 марта 2019 г. Результаты исследований публично освещались на теоретико-методологическом семинаре в рамках экзаменационной сессии в феврале 2019 года.
Степень разработанности проблемы. В научной литературе, посвященной вопросам гражданского и социального участия, проблемы вовлечения граждан в решение задач местного самоуправления чаще всего рассматриваются на примерах крупных городов и мегаполисов. В то же время в малых городах и городских округах, например, таких, как Невьянский городской округ, проблемы вовлечения граждан в деятельность органов местного самоуправления имеют свою специфику и пока еще изучены недостаточно. Отсутствие эффективно работающих механизмов вовлечения граждан в практики местного самоуправления снижает реальные возможности населения выражать свою позицию, отстаивать свои потребности и интересы, участвовать в управлении территорией, на которой они проживают.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе магистра является гражданское участие населения в деятельности органов местного самоуправления. Предмет исследования - способы активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления округа.
Целью выпускной квалификационной работы поиск и обоснование способов активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления Невьянского городского округа. Данная цель предполагает необходимость решения следующих задач:
- проанализировать роль гражданского участия населения в решении вопросов местного самоуправления как фундамента дееспособности муниципальной власти,
- изучить нормативно-правовую базу участия граждан в деятельности органов местного самоуправления,
- исследовать формы участия населения в местном самоуправлении и методы его активизации,
- охарактеризовать деятельность органов местного самоуправления в Невьянском городском округе;
- проанализировать социальное участие граждан и их участие в деятельности органов местного самоуправления в Невьянском городском округе,
- разработать рекомендации по активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления.
Теоретико-методологическая база исследования основана на принципах институционального и общностного подходов, позволяющих рассмотреть участие населения в деятельности органов местного самоуправления. Основой теоретической методологии диссертации является концепция гражданской культуры, сформулированная Г. Алмондом и С. Вербой. Согласно данной концепции для формирования и развития гражданской культуры необходимо вовлечение населения в широкий круг общественного участия с возможностью в рамках этой деятельности высказывать свою позицию, мнение и учет этого мнения граждан властью.
Институциональный подход позволил определить место и роль включения граждан в процессы самоуправления для развития гражданского общества как акторов (субъектов) институциональной структуры, регулируемой системой норм и правил. Общностный подход дал возможность показать уровень потребностей и готовности населения муниципалитета как социальной общности, обладающей едиными социальными характеристиками и условиями жизнедеятельности, включаться в практики гражданской и социальной активности.
Методами исследования применявшимися для достижения поставленной цели, стали традиционный анализ документов и анализ нормативно-правового обеспечения по теме исследования, статистические методы. В процессе эмпирического исследования применялись опросные методы (интервью, анкетирование) в разработке рекомендаций по активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления нашли применение метод ресурсного планирования и проектного управления.
Новизна выпускной квалификационной работы заключается в следующем:
1. В работе предложено активизировать вовлечение населения в практики гражданского участия в решении вопросов местного самоуправления в мягкой форме через поддержку органами местного самоуправления включения населения в практики общественного участия.
2. Впервые проблемы вовлечения граждан в решение задач местного самоуправления анализируются не в крупном городе или мегаполисе, а малом городе (городском округе).
3. Разработан проект активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления малого городского округа посредством созыва и проведения конференции активных граждан, включенных в практики социального участия и представителей органов местного самоуправления для установления и усиления коммуникационного взаимодействия между ними.
На защиту выпускной квалификационной работы выносятся положения, определенные гипотезой исследования:
1. Проанализирована роль гражданского участия населения в решении вопросов местного самоуправления как фундамента дееспособности муниципальной власти. Показано, что социальное и гражданское участие населения в решении вопросов местного самоуправления являются неотъемлемыми элементами гражданского общества и выступают видами просоциального поведения, выражающего связь с обществом (сообществом) и стремлением улучшить его.
2. В российской нормативно-правовой базе отсутствуют трактовки терминов «гражданское участие» и «социальное участие» населения в управлении различных уровней, т.е. данные дефиниции законодательно не закреплены. Правовые акты содержат упоминания об «участии граждан» в различных формах управления или взаимодействия с властью, которые автор работы рассматривает как «гражданское участие», т.к. оно ориентировано на взаимодействие граждан с властью.
3. Основные формы участия населения в местном самоуправлении, которое автор рассматривает как гражданское участие, закреплены в федеральном законодательстве. К ним относятся: местный референдум, голосование, правотворческая инициатива, публичные слушания, обращения граждан в органы местного самоуправления, муниципальные выборы, сход граждан, собрание граждан, опрос граждан, ТОС, а также другие формы участия, например ознакомление граждан с нормативными актами органов местного самоуправления.
4. Для активизации гражданского участия населения в местном самоуправлении необходимо не только стимулировать это участие как институционализированную коллективную легальную форму, но и формировать гражданскую компетентность жителей муниципалитетов, содействовать росту их сплоченности и идентичности, поддерживать социальное участие. Вовлечение населения в разнообразные виды социального участия позволит в мягкой форме активизировать их гражданское участие, повысить уровень доверия к власти.
5. Деятельность органов местного самоуправления в Невьянском городском округе характеризуется недостаточной активностью по вовлечению населения в практики гражданского участия, за исключением участия в выборах различного уровня гражданское участие населения в местном самоуправлении Невьянского городского округа характеризуется низким уровнем активности. В качестве основных причин такой ситуации автор видит в низком уровне информированности граждан о формах и способах участия в местном самоуправлении, низком уровне доверия к власти и низком уровне активности населения.
6. Анализ социального участия граждан Невьянского городского округа показал достаточно высокий уровень вовлеченности граждан в спортивные, досуговые и общественные организации. Значительное число граждан, вовлеченных в практики социального участия, выражает потенциальную готовность к гражданскому участию.
7. Для активизации участия населения в деятельности органов местного самоуправления рекомендовано провести конференцию активных граждан, включенных в практики социального участия и представителей органов местного самоуправления для совместной выработки программы действий, решения актуальных для населения проблем, а также улучшить систему информационного взаимодействия органов местного самоуправления с населением. Это позволит вовлечь в гражданское участие активных граждан, включенных в практики социального участия, разработать программу вовлечения населения Невьянского городского округа в решение вопросов местного значения, усилить коммуникационное взаимодействие с активными гражданами, включенными в практики социального участия для более активного привлечения последних к решению задач местного самоуправления, то есть к гражданскому участию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что вовлечение населения в различные формы социального участия на уровне муниципалитета позволит гражданам получить опыт участия в ценных и интересных для них видах деятельности, продемонстрирует им открытость и готовность местных властей учитывать мнение граждан, помогать им в решении их проблем. Говоря другими словами, вовлечение и поддержка местными властями социального участия населения даст возможность повысить уровень доверия муниципальной власти и в мягкой форме включить население в непосредственное взаимодействие с властью, в решение общими усилиями проблем территории.
Выпускная квалификационная работа магистра состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Первая глава работы посвящена исследованию теоретических и правовых аспектов участия граждан в деятельности органов местного самоуправления. В главе дается характеристика участия населения в решении вопросов местного самоуправления как фундамента дееспособности муниципальной власти, приводятся данные обзора нормативно - правового обеспечения участия граждан в деятельности органов местного самоуправления, анализируются формы гражданского участия в местном самоуправлении и методы его активизации.
Во второй главе выполнен анализ участия граждан в деятельности органов местного самоуправления в Невьянском городском округе. Данный анализ включает в себя анализ деятельности органов местного самоуправления, анализ социального участия граждан и их участия в деятельности органов местного самоуправления Невьянского городского округа, а также результаты опроса граждан и интервью с представителями администрации городского округа. По результатам анализа и эмпирического исследования в этой же главе была выполнена систематизации выявленных проблем и выработана общая концепция решения проблем.
В третьей главе разработаны рекомендации по активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления. Рекомендации включают в себя созыв и проведение конференции активных граждан, включенных в практики социального участия и представителей органов местного самоуправления, а также улучшение информационного обеспечения участия граждан в деятельности органов местного самоуправления.
Результаты исследования в части организации конференции представителей администрации, представителей практик социального участия и активных граждан округа. Указанное предложение внесены в повестки аппаратного совещания Главы НГО и заседания Думы НГО.
Апробацией результатов исследования является публикация двух статей. Первая - «К вопросу об участии населения во взаимодействии с органами местного самоуправления» была опубликована в материалах Международной научно-практической конференции «XXI Уральские социологические чтения. Социальное пространство и время региона: проблемы устойчивого развития», проходившей в Екатеринбурге 15-16 марта 2018 года. Результаты исследований публично освещались на теоретико-методологических семинарах в рамках экзаменационных сессий в январе и мае 2018 года.
Вторая статья была подготовлена в феврале 2019 г. для участия в V Международной научно-практической конференции «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий». Статья опубликована в материалах XXII Международной конференции памяти проф. Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» проходившей в Екатеринбурге 21-23 марта 2019 г. Результаты исследований публично освещались на теоретико-методологическом семинаре в рамках экзаменационной сессии в феврале 2019 года.
Основной целью выпускной квалификационной работы магистра являлась разработка рекомендаций по активизации гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления Невьянского городского округа. В соответствии с данной целью в первой главе были исследованы теоретические и правовые аспекты участия граждан в деятельности органов местного самоуправления. На основании этого исследования были сделаны следующие выводы:
Социальное и гражданское участие выступают видами просоциального поведения, выражающего связь с обществом (сообществом) и стремлением улучшить его. Главным отличием между ними является вектор данной активности.
Разница между гражданским и политическим участием заключается в более широком поле реализации первого и возможностях выражения как в конвенциональных, институционально одобряемых формах, так и неконвенциональных - незаконных, второго.
Законодательная база, касающаяся собственно процессов этого участия, как одной из форм проявления народовластия, проработана достаточно глубоко. Под основным видом участия населения в местном самоуправлении понимается именно «гражданское участие».
Фактический уровень участия населения в деятельности органов местного самоуправления продолжает оставаться низким. Тем не менее, часть населения выражает готовность принимать участие в решении вопросов местного значения. Для этого необходимо формировать гражданскую компетентность жителей муниципалитетов, содействовать росту их социальной сплоченности и социальной идентичности, поддерживать социальное участие. Вовлечение населения в социальное участие позволит в мягкой форме включить их в разнообразные виды гражданского участия, учитывая особенности современного этапа развития
гражданского общества в России, в частности, низкого уровня доверия к власти.
Во второй главе выпускной квалификационной работы магистра был выполнен анализ участия граждан в деятельности органов местного самоуправления в Невьянском городском округе, включающий в себя анкетирование граждан округа. Проведен ряд интервью с представителей администрации и общественности округа.
В результате анализа и эмпирического исследования были установлены следующие факты:
- в Невьянском городском округе массовые проявления гражданского участия в управлении относятся в основном к выборам различного уровня. Значительная доля населения вовлечена в занятия спортом и участвует в различных досуговых объединениях,
- механизм гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления в Невьянском городском округе развит слабо,
- значительное число граждан округа выражает потенциальную готовность к такому участию, считая необходимым качественное улучшение системы информационного взаимодействия с властью,
- отношение представителей муниципальной власти к гражданскому и социальному участию населения в решении задач муниципалитета в целом позитивное,
- значительная роль в активизации гражданского и социального участия отводится прямому взаимодействию представителей органов власти и местного самоуправления с гражданами, особенно, молодежью, а также представителями существующих организованных сообществ различной направленности.
Для решения выявленных проблем в третьей главе работы был разработан проект по созыву и проведению конференции активных граждан, включенных в практики социального участия и представителей органов местного самоуправления Невьянского городского округа. С этой целью была разработана концепция проекта, определены требующиеся ресурсы с характеристикой степени их актуальности и возможности мобилизации, определена команда проекта с описанием функционала членов и зон ответственности, рассчитана смета и охарактеризованы риски проекта, сформулированы индикаторы и ключевые показатели проекта.
Разработанный проект является некоммерческим, поэтому его экономическая эффективность не рассчитывалась. В результате реализации мероприятий проекта ожидается вовлечение в деятельность органов местного самоуправления не менее 400 человек, причем не менее 100 будет вовлечено уже на этапе проведения конференции.
Кроме того, созыв конференции, уже являющейся формой участия граждан в деятельности органов местного самоуправления, будет способствовать налаживанию конструктивного диалога между органами местного самоуправления и гражданами.
Помимо созыва конференции для решения выявленных проблем администрации Невьянского городского округа рекомендовано улучшить информационное обеспечение участия граждан в деятельности органов местного самоуправления. Конкретными мерами такого улучшения будет являться техническая доработка сайта администрации, а именно рубрики «Обращения», а также более активное публичное освещение работы с обращениями граждан в органы местного самоуправления в печатных и электронных СМИ.
Все перечисленные мероприятия будут способствовать повышению информационной открытости власти, а следовательно, повышению лояльности населения к органам местного самоуправления. В свою очередь, это повышение должно сказаться и на уровне гражданской активности населения.
Социальное и гражданское участие выступают видами просоциального поведения, выражающего связь с обществом (сообществом) и стремлением улучшить его. Главным отличием между ними является вектор данной активности.
Разница между гражданским и политическим участием заключается в более широком поле реализации первого и возможностях выражения как в конвенциональных, институционально одобряемых формах, так и неконвенциональных - незаконных, второго.
Законодательная база, касающаяся собственно процессов этого участия, как одной из форм проявления народовластия, проработана достаточно глубоко. Под основным видом участия населения в местном самоуправлении понимается именно «гражданское участие».
Фактический уровень участия населения в деятельности органов местного самоуправления продолжает оставаться низким. Тем не менее, часть населения выражает готовность принимать участие в решении вопросов местного значения. Для этого необходимо формировать гражданскую компетентность жителей муниципалитетов, содействовать росту их социальной сплоченности и социальной идентичности, поддерживать социальное участие. Вовлечение населения в социальное участие позволит в мягкой форме включить их в разнообразные виды гражданского участия, учитывая особенности современного этапа развития
гражданского общества в России, в частности, низкого уровня доверия к власти.
Во второй главе выпускной квалификационной работы магистра был выполнен анализ участия граждан в деятельности органов местного самоуправления в Невьянском городском округе, включающий в себя анкетирование граждан округа. Проведен ряд интервью с представителей администрации и общественности округа.
В результате анализа и эмпирического исследования были установлены следующие факты:
- в Невьянском городском округе массовые проявления гражданского участия в управлении относятся в основном к выборам различного уровня. Значительная доля населения вовлечена в занятия спортом и участвует в различных досуговых объединениях,
- механизм гражданского участия населения в деятельности органов местного самоуправления в Невьянском городском округе развит слабо,
- значительное число граждан округа выражает потенциальную готовность к такому участию, считая необходимым качественное улучшение системы информационного взаимодействия с властью,
- отношение представителей муниципальной власти к гражданскому и социальному участию населения в решении задач муниципалитета в целом позитивное,
- значительная роль в активизации гражданского и социального участия отводится прямому взаимодействию представителей органов власти и местного самоуправления с гражданами, особенно, молодежью, а также представителями существующих организованных сообществ различной направленности.
Для решения выявленных проблем в третьей главе работы был разработан проект по созыву и проведению конференции активных граждан, включенных в практики социального участия и представителей органов местного самоуправления Невьянского городского округа. С этой целью была разработана концепция проекта, определены требующиеся ресурсы с характеристикой степени их актуальности и возможности мобилизации, определена команда проекта с описанием функционала членов и зон ответственности, рассчитана смета и охарактеризованы риски проекта, сформулированы индикаторы и ключевые показатели проекта.
Разработанный проект является некоммерческим, поэтому его экономическая эффективность не рассчитывалась. В результате реализации мероприятий проекта ожидается вовлечение в деятельность органов местного самоуправления не менее 400 человек, причем не менее 100 будет вовлечено уже на этапе проведения конференции.
Кроме того, созыв конференции, уже являющейся формой участия граждан в деятельности органов местного самоуправления, будет способствовать налаживанию конструктивного диалога между органами местного самоуправления и гражданами.
Помимо созыва конференции для решения выявленных проблем администрации Невьянского городского округа рекомендовано улучшить информационное обеспечение участия граждан в деятельности органов местного самоуправления. Конкретными мерами такого улучшения будет являться техническая доработка сайта администрации, а именно рубрики «Обращения», а также более активное публичное освещение работы с обращениями граждан в органы местного самоуправления в печатных и электронных СМИ.
Все перечисленные мероприятия будут способствовать повышению информационной открытости власти, а следовательно, повышению лояльности населения к органам местного самоуправления. В свою очередь, это повышение должно сказаться и на уровне гражданской активности населения.
Подобные работы
- Организация деятельности органов местного самоуправления в сфере гражданского воспитания молодежи (Теория и практика современного государственного и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2020 - Реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере строительства, транспорта и связи (на примере городского округа - города Барнаула)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Правовые проблемы установления и взимания местных налогов и сборов (12.00.14)
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВЕЛИКОМИХАЙЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «НОВООСКОЛЬСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С НАСЕЛЕНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ
АДМИНИСТРАЦИИ ВЕЛИКОМИХАЙЛОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «НОВООСКОЛЬСКИЙ
РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Организация работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления (на примере администрации Железнодорожного района г. Барнаула)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - Исторический опыт осуществления общественной помощи нуждающимся органами местного самоуправления России в 1864 - 1917г.г.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК СУБЪЕКТ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



