Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Совершенствование форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (на примере Индустриального района г. Барнаула)

Работа №88514

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ 7
1.1 Понятие местного самоуправления, его роль в государственном и муниципальном управлении, принципы осуществления 7
1.2 Нормативное правовое обеспечение участия граждан в местном
самоуправлении 13
1.3 Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления как важный элемент системы народовластия 17
2 АНАЛИЗ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО РАЙОНА Г. БАРНАУЛА) 23
2.1 Характеристика Индустриального района г. Барнаула, структура и полномочия администрации района 23
2.2 Организация участия населения в осуществлении местного самоуправления и его совместная деятельность с администрацией района .. 28
2.3 Анализ практической деятельности населения в решении вопросов местного значения 33
3 ПРОБЛЕМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РЕФОРМ 47
3.1 Основные проблемы, связанные с участием населения в управлении муниципальным образованием 47
3.2 Пути совершенствования механизмов общественного участия в решении вопросов местного значения 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ


Местное самоуправление является неотъемлемой частью гражданского общества и важнейшей формой проявления демократии. Оно представляет особый уровень власти, всесторонне учитывающий интересы и нужды общества, и в тоже время участвующий в осуществлении воли государства.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что формирование гражданского общества в современных условиях, дальнейшее развитие местного самоуправления напрямую связано с активной деятельностью населения, главным образом «на местах», в решении важных местных проблем в таких наиболее значимых формах непосредственного народовластия, как местный референдум, собрания и конференции граждан, муниципальные выборы, инициативное бюджетирование, обращения граждан в органы местного самоуправления, опросы, территориальное общественное самоуправление и другие. В системе местного самоуправления непосредственное волеизъявление граждан содействует эффективному решению местных вопросов, а также разработке нормативных правовых актов муниципального уровня, имеющих существенное значение для общества. Различные формы народовластия выступают в роли посредника между населением, выборными, иными органами и должностными лицами местного самоуправления, эффективным способом оценки их деятельности.
На сегодняшний день вопросы, связанные с участием населения в местном самоуправлении, становятся наиболее обсуждаемыми, поскольку значение местного сообщества в жизнедеятельности и развитии своей территории постоянно растет. Население испытывает потребность в действительно эффективных формах выражения своего волеизъявления. Предоставление общественности возможность выражать свой выбор и мнение, а также напрямую участвовать в важных управленческих процессах муниципального образования является одним из главных факторов, который помогает значительно повысить прозрачность и уровень доверия населения к демократическим процессам. Однако совершенствование государственного и муниципального управления недостижимо без конструктивного диалога власти и населения, без общественной дискуссии, без использования современных форм взаимодействия властных структур с населением.
Изучению проблем местного самоуправления посвящено множество научных работ отечественных и зарубежных ученых, правоведов, юристов, историков. Так, среди отечественных авторов, занимающихся глубоким исследованием вопросов взаимодействия органов власти с общественностью, можно выделить А.О. Акулова, А.А. Васильева, А.С. Гаркавцевой, А.А. Гатилова, В.Б. Зотова, А.А. Уварова, Е.И. Хлуднева, С.Е. Чаннова и др.
Но, несмотря на то, что проблемы участия населения в осуществлении местного самоуправления стали предметом исследования многих ученых в качестве самостоятельного объекта, ключевые проблемы в совершенствовании и активизации форм непосредственной демократии по прежнему остаются в числе проблем, требующих всестороннего рассмотрения и исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление основных проблем и поиск некоторых путей по совершенствованию участия граждан в осуществлении местного самоуправления (на примере Индустриального района г. Барнаула).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и организационно-правовые основы участия населения в местном самоуправлении;
- проанализировать практическую деятельность населения в решении вопросов местного значения и его взаимодействие с администрацией Индустриального района г. Барнаула;
- выявить проблемы, связанные с участием населения в управлении муниципальным образованием в целом и на конкретной территории;
- разработать рекомендации по активизации гражданского участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Объект исследования - формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.
Предмет исследования - процесс взаимодействия администрации Индустриального района г. Барнаула с населением в решении вопросов местного значения.
При написании данной работы были использованы следующие методы: метод сравнительного анализа, описание, включенное наблюдение, изучение научной литературы, законодательства, анализ документов (архивных, информационных и справочных материалов) администрации Индустриального района г. Барнаула.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время Россия находится на очередном этапе реформирования модели местного самоуправления. Этот процесс неизбежен в рамках формирования правового государства и гражданского общества в нашей стране. В сложившихся условиях нужно искать новые пути, правовые и организационные формы и конкретные решения, чтобы МСУ было максимально результативным, а также отвечало современным демократическим стандартам.
Эффективное местное самоуправление способствует налаживанию связей между населением и местными органами власти, создает все необходимые для этого условия, а также формирует наиболее адаптированную к местным особенностям систему управления. Одной из приоритетных задач выступает - поддержание инициативы и развитие самодеятельности граждан на территории муниципального образования.
Отличительная особенность МСУ - возможность выражать защиту и интересы населения «на местах». Это же, в свою очередь, позволяет населению напрямую участвовать в решении важных вопросов, затрагивающих разные сферы общественной жизни. Согласно действующему законодательству Российской Федерации, граждане могут осуществлять свою волю в различных формах, с помощью которых население максимально становится приближенным к осуществлению власти на местном уровне.
Необходимо также отметить, что существенное значение во взаимодействии местной власти с населением играет деятельность самих органов МСУ, а именно, важная роль отводится местным администрациям, которые осуществляют повседневное управление муниципальным хозяйством, решают вопросы экономического, социального, культурного развития территории, обеспечивают реализацию прав и законных интересов населения, а также осуществляют охрану общественного порядка.
Первая глава настоящей работы посвящена теоретическим, правовым и организационным аспектам: дано понятие местного самоуправления, детально рассмотрены основные нормативные правовые акты, закрепляющие возможность участия граждан в местном самоуправлении, а также отдельные формы непосредственной демократии.
Во второй главе была дана общая характеристика Индустриального района г. Барнаула, рассмотрена структура и полномочия администрации района, реализуемые ей организационные формы взаимодействия с населением, а также был проведен анализ практической деятельности по вовлечению населения, проживающего на территории района, в решение вопросов местного значения. Как показал анализ, на территории Индустриального района проводится достаточно оживленная работа с населением, идет активное внедрение инициативного бюджетирования, успешно реализуются инициативные проекты, довольно развита работа ТОС, различных общественных движений.
В третьей главе нами были выявлены проблемы участия населения в местном самоуправлении и предложены некоторые пути их преодоления.
Так, к основным проблемам низкой активности граждан в осуществлении местного самоуправления мы отнесли: пробелы в правовом механизме, регулирующем участие населения в решении местный проблем; недостаточный уровень информирования жителей района о своих возможностях в области управления муниципальным образованием; отсутствие мотивации, заинтересованности, сплоченности у части населения в проявлении гражданской активности и отсутствие веры в свои силы и возможности; проблемы, связанные с не всегда эффективной деятельностью органов МСУ по разъяснению населению их прав и обязанностей по решению насущных вопросов развития территории проживания.
Что касается путей преодоления вышеуказанных проблем, то нами были выявлены следующие: совершенствование правовой базы местного самоуправления; увеличение правового просвещения и информирования граждан; увеличение информационной открытости и прозрачности работы органов местного самоуправления, проведение ими регулярных мероприятий, встреч, бесед с представителями населения, организаций, предприятий, местных сообществ; активизация и усовершенствование работы администрации района с населением, организациями и общественными объединениями.
Как показывает проведенный нами анализ, сфера МСУ еще остается недостаточно эффективной и не всегда востребованной в местном сообществе. Значительная часть населения, по определенным причинам, перестает активно участвовать во многих мероприятиях по совместному решению проблем, связанных с благоустройством территории, на которой они проживают. Чаще всего подобные дела интересуют лиц с активной гражданской позицией, а их, как показывает практика, небольшая часть. В большинстве случаев люди не готовы взять на себя такую ответственность, так как считают, что всеми подобными делами должны заниматься исключительно органы МСУ. В тоже время сама местная власть не всегда заинтересована и активна в решении данных вопросов, потому что во многом ее действия сдерживаются вышестоящем уровнем власти. Поэтому важно, чтобы население меняло свое сознание и начало полноценно участвовать в жизни своего муниципального образования, потому что если народ не проявит свою инициативу, цели управления на местах не будут достигнуты.
Как показывает практика, институт демократии в нашей стране еще недостаточно крепкий, а в некоторых моментах и вовсе неэффективный, поэтому на данный момент главной задачей государства должно выступать - развитие и устранение всех пробелов и недостатков в сфере МСУ, а также дальнейшее его развитие. Фундаментальными причинами того, что местное самоуправление не достаточно, развито выступают:
- человеческий фактор (лень, отсутствие образования, безразличие населения и т. д.)
- несовершенство правового регулирования, организационно-экономического обеспечения этой сферы государством в целом.
Сегодня важно информировать и оповещать граждан об их правах и обязанностях, помогать им в их реализации, а также необходимы значительные усилия и огромная работа для дальнейшего развития форм народовластия. И в этом мы видим большое значение институтов гражданского общества и местных органов власти. Согласование интересов населения и властных структур является непростой задачей, но вполне реализуемой. Главное в данном вопросе - взаимная заинтересованность и активность как со стороны органов МСУ, так и самой общественности.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985 // СЗ РФ 1998. № 36. Ст. 4466 // [Электронный ресурс] -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20361/.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021 № 492) // [Электронный ресурс] - URL:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/.
4. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 14.03.2022 № 60-ФЗ) // [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/.
5. О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях:
Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020 № 541-ФЗ) // [Электронный ресурс] - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/.
6. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995
№ 82-ФЗ (ред. от 30.12.2020 № 481-ФЗ) // [Электронный ресурс] -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/.
7. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021 № 117-ФЗ) // [Электронный ресурс] -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/.
8. Устав (Основной Закон) Алтайского края от 05.06.1995 № 3-ЗС (ред.
от 05.05.2021 № 38-ЗС) // [Электронный ресурс] - URL:
https://docs.cntd.ru/document/940102656.
9. Об Общественной палате Алтайского края: Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 87-ЗС (ред. от 23.12.2020 № 103-3С) // [Электронный ресурс] - URL:https: //docs.cntd.ru/document/802042639.
10. Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве: Закон Алтайского края от 08.07.2003 № 35-ЗС (ред. от 01.11.2021 № 95-ЗС) // [Электронный ресурс] - URL: https://docs.cntd.ru/document/545227364.
11. Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края:
принят решением Барнаульской городской Думы от 28.02.2018 № 71 (ред. от 18.03.2022 № 862) [Электронный ресурс] - URL:
https: //barnaul .org/pravoportal/ustav.php.
12. Об утверждении Положений о районах города Барнаула и
администрациях районов города Барнаула: Решение Барнаульской городской Думы от 29.10.2021 № 775 [Электронный ресурс] - URL:
https://docs.cntd.ru/document/577939537.
13. Об установлении описания и схемы границ районов на территории
городского округа - города Барнаула Алтайского края: Решение
Барнаульской городской Думы от 24.04.2015 № 443 (ред. от 15.06.2020 № 538) [Электронный ресурс] - URL: https://docviewer.yandex.ru/view.
14. Об утверждении Регламента администрации Индустриального района города Барнаула: Постановление администрации Индустриального района города Барнаула от 13.06.2017 № 983 [Электронный ресурс] - URL: https://barnaul.org/pravoportal/portal/mpa/districts/industrial/postanovlenie/.
15. Об утверждении Положения о комитете общественных связей и
безопасности администрации города Барнаула: Постановление
администрации города Барнаула от 25.04.2019 № 672 [Электронный ресурс] - URL: https://barnaul.org/committee_information/komitet-po-rabote-s-
obrashcheniyami-grazhdan.
16. Об утверждении положений управлений, отделов и
комитетов администрации Индустриального района города Барнаула: Постановление администрации Индустриального района города Барнаул от 20.06.2017 № 1005 [Электронный ресурс] - URL:
https://barnaul.org/pravoportal/portal/mpa/districts/industrial/postanovlenie.administratsii-industrialnogo-rayona-g-barnaula-ob-utverzhdenii-polozheniy-upravleniy-/.
17. Васильев А.А. Система муниципального управления: учебник / А.А. Васильев. - 2 изд., испр. и доп.- М.: КНОРУС, - 2020. - 734 с.
18. Зотов В.Б., Голованов В.И. Система муниципального управления: учебное пособие: изд. 4-е, доп. и перераб. / В.Б. Зотов, В.И. Голованов. - М. : Юстицинформ», 2018. - 166 с.
19. Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения / И.Е. Шульга, В.В. Вагин, Г.Н. Хачатрян, А.С. Сухова, Л.А. Шилов, Н.В. Гаврилова, Н.А. Шаповалова - М.: «Алекс», 2020. - 124 с.
20. Местное самоуправление: учебник для вузов / Н.С. Бондарь [и др.] под редакцией Н.С. Бондаря. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 386 с.
21. Овчинников И.И. Муниципальное право: учебник и практикум для вузов / Овчинников И.И., Писарев А.Н. — 3-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 361 с.
22. Уваров А.А. Местное самоуправление как форма публичной власти народа в Российской Федерации. / А.А. Уваров - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 320 с.
23. Чаннов С.Е. Муниципальное право: учебник и практикум для
среднего профессионального образования / С.Е. Чаннов - 3-е изд.,
перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, - 2021. - 302 с.
24. Абдулаев М.И., Мирзаев М.А. Проблемы реализации реформы местного самоуправления // Юридический вестник ДГУ. - 2020. № 3. С.18¬21.
25. Акулов А.О. Местное самоуправление в системе государственного и муниципального управления территориальным развитием // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 152-157.
26. Базаров А.Ц. Отношение населения к местному самоуправлению // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2019. - № 13. - С. 111-116.
27. Бородай И.А. Анализ процесса взаимодействия населения и органов местного самоуправления Псковского района Псковской области // Вестник ПсковГУ. Экономические и технические науки. - 2018. - № 1. - С. 186-190.
28. Гаркавцева А.С. Местное самоуправление как форма народовластия / Гаркавцева А.С., Глазков Е.Б. // Актуальные проблемы профессионального образования: цели, задачи и перспективы развития. - 2020. - С. 185-189.
29. Гатилов А.А. Проблемы и особенности взаимодействия органов местного самоуправления с населением // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края: сборник статей / под ред. В.В. Мищенко. - Вып. 8. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. - С. 143-152.
30. Гесс Т.В., Лякишева В.Г. О практике решения вопросов местного значения и социально-экономического развития территории
Индустриального района городского округа - г. Барнаула // Актуальные вопросы функционирования экономики Алтайского края: сборник статей / под ред. В.В. Мищенко. - Вып. 13. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2021. - С. 77-88.
31. Горнев Р.В. Взаимодействие как вид взаимоотношения органов местного самоуправления и общественных объединений: теоретико¬правовые основы // Муниципалитет: экономика и управление. - 2020. - № 1 (30). - С. 55-63.
32. Гриб В.В. Обращение граждан в органы государственной и местной власти как эффективная правовая форма воздействия на публичную власть // Юридический мир. - 2020. - № 12. - С. 20-23.
33. Днепровская Н.В. Цифровая трансформация взаимодействия органов государственной власти и граждан // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. - № 67. - С. 96-110.
34. Князев С.Д. Местное самоуправление в Российской Федерации конституционная природа и значение для муниципального права // Журнал российского права. - 2008. - № 6. - С. 11-20.
35. Ломова Н.Г. О некоторых проблемах привлечения населения к участию в местном самоуправлении // Алтайский Вестник государственной и муниципальной службы. - 2019. - Вып. 17. - С. 5-6.
36. Лякишева В.Г., Дьякова Т.В. Об организации деятельности администрации района в городском округе по решению вопросов местного значения (на примере Индустриального района г. Барнаула) // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства при Президенте Российской Федерации, - 2020. - № 19 - С. 11-15.
37. Лякишева В.Г., Чертова М.С. О практике работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления г. Барнаула // Алтайский Вестник государственной и муниципальной службы. - 2019. - № 17. - С. 7¬12.
38. Петкун Д.С. Проблемы развития муниципальной демократии // Человеческий капитал. - 2018. - № 1. - С. 25-27.
39. Хакимов Р.Ш. Проблема финансовой обеспеченности деятельности органов местного самоуправления // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. - 2018. - Вып. 49. - С. 31-39.
40. Хлуднев Е.И. Местное сообщество: сущность понятия и роль в осуществлении местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление.- 2020. - № 12.- С. 29-32.
41. Цирельникова Л.Г. Совершенствование социального механизма формирования активности граждан в решении вопросов местного значения // Вестник ЗабГУ. - 2020. - № 2. - С. 75-81.
42. Благоустройство: Спортивные площадки, линии освещения, дороги: какие проекты, предложенные жителями, реализовали в пригородах Барнаула // «Вечерний Барнаул». 9 февраля 2022 г. № 9.
43. Социально-экономическое развитие Индустриального района города Барнаула за 2021 год. - Барнаул, 2022. - 72 с.
44. Территориальное общественное самоуправление города Барнаула: 30 лет успеха // Альбом, ред. коллегия: В.Г. Франк, Г.В. Королев, К.А. Поздеева, С.Ю. Канарев, К.А. Янчевская, Н.В. Маняшкина. - 2019. - 56 с.
45. Текущий архив администрации Индустриального района г. Барнаула за 2019-2022 гг.
46. Текущий архив ТОС микрорайона «Магистральный» за 2019-2022 гг.
47. Доклад главы администрации Индустриального района С.С. Татьянина «О деятельности администрации Индустриального района г. Барнаула по итогам 2021 года и о планах на текущий год» [Электронный ресурс] - URL: https://barnaul.org/.
48. Информация о работе с обращениями граждан администрации Индустриального района города Барнаула [Электронный ресурс] - URL: https://barnaul.org/committee_information/administratsiya.industrialnogorayona/informatsiya-o-rabote-s-obrashcheniyami-indust/obzory-obrashcheniy-razhdan.html.
49. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/.
50. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай [Электронный ресурс] - URL: https://akstat.gks.ru/.
51. Официальный сайт Проекта поддержки местных инициатив в
Алтайском крае [Электронный ресурс] - URL:
https://www.алтайпредлагай.рф/.
52. Официальный сайт города Барнаула [Электронный ресурс] - URL:https://barnaul.org.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ