ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ 10
1.1. Проблематика экологического сознания в многообразии социальнофилософских учений 10
1.2. Правовое регулирование экологических отношений в Российской
Федерации 25
2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ЖИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 40
2.1. Характеристика состояния окружающей среды в муниципальном
образовании 40
2.2. Анализ текущей ситуации в области экологического сознания населения
муниципального образования 54
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию инструментов развития
общественного экологического сознания 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
Актуальность темы исследования. В условиях динамичного развития мегаполисов все более остро стоит вопрос об экологической безопасности населения. На сегодняшний день можно наблюдать высокие темпы ухудшения состояния окружающей среды, что ведет к соответствующим неблагоприятным последствиям. Особенно серьезной угрозе подвергаются жители старопромышленных городов, в том числе Екатеринбурга.
Загрязнение окружающей среды является следствием
жизнедеятельности человека. Неправильная модель поведения по отношению к природе, присуща большинству жителей нашей планеты, вызвало ситуацию, при которой дальнейшее воздействие на природную среду уже в ближайшем будущем приведет к экологической катастрофе. Поскольку данная ситуация обусловлена процессом цивилизационного развития общества, ответственность за решение совокупности экологических проблем возложена на субъектов социального действия. Помимо государства в лице органов государственного и муниципального управления в системе взаимодействия природы и общества социальным актором является сам человек. Без участия населения в экологической деятельности текущее экологическое положение кардинальным образом не поменяется.
Модель взаимодействия человека с природой определяется его экологическим сознанием, в котором отражается объективная экологическая действительность. Экологическое сознание необходимо для того, чтобы осознавать реальность и предпринимать действия. Для привлечения населения к деятельности по сохранению окружающей среды требуется стимулирование развития общественного экологического сознания через проведение грамотной экологической политики органами государственного и муниципального управления. На первоначальном этапе формирования стратегии развития необходимо определить текущее состояние
общественного экологического сознания, исходя из которого уже будут разрабатываться формы, методы и пути совместной работы муниципальной власти и населения по сохранению природы.
Степень научной разработанности проблемы. В 20-30 годы XX века представители Чикагской школы социологии (Э. У. Берджесс, Л. Вирт, Р. Э. Парк) занимались разработкой базовых теоретических подходов в рамках концепции взаимодействия «общество - природа». В Европе основоположником изучения взаимодействия общества и природы стал П. Тейяр де Шарден, развивавший учение о ноосфере в духовном аспекте и высказавший идеи о конечном пункте развития мира.
В. И. Вернадский является одним из первых ученых в России, который стал заниматься проблемами взаимодействия природы и общества. Концепция ноосферы, предложенная В. И. Вернадским, легла в основу не только современных представлений об эволюции биосферы, но и ряда концепций экологического сознания и экологической этики.
Одним из важных оснований для понимания современного экологического сознания является экософия, которая рассматривает отношение человека к природе в интимно-личностном, этическом, эстетическом, религиозном аспектах. Представителями одной из разновидностей экософии - глубинной экологии, основанной А. Нейсом, ставится под сомнение ценность таких основ современного общества, как стремление к экономическому росту и высокому уровню потребления.
В социальных науках понятие «экологическое сознание» появилось в 70-80-е года 20-ого века. Впервые этот термин можно было встретить в научных работах Э. В. Гирусова, В. И. Медведева, А. А. Алдашевой, А. И. Салтовского, Н. Н. Киселева, С. Д. Дерябо и др. Авторы попытались осмыслить феномен экологического сознания и дать ему определение с позиции философско-методологического подхода. Идее о том, что экологическое сознание является формой общественного сознания, следуют Б. А. Грушин, Е. И. Карпенко, Г. В. Платонов, В. И. Толстых, А. И. Уледов и др. Изучающие экологическую психологию С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин представляют экологическое сознание как одну из интегральных характеристик, описывающую особенности взаимодействия индивида с природным миром. Помимо этого, авторами были предложены и описаны типы экологического сознания.
В. А. Скребец в экологическом сознании видит высший уровень саморегуляции психического отражения природной и искусственной среды, рефлексию роли и места человека в биологическом мире. Основываясь на таком представлении, автор выделяет компоненты структуры экологического сознания и описывает основные его признаки и свойства.
В. И. Панов в рамках экопсихологического подхода рассматривает модель отношения «человек - окружающая среда», в которой представлена совокупность условий и факторов окружающей среды, влияющих на психическое состояние отдельного индивида и экологическое сознание, как одну из его составляющих.
Проблема экологического информационного поля и его влияния на массовое экологическое сознание отражена в работе Л. Ю. Чуйковой, Ю. Р. Чуйкова. В. Ю. Ивлев в своих трудах акцентирует внимание на необходимости формирования новой экологической парадигмы общественного сознания, характеризующейся приоритетом ответственности над свободой, абсурдностью нормативного давления на социокультурную среду, переориентацией индивида и общества на сохранение природы и ее ресурсов, формированием экологического сознания у молодого поколения.
А. В. Гагарин, С. Н. Глазачев поднимают проблему модернизации экологического образования, где придают особое значение развитию экологической акмеологии как научного и прикладного направления, предметом изучения которого являются закономерности, факторы и условия постоянного формирования и развития экологической культуры и экологического сознания человека.
Объектом исследования является экологическое сознание жителей Екатеринбурга.
Предмет исследования - современное состояние экологического сознания жителей Екатеринбурга и механизмы его развития.
Цель исследования - на основе изучения теоретического материала и практического анализа определить состояние экологического сознания жителей города Екатеринбурга для прогноза тенденций и разработки рекомендаций по развитию общественного экологического сознания.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
• рассмотреть проблематику экологического сознания в многообразии социально-философских учений;
• изучить правовое регулирование экологических отношений в Российской Федерации;
• дать характеристику состояния окружающей среды в муниципальном образовании;
• проанализировать текущую ситуацию в области экологического сознания населения муниципального образования;
• разработать рекомендации по совершенствованию инструментов развития общественного экологического сознания...
В данной работе проведено исследование экологического сознания жителей города Екатеринбурга с целью изучения актуального состояния общественного экологического сознания, выявления основных тенденций и определения перспектив дальнейшего развития. Для достижения данной цели были поставлены определенные задачи, которые решены следующим образом.
Теоретический анализ проблематики развития общественного экологического сознания показал, что в своих трудах социологи поднимают вопрос о необходимости новой концепции жизненного уклада, которая основывается на сохранении природы как первостепенного (главного) критерия обеспечения дальнейшего существования человечества. Современные авторы дают определения понятия «экологическое сознание» и обосновывают необходимость перехода от «антропоцентрического» типа сознания к «экоцентрическому», при этом нет предложения моделей, форм и способов осуществления данного перехода. В изученной литературе актуализируется необходимость формирования экологически
ориентированного общественного сознания, но одновременно с этим отсутствует механизм его осуществления.
Проанализировав действующее законодательство в сфере охраны окружающей среды, можно сделать вывод о том, что оно, по большей части, является достаточным для реализации грамотной продуктивной экологической политики на всех уровнях власти. Разрабатываются новые направления деятельности по улучшению экологической ситуации, в том числе для общественных объединений, отдельных граждан и предприятий- природопользователей. На региональном и муниципальном уровне отдельное внимание уделяют проблеме повышения экологической культуры посредством экологического просвещения и экологического образования населения.
По результатам анализа официальных данных о состоянии окружающей среды в городе Екатеринбурге можно сказать следующее. На сегодняшний день наблюдается снижение уровня загрязнения атмосферы, водной среды, стабилизация ситуации в сфере обращения с отходами, однако в целом экологическая ситуация в муниципальном образовании «город Екатеринбург» остается неблагоприятной. На данном этапе исследования с помощью официальной статистики была определена объективная экологическая ситуация для дальнейшего сопоставления ее с субъективными оценками жителей города.
Основным результатом эмпирического исследования является выявление противоречия. Жители Екатеринбурга обеспокоены состоянием окружающей среды, осознают свою личную ответственность за ее ухудшение, а также готовы принимать участие в озеленении и уборке территорий, сортировать мусор и даже вступать в общественные экологические организации, но как показывают результаты исследования их фактическое участие в экологической деятельности отсутствует.
Субъективные оценки экспертов экологического сознания населения отличаются от результатов социологического опроса. Эксперты крайне низко оценивают уровень экологического сознания граждан, но при этом не отрицают необходимость использования новых форм взаимодействия с населением в процессе разработки и реализации экологической политики.
По результатам исследования разработаны научно-обоснованные рекомендации. В частности предложена образовательная программа по повышению квалификации государственных и муниципальных служащих, а также разработана новая информационная стратегия для Комитета по экологии и природопользованию Администрации города на повышение эффективности экологического информирования граждан и налаживания взаимодействия органа муниципального управления с населением по вопросам экологии города.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародн. голосованием 12 дек. 1993 г. [в ред. от 21 июля 2014 г.]. - Режим доступа: http://constitution.kremlin.ru/ (дата обращения: 13.01.18).
2. Об экологической экспертизе [Электронный ресурс] : федер. закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/ cons_doc_LAW_8515/ (дата обращения: 12.01.18).
3. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс] : федер. закон от 24.10.1998 № 89-ФЗ (последняя редакция) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 12.01.18).
4. Об охране атмосферного воздуха [Электронный ресурс] : федер. закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ (последняя редакция) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_22971/ (дата обращения: 12.01.18).
5. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 12.01.18).
6. О лицензировании отдельных видов деятельности : федер. закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (последняя редакция) // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/co ns_doc_LAW_113658/ (дата обращения: 12.01.18).
7. О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 318654/ 62996a38e9824ea366fc9ed7ba9190a179324b4b/ (дата обращения: 10.05.19).
8. Паспорт национального проекта экология [Электронный ресурс] : утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ еко1од1уа/ (дата обращения: 10.05.19).
9. Об охране окружающей среды на территории Свердловской области [Электронный ресурс] : закон Свердловской области от 20 марта 2006 г. № 12-ОЗ (с изменениями на 25 сентября 2017 года) // Гарант: сайт информ.-правовой компании. - Режим доступа: http://base.garant.ru/35177071/ (дата обращения: 12.01.18).
10. Об особенностях муниципальной службы на территории
Свердловской области [Электронный ресурс] : закон Свердловской области от 29.10.2007 № 136-ОЗ // Официальный сайт компании «Консультант
Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi7req =d oc;base=RLAW071;n=37379#06163543561631959 (дата обращения: 10.05.19).
11. О Концепции экологической безопасности Свердловской области
на период до 2020 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Свердловской области от 28 июля 2009 года № 865-ПП (с изменениями на: 23.04.2015) // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и
нормативно-технической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru МосишенТ429009159 (дата обращения: 14.01.18).
12. О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области [Электронный ресурс] : постановление Правительства Свердловской области от 16 сентября 2015 года № 832-ПП (с изменениями на 18 октября 2017 года) // Консорциум Кодекс: электронный фонд правовой и нормативнотехнической документации. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/docuшent/43 0546252 (дата обращения: 14.01.18).
13. Паспорт приоритетного регионального проекта «Снижение негативного воздействия на окружающую среду Свердловской области» [Электронный ресурс] : утвержден Проектным комитетом по направлениям социально-экономической политики Свердловской области 21 сентября 2017 года. - Режим доступа: ййр://шрг8о.ш1бига1.ги/ир1оаЙ8/Паспорт.рбГ (дата обращения: 14.01.18).
14. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды свердловской области в 2015 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //шprso.midural .ru/uploads/document/1 /gosudarstvennyj -doklad_ek ologiya_pdf-2015.pdf (дата обращения: 05.12.18).
15. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды свердловской области в 2016 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mprso.midura1.ru/up1oads/document/5/eko1ogiya-pravki-2009—got ovo.pdf (дата обращения: 05.12.18)...