Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ)

Работа №70774

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальная технология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
263
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ 23
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. Здоровый образ жизни людей - это одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Для успешного социально-экономического развития любого государства очень важными являются мероприятия, направленные на улучшение здоровья граждан, повышение уровня и качества жизни, воспитание подрастающего поколения и единение общества. Всему этому способствует развитие системы физической культуры и спорта.
В этой связи возникает необходимость повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта, что означает наиболее рациональное использование имеющихся возможностей и затрачиваемых усилий для решения данных задач.
Физическая культура - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Спорт - составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Таким образом, физическая культура и спорт - это один из видов человеческой деятельности, направленный на физическое
совершенствование как населения в целом, так и каждого отдельного человека, деятельности, оказывающей оздоровительное, воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.
На муниципальном уровне управление развитием физической культуры и спорта, контроль за деятельностью сети спортивных школ, спортивных клубов, других объектов спортивно-оздоровительной инфраструктуры осуществляет соответствующее структурное подразделение администрации.
В городе Новый Уренгой эти функции возложены на муниципальное управление физической культуры и спорта, которое совместно с управлениями образования, здравоохранения и другими учреждениями регулируют деятельность спортивных клубов, коллективов физической культуры, детско-юношеских спортивных школ, муниципальных физкультурно-оздоровительных сооружений.
Следовательно, для подготовки обоснованных решений по совершенствованию управления развитием физической культуры и спорта, спортивно-оздоровительной инфраструктуры на муниципальном уровне, необходимо знать, как реально функционирует сложившаяся на сегодня система физической культуры и спорта и элементы, обеспечивающие ее нормальную жизнедеятельность, как в целом по России, так и в разрезе отдельных муниципальных образований. Все вышесказанное делает актуальным рассмотрение этих вопросов в рамках настоящей выпускной квалификационной работы.
Степень научной разработанности темы. Здоровье нации и влияние физического воспитания и спорта на его укрепление давно и глубоко изучалось представителями разных наук и направлений.
Физическую культуру и спорт как объект управления рассматривали Н.А.Волгин, М.И. Золотов, В.Б. Зотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов, А.С. Соколов, Е.В. Тишин и многие другие 1.
В работах А.Ф. Антипова, С.Е. Воронина, А.А. Исаевой и др. проанализированы основные направления государственной политики в области развития физической культуры и спорта .
М.И. Золотарев, В.М. Краснов, И.И. Переверзин раскрыли механизмы развития физической культуры и спорта на региональном уровне .
С.А. Лычагина, Т.В. Потапова представили новые концепции развития физической культуры и спорта .
Различные аспекты управления физической культурой и спортом на муниципальном уровне были проанализированы в работах А.М. Банникова, В.Г. Камалетдинова, Р.К. Кудашова, А.Г. Маркелова и др. .
Тем не менее, вопросы теоретико-методологического обоснования, разработки и внедрения технологий управления развитием спортивно-оздоровительной инфраструктуры в муниципальных образованиях в настоящее время не до конца проработаны, что также определяет актуальность темы выпускного квалификационного исследования.
Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью создания условий для поддержания здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом и недостаточной разработанностью технологий управления развитием спортивно-оздоровительной инфраструктуры на уровне отдельных муниципальных образований.
Объектом исследования выпускного квалификационного исследования является процесс формирования условий для поддержания здорового образа жизни и занятий спортом в муниципальном образовании.
Предметом исследования выступает система управления развитием спортивно-оздоровительной инфраструктуры муниципального образования.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления развитием спортивно-оздоровительной инфраструктуры г. Новый Уренгой.
Задачами выпускной квалифицированной работы являются:
1. Изучить теоретические аспекты управления физической культурой и спортом в муниципальном образовании.
2. Проанализировать практику управления развитием спортивно-оздоровительной инфраструктуры в г. Новый Уренгой.
3. Предложить направления совершенствования управления развитием спортивно-оздоровительной инфраструктуры в муниципальном образовании.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения о закономерностях инновационных процессов в сфере физического воспитания и физкультурного образования В.В. Абушкевич, А.П. Колтановского, В.И. Лях, Н.И. Пономарева, Ю.М. Портнова и другие .
Эмпирическую базу исследования составляют муниципальные нормативно-правовые акты, статистические данные, отчетная информация Управления физической культуры и спорта администрации г . Новый Уренгой , данные авторского опроса жителей г. Новый Уренгой - пользователей услуг учреждений спортивно-оздоровительной сферы .
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что предложенные мероприятия могут быть внедрены в практике управления развитием спортивно-оздоровительной инфраструктуры муниципального образования города Новый Уренгой и позволят повысить его эффективность.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из важных вопросов, поставленных перед государством, является укрепление здоровья населения, массовое развитие физической культуры и спорта. Развитие спортивной инфраструктуры дает приток новых рабочих мест, а развитие спорта способствует созданию зрелищной индустрии, имеющей большое экономическое значение. Спортивно - оздоровительная инфраструктура представляет собой совокупность спортивно-оздоровительных комплексов и мероприятий, а также инвентаря, спортивных площадок и залов, обеспечивающих благоприятные условия для поддержания формы и функций организма человека. К функциям спортивно - оздоровительной инфраструктуры относится оптимизация физического состояния человека, восстановление сил, затраченных в процессе труда, организация активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды.
Управление развитием спортивно-оздоровительной инфраструктуры представляет собой комплекс конкретных форм и методов сознательной деятельности субъектов государственного и муниципального управления, направленный на обеспечение эффективного функционирования и планомерного развития спортивно-оздоровительных комплексов и др. спортивных сооружений в целях обеспечения благоприятных условий для поддержания формы и укрепления здоровья человека.
К задачам органов местного самоуправления в данной сфере относится разработка нормативно-правовой базы муниципального образования в сфере физической культуры и спорта; принятие и реализация межмуниципальных программ и проектов; строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов и обеспечение их оптимального функционирования; регулирование цен на посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений и др. Спортивно-оздоровительная инфраструктура может формироваться при участии, как государственных органов власти, так и спортивно-оздоровительных фондов, инвесторов. Согласование потребностей в спортивно-оздоровительных услугах с объектами их предоставления позволит в полной мере обеспечить эффективное развитие всего спортивно-оздоровительного комплекса муниципального образования.
Проанализировав уровень развития спортивно-оздоровительной инфраструктуры муниципального образования «Город Новый Уренгой», мы выяснили, что она включает два новых современных спортивно-оздоровительных комплекса, спортивные школы по различным направлениям, центр развития физической культуры, центры по спортивно¬оздоровительной работе и лыжные базы.
Спортивные учреждения предоставляют множество дополнительных услуг для населения, такие как: занятия в стрелковом тире, аэробика, прокат тюбингов, прокат велосипедов и многое другое. Чтобы люди более активно пользовались данными услугами, учреждения предоставляют скидки и акции для жителей, что в целом положительно влияет на развитие массового спорта и приобщение жителей муниципального образования к здоровому образу жизни, так как далеко не все могут позволить себе дорогостоящие абонементы. Также в городе проводят массовых мероприятиях, сюда входят: бесплатная зарядка для всех желающих в спортивно-оздоровительном комплексе, массовые катания на льду, массовые катания на лыжах.
С целью выяснения мнения жителей города о состоянии спортивно - оздоровительной инфраструктуры в муниципальном образовании «Город Новый Уренгой» был проведен авторский анкетный опрос. Результаты опроса показали, что население старается поддерживать здоровый образ жизни, отдавая предпочтение таким видам спорта, как: занятия в тренажерном зале, бассейн (выразили желание, чтобы он был построен) и боевые искусства. Респонденты в целом удовлетворены качеством оказываемых в спортивных учреждениях услуг, но вместе с тем высказали ряд пожеланий: строительство бассейна; открытие новых спортивно-оздоровительных центров; оснащение спортивных объектов современным оборудованием; снижение стоимости абонементов; установка тренажерных залов в каждом микрорайоне, чтобы были в шаговой доступности; открытие секций по оздоровительным программам; проведение более разнообразных массовых мероприятий.
В числе проблем, имеющих непосредственное отношение к развитию спортивно-оздоровительной инфраструктуры муниципального образования, следует отметить: отсутствие городского стадиона и бассейна, спортивных площадок по месту жительства, далеко не все школьные стадионы находятся в надлежащем состоянии; не хватает высококвалифицированных кадров в сфере физической культуры, учителей физической культуры в общеобразовательных школах, инструкторов -методистов, спортивных менеджеров; снижение уровня здоровья и физической подготовленности населения; отсутствие эффективной системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта, системы развития массового детско - юношеского спорта, эффективной системы отбора перспективных, одаренных спортсменов в спортивный резерв, его дальнейшая подготовка и сопровождение для спортивных сборных команд муниципального образования и автономного округа; нерешенные проблемы нормативно¬правового, организационно - управленческого, материально-технического, научно-методического и кадрового обеспечения, медицинского и врачебного сопровождения сферы.
В рамках предложенных направлений по совершенствованию спортивно-оздоровительной инфраструктуры г. Новый Уренгой предложен к реализации проект «Спорт в твоем дворе». Целью проекта является развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом посредством строительства спортивных площадок для населения города в шаговой доступности, то есть в каждом дворе. Основными задачами проекта выступает приобщение к здоровому образу жизни как можно большего людей разных возрастных и социальных групп; содействие нравственному и интеллектуальному развитию личности и улучшению морально-психологического состояния населения; социальная реабилитация и интеграция инвалидов средствами спортивно-оздоровительной культуры.
Для достижения поставленной цели и решения задач в рамках проекта запланирован комплекс мероприятий: разработка дизайн-макета спортивной площадки; подготовка непосредственно самой площадки; составление перечня необходимого оборудования и определение поставщиков; приобретение оборудования; выбор организации по оказанию транспортных услуг; погрузка, транспортирование и разгрузка оборудования, и строительных материалов; завоз дополнительных строительных материалов и покрытия для площадки; сборка, установка оборудования; прием объекта.
По итогам реализации мероприятий проекта ожидаются такие результаты, как: строительство спортивной площадки шаговой доступности для населения, пропускная способность которой более 150 человек в сутки; не менее 3 добровольцев будут привлечены для работы на спортивной площадки; проведение не менее 3 новых образовательных и досуговых программ, акций разного направления, спортивных мероприятий, направленных на поддержание и пропаганду здорового образа жизни; снижение преступлений и административных правонарушений ; повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом; увеличение количество детей, занимающихся спортом и физической культурой с 5 500 чел. до 6 000 чел.; улучшение состояние здоровья населения за счет повышения доступности и качества занятий физической культурой и спортом, предупреждение заболеваний, поддержание высокой работоспособности; повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма.
С целью решения выявленных проблем администрации
муниципального образования «Город Новый Уренгой» для совершенствования управления развитием спортивно-оздоровительной инфраструктуры в городе предлагаются следующие рекомендации:
1. Развитие спорта в образовательных учреждениях. В данном направлении планируется совместно с отделом образования вести последовательную работу по привлечению детей, подростков и молодежи в занятия физкультурой и спортом, по реконструкции и строительству спортивных залов, спортплощадок и других сооружений.
2. Активизировать спортивно-массовую работу с населением по месту жительства путем реконструкции и строительства простейших спортивных сооружений, проведения спартакиад и соревнований между командами трудовых коллективов по различным видам спорта и других мероприятий.
3. Использование инновационных методов пропаганды спорта, физической культуры и здорового образа жизни. Нужно усилить взаимодействие со средствами массовой информации в плане освещения массовых спортивных мероприятий по телевиденью, радио, рекламы в социальных сетях.
4. Открыть в филиале Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева новую магистерскую программу «Спортивно-оздоровительная работа с различными категориями населения» по направлению подготовки «Физическая культура».
5. Обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов (волонтеров) физической культуры, оказывать им постоянную помощь в работе.



1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 № 6 - ФКЗ (в ред. от 5 февраля 2014 г.) [Текст] : федер. закон от 14 апреля 2014 г. № 2 // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 15. - Ст. 1.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 45. - Ст. 41.
3. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 373. - Ст. 1.
4. Об общественных объединениях [Текст] : федер. закон от 19 мая 1995 № 82-ФЗ (в ред. от 20 декабря 2017 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 1. - Ст. 7.
5. О физической культуре и спорте в Ямало-Ненецком автономном округе [Текст] : закон ЯНАО от 2 декабря 2008 г. № 104-ЗАО (в ред. 16 июля 2013 г.) // Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа. -
2013. - № 67. - Ст. 2.
6. Об утверждении Концепции развития физической культуры и
спорта муниципального образования город Новый Уренгой на 2011 - 2025 годы [Электронный ресурс] : Постановление Администрации
муниципального образования г. Новый Уренгой от 2 июля 2010 г. № 170. - Режим доступа: https://ipravo. info/ynao1/ act74/044. htm.
7. О проведении муниципального Смотра-конкурса на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Новый Уренгой в 2017 году[Электронный ресурс] : Приказ Управления физической культуры и спорта от 17 ноября 2017 № 98. - Режим доступа: http: //www.newurengoy.ru.
8. Функции и задачи Управления физической культуры и спорта на территории муниципального образования город Новый Уренгой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nursport.ru.
9. Платные услуги - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Специализированная детско- юношеская спортивная школа олимпийского резерва «СИБИРСКИЕ МЕДВЕДИ» город Новый Уренгой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.xn—9sbehbcbcubahr5a9cme.xn--p1ai/files/perechen-platnyh- uslug.pdf.
10. Платные услуги - МАУ Центр развития физической культуры и спорта на территории муниципального образования город Новый Уренгой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // http://xn--m1abcfbbkj.xn-- p1ai/platnye-uslugi.html.
11. Абушкевич, В.В. Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни [Текст] / В.В. Абушкевич. - М.: КноРус, 2014. - 210 с.
12. Аристова, Л.В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта [Текст] / Л.В. Аристова. - М.: АГРАФ, 2013. - 91 с.
13. Антипов, А.Ф. Профессиональный спорт и закон [Текст] / А.Ф. Антипов. - М.: РАГС, 2015. - 31 с.
14. Выдрин В. М. Спорт в современном обществе [Текст] / В.М. Выдрин. - М.: КноРус, 2014. - 56 с.
15. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика [Текст] / И.С. Барчуков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 21 с.
16. Банников, А.М. Звезды спорта Кубани [Текст] / А.М. Банников. - Краснодар: Традиция, 2014. - 55 с.
17. Велединский, В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис [Текст] / В.Г. Велединский. - М.: КноРус, 2015. - 85 с.
18. Волгин, Н.А. Социальная политика [Текст] / Н.А. Волгин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 92 с.
19. Воронин, С.Е. Организационно-правовые формы физкультурных организаций в современных условиях [Текст] / С.Е. Воронин. - М.: АГРАФ,
2014. - 210 с.
20. Горшков, В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях [Текст] / В.Е. Горшков. - М.: Дрофа, 2014. - 68 с.
21. Голикова Е.М. Проблема здоровья - проблема комплексная [Текст] / Е.М. Голикова. - М.: Дрофа, 2015. - 63 с.
22. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Текст] / С.П. Евсеев. - М.: Москва, 2014. - 298 с.
23. Золотов, М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта [Текст] / М.И. Золотов. - М.: Москва, 2013. - 324 с.
24. Зотов, В.Б. Восстановление работоспособности в спорте [Текст] / В.Б. Зотов - М.: Дрофа, 2014. - 43 с.
25. Золотарев, М.И. Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта [Текст] / М.И. Золотарев. - М.: КноРус, 2014.
- 67 с.
26. Исаева, А.А. Спортивная политика России [Текст] / А.А. Исаева.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 84 с.
27. Ильин, Е.П. Физическая культура и спорт в России: состояние и перспективы [Текст] / Е.П. Ильин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 438 с.
28. Камалетдинов, В.Г. Физкультурно-спортивное движение: управление, пути совершенствования [Текст] / В.Г. Камалетдинов. - М.: Москва, 2015. - 77 с.
29. Кузин, В.В. Оптимизация системы управления отраслью «физической культуры и спорта» в России в рыночных условиях [Текст] / В.В. Кузин. - М.: Дрофа, 2015. - 300 с.
30. Кутепов, М.Е. Менеджмент в зарубежном спорте [Текст] / М.Е. Кутепов. - СПб.: Питер, 2015. - 121 с.
31. Кудашов, Р.К. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Р.К. Кудашов. - М.: АГРАФ, 2013. - 53 с.
32. Краснов, В.М. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта [Текст] / В.М. Краснов. - М.: КноРус, 2015. - 99 с.
33. Колтановский, А.П. Развитие физической культуры и спорта как функции российского государства [Текст] / А.П. Колтановский. - СПб.: Питер, 2015. - 401 с.
34. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б.Х. Ланда. - М.: Москва, 2016. - 301 с.
35. Лычагина С.А. Правовые основы физической культуры и спорта [Текст] / С.А. Лычагина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 76 с.
36. Лях, В.И. Потребность и мотивация интереса населения к занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни [Текст] / В.И. Лях. - М.: Эксмо, 2013. - 207 с.
37. Маркелов, А.Г. Физическая культура. Основы здорового образа жизни [Текст] / А.Г. Маркелов. - М.: Москва, 2014. - 56 с.
38. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст] / Л.Д. Назаренко. - М.: Эксмо, 2014. - 431 с.
39. Новокрещенов, В.В. Управление сферой физической культуры и спорта: правовые и организационные основы взаимодействия [Текст] / В.В. Новокрещенов. - М.: КноРус, 2014. - 121 с.
40. Орешкин, Ю.А. К здоровью через физкультуру [Текст] / Ю.А. Орешкин. - М.: Москва, 2014. - 248 с.
41. Переверзин, И.И. Проблемы управления в сфере физической культуры и спорта [Текст] / И.И. Переверзин. - М.: АГРАФ, 2013. - 43 с.
42. Потапов, Т.В. Формирование и развитие индустрии спорта как новой и особой сферы экономических отношений [Текст] / Т.В. Потапов. - М.: КноРус, 2015. - 67 с.
43. Пономарев, Н.И. Физкультура и спорт - мощный фактор профилактики пагубных явлений социальной среды [Текст] / Н.И. Пономарев. - М.: АГРАФ, 2014. - 83 с.
44. Портнов, Ю.М. О современной концепции развития физической культуры и спорта [Текст] / Ю.М. Портнов. - М.: Москва, 2014. - 304 с.
45. Путалова, И.Б. Правовые основы физической культуры и спорта [Текст] / И.Б. Путалова. - М.: Дрофа, 2015. - 324 с.
46. Рожков, П.А. Новые аспекты и подходы в развитии физической культуры и спорта в России [Текст] / П.А. Рожков. - М.: Эксмо,2014. - 313 с.
47. Саблин, Д.Б. Спортивная физиология [Текст] / Д.Б. Саблин. - М.: Дрофа, 2016. - 50 с.
48. Сейранов, С.Г. Экономика физической культуры и спорта [Текст] / С.Г. Сейранов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 70 с.
49. Соколов, А.С. О муниципальной спортивной политике [Текст] /
A. С. Соколов. - М.: КноРус, 2015. - 37 с.
50. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст] / А.Г. Сухарев. - М.: Монография, 2015. - 385 с.
51. Сысоев, В.И. Экономика физической культуры и спорта [Текст] /
B. И. Сысоев. - М.: КноРус, 2015. - 213 с.
52. Тишин, Е.В. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований [Текст] / Е.В. Тишин. - М.: АГРАФ, 2015. - 88 с.
53. Тимушкин, А.В. Физическая культура и здоровье [Текст] / А.В. Тимушкин. - М.: КноРус, 2015. - 139 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ