ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, РАЗВИТИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ 11
1.1. Интернет в политических процессах: понятие и содержание 11
1.2. Нормативно-правовая база вопроса 21
1.3. История развития социальных сетей в контексте политического
влияния 29
2. ЧЕРТЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ,
ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА 40
2.1. Разработка программы сбора и обработки эмпирических данных при
исследовании в социальных сетях 40
2.2. Выделение типов и характерных черт поведения политических деятелей
в социальных сетях 47
2.3. Сравнение активности российских и американских политических деятелей в социальных сетях в предвыборный период и формирование
стратегий политического воздействия в Интернете 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность темы исследования. Общество изменяется и преобразуется на протяжении всей истории развития человечества, в современном мире влияние на него оказывают разнообразные факторы, в том числе научно-технологический прогресс, повешение значимости информации как основного социально-экономического ресурса, способы передачи и обмена информацией. На сегодняшний день многие глобальные проблемы переходят из вещного мира в мир виртуальный, то есть в Интернет.
Актуальной проблемой социума сегодня, наряду с прочими, можно считать проблему влияния политических сил на общественные массы посредством современных виртуальных технологий. Интернет предоставляет пользователям моментальный доступ к практически любому типу данных, производимые и потребляемые объемы информации среднестатистическим пользователем ежедневно увеличиваются.
Виртуальное пространство фактически нивелирует иерархичную структуру общества, а социальные сети, пользующиеся максимальной популярностью среди населения и являющиеся сосредоточением информации любого типа, предоставляют всем пользователям одинаковые инструменты для ведения личной страницы. Поэтому политические лидеры, являющиеся таковыми в обычной жизни, могут оказаться совершенно неинтересными и незамеченными в пространстве сети Интернет. Соответственно, появляется необходимость в проведении комплексного исследования, которое помогло бы выявить основные аспекты, от которых зависит формирование репутационного поля отдельной личности, что непосредственно коррелирует со складывающимся общественным мнением.
Работа отличается тем, что в ней исследуются инструменты, формирующие общественное мнение в социальных сетях, в контексте президентских выборов в Соединенных Штатах Америки в 2016 году и в России в 2018 году. В исследовании в роли главных акторов, транслирующих свое мнение общественности, выступают политические деятели - зарегистрированные кандидаты в Президенты на выборах. Не все они являются действующими государственными служащими, но их всех однозначно можно считать лидерами мнений. Исходя из этого, проведение исследовательской работы необходимо для более четкой методической разработки проблемы и актуализации эмпирических данных.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросом исследования коммуникаций в сетевом пространстве занимались многие ученые, некоторые из них опередили свое время и начали говорить о данном предмете еще до повсеместного распространения Интернета, на этапе его зарождения. Большой вклад был внесен Ю. Хабермасом, который писал о коммуникативном сообществе; М. Маклюэном, которому принадлежит теория «глобальной деревни»; М. Кастэльсом, который впервые развил тему феномена сетевого общества.
Сетевое общество, по мнению М. Кастельса, характеризуется тем, что охватывает практически все области человеческой деятельности. Соответственно, сетевая коммуникация присуща исключительно сетевому современному обществу и характеризуется использованием
информационных технологий, Интернета для передачи информации. С течением времени другие исследователи все больше углублялись в обозначенные выше теории, используя дедуктивный метод, разделяли их на небольшие части и изучали не ситуацию в целом, а только один ее аспект.
Исходя из этого, можно сказать, что данная область исследований вызывает пристальный интерес со стороны ученых, но при этом в обозначенной сфере знаний остаются большие пробелы. Причина заключается в огромном и безостановочном механизме циркуляции информации в Интернете.
Результаты исследований в данной области необходимо регулярно обновлять, поэтому степень научной разработанности проблемы всегда будет достаточно высока, но при этом будет требоваться актуализация знаний, так как современные вызовы требуют современных решений.
Объект исследования: политическая деятельность в Интернете в предвыборный период.
Предмет исследования: использование социальных сетей
политическими деятелями для формирования общественного мнения.
В работе под термином «политические деятели» подразумеваются зарегистрированные кандидаты, участвующие в выборах на пост Президента страны. Данное ограничение внесено для того, чтобы максимально четко можно было отобрать материал для исследования, но при этом не перегружать понятийный аппарат, используемый в работе.
Цель исследования заключается в выявлении инструментов влияния политических деятелей на формирование общественного мнения, используемых в пространстве социальных сетей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, основанные на теоретической базе и на эмпирических методах исследования:
1) типологизировать политических деятелей, ведущих личные страницы в социальных сетях, на основании общественного мнения;
2) сравнить политическую активность российских и американских политических деятелей в социальных сетях;
3) выявить возможности применения американского формата ведения социальных сетей к практике России.
Теоретико-методологическая база исследования. В работе обращено внимание к исследованиям таких современных ученых как М.М. Гасанова, С.А. Гирин, К.Л. Зуйкина, Д.Г. Камнев, А.А. Парфенчик, Д.Н. Песков, А.А. Свинин и других. Все они прямо или косвенно касаются проблемы влияния социальных сетей на общество, исследуют поведенческие мотивы и особенности коммуникации, реализованные в виртуальном пространстве.
Кроме того, теоретическая база работы включает в себя различные нормативно-правовые акты, а также данные аналитики и статистики. Все эти документы были исследованы с помощью распространенного в социологии метода вторичного анализа данных.
В соответствии с каждой из поставленных задач определяется наиболее оптимальный научный метод исследования. В данном случае для решения первой задачи выбран метод дискурс-анализа, данные для которого получены в ходе онлайн-опроса респондентов. Вторая задача решается с помощью серии экспертных полуформализованных интервью; третья - с помощью контент-анализа...
В ходе выполнения исследовательской работы мы провели теоретический анализ, в первой главе ознакомились с научной литературой и нормативно-правовой базой по тематике проблемы, обозначили границы понятийного аппарата, используемого в работе, и представили краткую историческую справку по теме, далее мы представили и обосновали свой выбор научно-исследовательских методов. В ходе анализа данных эмпирического исследования нами был проведен дискурс-анализ, основанный на данных онлайн-опроса, проведена серия полуформализованных экспертных интервью и контент-анализ как завершающий этап исследования. Во второй главе нами была представлена новая типологизация политических деятелей на основании их поведения в социальных сетях; мы сравнили активность российских и американских политических деятелей в предвыборный период; мы попытались спрогнозировать возможность и результаты применения американских технологий ведения социальных сетей в контексте российской действительности.
Была проведена обработка качественно новых исходных данных - информации, размещенной на верифицированных страницах политических деятелей России и США в социальных сетях ВКонтакте и Facebook. Эта информация впервые применяется для решения исследуемой проблемы. Кроме этого в ходе исследования были обозначены инструменты влияния политических деятелей на формирование общественного мнения в социальных сетях.
Критерии работы данных инструментов, характерные для практики США, предлагается применять на российской практике, как более успешные в плане формирования положительного общественного мнения о политическом деятеле в социальных сетях. Ниже приведены конкретные рекомендации из разработанной методики, которые позволят это сделать:
1) современным политическим деятелям следует не просто заполнять информацией свои социальные сети, но и организовывать неформальное идейно связанное сообщество. Создание группы по интересам позволит точнее определять потребности и мнения общественности, следить за ответной реакцией на действия, основываясь на модели поведения целевой аудитории группы. Помимо этого для политиков и политических деятелей локального уровня появится возможность напрямую выстраивать коммуникацию с гражданами, минуя все бюрократические процедуры;
2) следует заранее выработать методику публикации, которая позволит придерживаться конкретного содержания постов в социальных сетях. На основе проанализированного нами материала, можно утверждать, что наиболее эффективным оказался формат постов, где есть короткий текст (200-300 символов без пробелов) и визуальное сопровождение: фото, видео, инфографика;
3) важно обратить внимание на частоту публикаций, оптимальный вариант 1-2 публикации в сутки в обеденное или вечернее время, когда большое количество пользователей онлайн;
4) необходимо соблюдать тематический баланс публикаций по типу «работа/личная жизнь». Как показало наше исследование, большинство граждан заинтересовано в том, чтобы представители власти делились с ними некоторой информацией, касающейся их личной жизни. Желательно сохранять единую стилистику публикаций, избегать чрезмерного употребления официальной речи, труднопонимаемых терминов и данных, не подкрепленных личным мнением;
5) положительный отклик у аудитории находят ссылки на известных личностей, также являющихся пользователями данной социальной сети. Обращение к другим источникам и людям позволяет аудитории понять некоторые взаимосвязи, проследить за новыми коммуникационными каналами. Оставленные в посте ссылки - по сути гипертекст - чрезвычайно удобны для поиска информации;
6) обращая внимание на внешнюю структуру публикаций, не следует забывать о внутренней составляющей - семантической. Если технологии создания контента, заключающие в себе оболочку, находятся над географией и применимы практически повсеместно, то смысловая часть четко привязана к той или иной местности, к носителям определенного языка, истории и менталитета.
Апробация результатов исследования в целом показала ее положительное влияние при воздействии на проблемную ситуацию. Эффективность методических рекомендаций напрямую зависит от качества их выполнения, следовательно, данные исследования могут быть применимы как в теоретической области, так и для решения прикладных задач.
1. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37119/ (дата обращения: 12.04.2018).
2. О выборах Президента Российской Федерации : федеральный закон от10.01.2003 № 19-ФЗ (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/ (дата обращения: 12.04.2018).
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 12.04.2018).
4. Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления : федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ(с изменениями и дополнениями). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата
обращения: 12.04.2018).
5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_323815/ (дата обращения: 18.05.2019).
6. Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и
информации Президента Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 18.06.2012 № 874. - Режим
доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_477 50/942772dce30 cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 27.04.2018).
7. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ Президента Российской Федерации от09.05.2017 № 203. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 19.04.2018).
8. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Информационное общество (2011 -2020 годы)» : постановление
Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/ (дата
обращения: 14.05.2018).
9. Об утверждении Концепции региональной информатизации : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2769р. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/ ?docbody=&nd=102366731 (дата обращения: 10.05.2018).
10. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 27.04.2018).
11. О требованиях к технологическим, программным и
лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти : приказ
Минэкономразвития Российской Федерации от 16.11.2009 № 470. - Режим доступа: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minekonomrazvitiya-Rossii-ot-16.11.2009-
N-470/ (дата обращения: 11.05.2018).
12. Богданов В.С. Интернет-технологии / В.С. Богданов. - Москва : Издательство URSS, 2014. - 333 с.
13. Брудный А.А. Язык, сознание и действительность : автореф. дис. ... д-р филос. наук : 620 / А.А. Брудный. - Фрунзе, 1970. - 20 с.
14. Вартанова Е.Л. Человек и цифровая революция в СМИ: вызовы и проблемы / Е.Л. Вартанова. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2011. - 824 с.
15. Воеводина Г.А. Номинации «общественно-политический деятель» в современном русском языке / Г.А. Воеводина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 2-2 (44). - С. 52-54...