ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ: ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА
|
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ 10
1.1 Организационная модель реформирования ЖКХ:
теоретико-методологические основания 10
1.2 Система управления в сфере ЖКХ: исторический
опыт и современные проблемы 16
1.3 Нормативно-правовое регулирование управлением
ЖКХ 26
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 38
2.1 Органы местного самоуправления в системе
управления сферой ЖКХ Свердловской области 41
2.2 Организации, оказывающие жилищные услуги в
системе управления сферой ЖКХ Свердловской 45
области
2.3 Организации, оказывающие коммунальные услуги в
системе управления сферой ЖКХ Свердловской 51
области
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 71
3.1 Особенности и преимущества инновационной организационной модели управления ЖКХ Свердловской области 72
3.2 Внедрение механизма саморегулирования
деятельности предприятий в сфере теплоснабжения на территории Свердловской области 79
3.3 Эффективность внедрения инновационной
организационной модели управления ЖКХ Свердловской области 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ 10
1.1 Организационная модель реформирования ЖКХ:
теоретико-методологические основания 10
1.2 Система управления в сфере ЖКХ: исторический
опыт и современные проблемы 16
1.3 Нормативно-правовое регулирование управлением
ЖКХ 26
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЖКХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 38
2.1 Органы местного самоуправления в системе
управления сферой ЖКХ Свердловской области 41
2.2 Организации, оказывающие жилищные услуги в
системе управления сферой ЖКХ Свердловской 45
области
2.3 Организации, оказывающие коммунальные услуги в
системе управления сферой ЖКХ Свердловской 51
области
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ 71
3.1 Особенности и преимущества инновационной организационной модели управления ЖКХ Свердловской области 72
3.2 Внедрение механизма саморегулирования
деятельности предприятий в сфере теплоснабжения на территории Свердловской области 79
3.3 Эффективность внедрения инновационной
организационной модели управления ЖКХ Свердловской области 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
ПРИЛОЖЕНИЯ 110
Актуальность темы определена отнесением сферы жилищнокоммунального хозяйства (далее ЖКХ) к основному жизнеобеспечивающему сектору экономики Свердловской области, который выступает как объективный индикатор, отражающий уровень и качество жизни территории, а также является фактором, обуславливающим состояние региональной безопасности.
Тематика управления и исследования организационных структур рассматривается в научных работах Ю.Н. Лапыгина, Б.З. Мильнера, Е.С. Мищенко, В.А. Спектора, Ричарда Л. Дафта, Р. Холла и других исследователей. В частности в сфере ЖКХ подобные труды разработаны Л. А. Велиховым, С.Б. Сиваевым, А.В. Игнатьевой, М. Н. Кондратьевой, где разработки представленных авторов большей частью направлены на организационные структуры организации и могут быть транслированы на отрасль с определенным видом деятельности. Однако, научные труды по анализу организационной структуры всей сферы ЖКХ с учетом специфичных параметров территории автором не найдены. Данный факт позволяет говорить об относительной новизне и актуальности представленной работы.
Объект исследования - организационная модель реформирования ЖКХ региона.
Предмет исследования - организационные технологии реформирования ЖКХ Свердловской области.
Цель исследования: разработка инновационной организационной модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания организационных моделей реформирования ЖКХ;
2. Изучить исторический опыт и современные проблемы системы управления в сфере ЖКХ;
3. Раскрыть основные аспекты нормативно-правового регулирования управлением сферы ЖКХ;
4. Обозначить организационные модели реформирования ЖКХ Свердловской области;
5. Выявить особенности и преимущества инновационной организационной модели управления ЖКХ Свердловской области ;
6. Разработать типовой проект «Внедрение механизма саморегулирования деятельности предприятий в сфере теплоснабжения на территории Свердловской области»;
7. Определить эффективность внедрения инновационной организационной модели управления ЖКХ Свердловской области .
В исследовании использован метод анализа документов, в том числе отраслевых нормативно-правовых актов сферы ЖКХ и статистических данных официальных сайтов профильных министерств и ведомств федерального и регионального уровней.
Идеи данного проекта были апробированы на следующих мероприятиях:
-Общем собрании членов СРО Ассоциация управляющих и собственников жилья (Екатеринбург, 16 декабря 2016г.) в формате выступления с докладом «Практические вопросы взаимодействия органом местного самоуправления и управляющих организаций»;
-Международной промышленной выставке Иннопром-2017
(Екатеринбург, 11 июля 2017г.), на панельной дискуссия «Государственночастное партнерство и инфраструктурные проекты. Поддержка регионов»;
-IV Всероссийском съезде специализированных некоммерческих организаций (14-15 сентября 2017г., он-лайн трансляция) в формате круглого стола «Планы развития ЖКХ в регионах»;
-Общем собрании членов СРО Ассоциация управляющих и собственников жилья (Екатеринбург, 7 декабря 2017г.) в формате выступления с докладом «Стратегия развития сферы ЖКХ Свердловской области»;
- а также публикация статьи «Показатели эффективности как инструмент стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» в сборнике статей III Международной научнопрактической конференции «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» (Екатеринбург, 21-22 апреля 2017г.);
Помимо этого, автор данной работы осуществляет деятельность в сфере ЖКХ с 2007 года и на сегодняшний день является членом наблюдательного совета СРО Ассоциации управляющих и собственников жилья. Автор диссертации активно принимает участие в ежемесячных мероприятиях СРО, которые проводятся в виде круглых столов, заседаний экспертного совета, вебинаров и иных форматах. Полная отчетность о деятельности и проводимых мероприятиях размещена на официальном сайте СРО Ассоциация управляющих и собственников жилья по адресу http://sro- ural.com.
Тематика управления и исследования организационных структур рассматривается в научных работах Ю.Н. Лапыгина, Б.З. Мильнера, Е.С. Мищенко, В.А. Спектора, Ричарда Л. Дафта, Р. Холла и других исследователей. В частности в сфере ЖКХ подобные труды разработаны Л. А. Велиховым, С.Б. Сиваевым, А.В. Игнатьевой, М. Н. Кондратьевой, где разработки представленных авторов большей частью направлены на организационные структуры организации и могут быть транслированы на отрасль с определенным видом деятельности. Однако, научные труды по анализу организационной структуры всей сферы ЖКХ с учетом специфичных параметров территории автором не найдены. Данный факт позволяет говорить об относительной новизне и актуальности представленной работы.
Объект исследования - организационная модель реформирования ЖКХ региона.
Предмет исследования - организационные технологии реформирования ЖКХ Свердловской области.
Цель исследования: разработка инновационной организационной модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические основания организационных моделей реформирования ЖКХ;
2. Изучить исторический опыт и современные проблемы системы управления в сфере ЖКХ;
3. Раскрыть основные аспекты нормативно-правового регулирования управлением сферы ЖКХ;
4. Обозначить организационные модели реформирования ЖКХ Свердловской области;
5. Выявить особенности и преимущества инновационной организационной модели управления ЖКХ Свердловской области ;
6. Разработать типовой проект «Внедрение механизма саморегулирования деятельности предприятий в сфере теплоснабжения на территории Свердловской области»;
7. Определить эффективность внедрения инновационной организационной модели управления ЖКХ Свердловской области .
В исследовании использован метод анализа документов, в том числе отраслевых нормативно-правовых актов сферы ЖКХ и статистических данных официальных сайтов профильных министерств и ведомств федерального и регионального уровней.
Идеи данного проекта были апробированы на следующих мероприятиях:
-Общем собрании членов СРО Ассоциация управляющих и собственников жилья (Екатеринбург, 16 декабря 2016г.) в формате выступления с докладом «Практические вопросы взаимодействия органом местного самоуправления и управляющих организаций»;
-Международной промышленной выставке Иннопром-2017
(Екатеринбург, 11 июля 2017г.), на панельной дискуссия «Государственночастное партнерство и инфраструктурные проекты. Поддержка регионов»;
-IV Всероссийском съезде специализированных некоммерческих организаций (14-15 сентября 2017г., он-лайн трансляция) в формате круглого стола «Планы развития ЖКХ в регионах»;
-Общем собрании членов СРО Ассоциация управляющих и собственников жилья (Екатеринбург, 7 декабря 2017г.) в формате выступления с докладом «Стратегия развития сферы ЖКХ Свердловской области»;
- а также публикация статьи «Показатели эффективности как инструмент стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» в сборнике статей III Международной научнопрактической конференции «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» (Екатеринбург, 21-22 апреля 2017г.);
Помимо этого, автор данной работы осуществляет деятельность в сфере ЖКХ с 2007 года и на сегодняшний день является членом наблюдательного совета СРО Ассоциации управляющих и собственников жилья. Автор диссертации активно принимает участие в ежемесячных мероприятиях СРО, которые проводятся в виде круглых столов, заседаний экспертного совета, вебинаров и иных форматах. Полная отчетность о деятельности и проводимых мероприятиях размещена на официальном сайте СРО Ассоциация управляющих и собственников жилья по адресу http://sro- ural.com.
В ходе выполнения данной работы были решены следующие задачи:
1. Определены теоретико-методологические основания
организационных моделей реформирования ЖКХ.
В рамках рассмотрения теоретико-методологических оснований организационных моделей реформирования ЖКХ был проанализирован понятийный аппарат темы исследования, результатом чего стало определение данной темы: сочетание органов управления с
соответствующим распределением полномочий и методов взаимодействия между ними, для реализации действий управления организационно-правовой структурой, объединяющей комплекс подотрослей, обеспечивающих предоставление жилищных и коммунальных услуг потребителям и направленных на внешние и внутренние изменения данного сектора экономики с целью улучшения положения на рынке и создания наиболее благоприятных условий для действенного функционирования производственного процесса, соответствующего интересам потребителей, находящихся на территории, которая характеризуется региональными факторами и их специфичностью по сравнению с другими территориями, особенностями воспроизводственного процесса, комплексностью и целостностью хозяйства, а также структурой органов управления.
Представленное определение темы диссертации отражает глобальную проблему в теоретико-методологическом подходе - наличие сочетания органов управления, что обусловлено наличием множества самостоятельных подотраслей и участников. В существующих условиях реформирования сферы ЖКХ активно проводятся исследования отраслевых проблем управления, особенностей реформирования конкретных отраслей, анализ полномочий участников данной сферы при осуществлении деятельности отрасли или при ее реформировании, а анализ всей существующей системы в целом не проводится, хотя является основным этапом для реализации эффективных решений в данной сфере
2. Определены исторический опыт и современные проблемы системы управления в сфере ЖКХ.
В соответствии с поставленной задачей рассмотрен исторический опыт системы управления ЖКХ. Определение современных систем управления сферой ЖКХ сводится к фактическому применению типовых схем управления, которые имеют отличие по виду собственности предприятий оказывающих услуги ЖКХ и их территориальной принадлежности. Выявлена основная управленческая проблема сферы ЖКХ - наличие независимых систем управления у каждой из множества самостоятельных подотраслей данной сферы. Особенностью является то, что указанные системы управления, не предусматривают согласование и взаимодействие с иными отраслями, органы власти в лице органов местного самоуправления частично не имеют фактической возможности реализации своих полномочий в полной мере.
3. Определено нормативно-правовое регулирование управлением ЖКХ.
В настоящее время отсутствует единый нормативно-правовой акт регулирующий управление в сфере ЖКХ, а присутствуют отраслевые документы, устанавливающие правила и нормы деятельности каждого отдельного сектора.
Итогом рассмотрения нормативно-правовых аспектов сферы ЖКХ является выявление проблемы в распределении полномочий и методов взаимодействия участников сферы ЖКХ, для реализации действий управления организационно-правовой структурой, объединяющей комплекс подотрослей, обеспечивающих предоставление жилищных и коммунальных услуг потребителям. Основой сложившейся ситуации служит сочетание множества самостоятельных специфических подотраслей, имеющих нормативно-правовую базу, сформированную без учета влияния на смежные отрасли, в том числе разногласия и противоречия. Одним из основных проблемных вопросов является взаимодействие участников сферы ЖКХ с органами местного самоуправления в рамках реализации их полномочий.
4. Определены организационные модели реформирования ЖКХ Свердловской области;
Рассмотрены организационные модели реформирования ЖКХ Свердловской области в рамках типовых схем управления, с учетом специфики территории и участников: органы местного самоуправления; организации, оказывающие жилищные услуги; организации, оказывающие коммунальные услуги. Выявлены следующие организационные модели:
1. По результатам исследования определено, что 57 % муниципальных образований Свердловской области имеют в составе администраций дополнительные звенья (управления, комитеты, отделы сферы ЖКХ) и (или) отраслевой орган, и - 43 % не имеют данного параметра, а объем и качество работ в рамках установленных полномочий определено разными исходными данными, но на едином уровне. Это показывает отсутствие единых подходов к управлению в сфере ЖКХ на территориях муниципальных образований Свердловской области в рамках полномочий органов местного самоуправления. Данный вывод основан на наличии дифференциации муниципальных образований по признаку численности населения, который напрямую влияет на организационную структура управления и как следствие эффективной реализации полномочий в сфере ЖКХ в полном объеме и соответствующего качества.
2. Организационные модели в системах управления жилищным
сектором в муниципальных образованиях Свердловской области: лидирующие позиции занимают предприятий частной формы собственности, осуществляющих деятельность только в одном муниципальном образовании их доля в совокупности 42 %; предприятия, оказывающие услуги в
нескольких муниципальных образованиях одновременно - их доля в совокупности 27 %; муниципальные унитарные предприятия - их доля в совокупности 24 %. Данная статистика показывает приоритет предприятий частной формы собственности над муниципальными унитарными предприятиями, а также возможное расширение влияния крупных компаний путем поглощения мелких, что постепенно может привести к монополизации рынка данных услуг. А тот факт, что наибольшее влияние подобных схем управления относится к средним по численности муниципальным образованиям, говорит о том, что в настоящем времени осуществляется переход от муниципальных предприятий к частному бизнесу в муниципальных образованиях с большой численностью населения и невозможностью перейти на иную схему управления на территориях с малой численностью, что вызвано инвестиционной непривлекательностью территорий...
1. Определены теоретико-методологические основания
организационных моделей реформирования ЖКХ.
В рамках рассмотрения теоретико-методологических оснований организационных моделей реформирования ЖКХ был проанализирован понятийный аппарат темы исследования, результатом чего стало определение данной темы: сочетание органов управления с
соответствующим распределением полномочий и методов взаимодействия между ними, для реализации действий управления организационно-правовой структурой, объединяющей комплекс подотрослей, обеспечивающих предоставление жилищных и коммунальных услуг потребителям и направленных на внешние и внутренние изменения данного сектора экономики с целью улучшения положения на рынке и создания наиболее благоприятных условий для действенного функционирования производственного процесса, соответствующего интересам потребителей, находящихся на территории, которая характеризуется региональными факторами и их специфичностью по сравнению с другими территориями, особенностями воспроизводственного процесса, комплексностью и целостностью хозяйства, а также структурой органов управления.
Представленное определение темы диссертации отражает глобальную проблему в теоретико-методологическом подходе - наличие сочетания органов управления, что обусловлено наличием множества самостоятельных подотраслей и участников. В существующих условиях реформирования сферы ЖКХ активно проводятся исследования отраслевых проблем управления, особенностей реформирования конкретных отраслей, анализ полномочий участников данной сферы при осуществлении деятельности отрасли или при ее реформировании, а анализ всей существующей системы в целом не проводится, хотя является основным этапом для реализации эффективных решений в данной сфере
2. Определены исторический опыт и современные проблемы системы управления в сфере ЖКХ.
В соответствии с поставленной задачей рассмотрен исторический опыт системы управления ЖКХ. Определение современных систем управления сферой ЖКХ сводится к фактическому применению типовых схем управления, которые имеют отличие по виду собственности предприятий оказывающих услуги ЖКХ и их территориальной принадлежности. Выявлена основная управленческая проблема сферы ЖКХ - наличие независимых систем управления у каждой из множества самостоятельных подотраслей данной сферы. Особенностью является то, что указанные системы управления, не предусматривают согласование и взаимодействие с иными отраслями, органы власти в лице органов местного самоуправления частично не имеют фактической возможности реализации своих полномочий в полной мере.
3. Определено нормативно-правовое регулирование управлением ЖКХ.
В настоящее время отсутствует единый нормативно-правовой акт регулирующий управление в сфере ЖКХ, а присутствуют отраслевые документы, устанавливающие правила и нормы деятельности каждого отдельного сектора.
Итогом рассмотрения нормативно-правовых аспектов сферы ЖКХ является выявление проблемы в распределении полномочий и методов взаимодействия участников сферы ЖКХ, для реализации действий управления организационно-правовой структурой, объединяющей комплекс подотрослей, обеспечивающих предоставление жилищных и коммунальных услуг потребителям. Основой сложившейся ситуации служит сочетание множества самостоятельных специфических подотраслей, имеющих нормативно-правовую базу, сформированную без учета влияния на смежные отрасли, в том числе разногласия и противоречия. Одним из основных проблемных вопросов является взаимодействие участников сферы ЖКХ с органами местного самоуправления в рамках реализации их полномочий.
4. Определены организационные модели реформирования ЖКХ Свердловской области;
Рассмотрены организационные модели реформирования ЖКХ Свердловской области в рамках типовых схем управления, с учетом специфики территории и участников: органы местного самоуправления; организации, оказывающие жилищные услуги; организации, оказывающие коммунальные услуги. Выявлены следующие организационные модели:
1. По результатам исследования определено, что 57 % муниципальных образований Свердловской области имеют в составе администраций дополнительные звенья (управления, комитеты, отделы сферы ЖКХ) и (или) отраслевой орган, и - 43 % не имеют данного параметра, а объем и качество работ в рамках установленных полномочий определено разными исходными данными, но на едином уровне. Это показывает отсутствие единых подходов к управлению в сфере ЖКХ на территориях муниципальных образований Свердловской области в рамках полномочий органов местного самоуправления. Данный вывод основан на наличии дифференциации муниципальных образований по признаку численности населения, который напрямую влияет на организационную структура управления и как следствие эффективной реализации полномочий в сфере ЖКХ в полном объеме и соответствующего качества.
2. Организационные модели в системах управления жилищным
сектором в муниципальных образованиях Свердловской области: лидирующие позиции занимают предприятий частной формы собственности, осуществляющих деятельность только в одном муниципальном образовании их доля в совокупности 42 %; предприятия, оказывающие услуги в
нескольких муниципальных образованиях одновременно - их доля в совокупности 27 %; муниципальные унитарные предприятия - их доля в совокупности 24 %. Данная статистика показывает приоритет предприятий частной формы собственности над муниципальными унитарными предприятиями, а также возможное расширение влияния крупных компаний путем поглощения мелких, что постепенно может привести к монополизации рынка данных услуг. А тот факт, что наибольшее влияние подобных схем управления относится к средним по численности муниципальным образованиям, говорит о том, что в настоящем времени осуществляется переход от муниципальных предприятий к частному бизнесу в муниципальных образованиях с большой численностью населения и невозможностью перейти на иную схему управления на территориях с малой численностью, что вызвано инвестиционной непривлекательностью территорий...
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В ГРАЙВОРОНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Территориальное общественное самоуправление»
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МОДЕЛИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:
РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА В ГРАЙВОРОНСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, специальная технология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017 - Государственный сектор экономики Пензенской области: основные тенденции развития
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ И РЕМОНТОМ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДУБОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы управления жилищно-коммунального хозяйства
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА ГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ГРАДООБРАЗУЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016





