Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение «холодной войны» в образовательных системах СССР и современной России: сравнительный анализ

Работа №99150

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4975 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
2. Глава I. «Холодная война» в учебно-методической литературе с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
1.1. Идеология освещения новейшей истории СССР послевоенного периода.
1.2. Изучение послевоенной внешней политики в условиях действующих кризисов и разрядок.
1.3. Деидеологизация «холодной войны» в период перестройки.
Глава II. Изменение содержания курса истории и новое видение проблематики «холодной войны».
2.1. Влияние внутриполитических аспектов в 1990-е годы на изучение «холодной войны».
2.2. Осмысление феномена «холодной войны» в учебной литературе в настоящее время.
3. Заключение
4. Приложения
5. Список литературы


Данная работа посвящена проблематике «холодной войны» в образовательной системе нашей страны. Это период в развитии международных отношений и внешней политики СССР, длившийся более 40 лет после окончания второй мировой войны. Сутью было политическое, военно-стратегическое и идеологическое противостояние стран капиталистической и социалистической систем. Важность этих событий связана с тем, что эта война так или иначе втянула в себя всю планету, она, в каком-то смысле, тоже «мировая»... Она расколола мир на две части, две военно-политические и экономические группировки, две общественно-политические системы. Мир стал двухполюсным, биполярным, разделился на капиталистический и социалистический лагеря. Возникла своеобразная политическая логика этого соперничества - кто не с нами, тот против нас.
Особую остроту она приобрела в конце 1940-х — в 1960-е годы. Было время, когда напряжение спадало, а затем вновь усиливалось. «Холодная война» охватила все сферы международных отношений: политическую, экономическую, военную и идеологическую.
Напряженная ситуация в СССР не могла не сказаться на содержании школьных учебников, ведь именно в школе закладываются основы самоидентификации, формируются базовые знания и собственное мнение у молодого поколения.
Магистральные линии развития исторического образования определялись постановлениями партии и правительства. Политическая и идеологическая детерминированность преобразований среднего и высшего исторического образования подчиняла их сиюминутным интересам, превращая социокультурный феномен в один из объектов правительственных манипуляций. Каждый раз историческое образование реконструировалось согласно новым политическим установкам; трансформировались цели, содержание и методы обучения - весь дидактический комплекс, причем правительство не принимало в расчет самоценность образования и науки.
Для начала определим, что же такое образовательная система? Согласно словарю терминов по общей и социальной педагогике А.С. Воронина, это социальный институт, осуществляющий целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. Также образовательная система трактуется как совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом , которая обеспечивает возможность осуществления образовательного процесса. Т.е. институт, воспитывающий и обучающий, потому, как образование, согласно статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Элементами образовательной системы являются общеобразовательные школы, средне-специальные образовательные учреждения и ВУЗы. При этом необходимо выделить школу, как основной базисный элемент образовательной системы. Именно она дает первоначальный объем знаний молодому поколению и формирует отношение к происходящему вокруг.
Актуальность исследования. История и сопряженные с нею социальные дисциплины обычно занимают особое место в общеобразовательных программах любого государства. Ведь именно содержание этих предметов помогает новым поколениям освоить культурно-исторические традиции своей страны., идентифицировать себя гражданами определенного государства.
Актуальность темы определяется ролью учебника, как основного средства обучения и воспитания, и как наиболее авторитетного источника мировоззренческой информации, действенного средства развития навыков самостоятельной работы, усвоения методов познания и учебных умений, как главное средство проведения уроков.
Исследуется также эволюция школьного учебника истории, раздела, посвященного «холодной войне». Рассматриваются причины, обусловливающие изменения содержания и структуры учебной книги в различные исторические периоды нашей страны.
Проводится анализ научно-методического опыта создания стабильных учебников, прослеживается их последующее совершенствование и создание новых учебников истории с учетом достижений исторической науки, психологии, методики, практики обучения. Это представляет значительную познавательную и практическую ценность, поможет выявить, что оказалось приходящим, а что прочно вошло в курс, и может быть использовано в дальнейшем, естественно с учетом новых задач, выдвигаемых условиями жизни, задачами исторического образования и целью школы.
Тема «холодной войны» еще недостаточно разработана в науке. Данные события происходили совсем в недавнем (особенно историческом аспекте) прошлом, а ее отголоски прослеживаются до сих пор. От решения этой проблемы во многом зависит степень подготовки и доработка нового поколения учебных пособий, призванных обеспечивать соответствующий уровень знаний у школьников, развитие творческого потенциала, а также способствования нравственному воспитанию молодого поколения.
Исследование данной темы позволит показать вклад федеральных органов образования, методистов, ученых-историков в развитие теории и практики создания школьных учебников.
Интерес к проблеме «холодной войны» за последние годы не угас, а, наоборот, вышел на новый уровень, так как человечество пережило коренные изменения в период генезиса этой конфронтации и в процессе её окончания. Неустойчивость сегодняшнего миропорядка заставляет переосмыслить накопленный опыт международных отношений. Возможна ли новая холодная война и как предотвратить подобные конфронтации, чреватые жертвами и диспропорциями в развитии человечества - вопрос остается открытым..
Конец «холодной войны» породил еще большее искушение переделать мир по американскому образу и подобию. В мире по окончании «холодной войны». Соединенные Штаты остались единственной сверхдержавой, которая обладает возможностью вмешательства в любой части земного шара. Однако могущество их стало менее ощутимым, а вопросы, решаемые военной силой, исчезли. Отсутствие всеобъемлющей угрозы как идеологической, так и стратегической дает нациям свободу ведения внешней политики., во все большей степени базирующейся на сиюминутных национальных интересах.
В международной системе, для которой характерно наличие, возможно., пяти или шести великих держав и множества меньших государств, порядок должен возникнуть в основном, как и в прошлые столетия, на базе примирения и балансирования соперничающих национальных интересов.
Проблемных вопросов по «холодной войне» множество. Связаны они и с причинами возникновения, кто являлся инициатором, и с периодом так называемых разрядок, и, несомненно, с моментом ее окончания, если придерживаться мнения, что «холодная война» закончилась.
Если учесть, что вопрос об истоках «холодной войны» и сегодня остается предметом наиболее острых историографических дискуссий, то обзор и классификация существующих концепций - это необходимый шаг на пути к выработке обобщающих представлений. о данном периоде мировой истории. В связи с этим важно понять, как далеко продвинулась историческая наука в отыскании причин «холодной войны» и постоянно подпитывающих ее противоречий; насколько целостно отражена тема в школьном учебнике и как повлияло развитие исторической мыли на содержание школьного материала .
В целом можно сказать., что на данный момент существует достаточное количество учебного материала, который, в основном, отвечает образовательному стандарту и программам, а также может служить для реализации целей и задач исторического образования. Ряд вопросов нацеливает на воспитание чувства патриотизма, гражданственности, уважения к личности и правам человека, а также приобщает к культурным ценностям, созданным многовековым опытом россиян.
Однако обилие учебных книг не всегда помогает в учебном процессе. Некоторые из них справедливо подвергаются критике со стороны ученых — историков за искажение правды, ученых-методистов за то, что они не реализуют в должной мере своих обучающих функций.
Научная разработка поставленной проблемы. вызвана и необходимостью усиления развивающего и воспитывающего характера обучения, которое, к сожалению, пришло в противоречие с традиционной объяснительно-иллюстративной формой подачи учебного. материала в учебных пособиях. Такое положение не может в полной мере способствовать формированию познавательной активности и самостоятельности учащихся.
В связи с этим возникла острая потребность изучить, проанализировать сопоставить то общее и особенное, что было характерным для учебно-методической литературы на протяжении разных исторических периодов.
Таким образом, целесообразным является, на наш взгляд, выявление исторической обусловленности и определенных закономерностей создания учебников истории и. использования их в образовательной. системе в конкретных условиях. На современном этапе знание этих закономерностей чрезвычайно важно не только в научном плане, но и для практической реализации поставленной проблемы.
Объект исследования - раздел учебно-методической литературы СССР и России по изучению истории периода «холодной войны».
Школа - это центральный и базисный элемент образовательной системы. Именно она дает начальный объем знаний молодому поколению, формирует отношение к государству и миру в целом. Основным инструментом школьного обучения является учебник. Именно его берет за основу учитель, ведя курс истории., и именно школьный учебник с разделом о «холодной войне» положен в основу данного исследования.
Учебник - носитель базового содержания школьных дисциплин. Он формирует основные понятия осознания учащимися предметов, включает в себя множество идей, понятий, несущих мировоззренческий аспект, элементы обществознания, права, демографии., экономики, культуры. В силу этого, учебник истории является носителем исторических знаний и создает базу для понимания социальной картины мира.
Одна из главных. задач учебника истории - научить пониманию исторического процесса и причинно-следственных связей. Он также, по мнению историков, должен воспитывать самостоятельное мышление и стимулировать дискуссию; освещать самые сложные и неоднозначные эпизоды в истории страны; демонстрировать академическую нейтральность, не отягощённую идеологическими предпочтениями авторов. В школе учебник является главным средством обучения.
Конечно, помимо учебника необходимо упомянуть и хрестоматии, исторические атласы, рабочие тетради, сборники заданий, методические пособия, законодательные акты и книги для чтения.
Предмет исследования - изменение освещения темы «холодной войны» в школьном учебнике, переосмысление событий с учетом накопленного исторического опыта. Отличительные особенности учебников разных лет, как одних из главных средств обучения и воспитания молодежи в системе школьного образования.
Исследование носит исторический характер. Исторический аспект выражается в стремлении показать отечественное образование в динамике; выявить требование к качеству школьных учебников истории и показать их преемственность на различных исторических этапах развития страны. При этом изложение ведется в хронологической последовательности и в прямой зависимости от отношения государственной власти и различных слоев общества к проблеме просвещения и образования.
Хронологические рамки исследования. Начало работы охватывает период с середины 1940-х гг., когда появился термин «холодная война», а также началось противостояние сверхдержав. Верхней границей определен 2016 год, т.е. настоящее время.
Необходимо также выделить и хронологические рамки самой «холодной войны», потому как важно понимать как менялось преподавание во время этого международного состояния, и что изменилось после. Точной даты ее начала практически нет, да ее и невозможно установить. Тем не менее многие считают, что сигналом к развертыванию «холодной войны» послужила известная речь У. Черчилля в Фултоне весной 1946 г.
Окончание «холодной войны» в большинстве источников связывают с распадом СССР в конце 1980-х - начале 1990-х годов.
Географические рамки исследования. В целом, предмет исследования проанализирован на уровне Российской Федерации (ранее СССР). В историко-методической литературе, в процессе разработки преподавания данной темы обобщался научный потенциал г. Москвы, где, в основном, формировались ведущие идеи развития образования в стране под руководством КПСС и Советов Министров СССР и России , а так же Министерствами Просвещения СССР и России.
Цель работы - проанализировать период «холодной войны» в учебно-методической литературе в указанный период, сопоставить разные. точки зрения современных авторов с мнением, изложенным в учебных пособиях СССР и сделать выводы. Извлечь. из анализа то, что имеет существенное практическое значение для повышения качества учебных пособий. Предложить объективный и убедительный. вариант освещения темы «холодной войны», адаптированный под учащегося на современном этапе развития нашей страны.
Реализация намеченной цели исследования требовала решения следующих основных задач:
Провести анализ педагогической программы. советской и российской образовательной системы по проблематике «холодной войны»;
Показать взаимосвязь политических и социально-культурных факторов, оказывающих определяющее влияние на его содержание, а также раскрыть воздействие партийно-государственного руководства на процесс и систему подготовки учебного материала .
Проследить изменения в содержании раздела, посвященного «холодной войне», в конкретных исторических условиях с точки зрения отбора в них основных фактов., ведущих мировоззренческих идей и понятий, способов подачи материала.
Сформировать, исходя из анализа прошлого опыта по созданию учебных пособий, практические выводы и рекомендации для дальнейшего их совершенствования в современных условиях в соответствии с требованиями времени и задачами в области исторического образования.
Практическая значимость исследования. Результаты данного исследования состоят в обобщении опыта создания учебно-методической литературы по истории, и выработке дальнейших рекомендаций по ее совершенствованию.
Историография проблемы.
Историографию в данном исследовании следует рассмотреть, в двух аспектах: историография «холодной войны», как исторического явления, а также историография изучения преподавания тем по «холодной войне».
Начнем с первого аспекта. Изучение истории Холодной войны в отечественной историографии до 1990-х гг. определялось господствующей идеологией: политика СССР оценивалась довольно схематично в рамках коммунистических догм. Согласно последним, вина за развязывание Холодной войны и кризисы в международных отношениях возлагалась исключительно на страны Запада. Помимо давления господствующей концепции, важнейшим фактором, не позволявшим объективно изучать роль и участие СССР в событиях Холодной войны, стала закрытость советских архивов.
В 1950-1960-е гг. в СССР не создано ни одного крупного исследования по историографии «холодной войны», встречались лишь главы и разделы в различных общих трудах или работы, посвященные критическому анализу зарубежной историографии. Первый историографический обзор, посвященный послевоенным международным отношениям относятся лишь к концу 1960-х годов и связан с выходом работ С.И. Вискова ("Советско- американские отношения после второй мировой войны"), двухтомника "История внешней политики СССР, 1917-1966", трехтомника Н.Н. Иноземцева. Особое место в советской историографии занимают работы отечественных ученых (Г.Н. Севостьянова, Н.Н. Яковлева, А.Е. Куниной и др.), посвященные анализу американской историографии внешней политики США после Второй мировой войны.
Иной идеологической атмосферой отмечены труды советских историков, подготовленные в период «разрядки» и «перестройки». Впервые в этих работах с позиций альтернативного подхода к изучению истории была высказана мысль о возможности предотвращения глобального конфликта между СССР и США.
Окончание «холодной войны» способствовало разрушению прежних стереотипов. Базой переворота в историографии «холодной войны» явилось открытие отечественных архивов, что дало возможность приступить к историческим исследованиям на качественно новом уровне.
В 1990-е гг. в российских исторических журналах «Новая и новейшая история» , «Международная жизнь», «Отечественная история», «Исторический архив» и «Источник» опубликованы многие архивные документы и воспоминания. С началом «перестройки» в СССР советские и американские историки впервые стали совместно обсуждать проблемы периодизации и истории Холодной войны (на конференциях в Москве в 1986 г. и в университете Огайо в 1988 г.), организовали серию конференций по Холодной войне в Москве, (1993 г.,1998 г., 2002 г.), в Эссене и Потсдаме (1994 г., 1996 г.), в Гонконге (1996 г.), Нью-Хейвене (1999 г.), Вашингтоне (2000 г.) и др. В первые годы после окончания Холодной войны шло накопление эмпирических знаний, освоение новых источников. Затем появился интерес к вопросам теории, к осмыслению феномена Холодной войны во взаимосвязи с общей историей XX в.
За период с середины 1990-х гг. до наших дней в России вышел в свет целый ряд научных монографий, фундаментальные сборники документов. Среди основных направлений и аспектов изучения истории «холодной войны» можно выделить следующие: Уткин А.И. Мировая «холодная война», Соколов А.К., Тяжельникова B.C. Курс советской истории.
Рассматривая второй историографический аспект в рамках изучения преподавания тем по «холодной войне», необходимо заменить, что условием развития современной историографии является расширение проблематики исследований и, соответственно, ее источниковой базы. В исторической науке сложилась ситуация, суть которой в том, что новые концептуальные подходы возникают через создание именно учебной литературы. Историографический анализ учебно-методической литературы по истории позволяет определить основные тенденции исторической науки, а также степень разработанности ключевых проблем и наметить перспективные пути решения дискуссионных вопросов как в самой исторической науке, так и в содержании курса истории.
Анализу исторического образования и его составляющей - учебника в советской историографии уделялось много внимания. Стоит упомянуть труды деятелей советского периода К.В. Базилевич, С.В. Бахрушина, А.М. Панкратовой, А.В. Фохт, С. Е. Левина, Н. Г. Дайри, А. Т. Кинкулькина, М.И. Кругляка, П. В. Горы, А. А. Вагина и Н. В. Сперанской. Вышло в свет большое количество статей о специфике преподавания истории. Так П. С. Лейбенгруб составил «Дидактические требования к уроку истории», а С.Е. Левин «Работа учителя и учащихся на уроках истории».
С 1960-х гг. началось систематическое изучение высшего исторического образования и исторической науки. Характерной чертой этих лет является формирование самого предмета историографических исследований как комплекса проблем истории исторической мысли и эволюции организационных форм развития науки и исторического образования, истории научных центров. Появляется ряд монографий по данной проблематике. Отметим фундаментальный пятитомный труд "Очерки истории и исторической науки в СССР" . статью академика М. В. Нечкиной и профессора E.H. Городецкого. Они отмечали, что в 1970-е гг. происходит формирование предмета историографии исторической науки и образования.
В 1960-х - первой половине 1980-х гг. некоторые вопросы развития высшего исторического образования и исторической науки нашли отражение в отдельных статьях на страницах периодической печати. Это журналы: Народное образование, На путях к новой школе, Преподавание истории в школе ,Советская педагогика (с 1937 по 1943 годы — орган Наркомпроса РСФСР; с 1944 по 1966 годы — Академии педагогических наук РСФСР и СССР, а сегодня РАН) и Учительская газета. Однако, в некоторые периоды степень научной разработки вопросов совершенствования учебного материала, его структуры и содержания была не равнозначной. Эволюция преподавания учебно-методической литературы по истории неразрывно связана с этапами развития как исторической науки, так и образования в целом.
Период второй половины 1980-х - 1990 гг. характеризуется поиском новых подходов к изучению истории СССР. Это было связано с процессами социально-политических и экономических изменений в жизни советского общества, приведших к изменению государственного и политического устройства страны. Во второй половине 1980-х гг. появились работы, авторы которых рассматривали проблемы развития исторической науки через призму политических перемен в СССР.
Проблемами истории высшего исторического образования занимались А. С. Барсенков, О. В. Волобуев, И. С. Галкин, С. В. Кулешов. Они рассматривали ее в различных хронологических рамках и выделяли общие тенденции, особенности развития. А. С. Барсенков в своей монографии рассмотрел факторы развития исторической науки и исторического образования в послевоенное время: систему научных центров, подготовку научных кадров, расширение проблематики исследований по истории советского общества. И. Г. Галкин сделал попытку определить основные вехи в развитии советской системы высшего исторического образования и исторической науки.
В данном исследовании учебник истории является одним из важнейших источников. Он отражает изменения не только исторического содержания и целей воспитания в различные периоды развития государства, но и позволяет выделить главные направления и этапы развития научной мысли в процессе совершенствования учебника, с учетом социального заказа со стороны государства в области образования.
Важную группу источников составляет обширный методический материал, который использовался в школьной работе по истории XX века. Сюда вошли опубликованные учебные планы, программы и объяснительные записки к ним, учебники и учебные пособия по истории, допущенные и разрешенные к использованию Министерством просвещения РСФСР, Министерством просвещения СССР, Министерством образования и науки РФ, рецензии на учебную литературу, методические разработки и практические рекомендации по тем или иным вопросам.
Необходимо было обращаться и к нормативно-правовым источникам, таким как федеральный государственный общеобразовательный стандарт, к законам и правовым актам в образовательной сфере, действующим в хронологических рамках настоящего исследования. Также заслуживает упоминания проект историко-культурного стандарта не принятый, но активно используемый преподавателями истории.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе анализируется материал советских учебников об изложении событий «холодной войны», плюсы и минусы подачи материала, показано влияние политических и социальных факторов на формулировки в тексте учебника и методической литературы.
Во второй главе описаны произошедшие изменения учебников истории и новое видение проблематики «холодной войны», с учетом опыта международной историографии. Вторая глава прослеживает ход изменений в связи с кардинально изменившейся ситуацией в стране, с возможностью использования новых источников, фактов, мировоззренческих идей и понятий, способов подачи материала. Анализируя постсоветские учебники, глава описывает возможности использования элементов имеющегося опыта для совершенствования новых российских учебников истории.
Данная структура наглядно отражает изменения, происходившие с содержанием раздела учебника о «холодной войне» в различные периоды его существования.
Методологической основой исследования взят системный подход, подразумевающий объективный анализ с позиции ценностей, выработанных мировой цивилизацией, с учетом преемственности и многоаспектности изучаемой проблемы.
Одним из приемов исследования выступает в настоящем труде сравнение, позволяющее выявить важные признаки и особенности построения учебной литературы в разные исторические периоды нашей страны, а также выяснить отличия в задачах, поставленных правительством и органами образования перед книгой. Анализ развития учебной исторической литературы позволяет выявить общие тенденции и осуществить прогноз ее развития в будущем, выяснить факторы, влияющие на процесс ее совершенствования, а также экономические условия, которые являются одной из основных сил, воздействующих на развитие образовательных систем современности, и в частности на основной носитель исторического образования - учебник.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первые годы после окончания «холодной войны» шло освоение новых источников и накопление полученных знаний. Затем появился интерес к вопросам теории, к осмыслению феномена «холодной войны» во взаимосвязи с общей историей XX в. Поскольку «холодная война» является завершенным процессом, она относится к прошлому и может являться объектом исторических исследований.
Современное развитие страны в целом и образования в частности во многом определено предшествующим периодом, уже ставшим историей. Исследование и творческое применение ценных идей, оригинальных находок из системы исторического образования XX в. является в наши дни фактором совершенствования обучения истории в средней и высшей школе.
Система, характер и содержание образования, в том числе и исторического как их идейной, мировоззренческой составляющей, во многом определялись государственными запросами и интересами. Учитывая то, что государство в XX в. успело за короткий (по историческим меркам) срок пережить несколько метаморфоз, нетрудно понять, что в рамках традиционного обучения неизбежно должны были происходить различные пересмотры, переоценки, перекраивание прошлого, а изучение истории рассматривалось «как средство решения государственных задач» и предполагалось, что ученики и студенты «усвоят такое понимание истории, какое кажется наиболее уместным власти».
Магистральные линии освещения международных отношений в послевоенный период определялись постановлениями партии и правительства. Политическая и идеологическая детерминированность преобразований в свещении темы подчиняла их сиюминутным интересам, превращая социокультурный феномен в один из объектов правительственных манипуляций. Каждый раз, будь то состояние кризиса или разрядки, реакция составителей учебно-методической литературы на события на мировой арене реконструировалась согласно новым политическим установкам; трансформировались цели, содержание и методы обучения - весь дидактический комплекс.
Рассматривая влияние государства и партии на эволюцию темы «холодная война» в советский период, необходимо отметить, что нельзя допустить новые идеологические эксперименты в историческом образовании. Советская учебно-методическая литература, наряду с чрезмерной идеологизацией, тенденциозностью исторических курсов, имела ряд неоспоримых достижений, таких как углубленное изучение отечественной и всеобщей истории, фундаментальность подхода к историческому образованию, когда за годы изучения истории в школе и вузе учащиеся и студенты получали значительные по объему сведения о прошлом. Да, тема «холодной войны» в учебниках имела четкую политическую окраску, а образ капиталистического лагеря рисовался исключительно с позиции врага.
В результате развития событий самого явления «холодной войны» в школьных и вузовских курсах отражались фундаментальные знания, накапливаемые исторической наукой в процессе, ученики и студенты знакомились с ее новыми достижениями, у них формировались современные основополагающие научные понятия.
Для совершенствования знаний о «холодной войне» в соответствии с тенденциями современного развития особое значение представляет советский опыт изучения и преподавания истории. Разумеется, речь не идет о механическом перенесении опыта рассматриваемого периода в практику сегодняшних дней: неузнаваемо изменились за последние годы средняя и высшая школа, учитель и ученик, преподаватель и студент, иными стали решаемые задачи. Однако можно и должно, критически оценив достижения и ошибки, взять рациональные элементы накопленного опыта, творчески применить их в современных условиях, использовать для решения сложных и ответственных задач преподавания рассматриваемой темы. Исторический опыт позволяет переосмыслить развитие взглядов на феномен «холодной войны» в свете её последующей истории, с учетом новых явлений.
Каждый новый перелом в политическом развитии нашей страны всегда сопровождается радикальным реформированием учебно-методических материалов. Вызвано это сменой ориентиров общего движения страны, изменением целей и задач общественного развития. История как базовая наука и как школьный предмет всегда отражает эти перемены.
К настоящему времени общество еще не сумело консолидироваться, выработать национальную доктрину (идеологию). Да, есть проект историко-культурного стандарта, по которому ориентируются многие педагоги, а на данный момент есть три линейки учебников, допущенных к использованию на уроках истории. Но ученые историки пока не могут предложить единые методологические подходы и концепцию по теме «холодной войны». Вместе с тем школа не может функционировать в ожидании выработки национальной доктрины, новой идеологии в сфере общественных наук. Поэтому с особой остротой встала задача выработки основных направлений, ориентиров развития школьного исторического образования.
Изучение такого источника, как школьные и вузовские учебники, включая рецензии и другие критические замечания на них, а также вспомогательную литературу, дали возможность выявить различные направления преподавания «холодной войны» в указанные годы, причины смены концепций построения учебной книги, а также способствовали пониманию тенденций дальнейшего развития учебников на пути их совершенствования.
Тема «холодной войны» ни есть суммированное в рамках одной дисциплины знание. Она затрагивает основы политологии, обществознания. Для создания качественного текста учебника, являющегося основой для изучения темы, оптимизации содержательной канвы изложения недостаточно. Он, сообразно с общими положениями педагогической науки, должен быть ориентирован на решение триединой образовательной задачи, включающей в себя компоненты обучения, воспитания и личностного развития. Именно этой функциональной нагруженности современной учебной исторической литературе и не достает.
Важнейшим фактором, стимулирующим развитие процесса в области образования и преподавания истории в школе, выступала политика государства, влиявшая на характер и задачи в подаче материала о послевоенном положении в международных отношениях СССР с Западом.
Их анализ позволил определить степень разработанности проблемы «холодной войны» в различные исторические периоды и выявить, что в них было общего, что отличало друг от друга, какие учебные книги имели «долгую жизнь» и почему, а некоторые не выдержали проверку временем.
В начале и середине XX века система исторического образования находилась в стадии реформирования. Государственная власть проводила монопольную политику в процессе становления системы образования, и осуществляла строжайший контроль в области воспитания подрастающего поколения на протяжении всего изучаемого нами периода.
Рецензирование учебников истории со стороны членов КПСС и издание «Краткого курса истории ВКП(б)» свидетельствовали о установлении идеологического контроля над системой исторического образования.
Особенность содержания темы «холодной войны» учебников этих лет выражалась в существенном сокращении сведений о событиях ранних периодов истории и расширение материала периодов, близких к современности, в том числе с усилением социально-политических аспектов курсов, вызванных необходимостью разоблачения буржуазных фальсификаторов истории.
Учебники 40-х - 50-х годов являлись только носителями исторического содержания, в них отсутствовали способы деятельности, поэтому следует их характеризовать как учебники информационного типа.
Однако, взгляд на место и роль учебника истории в процессе обучения значительно изменился с середины 50-х годов. Существенное влияние на этот процесс оказали работы ведущих ученых: Вернадского В.Н., Вагина A.A., Стражева А.И., Ефимова A.B., Карцова В.Г., Коровкина Ф.П. и др., разработавших узловые моменты методической проблемы построения школьных учебников истории. В учебниках был положен линейный принцип расположения исторического материала и описательная форма изложения материала.
В конце 50-х гг. идет сокращение материала учебников за счет освобождения его от второстепенных фактов, дат, имен и названий и т.п. Решаются и задачи воспитательного характера: показ ведущей роли партии и народных масс. Однако, проведенные меры не улучшили качество учебников. Они по-прежнему не создавали условий для практического применения знаний. В них отсутствовали документы, вопросы и задания к темам, иллюстрации. Основная часть учебников 50-х имела структуру вузовского учебника, что затруднило процесс обучения. Включение цитат классиков марксизма - ленинизма и частично фрагментов из художественной литературы несколько оживили учебник, но не способствовали его координальному изменению.
В связи с переходом к всеобщему восьмилетнему образованию ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О некоторых изменениях в преподавании истории в школах» (октябрь 1959 г.). В нем обращалось внимание на необходимость ознакомления школьников, заканчивающих восьмилетку, с историей нашей Родины вплоть до современности и основными сведениями из истории зарубежных стран. Таким образом тема «холодной войны» закрепилась законодательно в учебной литературе того времени. И до наших дней в в учебниках отражаются ближайшие события, что по сути своей, не является историей, а скорее ближе к политологии или обществознанию.
Интерес вызывает изучение опыта концентрического построения школьных курсов в условиях 11-летки начала 60-х годов, подвергшихся острой критике со всех сторон.
В историческом образовании были сделаны акценты на некоторое изменение содержания, на усиление связи преподавания с жизнью, на трудовое воспитание. Все это не могло не сказаться и на развитии темы «холодной войны» в учебниках по истории. К реализации поставленных задач приступили ученые историки и методисты (Дайри Н.Г, Запорожец Н.И., Кинкулькин А.Т., Минц И.И., Лейбенгруб П.С., Ефимов A.A., Лернер И.Я., Нечкина М.В. и др.), разработавшие основные требования к созданию учебников, указав на необходимость дальнейшего сокращения учебного материала, учета возрастных и познавательных способностей. Указывалось на то, что исторический материал должен отвечать принципам доступности и формировать исторические понятия у учащихся.
В 1960-е годы изменилось и методическое построение учебной книги: содержание делилось на разделы и параграфы; были внесены заключения к главам в конец всего изученного материала. Улучшению качества учебников 60-х способствовала и конкурсная система отбора. И был создан новый тип школьного учебника истории, который наряду с подачей материала о внешней политике СССР и его закреплением, обеспечивал развитие школьников, предлагал им самостоятельную работу с различными источниками, развивал их память и мышление с помощью вопросов и заданий в учебнике. Данные учебные пособия можно охарактеризовать как развивающий тип школьного учебника истории.
Необходимо упомянуть и о создании учебников по истории союзных республик. В рамках таких учебников освещались события «холодной войны», но в том же ключе, что и общесоюзные учебники истории: «Украинская ССР отстаивает мир. В такой сложной международной обстановке голос украинского народа слился с могучим голосом народов Союза ССР и всех народов в защиту мира.»
В результате большой исследовательской работы и обобщения передового опыта по внешней политике СССР, в 1980 году были усовершенствованы программы по новейшей истории, определяющие развивающие и воспитательные задачи исторического образования, основные идеи и понятия, межпредметные и межкурсовые связи, умения и навыки.
В период 70-х -1-й половины 80-х годов в историческом образовании продолжали развиваться прогрессивные тенденции, но их развитие было противоречивым, не до конца себя реализовавшими в силу влияния негативных факторов застойных лет. Дальнейшая разработка теории создания школьных учебников истории, продолжавшаяся в 70 - 80-е годы, отражала по - прежнему установки высших органов образования.
На первый план выдвигались следующие задачи:
Во-первых, необходимо было усилить идейно - теоретический потенциал, позволяющий повысить их роль в воспитывающем обучении, политехническую направленность в целях лучшей подготовки школьников к правильному выбору профессии и трудовой деятельности.
Во-вторых, добиться, чтобы они включали в необходимом объеме основы исторической науки, т.е. ее главные положения, которые логически связаны между собой и доступны для понимания учащихся соответствующего возраста, обеспечивали прочное усвоение основополагающих фактов, важнейших исторических законов и процессов, ведущих идей и закономерностей развития человеческого общества.
В-третьих, были освобождены от излишне усложненного, второстепенного материала, не имеющего принципиального значения для общего среднего образования, мешающего усвоению главных фактов, идей, выработке у учащихся умений самостоятельной творческой работы.
Основополагающие идеи по совершенствованию школьного учебника истории нашли свое отражение в трудах Донского Г.М., Зуева Д.Д., Зверева, И.Д, Лернера И.Я, Кревера Г.А., Беспалько В.П. и д.р. Выдвигались новые требования к учебным пособиям, способным активизировать учебный процесс по теме «холодная война». С этой целью рекомендовалось включать в их содержание отрывки из мемуарной и художественной литературы, более четко формировать вопросы для самостоятельной работы, усилить дедуктивный метод в обучении, включать исследовательские задания на применение полученных знаний.
Основное внимание уделялось формированию мышления на основе более глубокого усвоения теоретического материала. Следовательно, можно характеризовать учебно-методическую литературу по истории «холодной войны» 70-х-середины 80-х годов как теоретический тип учебника, где достаточно много было включено документального материала, способствующего развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученный материал. Обращалось внимание и на необходимость смены академического языка на более доступный и эмоциональный в текстах учебного материала. Необходимо также добавить, что учебная литература 70¬х -начала 80-х годов составлялась, в основном, «титулованными» учеными- академиками, выполняющими заказ свыше.
Анализ эволюции развития учебно-методической литературы по такому явлению как «холодная война» привело нас к пониманию необходимости дальнейшего исследования данной проблемы и выявления новых актуальных проблем. О чем свидетельствует широкая полемика ученых, педагогов и учителей по вопросам совершенствования исторических учебников, имеющих ряд недочетов и подвергающихся в настоящее время справедливой критике.
На современном этапе особенно важно научить школьников думать. История должна рассказать о постоянном движении идей, а не ориентировать на историю механически действующих законов.
При перестройке текста учебной литературы необходимо учесть, что в процессе становления человеческой личности огромную роль играет усвоение тех духовных ценностей, которые составляют культуру.
Говоря о функции материала учебного курса по «холодной войне», определяющего на наш взгляд, не только содержание обучения и методические приемы работы, но и общую тональность, настроение тех, кто пишет и тех, кто учится.
Совершенствовать обучение надо путем изменения содержания с необходимостью уделения большего внимания к эмоционально-ценностному и личностному аспектам изучения истории, рассуждению о поступках человека, результатах его деятельности. Необходимо формировать систему ценностей, нравственных норм, целостного мировоззрения, подготавливать молодежь к участию в политической, экономической и культурной жизни. То есть развивать такие интеллектуальные способности, как пытливость, критицизм, проявление собственного отношения к такому историческому явлению как «холодная война».
Следует придерживаться установки на вариативность форм обучения, создание альтернативных учебных пособий, желательно на конкурсной основе.
Новой системе образования соответствует учебная литература открытого типа, особенность которого состоит в проблемной подаче исторического материала. Такой образец должен стимулировать учащихся к сознательному, активному участию в процессе обучения. Используя материалы учебника, учащиеся должны видеть относительный характер и разнообразие оценок, толкований, их обусловленность различными первоисточниками. Представление о «холодной войне» различных, иногда противоположных оценок одного исторического явления должно составлять основу для поиска учащимися собственных суждений, что будет стимулировать его познавательную активность. В данном случае, важен отбор информации, его целесообразность, научность, на основе которого учащиеся смогут проводить сравнения и делать выводы. Кроме того, учебник должен иметь тщательно продуманную линию, структуру.
Здесь возможны два варианта:
1) изложение чередуется с текстами первоисточников, вопросами, задачами, т.е материалом для анализа;
2) параллельно с основным текстом во второй колонне приводятся перечисленные материалы для анализа, на которые в основном в тексте даются ссылки.
Кроме того, учебная литература должна иметь богатый иллюстративный материал, содержать как можно больше статистических данных, карт, сюжетных рисунков, включать дополнительный материал, список литературы и терминов.
Следовательно, можно наметить конкретные предложения, которые являются наиболее актуальными в области содержания параграфа о «холодной войне».
1. Пересмотр принципов отбора раскрываемых на уроках истории основных мировоззренческих идей и понятий в целях обогащения содержания учебного материала ценностями общечеловеческого характера. Рассмотрения истории конкретного общества как части мировой цивилизации.
2. Преодоление сложившегося стереотипа включения стереотипа в
историческое содержание человека как средство раскрытия исторических событий и явлений. Необходимо, чтобы человек в истории стал целью исторического познания. В данном случае целесообразно создание собирательных образов людей конкретно-исторических периодов
(представителей социальных групп, профессий, а так же галереи портретов исторических деятелей).
3. Важно включение в курсы истории элементов социальной психологии общества, присущей этапам «холодной войны», для изучения духовно-нравственного наследия предшествующих поколений.
4. При отборе исторических фактов и событий необходимо большее место отводить раскрытию мирной созидательной деятельности людей в различных ее сферах, в том числе и в духовно-нравственной.
5. В изучении вопросов культуры необходимо преодолеть формально-перечислительный подход. Раскрывать через достижение культуры и искусства мир человека, его интеллектуальную, эстетическую, эмоционально-чувственную сторону сознания, характерного для данной периода.
Итак, мы можем выделить приоритетные направления в области совершенствования современного учебного материала по послевоенной внешней политике СССР: обновление содержания, глубокая реализация воспитывающего потенциала истории, гуманизация содержания, усиление личностного аспекта содержания, разгрузка содержания, усиление истории народов страны в курсе отечественной истории, обновление методической системы обучения. Необходимо также отметить, что помимо текста в учебно-методической литературе существует еще и субъективный подход педагога к уроку. Он расставляет акценты, выбирает задания на дом и формирует контрольные вопросы по изученному материалу. Так, существует множество разработок урока по «холодной войне», один из них на основе своего видения проблематики темы, составлен нами (см. Приложение 1).
Вопрос о создании новых учебников остается самым актуальным в системе школьного образования (см. Приложение 2). Федеральный государственный общеобразовательный стандарт определяет лишь необходимый объем знаний, который ученик должен усвоить. Историко-культурный стандарт, включая проблемные вопросы, не принят, но большинство педагогов стараются придерживаться его, при освещении материала о «холодной войне».
В нашей стране в настоящий момент государственной идеологии нет, плюрализм определяется нормами конституции РФ и Всеобщей декларацией прав человека. Поэтому авторы учебников последних лет исходят из временных требований и своих научных позиций, а их труды носят авторский характер. В отличие от прежних лет в России реализуется стратегия вариативного образования, но идет тенденция к выстраиванию четких государственных программ и учебников, опираясь на политический курс страны.



1. Алексеев С.П., Карцов В.Г., История СССР Учебная книга для 4-
го класса [Электронный ресурс] 1961. - Режим доступа:
https://sheba.spb.ru/shkola/istoria-sssr4-1961.htm,свободный. - Загл. с экрана.
2. Базилевич К.В., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В. Учебник. — 11-е изд. — Институт истории Академии наук СССР. — М.: Учпедгиз, 1952. — 424 с.: ил.
3. Берхин И.Б., Ким М.П., Потёмкин П.И. Истроия СССР (1938—1978 гг.) для 10 класса [Электронный ресурс] 1980ю - Режим доступа: https://sheba.spb.ru/shkola/istoria-sssr- 1980.htm,свободный. - Загл. с экрана.
4. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998.
5. Боголюбов Л.Н., Израилович Е.А., Попов Н.В., Рахманова И.П.
Методическое пособие по новейшей истории [Электронный ресурс] / Библиотека учителя истории и обществоведения, 1978. - Режим доступа: https ://sheba. spb.ru/shkola/ metod-novist- 1978.htm,
свободный. - Загл. с экрана.
6. Ваисс М. Международные отношения после 1945 года. М., 2005.
7. Волобуев О.В. История России. XX век: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2001. - 352 с.: ил., 16 л. цв. вкл.
8. Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С. Рассказы по истории для 4
класса. Учебная книга. - М.: Просвещение, 1975. - 217 с.
9. Голубева Т.С. Геллерштейн Л.С. Рассказы по истории для 4
класса. Учебная книга - М.: Просвещение, 1969. - 202 с.
10. Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к
уроку истории [Электронный ресурс] 1987 - Режим доступа:
https://sheba.spb.ru/shkola/rabota-uchist- 1987.htm,свободный. - Загл. с экрана.
11. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы.
Познавательная активность учащихся и эффективность обучения [Электронный ресурс] 1966. - Режим доступа:
https://sheba.spb.ru/shkola/obuchenie-istorii- 1966.htm,свободный. - Загл. с экрана.
12. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век: Учеб. кн. Для 9 кл. общеобразоват. Учреждений. — М.: Просвещение, 1995.
— 366 с.: карт. — ISBN 5-09-006866-6
13. Долуцкий И.И. Отечественная история. XX век: Учеб. М.:
Мнемозина, 2002. - 263с.: ил.
14. Есаков В.Д. и др. История СССР: Учеб. для 10 кл. сред. шк. /В.Д. Есаков, Ю.С. Кукушкин, А.П. Ненароков; Под ред. Кукушкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 271 с.: ил.
15. Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории
[Электронный ресурс] 1955. - Режим доступа:
https://sheba.spb.ru/shkola/ocherki-metodiki- 1955.htm,свободный. - Загл. с экрана.
16. История России. ХХ - начало XXI в. Учебник для 11 класс Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. 5-е изд.
- М.: 2007. — 480 с.
17. История СССР: Учеб. для 11 кл. сред. шк. / В.П. Островский, В.И. Старцев, Б.А. Старков, Г.М. Смирнов. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
18. История СССР: учеб. для 9 кл. сред. шк./ Ю.И. Кораблев [и др.] под ред. Ю.С. Кукушкина .- Изд. 2-е.- Москва : Просвещение , 1988 .¬334, [1] с., [4] л. карт. : ил. ; 23 см .- 1765000 экз.
19. Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.
20. Коровкин Ф.П. Методика опроса по истории В VIII-X классах средней школы [Электронный ресурс] 1953. - Режим доступа: https://sheba.spb.ru/shkola/metodika-oprosa-1953.htm, свободный. - Загл. с экрана.
21. Кредер А.А. Новейшая история. Экспериментальный учебник. Ч.2. М.: Интерпракс, 1994, 224 с.
22. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика Учебно-методическое пособие СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011. - 108 с.
23. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Россия в XX веке: Учеб. для
10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - 4-е изд. - М.:
Просвещение, 2000. - 368 с.: ил, карт.
24. Левандовский А.А., Ю.А.Щетинов, С.В.Мироненко. История
России XX- начала XXI века: учебник для 11 класса
общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Серия МГУ- школе.- М.: «Просвещение», 2008.
25. Левин С.Е. Работа учителя и учащихся на уроках истории
[Электронный ресурс] 1957. - Режим доступа:
https://sheba.spb.ru/shkola/rabota-istorii- 1957.htm,свободный. - Загл. с экрана.
26. Новейшая история (1938- 1984гг). Учебное пособие для 10 кл. сред. шк./В.К. Фураев. - М.: Просвещение, 1985. - 283 с.
27. Новейшая история (1939 - 1978 гг). Учебное пособие для 10 класса средней школы. [Электронный ресурс] / под редакцией профессора Фураева В.К. Издательство просвещение 1979 г. 272 стр. - Режим доступа: http://fremus.narod.ru/index-book.html, свободный. - Загл. с экрана.
28. Новейшая история Отечества: ХХ век: В 2 тт. Ред. Киселев А.Ф., Щагин Э.М. Изд. 2-е, испр., доп. - М.: Владос, 2002. - Т.2. С. 278.
29. Новейшая история стран Европы и Америки / Под ред. А.М. Родригеса. М., 2001.
30. Новейшая история, 1989 - 1990: Материалы к учеб. для 11 кл. сред. шк./Г.Р. Левин, Е.И. Попова,С.М. Стецкевич, В.К. Фураев; Под ред. В.К. Фураева. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
31. Отечественная история XX век, под ред. проф. А.В. Ушакова М.: Агар, 1996.
32. Отечественная история. XX - начало XXI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений, А.О.Чубарьян, А.А.Данилов, Е.И.Пивовар и др.; под ред. А.О.Чубарьяна. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2007.
33. Практикум по методике преподавания истории в школе [Электронный ресурс] / под ред. Короткова М.В., Студеникин М.Т., 2000. Режим доступа:http://nashol.com/2015011481797/praktikum-po-metodike-prepodavaniya-istorii-v-shkole-korotkova-m-v-studenikin-m-t-2000.html,свободный. - Загл. с экрана.
34. Протопопов А.С., Козьменко В.М., Елманова Н.С. История международных отношений и внешней политики Росии (1648 - 2005). М., 2006.
35. Рыбаков Б.А. История СССР. Учебник для 7 класса средней школы. - М.: Просвещение, 1985.
36. Современные международные отношения /Под ред. А.В. Торкунова. М., 1999 (2000, 2001, 2002).
37. Степанищев А.Т. История России: преподавание в школе: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2001. - 557 с.
38. Учебник истории 11 класс, Левандовский 2013 год [Электронный
ресурс] 2013. - Режим доступа:
http://www.docme.ru/doc/578194/istoriya-rossii.-xx—nachalo-xxi-veka.-a.a.levandovskij-i-,свободный. - Загл. с экрана.
39. Фукуяма Ф. Конец истории: // США: экономика, политика, идеология. 1990.
40. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №1
41. Шестаков Л. В. История СССР. Краткий курс. Учебник для 4 -го
класса [Электронный ресурс] 1955. - Режим доступа:
http://www.rulit.me/books/istoriya-sssr-kratkij-kurc-read-196360-
1. html#section 1, свободный. - Загл. с экрана.
Нормативно-правовые акты
1. Закон СССР от 24.12.1958 "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР" // СПС КонсультантПлюс
2. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 14.05.1965 N 391 "Об изменении порядка преподавания истории в школах"// СПС КонсультантПлюс
3. Закон СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" // СПС КонсультантПлюс
4. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) "Об образовании"// СПС КонсультантПлюс
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция от 29.07.2017) // СПС КонсультантПлюс.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // СПС КонсультантПлюс.
7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 "Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // СПС КонсультантПлюс
8. Приказ Минобрнауки России от 17.03.2015 N 253 "О проведении научной историко-культурной экспертизы учебников истории России" // СПС КонсультантПлюс
9. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС КонсультантПлюс
10. Приказ Минобрнауки России от 18.07.2016 N 870 (ред. от 29.05.2017) "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2016 N 43111) // СПС КонсультантПлюс
11. <Письмо> Минобрнауки России от 20.02.2017 N 06-156 "О
методических рекомендациях" (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации федеральных государственных
образовательных стандартов»)
Литература
1. Александров В.А., Пядышев Б.Д. Диалог Москва - Вашингтон и Европа (СССР - США: перспективы сотрудничества). М., 1974.
2. Американская историография внешней политики США 1945 -1970 / под ред. Г.Н. Севостьянова. М., 1972.
3. Багдасарян В.Э. О роли исторической науки в противостоянии
идеологий. [Электронный ресурс] Режим доступа:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/o-roli-istoricheskoy-nauki-v-protivostoyanii-ideologiy,свободный. - Загл. с экрана.
4. Багдасарян В.Э., Абдулаев Э.Н., Клычников В.М., Ларионов А.Э., Морозов А.Ю., Орлов И.Б., Строганова С.М. Школьный учебник
истории и государственная политика. М.: Научный эксперт, 2009.
— 376 с.
5. Барсенков А. С. Советская историческая наука в послевоенные годы. 1945-1955 — М.: Изд-во Московского университета, 1988. — 142 с.
6. Болдов О.Н., Иванов В.Н., Суворов А.В., Широкова Т.К. Динамика
и структура сферы образования в России в 90-е годы. [Электронный ресурс] 2002. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-i-struktura-sfery-obrazovaniya-v-rossii-v-90-e-gody,свободный. - Загл. с экрана.
7. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе.М.,1968.
8. Вагин А.А., Сперанская Н.В. Основные вопросы преподавания истории в старших классах. М.,1959.
9. Висков С.И. Советско-американские отношения после второй мировой войны (1945-1949): автореф. дисс. на соискание учен, степени докт. ист. наук. М., 1969.
10. Воспитание и обучение истории в школе и вузе: исторический опыт, современное состояние и перспективы развития Ежегодник. XX всероссийские историко-педагогические чтения Часть III Екатеринбург 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ihist.uran.ru/documents/ch3.PDF,свободный. - Загл. с экрана.
11. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в России в
начале XXI века: основные тенденции и проблемы. [Электронный ресурс] / журнал История №6/ 2010. - Режим доступа:
http://his. 1september.ru/article.php?id=201000606, свободный. - Загл. с экрана.
12. Галкин И. С. Важная веха в развитии исторической науки и исторического образования в СССР // Новая и новейшая история.
— 1984. - №1. — С. 20-31.
13. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней
школе [Электронный ресурс] 1988. - Режим доступа:
https://sheba.spb.ru/shkola/povysh-efist- 1988.htm,свободный. - Загл. с экрана.
14. Городецкий Е. Н„ Махнова Г. П. Историческое образование в высшей школе // Очерки истории исторической науки в СССР.- М.: Наука, 1985. - Т. 5. - С. 78-90.
15. Дайри Н.Г. Подготовка к экзаменам по истории в 9-10 классах
[Электронный ресурс] - Учпедгиз, 1953. Режим доступа: https:// sheba. spb.ru/shkola/istoria-ekzamen- 1953.htm, свободный. -
Заглавие с экрана.
16. Дробижев В.З. Введение в изучение истории советского общества
[Электронный ресурс] 1983. - Режим доступа:
https:// sheba. spb.ru/shkola/sov-obschestvo- 1983.htm, свободный. -
Заглавие с экрана.
17. За повышение эффективности уроков истории и обществоведения в
средней школе. Изд.: Педагогические чтения [Электронный ресурс] 1964. - Режим доступа:https://sheba.spb.ru/shkola/zaefekt-istorii-
1964.htm,свободный. - Загл. с экрана.
18. Историю - в школу: создание первых советских учебников : [сб. ст.]. - Москва : Архив Президента РФ, 2008. - 304 с. : ил. - (Вестник Архива Президента Российской Федерации / шеф-ред. Сергей Кудряшов) . - На обл. загл. не указано.
19. История внешней политики СССР 1917-1980. В двух томах. Под редакцией А.А.Громыко, Б.Н.Пономарева М.: Наука, 1980 / 1981, 757 с. Т.2
20. Кокошин A.A. В поисках выхода. Военно-политические аспекты международной безопасности. М., 1989.
21. Кунина А.Е. Идеологические основы внешней политики США. М., 1973.
22. Лейбенгруб П.С. Изучение элементарного курса истории СССР в VII классе (по материалам опытного преподавания) [Электронный ресурс] 1962. - Режим доступа:https://sheba.spb.ru/shkola/istoria-sssr-1962.htm,свободный. - Загл. с экрана.
23. Лось Ф.Е., Спицкий В.Е. История Украинской ССР. Пособие для
9—10 классов средней школы [Электронный ресурс] 1972. - Режим доступа: https:// sheba. spb.ru/shkola/ istoria-ukrov-1972.htm,
свободный. - Загл. с экрана.
24. Маленков, В. Историческое образование и российское государство / В. Маленков // История. - 1998. - № 33.
25. Международные отношения после второй мировой войны. В 3-х т. Т. 2. (1950-1955 гг.) Т. 3. (1956-1964) / гл. ред. H.H. Иноземцев; ред. А.Г. Милейковский. М.: Политиздат, 1965.
26. Мясникова О. Н. Основные принципы школьного исторического образования в СССР в доперестроечный период. Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2007. № 7 (7): в 2-х ч. Ч. I.
27. Нечкина Л/. В., Городецкий Е. Н. Историографические
исследования в СССР // Развитие советской исторической науки - 1970-1974. - М.: Наука, 1975,- С. 180-193.
28. Нечкина М. В., Поляков Ю. А., Черепнин Л. В. О пройденном пути // Советская историческая наука от XX к XXII съезду КПСС. - М.: изд-во АН СССР, 1962. - С. 5 - 36.
29. О работе исторических факультетов государственных университетов // Вопросы истории. — 1959.— №7.— С. 185 -201; №10. -С. 192-200; №11.-С. 185-194; №12.-С. 185-192.
30.Огоновская И. С. Школьный учебник отечественной истории. Учебные издания как исторический источник / И. С. Огоновская // Документ. Архив. История. Современность. — Вып. 12. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2011. — С. 264-286.
31.Ожиганова А., Кузнечевский В., Филянова В. История войны в учебниках Советского Союза [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.world-war.ru/istoriya-vojny-v-uchebnikax-
sovetskogo-soyuza/,свободный. Загл. с экрана.
32. Окладников А. П., Алексеев В. В. Сибирь // Развитие советской исторической науки - 1970-1974. - М.: наука, 1975.-С. 444-452.
33. Очерки истории исторической науки в СССР: В 5 т. - М.: Наука, 1955- 1985.
34. Пестерев Е.В. Проблемы преподавания истории в контексте
внедрения концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в образовательном процессе.
[Электронный ресурс] Екатеринбург. - Режим доступа: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1454/20.pdf,свободный. - Загл. с экрана.
35. Преподавание истории и обществоведения в вечерней (сменной)
школе. Сост. Тонконогий И.Я. [Электронный ресурс] 1983. -
Режим доступа: https://sheba. spb .ru/shkola/ istor-obsestvoved-
1983.htm,свободный. - Загл. с экрана.
36. Протопопов А.С. История международных отношений и внешней политики России (1648-2005): Учебник для студентов вузов, - 2-е изд., ИСПр. и дон. - М.: Аспект Пресс. - 399 с.. 2006.
37. Ручкин Б.А. Новый учебник истории: ориентир государственной
идеологии [Электронный ресурс] 2014. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/novyy-uchebnik-istorii-orientir-gosudarstvennoy-ideologii,свободный. - Загл. с экрана.
38. Сахаров А. М. Историческое образование // Педагогическая энциклопедия. - М., 1965. - Т. 2. - С. 300-302; Большая Советская энциклопедия. - М., 1972. - Т. 10. - С. 574.
39. Сахаров А.М. Историческая наука в высшей школе и задачи изучения отечественной истории // Вести. Моск. ун-та, Сер. 7. История. - 1969,- №6.- С. 3-15.
40. Сахаров А.Н. Новейшая история России. Глава 10. [Электронный
ресурс] 2014. - Режим доступа:
http ://bagadun.ru/publ/obuchenie/istorija/novejshaja istorij a rossii a n
_sakharov_uchebnik_2014_ glava 10 1 nachalo kholodnoj vojny/24-1-0-520,свободный. - Загл. с экрана.
41. Соколов А.К., Тяжельникова B.C. Курс советской истории. 1941¬1991: учеб. пособ. /под ред. А.К. Соколова. М., 1999.
42. Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. «Год российской истории» как фактор актуализации содержания исторического образования,
подготовки и повышения квалификации преподавателей истории. [Электронный ресурс] 2011. - Режим доступа:
https:// socionet.ru/d/ spz: cyberleninka:31258:140227 86/http ://cyberleninka.ru/article/n/god-rossiyskoy-istorii-kak-faktor-aktualizatsii-soderzhaniya-istoricheskogo-obrazovaniya-podgotovki-i-povysheniya-kvalifikatsii,свободный. - Загл. с экрана.
43. Терехов А.Н. Система исторического образования в России:
Специфика эволюции в XX в. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. [Электронный ресурс] 2009 / 1 (17). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-istoricheskogo-obrazovaniya-v-rossii-spetsifika-evolyutsii-v-xx-v,свободный. - Загл. с экрана.
44. Тимошина С.А. Проблемы войны и мира на страницах советских газет в период начала «холодной войны» (1946-1953 гг.) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион №4(32). 2014.
45. Титова Ю. Российская история глазами школьника. Анализ
учебников 1960—1990-х гг. [Электронный ресурс] // История. № 27/2001. - Режим доступа:
http://pozdnyakova.ucoz.ru/MPI/sem7/titova.ju rossijskaja istorija glazami shkolnika.pdf,свободный. - Загл. с экрана.
46. Уткин А.И. Мировая «холодная война». М., 2005
47. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. - М.: Высшая школа, 1992. - 351 с.
48. Яковлев H.H. Новейшая история США, 1917-1960. М., 1961
Периодические издания
1. Вопросы истории. Журнал [Электронный ресурс] : офиц. сайт.
http:// online. eastview. com/projects/voprosy_istorii/ru/ (дата обращения
17.05.2017).
2. Исторический архив. Журнал [Электронный ресурс] : офиц. сайт. http://www.rosspen.su/ru/archive/(дата обращения 11.04.2017).
3. История. Журнал [Электронный ресурс] : офиц. сайт.
http://his.1september.ru/(дата обращения 02.06.2017).
4. Источник. Журнал [Электронный ресурс] : офиц. сайт.
http ://viro. edu.ru/ istochnik/index.php/home/arkhiv (дата обращения
11.04.2017).
5. Международная жизнь. Журнал [Электронный ресурс] : офиц. сайт. https://interaffairs.ru/(дата обращения 17.05.2017).
6. На путях к новой школе. Журнал [Электронный ресурс] : офиц. сайт. http://contest.schoolnano.ru/about/(дата обращения 05.07.2017).
7. Народное образование. Журнал. [Электронный ресурс] : офиц. сайт. http://narodnoe.org/journals/narodnoe-obrazovanie(дата обращения 05.10.2017)
8. Новая и новейшая история. Журнал [Электронный ресурс] : офиц. сайт. http://modern-current-history.igh.ru/(дата обращения 02.09.2017).
9. Педагогика. (с 1937 по 1991 годы — Советская педагогика) [Электронный ресурс] : офиц. сайт.http://pedagogika-rao.ru/(дата обращения 10.04.2017).
10. Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал [Электронный ресурс] : офиц. сайт. http://pish.ru/(дата обращения 01.06.2017).
11. Профессиональный журнал Книжное Дело Специальное приложение
«Учебники» [Электронный ресурс] : офиц. сайт.
http://www.knigdelo.ru/pdf/kd textbooks-2007.pdf(дата обращения 03.04.2017).
12. Учительская газета [Электронный ресурс] : офиц. сайт.
http://www.ug.ru/news/(дата обращения 11.06.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ