ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 11
1.1. Стратегическое управление и его особенности 11
1.2. Тенденции XXI века в управлении образовательными организациями 16
1.3. Особенности стратегического управления в системе образования 20
Вывод по главе 1 28
ГЛАВА 2. КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 29
2.1. Разработка и реализация стратегии 29
2.2. Стратегический маркетинг образовательных услуг 32
2.3. Концептуально-методологические основы определения стратегии и
механизмов оптимизации управления модернизацией образования 35
Вывод по главе 2 54
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 55
3.1. Анализ качества на рынке образовательных услуг 55
3.2. Анализ структуры системы образования и ее особенности 61
3.3. Стратегическое преобразование механизма взаимодействия разно
уровневых организаций и ожидаемый эффект 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Одной из самых актуальных проблем менеджмента образования в текущее время является разработка, а также внедрение в практику механизмов ускорения процесса его модернизации. В данный момент можно наблюдать на практике, что важнейшие задачи данного процесса решаются не такими быстрыми темпами как этого требует ситуация. Для ускорения процесса необходимо обосновать и внедрить специальный комплексный механизм, который сможет обеспечивать согласование многообразных интересов, ценностей и установок основываясь на которых персонал адекватно воспринимает все управленческие решения и воплощают их в своей повседневной деятельности.
Огромную роль играет создание условий, которые направлены на мотивацию к достижению максимально возможных результирующих показателей в решении важнейших задач направленных на модернизацию, направленные на стимулирование качественного труда и эффективное хозяйствование. Необходима оптимизация непосредственно управленческого процесса, его рационализация путем внедрения новых механизмов управления организацией и целевой поддержки наиболее значимых направлений деятельности, которые способны обеспечить планируемые в пределах модернизации результаты и эффекты.
На ряду с этим немаловажно использовать технологий, позволяющие не только снижать затраты, но и эффективно использовать имеющиеся ресурсы для того чтобы процесс модернизации образовательной системы протекал более быстрыми темпами. Масштабные реформы образования в странах Европы, Азии и США, происходившие в последние пять десятилетий, привели к социально-экономическим и социокультурным изменениям и являются безусловно фактором развития цивилизованного общества.
Эти изменения привели к пересмотру отношений и форм собственности, являясь важным фактором в формировании внутренних источников, а также стимулов развития образования, в определении его действенности и направленности (Балыхин Г.А. 2003; Гелбрейт Дж., 1969; Марцинкевич Л.М., 2001). Рыночные методы саморегулирования экономики и присущие им процессы ценообразования, конкуренции, свободы принятия решений действующими субъектами экономических процессов, развития рыночной инфраструктуры и банковской системы подразумевает изменение экономических механизмов в социальной сфере, в том числе в образовании.
Следствием этих процессов явилась долгосрочная Концепция и Стратегия развития системы образования в РФ, базирующаяся на совершенно новых принципах и механизмах взаимодействия между компонентами социальной и экономической эффективности (Пугачева Е.С., 1998). Кроме этого очевидными становятся ощущаемые побочные эффекты, которые несет с собой рыночное регулирование деятельности в образовательной сфере. Опыт Латвии, Литвы и других стран Балтии показывает что, рыночное регулирование сферы образования способно в достаточно короткие сроки привести к социальному расслоению общества, усилению социальной напряженности и потерям человеческого капитала (Симаева И.Н., Короткевич М.И., 2010). Интерес к реформированию образования и отсутствие удовлетворенности результатами является распространенным явлением как в России, так и в других странах.
Именно в связи с этим в фундамент стратегического развития образования в России заложен принцип соблюдения социального равенства и социальной справедливости в отношении доступности и качества образования. От менеджмента в сфере образования ожидается достижение баланса между интересами и желаниями обучающихся и иных субъектов образовательного процесса с одной стороны, и обеспечением социальной и экономической отдачи с другой. Не смотря на это перечисленные процессы не являются взаимоисключающими. Попытки противопоставить социальные цели и требования экономической эффективности являются несостоятельными в связи с тем, что современные правовые и социально-экономические условия предоставляют возможность разрабатывать механизмы управления для повышения качества образования каждой ступени и уровня на фоне процессов оптимизации цены и качества образовательной услуги.
На данный момент выпущено достаточно много документов, направленных на регламентацию стратегического развития системы образования на федеральном и региональном уровне. В это же самое время управление отдельными образовательными учреждениями, в частности общеобразовательными организациями, как правило, осуществляется тактически. Руководители образовательных организаций часто инициируют попытки ориентировать процесс образования под требования и цели педагогического коллектива либо к сиюминутным заинтересовоностям местного социального окружения и как правило не опираются на образовательные потребности и возможности ключевых субъектов образовательного процесса — самих учащихся, а также приоритетных проектов социально-экономического развития области (региона), в котором именно этим выпускникам образовательных организаций предстоит трудится и жить.
В своих трудах, зарубежные, так же и отечественные ученые говорят о стратегическом подходе как о наиболее адекватном для управления развитием системы образования в частности и социальных систем в общем (Балыхин Г.А., Гелбрейт Дж., Гершунский Б.С., Лазарев В.С., Конаржевский Ю.А., Симаева И.Н., Третьяков П.И., Шамова Т.И., Шерри Н.С.). Яркими примерами преимуществ стратегического планирования и управления, выступают расширение возможностей в ситуациях неблагоприятных и при ограниченном количестве ресурсов, отличные перспективы для появления инноваций, упреждающие действия на основе прогнозирования различных перемен в социальной, культурной, экономической и демографической сфере характер. На сегодняшний день есть менеджеры образовательных организаций, которые сумели эффективно применять новейшие социально-экономические механизмы с целью повышения качества образовательных услуг, диверсификации их содержания, а также сочетать это с улучшением экономической эффективности работы образовательной организации. Однако, стратегические цели и задачи, появляющиеся в образовательных организациях, не являются универсальными и нуждаются в разработке в каждом отдельном случае. Образовательную организацию в контексте этого нужно рассматривать как особый элемент системы образования, а уже его развитие, как особый процесс системных преобразований к тому же стратегического характера, нацеленный на непосредственное выполнение миссии образовательной организации в определенном социуме, а так же условиях уникальной образовательной ситуации.
Актуальность проблемы складывается из принципов функционирования системы образования и ее стратегических планов в обеспечении доступности образования и индивидуального подхода к развитию учащихся с ориентацией на индивидуальные особенности, в соответствии с запросами и интересами учащихся, родителей и законных представителей.
В связи с реализацией приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11) появилась уникальная возможность выстроить управляемую систему партнерских отношений между образовательными организациями различных уровней. Данная система построенная на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций способна решить ряд актуальных задач стоящих перед образовательными организациями, таких как:
1) сформировать рынок дополнительного образования;
2) обеспечить доступность дополнительного образования;
3) разгрузить основную образовательную программу;
4) позволит совершенствовать методики отдельных курсов дополнительного образования;
5) позволит улучшить планирование и прогнозирование деятельности образовательных организаций;
6) обеспечить возможность применения инструментов маркетинга для реализации планов образовательных организаций по реализации образовательных услуг.
Предметом исследования является сетевое взаимодействие разноуровневых образовательных организаций в области дополнительного образования в качестве партнеров на стратегическом уровне.
Объектом исследования является образовательная организация как структурный элемент сетевого взаимодействия.
Цель, задачи, гипотеза, проблема.
Целью работы является разработка механизма взаимодействия образовательной организаций со стратегическими партнерами в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».
Задачи исследования:
1. Изучить особенности стратегического управления в принципе и образовательных организаций в частности;
2. Выделить современные тенденции в управлении образовательными организациями;
3. Изучить механизм разработки и реализации стратегий;
4. Определить возможность применения элементов стратегического маркетинга к образовательным услугам;
5. Проанализировать текущею ситуацию на рынке образовательных услуг;
6. Проанализировать структуру системы образования и ее возможности;
7. На основе изученных вопросов разработать предложение по оптимизации стратегии развития образовательной организации в области дополнительного;
В качестве гипотезы было взято предположение о том, что стратегия применения сетевого взаимодействия в области дополнительного образования между разноуровневыми образовательными организациями может способствовать комплексному развитию системы образования.
Для успешной жизнедеятельности любой системы необходимо чтобы все структурные элементы имели примерно одинаковый уровень развития. В настоящее время мы можем наблюдать в системе образования четыре структурных элемента, а именно общее образование, профессиональное образование, профессиональное обучение и дополнительное образование. Из всех перечисленных наименее развит сегмент дополнительного образования. Реализация дополнительного образования ложится на плечи каждой образовательной организации, что несет с собой ряд трудностей таких, как финансовых, организационных, методических. В связи с этим в образовательных организациях есть следующие проблемы:
1. Система распределения в образовательные организации не позволяет использовать возможности профильного и углубленного изучения предметов всем желающим.
2. Отсутствует элемент системности образовательных курсов дополнительного образования.
3. В связи с особенностями реализации дополнительного образования в образовательных организациях не возможно использование маркетинговых методов продвижения.
4. Отсутствует преемственность программ дополнительного образования на разных уровнях.
Однако следует отметить, что в образовательных организациях присутствуют структурные элементы в виде отделов дополнительного образования, специалисты по дополнительному образованию, специалисты по науке. Также существуют соответствующие положения, внутренние акты и приказы относящиеся к организации и разработке курсов дополнительного образования.
В рамках проделанной работы проанализированы документы различного уровня регулирующие деятельность образовательных организаций и методы их взаимодействия. Проведен сравнительный анализ эффективности образовательных организаций по методике многоуровневой системе оценки качества образования (МСОКО) реализующих образовательную программу основного общего образования.
На защиту выносятся положения:
1. Вынесении программ углубленного и профильного обучения за пределы основного общего образования для обеспечения одинаковых условий развития обучающихся в различных образовательных организациях.
2. Организации сетевого взаимодействия разноуровневых образовательных организаций для обеспечения развития дополнительного углубленного и профильного образования соответствующего стратегическим целям развития образования, а так же профориентации учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в возможности реализации федерального приоритетного проекта в рамках образовательной организации, с возможностью масштабирования полученного опыта на уровень района и города. Результаты исследования планируется внедрить в образовательной организации МАОО СОШ №92.
Новизна исследования выражена в идее разделения программ основного общего образования от программ дополнительного углубленного и профильного обучения, что коррелируется с позицией министра образования в отношении определения единого учебника и единой программы основного общего образования.
Противоречия:
1. Между желаемым и реальным уровнем компетенций выпускников.
2. Загруженностью преподавателей и необходимостью развивать дополнительное образование.
3. Наличием школ с углубленным изучением отдельных предметов, с профильными классами и территориальным распределением мест в них. В первой главе нашего исследования освещены теоретические основы стратегического управления образовательными организациями. Определены его концептуальные особенности и отличия от ситуационного управления. Проанализирована периодическая литература для выявления тенденций двадцать первого века в управлении образовательными организациями. Выявлены особенности стратегического управления в системе образования. Это позволило выделить ключевые аспекты и структуру последующих рассуждений. А также сформировать общее виденье проблемы исследования.
Во второй главе детально рассмотрены ключевые аспекты стратегического управления в образовательных организациях. Освещен процесс разработки и реализации стратеги в образовательной организации. Обобщен опыт и требования к стратегическому маркетингу образовательных услуг. Показана актуальность использования маркетинговых концепций в разработке стратегий образовательных организаций. Освещены концептуально методологические основы определения стратегии и механизмов оптимизации управления модернизацией образования. Рассмотрен опыт предыдущих этапов оптимизации в сфере образования.
В третьей главе описан механизм стратегической оптимизации образовательной организации. Для этого проведен анализ текущей ситуации на рынке образовательных услуг. Проанализирована действующая структура системы образования и ее особенности. Представлены предложения по стратегическому преобразованию механизма взаимодействия разноуровневых организаций на основе сетевого взаимодействия и описан ожидаемый эффект от реализации.
Результаты исследования докладывались и обсуждались на международных научно практических конференциях «Молодежь в двадцать первом веке» в феврале 2016году и «Проблемы внедрения результатов инновационной деятельности» в сентябре 2017 году.
В нашей работе освещены теоретические основы стратегического управления образовательной организацией. Обоснована необходимость применения его в практике управления образовательными организациями. Основной мыслью которую мы хотели донести является необходимость ориентации на тенденции в образовании для того, чтобы образовательная организация могла избегать кризисных ситуаций, идти в ногу со временем, совершенствоваться в форме и содержании.
Выделены ключевые аспекты стратегического управления влияющие на разработку, внедрение и реализацию стратегии в образовательной организации. Освещены возможности использования стратегического маркетинга образовательных услуг, а также проанализирован опыт оптимизационных процессов в образовании предыдущих лет выделены концептуально-методологические основы определения стратегии и механизмов оптимизации.
Проведен анализ ситуации на рынке образовательных услуг, а именно вопросы качества этих услуг, их приемственность на различных ступенях образования, доступность дополнительных образовательных услуг, препятствия связаные с получением дополнительных образовательных услуг. Проанализирована структура системы образования и ее особенности.
Опираясь на это описано стратегическое преобразование механизма взаимодействия разноуровневых образовательных организаций на основе сетевого взаимодействия для обеспечения доступности образовательных программ различного уровня, учитывая запросы участников образовательного процесса. Обоснована необходимость отделения углубленного обучения и профильного обучения реализуемого образовательными организациями направленными на реализацию основной общеобразовательной программы, от основной общеобразовательной программы и вынесение ее в область дополнительного образования для обеспечения социального равенства в получении качественного основного общего образования.
Результаты коррелируются с федеральными целевыми программами Российской Федерации, позицией министра образования российской федерации, деятельностью министерства по развитию системы образования, принципами стратегического развития образования в России.
Предлагается внедрить данный механизм в тестовой группе образовательных организаций с ниже приведенным перечнем мероприятий для дальнейшего расчета экономического эффекта от нововведения.
Предлагаем организовать проведение следующих мероприятий:
1. Создать группу разработки курса дополнительного образования на базе образовательной организации реализующей программы профессионального обучения.
2. Создать план продвижения образовательной услуги.
3. Провести апробацию курса дополнительного образования на базе организации реализующей программу основного общего образования.
4. Произвести коррекцию курса дополнительного образования.
5. Разработать систему отчетности и периодического контроля реализации курса дополнительного образования.
6. Организовать обучение учителей технологии организации и реализации курса дополнительного образования, на базе образовательной организации реализующей программы профессионального обучения.
7. Организовать мероприятия по обмену опытом и совершенствования курса дополнительного образования.
8. Организовать мероприятия по представлению достижений обучающихся по курсу дополнительного образования.
Привлечь к разработке следующих сотрудников: специалистов по дополнительному образованию, специалистов по науке, преподавателей профильных дисциплин, учителей предметников.
1. Акутина А. Формирование стратегии поведения вуза на рынке образовательных услуг / А. Акутина, Г. Горемыкина, И. Мастяева // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2015. - № 1. - С. 233-239.
2. Аликперов И.М. Бизнес-коммуникации в образовательных организациях России: состояние и тенденции: Монография/ И.М. Аликперов, В. Стриелковски.- Прага: Карлов Университет, 2014. - 164 с.
3. Аликперов И.М. Названия образовательных организаций как маркетинговый инструмент в рыночных условиях: состояние и возможности // Педагогическое образование — 2015 № 11 С. 125—131.
4. Аликперов И.М. Условия успешного развития дополнительного бизнес- образования в университетах. Статья / Образование взрослых в современном образовательном процессе [Текст]: еб. науч. ст./ Урал. гос. пед. ун-т, под. науч. ред. С.Фоменко, Ек-г, Урал. гос. пед. ун-т, 2013, С. 75-79
5. Аниськина Н. Н. Качество ДПО — центральная проблема реформыпрофессионального образования // Инновации. — 2013. — № 4 (174)
6. Аниськина Н.Н. Формирование системы непрерывного образования в современной России / Дополнительное профессиональное образование в страние и в мире — 2013 № 1(1) С. 4-9.
7. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика. 1989, С.91.
8. Багиев Г.Л., Серова Е.Г. К вопросу применения гибридного моделирования в системных исследованиях маркетингового пространства // Маркетинг взаимодействия и экономика предпринимательства. Ученые записки диссертационного совета 212.354.16.- СПб: Центр научно¬информационных технологий «Астерион», 2015, С. 235.
9. Балабанов В. Бизнес-образование и развитие экономического потенциала России/Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. -М.: Экономика, 2003. -С. 361-365.
10. Балова В. И. Теоретические основы разработки стратегии регионального развития образовательных учреждений // Вестник НГИЭИ. 2012. №11. С.3-17
11. Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003, С.153.
12. Беляева Т. Концепция стратегических ориентаций фирмы / Т. Беляева, Г. Широкова//Проблемы теории и практики управления. -2015. -№ 10. -С. 31-36.
13. Биктуганов Ю.И., Игошев Б.М. Формирование мобильности педагогов - перспективное направление деятельности Уральского государственного педагогического университета // Инновационные технологии в обучении. - 2013 № 3 С. 6—8.
14. Биктуганов, Ю. И. Влияние дополнительного образования на профессиональную мобильность педагогов / Ю. И. Биктуганов, А. А. Симонова // Профессиональное образование. Столица. — 2013. - № 9. - С. 15-18 .
15. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Развитие среднего профессионального
образования: сценарий и прогнозы//Профессиональное
образование -№3 -2015, С.4 -10
16. Бочко В.С. Теоретико-методологические основы интегративного стратегического развития территорий: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Екатеринбург, 2010. - 40 с.
17. Брезе Ю.В. Исследование предложения и специфики продвижения организаций на рынке дополнительного профессионального образования // Вестник АГТУ Серия: Экономика. — 2012.— №1. —С.152-157.
18. Буйлова, Л. Н. Методологические подходы к исследованию стратегического управления качеством дополнительного образования детей//Педагогическая наука сегодня/ Л. Н. Буйлова. - Самара: СФ СПбГУП; Инсома-Пресс, 2011. - С.3 - 12.
19. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. - 400 с.¬
29541. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Моделирование систем. М.: Высшая школа, 1998.-319 с.
20. Веберова И.И. Исследование рынка потребителей как основа
позиционирования и продвижения программы дополнительного профессионального образования // Доклады ТУСУРа , — июнь 2010. — № 1 ( 21 ) , — часть 2 , — С. 230-235.
21. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во МГУ, 1995. 3. Менеджмент организации / под ред.
22. Волкова М.М. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг: Учебное пособие / М.М. Волкова, А.Б. Звездова М.: Маркетинг, 2013. - 310 с.
23. Волошина И.А. Экономический анализ эффективности образовательной системы/Актуальные проблемы развития системы бизнеса. Сб. науч. статей. -М.: МЭСИ, 2002. -С. 93-96.
24. Горский, В. А. Компетентностью подход в дополнительном образовании детей// Теория и практика дополнительного образования/ В. А. Горский. -
М.: Чистые пруды, 2011. - С.8 - 11, 32с.
25. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования
на 2013 - 2020 гг». (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерацииот 15 мая 2013 г. № 792-р).
26. Гудырева, Людмила Николаевна. Развитие системы маркетинга в учреждениях дополнительного профессионального образования: диссертация кандидата педагогических наук/ Санкт-Петербург, 2005. - 198 с.
27. Гужов В. В. Формирование инновационной стратегии развития
образовательного учреждения // ТДР. 2013. №6. С.32-34
28. Губанова Е.В. Оказание платных дополнительных услуг в образовательном
учреждении: основные подходы [Текст] / Е.В. Губанова // Экономика
образования. — 2013. — №4. — С.1-12.
29. Губернаторова Н.Н. Особенности финансирования и направления развития дополнительного образования в РФ [Текст] / Н.Н. Губернаторова, И.А. Сергеева // Казанская наука. — 2014. — №2. — С.55-59.
30. Губернаторова Н.Н. Проблемы финансирования образовательных учреждений и пути их преодоления [Текст] / Н.Н. Губернаторова // Казанская наука. — 2015. — №1. — С.27-33.
31. Демина В.В. Формирование институциональной структуры рынка образовательных услуг [Текст] / В.В. Демина, Э.А. Ялалетдинова // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Экономика. — 2014. — №1. — С.21-27.
32. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования [Текст] / Р. Джапарова // Маркетинг. — 2012. — № 4. — С.55-65
33. Дьяков И.И. Особенности предпринимательской деятельности организаций высшего образования: теоретический аспект [Текст] / И.И. Дьяков // Альманах современной науки и образования. — 2016. — №12. — С.46-49.
34. Ершова И.Г. Мультиатрибутивные характеристики рынка образовательных услуг // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=9514(дата обращения: 15.08.2017).
35. Жукова О.В. Организация предоставления платных образовательных услуг и осуществление иной приносящей доход деятельности [Текст] / О.В. Жукова // Академический вестник академии социального управления.
— 2016. — №1. — С.80-98.
36. Захарова И.В. Маркетинг образовательных организаций [Текст]: учебное пособие / И.В. Захарова. — Ульяносвск: УИПК ПРО, 2014. — 232 с.
37. Зыков В.В. Многоуровневая подготовка специалистов в контексте модернизации российского образования [Текст]: монография / В.В. Зыков. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2013. - 80 с.
38. Иванютина Л.В. Рынок образовательных услуг высшего профессионального образования: мониторинг и развитие (на примере Алтайского края) [Текст]: дис. ... канд. экон. Наук: 09.00.01 / Л.В. Иванютина; Барнаул. гос. ун-т - Барнаул, 2007. — 197 с.
39. Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов [Электронный ресурс] / URL: http://273-фз.рф/ (Дата обращения: 12.08.2017).
40. Коновалова И.А. Развитие маркетинга в сфере образования. В кн.: Экономика и современный менеджмент: теория и практика. Москва, 2013: материалы. М.: СибАК, 2013. С.174-179.
41. Копенкина Ю.В. Современные системы образования России и запада - сравнительный анализ [Текст] / Ю.В. Копенкина // ASPECTUS. — 2016. — №1. — С.71-82.
42. Корокошко Ю. В. Новые технологии в маркетинге [Текст] / Ю.В. Корокошко // Вопросы структуризации экономики. — 2012. — №2. — С.141-144.
43. Косицин В.Ю. Правовое регулирование оказания платных образовательных
услуг учебными заведениями [Текст] / В.Ю. Косицин // Вестник Московского университета МВД России. — 2014. —
№6. — С.97-100.
44. Косицин С.Ю. Развитие законодательства России об оказании платных образовательных услуг учебными заведениями [Текст] / С.Ю. Косицин // Государственная служба и кадры. — 2014. — №1. — С.60-62.
45. Котова Т.В. Особенности финансового планирования в образовательных учреждениях [Текст] / Т.В. Котова, Е.В. Черникина // Вестник АГГУ. — 2015. — №1. — С.83-88.
46. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов [Текст]: словарь терминов / В.Г. Кузнецов. - М.: Инфра-М, 2015. - 458 с.
47. Манузина Е.Б. Подготовка будущих педагогов к оказанию платных образовательных услуг [Текст] / Е.Б. Манузина // Научно-педагогическое обозрение. — 2014. — №3. — С.25-33.
48. Минакова А.И. Платные образовательные услуги автономного образовательного учреждения [Текст] / А.И. Минакова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2013. — №1. — С.62-66.
49. Москалева Н.Н. Предпринимательская деятельность образовательной организации [Текст] / Н.Н. Москалева, Е.В. Парамонова // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — №6. — С.103-106.
50. Мусаева А.О. Зарубежная система финансирования образовательных учреждений [Текст] / А.О. Мусаева // Наука, новые технологии и инновации. — 2011. — №10. — С.75-81.
51. Мусарский М.М. Развитие экономической самостоятельности образовательных учреждений [Текст]: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов / М.М Мусарский, Т.Н. Фильчагина.
— М.: АПК и ППРО, 2014. — 56 с.
52. Неверова Е.В. Мультиатрибутивная модель образовательной услуги. В кн.: Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. Петропавловск-Камчатский, 2016: материалы. Петропавловск- Камчатский: Издательство Камчатского государственного технического университета, 2016. С. 181-183.
53. Новаторов Е.В. Маркетинговый подход к изучению качества платных услуг культурно-досуговых организаций [Текст] / Е.В. Новаторов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2013.
— №4. — С.208-214.
54. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: ЬццУ/минобрнауки.рф/ (Дата обращения: 19.06.2017).
55. Официальный сайт Министерства образования и науки Свердловской области [Электронный ресурс] / URL: http://www.minobraz.ru/(Дата обращения 19.06.2017).
56. Официальный сайт Национального информационного центра по академическому признанию мобильности [Электронный ресурс] / URL: http://www.russianenic.ru/rus/scheme.html(Дата обращения 05.05.2017).
57. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
[Электронный ресурс] / URL: http://www.gks.ru/
(Дата обращения 15.07.2017).
58. Паничкина М.В. Экономическое содержание платных образовательных услуг в системе нормативного финансирования вузов [Текст] / М.В. Паничкина, М.А. Масыч, М.Р. Бечвая // Известия Южного федерального университета. — 2014. — №2. — С.214-220.
59. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании [Текст]: учебное пособие / А.П. Панкрухин. — М.: Интерпракс, 2013. — 240 с.
60. Парамонова В.А., Грицаева М.Г., Агейкина А.А. Платные образовательные услуги в современной России. В кн.: Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы. Екатеринбург: АНОВО «Гуманитарный университет», 2015. С. 469-500.
61. Пирверди П. К вопросу о противоречиях между экономической эффективностью и социальной справедливостью [Текст] / П. Пирверди // Гилея: Научный вестник. — 2014. — №88. — С.140-144.
62. Пономарева Л.В., Ходаковская М.П. Анализ и моделирование спроса на рынке образовательных услуг. В кн.: Материалы V Международной научно-практической Интернет-конференции, 15 декабря 2013 г. - 15 февраля 2014 г. / под ред. Л.Ю. Богачковой, В.В. Давниса; Волгоград. гос. ун-т, Воронеж. гос. ун-т. - Волгоград: ООО «Консалт», 2014. С. 45-52.
63. Пономарева С.В. Особенности бухгалтерского учета платных образовательных услуг [Текст] / С.В. Пономарева // Сибирская финансовая школа. — 2015. — №4. — С.109-115.
64. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 N 505 (ред. от 15.09.2012) «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 31.09.2012 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
65. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2012) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 31.03.2012 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
66. Рахимов Т.Р. Эффективность процесса и результата в социально-экономических системах [Текст] / Т.Р. Рахимов // Вестник науки Сибири. — 2015. — №3(18) — С.11-19.
67. Романова И.Б. Ценообразование на образовательные услуги в государственных ВУЗах [Текст] / И.Б. Романова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2012. — №3. — С.15-21.
68. Самсонова, М. В. Потребительское поведение на рынке образовательных услуг малого города [Текст]: монография / М.В. Самсонова. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ 2013. - 120 с.
69. Седельников А.А. Платные дополнительные образовательные услуги [Текст] / А.А. Седельников, И.В. Гревцова // Народное образование. — 2012. — №3. — С.160-165.
70. Сорокина Л. Некоторые аспекты вопроса организации образовательного процесса в современных условиях/Год планеты: Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. -М.: Экономика, 2001. -С. 384-388.
71. Суртаева Н.Н., Сиялова И.А., Иванова С.В. Моделирование распределенных методических систем переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина: науч. журн. Т 3. Педагогика. - 2014. - №3. - С. 157-166.
72. Тирский В.В. О рынке в сфере образования/Качество образования: технологии, экономика, законодательство. -Томск: Изд-во Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2001. -С. 6-11.
73. Товышева И.З. Основные подходы к исследованию конкуренции и факторов конкурентоспособности образовательных услуг учреждений ВПО // УЭкС . — 2011. — №31. — С.30.
74. Толстяков Р.Р. Влияние факторов маркетинговой микросреды на конкурентоспособность образовательного учреждения // Вестник Тамбовского университета - 2008 № 9 С. 441—446.
75. Толстяков Р.Р. Влияние факторов маркетинговой микросреды на конкурентоспособность образовательного учреждения // Вестник ТГУ . — 2008. — №9. — С.441-446.
76. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии /Томпсон А. А. -Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -576 с.
77. Томпсон А.А., Стрикланд Дж.А. Стратегический менеджмент: искусство разработки стратегии -М: Перспектива, 2006 -С.824
78. Топилина И. И. Концепция адаптивных маркетинговых стратегий вузов на рынке образовательных услуг // Пространство экономики .
— 2009. — №4-2. — С.317-320.
79. Трегубова Л.Б., Маркетинговые технологии как средство системной перестройки управления дополнительным педагогическим образованием. Педагогический журнал . — 2012. — №5-6. —С. 51-60.
80. Тринитатская О.Г., Хлебунова С.Ф. Педагогические основы управления современной школой: учеб. пособие. Ростов н/Д: Изд-во АПСН СКНЦ ВШ, 2009, С.56.
81. Трофимова О.А., Захарова Л.А. Логистический подход к управлению пооками в образовательных учреждениях // Педагогическое образование в России - 2014.— №2— С.84-87.
82. Университет: [Электронный ресурс]// Уральский государственный педагогический университет. - Режим доступа: http://www.uspu.ru/universitet.html(Дата обращения: 04.02.2016)
83. Шапошников В.А., Астратова Г.В. Методологические аспекты проведения маркетинговых исследований// Практический маркетинг — 2007. — №2. — С. 15-20.
84. Шариков А.В. Педагогические условия реализации системного подхода в управлении учреждениями общего образования на муниципальном уровне: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006.
85. Шерри Н.С., Юрьева С.Н. Стратегические приоритеты развития системы образования в Калининградской области // Вестник Института Балтийского региона РГУ им. И. Канта. 2009. №1. С. 67—74.
86. Эпова Н.П. Проектирование процессов управления качеством образовательной услуги и научно-методической деятельности в учреждении дпо // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров . — 2014. — №1 (18). — С.27-40.
87. Юдина О.В. Развитие концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки .
— 2014. — №3-1. — С.42-49.
88. Яркова И.В. Развитие маркетинговой компетенции руководителей образовательных учреждений в условиях дополнительного профессионального образования : автореф. дис. ... к. пед.наук / И.В. Яркова. - Москва - 2013. - 27 с.