Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЕЙ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №100369

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы100
Год сдачи2020
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Особенности стратегического развития бюджетных образовательных
учреждений: финансовый аспект 6
1.1 Стратегия развития образовательных учреждений России на современном
этапе 6
1.2 Организация процесса стратегического планирования в образовательных
учреждениях 16
1.3. Финансовые методы оценки эффективности стратегического управления в образовательном учреждении 28
2 Анализ направлений стратегического развития муниципальной автономной
общеобразовательной организации 40
2.1 Характеристика и анализ экономической деятельности муниципального
автономного общеобразовательного учреждения 40
2.2 Оценка состояния стратегического планирования в муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении на современном этапе 53
2.3 Финансовый аспект стратегического развития и анализ эффективности
процесса 57
3 Проблемы стратегического развития образовательного учреждения и перспективы совершенствования процесса в аспекте финансового обеспечения
65
3.1 Анализ проблем стратегического развития российских образовательных
учреждений в современных условиях (на примере Екатеринбурга) 65
3.2 Методологические подходы к развитию стратегического планирования в
средней общеобразовательной школе 72
3.3 Разработка мероприятий по финансовому обеспечению стратегии развития
муниципального автономного общеобразовательного учреждения 78
Заключение 86
Список использованных источников 90


Сфера образования - одна из ключевых и проблемных областей муниципального управления. Дело в том, что в условиях сокращения финансирования и переходе к контрактной системе финансирования, резко повышаются требования к эффективности муниципального управления образованием. При этом, муниципальные образовательные услуги должны соответствовать передовым критериям эффективности, прежде всего, в контексте инновационного развития всей образовательной системы.
Важность выбранной темы заключается в том, что стратегическое управление образованием и образовательными учреждениями должно отвечать критериям системного подхода - только это позволит сохранить и приумножить те достижения, которые были сделаны в последнее время. В России, учитывая высокий уровень региональной и муниципальной дифференциации, управление образованием на муниципальном уровне призвано решать потребности в образовательных услугах для огромного количества людей - социально-экономическая ориентированность управления образованием на муниципальном уровне неоспорима.
Важность стратегического управления образованием на муниципальном уровне в настоящее время заключается в том, что данный уровень отвечает за непосредственное образование на местах, позволяя учитывать специфику как обучающихся граждан, так и уровня финансирования. Таким образом, стратегический аспект развития образовательных учреждений тесно связан с финансовым аспектом обеспечения функционирования сферы образования. Кроме того, важным является и воспитательный аспект образования, в особенности, в свете последний решений федерального уровня (законопроект о патриотическом воспитании и т.п.)
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании теоретических аспектов и разработке практических рекомендаций по совершенствованию управления образовательным учреждением с точки зрения финансового аспекта. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- исследовать основные сущность и структуру системы образования, направления, и рассмотреть финансовые аспекты развития системы образования на уровне муниципальных образовательных учреждений;
- провести анализ основных показателей деятельности и анализ
стратегического планирования муниципального автономного общеобразовательного учреждения, в том числе в финансовом аспекте, в образовательном учреждении для оценки эффективности стратегического планирования;
- разработать методику оценки эффективности стратегического развития образовательных учреждений в контексте качества образования, выявить влияние финансовых аспектов на показатели качества образования и разработать мероприятия по совершенствованию процесса стратегического развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является муниципальное автономное общеобразовательное учреждение.
Предметом исследования являются экономико-управленческие отношения, которые возникают в процессе управления образовательным учреждением.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- разработана и предложена система показателей, позволяющих оценить эффективность финансового планирования в бюджетном учреждении; в стратегическом масштабе. Это достигается за счет комплексного исследования показателей закупочной деятельности с учетом крайней важности финансового планирования в условиях дефицита бюджетных средств;
- представлен метод оценки деятельности муниципального автономного образовательного учреждения, на основе интегрального подхода в условиях дефицита бюджетных средств.
Практическая значимость работы состоит в том, что в процессе исследования будут сформированы рекомендации по повышению эффективности управления стратегическим и финансовым аспектами развития муниципального образовательного учреждения. То есть мероприятия будут соответствовать как стратегическому, так и финансовому аспекту развития.
В процессе работы над темой исследования были изучены таких отечественных авторов как Атаманчук Г.В., Краснов К.К., Кудряев В.А., Куприяшин Г.Л., Пикулькин А.В., Прокошин В.А., Соловьев А.И., Шамхалов Ф.И. и других исследователей. Проблема муниципального управления в трудах зарубежных исследователей встречается в работах Ансоффа И., Джонсона Р., Мэннинга Н., Тейлора Ф. и других исследователей.
Структура работы представлена в следующем последовательном виде: введение, основная часть, состоящая из 3 глав, поделенных на параграфы, заключение, список использованных источников. Данное исследование выполнено на 96 страницах, содержит 33 рисунка, 23 таблицы, 60 библиографических источников.
Нормативная база: федеральные акты, муниципальные акты, внутренние локальные акты образовательного учреждения.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы следующие источники информации:
- учебные пособия по государственному и муниципальному управлению, социологии, статистике;
- нормативно-правовые акты, относящиеся к теме муниципального управления образованием;
- статистические материалы Федеральной государственной службы статистики по Свердловской области;
- научные статьи и публикации, посвященные проблематике работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение выпускной квалификационной работы рассмотрим степень решения задач, поставленных в начале работы:
По задаче 1 «Исследовать сущность и структуру системы образования, направления развития образовательных учреждений на муниципальном уровне с разработкой методики оценки эффективности стратегического планирования в действующей контрактной системе» были достигнуты следующие результаты:
В действующей контрактной системе рассматривать вопрос стратегического развития необходимо в рамках финансового планирования в бюджетном учреждении. Безусловно, от эффективного финансового планирования будет отдача в том, что денежные потоки распределятся по назначению. В первую очередь, это относится к учреждениям социальной сферы - здравоохранения и образования.
Интегральный показатель эффективности закупочной деятельности является количественным отражением финансового аспекта стратегического развития образовательного учреждения. В то же время, влияние на интегральный показатель оказывают следующие факторы:
- доля расходов учреждения в рамках государственных программ;
- отклонение фактических расходов от первоначально утвержденных;
- число изменений бюджета учреждения (показатель оценки качества финансового планирования) - как показатель отклонений расходов от тех, которые установлены по плану-графику;
- неравномерность бюджетных расходов школы (квартал к кварталу в полугодии);
- уровень открытости бюджетных данных
- коэффициент увеличения долговой нагрузки учреждения.
По задаче 2 «Провести анализ основных показателей деятельности МАОУ СОШ № 43, г. Екатеринбург и анализ стратегического планирования в образовательном учреждении, оценить эффективность стратегического планирования» были получены следующие результаты:
- в 2017-2018 году ликвидность учреждения соответствовала нормативному значению показателя. В 2019 году абсолютная ликвидность составила 0,1, поскольку существенно увеличились обязательства учреждения. Таким образом, платежеспособность учреждения ухудшилась.
Для МАОУ СОШ № 43 в современных условиях важно повышение уровня ликвидности и платежеспособности. Так, в 2019 году произошло ухудшение платежеспособности - были приобретены объекты основных средств с использованием заемных источников финансирования. Минимизация задолженности является важным фактором для МАОУ СОШ № 43, поскольку высокая платежеспособность повышает репутацию учреждения в глазах поставщиков, позволяя школе получать наиболее выгодные ценовые предложения по оборудованию, сырью и материалам.
Ключевым документом, обеспечивающим направления стратегической деятельности учреждения, является муниципальное задание. Общая оценка выполнения муниципального задания - 95%, существенно ниже расходы на обеспечение деятельности учреждения, не связанные с образовательным процессом, 83% выполнения.
При этом, несмотря на существенную общую недозагруженность, серьезной проблемой является существенное увеличение востребованности некоторых направлений, которые приводят к необходимости привлекать дополнительный состав педагогов. Прежде всего, это естественно-научные дисциплины, а также спортивные кружки в школе.
По задаче 3 «Разработать методику оценки эффективности стратегического развития образовательных учреждений в контексте качества образования и выявить влияние финансовых аспектов на показатели качества образования, на основании которой провести разработку мероприятий по совершенствованию стратегического развития МАОУ СОШ № 43, г.
Екатеринбург» были получены следующие результаты:
- одна из основных проблем при выработке направлений развития системы образования на муниципальном уровне заключается в количественной оценке качества образовательных услуг, оказываемых учреждениями общего образования. В современных условиях характеристической переменной, отражающей качество образования, является средний балл по ЕГЭ.
На показатель качества образования оказывают влияние:
- информационная обеспеченность;
- обеспеченность временным ресурсом (процент учащихся во вторую смену);
- материально-техническая обеспеченность и степень износа основных фондов;
- обеспеченность школьников дополнительными профильными занятиями в соответствие с выбранной специализацией.
Все выбранные факторы непосредственно зависимы от фактора финансового обеспечения образовательных учреждений.
Основными направлениями совершенствования муниципальной системы образования являются:
- повышение уровня информационной и материально-технической обеспеченности образовательных учреждений;
- повышение эффективности муниципального управления образованием за счет внедрения инноваций.
Данные направления комплексно объединены целью повышения эффективности стратегического финансового планирования в образовательных учреждениях непосредственно на местах.
Задачи, которые будет решать создаваемая программная среда управления педагогическим персоналом в рамках стратегического развития учреждения:
- аттестация и оценка позволяет определить, насколько сотрудники эффективны и компетентны занимаемой должности;
- формирование мероприятий по обучению - программа реализует возможность создания как индивидуальных запросов, так и комплексных программ обучения;
- управление электронным обучением позволяет скачивать наиболее востребованные курсы, необходимые для повышения квалификации педагогов в соответствие с их функциональными обязанностями;
- формирование и согласование заявок на обучение - директор имеет возможность выбрать именно те мероприятия, которые необходимы сотрудникам в соответствие с постоянно изменяющимися стандартами образовательных услуг;
- формирование кадрового резерва - в программе должен быть реализован учет резервов в случае появления вакантных мест в зависимости от квалификации сотрудника, навыков его работы;
- оформление и учет договоров позволяют заключать договор между СОШ и сотрудником о том, что результаты обучения также являются и интеллектуальной собственностью школы, в случае увольнения сотрудник должен компенсировать затраты на обучение;
- аналитика и отчетность - в программе должен быть реализован управленческий учет, позволяющий руководству предприятия оценивать результаты обучения сотрудников.
Необходимо существенно улучшить показатели по исполнению расходов, непосредственно не связанных с образовательным процессом - на 28,6%.
- возможность организации новых направлений образовательной подготовки по востребованным среди населения видам дисциплин.
Таким образом, оптимизация деятельности учреждения связана с совершенствованием как политики в области управления объектами основных средств, так и реорганизацией непосредственно процесса обучения педагогического персонала. При этом, ключевым условием эффективности становится оптимизация расходов, их перераспределение на необходимые стратегические направления.



1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция от 24.04.2020)
2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция от 31.07.2020)
3. Устав Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средняя общеобразовательная школа № 43 с углубленным
изучением отдельных предметов http://xn--43-6kc3bfr2e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn-- р1а1/ир1оай/зс43_пе’№/111ез/ас/55/ас55е21941й6с65с710508е3Ь5689322.рйЬ (Дата обращения 17.05.2020)
4. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система // Афанасьев М.П., Беленук А.А., Кривогов И.В. - М.: Юрайт, 2016. - 784 с.
5. Безматерных Т.А. Управление развитием муниципальной системы образования в условиях мегаполиса. // Безматерных Т.А. - Ростов-на-Дону : РЮИ РПА Минюста России, 2015. - 319 с.
6. Болтинова О.В. Бюджетное право. - М.: НОРМА, 2017. - 320 с.
7. Борисоглебская, Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. Финансирование социальных услуг / Л.Н. Борисоглебская, С.А. Кирсанов. - М.: Андреевский Издательский дом, 2017. - 360 с.
8. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - Люберцы : Юрайт, 2017. - 494 с.
9. Васильев, В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие // В.П. Васильев, Н.Г. Деханова, Н.А. Лось, Ю.А. Холоденко. - М.: Юрайт, 2019. - 325 с.
10. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление. Учебник / Ю.В. Гимазова. - М.: Юрайт, 2019. - 453 с.
11. Гольдфарб А.А. Финансовое право. - М.: Проспект, 2016. - 128 с.
12. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов и др.
- М.: Дашков и Ко, 2017. - 556 с.
13. Государственное и муниципальное управление. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 416 с.
14. Елисеева И.И. Общая теория статистики: учебник для вузов / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев; под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 656 с.
15. Ершов, В. А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. - 256 с.
16. Епифанов, В. А. Г осударственное управление финансами и кредитом в современных условиях хозяйствования. Учебное пособие / В.А. Епифанов, А.А. Паньковский. - Москва: Наука, 2017. - 462 с.
17. Ефимова М.Р. Практикум по общей теории статистики: учебное пособие для вузов / М.Р. Ефимова и др. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 368 с.
18. Зотов В.Б., Голованов В.И. Система муниципального управления в схемах учебное пособие: изд. 4-е, доп. и перераб. / В.Б. Зотов, В.И. Голованов. - М. : Юстицинформ, 2018 -166 с.
19. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 383 с.
20. Иванова, О. Б. Государственные и муниципальные финансы / О.Б. Иванова, С.Н. Рукина, И.П. Денисова. - М.: Феникс, 2017. - 320 с.
21. Иващенко, И. А. English for Public Administration / Английский язык для сферы государственного и муниципального управления / И.А. Иващенко. - М.: МПСИ, Флинта, 2015. - 216 с.
22. Игнатов В. Государственное и муниципальное управление в России.
- М.: Феникс, 2017. - 384 с.
23. Изабакаров, И.Г. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / И. Г. Изабакаров. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 272 с.
24. Кабашов, С. Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления / С.Ю. Кабашов. - М.: Дело,2015. - 216 с.
25. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. - М.: Юрайт, 2016. - 496 с.
26. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. «Стратегии и тенденции
развития муниципальной системы образования».
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/strategii-i-tendentsii-razvitiya-munitsipalnoy- sistemy-obrazovaniya (Дата обращения 06.06.2020)
27. Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 624 с.
28. Львова М.И., Бакунова Т.В., Кольцова Т.А. Устойчивое развитие как альтернативная цель экономических субъектов в современном обществе // М.И. Львова, Т.В. Бакунова, Т.А. Кольцова /Вестник ВГУИТ. - Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2018.- Т. 80. № 4. - С. 452-455.
29. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Кнорус, 2017. - 480 с.
30. Мальцев В.А. Финансовое право. - М.: Кнорус, 2016. - 242 с.
31. Маркина Е.В. Финансы: учебник / Е.В. Маркиной. - М.: КНОРУС,
2016. - 432 с.
32. Мелкумов Я.С. Социально-экономическая статистика: учебно-методическое пособие. - М.: ИМПЭ-ПАБЛИШ, 2017. - 200 с.
33. Мыляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Инфра-М, 2017. - 400 с.
34. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К, 2016. - 556 с.
35. Носова Л.Ф. Бюджет Российской Федерации: механизм
формирования и реформирования: учебное пособие. - М.: Московская
финансово-промышленная академия, 2017. - 90 с.
36. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учебник для вузов / О.Э. Башина и др.; под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 440 с.
37. Официальный сайт для размещения в государственных (муниципальных) учреждениях. - ОКБ : https://bus.gov.ru(Дата обращения 08.06.2020)
38. Официальный сайт Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 43 с углубленным изучением отдельных предметов. - ОКБ : http://xn.--43- 6кс3Ь1т2е.хп--80асдА^11агйдг.хп--р1а1/ (Дата обращения 15.09.2020)
39. Подъяблонская Л.М. Финансы: учебник/ Л.М. Подъяблонская. М. : Юнити-Дана, 2016. - 407 с.
40. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организаций», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом"» / К.В. Решетникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 175 с.
41. Родионова В.М. Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 2016. - 356 с.
42. Румянцева Е. Е. Финансовый менеджмент : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.Е. Румянцева. - М.: Юрайт, 2019. - 360 с.
43. Саенко Т.В. «Создание системы государственно-общественного управления образованием на муниципальном уровне». - НКБ : https://cyber1eпinka.ru/artic1e/n/sozdaпie-sistemy-gosudarstvenпo-obschestvenпogo- uprav1eпiya-obrazovaпiem-пa-muпitsipa1пom-urovпe (Дата обращения 15.06.2020)
44. Салин В.Н. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля: учебник / В.Н. Салин, Э.Ю. Чурилова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 480 с.
45. Самойлов В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник / В.Д. Самойлов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2015. - 312 с.
46. Сауль С.Н. Правовой институт расходных обязательств (становление и развитие) // М.: СПС «КонсультантПлюс», 2017.
47. Свищева В., Жирова Г. Бюджетная система России. Краткий курс. - М.: Окей-книга, 2017. - 176 с.
48. Слепова В. А. Государственные и муниципальные финансы //С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2016. - 763 с.
49. Статистика: учебник/ И.И. Елисеева и др.; под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Юрайт, 2019. - 572 с.
50. Суглобов А. Черкасова Ю., Петренко В. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 320 с.
51. Тихомиров С.В. Г осударственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты / С.В. Тихомиров. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 320 с.
52. Толстых А. В. Оценка эффективности деятельности предприятия // А.В. Толстых / Научный аспект. - Самара : Аспект, 2020. - № 2. - Т. 3. - С. 335-358.
53. Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики: учебное пособие для вузов / Р.А. Шмойлова и др.; под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 416 с.
54. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 580 с.
55. Холопов В. А. Государственное и муниципальное управление / В.А. Холопов. - М.: Феникс, 2016. - 368 с.
56. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учебник для студентов вузов / МГИМО //под общ. ред. М.Н Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров : АСА, 2016. - 752 с.
57. Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики: учебное пособие для вузов // Р.А. Шмойлова и др.; под ред. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 416 с.
58. Шуплецова Ю.И. Финансовое право. - М.: Юрайт, 2017. - 192 с.
59. Якушев А. В. Государственные и муниципальные финансы / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2016. - 174 с.
60. Яновский, В. В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность // В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2017. - 200 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ