Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся 7
1.1. Родители обучающихся как субъекты образовательной
деятельности 7
1.2. Направления взаимодействия учителяначальных классов с
родителями обучающихся 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по взаимодействию учителя начальных классов с родителями обучающихся на примере Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения«Средняя общеобразовательная школа №56» 32
2.1.Из опыта работы школы № 56 по взаимодействию с родителями
обучающихся начальных классов 32
2.2. Программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями
обучающихся 42
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложения 68
Актуальность исследования заключается в том, что воспитание подрастающего поколения осуществляется совместными усилиями учителя начальных классов и родителей. Учитель организует родителей и направляет процесс воспитания в семье. Это закреплено в нормативных документах: Закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» отражает взаимодействие родителя с учителем в статье 44 п. 3 и 4, говоря, что родители имеют право:
1) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебнопрограммной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
2) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
Необходимость взаимодействия родителей и учителей отражена и в ФГОС НОО. Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:
• участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
• обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программы духовнонравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурнорегиональным сообществом.
Основная цель системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Средиосновных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
1) консультирование и просвещение по психолого-педагогическим проблемам (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) участие родителей в учебно-воспитательном процессе (родительские собрания, совместные творческие дела);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Учитель должен обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, быть советчиком, другом каждой семьи, всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка, считаться с мнением родителей о своей деятельности. Учителю необходимо изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов.
Сегодня взаимодействие семьи и школы - это принцип, который становится обязательным требованием для осуществления образования - это основное требование к организации целостного педагогического процесса, обеспечивающий успешное обучение и воспитание детей.
Тем не менее, несмотря на важность форм взаимодействия, наличие условий для контакта и обозначенность в нормативных документах, практика показывает, что учителя испытывают значительные проблемы во взаимодействии с родителями.
Вопросом взаимодействия педагога и родителя как основой развития гармоничной личности занимаются В.Р.Кисловская, А.М.Прихожан, Ю.Л.Ханин, И.А.Мусина; В.М.Астапов.
Противоречие - между важностью взаимодействия учителя с родителями обучающихся, как субъектами образовательных отношений и недостаточным вниманием к этому в деятельности общеобразовательных организаций.
Проблема исследования - как осуществлять взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся?
Тема исследования-«Взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся».
Объект исследования - процесс взаимодействия учителя с родителями обучающихся.
Предмет исследования - содержаниевзаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Цель исследования - на основе анализа теоретических и практических аспектов взаимодействия учителя с родителями обучающихся разработать и реализовать программу взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Гипотеза исследования - взаимодействие учителя начальных классов с родителями обучающихся будет успешным, если:
• осуществляется по разным направлениям (педагогическое просвещение, привлечениешкольных специалистов: психолога и социального педагога, практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог);
• используются разнообразные формы (круглый стол, дискуссионный клуб, педагогический тренинг, творческий отчёт, родительско-ученический капустник) и методы (анкетирование, тестирование, анализ детских рисунков).
Задачи:
• Дать обоснование необходимости взаимодействия учителя с родителями в образовательной организации.
• Изучить направления взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
• Проанализировать деятельность МАОУ СОШ № 56 по
взаимодействию с родителями обучающихся начальных классов.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ, систематизация, обобщение;
• эмпирические методы (практические) - анализ документов, беседа, опрос.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 56»
Структура работы - выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения и изложена на 80 страницах.
Воспитательный компонент Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ориентирован на создание условий и оказание содействия для реализации потенциала воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Поэтому для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов, которым принадлежит содержательно-определяющая роль. Результат же воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведь успешная работа образовательного учреждения возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса - педагоги, дети, родители - становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.
Сегодня педагоги и дидакты все больше говорят о необходимости взаимодействия родителей и педагогов. Тем не менее, в сложившейся ситуации все больше наблюдается дисгармония отношений. В основе этой дисгармонии могут лежать как особенности личного взаимодействия, так и сложившаяся система предубеждений, которая мешает семьям быть активными участниками педагогического процесса.
Приоритет семейного воспитания, новых принципов взаимодействия между учителями и родителями, обнаруживается в таких понятиях, как «взаимодействие» и «сотрудничество». Термин «взаимодействие», который раскрывается через явление обмена мыслями сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривается как совокупность линий поведения, суть которых раскрывается как спектр задач семейного воспитания и выстраивается на основе единого поведения в воспитании.
Активная позиция как родителей, так и педагогов в процессе воспитания
ребенка, позволяет заинтересоваться друг в друге, стать не соперниками, но
60
союзниками в нелегком процессе становления маленькой личности. Наивысшей точкой взаимодействия начальной школы с семьей является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде всего, открытость навстречу друг другу.
Опытно-поисковая работа по взаимодействию учителя начальных классов с родителями обучающихся проводилась на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №56». В ней принимали участие обучающиеся 2-А, 2-Б, 2-В, 2-Г классов (90 человек), их родители (90 человек) и четыре учителя начальных классов. Был проведён опрос родителей в сентябре 2016г.
Проанализировав взаимодействие родителей и учителейначальных классов в сентябре 2016г., мы пришли к выводу о том, что и родители не слишком заинтересованы в педагогическом взаимодействии с учителями, и сами учителя тоже не верят в возможность взаимодействия.
Наш опыт позволил разработать и реализовать собственную программу взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся.
Взаимодействие учителя начальных классов и родителей обучающихся проводилось по трем направлениям:
1. Педагогическое просвещение.
2. Привлечение школьных специалистов: психолога, социального педагога.
3. Практическая совместная деятельность детей и родителей, которую организует педагог.
В рамках первого направления были использованы разные формы проведения мероприятий: собрание-праздник, педагогический тренинг, собрание-конкурс, творческий отчёт по предметам, дискуссионный клуб, родительско-ученический капустник.
В рамках второго направления использовались следующие формы: дискуссия с элементами лекции, круглый стол, собрание-практикум, беседа.
Реализуя третье направление, были проведены: экскурсия, поездка, праздник-соревнование, спортивный праздник, игровая программа. Кроме того, организовано коллективно-творческое дело, фотовыставка, оформлен кабинет, создано портфолио.
После реализации программы в мае 2017г. нами было проведено повторное анкетирование, которое отразило изменения во взаимодействии учителей и родителей. Родители стали чаще предлагать конкретную помощь и принимать участие в подготовке и проведении воспитательных мероприятий в школе. Увеличилось число родителей, которые считают, что школа готовит обучающихся к самостоятельной жизни, воспитывает людей с активной жизненной позицией, дает навыки участия в общественной жизни. Учителя стали активно использовать разные способы связи с родителями, чаще привлекать родителей к взаимодействию по воспитанию и обучению детей.
Таким образом, мы полагаем, что данная программа взаимодействия учителя начальных классов с родителями обучающихся оказала положительный результат - родители стали активнее взаимодействовать со школой и более заинтересованы в роли школы в воспитании детей. А для учителей воспитание стало таким же важным как и обучение, т.е. существенно увеличилось взаимодействие между учителями и родителями, что благотворно повлияло на сотрудничество по обучению и воспитанию детей. Цель опытно-поисковой работы достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза получила подтверждение.
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов — на — Дону: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. 480 с.
2. Абакумова Е.В. Развитие художественно-творческих способностей учащихся (на материале художественных школ и школ искусств). [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук /Е.В. Абакумова. Майкоп, 2011. 26с.
3. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. 288с.
4. Абульханова К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2011. 320 с.
5. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1995. 223 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания творческой личности [Текс] / В.И.Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2010. 41с.
7. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]. Инновационный курс: учеб.-пособие для вузов / В.И.Андреев. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2010. Кн. 1. 567 с.
8. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М., 2001. 56 с.
9. Астапов В. М. Навыки контроля тревоги у подростков [Текст] / В. М. Астапов // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 41-52.
10. Бабенко В.Я. Кризис духовности в постолерантном обществе: причины, проблемы, перспективы [Текст]: тезисы докладов республиканского симпозиума / В.Я. Бабенко. Уфа: Изд-во БО ОПРАН, 2011. С. 38-40.
11. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода [Текст] // Высшее образование в России. 2014. № И. С. 3-14.
12. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные
психологическиетруды . 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, 1996.
13. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход [Текст] / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 536 с.
14. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. 2013. № 10. С. 8-14.
15. Бычков В.В.Эстетика [Текст]: Учебник / В.В.Бычков. М.: Гардарики, 2014. 556с...