Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование структуры компетентности учителя начальных классов в области мотивации учебной деятельности (Московский педагогический государственный университет)

Работа №94746

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2022
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа» города Москвы.

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования компетентности учителя начальных классов в области мотивации учебной деятельности 7
1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению педагогической и учебной деятельности 7
1.2 Проблема мотивации деятельности в отечественных и зарубежных исследованиях 13
1.3 Структура компетентности учителя начальных классов в области мотивации учебной деятельности 24
Вывод по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования компетентности учителя начальных классов в области мотивации учебной деятельности 32
2.1 Этапы, методы и методики исследования в области компетентности учителя начальных классов 32
2.2 Описание и анализ результатов исследования по выявлению уровня компетентности учителя начальных классов 44
2.3 Психолого-педагогические рекомендации учителям начальных классов по формированию учебной мотивации у обучающихся 52
Вывод по второй главе 54
Вывод по всей работе 55
Заключение 56
Список используемой литературы 58

В современной образовательной системе вопрос о компетентности учителя в области мотивации учебной деятельности является одним из центральных. В настоящее время перед теоретиками и практиками педагогики и психологии стоит задача совершенствования учения младших школьников как ведущего вида деятельности, а также выявления условий повышения качества образования. Успешное решение этих задач невозможно без работы по формированию и развитию мотивации учения, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Учёные, занимавшиеся вопросами мотивации учебной деятельности (В.Д. Шадриков, Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Н. Рубинштейн), обращали внимание на необходимость её формирования и развития в младшем школьном возрасте. Это объясняется тем, что мотивационная сфера играет важную роль в освоение учебной деятельности, которая является ведущей в этом возрасте. Мотивация – главный компонент регуляции учебной деятельности. Кроме того, она стимулирует формирование познавательной активности, что, в свою очередь, обуславливает развитие мышления и приобретение знаний, необходимых для успешной деятельности личности в последующем.
Следовательно, в младшем школьном возрасте главная задача заключается в освоении ребенком умения учиться, в формировании учебной деятельности. Поэтому очень важно в этот период сформировать основы учебной деятельности, чтобы в дальнейшем у ребенка не возникли трудности и проблемы в обучении.
Остановимся на рассмотрении особенностей мотивации учебной деятельности младшего школьника. Исследования В.Д. Шадрикова показали, что он придерживается мнения о том, что «мотивация обусловлена потребностями, целями и направленностью личности, уровнем притязаний, идеалами, мировоззрением, убеждениями условиями деятельности как объективными, так и субъективными (уровнем знаний, умений и навыков, способностями, характером)». Исследования Л.И. Божович, М.В. Матюхиной установили, что главными в мотивации учения на первых этапах обучения являются узколичные мотивы и ведущим среди них является мотив получения хорошей отметки.
Таким образом, в мотивации учебной деятельности на первых этапах обучения доминирующее место занимают широкие социальные и узколичные мотивы.
Говоря о проблемах в области профессиональной компетентности педагога, её исследованиями занимались многие известные педагоги, психологи. Например, в трудах Т.Г. Браже, В.А. Адольфа, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, А.М. Новикова, Г.С. Трофимовой рассматриваются вопросы формирования и развития профессиональной компетентности. Тем самым, актуальность моей темы может быть обусловлена недостаточным обоснованием методов развития профессиональной компетентности педагогов и до сих пор возрастающими условиями социальной практики у компетентных работников.
Основываясь на том, что система образования в нынешнее время обуславливается значительными инновационными преобразованиями, компетентность учителя приобретает особую профессиональную значимость. Для того, чтобы быть успешным и востребованным в современных условиях, педагог должен быть готов к разным изменениям, к эффективному и быстрому адаптированию к любым условиям, стремиться быть профессионалом своего дела, постоянно повышать уровень своих знаний, умений и обязательно уделять время саморазвитию.
Цель исследования – выявить значение компетентности учителя начальных классов в области мотивации учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования — педагогическая деятельность учителя начальных классов.
Предмет исследования — педагогическая деятельность учителя в области формирования мотивации учебной деятельности младших школьников.
Гипотеза. Формирование учебной мотивации у младших школьников зависит от компетентности учителя начальных классов в области мотивации учебной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические подходы к определению понятия «мотивация», «учебная деятельность», «педагогическая деятельность», «компетентность», «компетенция»;
2. Рассмотреть структуру компетентности учителей начальных классов в области мотивации учебной деятельности;
3. Определить уровень компетентности учителей начальных классов в области мотивации учебной деятельности;
4. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации учителям начальных классов по формированию учебной мотивации у обучающихся младших классов.
Теоретико-методологические основы исследования. Исследование базируется на представлениях о видах деятельности, типах и функциях мотивов, принятых в теории системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова.
В ходе исследования были использованы следующие диагностические методики, разработанные В.Д. Шадриковым:
1. оценка уровня формирования компетентности учителя начальных классов в области мотивации учебной деятельности;
2.оценка мотивов учения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило установить, что в настоящее время мотивирование обучающихся на осуществление учебной деятельности напрямую зависит от компетенций учителя начальных классов, потому что мотивационная сфера играет важную роль в освоение учебной деятельности, которая является ведущей в этом возрасте. Школьной практикой накоплен большой опыт разнообразных форм работы по развитию данной компетенции. Однако этот потенциал не все учителя используют в своей работе. Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Анализ теоретических исследований показал, что мотивы учения являются одним из пяти функциональных блоков психологической структуры учебной деятельности. Они будут развиваться, если в ходе учебной деятельности будет наличие материала с опорой на усвоенное знание и практический опыт деятельности ребенка; создание проблемной ситуации, где школьник действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний; разнообразие учебной деятельности младшего школьника; использование игровых ситуаций; яркость, эмоциональность, доступность учебного материала; использование современных информационных ресурсов, активных методов обучения.
Выполненный аналитический обзор позволяет выделить активные формы оценки уровня компетентности мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности: анализ уроков и их проведение, самооценка педагогом своих действий и качеств.
На основании проведённых исследований были сделаны выводы, что компетентность учителя начальных классов в мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности развивается в процессе профессиональной деятельности, с накоплением педагогического опыта и самообразованием.
Нами были подобраны рекомендации, направленных на формирование учебной мотивации у обучающихся. Они помогут педагогу овладеть навыками мотивирования и необходимыми знаниями для этого, пробудить интерес к урокам, ориентироваться на привлекательность, яркость примеров с точки зрения восприятия конкретных учеников, использовать индивидуальный подход в оценивании учеников, включать в обучение значимый для обучающихся материал, трансформируя нормативные задачи в личностно значимые, использовать оценку как мотивирующий фактор, активно применять положительную мотивацию (одобрение, похвала), создавать ситуации успеха, учитывать интерес обучающихся. При таких условиях мотивация к учению у учеников начальных классов станет выше.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута.



1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М., «Медицина», 1975. – 446с.
2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. — Улан-Удэ, 2004. – 289с.
3. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С. 7–44.
4. Борзенкова О.А., Антипова Ю.В. Методические условия развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности. // Детство как антропологический, культурологический, психолого–педагогический феномен: Материалы III Международной научной конференции. Самара, 24–25 марта 2017 года. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Часть 2. / Отв. ред.: Т.А. Чичканова. Самара: СГСПУ; ООО «Научно-технический центр», 2017. 348 с. С. 89- 95.
5. Борзенкова О.А., Антипова Ю.В. Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности. // Продуктивное обучение: опыт и перспективы. Сборник материалов IX международной научной конференции Артемовские чтения. (оргкомитет: С.П. Зубова (пред.) и др. Казань: Изд-во «Бук», 2017. 214 с. С.14-16.
6. Ванек Д. Профессиональная подготовка учителей и проблемы формирования мотивации достижений и контроля за действием / Д. Ванек // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 21–28.
7. Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием / И.А. Васильев. М.: МГУ, 1991. - 144 с.
8. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. – М., 1986. с. 208.
9. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. / Н.Н. Власова. М.: Просвещение, 2007. 50 с.
10. Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер. М.: Просвещение, 1988. 136 с.
11. Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. Содержательные теории мотивации. 2006. с. 15.
12. Зазюн И.A. Педагогическое мастерство / И.A. Зазюн, Л.В. Крамущенко, И.Ф. Кривоносов. – К.: Вища школ, 2004. – 417 с.
13. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.
14. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. – Т. 2.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2004. с. 507.
16. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., Политиздат, 1974. – 328 с.
17. Категория деятельности и ее применение к изучению качества профессионального образования. - Индивидуальный исследовательский проект № 10-01-0039 «Качество педагогического образования: проблемы и пути решения» выполнен при поддержке Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ».
18. Киселева Т.Г. Компетентности учителя начальной школы: метод. разработка / Т.Г. Киселева, Е.В. Коточигова. Ярославль: ИРО, 2004. - 35 с.
19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКД Март, 2009. 106 с.
20. Колесникова И.А., Титова Е.В. «Педагогическая праксеология» / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / И.А. Колесникова, Е.В.Титова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
21. Костылев, Ф.В. Учить по-новому: нужны ли оценки-баллы: Кн. Для учителя/ Ф.В. Костылев. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 104 с.
22. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л: Изд-во ЛГУ, 1970. — с. 7.
23. Кулюткин Ю.Н. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя / Ю.Н. Кулюткин, В.П. Бездухов. – Самара: СамГПУ, 2002. – 400 с.
24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 1983. с. 392.
25. Леоньтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Авторский сборник. / А.Н. Леоньтьев – Москва: «Смысл. Академия», 2005. – 352 с.
26. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт - М, 2007. – с. 198.
27. Лусканова, Н.Г. Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов / Н.Г. Лусканова. – Текст: непосредственный // Педагогическая газета. – 2001 - №9 – С. 8-9.
28. Лусканова, Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учеб.-метод. пособие / Н. Г. Лусканова. - М. : Фолиум, 1999. – 30 с.
29. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русого языка в начальных классах: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 464 с.
30. Любогор О.В. Праксеологический подход к анализу результативности педагогической деятельности / диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. – СПб, 2011. – 181 с.
31. Магун B.C. О взаимосвязи между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью. //Вопросы психологии, 1978, №6, с. 93.
32. Малинин Г.А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. – М.: Прометей, 1993. – 173 с.
33. Маркова А.К. Психология труда учителя. — М.: Просвещение, 1993. — С. 11-12.
34. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее формирование у школьников. М.: Педагогика, 1983. 64 с.
35. Матюхина М.В. Особенности развития личности младшего школьника / М.В. Матюхина. – М.: Наука, 2009. – 128-134 с.
36. Миронова Т.И. Структура и развитие профессионального самосознания. /Диссертация на соискание ученой степени доктора псих.наук. – М., 1999. с. 436.
37. Митина Л.М., Учитель как личность и профессионал: (Психол. пробл.) / Л.М. Митина. - М.: Дело, 1994. - 215 с.
38. Модель специалиста и высшее профессиональное образование / под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 2003.
39. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. — М.: ИПП, 1998.
40. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: «Академия», 2007, 222 с.
41. Обухова. Л. Ф. Возрастная психология. — М.: «Роспедагентство», 1996.
42. Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности 1984. с. 198.
43. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. / И.П. Подласый. М.: Просвещение, 2001.89 с.
44. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ (дата обращения: 28.04.2022)
45. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Логос, 2011. – 168 с.
46. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002 г. - 720 стр.
48. Смирнов В.И. Общая педагогика. Учебное пособие. М.: Логос, 2002. 304 с.
49. Теория мотивации труда Ф.Герцберга. [Электронный ресурс] http://www.nosorog.com/public/marketing/audit_vnutr_market.html (дата обращения: 20.05.2022).
50. Фролов Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю.В. Фролов, Д.А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 34–41.
51. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. – М.: Логос, 2003. –134с.
52. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вест. Яросл. гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Серия «Психология». 2006. № 1. С. 15–21
53. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26–31.
54. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982.
55. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., Издательство «Институт психологии РАН», 2013. – 464с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ