Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕФЛЕКСИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №116969

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы102
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы методической деятельности по формированию рефлексивной культуры учителей начального образования 13
1.1 Проблема формирования рефлексивной культуры учителей начального образования в современных исследованиях 13
1.2 Характеристика организационно-педагогических условий формирования рефлексивной культуры учителей начального образования 29
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации организационно-педагогических условий формирования рефлексивной культуры учителей начального образования 47
2.1 Выявление уровня сформированности рефлексивной культуры учителей начального образования 47
2.2 Содержание методической работы по реализации организационно-педагогических условий формирования рефлексивной культуры учителей начального образования 62
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности рефлексивной культуры учителей начального образования 76
Заключение 85
Список используемой литературы 87
Приложение А Карта самодиагностики рефлексивной культуры педагога 93
Приложение Б Анкета «Рефлексивные знания учителей начальных классов» 94
Приложение В Карта самооценки учителей «Оценка способности к саморазвитию и самообразованию» 96
Приложение Г Диагностическая методика «Изучение педагогической рефлексии» (Е.Е. Рукавишникова) 98
Приложение Д Методика оценки рефлексивных способностей (авторы О.Б. Даутова, С.В. Христофоров, модифицированная) 100
Приложение Е Результаты констатирующего этапа эксперимента 101
Приложение Ж Результаты контрольного этапа эксперимента 102

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена изменением требований к профессиональной деятельности учителя с связи с обновлениями в системе общего образования, актуализацией ценностей и смыслов образования. Это обострило вопросы профессиональной культуры современного педагога, в том числе такой ее неотъемлемой части как рефлексивная культура. Действуя в постоянно изменяющихся условиях, учитель сталкивается с необходимостью осуществлять анализ и рефлексию своей деятельности на соответствие этим условиям, осуществлять обоснованный выбор способов решения профессиональных задач. Рефлексивная деятельность становятся основой самоуправления собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности, основой осмысления и обобщения своего профессионального опыта, условием успешной самореализации педагога как профессионала.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования учитель начальных классов должен быть готов и способен творчески осмысливать и решать проблемно-конфликтные ситуации, уметь анализировать и оценивать свою профессиональную деятельность, уметь находить новые смыслы и ценности, уметь адаптироваться в различных межличностных системах отношений. Это обуславливает значимость рефлексивной культуры современного учителя начальных классов и необходимость ее постоянного совершенствования.
В связи с этим важной задачей методической деятельности руководителя образовательной организации является создание организационно-педагогических условий формирования рефлексивной культуры учителей.
Актуальность на научно-теоретическом уровне обусловлена необходимостью исследования проблем педагогической рефлексии и рефлексивной деятельности учителей начального образования, а также формирования их рефлексивной культуры в условиях реальной профессиональной деятельности.
Изучение современных исследований (В.И. Андреев, Н.Г. Алексеев, Т.В. Баранова, А.А. Бизяева, К.Я. Вазина, М.М. Карнелович, А.В. Карпов, Ю.В. Ковалёва, Л.А. Кунаковская, И.Г. Липатникова, А.А. Хлусова, Г.И. Шевченко и другие), позволяет установить значение педагогической рефлексии и рефлексивной деятельности педагога.
Исследователи подчеркивают, что, решая профессиональные задачи, педагог находится в двух ипостасях: он выступает организатором и руководителем педагогического процесса, и одновременно, благодаря аналитико-рефлексивной деятельности, его сознание должно быть направлено на осмысление происходящего, оценку и выстраивание своего поведения в соответствии с характером педагогической ситуации. При этом отмечается, что учителя нередко подменяют анализ собственной деятельности, связанный с рефлексией и поиском причин успешности или не успешности своей работы, простой констатацией сделанного, а неудачи в часто объясняются внешними причинами.
Рефлексия, являясь, необходимым компонентом в структуре педагогического мышления, обеспечивает осуществление инновационной деятельности педагога. Рефлексивная деятельность определяется как интегрирующий механизм, обеспечивающий развитие творческого мышления и саморазвития личности педагога. Она является побудителем к самостоятельному творчеству, условием профессионального саморазвития.
В современной психолого-педагогической науке наблюдается повышенный интерес к формированию рефлексивной культуры в связи с актуальностью ценностно-ориентированного, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в образовании.
Понятие «рефлексивная культура» разработано в русле рефлексивно-гуманистического направления психолого-акмеологических исследований (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, С.Ю. Степанов и другие). Рефлексивная культура человека определяет особенности и качество способов его коммуникации, профессиональной деятельности, самореализации в обществе. Такое понимание рефлексивной культуры объясняет возможность творческого отношения человека к своему профессиональному становлению, развитию, к себе как индивидуальности, к способам своего общения с другими, к культуре в целом.
В современных исследованиях нет единого понимания сущности и компонентов рефлексивной культуры учителей, условий ее формирования. Определяется возможность решение проблемы в связи с реализацией в деятельности руководителя личностно-ориентированного подхода, с переходом от управления формированием рефлексивной культуры педагога к самоуправлению, от управляемого методистом образования педагогов - к самообразованию, предполагающему самоактуализацию рефлексивности.
Ряд исследователей определяют важности создания в образовательной организации рефлексивной образовательной среды (М.Е. Белобородова, А.А. Бизяева, Л.М. Ильязова, Л.Б. Соколова, Н.Г. Баженова М.А. Федорова, С.Г. Вахитова, А.А. Хлусов, О.Ю Малахова, А.А. Хлусова и другие). А.А. Бизяева говорят о значимости создания в образовательной организации рефлексивно-инновационной среды в совокупности психологической и социальной составляющей, обеспечивающей возможность осуществления педагогом самоисследования и самокоррекции, стимулирующей сотворчество.
Нами установлено, что формирование рефлексивной культуры современных педагогов начального образования не стало предметом экспериментального научного исследования, не определена суть, содержание и условия данного процесса.
Актуальность на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью исследования методических аспектов деятельности руководителя по разработке и реализации в образовательном учреждении организационно-педагогических условий формирования рефлексивной культуры учителей начального образования.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в образовательных учреждениях выявил следующие противоречия:
• между важностью формирования рефлексивной культуры у учителей начального образования и недостаточным исследованием ее компонентов и содержательно-методических основ этого процесса;
• между необходимостью методической деятельности руководителя образовательной организации по формированию рефлексивной культуры у учителей начального образования и недостаточной разработкой организационно-педагогических условий данной работы.
Для разрешения данных противоречий нами была сформулирована проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования рефлексивной культуры учителей начального образования?
Объект исследования: методическая деятельность по формированию рефлексивной культуры учителей начального образования.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия формирования рефлексивной культуры учителей начального образования.
Цель исследования: определить, охарактеризовать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования рефлексивной культуры учителей начального образования.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование рефлексивной культуры у учителей начального образования возможно при реализации следующих организационно-педагогических условий:
• определение задач и содержания методической работы на основе выявления и анализа проблем конкретных учителей с учетом результатов диагностики уровня сформированности компонентов рефлексивной культуры;
• поэтапная планомерная реализация комплекса взаимосвязанных форм методической работы с учителями, обеспечивающих освоение компонентов рефлексивной культуры при реализации субъектной позиции учителя;
• разработка и реализация индивидуальных маршрутов творческого саморазвития учителей;
• психолого-педагогическое сопровождение актуализации рефлексивности образовательной деятельности педагогов;
• создание рефлексивного сообщества педагогов по аналитическому осмыслению, обобщению и распространению своего практического опыта (в рамках единой методической темы);
• организация рефлексивной образовательной среды как среды самопознания и творческого саморазвития.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования.
1. Раскрыть теоретическое состояние исследуемой проблемы на современном этапе, уточнить содержательные характеристики компонентов рефлексивной культуры учителей начального образования.
2. Разработать критериально-диагностический аппарат и изучить уровень сформированности рефлексивной культуры учителей начального образования и организационно-педагогические условия в образовательной организации по ее формированию.
3. Разработать и апробировать организационно-педагогические условия формирования рефлексивной культуры учителей начального образования.
4. Определить динамику в уровне сформированности рефлексивной культуры учителей начального образования после реализации разработанных организационно-педагогических условий.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• подходы к определению компонентов рефлексивной культуры педагогов (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, С.Ю. Степанов и другие),
• идеи о становлении и развитии рефлексивной культуры учителя (В.А. Сластёнин),
• подходы к определению организационно-педагогических условий формирования рефлексивной культуры педагогов (А.А. Бизяева, Г.Г. Ермакова, Л.А. Кунаковская, Г.И. Щукина и другие),
• подходы к определению содержания методической работы в образовательной организации (К.С. Буров, И.Г. Вертилецкая, М.А. Гуляева и другие),
• подходы к определению организационно-педагогических условий формирования рефлексивной культуры у педагогов (Г.Н. Бахарева, И.И. Малых, В.И. Чарская и другие),
• теория управления (В.Г. Афанасьев, Ю.В. Васильев, В.Р. Веснин, О.С. Виханский, И.Н. Герчикова, А.Е. Капто, В.И. Кондрух и другие).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; интерпретация, обобщение практического опыта, системный анализ); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализы полученных данных).
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Лицей № 37». В исследовании приняли участие 10 учителей начальных классов.
Организация и основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
Первый этап - теоретико-поисковый (сентябрь 2018 г. - апрель 2019 г.). Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы с целью установления состояние проблемы в науке и педагогической практике. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Определение диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности рефлексивной культуры учителей начального образования и по изучению деятельности методиста по проблеме организационно-педагогических условий формирования рефлексивной культуры учителей начального образования (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - экспериментальный (апрель 2019 г. - февраль 2020 г.). Разработка, апробация и корректировка этапов и содержания работы методиста по проблеме разработки и внедрения организационно-педагогических условий формирования рефлексивной культуры учителей начального образования. Обработка, проверка и систематизация полученных результатов, проведение повторной диагностики уровня сформированности рефлексивной культуры учителей начального образования (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (февраль - июнь 2020 г.). Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы. Осуществление анализа, обобщения и систематизации результатов экспериментальной работы. Оформление диссертационных материалов, формулировка выводов.
Научная новизна исследования: получены новые данные о состоянии проблемы в науке и педагогической практике; определены организационно-педагогические условия формирования рефлексивной культуры учителей начального образования.
Теоретическая значимость исследования: охарактеризованы и обоснованы организационно-педагогические условия формирования рефлексивной культуры учителей начального образования; уточнены и охарактеризованы компоненты и уровни сформированности рефлексивной культуры учителей начального образования.
Практическая значимость исследования: в практике управленческой деятельности могут быть использованы разработанный критериально-диагностический аппарат изучения уровня сформированности рефлексивной культуры учителей начального образования и организационно - педагогических условий руководства процессом ее формирования в образовательной организации; разработанный комплекс форм методической работы с учителями (мероприятий), обеспечивающих формирование рефлексивной культуры; методические рекомендации по реализации разработанных организационно-педагогических условий.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались концептуальными научными положениями психологии и педагогики; адекватностью и комплексностью методов исследования соответствующих предмету, целям, задачам исследования; личным участием автора в исследовании и получении научных результатов; этапами исследования.
Личное участие автора в исследовании заключено в выявлении теоретического и практического состояния проблемы, а также в разработке и апробации критериально-диагностического аппарата исследования и организационно-педагогических условий формирования рефлексивной культуры учителей начального образования.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях: научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки» ТГУ (2019 г., 2020 г.), отчетные конференции по практике. По итогам исследования опубликованы пять статей.
Положения, выносимые на защиту.
1. Рефлексивная культура учителей начального образования представляет собой интегративное, динамическое образование личности, которое включает в себя овладение комплексом рефлексивных знаний и умений, способов самопознания, самооценки, выработку установки на ценностное отношение к профессиональной деятельности и на развитие значимых профессионально-личностных качеств. Компонентами рефлексивной культуры педагога являются: когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный. Уровень рефлексивной культуры педагога проявляется в рефлексивности педагога. Формирование рефлексивной культуры происходит в ходе его рефлексивной деятельности; определяется особенностями его профессионального самосознания, обусловлено процессами самопознания и самопонимания. Содержание и способы совершенствования рефлексивной культуры определяют индивидуальный маршрут творческого саморазвития педагога.
2. Формированию рефлексивной культуры у учителей начального образования обусловлено организационно-педагогическими условиями, созданными методической службой в образовательной организации. Их определение и содержательная конкретизация связаны с реализацией ценностно-ориентированного, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов; с рефлексивным управлением инновационными процессами в образовательном учреждении.
3. Рефлексивное сообщество педагогов как основной компонент рефлексивной образовательной среды обеспечивает стимулирование потребностей, ценностных ориентаций и мотиваций руководителей и педагогов к овладению рефлексивными умениями, обобщению и распространению положительного профессионального опыта аналитико-рефлексивной деятельности, поддержку педагогического творчества.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит аз введения, двух глав, заключения, список используемой литературы (54 наименования), 7 приложений. Для иллюстрации текста используется 13 таблиц, 3 рисунка. Основной текст работы изложен на 92 странице.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Анализ современных исследований по проблеме показал актуальность исследования проблем педагогической рефлексии и рефлексивной деятельности учителей начального образования, а также формирования их рефлексивной культуры в условиях реальной профессиональной деятельности.
2. Рефлексивная культура определена как интегративное, динамическое образование личности, компонентами которой являются: когнитивный (достаточность рефлексивных знаний, оценку своих знаний и представлений о педагогической деятельности); эмоционально-мотивационный (осознанность мотивов педагогической деятельности, отношение педагога к другим участникам образовательного процесса, к самому себе, осознанность процесса и результатов своей педагогической деятельности); деятельностный (рефлексивное поведение педагога, осознание и применение способов и приёмов, помогающих реализовать в педагогической деятельности собственное понимание ожидаемого результата).
Формирование рефлексивной культуры определяется как направление творческого саморазвития педагога и направление методической деятельности руководителя образовательной организации. Установлена значимость опоры на ценностно-ориентированный, личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в образовании, необходимость повышения эффективности управления процессом профессионального развития учителей начального образования и реализации в образовательном учреждении организационно-педагогических условий формирования их рефлексивной культуры. Установлена необходимость разработки и внедрения организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы. Их конкретизация связана с актуализацией рефлексивности образовательной деятельности учителей, созданием рефлексивной среды в учреждении и рефлексивного сообщества педагогов как ее основы, определением индивидуальных маршрутов творческого саморазвития педагогов.
3. Разработка диагностического инструментария, количественный и качественный анализ результатов проведенной диагностики учителей начального образования позволил выявить недостаточный уровень сформированности отдельных компонентов их рефлексивной культуры, конкретизировать проблемы в рефлексивной деятельности учителей, недостаточность мотивации педагогов на профессиональное самосовершенствование.
4. Апробация разработанных организационно-педагогических условий на формирующем этапе эксперимента осуществлялась поэтапно: проектировочно-подготовительный, мотивационный, когнитивно-деятельностный. Работа методиста с педагогическим коллективом осуществлялась по единой методической теме «Актуализация рефлексивности образовательной деятельности» и направлениям: организация работы ТГ по осмыслению, доработке и распространению положительного опыта аналитико-рефлексивной деятельности учителей начальных классов; организация работы по распространению наработанного педагогического опыта, его внедрению в практику реальной образовательной деятельности педагогического коллектива школы.
5. Сравнение результатов контрольного и констатирующего этапов экспериментов показало положительную динамику в уровне рефлексивной культуры учителей, что свидетельствует об эффективности разработанных организационно-педагогических условий и содержания методической работы с учителями начальных классов по формирования рефлексивной культуры.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи исследования решены, результаты исследования подтверждают верность выдвинутой гипотезы.


1. Аверина М. Н. Педагогические условия развития рефлексивных умений в процессе повышения квалификации учителей // Преподаватель XXI век. 2011. № 3. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskie-usloviya- razvitiya-refleksivnyh-umeniy-v-protsesse-povysheniya-kvalifikatsii-uchiteley (дата обращения: 14.10.2019).
2. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2 URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/5260 (дата обращения: 22.12.2019).
3. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. Казань : Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
4. Бурлакова, О. К. Организационно-педагогические условия формирования рефлексивной культуры учителей начальных классов // Проблемы образования на современном этапе : материалы студенческой научно-практической конференции, 1-12 апреля 2019 г. Выпуск VIIII / Сост. О.В. Дыбина, Е.В. Некрасова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. Тольятти, 2019. 162 с. С. 14-19.
5. Баранова Т. В. Исследование особенностей педагогической рефлексии в профессиональной деятельности педагога // Научные исследования в образовании. 2008. № 2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/issledovanie-osobennosteypedagogicheskoy- refleksii-v-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga (дата обращения: 23.11.2018).
6. Бахарева Г. Н., Малых И. И. Тренинг формирования рефлексивной культуры педагогов как метод профилактики профессионального выгорания специалистов // Психология в России и за рубежом : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). СПб. : Свое издательство, 2016. С. 37-39.
7. Белкина В. Н. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция // Ярославский педагогический вестник. Том II (Психологические науки), 2010. № 3. С. 203-206.
8. Белобородова М. Е. Рефлексивная образовательная среда и ее компоненты // Вектор науки ТГУ. 2013. 2 (24). С. 396-398.
9. Бизяева А. А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков : ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. 216 с.
10. Бондаренко Т. А. Педагогические условия формирования рефлексивной культуры у студентов : Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск. 1999. 191 с.
11. Борисова Л. Н. Рефлексивная культура педагога как условие успешной инновационной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2005. №4-2. С. 77-81.
12. Буров К. С. Методическая работа в образовательном учреждении // Человек. Спорт. Медицина. 2007. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-rabota-v-obrazovatelnom- uchrezhdenii (дата обращения: 25.11.2019).
13. Вазина К. Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития педагогов, студентов // Наука и школа: сборник научных статей. 2010. № 5. С. 20-24.
14. Вертилецкая И. Г. К вопросу о реализации научно-методического сопровождения активизации самообразования учителя в учреждении дополнительного профессионального образования // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-realizatsii-nauchno-metodicheskogo- soprovozhdeniya-aktivizatsii-samoobrazovaniya-uchitelya-v-uchrezhdenii- dopolnitelnogo (дата обращения: 20.11.2019).
15. Володин А. А. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 2. URL: http:Zzcyberleninka.ru/articleZn/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 22.09.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ