Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Работа №28587

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы206
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
695
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Проблемы стиля деятельности в психологии .„11
1.1.1. Развитие представлений о стиле деятельности ...11
1.1.2. Стиль деятельности и интегральная индивидуальность
1.1.3. Стиль педагогической деятельности и
стиль педагогического общения .34
1.1.4. Стиль учебной деятельности младших школьников .47
1.2. Проблемы метаиндивидуальности в психологии .57
1.2.1. Общая характеристика метаиндивидуальности .57
1.2.2. Взаимосвязь индивидуальности и деятельности учителя
с индивидуальностью учащихся .62
1.2.3. Проблема взаимодействия стиля деятельности педагога и
стиля учебной деятельности учащихся .68
1.2.4. Метаэффект индивидуальности и деятельности педагога
начальных классов .74
1.3. Постановка проблемы и задачи исследования .79
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .81
2.1. Организация исследования .81
2.2. Методы исследования: .85
2.2.1. Методы изучения стиля деятельности
и индивидуальных особенностей учителей начальных классов .85
2.2.2. Методы изучения стиля деятельности
и индивидуальных особенностей младших школьников .91
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ...91
3.1. Результаты исследования стиля педагогической
деятельности учителей начальных классов .97
3.2. Сравнительный анализ индивидуальности учителей
начальных классов с различными стилями деятельности .105
3.3. Результаты исследования стиля учебной деятельности
учащихся младших классов .128
3.4. Сравнительный анализ стиля учебной деятельности младших школьников, обучающихся у педагогов различными СПД .131
3.5. Индивидуальные особенности младших школьников,
обучающихся у учителей с различными СПД .143
3.6. Общее обсуждение результатов .157
Выводы ...163
Рекомендации ...166
Список литературы .167
Приложение .191

В современных условиях гуманизации образования особенно остро стоит задача развития личности учащихся, изучения их индивидуальных особенностей. Необходимо создание условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию потенциала личности и развитие ее способностей, становление индивидуальности каждого конкретного школьника.
В связи с этим возрастает роль личности педагога в процессе формирования индивидуальности учащихся. Выражением этой интеграционной тенденции стал принцип, сформулированный Л.М. Митиной: «Обучение должно быть подчинено процессу развития личности» [152, с. 26]. Наша школа слишком долго работала в иной парадигме, отвлекаясь от того очевидного факта, что ее «продукция» - человек, личность, индивидуальность, и имея в качестве главной задачи усвоение учащимися суммы знаний. Поэтому сегодня тезис о подчинении обучения процессу развития личности звучит отнюдь не тривиально.
Этот тезис не только декларируется учеными. В последние годы появились исследования, характеризующие влияние учителя на личность его воспитанников. Особое внимание уделяется анализу влияния педагогической деятельности на формирование личности ребенка. В этой связи возрастает интерес к изучению стиля деятельности (СД) педагогов. В исследованиях освещен достаточно широкий круг проблем, имеющих отношение к СД: психологическая структура деятельности, СД педагога, процесс формирования личности учителя и др. (Ф.Н. Гоноболин, И.В. Страхов, В.А. Сластенин, А.В. Мудрик, Т. М. Хрусталева, Т.С. Рожок, Ю.С. Шведчикова и др.). Основные вопросы СД выделены в работах Е.А. Климова, В.С. Мерлина, Е.П. Ильина, В.А. Толочека, М.Р. Щукина и других исследователей. Однако недостаточно полно представлены работы, освещающие СД учителей начальных классов. Их деятельность своеобразна и специфична, так как характеризуется определенной универсальностью (необходимостью преподавания различных предметов). Кроме того, существует необходимость более широкого рассмотрения СД учителя начальных в плане выделения таких основных аспектов педагогической деятельности, как дидактический, коммуникативный, воспитательный [64, с. 16].
СД педагога является мощным фактором, оказывающим влияние на различные стороны индивидуальности учащихся. Однако СД учителя изучается, как правило, вне связи с формированием определенного стиля учебной деятельности (СУД) его учеников. Доказано влияние стиля педагогической деятельности (СПД) на различные стороны личности учащихся, но не рас¬крыты всесторонние связи в системе: «СД учителя - СУД учеников». Проблема СУД в начальной школе и факторов, его обуславливающих, особенно актуальна, т.к. именно на начальных этапах обучения в школе закладывается структура учебной деятельности [65, с. 205].
Все это обусловило выбор темы исследования «Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся».
Актуальность исследования определяется, таким образом, с одной стороны, осознанием важности изучения вопросов СПД учителей начальных классов, СУД учащихся младшей школы, их связи, а с другой стороны, явно недостаточным вниманием к ним в экспериментальных психологических исследованиях. Если в отношении связи СПД с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности (ИИ) учителей средних и старших классов в литературе имеются определенные сведения, то в отношении учителей начальных классов подобные исследования не проводились. В целом недостаточно изучены как в теоретическом плане, так и экспериментально вопросы индивидуальных особенностей учебной деятельности школьников, обучающихся у педагогов с различными СПД.
Таким образом, изучение особенностей СД и свойств ИИ учителей начальных классов, а также их влияния на СУД и свойства ИИ учащихся является важной научной и практической задачей.
Объект исследования: педагогическая деятельность и свойства ИИ учителей начальных классов, учебная деятельность и свойства ИИ младших школьников.
Предмет исследования: СД и свойства ИИ учителей начальных классов, связь СД педагога с СУД и свойствами ИИ учащихся.
Методологическая и теоретическая основа исследования: это основные принципы отечественной психологии (принцип системного подхода к изучению индивидуальности (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин), принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн) и теория ИИ (В.С. Мерлин, Б.А. Вяткин), теория СД (Е.А. Климов, В.С. Мерлин, М.Р. Щукин), теория метаиндивидуальности (А.В. Петровский, В.С. Мерлин, Л.Я. Дорфман, Б.А. Вяткин).
Научная новизна. В работе дана характеристика структуры СПД учителей начальных классов и индивидуальных особенностей, выступающих в качестве его внутренних условий. Впервые выделены основные СПД учите¬лей начальных классов на основе преобладания тех или иных стилевых компонентов и характера связи между ними. Охарактеризована связь СД учите¬лей выделенных групп с разноуровневыми свойствами ИИ. Впервые выделены СУД младших школьников в соответствии с уровнем развития стилевых характеристик деятельности, показана существенная роль интеллектуальных характеристик в структуре СУД школьников. Впервые показана связь СПД учителя с СУД и ИИ учащихся.
Теоретическое значение. Данная работа вносит вклад в развитие представлений о своеобразии СД учителей и учащихся начальной школы и их составляющих. Уточнено представление о своеобразии СД учителя начальных классов, о соотношения процессуальных компонентов стиля и свойств ИИ, выступающих в качестве внутренних условий СПД. Раскрыта специфика связи стилевых особенностей деятельности и индивидуальности учителей с различными СПД. С позиции системного подхода проанализирована структура стиля, исследованы связи СУД и индивидуальных особенностей учащихся и показателей успешности в обучении.
Уточнены представления о влиянии внешних условий на СД. В работе в качестве таких условий по отношению к СУД школьников выступают СД педагога и особенности его индивидуальности. Обогащено представление о роли интеллектуального фактора в структуре СД.
Практическое значение. Разработана методика оценки СПД учителей начальных классов, апробирован опросник особенностей учебной деятельности учащихся младших классов. Они получили положительные отзывы со стороны педагогов, и нашли применение в ходе диагностики учебного процесса в начальной школе. Полученные результаты комплексной диагностики были использованы при консультировании педагогов, администрации школ и родителей учащихся.
Результаты исследования включены в материал лекций по общей, возрастной и педагогической психологии, а также использованы для разработки факультативного курса для студентов-психологов «Стиль в психологии».
Апробация результатов исследования. Основные положения по теме диссертационного исследования докладывались и обсуждались на региональных научно-практических конференциях - XVI, XVIII, XIX Мерлинских чтениях (г. Пермь, 2001, 2003, 2004 г.г.), региональной научно-практической конференции «Верхнекамский регион: экономические, социальные, историко-культурные проблемы региональных конференциях» (г. Березники, 2002
г.), межрегиональной научно-практической конференции «Социально¬педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования» (г. Соликамск, 2004 г.), на Сибирском психологическом форуме «Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность» (г. Томск, 2004 г.). По материалам исследования опубликовано 8 работ.
Цель исследования: изучение СД и разноуровневых свойств ИИ учителей и учащихся начальных классов, связи СД и свойств ИИ учителей со СД и свойствами ИИ учащихся.
Задачи: 1.Изучить стилевые особенности деятельности, свойства ИИ и особенности их взаимодействия у учителей начальных классов.
2. Выявить типичные СД учителей начальных классов.
3. Изучить стилевые особенности учебной деятельности младших школьников.
4. Изучить особенности деятельности, свойств ИИ и их взаимодействие у школьников, обучающихся у педагогов с различными СД.
5. Проанализировать связь СД учителя начальных классов с особенностями учебной деятельности и ИИ учащихся.
Гипотезы исследования:
1. СД учителя начальных классов - сложное многокомпонентное образование, в структуру которого входят коммуникативные действия; действия, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся; организационные и самоорганизационные действия. В качестве внутренних условий стиля выступают свойства личности, интеллектуальные характеристики, а также нейро- и психодинамические свойства.
2. Существуют различия в СПД учителей начальных классов, которые проявляются в преобладании тех или иных стилевых характеристик, в специфичности связей его компонентов, а также в характере связей этих компонентов с разноуровневыми свойствами ИИ, и которые отражаются в демократических или автократических тенденциях.
3. В младшем школьном возрасте структура СУД имеет специфические особенности, обусловленные уровнем овладения компонентами учебной деятельности, характером связей между ними, их взаимодействием с разноуровневыми свойствами ИИ и особой ролью интеллектуальных характеристик.
4. Существуют разные аспекты метаэффекта СД педагога, проявляющиеся в СУД и особенностях ИИ учащихся.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. СПД учителей начальных классов является многокомпонентной структурой, специфика которой обусловлена особенностями связей и уровнем развития стилевых характеристик деятельности.
2. Первый выделенный СПД характеризуется преобладанием самоорганизационных действий в сочетании с демократическими тенденциями, второй СПД характеризуется преобладанием действий, направленных на активизацию интеллектуальной деятельности учащихся, в сочетании с автократическимим тенденциями.
3. Общими внутренними условиями выделенных стилей педагогов являются интеллектуальные характеристики, организационные и коммуникативные склонности, темп в работе и эмоциональность в общении.
4. Структура СУД младших школьников является многокомпонентным образованием, характеризующимся степенью выраженности и взаимодействием групп действий, включающих в себя: интеллектуальную активность и стремление к ней, саморегуляцию деятельности, организованность, работоспособность, позитивную коммуникативную активность, скоростные характеристики, ориентировочные компоненты деятельности, предпочтение спокойных либо усложненных ситуаций деятельности, недостаточную учебную активность и негативную коммуникативную активность. При этом существенную роль в структуре СУД играют интеллектуальные характеристики.
5. В классах учителей обеих групп имеют место три выделенных нами СУД младших школьников: более развитый, менее развитый и промежуточный. У первой группы учителей преобладают учащиеся с более развитым СУД, у второй группы учителей - с промежуточным СУД.
6. Существуют общие характеристики во взаимодействии стилевых компонентов учебной деятельности и разноуровневых свойств ИИ, которые проявляются в интеграции свойств нервной системы и стилевых компонентов деятельности учащихся. При этом в отмеченном взаимодействии у учащихся первой группы учителей выделяются личностные черты, у учащихся второй группы учителей - интеллектуальные характеристики.
7. Метаэффект деятельности педагога проявляется, с одной стороны, в отношении стилевых характеристик деятельности учащихся, с другой стороны, в отношении их индивидуальности. Учащиеся педагогов с преобладанием самоорганизационных характеристик имеют более выраженные показатели СУД. А воспитанники педагогов с преобладанием действий, активизирующих интеллектуальную деятельность учащихся, имеют более высокие показатели интеллекта и мотивационных характеристик, большую ответственность наряду с напряженностью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Стиль педагогической деятельности учителей начальных классов представляет собой многокомпонентное образование, характеризующееся особенностями развития и особенностями связей следующих групп действий: коммуникативных, активизирующих интеллектуальную деятельность учащихся, организационных и самоорганизационных.
2. В зависимости от преобладания тех или иных компонентов стиля и характера их связей выделены два основных СПД. Первый из них на фоне большей выраженности всех показателей в сравнении со вторым характеризуется преобладанием самоорганизационных действий, прямыми связями между компонентами и наличием связи ведущего компонента со всеми остальными. Второй характеризуется преобладанием действий, активизирующих интеллектуальную деятельность учащихся, преобладанием отрицательных связей между компонентами и наличием отрицательных связей ведущего и коммуникативного компонентов с другими.
3. В выделенных группах педагогов наряду со стилевыми различиями выявлены различия в разноуровневых свойствах интегральной индивидуальности. Первые отличаются групповой зависимостью, ориентацией на моральные нормы и правила, они имеют более высокие показатели интеллекта. Вторые характеризуются определенной личностной свободой, самодостаточностью и критическим настроем по отношению к окружающим при менее высоких показателях интеллекта. Представители первой группы в сравнении со своими коллегами отличаются большей выраженностью нейро- и психодинамических характеристик.
4. При детальном анализе деятельностных и личностных проявлений представители первой группы обнаружили демократические тенденции, представители второй группы - автократические тенденции.
5. На фоне выявленных различий обнаружены общие характеристики в индивидуальности обеих групп педагогов, которые проявляются в максимальной представленности в факторных структурах интеллектуального показателя, организационных и коммуникативных склонностей, темпа в работе и эмоциональности в общении. Они выступают в качестве внутренних условий СПД учителей начальных классов.
6. Структура СУД младших школьников является многокомпонентным образованием, включающим в себя: интеллектуальную активность и стремление к ней; саморегуляцию деятельности, организованность, работоспособность, позитивную коммуникативную активность, скоростные характеристики, ориентировочные компоненты деятельности, предпочтение спокойных либо усложненных ситуаций деятельности, недостаточную учебную активность и негативную коммуникативную активность.
В этой структуре существенную роль играют интеллектуальные компоненты. С одной стороны, они образуют ядро СУД, выступая в числе ведущих показателей. С другой стороны, интеллектуальные характеристики учащихся обнаруживают наибольшее число связей с разноуровневыми свойствами ИИ.
7. В зависимости от развития названных компонентов выделены три СУД: более развитый, менее развитый и промежуточный СУД.
8. В классах учителей обеих групп имеют место все три вида СУД учащихся. Однако у первых явно преобладают представители более развитого СУД, а у вторых - промежуточного.
9. Выделены 2 аспекта метаэффекта СД учителей начальных классов. Первый касается непосредственно стилевых характеристик деятельности учащихся, а второй - их характеристик индивидуальности.
10. В целом учащимся педагогов с первым СПД присущи более высокие показатели в сформированности СУД, особенно в отношении стремления к интеллектуальной активности, позитивной коммуникативной активности и ориентировочных компонентов деятельности.
11. Обучающиеся у педагога со 2 стилем в сравнении со своими сверстниками обладают более развитым интеллектом, познавательной потребностью, школьной мотивацией, большей ответственностью, аккуратностью, но в то же время фрустрированностью и напряженностью.
12. Выявлены общие и специфические особенности учащихся во взаимодействии их стилевых особенностей с разноуровневыми свойствами ИИ. У учащихся обеих групп особенности деятельности в большей степени связаны со свойствами нервной системы. Вместе с тем у учащихся первой группы самостоятельное значение приобретают личностные черты, а учащихся второй группы - интеллектуальные характеристики. Обнаруженные особенности отражают преобладание самоорганизационных действий в сочетании с демократичностью у первых педагогов и преобладание действий, активизирующих интеллектуальную активность учащихся в сочетании с автократичностью у вторых педагогов.



1. Абрамова Г.А. Некоторые особенности педагогического общения с подростками// Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 96 - 99.
2. Альбуханова К.А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК.- 1999.
3. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и развитие личности. - М.: Наука, 1980.- 335 с.
4. Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической квалификации учителя// Вопросы психологии. - 1988. - № 1.
5. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей// Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 71 - 77.
6. Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания// Вопросы психологии. - 1994. - № 2.
7. Аминов Н.А. Дифференциальная психодиагностика
педагогических стилей. - М.: Институт социальной работы, Институт молодежи, 1997.
8. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека/ Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л.В.- СПб.: Изд-во "Питер", 2000.- 480 с. - (Серия "Хрестоматия по психологии").
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
10. Андреев А.А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1984. - 20 с.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 432 с.
12. Андрос О.Я. Стиль самоорганизации деятельности студента в структуре интегральной индивидуальности// Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. - Перм. пед. ин-т. Пермь, 1992. - С. 104 - 122.
13. Андрос О.Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности (на материале лонгитюдного исследования студентов): Автореф. дис. канд. психол. наук. - Пермь, 1994. - 26 с.
14. Аптер М.Дж. Теория реверсивности и человеческой активности// Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 162 - 199.
15. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы
способностей. - М.: Издательство «Наука», 1977. - 184 с.
16. Асфандиарова С.И., Субханкулов М.Г., Щукин М.Р. Некоторые типологически обусловленные особенности учебно-производственной деятельности учащихся-токарей// Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда. - Пермь, 1964. - С. 67 - 69.
17. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников// Типологические исследования по психологии личности. - Пермь, 1967. Вып.4. - С. 104 - 135.
18. Башлакова Л.Н. Исследование факторов, влияющих на организацию общения воспитателя с детьми// Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. - Минск: НИИП БССР, 1985. - С. 5 - 16.
19. Башлакова Л.Н. Роль педагогического общения в становлении взаимоотношений старших дошкольников// Формирование личности дошкольника в различных видах деятельности. - Минск: НИИП БССР, 1987. - С. 5 - 17.
20. Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке// Психологический журнал. - 1988.Т.19. - № 1. - С. 47-53.
21. Белоус В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности// Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 100 - 109.
22. Березовин Н.А. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Психолого-педагогическое исследование. - Минск: Изд-во Белорус. Ун-та, 1975. - 160 с.
23. Берулава Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 236 с.
24. Блонский П.П. Психология младшего школьника/ Под ред. А.И. Линкиной, Т.Д. Марцинковской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
25. Богодвид Д.В. Интеллектуальный фактор в структуре стиля
учебной деятельности// XIX Мерлинские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной вопросам межведомственного взаимодействия службы практической психологии; 13¬15 мая 2004. - Пермь, 2004. - С. 126 - 127.
26. Богодвид Д.В. Проявление интеллектуальных характеристик в стиле учебной деятельности в связи с другими разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности (на материале исследования учащихся 9-х классов). Дипломная работа. - ПГПУ. Пермь. 2003. - Вестник ПГПУ. Серия I. Психология. - 2004. - № 1 - 2. - С. 142 - 143.
27. Бодалев А.А., Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт// Проблемы общения и воспитания. - Тарту: Изд-во Тарт. Ун-та, 1974. - С. 185 - 192.
28. Бреслав Г.М. Эмоциональные основы онтогенеза личности: Дис д-ра психол. наук. - М., 1990. - 283 с.
29. Брофман В.В. Формирование наглядного опосредствования в конструктивной деятельности старших дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1988.-149 с.
30. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль,1978.- 214 с.
31. Бурлакова И.А. Особенности структуры умственной одаренности старших дошкольников: Дис канд. психол. наук. - М.: 1995. -127 с.
32. Веденов А.В. Личность как предмет психологической науки// Вопросы психологии// -1956. - № 1. - С. 20.
33. Волочков А.А. Активность субъекта и трехфакторная модель психического развития и поведения человека// Вестник ПГПУ. - 2001. - № 1.- С. 26 - 39.
34. Волочков А.А. Вопросник учебной активности/ Перм.гос.пед.ун-т.- Пермь, 2002. - 46 с.
35. Волочков А.А. Психология активности: Учебно-методический комплекс. - Пермь, 2002. - 15 с.
36. Волочков. А.А. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка (теория, практика, диагностика). - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002.- 262 с.
37. Волочков А.А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. - Пермь, ПГПУ. - 1997.
38. Волочков А.А. Учебная активность и особенности обучения в развитии индивидуальности младших школьников// Вестник ПГПУ. - Серия I. Психология. - 2000. - № 1-2. - С. 51 - 62.
39. Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии. - 1999. -№5. - С. 10-21.
40. Вольф Б. Профессиональная карьера учителя// Мир образования. -1996. - № 1. - С. 48 - 51.
41. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. О системном анализе психических состояний// Новые исследования в психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.-№ 1 (36). - С.3-7; № 2 (37).- С. 3-7.
42. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной
индивидуальности человека/ Перм.гос.пед.ун-т.-Пермь, 2000. - 179 с.
43. Вяткин Б. А. Интегральная индивидуальность и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности// Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 2. - С. 73-83.
44. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявления у учителей начальных классов// Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 70-78.
45. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность ученого// Вестник ПГПУ. - 2002. - № 1-2. - С. 3-7.
46. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы// Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - № 3. - С.126-141.
47. Вяткина Л.Б. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальных классов// XIX Мерлинские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной вопросам межведомственного взаимодействия службы практической психологии; 13-15 мая 2004. - Пермь, 2004. - С. 54.
48. Вяткина Л.Б. Специальные способности учителя начальной школы// Вестник ПГПУ. Серия I. Психология. - 2004. - № 1 -2 . - С. 118 - 123.
49. Габай Т.В. Деятельностная теория учения и проблема подкрепления// Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология. - 1998. - № 2.
50. Габай Т.В. Педагогическая психология.-М.: Академия,2003.-240 с.
51. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?// Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 13 - 19.
52. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий// Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С. 16 - 28.
53. Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью. Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. - Пермь, ПГПУ. - 2002.
54. Горяева Н.А. Изучение разных уровней развития индивидуального стиля деятельности учащегося младшего школьного возраста: Дипломная работа. - Пермь, 1995.
55. Гурова Л.Л. Когнитивно - личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 14 - 20.
56. Гутковкая Е.Л. Особенности педагогического взаимодействия при переходе ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Мн., 1993. - 19 с.
57. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Предметная деятельность и онтогенез познания// Вопросы психологии.-1998.- N 5. - с.11-29.
58. Давыдов В.В., Маркова Л.А. Концепция учебной деятельности школьников// Вопросы психологии. - 1981. - № 6.
59. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности// Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4. - С.14-19.
60. Данилова Е.И. Схема психологического мониторинга учащихся в период обучения// Психологическая наука и образование. - 1999. - № 2. - С. 45 - 56.
61. Данильченко В. «Стиль обучения» и «стиль учения»: как согласовать индивидуальные особенности учителя и ученика//Директор школы. - 2003. - № 8.
62. Диагностика способностей и личностных свойств учащихся в учебной деятельности/ Под ред. В.Д. Шадрикова. - Саратов, 1990.
63. Долгова А.А. Влияние учебно-игровой деятельности старших дошкольников на успешность их обучаемости в начальной школе/ Автореф. дис. канд. психол. наук. - Воронеж, 2002. - 19 с.
64. Долгополова И.В. Актуальные проблемы стиля деятельности учителя начальных классов и его влияния на формирование стиля учебной деятельности детей/ Материалы региональной научной конференции "XVI Мерлинские чтения". - Пермь, 2000.- С. 16 - 17.
65. Долгополова И.В. К вопросу о стиле деятельности учителей начальных классов и младших школьников/ Верхнекамский регион: экономические, социальные, историко-культурные проблемы: материалы региональной научно-практической конференции. - Березники, 2002. - С. 202 - 205.
66. Долгополова И.В. Стиль деятельности учителя начальных классов как фактор, определяющий формирование индивидуальных особенностей учащихся// Социально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. (31 января 2004 г.)/ СГПИ. - Соликамск, 2004. - С. 9 - 15.
67. Долгополова И.В. Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности учащихся// XIX Мерлинские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной вопросам межведомственного взаимодействия службы практической психологии; 13-15 мая 2004. - Пермь, 2004. - С. 56 - 57.
68. Долгополова И.В. Стиль деятельности учителя начальных классов как фактор, определяющий особенности учебной деятельности младших школьников//Методологические проблемы современно психологии: иллюзии и реальность: Материалы Сибирского психологического форума. 16-18 сентября 2004 г. - Томск: Томский государственный университет, 2004. - С. 727 - 733.
69. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. Методологические и теоретические проблемы. - М.: Смысл, 1993. - 456 с.
70. Дорфман Л.Я. От метаиндивидуальности к метаиндивидуальному миру// Психологический журнал. - 1995. - Том 16. - № 2. - С. 94 - 103.
71. Дорфман Л. Я. Эмпирические референты метаиндивидуального мира// XIX Мерлинские чтения: Материалы региональной научно¬практической конференции, посвященной вопросам межведомственного взаимодействия службы практической психологии; 13 - 15 мая 2004. - Пермь, 2004. - С. 57 - 58.
72. Дуванская М.К. Некоторые особенности интегральной индивидуальности, учебной активности и стиля деятельности будущих преподавателей коррекционных классов в начальной школе// XIX Мерлинские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной вопросам межведомственного взаимодействия службы практической психологии; 13-15 мая 2004. - Пермь, 2004. - С. 58 - 59.
73. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. - М.: МПСИ; Флинта. - 1998. - 336 с.
74. Жданова С.Ю. Стиль учебной деятельности и его развитие (на материале исследования студентов-филологов и математиков): Автореф. дис. канд. психол. наук. - Пермь, 1997. - 24 с.
75. Жданова С.Ю. Развитие стиля учебной деятельности студентов// Вестник ПГУ.- 1998.- выпуск 3. - С. 30 - 41.
76. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Новая школа, 1996. - 432 с.
77. Зайцев С.В. Оценка способности воспитателя к децентрации// Вопросы психологии. - 1995. - № 4 . - С. 36 - 38.
78. Зеленская О.В. Особенности индивидуальности педагогов с разным стилем педагогического общения на разных этапах профессиональной самореализации// Вестник ПГПУ. Серия I. Психология. - 2004. - № 1 - 2. - С. 45 - 55.
79. Зеленская О.В. Стиль педагогического общения и его проявления в процессе самореализации педагогов ДОУ/ Автореф. дис. канд. психол. наук. - Пермь, 2004. - 21 с.
80. Иванова Е.В. Адаптация к новым условиям учебной деятельности младших школьников и подростков// Вестник ПГПУ.- 2000. - № 1 - 2. - Серия I "Психология". - С. 123 - 128.
81. Иванова Е.В. Стиль адаптации к новым условиям учебной деятельности (на материале исследования младших школьников и подростков)/ Автореф. дис. канд. психол. наук. - Пермь, 2000. - 18 с.
82. Ильина А.И. О динамических качествах общительности// Вопросы психологии. - 1967. - № 5.
83. Ильина Е.В. Стиль адаптации школьников к новым условиям учебной деятельности/ Материалы региональной научной конференции "XV Мерлинские чтения". - Пермь, 2000.- С. 35 - 37.
84. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты// Вопросы психологии. - 1988. - № 6. - С. 85 - 90.
85. Интегральная индивидуальность и ее развитие / Под ред. Б.А. Вяткина. - М., 1999.- 328 с.
86. Иоголевич Н.И. Особенности интегральной индивидуальности студентов в связи с профессиональным становлением и успешностью обучения (на материале исследования студентов технического вуза) / Автореф. дис. канд. психол. наук. - Пермь,1998.
87. Ионова В.Е. Проблема взаимоотношений учителя и ученика в процессе совместной деятельности// Конфликт и личность в изменяющемся мире. Материалы международной научно-практической конференции. 2-5 октября 2000 г./ Отв. Ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин. - Ижевск, 2000. - С. 191 - 192.
88. Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога// Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 57 - 66.
89. Исмагилова А.Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1989.
90. Исмагилова А.Г. Характеристика индивидуальных стилей общения воспитателей детских садов // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. - Пермь,1992.- С. 68-78.
91. Исмагилова А.Г. Развитие индивидуального стиля педагогического общения в процессе профессионального становления воспитателя// Вестник ПГПУ.- 2000.- № 1-2.- Серия I "Психология". - С. 47 - 51.
92. Исмагилова А.Г. Своеобразие проявления конфликтности воспитателей с различными стилями педагогического общения// Конфликт и личность в изменяющемся мире. Материалы международной научно¬практической конференции. 2-5 октября 2000 г./ Отв. Ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин. - Ижевск, 2000. - С. 189 - 191.
93. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как метаиндивидуальная характеристика воспитателя и как фактор развития ребенка// Мир психологии.- 2001.- № 1 (29). - С. 85 - 201.
94. Исмагилова А.Г. Метаиндивидуальные эффекты стиля педагогического общения воспитателя// Вестник Перм. гос. пед. ун-та. Серия I. Психология. - 2001. - № 1. - С. 40 - 44.
95. Исмагилова А.Г. Психология стиля педагогического общения: Полисистемное исследование: Монография/ Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2003. - 272 с.
96. Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования// Вопросы психологии. - 1985. - № 4. - С. 9 - 16.
97. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.,1987.
98. Каруле А.Я. Обучение 6-летних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов в школах Латвийской ССР. - М.:Педагогика,1984. - 96 с.
99. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. - Казань: Изд- во КГУ, 1969. - 278 с.
100. Климов Е. А. Человек как субъект труда и проблемы развития// Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 5 - 14.
101. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.- 400с.
102. Климчук О.Н. Проблема изучения когнитивных стилей младшего школьного возраста/ Материалы региональной научной конференции "XVI Мерлинские чтения". - Пермь, 2000.- С. 10 - 11.
103. Кобялковская Е. А. Особенности проявлений представлений о профессионально важных качествах и их самооценка у воспитателей ДОУ// Вестник ПГПУ. Серия I. Психология. - 2004. - № 1 - 2. - С. 55 - 62.
104. Ковалев Г. А. Общение и его воспитательное значение// Мир психологии. - 1996. - № 3 (8). - С. 17 - 30.
105. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Что такое психологическое общение? // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 5. - С. 39 - 43.
106. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей 6-летнего возраста. - М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
107. Кондратенко В.А. Педагогический конфликт как проблема в образовательной среде// Конфликт и личность в изменяющемся мире. Материалы международной научно-практической конференции. 2-5 октября 2000 г./ Отв. ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин. - Ижевск, 2000. - С. 187 - 189.
108. Кондратьева С.В. Социально-перцептивная регуляция педагогической деятельности и общения// Мир психологии. - 1996. - № 3(8). - С. 46 - 51.
109. Конопкин О.А., Моросанова В.Н. Стилевые особенности саморегуляции деятельности// Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - с. 18 - 26.
110. Копеина Н. Самоорганизация в становлении индивидуальности//
Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты: Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: ПГПИ, 1988. - С. 50 - 59.
111. Корнилова Т.В., Парамей Т.С. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя// Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - С. 140 - 147.
112. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения// Вопросы психологии.-1983.-№5.-С.126-130.
113. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Характеристика связей операций педагогического общения со свойствами различных уровней индивидуальности педагога// Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты/ Перм. пед. ин-т. - Пермь,1985.- С. 30 - 40.
114. Коротаев А. А., Тамбовцева Т. С. Качественная психологическая характеристика индивидуальных стилей педагогического общения учителей// Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения/ Перм. пед. ин-т. - Пермь, 1992. - С. 79 - 89.
115. Коссов Б.Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики// Психологический журнал. - 1985. - № 4. - С. 12 - 24.
116. Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода// Вопросы психологии. - 1997. - № 6 . - С. 58 - 68.
117. Коссов Б.Б. Системно-стилевая концепция личности: новые аспекты ее проверки// Вопросы психологии. - 2000. - № 6. - С. 57 - 66.
118. Костяк Т.В. Проблема индивидуальных особенностей и их влияния на развитие личности ребенка// Психолог в детском саду. - 1999. - № 3 - 4.- С. 17 - 131.
119. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 200. - 586 с.
120. Крейтсберг П.У. Опыт исследования эффективности деятельности учителя// Советская педагогика. - 1980. - № 6. - С. 88 - 94.
121. Кузьмина Н.В. Способности. Одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985. - 32 с.
122. Кузнецова Е. Г. Стиль деятельности и его динамика в связи с профессиональным развитием (на материале исследования инспекторов подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних): Автореф. дис. . канд. психол. наук. - Пермь, 2000. - 19 с.
123. Купер К. Индивидуальные различия/ Под ред. И.В. Равич-Щербо. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 527 с.
124. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема. Автореф. диссертации канд. психол. наук. - С.-Пб., 1997. - 17 с.
125. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии// Вопросы философии. - 1972. - №№ 9, 10.
126. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.:
Политиздат, 1975.- 304 с.
127. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной
психологии// Вопросы психологии. - 1979. - № 3. - С. 11 -15.
128. Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили - взгляд из 1990-х: Эволюция понятия индивидуального стиля// Стиль человека: психологический анализ/ Под ред. А.В. Либина. - М.: Смысл, 1998. - С. 93 - 108.
129. Либин А.В. Стиль - это человек? // Стиль человека:
психологический анализ/ Под ред. А.В. Либина. - М.: Смысл, 1998. - С. 3 - 12.
130. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии// Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С. 31 - 45.
131. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. - М., 1993.
132. Максимова Т. Смысл жизни и индивидуальный стиль педагогической деятельности// Мир психологии. - 2001. - № 2 (26). - С. 114 - 118.
133. Марголина Т.И. Конфликт как метаиндивидуальная
характеристика учителя: Дисс. канд. психол. наук. - Пермь, 1996.
134. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Методы психодиагностики в спорте. - М., 1984.
135. Марищук В.Л., Рыбалкин В.М. Рекомендации по изучению некоторых индивидуальных особенностей абитуриентов и курсантов летных училищ средствами физической подготовки. - Ростов-на-Дону, 1976. - С. 19 - 24.
136. Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. - Ереван, 1973.
137. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.,1996. - 309 с.
138. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992. - С. 78, 84 - 85.
139. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя// Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 40 - 48.
140. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. - СПб.: Прайм, 2002. - 480 с.
141. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 1982. - № 4. - С. 5 - 17.
142. Матяш Н.В. Психолого-педагогические основы деятельности младших школьников при выполнении творческих проектов/ Методика обучения младших школьников при выполнении творческих проектов. Учебно-методическое пособие. - Брянск, 1998.
143. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников. - Автореф. дис. доктора психол. наук. - М., 2000. - 52 с.
144. Мерлин В. С. Связь социально - типичного и индивидуального в личности// Вопросы психологии. - 1967. - № 4.
145. Мерлин В. С. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «человек-общество»// Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 3 -12.
146. Мерлин В. С. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности// Проблемы интегрального исследования индивидуальности (Республиканский сборник научных трудов). - Пермь, 1978. - С. 15 - 39.
147. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности// Психологический журнал. - 1980. - № 1. - С. 58 - 71.
148. Мерлин В.С. Индивидуальный стиль общения// Психологический журнал. - 1982. - № 4. - С. 26 - 36.
149. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Просвещение, 1986.
150. Мерлин В.С. Психология индивидуальности/ Под ред. Е.А. Климова. - М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.- 448 с.
151. Минаева Е.В. Формирование внутреннего плана действий у младших школьников на уроках математики// Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 25 - 28.
152. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях// Вопросы психологии. - 1997. - № 4 .- С. 28 - 38.
153. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.: Флинта, 1998. - 200 с.
154. Митина Л.М. Формирование профессионального сознания учителя// Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 58 - 64.
155. Моргун В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности// Мотивация личности. - М.,1982. - 119 с.
156. Мудрик А. В. Коммуникативная культура учителя// Мир психологии. - 1996. - № 3(8). - С. 42 - 45.
157. Ожиганова Г.В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности// Психологический журнал. - 2001. - № 2.
158. Пепеляева Т.Ф. Стиль учебной деятельности и развивающее обучение (к постановке проблемы)/ Материалы региональной научной конференции "XV Мерлинские чтения". - Пермь, 2000.- С. 39 - 40.
159. Петрова Н.И. Некоторые особенности индивидуального стиля трудовой деятельности учителя на уроке: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Л., 1970. - 20 с.
160. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
161. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М., 1962.
162. Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания// Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 110 - 119.
163. Полуянов Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством// Вопросы психологии. - 1998.- № 5.-С. 94-102.
164. Попова Т. А. Влияние новой профессиональной направленности на развитие интегральной индивидуальности (на материале исследования практической психологов образования): Автореф. дис. канд. психол. наук. - Пермь, 1997. - 25 с.
165. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб.: "Питер",2000.- 560 с.
166. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. Научно-методические и нормативно-правовые материалы/ Под ред. Г. К. Широковой. - М.: «Ансел-Пресс», 1998. - 96 с.
167. Прусакова М.Б. К вопросу о типологически обусловленном индивидуальном стиле в решении арифметических задач у младших школьников// Вопросы теории темперамента. - Пермь, 1974. - С. 128 - 157.
168. Прыгин Г.С. Проявление феноменов «автономности - зависимости» в учебной деятельности// Новые исследования в психологии. - 1984. - № 2.
169. Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского. - М., 1987.
170. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителя// Вопросы психологии. - 1997. - № 1.
171. Резвицкий И. И. Личность. Индивидуальность. Общество. - М., 1984.
172. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом. - М.: Владос, 1998. - 496 с.
173. Рожок Т.С. Становление профессионального мастерства и
индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов. -
Автореферат дис. канд. психол. наук. - Москва, 2000. - 22 с.
174. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.
175. Рубцов В. В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психологии.-1998.- № 5.- С. 49-59.
176. Руковишников А.А., Суполова М.В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла. - СПб., 1995.
177. Русалов В.М. Некоторые основания специальной теории индивидуальности человека// Интегральное исследование индивидуальности человека: теоретические и педагогические аспекты/ Под ред. Б.А. Вяткина. - Пермь, 1988. - С. 5 - 10.
178. Русалов В. М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности// Психологический журнал. - 1982. - Т.3. - № 6. - С. 50 -59.
179. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: Метод. пособие. - М.: Институт психологии РАН, 1990.
180. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. - М., 1997.
181. Русалов В. М. Предметные и коммуникативные аспекты темперамента человека// Психологический журнал. - 1989. - № 10. - С.10 - 21.
182. Рябов Е.А. Какими видят самих себя и своих учеников учителя?// Психологическая газета. - № 7-8. - С. 27 - 29.
183. Самбикина О. С. Индивидуальный стиль учебной деятельности (на материале лонгитюдного исследования школьников разного пола): Автореферат дис. . канд. психол. наук. - Пермь,1998.
184. Самбикина О.С. О взаимосвязи ИСУД с особенностями развития интегральной индивидуальности школьников/ Материалы регионально научной конференции "XVI Мерлинские чтения". - Пермь, 2000.- С. 20 - 21.
185. Самбикина О.С. Возрастная динамика индивидуального стиля учебной деятельности школьников// Вестник ПГПУ.- 2000.- № 1 - 2.- Серия I "Психология". - С. 136 - 144.
186. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
187. Семенова Т.С. Влияние стиля общения на отношение ребенка к взрослому в игровых и учебных ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1986. - 23 с.
188. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.
- СПб.: ООО "Речь", 2001.- 350 с.
189. Сивак Л.Г. Взаимосвязь интеллектуального и эмоционального фактора в онтогенезе индивидуального стиля: Автореф. дис. канд психол. наук. - Пермь, 1993. - 12 с.
190. Сизов К.В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям// Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 160 - 166.
191. Силина Е.А. Индивидуальный стиль старшеклассников в зависимости от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности// Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: ПГПИ, 1991. - С. 55 - 61.
192. Слободчиков В.И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности// Вопросы психологии. - 2000. - № 2.
193. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М.: "Школа - Пресс", 1995.- 384 с.
194. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития// Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 37 - 49.
195. Смирнов Д.О. Религиозная активность и бытийный конфликт// Конфликт и личность в изменяющемся мире. Материалы международной научно-практической конференции. 2-5 октября 2000 г./ Отв. ред. Н.И. Леонов, С.Ф. Сироткин. - Ижевск, 2000. - С. 28 - 29.
196. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетентности будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания// Начальная школа. - 2004. - № 2. - С. 110 - 114.
197. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога:
Акмеология воспитания и обучения. - М.: МСПИ; Флинта, 1998. - 368 с.
198. Стреляу Я., Краевски А. Индивидуальный стиль деятельности и сила нервной системы// Психологические вопросы становления профессионала. - М., 1974. - С. 176 - 189.
199. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Дисс. канд. психол. наук. - Пермь, 1992.
200. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1983.
201. Толочек В.А. Индивидуальный стиль деятельности - устойчивость и изменчивость// Вопросы психологии. - 1987. - № 4. - С. 100 - 108.
202. Толочек В.А. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. - М., 1992.
203. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. - М.: Смысл, 2000. - 199 с.
204. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов// Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 3. - С. 96 - 103.
205. Толстикова Е.В. Агрессивность как метаиндивидуальная характеристика воспитателя// Материалы региональной научной конференции Уральского региона «XV Мерлинские чтения». - С. 55 - 56.
206. Торхова А.В. Индивидуальный стиль деятельности учителя// Педагогика. - 2003. - № 6. - С. 59 - 65.
207. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников// Начальная школа. - 2004. - № 2.- С. 20 - 28.
208. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации// Вопросы психологии. - 1997. - № 2. - С. 88 - 93.
209. Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала// Мир психологии. - 2001. - № 2(26). - С. 104 - 109.
210. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность/ Пер. с нем.; Под ред. Б.М. Величковского. - М.: Педагогика,1986.- 406 с.
211. Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. - Киев: УМКВО, 1990. - 75 с.
212. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - Спб.: Алетейя, 2000. - 240 с.
213. Хрусталева Т.М., Шведчикова Ю.С. Взаимосвязь индивидуального стиля деятельности и специальных способностей учителя- предметника// Вестник ПГПУ. Серия I. Психология. - 2002. - № 1. - С. 7 - 18.
214. Целенко З.С. Общение старших дошкольников в условиях совместной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Л., 1986. - 16с.
215. Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. - М.: Знание, 1994. - 160 с.
216. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?// Вопросы психологии.-1998.-№ 5.-С. 68-81.
217. Чудновский В.Э. Личностная модель труда учителя// Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 107 - 109.
218. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.:"Наука",1982.-185 с.
219. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.¬318 с.
220. Шведчикова Ю.С. Взаимосвязь профессиональных способностей и стиля деятельности учителя-предметника в связи со свойствами индивидуальности: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Пермь, 2002. - 24 с.
221. Шведчикова Ю. С. Развитие индивидуального стиля деятельности учителя предметника/ Материалы IX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов - 2002». Секция «Психология». - М.: Изд-во «Академпринт», 2002. - С. 86 - 87.
222. Шведчикова Ю. С. Стандартизация методики для диагностики индивидуального стиля деятельности/ Практическая психология. - 2002. Ежегодник. Т. 5. Материалы региональной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2002. - С. 76 - 78.
223. Штиммер Э.В. Роль обучения в усвоении типологически характерного индивидуального стиля у детей дошкольного возраста// Вопросы теории темперамента. - Перм. пед.ин-т, Пермь. 1974. - С. 110 - 127.
224. Щукин М.Р. Некоторые типологически обусловленные различия в протекании ориентировочной и исполнительской деятельности при усвоении начальных трудовых умений// Вопросы психологии. - 1963. - № 6. - С. 35 - 51.
225. Щукин М. Р. Саморегуляция в формировании и структуре индивидуального стиля трудовой деятельности / Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. - Пермь, 1985. - С. 3 - 14.
226. Щукин М.Р. Роль интеллектуального фактора в индивидуальном стиле трудовой деятельности и его формировании// Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты: Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь: ПГПИ, 1988. - С. 11 - 22.
227. Щукин М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии// Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. - Пермь: ПГПИ, 1992. - С. 5 - 17.
228. Щукин М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: Автореф. дис. ... доктора психол. наук. - Новосибирск, 1994.
229. Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: Проблемы и подходы// Психологический журнал.-1995. Т.16, № 2. - С. 103 - 113.
230. Щукин М.Р. Опыт в структурах стиля деятельности и интегральной индивидуальности// Ежегодник Рос. психол. общества: Психология и практика. Ярославль, 1998. - Т.4, вып. 1. - С. 202 - 203.
231. Щукин М.Р. Проблема индивидуального стиля деятельности в школе В.С. Мерлина// Вестник ПГПУ.-1998.-№ 1.-Серия I "Психология". - С. 18-42.
232. Щукин М.Р. О результатах исследований по проблеме развития стиля деятельности/ Материалы региональной научной конференции "XV Мерлинские чтения". - Пермь,2000.-С.40-42.
233. Щукин М.Р. Проблема развития стиля деятельности в свете новых факторов// Вестник ПГПУ. - 2000. - № 1 - 2. - Серия I "Психология". - С. 21 - 34.
234. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте// Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. - М., 1981. - С. 84.
235. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
236. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника// Вопросы психологии. - 1996. - № 3.
237. Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. N.-Y., 1937.
238. Ansbacher H.L. Life Style: a historical and systematic review// Journal of Individual Psychology. 1967. Vol. 23. P. 191 - 212.
239. Dorfman L.Ya. The theory of integrate individuality by V. Merlyn/The 5-th Conference of the International Society for Theoretical Psychology. Abstracts. Bierville, France, 1993.
240. Eckstein D.G. Life-style assessment//Encyclopedia of Psychology. N.¬Y., 1984. Vol. 2. P. 309 - 310.
241. Ismagilova A.G. Psychological Aspects of the Pedagogical Interaction Style of the Kindergarten Educator// Progress in Education. Vol. 5. R. Nata (Editor). N.-Y, 2001. P. 21 - 29.
242. Lewin K. The Conflict Aristotelian and Galilean Modes of Thought in Contemporary Psychology. N.-Y., 1927.
243. Smith M.B., Bruner J.S., R.W. White R.W. Opinions and personality// Dialogues and debates in social psychology/ J. Murphy, M. John, H. Brown. L.: Lawrence Erlbaum Associates Ltd. Publishers, 1984.
244. Strelau Jan. Temperament: type ukladu nerwowego. Wydannie. II. Warszawa, 1974.
245. Thomas A., Chess S. Temperament: and Development. N.-Y., 1997.
246. Witkin H.A., Dyk R.B., Faterson H.F., Goodenough D.R., Karp S.A. Psychological Differentiation. N.-Y., 1974 a.
247. Witkin H.A., Dyk R.B. Psychological Differentiation. N.-Y., 1974 b.
248. Zimbardo Ph.G., Ebbesen E.B., C. Maslah C. Influencihg attitudes and changing behavior. N.-Y.: Addison-Wesley Publ. Co., 1977.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ