Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся

Работа №7030

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы206стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
807
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ .4
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1. Проблемы стиля деятельности в психологии .11
1.1.1. Развитие представлений о стиле деятельности .11
1.1.2. Стиль деятельности и интегральная индивидуальность .26
1.1.3. Стиль педагогической деятельности и
стиль педагогического общения .34
1.1.4. Стиль учебной деятельности младших школьников .47 1.2. Проблемы метаиндивидуальности в психологии .57
1.2.1. Общая характеристика метаиндивидуальности .57
1.2.2. Взаимосвязь индивидуальности и деятельности учителя
с индивидуальностью учащихся .62
1.2.3. Проблема взаимодействия стиля деятельности педагога и
стиля учебной деятельности учащихся .68
1.2.4. Метаэффект индивидуальности и деятельности педагога начальных классов .74
1.3. Постановка проблемы и задачи исследования .79
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .81
2.1. Организация исследования .81
2.2. Методы исследования: .85
2.2.1. Методы изучения стиля деятельности
и индивидуальных особенностей учителей начальных классов .85
2.2.2. Методы изучения стиля деятельности
и индивидуальных особенностей младших школьников .91

3
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ...91
3.1. Результаты исследования стиля педагогической
деятельности учителей начальных классов ...91
3.2. Сравнительный анализ индивидуальности учителей
начальных классов с различными стилями деятельности .105
3.3. Результаты исследования стиля учебной деятельности
учащихся младших классов .128
3.4. Сравнительный анализ стиля учебной деятельности младших школьни¬ков, обучающихся у педагогов различными СПД .131
3.5. Индивидуальные особенности младших школьников, обучающихся у учителей с различными СПД .143
3.6. Общее обсуждение результатов .151
Выводы ...163
Рекомендации .166
Список литературы .167
Приложение


В современных условиях гуманизации образования особенно остро стоит задача развития личности учащихся, изучения их индивидуальных особенностей. Необходимо создание условий, обеспечивающих наиболее полную реализацию потенциала личности и развитие ее способностей, становление индивидуальности каждого конкретного школьника.
В связи с этим возрастает роль личности педагога в процессе формирования индивидуальности учащихся. Выражением этой интеграционной тенденции стал принцип, сформулированный Л.М. Митиной: «Обучение должно быть подчинено процессу развития личности» [152, с. 26]. Наша школа слишком долго работала в иной парадигме, отвлекаясь от того очевидного факта, что ее «продукция» - человек, личность, индивидуальность, и имея в качестве главной задачи усвоение учащимися суммы знаний. Поэтому сегодня тезис о подчинении обучения процессу развития личности звучит отнюдь не тривиально.
Этот тезис не только декларируется учеными. В последние годы появились исследования, характеризующие влияние учителя на личность его воспитанников. Особое внимание уделяется анализу влияния педагогической деятельности на формирование личности ребенка. В этой связи возрастает интерес к изучению стиля деятельности (СД) педагогов. В исследованиях освещен достаточно широкий круг проблем, имеющих отношение к СД: психологическая структура деятельности, СД педагога, процесс формирования личности учителя и др. (Ф.Н. Гоноболин, И.В. Страхов, В.А. Сластенин, А.В. Мудрик, Т. М. Хрусталева, Т.С. Рожок, Ю.С. Шведчикова и др.). Основные вопросы СД выделены в работах Е.А. Климова, В.С. Мерлина, Е.П. Ильина,
В.А. Толочека, М.Р. Щукина и других исследователей. Однако недостаточно полно представлены работы, освещающие СД учителей начальных классов. Их деятельность своеобразна и специфична, так как характеризуется определенной универсальностью (необходимостью преподавания различных предметов). Кроме того, существует необходимость более широкого рассмотрения СД учителя начальных в плане выделения таких основных аспектов педагогической деятельности, как дидактический, коммуникативный, воспитательный [64, с. 16].
СД педагога является мощным фактором, оказывающим влияние на различные стороны индивидуальности учащихся. Однако СД учителя изучается, как правило, вне связи с формированием определенного стиля учебной деятельности (СУД) его учеников. Доказано влияние стиля педагогической деятельности (СПД) на различные стороны личности учащихся, но не раскрыты всесторонние связи в системе: «СД учителя - СУД учеников». Проблема СУД в начальной школе и факторов, его обуславливающих, особенно актуальна, т.к. именно на начальных этапах обучения в школе закладывается структура учебной деятельности [65, с. 205].
Все это обусловило выбор темы исследования «Стиль деятельности учителя начальных классов и его связь с особенностями деятельности и индивидуальности учащихся».
Актуальность исследования определяется, таким образом, с одной стороны, осознанием важности изучения вопросов СПД учителей начальных классов, СУД учащихся младшей школы, их связи, а с другой стороны, явно недостаточным вниманием к ним в экспериментальных психологических исследованиях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Стиль педагогической деятельности учителей начальных классов представляет собой многокомпонентное образование, характеризующееся особенностями развития и особенностями связей следующих групп действий: коммуникативных, активизирующих интеллектуальную деятельность учащихся, организационных и самоорганизационных.
2. В зависимости от преобладания тех или иных компонентов стиля и характера их связей выделены два основных СПД. Первый из них на фоне большей выраженности всех показателей в сравнении со вторым характеризуется преобладанием самоорганизационных действий, прямыми связями между компонентами и наличием связи ведущего компонента со всеми остальными. Второй характеризуется преобладанием действий, активизирующих интеллектуальную деятельность учащихся, преобладанием отрицательных связей между компонентами и наличием отрицательных связей ведущего и коммуникативного компонентов с другими.
3. В выделенных группах педагогов наряду со стилевыми различиями выявлены различия в разноуровневых свойствах интегральной индивидуальности. Первые отличаются групповой зависимостью, ориентацией на моральные нормы и правила, они имеют более высокие показатели интеллекта. Вторые характеризуются определенной личностной свободой, самодостаточностью и критическим настроем по отношению к окружающим при менее высоких показателях интеллекта. Представители первой группы в сравнении со своими коллегами отличаются большей выраженностью нейро- и психодинамических характеристик.
4. При детальном анализе деятельностных и личностных проявлений представители первой группы обнаружили демократические тенденции, представители второй группы - автократические тенденции.

164
5. На фоне выявленных различий обнаружены общие характеристики в индивидуальности обеих групп педагогов, которые проявляются в максимальной представленности в факторных структурах интеллектуального показателя, организационных и коммуникативных склонностей, темпа в работе и эмоциональности в общении. Они выступают в качестве внутренних условий СПД учителей начальных классов.
6. Структура СУД младших школьников является многокомпонентным образованием, включающим в себя: интеллектуальную активность и стремление к ней; саморегуляцию деятельности, организованность, работоспособность, позитивную коммуникативную активность, скоростные характеристики, ориентировочные компоненты деятельности, предпочтение спокойных либо усложненных ситуаций деятельности, недостаточную учебную активность и негативную коммуникативную активность.
В этой структуре существенную роль играют интеллектуальные компоненты. С одной стороны, они образуют ядро СУД, выступая в числе ведущих показателей. С другой стороны, интеллектуальные характеристики учащихся обнаруживают наибольшее число связей с разноуровневыми свойствами ИИ.
7. В зависимости от развития названных компонентов выделены три СУД: более развитый, менее развитый и промежуточный СУД.
8. В классах учителей обеих групп имеют место все три вида СУД учащихся. Однако у первых явно преобладают представители более развитого СУД, а у вторых - промежуточного.
9. Выделены 2 аспекта метаэффекта СД учителей начальных классов. Первый касается непосредственно стилевых характеристик деятельности учащихся, а второй - их характеристик индивидуальности.
10. В целом учащимся педагогов с первым СПД присущи более высокие показатели в сформированности СУД, особенно в отношении

165
стремления к интеллектуальной активности, позитивной коммуникативной активности и ориентировочных компонентов деятельности.
11. Обучающиеся у педагога со 2 стилем в сравнении со своими сверстниками обладают более развитым интеллектом, познавательной потребностью, школьной мотивацией, большей ответственностью, аккуратностью, но в то же время фрустрированностью и напряженностью.
12. Выявлены общие и специфические особенности учащихся во взаимодействиии их стилевых особенностей с разноуровневыми свойствами ИИ. У учащихся обеих групп особенности деятельности в большей степени связаны со свойствами нервной системы. Вместе с тем у учащихся первой группы самостоятельное значение приобретают личностные черты, а учащихся второй группы - интеллектуальные характеристики. Обнаруженные особенности отражают преобладание самоорганизационных действий в сочетании с демократичностью у первых педагогов и преобладание действий, активизирующих интеллектуальную активность учащихся в сочетании с автократичностью у вторых педагогов.




1. Абрамова Г.А. Некоторые особенности педагогического общения с подростками// Вопросы психологии. - 1988. - № 2. - С. 96 - 99.
2. Альбуханова К. А. Психология и сознание личности: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК.- 1999.
3. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и развитие личности. - М.: Наука, 1980.- 335 с.
4. Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической квалификации учителя// Вопросы психологии. - 1988. - № 1.
5. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей// Вопросы психологии. - 1988. - № 5. - С. 71 - 77.
6. Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания// Вопросы психологии. - 1994. - № 2.
7. Аминов Н.А. Дифференциальная психодиагностика педагогических стилей. - М.: Институт социальной работы, Институт молодежи, 1997.
8. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека/ Психология личности в трудах отечественных психологов. Сост. Куликов Л.В.- СПб.: Изд-во "Питер", 2000.- 480 с. - (Серия "Хрестоматия по психологии").
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
- 288 с.
10. Андреев А.А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1984. - 20 с.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988. -
432 с.

168
12. Андрос О.Я. Стиль самоорганизации деятельности студента в структуре интегральной индивидуальности// Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. - Перм. пед. ин-т. Пермь, 1992. - С. 104 - 122.
13. Андрос О.Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности (на материале лонгитюдного исследования студентов): Автореф. дис. канд. психол. наук. - Пермь, 1994. - 26 с.
14. Аптер М.Дж. Теория реверсивности и человеческой активности// Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 162 - 199.
15. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. - М.: Издательство «Наука», 1977. - 184 с.
16. Асфандиарова С.И., Субханкулов М.Г., Щукин М.Р. Некоторые типологически обусловленные особенности учебно-производственной деятельности учащихся-токарей// Типологические исследования по психологии личности и по психологии труда. - Пермь, 1964. - С. 67 - 69.
17. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников// Типологические исследования по психологии личности. - Пермь, 1967. Вып.
4. - С. 104 - 135.
18. Башлакова Л.Н. Исследование факторов, влияющих на организацию общения воспитателя с детьми// Пути совершенствования педагогического процесса в старших группах детского сада. - Минск: НИИП БССР, 1985. - С. 5 - 16.
19. Башлакова Л.Н. Роль педагогического общения в становлении взаимоотношений старших дошкольников// Формирование личности дошкольника в различных видах деятельности. - Минск: НИИП БССР, 1987.
- С. 5 - 17.
20. Белоус В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке// Психологический журнал. - 1988.Т.19. - № 1. - С. 47-53.

169
21. Белоус В.В. Опыт разработки иерархической модели индивидуальности// Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 100 - 109.
22. Березовин Н.А. Коломинский Я.Л. Учитель и детский коллектив. Психолого-педагогическое исследование. - Минск: Изд-во Белорус. Ун-та, 1975. - 160 с.
23. Берулава Г.А. Стиль индивидуальности: теория и практика. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 236 с.
24. Блонский П.П. Психология младшего школьника/ Под ред. А.И. Линкиной, Т.Д. Марцинковской. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
25. Богодвид Д.В. Интеллектуальный фактор в структуре стиля учебной деятельности// XIX Мерлинские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной вопросам межведомственного взаимодействия службы практической психологии; 13¬15 мая 2004. - Пермь, 2004. - С. 126 - 127.
26. Богодвид Д.В. Проявление интеллектуальных характеристик в стиле учебной деятельности в связи с другими разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности (на материале исследования учащихся 9-х классов). Дипломная работа. - ПГПУ. Пермь. 2003. - Вестник ПГПУ. Серия I. Психология. - 2004. - № 1 - 2. - С. 142 - 143.
27. Бодалев А.А., Криволап Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт// Проблемы общения и воспитания. - Тарту: Изд-во Тарт. Ун-та, 1974. - С. 185 - 192.
28. Бреслав Г.М. Эмоциональные основы онтогенеза личности: Дис.... д-ра психол. наук. - М., 1990. - 283 с.
29. Брофман В.В. Формирование наглядного опосредствования в конструктивной деятельности старших дошкольников: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1988.-149 с.

170
30. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль,1978.-
214 с.
31. Бурлакова И.А. Особенности структуры умственной одаренности старших дошкольников: Дис.... канд. психол. наук. - М.: 1995. -127 с.
32. Веденов А.В. Личность как предмет психологической науки// Вопросы психологии// -1956. - № 1. - С. 20.
33. Волочков А.А. Активность субъекта и трехфакторная модель психического развития и поведения человека// Вестник ПГПУ. - 2001. - № 1.
- С. 26 - 39.
34. Волочков А.А. Вопросник учебной активности/ Перм.гос.пед.ун-т.
- Пермь, 2002. - 46 с.
35. Волочков А.А. Психология активности: Учебно-методический комплекс. - Пермь, 2002. - 15 с.
36. Волочков. А.А. Субъект активности и развитие индивидуальности подростка (теория, практика, диагностика). - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002.- 262 с.
37. Волочков А.А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. - Пермь, ПГПУ. - 1997.
38. Волочков А.А. Учебная активность и особенности обучения в развитии индивидуальности младших школьников// Вестник ПГПУ. - Серия I. Психология. - 2000. - № 1-2. - С. 51 - 62.
39. Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии. - 1999. -№
5. - С. 10-21.
40. Вольф Б. Профессиональная карьера учителя// Мир образования. - 1996. - № 1. - С. 48 - 51.

171
41. Вяткин Б.А., Дорфман Л.Я. О системном анализе психических состояний// Новые исследования в психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1987.-№ 1 (36). - С.3-7; № 2 (37).- С. 3-7.
42. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека/ Перм.гос.пед.ун-т.-Пермь, 2000. - 179 с.
43. Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности// Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № 2. - С. 73-83.
44. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и ее проявления у учителей начальных классов// Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 70-78.
45. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность ученого// Вестник ПГПУ. -
2002. - № 1-2. - С. 3-7.
46. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы// Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - № 3. - С.126-141.
47. Вяткина Л.Б. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя начальных классов// XIX Мерлинские чтения: Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной вопросам межведомственного взаимодействия службы практической психологии; 13-15 мая 2004. - Пермь, 2004. - С. 54.
48. Вяткина Л.Б. Специальные способности учителя начальной школы// Вестник ПГПУ. Серия I. Психология. - 2004. - № 1 -2 . - С. 118 -
123.
49. Габай Т.В. Деятельностная теория учения и проблема подкрепления// Вестник Московского университета. - Серия 14. Психология.
- 1998. - № 2.
50. Габай Т.В. Педагогическая психология .-М.: Академия,2003.-240 с.
51. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он?// Начальная школа. - 2004. - № 3. - С. 13 - 19.

172
52. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий// Вопросы психологии. - 1983. - № 3. - С. 16 - 28.
53. Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью. Дис. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. - Пермь, ПГПУ. - 2002.
54. Горяева Н.А. Изучение разных уровней развития индивидуального стиля деятельности учащегося младшего школьного возраста: Дипломная работа. - Пермь, 1995.
55. Гурова Л.Л. Когнитивно - личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. - 1991. - № 6. - С. 14 - 20.
56. Гутковкая Е.Л. Особенности педагогического взаимодействия при переходе ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Мн., 1993. - 19 с.
57. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Предметная деятельность и онтогенез познания// Вопросы психологии.-1998.- N 5. - с.11-29.
58. Давыдов В.В., Маркова Л.А. Концепция учебной деятельности школьников// Вопросы психологии. - 1981. - № 6.
59. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности// Вопросы психологии. - 1992. - № 3-4. - С.14-19.
60. Данилова Е.И. Схема психологического мониторинга учащихся в период обучения// Психологическая наука и образование. - 1999. - № 2. - С. 45 - 56.
61. Данильченко В. «Стиль обучения» и «стиль учения»: как согласовать индивидуальные особенности учителя и ученика//Директор школы. - 2003. - № 8.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ