ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКЕ АСПЕКТЫ СТРОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ 5
1.1. Основные понятия 5
1.2. Нормативно-правовая база проведения строевых занятий 9
1.3. Строевые занятия как путь формирования качеств воина 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СТРОЕВЫХ ЗАНЯТИЙ 26
2.1. Материально техническая база проведения занятий_по строевой
подготовке 26
2.2. Методы и формы проведения строевых занятий 28
2.3. Организация подготовки и проведения строевых занятий 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Актуальность темы заключается в том, что строевая подготовка есть практически везде и выражает себя по-разному и способствует, прежде всего, воспитанию в солдатах и офицерах дисциплины без которой немыслима армия. Шагая в чётком строю, мгновенно реагируя на команды офицеров, солдат проникается ощущением причастности к своему воинскому подразделению, к единой задаче. Элементы строевой подготовки используются на уроках физической культуры, военно-патриотических играх, торжественных мероприятиях, повседневных передвижениях.
Основная воспитательная задача строевой подготовки состоит в формировании и закреплении у обучаемых уважительного отношения к строевой выучке как самому важному традиционному атрибуту военной службы. Эта задача должна решаться не только на занятиях по строевой подготовке. Активному формированию уважительного отношения к строевой подготовке будут способствовать также ритуалы. Это ритуалы, связанные с выносом и подъёмом государственного флага, знамени своего клуба или объединения, при торжественных построениях юнармейцев в знаменательные даты в жизни сраны и Вооружённых сил Российской Федерации. Во время несения почётного караула у памятников, обелисков и мемориальных знаков, построениях перед началом занятий в клубе, во время военно-спортивных игр, при отдаче воинской чести своим руководителям военнослужащим, консультантам военно-спортивных игр и друг другу, во всех случаях ношения юнармей- ской формы одежды. Обстановка торжественней церемонии, военизированного соревнования побуждает обучаемых овладевать строевыми приёмами и навыками. Участие в ритуалах порождает у обучаемых эмоциональный подъём [2].
Работа учителя должна быть выстроена таким образом, чтобы в начале привить культуру и уважение к строевой выучке, а далее обучать приёмам. В результате получить людей знающих, зачем нужна строевая и умеющих правильно выполнять элементы строевой.
Исследуя литературные источники, мы пришли к выводу, что на данный момент существует достаточное количество методических рекомендаций для учителей безопасности жизнедеятельности, по организации учебновоспитательного процесса для обучающихся, направленных на приобретение знаний и умений строевой подготовке. Но методические рекомендации главной целью, которых является закрепление уважения к строевой выучке неполные и недостаточно эффективные. Следовательно, методические рекомендации нуждаются в корректировке и дополнении. Именно поэтому возникает необходимость в разработке методических рекомендаций проведения уроков и внеурочных мероприятий по формированию у обучающихся знаний и умений, окультуривание по строевой подготовке.
Проблема исследования: каковы пути использования эффективных методов работы для учителей при изучении темы: «Строевая подготовка»?
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс предмета ОБЖ.
Предмет исследования: методика проведения занятий по теме: «Строевая подготовка».
Цель: разработать методические рекомендации проведения занятий по теме: «Строевая подготовка».
Поставленная цель исследования назначила следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть и систематизировать методы проведения занятий по теме.
3. Разработать рекомендации по использованию наиболее эффективных методов проведения занятий по теме: «Строевая подготовка».
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Занятия по строевой подготовке должны быть построены с учетом возрастных особенностей обучающихся подросткового возраста. Они должны быть интересными, информативными, запоминающимися. Для этого необходимо использовать современные педагогические технологии, такие как модульное обучение, метод проектов, групповую и индивидуальную работу. Уроки, посвященные строевой подготовке позволяют заинтересовать подростков, повысить их активность, исполнительность, внимание, наблюдательность и согласованность в группе.
Исследовав литературные источники, мы пришли к выводу, что на данный момент существует достаточное количество методических рекомендаций для учителей безопасности жизнедеятельности, по организации учебно - воспитательного процесса для обучающихся, направленных на приобретение знаний и умений строевой подготовке. Но, методические рекомендации, главной целью которых является закрепление уважения к строевой выучке, существуют неполные и недостаточно эффективные. Следовательно, методические рекомендации нуждаются в корректировке и дополнении. Именно поэтому возникает необходимость в разработке методических рекомендаций проведения уроков и внеурочных мероприятий по формированию у обучающихся знаний и умений, окультуривание по строевой подготовке.
Умения целенаправленно формируются в процессе обучения. Одним из важных психологических условий их формирования является понимание, т.е. осознание, уяснение сущности содержания нового знания, состава осваиваемых действий, приемов работы и др. Механическое запоминание без осмысливания не приводит к полноценному усвоению знаний. Условием усвоения умения выступает личностная мотивация — т.е. желание приобрести знания, осознание их значимости для профессии. Мотивация возбуждает в человеке повышенный интерес к изучаемому предмету.
В теоретической части мы рассмотрели основные понятия по теме. Изучили нормативно-правовую базу по предмету. Для изучения предмета в МАОУ СОШ № 68 города Екатеринбург была выбрана программа Смирнова
A. Т. Строева подготовка является курсом по выбору, наша школа не специализируется по подготовке строевой, проходя материал поверхностно 1 час в 10 классе. Исходя из этого, перед нами была поставлена задача - как за 1 час рассказать о необходимости строевой и замотивировать обучающихся к дальнейшему изучению строевой на военных сборах 10-х классов.
В практической части мы разработали план конспект урока для проведения в 10 классе. В основе которого лежит глубокое погружение в атмосферу военного лагеря. Также разработали план занятий по программе Латчук
B. Н на военные сборы в размере 4-х часов. Подготовка к строевым занятиям и к строевой песне - в этом «изюминка» нашего исследования. Были внесены рекомендации по проведению каждого занятия целью которых является демонстрация изученного на торжественном закрытии сборов, а именно прохождение строем с песней с выносом и относом знамени, тем самым прославляя традиции Вооружённых Сил Российской Федерации.
Таким образом, считаем, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2000. - 624 стр.
2. Боевое Знамя воинской части [Электронный ресурс] // Вечные темы. 2015. URL:oko7.ru/boevoe-znamya-voinskoj-chasti (дата обращения: 13.02.2018).
3. Гафнер В.В. Основы безопасности жизнедеятельности: понятийно-терминологический словарь / В.В. Гафнер. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2016.
• 280 с. — (Серия «Педагогика безопасности».)
4. Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие - М.: Академия, 2002. - 330 стр.
5. Инструкция О порядке проверки и оценки строевой подготовки в ВС РФ ( Директива Первого Заместителя МО РФ от 12.04.96. №205/2/202)
6. История военной службы в Российской Федерации [Электронный ресурс] // СМИ «Обозник» - Эл № ФС77-45222 от 26 мая 2011г. URL:www.oboznik.ru/?p=50186 (дата обращения: 13.02.2018).
7. Концепция воспитательной работы в Вооруженных силах РФ.
8. Коротков Э. Н. Современные методы в учебном процессе академии. М.: ВПА, 1988. С. 117
9. Латчук В.Н Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений.5-11кл. В.Н. Латчук, С.К. Миронов,
С. Н Вангородский. - М.: Дрофа, 2006.
10. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие/ Н.Ф.Мельникова- Екатеринбург, 2011. -139с
11. Назайкинский, Е. В. Стиль и жанр в музыке / Е. В. Назайкинский.
• М.: Владос, 2003. — 248 с.
12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
13. Приказ Министра обороны РФ от 22 июня 2015г. № 300 «Об утверждении Правил ношения военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков в Вооруженных Силах Российской Федерации и Порядка смешения предметов существующей и новой военной формы одежды в Вооруженных Силах Российской Федерации».
14. Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».
15. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Комплексная учебная программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2007. - 64 стр...