ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Развитие интереса младших школьников как психолого-педагогическое явление
1.2. Учение как категория педагогики 13
1.3. Проектная деятельность младших школьников как средство
повышения интереса к учению 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Изучение уровня сформированности интереса к учению у детей
младшего школьного возраста 29
2.2. Рекомендации по организации проектной деятельности для
развития интереса к учению у детей младшего школьного возраста 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования поставило перед образовательной организацией новые цели: создание обучающей среды, мотивирующей обучающихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе [41].
В настоящее время вопрос формирования познавательного интереса у обучающихся особенно актуален и способствует решению основного требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования - «научить учиться». Кроме этого, именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у обучающихся, способствует предупреждению отставания в учении. Интерес представляет собой важную побудительную силу к учению, к овладению основами наук, важное средство научения. Эта задача рассматривалась педагогами всех эпох. Педагогический подход к проблеме развития интереса к учению связан с изучением условий его развития в учебной и внеучебной деятельности, а также с выявлением методов, приемов, средств и технологий формирования интереса как ценной черты личности и основы успешности. Ученые отмечают факт того, что интерес к знаниям, к учебной деятельности у обучающихся снижается.
Результат успешного решения данной проблемы обусловлен необходимостью внедрения в учебно-воспитательный процесс современных технологий, которые бы активизировали деятельность обучающихся, развивая их творческое мышление, самостоятельность, способность к поиску нестандартных и творческих решений, умение общаться и рассуждать. Еще Я.А. Коменский отмечал: «Если учеба дается ребенку трудно, то в этом прежде всего виноваты методы, которыми его учат» [14]. Это положение не утратило своей актуальности и значимости и в наше время. Для современного образования характерен поиск новых педагогических возможностей, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода, приоритета субъект- субъектных отношений [11].
Современное образование вместе с усвоением базовых знаний должно обеспечить возможности обучающимся самостоятельно овладевать новыми знаниями и мотивировать личность к обучению в течение всей жизни. В этом контексте должен измениться и подход к учебно-воспитательному процессу в начальной школе. Чтобы формировать у современных обучающихся интерес к учению, необходимо всесторонне изучить это явление и проанализировать средства, которые были бы более целесообразными в формировании интереса к учебе. В связи с этим представляется вполне целесообразным и актуальным внедрение образовательной проектной технологии в процессе развития интереса младших школьников к учению.
Анализ литературы позволил сформулировать противоречие между высокими требованиями к качеству знаний обучающихся, с одной стороны, и снижением интереса к учению, с другой, и предопределил использование технологий проектного обучения.
Объект исследования - процесс развития интереса к учению у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - развитие интереса младших школьников к учению в процессе проектной деятельности.
Цель исследования - разработать рекомендации по организации проектной деятельности, направленной на развитие интереса к учению у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть характеристики развития интереса у детей младшего школьного возраста как психолого-педагогического явления.
2. Проанализировать понятие «учение» как педагогической категории.
3. Изучить проектную деятельность младших школьников как метод повышения интереса к учению.
4. Изучить уровень сформированности интереса к учению у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическая основа исследования: проблема изучения интереса, в частности интереса у детей младшего школьного возраста посвящена исследованиям В.В. Давыдова, Е.П. Ильина, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной и др. [10; 13; 25; 52]. Эффективность проектной деятельности в развитии интереса к учению обоснована в исследованиях Г.В. Алябушевой, М.А. Гусаковского, А.И. Савенкова и др. [1; 9; 45].
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ.
База исследования - муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 26 г. Тюмени.
Структура работы - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В рамках данной работы была сформулирована цель работы, которая была достигнута поэтапной реализацией теоретических и практических задач.
Интерес представляет собой положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний и развертывается преимущественно во внутреннем плане. Проблема развития интереса обучающихся младшего школьного возраста в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях.
Проведенный анализ литературы показал, что учение представляет собой специфический вид человеческой деятельности с целью усвоения знаний, умений и навыков, развития психики и личности. Учение - специфически человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью.
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию интереса к учению. Наиболее продуктивными являются проектные технологии. Изучение богатого педагогического наследия, знакомство с методом проектов, привело нас к пониманию того, чтобы добиться практического результата, необходимо научить ребенка самостоятельно мыслить, находить и технологически грамотно решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей науки, техники, технологии, учитывая индивидуальные интересы и способности каждого ученика.
В рамках данного исследования мы выяснили, что метод проектов - это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.
Проведенная нами диагностика среди учащихся 2, 3 и 4 классов показала, что уровень выраженности интереса к учению в третьем классе выше, чем в четвертом и во втором классе, а во втором ниже чем в четвертом классе. А вот направленность на отметку в четвертом классе намного выше, чем во втором и в третьем классе. У второго и третьего класса ориентация на отметку практически на одном уровне- среднем. К четвертому классу интерес к учению увеличивается. Следовательно, интерес к учебной деятельности к концу младшего школьного возраста характеризуется высоким познавательным мотивом. Наряду с направленностью на получение знаний в учебной деятельности у обучающихся к четвертому классу начинает преобладает мотив получения хорошей оценки. Исследование показало, что в системе интересов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, главное место занимает значимость самого процесса учения как социально-ценной деятельности. У младших школьников на первом месте значимость самого процесса учения. Этот мотив для них оказывается настолько силен, что определяет их положительное отношение к деятельности даже тогда, когда она практически лишена для них непосредственного познавательного интереса.
В соответствии с одной из практических задач работы нами были разработаны методические приемы организации проектной работы на уроках в начальной школе. Прежде всего, необходимо правильно организовать и спланировать работу учащихся над проектом. Для этого формулируется цель, осуществляется поставка теоретических и практических задач. Высказываются идеи по содержанию проекта. Обязательным приемом является самоанализ собственной деятельности, самооценка проведенной работы.
Таким образом, сейчас у большинства учителей уже не вызывает необходимости использования данного метода технологическом образовании школьников. Метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом в процессе учебной деятельности.
1. Алябушева, Г.В. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов [Текст] / Г.В. Алябушева // Вестник Калининградского юридического института МВД России. - 2010. - № 3 (21).-С. 116-120.
2. Божович, Л.И., Морозова, Н.Г., Славина, Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников [Текст] / Л. И. Божович // Психология в вузе.-2011. - № 5. - С. 52-56.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст] / Л.И. Божович - М. : МОДЭК, 2011. - 352 с.
4. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст] / О.В. Брыкова. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с.
5. Власова, Н.Н. Особенности доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 12.00.01 / Н.Н. Власова ; Моск. гос. унив. - Москва, 2011. - 150 с.
6. Габай, Т.В. Педагогическая психология [Текст] / Т.В. Габай. - М. : Академия, 2012. - 240 с.
7. Гани, С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте [Текст] : / дис. ... канд. психол. наук 12.00.01 / С.В. Гани ; Моск. гос. унив. - Москва, 2010. - 210 с.
8. Гельвеций, К.А. Об уме [Текст] / К.А. Гельвеций. - М. : ОГИЗ, 1938. - 401 с.
9. Гусаковский, М.А. Метод проектов: Научно-методический сборник [Текст] / М.А. Гусаковский. Минск: Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы, 2003. - 240 с.
10. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В.В. Давыдов. - М. : Педагогика, 1972. - 424 с.
11. Дональд, С. Карьеры Психологические Теории [Электронный ресурс] / С. Дональд // URL: https://evolutioncounseling.com/donald-super-career-counseling-theory (дата обращения : 17.09.2017).
12. Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] / А.В. Запорожец. - Воронеж : МПСИ, МОДЭК, - 2000. - 194 с.
13. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы. [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, - 2013. - 512 с.
14. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский ; под ред. А.А. Красновского. - М. : Учпедгиз, 1939. - 472 с.
15. Ксензова, Г.Ю. Методика «Шкала выраженности учебно¬
познавательного интереса» [Электронный ресурс] / Г.Ю. Ксензова // URL : http://globuss24.ru/doc/shkala-virazhennosti-uchebno-poznavatelynogo-interesa-po-ksenzovoy-g (дата обращения : 15.11.2017).
16. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития
[Текст] / И.Ю. Кулагина. - М. : Педагогика, - 2011. - 450 с.
17. Кулагина, И.Ю. Мотивация отстающих в учении школьников [Текст] / И.Ю. Кулагина // Журнал практического психолога. - 2015. - № 4. - С. 90-95.
18. Кулагина, И.Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева // Московская психологическая школа. История и современность. - 2012. - № 4. - С. 35-40.
19. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, - 2012. - 640 с.
20. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология [Текст] / Г. Лефрансуа. - СПб. : ЕВРОЗНАК, 2015. - 416 с.
21. Липкина, А.И. Психологический анализ труда, вложенного в учение [Текст] / А.И. Липкина // Вопросы психологии. - 2013. - № 6. - С. 28-34.
22. Лусканова, Н.Г. Методика изучения мотивации младших школьников [Электронный ресурс] / Н.Г. Лусканова // URL : https://docviewer.yandex.ru/view/97734322 (дата обращения: 06.08.2017).
23. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2012. - 752 с.
24. Макклелланд, Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. - СПб. : Питер, 2014. - 570 с.
25. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [Текст] / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 2012. - 450 с.
26. Маркова А.К. Формирование мотивации учения [Текст] / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 2010. - 192 с.
27. Мартин, Д. Психологические эксперименты. секреты механизмов психики [Текст] / Д. Мартин. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2014. - 480 с.
28. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб. : Питер, 2013. - 352 с.
29. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М. : Просвещение, 2010. - 340 с.
30. Матюхина, М.В. Психология обучения [Текст] : Материалы к курсу лекций по пед. психол. / М.В. Матюхина. - Волгоград : Перемена, 2011. - 52 с.
31. Новиков, А.М. Методология учебной деятельности [Текст] / А.М. Новиков. - М. : Эгвес, 2005. - 176 с.
32. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Ж. Нюттен ; под ред. Д.А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2014. - 608 с.
33. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] / А.С. Обухов // Народное образование. - №10. - С. 158-161.
34. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст] / Р.В. Овчарова. М.: Академия, 2012. - 446 с.
35. Огороднийчук, З.В. Общая психология [Текст] / З.В. Огороднийчук, А.В. Скрипченко, Л.Долинская [и др.] - М . : Просвещение, 2015. - 464 с.
36. Олпорт, Г.У. Функциональная автономия мотивов [Текст] / Г.У. Олпорт // Американский журнал по психологии. - 1937. - №50. - С. 141¬156.
37. Онисимова, О.И. Некоторые аспекты и особенности научно-исследовательской деятельности как образовательной технологии [Текст] / О.И. Онисимова // Отечество. - 2001. - №7. - С. 12-18.
38. Петрович, И.А. Работа руководителя УДО с молодыми специалистами [Текст] / И.А. Петрович. - Беларусь : МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. - 37 с.
39. Поддьяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / А.Н. Поддьяков. - М. : МГУ, 2000. - 187 с.
40. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников [Текст] : пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М. : Просвещение, 2011. - 192 с.
41. Приказ от 6 октября 2009 г. № 373 Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) [Электронный ресурс] // URL : http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html (дата обращения : 15.07.2017).
42. Ромась, Л. Научно-исследовательская деятельность в начальных классах [Текст] / Л. Ромась // Начальное образование. - 2013. - № 15. - С. 2¬11.
43. Роменц, В.А. Основы психологии [Текст] / В.А. Роменц - М . : Просвещение, 2009. - 632 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 713 с.
45. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков. - Самара : Учебная литература, 2004. - 80 с.
46. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность
обучающихся [Текст] : Практическое пособие для работников
общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - М. : АРКТИ, 2008. - 80 с.
47. Смирнов, А.В. Учебная самоорганизация как фактор развития познавательной мотивации студентов технического вуза [Текст] /
A. В. Смирнов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Самара : КГТУ, 2011. - 22 с.
48. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. - М. : Академия, 2013. - 288 с.
49. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL :
http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176 (дата обращения : 11.05.2017).
50. Шадриков, В.Д. Психология способностей [Текст] /
B. Д. Шадриков. - М. : МПСИ, 2012. - 488 с.
51. Щербакова, С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении [Текст] / С.Г. Щербакова. - Волгоград : Корифей, 2007. - 96 с.
52. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] : учеб. пособие / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.