Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №70151

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека 7
1.1. История обращения науки к изучению организма человека 7
1.2. Сущность и критерии познавательного интереса младших
школьников к изучению человека 16
1.3. Педагогические условия формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир» 27
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир» 38
2.1. Диагностика уровня сформированности познавательного
интереса младших школьников к изучению человека 38
2.2. Проектирование процесса формирования познавательного
интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир» 45
Заключение 59
Библиографический список 62
Приложение 68

Человеческий организм - сложнейший комплекс различных систем. Сразу трудно представить себе, насколько совершенны физиологические и биохимические структуры, сложившиеся в ходе эволюции человека. У младших школьников необходимо формировать активный познавательный интерес не только к строению собственного тела, функциям отдельных органов, но и к познанию социальной сущности человека, качеств, отличающих его от животных. Расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний о самом себе, сформировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес - главная социальная задача современного обучения.
Истоки возникновения науки о человеке следует искать в античном искусстве врачевания, которое суммировало опыт предшествующих тысячелетий. Первое сочинение по анатомии человека связывают с именем Алкмеона, врача и философа Кротонской школы, жившего в 5 в. до н.э. Греческий учёный Гиппократ создал первые трактаты по гигиене. В них он отрицал сверхъестественные причины происхождения болезней человека, правильно оценивал влияние на здоровье человека таких факторов, как климат, погода, состояние почвы, воды, особенности питания, образа жизни и привычек, избыток или недостаток физических упражнений. Особых успехов наука о человеке достигла в эпоху Возрождения, благодаря работам по анатомии Леонардо да Винчи и Андреаса Везалия.
Большой вклад в развитие науки о строении человека внесли отечественные учёные: В.М. Бехтерев, П.А. Загорский, Д.Н. Зернов, Е.О. Мухин, И.И. Мечников, И.П. Павлов, А.П. Протасов, И.М. Сеченов и др.
Проблема формирования у детей познавательного интереса к изучению человека издавна интересовала прогрессивных учёных, педагогов и писателей. Великий чешский педагог Я.А. Коменский считал познавательный интерес одним из главных путей создания радостной и гуманной обстановки учения. Различные подходы к рассмотрению сущности познавательного интереса представлены в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалёва, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной. Критерии познавательного интереса, признаки проявления у младших школьников представлены в научных работах Н.Г. Морозовой, Н.Ф. Виноградовой и др.
В формировании познавательного интереса младших школьников к изучаемому материалу большую роль играет выбор учителем методов работы на уроке и внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир». Эффективные методы изучения человека в начальной школе представлены в методических пособиях З.А. Клепининой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, О.Т. Поглазовой и др. В учебно-методических работах этих авторов обращается внимание на то, что при изучении человека младшими школьниками должны использоваться естественнонаучные методы, такие как эксперимент, наблюдение, работа с простейшими измерительными приборами.
На фоне имеющихся достижений по интересующей нас проблеме отдельные её аспекты исследованы недостаточно. Так, на наш взгляд, ещё слабо разработана проблема формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека как биосоциального существа. Учителя начальных классов недостаточно применяют методы наблюдения и эксперимента при изучении тем, посвящённых человеку, не реализуя тем самым способность младшего школьника к выполнению роли активного исследователя. Это приводит к неграмотному обращению детей с собственным организмом, к осложнённому поведению в социуме.
Вышеизложенным объясняется выбор темы нашего исследования: «Формирование познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - формирование познавательного интереса младших школьников к изучению человека, а его предмет - педагогические условия эффективности этого процесса при освоении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса младших школьников к изучению человека будет эффективным, если будут созданы педагогические условия его стимулирования:
- через выбор активных форм учебной деятельности младших школьников (проведение нетрадиционных уроков, наблюдений, экспериментов, моделирования);
- создание благоприятных отношений сотрудничества между учителем и учащимися (уважение к мнению ученика и обеспечение возможности проявить себя в позиции субъекта);
- использование дидактических приёмов: новизны, историзма, занимательности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю обращения науки к изучению организма человека.
2. Выявить сущность и критерии познавательного интереса младшего школьника.
3. Определить уровень сформированности познавательного интереса младших школьников к изучению человека.
4. Теоретически обосновать, разработать и практически апробировать проект реализации педагогических условий формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы, наблюдение; тестирование, метод ситуаций свободного выбора, эксперимент.
База исследования: 4 «А» класс МБОУ «Борисовская СОШ № 1» Борисовского района Белгородской области.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию научной статьи в материалах Международной научно-практической интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», Белгород, 29 - 30 марта 2018 г.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
В первой главе раскрываются сущность и критерии познавательного интереса младших школьников к изучению человека; представлена история обращения науки к изучению организма человека; даётся теоретическое обоснование педагогических условий формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе описывается диагностика уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к изучению человека, представлено проектирование реализации педагогических условий формирования познавательного интереса младших школьников к изучению человека при освоении предмета «Окружающий мир».
В заключении содержатся выводы по результатам исследования.
Библиографический список включает 66 источников.
В приложении помещены диагностические материалы, фрагменты конспектов уроков и внеурочных занятий, протоколы наблюдений, таблицы, отражающие результаты исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование показало, что проблема формирования познавательного интереса к изучению человека является актуальной для современной школы. Не случайно ей посвящены многие исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, методистов. Знания о человеке лежат в основе формируемых у младшего школьника ценностных отношений к природе, обществу, окружающему миру в целом. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Он положительно влияет не только на результат учебной деятельности, но и на протекание психических процессов мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи.
В выпускной квалификационной работе нами выявлена сущность познавательного интереса к изучению человека и определены критерии его сформированности у младшего школьника.
Познавательный интерес в его общем определении представляет собой избирательную направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким, знаниям. Интерес характеризуется сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Познавательный интерес носит «поисковый характер».
Критериями сформированности у младших школьников познавательного интереса к изучению человека являются: познавательная направленность на изучение аспектов содержания курса «Окружающий мир», посвящённых человеку (мотивационный критерий); знания об организме человека (когнитивный критерий); эмоциональная активность учащихся при изучении этих тем (эмоционально-деятельностный критерий).
В результате констатирующего эксперимента было установлено, что меньшая часть учащихся (13 %) проявляет высокий интерес к изучению человека; 57 % - средний (ситуативный) интерес (в зависимости от конкретной темы или вида деятельности); 30% младших школьников имеют низкий уровень познавательного интереса. В процессе эксперимента обнаружено, что младшие школьники ещё недостаточно мотивированы к изучению человека, хотя большинство из них имеет средний уровень знаний.
Анализ программы для четвёртого класса по предмету «Окружающий мир» (авт. Н.Я. Дмитриева и А.Н. Казаков) выявил, что содержание учебного материала открывает широкие возможности для использования на уроке приёмов историзма и занимательности, предполагает организацию нетрадиционных уроков, проведение внеурочных занятий в музее, библиотеке.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы теоретически обосновали, а входе формирующего эксперимента практически апробировали на уроках и во внеурочной работе по предмету «Окружающий мир» следующие педагогические условия формирования познавательного интереса к изучению человека:
- стимулирование интереса младших школьников через выбор активных форм учебной деятельности;
- создание благоприятных отношений сотрудничества между
учителем и учащимися;
- использование специальных дидактических приёмов (новизны, историзма, занимательности).
Наблюдение за младшими школьниками на проведенных нами уроках и внеурочных занятиях свидетельствуют о положительном влиянии указанных педагогических условий на процесс формирования познавательного интереса к изучению человека.
Таким образом, в ходе нашего исследования выдвинутая гипотеза получила своё подтверждение.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования познавательного интереса младшего школьника к изучению человека. Перспективы дальнейшей разработки проблемы мы видим в изучении специфики этой работы при освоении исторического материала в содержании предмета «Окружающий мир», в поиске новых путей развития познавательного интереса младшего школьника к изучению человека во внеурочной деятельности.
При правильной педагогической организации деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе познавательный интерес может стать устойчивой чертой личности младшего школьника и оказывать положительное влияние на его формирование и развитие.



1. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной
школе: учеб. пособие / Г.Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 240 с.
2. Алексеева Т.А. «365 рассказов о человеке» (энциклопедия) / Т.А.
Алексеева, Р.Г. Апресян. - М.: «РОСМЭН», 2008. - 244 с.
3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев.
- М.: Мысль, 1976. - 158 с.
4. Балалыкин Д.А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века /
Д.А. Балалыкин. - М.: Весть, 2013. - 256 с.
5. Балалыкин Д.А. Религиозно-философские системы и их значение для истории
медицины/ Д.А. Балалыкин // История медицины. - 2014. - №1. - С. 9-26.
6. Биолог Уильям Гарвей и его вклад в медицину// ФБ.ру [Офиц. сайт].
http://fb.ru/article/210903/biolog-uilyam-garvey-i-ego-vklad-v-meditsinu (дата обращения: 12.05.2017 г.).
7. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А.
Кузнецов. - СПб: «Норинт», 1998. - 1516 с.
8. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с
комнатными растениями / М.Д.Большакова // Начальная школа. - 1996. - №3. - С. 28-33.
9. Божович Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание / Л.И.
Божович, Л.С. Славина. - М.: Знание, 1979. - 96 с.
10. Бронштейн П. «Ты и твоё тело»/ П. Бронштейн. - М.: РОСМЭН, 2000. - 230 с.
11. Булацкий С. «Тело человека» (энциклопедия) / С. Булацкий. - Минск:
«ЮНИОН», 2007. - 344 с.
1. Ванчугова С.М. Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности // Соц. сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/sites/default/fLles/2014/09/10/(дата обращения: 11.03.2018 г.).
12. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в 3-4 классах: метод. беседы: кн. для
учителя/ Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов; под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2002. - 192 с.
13. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: беседы с
будущим учителем: учеб. пособие / Н.Ф. Виноградова. - 2-е изд., стер. - М.: «Академия»,1999. - 240 с.
14. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы. Методика
обучения/Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 240 с.
15. Гайсина Р.С. Моделируя - познаем окружающий мир / Р.С. Гайсина //
Начальная школа. - 2006. - №9. - С. 67-72
16. Гален К.О назначении частей человеческого тела / К.Гален; под ред. В.Н.
Терновского. - М.: Изд-во «Медицина», 1991. - 554 с.
17. Головко Е.В. Воспитание у детей в семье интереса к учению / Е. В.
Головко // Сборник научных трудов аспирантов / Белгород: Изд -во Бел ГУ, 1994. - Вып. 1. - С. 34-37.
18. Головко Е.В. Использование моделирования в развитии поисковой
активности младших школьников на уроках окружающего мира / Е.В. Головко // Занковские чтения на Белгодчине: Мат-алы II регион. Занковских чтений. - Белгород: БелРИПКППС, 2008. - С. 74-78.
19. Головко Е.В. Моделирование в процессе изучения «Окружающего мира» в
начальной школе/ Е.В. Головко. - Белгород: ИД «Белгород», 2013. - 108 с.
20. Дмитриева Н.Я. Методикческие пояснения к курсу «Мы и окружающий
мир», 4 класс / Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. - Самара: изд-во «Учебная литература», 2006. - 64 с.
21. Дмитриева Н.Я. Окружающий мир: учебн. для 4 класса: в 2 ч./ Н.Я.
Дмитриева, А.Н. Казаков. - Самара: изд. дом «Фёдоров», 2014. - 144 и 128 с.
22. Друца Л.А. Формирование познавательных интересов младших
школьников. (Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Солнечная СОШ № 1») // Соц. сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https:// nsportal.ru/ sites/ default/ files/ 2012/ 12/ 19/ (дата
обращения: 10.02.2018 г.).
23. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес / А.К. Дусавицкий. - М.: Знание,
1984. -64 с.
24. Дусавицкий А.К. О развитии познавательных интересов младших
школьников / А.К. Дусавицкий, В.В. Репкин // Вопросы психологии. - 1975. - № 3. - С. 14.
25. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении: книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова. -2¬е изд. - М.: ПРЕСС, 2010. - 288 с.
26.Знаменитые земляки. Владимир Михайлович Бехтерев. Сборник статей. /сост. Крапоткина Н.А. - Елабуга, 2017. - 168 с.
27. Классификация методов обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер)// Мурзим
[Офиц. сайт]. URL: https: // murzim.ru / nauka /pedagogika /26920-vydayuschiesya-pedagogi-proshlogo.html (дата обращения: 05.02.2018 г.).
28. Ковалёв А.Г. Психология личности: учеб. пособие / А.Г. Ковалёв. - М.:
Просвещение, 2002. - 391 с.
29. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие / А.Н.
Леонтьев.- 2-е изд. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
30. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.:
Педагогика,1991. - 308 с.
31. Лукьянов М. «Моя первая книга о человеке», М.:ЗАО «РОСМЭН-
ПРЕСС», 2007. - 128 с.
32. Лурье С.Я. История Греции: курс лекций / С.Я. Лурье; под общ. ред. Э.Д.
Фролова. - 2-е изд. - СПб.: изд-во. С.-Пет. университета, 1993. - 680 с. - Режим доступа: http://www. sno.pro 1 .ru/lib/lurie/
33. Мамонтов С.Г. История анатомии в России / С.Г. Мамонтов. - М.: Наука,
2005. - 569 с.
34. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И.
Махмутов. - М.: Просвещение, 2007. - 240 с.
35. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учебное пособие / А.В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360с.
36. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе: учеб-метод. пособие/
Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 1979. - 153 с.
37. Мухин Е.О. Курс анатомии/ Е.О. Мухин. - М.: Просвещение, 1993. - 396 с.
38. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека / В.Н Мясищев. - СПб.:
Питер, 2000. - 283 с.
39. Новик И.Б. О философских вопросах кибернетического моделирования /
И.Б. Новик. - М.: Знание, 2004. - 224с.
40.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4 -е изд. - М.:ООО «АТЕМП», 2006. - 944 с.
41. Павлов И.П. Физиология. Избранные труды / И.П. Павлов. - 2-е изд. - М.:
Изд-во Юрайт, 2017. - 394 с.
42. Павлович С.А. Книга по природоведению. Основы и методика
природоведения / С.А. Павлович. - М.: Просвещение, 1969. - 319 с.
43. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое
воспитание в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. - М.:
«Академия», 2000. - 176 с.
44. Позоров В. И. Природоведение с методикой преподавания: учеб.-метод.
пособие / В.И. Позоров. - М.: Просвещение, 2001. - 240 с.
45. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова / сост.
Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.
46. Прокофьева Л.Б. Уроки - микроисследования при изучении естествознания /
Л.Б. Прокофьева // Начальная школа. - 1996. - № 8. - С. 37- 42.
47. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. - М.:
Изд-во МГУ, 1976. - 279 с.
48. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,
интенсификации и эффективного управления УВП: учебн.-метод. пособ. /
Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
49. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ
происхождения психических явлений на физиологические основы. С биографией И.М. Сеченова / И.М. Сеченов. - М.: Ленанд, 2016. - 130 с.
50. Сивоконь П.Е. Методологические проблемы естественнонаучного
эксперимента: учеб. пособие / П.Е. Сивоконь. - М.: Учпедгиз, 2008. - 204 с.
51. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением / Л.С. Славина. - М.:
Просвещение, 1966. - 160 с.
52. Сорокина Т.С. История медицины/ Т.С. Сорокина. - М.: Академия. - 2008.
- 560 с.
53. Тикотин М.А. П.А. Загорский и первая русская анатомическая школа /
М.А. Тикотин. - М.: гос. изд-во мед. лит-ры, 2000. - 280 с.
54. Ткаченко Е.С. Формирование познавательного интереса младших
школьников к изучению человека // Мат-лы Международной научно-практической интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве», Белгород, 29-30 марта 2018г. [Офиц. сайт]. URL: http:// pegas.bsu.edu.ru /pluginfile.php /828932/
mod_resource/content/1/%D0%A2%D0%BA%D0%B0%284%29.pdf (дата обращения: 25.04.2018 г.)
55. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии / С.Н. Трубецкой. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Русский Двор, 2007. - 576 с.
56. Ушинский К.Д. Воспитание человека: избранное / К.Д. Ушинский; сост. и
автор С.Ф. Егоров. - М.: Карапуз, 2000. - 256 с.
57. Фёдорова В.Н. Развитие методики естествознания: учеб. пособие / В.Н.
Фёдорова. - М.: Учпедгиз, 1998. - 368 с.
58. Формирование интереса к учению у школьников: учеб. пособие / под ред.
А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 2006. - 168 с.
59. Чиркин С.Я. Врачи - философы/ С.Я. Чиркин. - М.: Медицина, 2009. - 384 с.
60. Шабдинова А.К. Доклад на тему «Формирование познавательного
интереса к обучению у младших школьников» // Мультиурок - проект для учителей [Офиц. сайт]. URL: https:// multiurok.ru/ index.php/ files/ doklad-na-tiemu-formirovaniie-poznavatiel-nogho-1.html (дата обращения: 11.12.2017 г.).
61. Шамова Т.И. Активизация учения школьников: учеб.-метод. пособие /
Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 178 с.
62. Шукшина С.Е. Я и моё тело: пособие для занятий с детьми с
практическими заданиями и играми/ С.Е. Шукшина. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 48 с.
63. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в
процессе: учеб. пособие / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, - М.: Учпедгиз, 1981. - 339 с.
64. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике: учеб.
пособие / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 332 с.
65. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника:
учеб.- метод. пособие / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1975. - 440 с.
66. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных
интересов учащихся: учеб. пособие / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988. - 290 с.
67. Энциклопедический словарь / авт. сост. А.М. Прохоров и др.; председ. научн.
ред. совета А.М. Прохоров. - М.: «Новая энциклопедия», 1980. - 1778 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ