Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №25799

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
700
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Читательские интересы младших школьников в контексте решения
социально-педагогических задач 7
1.1 Сущность понятия, структура и факторы, влияющие на формирование
читательских интересов младших школьников 7
1.2 Влияние круга читательских интересов на социализацию детей
младшего школьного возраста 27
2 Исследование читательских интересов младших школьников 32
2.1 Описание организации работы, направленной на исследование круга читательских интересов младших школьников 32
2.2 Результаты исследования круга читательских интересов младших
школьников
Заключение
Список используемых источников

Младший школьный возраст - это период, в котором определяются читательские интересы обучающихся.
В современном образовании формирование читательских интересов рассматривается в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования, как планируемый результат обучения. В требованиях к освоению общей образовательной программы начального общего образования указывается, что к завершению ступени начального образования у младших школьников будет сформировано осознание значимости чтения для личного развития, формирование представлений о мире, истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности, успешности обучения по всем учебным предметам, потребность в систематическом чтении [1].
При этом умение самостоятельно выбирать интересующую литературу рассматривается как особое достижение младшего школьного возраста.
Кроме того круг читательских интересов младших школьников является одним из инструментов формирования их ценностных ориентиров и духовно-нравственной позиции, обеспечивает социализацию младших школьников.
По словам В.А. Сухомлинского «чтение - это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя». Чтение и круг читательских интересов - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Задачи защиты чтения детей, поддержки интереса к нему, формирования круга читательских интересов младших школьников стали в ряд задач государственной важности перед угрозой бездуховности и роста деструктивных социальных явлений.
Приобщая ребёнка к чтению, взрослый не только открывает путь к одному из важных источников информации, но и защищает его душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует творческой самореализации личности, её жизнестойкости.
Кризис детского чтения проявил себя более всего в утрате интереса школьников к этому виду занятий. Для значительной части детей чтение - всего лишь ординарная учебная деятельность, не вызывающая радости.
Однако следует признать, что реалии развития современного общества оказывают свое влияние на круг читательских интересов младших школьников. Каково это влияние, что входит в круг читательских интересов современных младших школьников, как влияет на социализацию младшего школьника? - ответ на эти вопросы и определил проблему нашего исследования.
Данные обстоятельства обусловливают внимание исследователей к проблеме читательского интереса детей, делают рассматриваемую тему актуальной в теоретическом, исследовательском и практическом значениях.
В решении этого важного вопроса большое значение отводится развитию интереса школьников к чтению, процессу познания.
Именно в первые годы обучения, благодаря психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, у них активно развивается познавательная активность, интерес.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме читательских интересов младших школьников, мы выяснили, что работали над этой темой такие отечественные психологи: А.Н. Леонтьев, В.Я. Пропп, Л.С. Выготский, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. Кабачек, И.В. Вачков. Вели работу по формированию интереса к чтению педагоги: А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, В.Г. Давидович, Е.Р. Левина, Д.Б. Эльконин, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская и др. Однако можно отметить, что исследователями не достаточно изучены вопросы читательских интересов, их влияние на развитие ребёнка.
Актуальность и практическая значимость проблемы исследования читательских интересов младших школьников послужила основанием для определения цели, объекта, предмета, формирования гипотезы и задач, а также выбора методов исследования.
Актуальность: в современном образовательном пространстве важной научно-педагогической задачей является формирование читательских интересов у учащихся. Ее актуальность обусловлена необходимостью неуклонно возрастающей ролью начитанности, приемами овладения информацией и способами ее переработки, которые служат универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, духовного становления личности, важным условием социальной активности каждого человека.
Объект: читательские интересы младших школьников.
Предмет: исследование круга читательских интересов у учащихся начальных классов.
Цель исследования: определить читательские интересы младших школьников и факторы, влияющие на формирование круга читательских интересов у учащихся начальных классов.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Уточнить сущность понятия читательского интереса
применительно к детям младшего школьного возраста.
3. Провести исследование читательских интересов детей младшего школьного возраста и выбор произведений в школьной библиотеке
4. Определить факторы, влияющие на формирование читательских интересов в условиях образовательного учреждения.
Гипотеза: Исследование читательских интересов младших школьников позволит выявить:
- существующее противоречие между кругом детского чтения, рекомендованного педагогами в рамках учебного предмета «Литературное чтение» и реальными читательскими интересами, являющимися в большинстве произведениями зарубежных авторов, преимущественно жанра «фэнтези»:
- среди произведений отечественных авторов, младшие школьники выбирают рассказы приключенческого жанра и народные сказки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Читательские интересы - это избирательно-положительное отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающие для него значимость и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям и особенностям читательской психологии.
Читательский интерес - это выделение из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой, а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение, доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.
Выявленные условия организации деятельности, направленной на развитие читательских интересов:
- Учет индивидуальных интересов учащихся начальной школы.
- Расширение круга чтения младших школьников.
- Систематическое использование в учебно-воспитательном процессе разных форм организации работы на уроках литературного чтения по развитию читательских интересов учащихся.
Проведенное исследование развития читательских интересов младших школьников позволяет констатировать следующее:
- картина развития читательского интереса показала значимость этого явления для младших школьников. Установлено, что читательский интерес влияет на развитие деятельностной активности на уроке литературного чтения, читательского интереса и читательского кругозора;
- читательские интересы начинают выступать в функции действенных мотивов учебной деятельности, существенно влияя на познавательную активность;
Учитель должен учитывать особенности развития читательского интереса школьников и использовать интересные формы работы, различные методические приемы, которые ставили бы учащихся перед необходимостью поиска путем самостоятельного решения учебных задач.
Основная роль в развитии читательского интереса на уроке литературного чтения принадлежит учителю. Важно его отношение к педагогическому труду, детям и преподаваемому предмету как к любимому делу.
Проведенное исследование не является исчерпывающим в отношении формирования читательских интересов младших школьников, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения. Однако даже в предъявленном виде опыт и результаты настоящей работы могут быть использованы для решения аналогичных проблем. Считаем в дальнейшем целесообразным разработать и использовать в воспитательной деятельности школы программу, включающую цикл мероприятий, направленных на развитие читательского интереса младших школьников, так как в этом возрасте закладываются основные черты формирования личности.
Таким образом, в ходе исследования, нами обнаружен разрыв между интересующей младшего школьника литературой и рекомендациями педагога соответствующие курсу «Литературное чтение». Что и подтверждает гипотезу нашего исследования.



1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.: Просвещение, 2010.-31 с.
2. Айдарова, Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова - М.: Педагогика, 1978.- 144с.
3. Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функция учения школьников / Ш.А. Амонашвили - М.: Педагогика, 1984.- 295с.
4. Аникин, В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки / В.П. Аникин - М.: Дет. лит., 1988.- 176с.
5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев.- М.: Педагогика, 1990.- 608с.: ил.
6. Аргинская, И.И. Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения // И. И. Аргинская, Романовская И.З., Полякова А.В., Дмитриева Н.Я., - М.: Просвещение, 1991.- 238с.
7. Асмолов, А.Г Культурно историческая психология и конструирование миров.-М.: Изд. «Инст. практич. психологии» / А. Г. Асмолов - Воронеж: НПО «Модэк», 1996.- 768с.
8. Асташов Н.А. Текстовая иллюстрация как средство формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности II Начальная школа / Н.А. Асташов -1991.- №7.- с. 13-18.
9. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация: Учеб. пособие для студентов по спец. №2101 «Русский язык и литература» / В.В. Бабайцева - М.: Просвещение, 1981.-271с.- (Соврем.рус.яз.; Ч.З).
10. Электронная библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bd69a4c43a89521316d37_0.htm l
11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет./ М.М. Бахтин - М.: Худ. лит-ра, 1975.- 504с.
12. Безруких М.С. Всеобщая грамотность или наступление неграмотности II Мир образования. / М.С.Безруких -1996.- №1.- с.13.
13. Светловская Н.Н., Пиче-Оол, Т.С. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать/ Н.Н. Светловская Т.С. Пиче-Оол.-М.: Аркти, 2007. -54 с.
14. Бодрова Н.А. Внеклассное чтение как социальная и педагогическая проблема II Литература в школе. / Н.А. Бодрова-1977.- N: 1с.43-54.
15. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К., Есипов Б.П., Королев Ф.Ф. Педагогика.- М.: Просвещение, 1968.- 526с.
16. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностям к самообразованию: Книга для учителя./ В.Б. Бондаревский - М.: Просвещение, 1985.- 144с.
17. Бочаров Г.К. За высокое мастерство учителя словесника II Вопросы литературы./ Г.К. Бочаров -1959.-№2.
18. Буфименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать./ Е.А. Буфименко, Г.А. Цукерман - М.: Знание, 1994.- 160с.
19. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности./ Л.П. Буева - М.: Изд. МГУ, 1968.- 208с.
20. Ефимов, В.Ф.Компетентность как новое качество личности школьника/ В.Ф. Ефимов//Начальная школа. -2012. -№ 2. -С. 11-18.
21. Вейкшан В.А., Л.Н. Толстой о воспитании и обучении./ В.А. Вейкшан, Л.Н. Толстой - М.: Изд. АПН РСФСР, 1953.- 144с.
22. Волина В.В. Воспитание радостью II Начальная школа./ В.В. Волина -1989.- №8.- с.10-12.
23. Володина И.В. О критериях литературного развития младших школьников II Движущие силы учебно-воспитательного процесса. Вып. I./ И.В. Володина - Тюмень, 1974.-с.97-108.
24. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи II Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Л.С. Выготский - М.: Изд. МГУ, 1980.- с.78.
25. Выразительное чтение. Пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Русский язык и литература».- Изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Просвещение, 1972.- 191с.
26. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада./ В.В. Гербова - М.: Просвещение, 1978.- 144с., ил., 4л. ил.
27. Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса./ Л.А. Гордон - Киев: Радяньска шк., 1940.-123с.
28. Горецкий В.Г., Тикунова А.И. Чтение.- М.: Новая школа, 1994.- 48с.
29. Горецкий В.Г., Тикунова А.И. Тематические и итоговые контрольные работы по чтению в начальной школе: Метод, пособие./ В.Г. Горецкий, А.И. Тикунова - М.: Дрофа, 1996.- 160с.
30. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая А.А. Когда книга учит II 2-е изд., доп.- М. Педагогика, 1991 .-256с.
31. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Изучение читательской позиции школьников II Вопросы психологии, 1994.- №5 с.51-59.
32. Граник Г.Г. Психологические закономерности формирования орфографической грамотности II Вопросы психологии, 1995.- №3.- с.28-37.
33. Гришин Д.М., Прокопенко В.И. Педагогика. Основные понятия, схемы, таблицы. Учебное пособие./ Д.М. Гришин, В.И. Прокопенко - Калуга: КГПИ.-1991.- 111с.
34. Гришутина Г.Х. Особенности осознанного владения предложением в букварный период II Языковое образование в школе и в вузе./ Г.Х. Гришутина - СПб: «Сударыня», 1997.-268с.
35. Демидова Т.Е. Подготовка студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников: Дисс. канд. пед. наук./ Т.Е. Демидова - Брянск, 1995.- 178с.
36. Дидактика средней школы / Под ред. М.А. Данилова и М.Н.Скаткина.- М.: Просвещение, 1975.-303с.
37. Дусавицкий А.К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения: Автореф. дисс. канд. псих, наук./ А.К. Дусавицкий - Харьков, 1975,-24с.
38. Дусавицкий А.К. Формула интереса.- М.: Педагогика, 1989.- 176с.
39. Дягилева Л.С. К вопросу об уровнях развития познавательных интересов младших школьников II Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся./ Л.С. Дягилева - Л.: ЛГТ1И, 1979.- с.46-53
40. Жданова Р.А. Формирование мотивации у младших школьников: Автореф. дисс. кавд. пед. наук./ Р.А. Жданова - М., 1972.- 15с.
41. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок./ В.П. Жуков - 4¬е изд., испр. и доп.- М.:
42. Русский язык, 1991.- 534с.
43. Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в начальной школе./ Т.Ф. Завадская - М.: Изд. Акад. лед. наук РСФСР, 1956.-144с.
44. R. Louv, Last Child in the Woods: Saving our Children From Nature-deficit Disorder (Chapel Hill, North Carolina: Algonquin Books of Chapel Hill, 2010); D. Sobel, Childhood and Nature: Design Principles for Educators (New York, New York: Stenhouse Publishers, 2015).
45. W. Berry, What Are People For? (New York, New York: North Point Press, 2011); K. Hymowitz, Liberation's Children: Parents and Kids in a Postmodern Age (Lanham, MD: Ivan R. Lee Publishing, 2015).
46. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников./ А.Т. Алексеевская - М., 2010. с. 18
47. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа./ М.А. Зобнина - 2012. - № 8. - С. 35-43.
48. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011 С. 40
49. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников./ Л.В. Ниталимова, С.Н. Семенова - М.: Ментор. - 2011. - №1. - С. 11-13.
50. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2012. - № 1. - С. 11-18.
51. Поливанова К.Н. Сазонова Е.В. Шакарова М.А. Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 283—299.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ