Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Работа №41069

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
488
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретические основы развития познавательного интереса младших школьников 8
1.1 Понятие «познавательный интерес» в педагогике и психологии 8
1.2 Психолого-педагогические особенности развития познавательного
интереса младших школьников 17
1.3 Использование игровых технологий для развития познавательного
интереса младших школьников 23
Выводы по первой главе 28
Глава II Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках чтения 30
2.1 Диагностика уровней развития познавательного интереса младших
школьников 30
2.2 Методическая работа по развитию познавательного интереса
младших школьников на уроках чтения 40
2.3 Итоги работы по развитию познавательного интереса младших
школьников 57
Выводы по второй главе 63
Заключение 66
Список использованной литературы 70
Приложение

Актуальность исследования. Современная школы призвана обеспечить ученику успешность в учебной деятельности, его личностное развитие. Одним из критериев эффективности педагогического процесса является устойчивый познавательный интерес школьников. Развитие познавательного интереса можно назвать одной из главных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний.
Проблема познавательного интереса - одна из актуальных проблем в педагогическом процессе. Педагогическая наука доказала необходимость теоретического развития этой проблемы и ее реализации практикой преподавания. Учитывая, что начальное образование имеет свои особенности, которые отличает его от других этапов систематического школьного образования, начального формирования воспитательной и познавательной деятельности детей, т. е. формирования познавательных интересов, стадии формирования самосознания ребенка как новый предмет его деятельности.. Это этап, на котором закладываются основы обобщенного и целостного взгляда на мир, человека, его творческую деятельность.
В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как средство повышения познавательной активности ученика, как эффективного инструмента учителя, который позволяет ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить именно те аспекты в обучении, которые могут привлечь непроизвольное внимание школьников, сделать его или ее мотивированное мышление с энтузиазмом работают над задачей обучения. «Смертный грех учителя - быть скучным» (Г ербарт). Этот афоризм часто определяет понимание учителем места познавательного интереса к обучению, которое он рассматривает как инструмент для оживления образовательного процесса, который находится в его руках.
В исследованиях таких авторов, как: Л Л .Аристова, Ю.К.Бабанский, Б.В.Давыдов, Е.П.Есипов, Б.С.Ильин, И.Я.Лернер, А.А.Люблинская, М.И.Махмутов, П.И.ПидкасисТого, Н.А.Половникова, М.Н.Скаткин, Т.И.Шамова, Г.И.Щукина, Д.Б.Эльконин и других, которые изучали проблему познавательной активности школьников, идет рассмотрение таких важны вопросов, как: сущность познавательной активности; воспитание познавательного интереса и потребностей в познаниях; вооружение учащихся рациональными приемами познавательной деятельности; организация самостоятельной работы на уроках; правильный выбор и сочетание методов и приемов обучения и др. Это свидетельствует о большом внимании ученых к данной проблеме.
Одним из направлений изменений в начальном образовании, в частности, усилением познавательных интересов, является включение современных информационных технологий в учебный процесс. Их использование помогает учителям переходить от объяснительно-иллюстрированного метода обучения к деятельности, в котором ребенок становится активным субъектом образовательного процесса, что способствует сознательному овладению знаниями учащимися.
Целью группового обучения является создание условий для развития когнитивной независимости учащихся, их коммуникативных навыков и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения групповых задач для самостоятельной работы. Групповая форма работы описана в трудах T.K. Селевко. [40, c.34]
В понятие «игровые педагогические технологии» входит довольно обширная группа методов и методов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр, в целом, педагогическая игра имеет существенную особенность - четко сформулированную цель обучения и соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован, выделен в явном виде и характеризуется когнитивной ориентацией.
В результате теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что актуальность выбранного направления исследования определяется рядом противоречий:
- между слабой развитостью познавательного интереса младших школьников и его значением в процессе обучения;
- между потребностью образовательного процесса в создании личностно ориентированного урока и стремлением учителей сохранить традиционный подход в обучении при формировании познавательного интереса младших школьников. Устранение этих противоречий требует изменения технологии организации процесса развития познавательного интереса. При такой постановке проблемы, особенно важным является наличие творческого начала в познавательной деятельности младших школьников.
Проблема исследования - какие технологии наиболее эффективно способствуют развитию познавательного интереса к урокам литературного чтения в начальной школе.
Цель - определить влияние использования игровых образовательных технологий на развитие познавательного интереса в младшем школьном возрасте.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса младших школьников.
Предметом исследования - педагогические условия развития познавательного интереса в начальной школе.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование образовательных игровых технологий будет наиболее эффективно способствовать развитию познавательного интереса к урокам чтения в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить и рассмотреть теоретические основы понятия «познавательный интерес» в педагогике и психологии, особенности развития познавательного интереса младших школьников;
2. рассмотреть использование игровых технологий для формирования познавательного интереса младших школьников;
3. провести опытно - экспериментальную работу и диагностику уровней по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках чтения , и сделать анализ по итогам работы.
Методологической базой при написании данной магистерской диссертации послужили труды учёных: Г. Д. Боразновой, которая занималась изучением и разработкой методик чтения, Е. А. Мироновой, которая внесла вклад в изучение проблемы чтения, Б. П. Мартиросяна, Ю. А. Истратовой, Н. И. Лифанцевой, которые занимались исследованием интереса к чтению и других.
Структура магистерской диссертации включает в себя: введение, две главы, каждая из которых сопровождается выводами, заключение, список использованной литературы и приложения.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты развития познавательного интереса младших школьников. В первой главе отражены теоретические аспекты понятия «познавательный интерес» в педагогике и психологии, психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников, использование игровых технологий для формирования познавательного интереса младших школьников.
Вторая глава данного исследования посвящена опытно-экспериментальной работе по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках чтения. Во второй главе представлены результаты диагностики уровней сформированности познавательного интереса младших школьников, описана опытно - экспериментальная работа по формированию и развитию познавательного интереса младших школьников на уроках чтения, представлены результаты работы по формированию познавательного интереса младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Познавательный интерес - это важный фактор обучения, а также важная предпосылка для того, чтобы формировать личность. Благодаря познавательному интересу развивается общая направленность деятельности учащихся. Именно познавательным интересом оказывается значительная роль в структуре личности школьника.
Уже, начиная в младшем школьном возрасте, у детей идёт формирование интереса к образовательным дисциплинам, выявляется тенденция к разным областям знаний, происходит развитие нравственного и познавательного стремления. Однако, данный процесс не может происходить автоматически, по причине того, что он тесно связан с активизацией познавательной деятельности учащегося в процессе обучения.
Общее психологическое правило для создания интереса заключается в следующем: для того, чтобы объект интересовал нас, он должен быть связан с чем-то, что нас интересует, с чем-то уже знакомым, и в то же время оно должно включать некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безуспешным [17].
В результате проведенных теоретических и экспериментальных исследований, можно сделать следующие выводы: .
1. Современные условия обучения школьников способствуют возрастанию важности проблемы организации познавательного интереса. Значимость познавательного интереса можно объяснить тем, что на сегодняшний день существуют качественно новые требования, которые предъявляются к образовательному содержанию из-за расширения и углубления процессов демократизации в современном обществе.
2. Понятие «познавательный интерес» педагогика рассматривает с различных точек зрения. Познавательный интерес представляет собой избирательную ориентацию человека, направленную на знание научной предметной области, на предметную сторону (содержание), а также на процесс деятельности. Знакомство с передовыми идеями отечественных и зарубежных психологов и учителей позволило нам установить зависимости, определяющие интенсивность и характер существования познавательного интереса к обучению. Эти положения легли в основу нашей работы: насилие в любом из его проявлений подавляет характер ребенка и его интерес к обучению; возникновение и формирование интереса во многом зависит от учителя, его педагогических навыков, от создания положительной эмоциональной атмосферы в уроке; поддержание интереса к обучению способствует использование различных средств и методов обучения, а также привлечение развлекательного, доступного, жизненно важного материала, взятого из опыта детей. Рассматривая опыт исследователей и адаптируя его к современным условиям обучения, мы теоретически обосновали и экспериментально протестировали наш подход к решению проблемы формирования познавательного интереса младших школьников в образовательной и внеучебной деятельности.
3. Если соблюдать педагогические условия, то можно формировать, развивать и укреплять познавательный интерес учеников младшего школьного возраста, в том числе и максимальную зависимость от умственной деятельности школьников; оптимальный уровень развития школьника; эмоциональную атмосферу обучения; положительное отношение между участниками образовательного процесса.
4. В связи с целями исследования возникла необходимость выбора критериев и показателей формирования когнитивного интереса младших учеников: познавательной деятельности, познавательной самостоятельности, интереса к внеклассной деятельности. Исходя из этих критериев, мы определили: высокий, средний и низкий уровни формирования познавательного интереса.
5. Экспериментальная работа включала 3 этапа: постановка, формирование и контроль. На стадии определения, чтобы определить существующий уровень формирования познавательного интереса, диагноз проводился по методам: «Познавательная деятельность», «Познавательная самостоятельность», «Интерес к внеучебной деятельности». В результате анализа полученных результатов можно сделать вывод, что средний уровень формирования познавательного интереса преобладает в экспериментальных и контрольных классах.
Для проведения формирующего эксперимента мы выбрали и разработали творческие задачи для литературного чтения, что способствовало эффективному формированию познавательного интереса студентов.
На заключительном этапе эксперимента была проведена передиагностика, в результате чего можно сделать вывод, что уровень образования познавательного интереса к экспериментальному классу был выше, чем на наступательной стадии. Это указывает на то, что реализованная программа педагогического эксперимента, в том числе ряд взаимосвязанных этапов, подтвердила эффективность использования творческих заданий в формировании познавательных интересов младших школьников.
Исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы. Дальнейшая работа над этой проблемой может быть направлена на развитие теоретических и практических вопросов формирования познавательной заинтересованности младших школьников в образовательной и внеучебной деятельности.
Итак. В ходе выполнения данной магистерской диссертации:
- были изучены теоретические аспекты понятия «познавательный интерес» в педагогике и психологии;
- были рассмотрены психолого-педагогические особенности формирования познавательного интереса младших школьников;
- было рассмотрено использование игровых технологий для формирования познавательного интереса младших школьников;
- была проведена диагностика уровней развития познавательного интереса младших школьников;
- была проведена опытно - экспериментальная работа по формированию и развитию познавательного интереса младших школьников на уроках чтения;
- был проведён анализ итогам работы по формированию познавательного интереса младших школьников.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены и поставленная цель достигнута в полном объёме. Гипотеза исследования доказана.



1. Абдулова, Ж. Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника / Ж.Н. Абдулова // Наука и современность. 2013. № 25. С. 68-72.
2. Ананьев Б.Г. Когнитивные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ № 265. Психология. Ленинградский государственный университет, 2009.
3. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся // Школа и производство. 2012. №3;
4. Беляев М.Ф. Основные положения интересующей психологии // Ученые записки Иркутского педагогического института. Иркутск, 2010.
5. Блохин А.Л. Метод проекта как ориентированная на студентов образовательная технология. Ростов-на-Дону, 2015.
6. Божович Л.И. Когнитивные интересы школьников и способы их изучения // Когнитивные интересы и условия их образования в детстве. М .: APN РСФСР, 2015.
7. Боразнова Г.Д. Методика чтения / «Школа Пашлака» 2014, №10.
8. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебная помощь / В.М. Букаты. М .: Флинт, 2015.
9. Бычков А.В. Методы проектов в современной школе. М., 2017.
10. Выготский Ю.И. Педагогическая психология / Под ред. В И. Давыдов. М.: Педагогика, 1991.
11. Давыдов В. В. Теория развития обучения. М., 2016.
12. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А. Ю. Дейкина. М.: Просвещение, 2012. 258 с.
13. Дидактика / М.А. Данилов, Б.П. Есипов; Под общей редакцией. Артериальное давление Есипова, М ., 2017
14. Джуринский А.Н. История педагогики: учебник. пособие для шпильки. педагогических институтов. М .: Человечество. редактор Центр ВЛАДОС, 2010
15. Зима И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Издание второй, добавить. и перерабать. М .: Логотипы, 2011.
16. Икрамова, С. А. Выразительное чтение и его роль в развитии речи школьников начальных классов: на примере школ Республики Таджикистан: дис. ... канд. пед. наук / С. А. Икрамова. Душамбе, 2010.
17. История педагогики: учебник для учеников пед. учреждения. НА. Константинов, Э.Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. 5-е изд., Вып. и перерабать. М .: Просвещение, 2012.
18. «История педагогики и образования» изд. Пискунова А.И. Москва, 2011.
19. Истратова Ю. Работа учеников начальной школы с книгой «Начальная школа», «2014», №9.
20. Карпетов П. Ф.. Дидактические эссе: Теория образования / PF. Каптерев. Ред. 2-й, переработ. и расширение Pg. Принц. склад «Земля», 2015.
21. Коменский Я.А. Отличная дидактика. Педагогическое наследие. М .: Педагогика, 2008
22. Кузнецова А. А. Познавательный интерес. Условия его развития / Кузнецова А.А., Чукова С.В., Кузнецов В.Н. // 2006.
23. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2012,№ 1;
24. Лифинцева Н.И. Независимая читательская деятельность младших школьников. Программа развития навыков чтения / начальное образование. 2014. № 3.
25. Латышина Д.И. История педагогики: история образования и пед. мысли / Гардарики, 2013.
26. Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: Автореф.дис... канд. пед. наук. Кемерово, 2014.14 с.
27. Мартиросян Б.П. Образование у младших школьников познавательной деятельности в образовательной и внеучебной деятельности: М., 2015.
28. Миронова Е.А. Развитие интереса читателя к младшим студентам // Начальная школа. 2011. №8.
29. Наумова Т.Н., Шаныгина Н.Т. Формирование познавательного интереса // Специалист. 2014. №1;
30. Обучение по сказочной терапии / Под ред. Т. Зинкевич Евстигнеева. СПб .: Речь, 2016.
31. Орлова, Л. И. Выразительное чтение как метод воспитания и развития дошкольников, младших школьников творческими читателями: дис. ... канд. пед. наук / Л. И. Орлова. М., 2014.
32. Павленко В.К., Сафронова Л.В., Шашкина Г.З., Салханова Ю.Г., Аулбекова Г.Д. Учебная программа «Литературное чтение» для 2-4 классов общеобразовательной школы. Астана, 2010.
33. Павлов И.П. Избранные работы по физиологии высшей нервной деятельности. М .: Учпедгиз, 2010.
34. Панова, Н. В. Развитие мотивации младших школьников к учению через внеурочную деятельность / Н.В. Панова // Научный альманах. 2016. № 5. С. 234-236.
35. Пахомова Н.Ю. Метод образовательного проекта в учебном заведении: пособие для учителей и школьников педагогических вузов. 3-е изд., Корр. и добавить. М .: АРКТИ, 2015.
36. Педагогика / Ю.В. К. Бабанский и др.; by ed. Ю. К. Бабанский. 2 изд., Т. и перерабать. Москва: Просвещение, 2008.
37. Подлясы И.П. Педагогика начальной школы: учебник. пособие stud.ped. колледжей. М .: Человечество. Редакторский центр ВЛАДОС, 2010.
38. Полат Е., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2011
39. Полуднякова Н.А. Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников / Н. А. Полуднякова, С. А. Вилцина // Молодой ученый. 2014. №4;
40. Тимофеева Е.Н. Изучение биографии писателя как способ развития интереса учащихся к чтению произведений искусства: дис. ... Кандидат. PED. Наук / E.N. Тимофеева. СПб, 2011.
41. Тихомирова И. И. Детское чтение как ценность культуры нации / И. И. Тихомирова // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ул. международный научно-практический семинар / комп. G.V. Варганова. M., 2009. C. 7-11.
42. Ушинский К.Д. Педагогические работы: в 6 т. T. 5 / Comp. S.F. Егоров. М .: Педагогика, 2010.
43. Современный педагогический словарь для педагогики. Комп. E.S. Рапацевич М.: «Современное слово», 2011.
44. Харламов И.Ф. Педагогика: учебник / И.Ф. Харламов. М .: Адвокат, 2009. 512 с.
45. Щукина Г.И. Когнитивный интерес к образовательной деятельности студента. Москва: Просвещение, 2012.
46. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов студентов / Г. И. Щукина; APN. М.: Педагогика, 2008.
47. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса к педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. М .: Образование, 2009. 350 с.
48. Шевцова Н. Г. Организация познавательной деятельности младших школьников в классе и внеучебной деятельности (из школьного опыта) / Н.Г. Шевцова // Методолог. 2013. № 7. С. 58-60.
49. Штурбина Н.А. Нахождение путей повышения эффективности уроков литературного чтения и литературно-творческого развития студентов // Начальная школа. 2012. №11.
50. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших студентов во внеучебной деятельности / М.С. Якимов // Историческая и социально-педагогическая мысль. 2012. № 4. С. 122-124.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ