Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательного интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы

Работа №98653

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
122
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 11
1.1. Познавательный интерес: сущность понятия, признаки, структура .... 11
1.2. Формирование познавательного интереса у учащихся в начальной
школе 42
1.3. Теоретическая модель развития познавательного интереса младших
школьников в учебно-воспитательном процессе школы 49
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 60
2.1. Исследование особенностей познавательного интереса у учеников и факторов, которые оказывают на него влияние 60
2.2.Организация работы по развитию познавательных интересов младших школьников через применение игровых технологий 66
2.3. Анализ результатов исследования 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 92


Актуальность исследования.
Модернизация современной школы призвана обеспечить ученику успешность в учебной деятельности, его личностное развитие. Одним из критериев эффективности педагогического процесса является устойчивый познавательный интерес школьников. Формирование познавательного интереса без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний.
Познавательный интерес, по мнению ученых-педагогов, самопроизвольно не вырастает из потребностей и не приобретается, а специально формируется и развивается. Перед образовательными учреждениями стоит задача формирования познавательного интереса, начиная с начальной школы, поскольку именно в ней выявляются задатки и способности ребенка, формируются его нравственные убеждения и потребности в определенных предметах и видах деятельности. С введением в дидактику принципа положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения возникает необходимость, по мнению В.И. Загвязинского, в стимулировании внутренних мотивов учения. В работах Г.И. Щукиной показана необходимость использования методик выявления интересов, позволяющих вскрыть сущность процессов их формирования. Изучая процесс формирования познавательного интереса в «онтогенезе», А.Н. Леонтьев подчеркнул его сложность и включенность в общую линию воспитания и развития школьников. Г.И. Щукина и Н.Г. Морозова рассматривают пути формирования познавательного интереса в учебном процессе [28; 67; 84; 103]. Учебная деятельность создает широкие возможности для становления и развития психических качеств личности, составляющих основу его способностей и интересов. Формирование учебной деятельности, являясь одной из важнейших задач начальной школы, создает благоприятные предпосылки для формирования внутренней мотивации младшего школьника к повышению его познавательной активности.
Введение новых образовательных стандартов в начальную школу неизбежно повышает социальную значимость процесса формирования познавательного интереса, поскольку государственные стандарты общего образования с необходимостью предполагают разработку моделей обучения, гарантирующих их достижения. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательного интереса, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательного интереса учащихся как личностного интегрального образования.
Анализ педагогического опыта учителей начальных классов показывает, что при формировании у детей интереса к познанию, развитии творческих способностей учащихся, они испытывают определенные трудности. В то же время, имеющиеся на сегодняшний день в психолого¬педагогической, методической литературе рекомендации по развитию познавательного интереса школьников зачастую не используются в современной практике работы учителей или их применение носит ситуативный, одноразовый характер.
В результате теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что актуальность выбранного направления исследования определяется рядом противоречий:
- между слабой сформированностью познавательного интереса младших школьников и его значением в процессе обучения;
- между потребностью образовательного процесса в создании личностно ориентированного урока и стремлением учителей сохранить традиционный подход в обучении при формировании познавательного интереса младших школьников.
Устранение этих противоречий требует изменения технологии организации процесса развития познавательного интереса. При такой постановке проблемы, особенно важным является наличие творческого начала в познавательной деятельности младших школьников.
Объектом исследования является развитие познавательного интереса младших школьников.
Предметом исследования - педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса с целью эффективного развития познавательного интереса младших школьников.
Цель исследования - выявить и научно обосновать оптимальные пути развития познавательного интереса младших школьников в учебно¬воспитательном процессе школы.
На основе изучения теоретических источников и собственно педагогического опыта была выдвинута следующая гипотеза: эффективность развития познавательного интереса младших школьников в соответствии с их возрастными возможностями повышается, если:
- учебный процесс строится в форме целостной творческой познавательной деятельности, основой которой является организация творческого поиска;
- для каждого школьника создается ситуация успеха, обеспечивающая реализацию его творческих возможностей;
- методика организации процесса творческой познавательной деятельности формирует субъектную позицию ребенка.
Исходя из предмета, цели, гипотезы исследования, ставились и решались следующие задачи:
1) изучить и проанализировать имеющиеся психолого-педагогические исследования по проблемам познавательного интереса;
2) определить структурные компоненты творческой познавательной деятельности как оптимальной формы организации учебного процесса младшего школьника, обеспечивающей развитие познавательных интересов;
3) выявить методические способы актуализации познавательного интереса младших школьников;
4) апробировать разработанные содержание, формы и методы творческой познавательной деятельности младших школьников.
Методологической основой исследования являются: учение о личности как объекте и субъекте воспитания и обучения; об активном начале личности в системе общественных отношений; теория личностного и деятельностного подхода к обучению и воспитанию; классические и современные положения психолого-педагогической науки о развитии ребенка; теория игры и игровой деятельности; идея целостного подхода к изучению мотивационной сферы личности младшего школьника; выводы психологов и педагогов по проблеме развития познавательного интереса младших школьников.
Научная новизна исследования состоит в конкретизации положений теории познавательной деятельности младших школьников:
- теоретическая модель развития познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности;
- выявление педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности.
Степень научной разработанности проблемы.
С точки зрения научно-педагогической значимости познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, так как он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. Психологи, несмотря на различие взглядов на проблему структуры личности как системы, ядром личности как субъекта сознательной деятельности признают мотивационную сферу человека и, прежде всего, его потребности и интересы. Проблеме познавательного интереса посвящено большое количество научных работ современных педагогов-исследователей, описывающих различные аспекты и пути его формирования: через сочетание методов и форм обучения (Ю.К. Бабанский, Ж.Н. Тельнова); через взаимосвязь видов деятельности (Е.С. Заир-Бек); через интенсивность обучения (А.Н. Леонтьев); через создание ситуаций проблемного обучения (А.М. Матюшкин); через организацию совместной и коллективной учебной деятельности (В.Ф. Моргун, Н.У Садыкова). Выявлены уровни сформированности познавательного интереса, выделены показатели параметров и критериев этого явления (А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Ф.К. Савина, Н.У. Садыкова, Г.И. Щукина) [12; 67; 79; 83; 9; 104]. И.М. Дмитриевой была исследована проблема формирования познавательного интереса младших школьников в структуре общей способности к учению, М.А. Шевцовой - проблема формирования познавательного интереса младших школьников в процессе обучения на основе использования личностно-развивающих ситуаций, Ю.А. Лях - проблема формирования познавательной самостоятельности школьника в воспитательно-образовательном процессе гимназии, Л.И. Запорожченко - проблема познавательной активности младших школьников, Т.Г. Ивановой - проблема формирования познавательного интереса у учащихся средних классов[38].
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания творческой познавательной деятельности младших школьников, в составлении методических рекомендаций по организации творческой познавательной деятельности младших школьников.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическая модель развития познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности состоит в:
- учете «заинтересовывания», проблемности и творчества при создании личностных ситуаций;
- осуществлении реализации технологий задачного подхода, игрового подхода и учебного диалога, активизирующих познавательный интерес младших школьников в условиях личностного взаимодействия учителя и учеников, реализовываемое в совместной деятельности и общении;
- активном включении учащихся в совместную деятельность с использованием особого стимула для ее организации - игру;
- создании личностно ориентированного диалогического взаимодействия;
- изменения содержания процесса обучения с учетом психолого-педагогического сопровождения личностной ситуации: контекстуальности, комплементарности, компенсаторности;
- наличия доброжелательности, инициативности, эмпатийности, конгруэнтности, альтруизма и диалогизма как наиболее значимых и важных качеств учителя в личностно ориентированном взаимодействии;
- наличия у ученика осознанности, обученности, желания сотрудничать, активности, самостоятельности, рефлексивности.
2. Педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности заключаются в:
- эмоциональности, взволнованности, увлеченности самого учителя предметом и проявлении живого интереса к нему;
- характере творческой индивидуальности учителя, его готовности к формированию детского интереса, к изучению психолого - педагогической литературы, передового опыта по проблеме и потребность в этом;
- знании психо - физиологических особенностей младших школьников и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка в классе;
- отборе разнообразного материала, трудного но посильного, связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, что вызывает понимание нужности и целесообразности изучения предмета в целом;
- обучение учителем выстраивается на жизненно важном для ученика материале и направляется не только на результат, но и на процесс получения знаний;
- осуществлении психодиагностической работы с помощью различных тестовых заданий и методик для выявления уровней сформированности познавательного интереса и его показателей;
- использовании учителем системы стимулов к высказываниям, к выполнению различного рода заданий без боязни ошибиться, исходящих из детской природы, что полностью исключает открытое давление и грубое принуждение;
- необходимости коррекции деятельности ученика, ее контроле и оценке, которая всегда индивидуальна; в этом смысле оценка может выполнять положительно стимулирующую функцию в формировании интереса к предмету - чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать;
- взаимоотношении учителя и учеников, создании на уроке комфортной и дружеской атмосферы для каждого ребенка;
- речи учителя, оптимального стиля общения и поведения - интересный, хороший, доброжелательный, но достаточно строгий и требовательный;
- постоянном самосовершенствовании учителя, подведение итогов своей работы, определение дальнейших перспектив.
Базой исследования выступает Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34» города Каменска - Уральского Свердловской области. В эксперименте приняли участие учащиеся 4 класса в количестве 20 человек.
Организация и этапы исследования.
Организация исследования осуществлялась с 2016 по 2017 учебные года в несколько взаимосвязанных этапов.
Первый этап - поисково - теоретически. В ходе него различными методами получены данные, свидетельствующие о состоянии познавательного интереса у младших школьников. Это позволило определить проблему исследования. Методом содержательного анализа изучалась отечественная и зарубежная литература по теории познавательного интереса у младших школьников.
Второй этап - опытно - поисковый. Исследована эффективность развития познавательного интереса младших школьников в МАОУ СОШ №34. Апробирована теоретическая модель развития познавательного интереса младших школьников в процессе обучения. А так же выявлены педагогические условия ее эффективности. Разработаны методические рекомендации.
Третий этап - обобщающий, посвящен осмыслению и систематизации полученных результатов, формулировке теоретических и практических выводов, завершению литературной обработки материалов исследования.
Структура магистерской диссертации определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В тексте диссертации содержатся 2 рисунка, 4 таблицы, 2 приложения. Библиография включает 104 источника.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современных школах возрастающая потребность развития познавательного интереса на начальном этапе обучения не получает достаточного удовлетворения, потому что в педагогической практике до сих пор наблюдается преобладание прямого педагогического воздействия, не позволяющего в полной мере интенсифицировать процессы саморазвития детей. Недостаточная степень овладения базовыми знаниями, умениями и навыками (основы функциональной грамотности) затрудняет переход познавательного интереса младших школьников с уровня потребности во впечатлениях на уровень устойчивого стремления к познанию, который характеризуется творчески-продуктивной деятельностью. Все это приводит к торможению общего развития личности.
Проведенное исследование позволило изучить проблему развития познавательного интереса с различных сторон. Педагогическая теория и практика имеет значительное количество наработок по данной проблеме, которые раскрывают многочисленные подходы к ее решению. Учитывая опыт предыдущих исследователей и, адаптируя его к современным условиям обучения, мы теоретически обосновали и экспериментально проверили свой подход к решению проблемы развития познавательного интереса младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы.
Одним из важных направлений в решении проблемы развития поз-навательного интереса в учебной деятельности мы считаем создание на начальной ступени обучения педагогических условий для эффективного развития его показателей: познавательная самостоятельность, познавательная активность и обученность. Нами доказано, что развитие должно иметь многоуровневый характер и осуществляться в контексте личностно¬ориентированного обучения с постепенным увеличением доли опосредованного педагогического воздействия.
Мы подтвердили предположение, что успешность решения исследуемой проблемы обусловлена опорой на основы функциональной грамотности. Тщательная отработка конкретных знаний, умений и навыков на начальном этапе развития познавательного интереса дает младшим школьникам возможность овладеть основами для самостоятельного удовлетворения познавательных потребностей, осуществления деятельности на творчески-продуктивном уровне, что способствует развитию высокого уровня познавательного интереса.
Результаты теоретико-экспериментального исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:
1. В современных условиях обучения возрастает значимость проблемы развития познавательного интереса. Ее актуальность обусловлена качественно новыми требованиями, предъявляемыми к содержанию образования в современном обществе.
2. Рассмотрение понятия «познавательный интерес» в педагогике осуществлялось с разных позиций. Согласно общепринятому определению, познавательный интерес - это избирательная направленность личности, обращенная к познанию научной предметной области (в школе - учебной, в нашем случае - к предмету русский язык), к предметной стороне (содержанию), а также к процессу деятельности; такая направленность, которая характеризуется тенденцией углубляться в сущность познавательного процесса и распространяться на другие научные предметные области.
3. Показатели развития познавательного интереса младших школьников: познавательная самостоятельность, познавательная активность и обученность. При этом обученность дополняется такими характеристиками, как уровни выполнения творческих и нестандартных заданий.
4. Развитие познавательного интереса младших школьников обусловливается опорой на основы функциональной грамотности. Это обеспечивает более гибкий переход учащихся начальной школы на уровень творчески-продуктивной деятельности, сопровождающейся устойчивым стремлением к познанию (теоретический интерес).
5. Этапы развития познавательного интереса младших школьников: потребность во впечатлениях (любопытство), активный поиск предмета или явления (любознательность), устойчивое стремление к познанию (теоретический интерес). Этапы развития познавательного интереса могут быть соотнесены с уровнями учебной деятельности соответственно: репродуктивная, реконструктивная, творчески-поисковая.
6. Внедрение в процесс обучения разработанной нами педагогической модели развития познавательного интереса младших школьников, особенностью которой является многомерность показателей, соответствующих уровням развития познавательного интереса, дало положительные результаты. Эффективности ее функционирования способствовал комплекс педагогических условий, которые обеспечиваются увеличением доли опосредованного педагогического воздействия: а) централизация позиции ребенка в процессе образовательного взаимодействия с окружающим миром, б) максимальное использование возможных для младшего школьного возраста источников познавательной информации, в) включение учащихся в активную познавательную деятельность.
7. Внедрение педагогической модели позволило не только количественно, но и качественно повысить уровень развития познавательного интереса младших школьников. Овладение учебным материалом стало более доступным, что позволило сформировать адекватные младшему школьному возрасту умения, связанные с осуществлением, организацией и планированием учебной деятельности; появилась осознанность и целеустремленность в обучении, потребность во взаимообогащении новыми знаниями и способами деятельности, в углублении процессов познания, самостоятельном поиске закономерностей и истин. Более значительные позитивные изменения произошли в третьей экспериментальной группе, что подтвердило выдвинутые нами предположения.
Проведенное исследование показало общедидактическую значимость внедрения результатов. Дальнейшее исследование может быть продолжено по следующим направлениям: развитие познавательного интереса в культурологическом аспекте учебных дисциплин, отработка преемственности данной проблемы в среднем и старшем звене школы, разработка системных диагностик.



1. Абдуллаев A.K. Развитие познавательного интереса учащихся 1 и 2 класса начальной школы. Баку, 1953. - 193 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.
- М.: Наука, 1980. - 335 с.
3. Александров М.Ф., Волошина О.И Математика. Тесты: Начальная школа. 1-3 кл.: Учебно-метод. пособие. - М.: Дрофа, 1998. - 128 с.
4. Аменицкий H.H., Сахаров И.П. Забавная арифметика. - М.: Наука, 1991. - 74 с.
5. Аммосова Н.В. Математические олимпиады школьников // Начальная школа. - 1995. - №5. - С. 13-19.
6. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 208 с.
7. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
8. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 14-16.
9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Лениздат., 1968.
- 339 с.
10. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для
творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
11. Ахметов А. Развитие познавательного интереса каждого // Народное образование. - 1980. - № 9. - С. 21-24.
12. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебник для вузов. - М.: Просвещение, 1983. - 345 с.
13. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 1998. - 19 с.
14. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М: Речь, 2004. - 219 с.
15. Блонский П.П. Психология младшего школьника / Сост. и ред. А.И. Липкина, Т.Д. Марцинковская. - М.: Воронеж: Изд-во Института практической психологии, 1997. - 575 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ