Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира

Работа №14789

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
995
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы развития познавательного интереса
младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира 8
1.1. Сущность познавательного интереса 8
1.2. Содержание фенологического материала в учебно-методическом комплекте «Окружающий мир» (А.А. Плешаков) 14
1.3. Характеристика педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира 19
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира 39
2.1. Выявление уровня познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала 31
2.2. Реализация серии уроков по окружающему миру, направленных на
развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала 33
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 41
Заключение 45
Список использованной литературы и информационных источников 47
Приложения 53

В содержании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) в качестве одной из целей образования определено развитие познавательного интереса учащихся. Ученик начальной школы должен обладать такими качествами как: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; умеющий наблюдать и сравнивать.
Развитие познавательного интереса ведет к тому, что учащиеся сами способны успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. Развитие познавательного интереса начинается в начальной школе при изучении различных дисциплин, в том числе предмета «Окружающий мир».
При изучении фенологического материала развитие познавательного интереса имеет немаловажное значение. Проведение фенологических наблюдений является необходимым условием для развития познавательного интереса младших школьников. Наблюдения за погодой и фазами развития растений и животных продолжаются при изучении биологии и географии, поэтому очень важно в начальном курсе окружающего мира познакомить детей с правилами проведения наблюдений, выработать у них первоначальные умения по отбору объектов и фиксации результатов наблюдений.
Многие исследования посвящены изучению психологической природы познавательного интереса (Е.В. Карпова, Н.А. Погорелова, Т.В. Ситников и др.). Ряд ученых рассматривают познавательный интерес как мотив (О.Е. Лебедев, Н.Г. Морозова, Т.А. Шамова и др.), как важное средство обучения (Г.И. Щукина). Проблема развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала при изучении окружающего мира представлена в работах М.В. Дюжковой, Н.З. Журавлёвой, Т.В. Ситникова, М.С. Якимовой и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира.
Цель исследования - определить педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира и доказать их эффективность.
Объект исследования - образовательный процесс, направленный на изучение фенологического материала на уроках окружающего мира.
Предмет исследования - педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение младших школьников в проведение фенологических наблюдений, анализ и обобщение их результатов;
- моделирование схем причинно-следственных связей по сезонам года;
- сочинение фенологических сказок;
- организация защиты продуктов фенологических проектов на уроках и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность познавательного интереса.
2. Провести анализ содержания фенологического материала в учебно-методическом комплекте А.А. Плешакова «Окружающий мир».
3. Охарактеризовать педагогические условия развития познавательного интереса у младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира.
4. Выявить уровень познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала.
5. Разработать и реализовать серию уроков по окружающему миру, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников к изучению фенологического материала, проанализировать результаты.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «Окружающий мир» А.А. Плешакова («Школа России»);
- методики диагностики уровня познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала;
- опытно-экспериментальная работа, количественный и качественный анализ её результатов.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Бийска Алтайского края.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные уроки по окружающему миру, направленные на развитие познавательного интереса у младших школьников к изучению фенологического материала, могут быть использованы учителями начальной школы, представляют интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Начальное образование и Дошкольное образование.
Результаты исследования представлены на Всероссийском конкурсе молодых ученых «Лучшая молодежная научная статья - 2018» («Концепт», научно-методический электронный журнал). Публикация на сайте журнала: «Организация фенологической работы с младшими школьниками при изучении предмета «Окружающий мир». Лауреат конкурса.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира» раскрыта сущность познавательного интереса, проведен анализ содержания фенологического материала в учебно-методическом комплекте А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России»), охарактеризованы педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы и информационных источников включает 55 наименований.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала можно осуществить в рамках изучения окружающему миру. В обязательном минимуме содержания начального образования рекомендуется проводить регулярные наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе. При помощи наблюдений учащиеся выявляют причинно-следственные связи, устанавливают закономерности явлений, проникают в их сущность. Фенологические наблюдения содержат много ценных педагогических элементов, дают простор исследовательской работе. Их проведение помогает развитию внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления детей - качеств, необходимых при изучении курса «Окружающий мир».
Учебный предмет «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и помогает формировать у детей целостную научную картину природного, социального и культурного мира, раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, помогает в осознании своего места и роли в окружающей нас среде. В УМК А.А. Плешакова представлены задания по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала Однако они могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: включение младших школьников в проведение фенологических наблюдений, анализ и обобщение их результатов; моделирование схем причинно-следственных связей по сезонам года; сочинение фенологических сказок; организация защиты продуктов фенологических проектов на уроках и пр.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили уровень познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы разработку и реализацию серии уроков по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала у учащихся 4 «А» класса (опытной группы) на уроках окружающего мира с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе. Серия уроков включала следующие виды деятельности младших школьников: сочинение фенологической сказки о весне, составление и ведение фенологического календаря, выполнение творческих заданий по проекту, выявление причинно-следственных связей, выполнение поисковых заданий на экскурсии в парк, осуществление наблюдения за опытом на уроке.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанной нами серии уроков по развитию познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала на уроках окружающего мира.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что реализованная серия уроков по окружающему миру является эффективной в процессе развития познавательного интереса младших школьников к изучению фенологического материала.



1. Атеева Ю.А. Срез фенологических знаний у младших школьников [Текст] / Ю.А. Атеева // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 95-98.
2. Байрамукова, П.У. Методика обучения в начальных классах [Текст]: курс лекций / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - С. 156-158.
3. Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках окружающего мира [Текст] / Л.Ю. Бритвина // Начальная школа. - 2005. - № 6. - С. 26-30 .
4. ВолоДин, А.А. Анализ содержания понятия «Организационно - педагогические условия» [Текст] / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 143-155.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО, 2003. - 512 с.
6. Газман, О.С. В школу с игрой [Текст] / О.С. Газман. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
7. Демидова, М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст] / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова. - М.: Просвещение, 2009. - 187 с.
8. Диагностика познавательного интереса младших школьников (А.А. Горчинская) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://multiurok.ru/blog/diaghnostika-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshiegho-
shkol-nika-a-a-gorchinskaia.html (Дата обращения 13.09.2017 21.55.03.).
9. Дюжкова, М.В. Проектная деятельность на уроках окружающего мира как средство развития познавательного интереса [Текст] /
М.В. Дюжкова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 1-3.
10. Егорова, И.В. Использование опорных конспектов на уроках природоведения в начальной школе (раздел «Неживая природа») [Текст] / И.В. Егорова // Начальная школа плюс До и После. - 2015. - № 11. - С. 47-49.
11. Журавлева, Н.З. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках «окружающий мир» [Текст] // Вопросы образования. - 2015. - № 4. - 123 с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2009. - С. 84.
13. Иванова, А.И. Сезонные наблюдения в начальной школе [Текст]: методическое пособие / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 80 с.
14. Карпова, Е.В Активизация познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Е.В. Карпова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 121 с.
15. Колесникова, С.И. Системно-деятельностный подход как основа внедрения ФГОС [Электронный ресурс] / С.И. Колесникова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2014/10/28/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-kak-osnova-vnedreniya-fgos - Дата обращения 15.12.2017.
16. Леонтьев, А.Н. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии [Текст] / А.В. Леонтович // Народное образование. - 2010. - № 10. - С. 13-14.
17. Лебедев, О.Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся [Текст] / О.Е. Лебедев. - СПб: Знание, 2011. - 124 с.
18. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения [Текст] / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1997. - 109 с.
19. Минский, Е.М. От игры к знаниям [Текст] / Е.М. Минский. - М.: Просвещение,1982. - 186 с.
20. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком [Текст] / Н.Я. Михайленко. - М.: Инфра, 2014. - 191 с.
21. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М.: Знание, 2009. - С. 196.
22. Новожилова, С.Г. Как корректно провести учебное исследование [Текст] / С.Г. Новожилова. - М.: Новая книга, 2014. - 160 с.
23. Новолодская, Е.Г. Система природоведческих понятий в начальной школе [Текст] / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С. 49-55.
24. Новолодская, Е.Г. Методика изучения сезонных изменений [Электронный ресурс] / Е.Г. Новолодская. - Режим доступа:
http://school2100.com/upload/iblock/6b0/6b07b963d0945be224476a1fe7a5287e.p
df - Дата обращения 30.04.2017.
25. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2007. - С. 238-240.
26. Перова, М.Н. Организация наблюдений на уроках в начальных классах [Текст] / М.Н. Перова. - М.: Просвещение, 1996. - 272 с.
27. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
28. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 95 с.
29. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
30. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
31. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
32. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
33. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 4 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А.А. Плешаков, А.Е. Крючкова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 224 с.
34. Погорелова, Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе [Текст] / Н.А. Погорелова. - М.: Просвещение, 2006. - 58 с.
35. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: [Текст]: учебник для вузов / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС - пресс, 2004. - 365 с.
36. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Дрофа, 2015. - 199 с.
37. Попова, В.И. Игра помогает учиться [Текст] / В.И. Попова // Начальная школа. - 2013. - № 2. - С. 18-22.
38. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр [Текст] / под ред. А. Акшиной, Т. Акшиной, Т. Жарковой. - М.: Дрофа, 1990. - 501 с.
39. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И.С. Сергеев. - М.: Академия, 2005. - 96 с.
40. Ситников, Т.В. Приемы активизации познавательного интереса у учащихся в 3-4 классах [Текст] / Т.В. Ситников // Начальная школа. - 2015. - № 2. - С. 32-35.
41. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - С. 311.
42. Смолеусова, Т.В. Этапы, методы и способы решения учебных задач [Текст] / Т.В. Смолеусова // Начальная школа. - 2015. - № 12. - С. 20¬23.
43. Сухомлинский В.А. о воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Д.И. Латышина [Текст]. - М.: Школьная Пресса, 2003. - С 112.
44. Учебно-методический комплект «Школа России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://school-russia.prosv.ru/info.aspxob_no16861 - (Дата обращения 22.04.2018 13.30.01).
45. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1968. - 137 с.
46. Федосова, Н.А. Начальная школа на пороге апробации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения [Текст] / Н.А. Федосова // Управление начальной школой. - 2008. - № 11. - С. 46-49.
47. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. (416.8 КВ). - Режим доступа: http: // минобрнауки.рф - Дата обращения Wednesday, 21 Nov 2017 13:19:07.
48. Харламов, Ф.И. Активизация учения школьников [Текст] / Ф.И. Харламов. - Минск.: Нар. Асвета, 1970. - 216 с.
49. Чистякова, М.И. Выполнение проектов младшими школьниками [Текст] / М.И. Чистякова. - М.: Академия, 2014. - 418 с.
50. Шамова, Т.А. Активизация учения школьников [Текст] / Т.А. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. - 318 с.
51. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1980. - 245 с.
52. Щукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Г.И. Щукина. - М.: Дрофа, 2013. - 137 с.
53. Экскурсии в начальной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://studwood.ru/1097193/turizm/tehnologiya_podgotovki_provedeniyaekskursi
y. - (Дата обращения 05.02.2018 21.36.12.)
54. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2014. - 291 с.
55. Якимова, М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира [Текст] / М.С. Якимова. - М.: Новая мысль, 2012. - 356 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ