Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие креативного мышления на уроках литературного чтения

Работа №97543

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия «креативное
мышление» младших школьников 7
1.2 Особенности развития креативного мышления младших
школьников 15
1.3 Роль творческих работ на уроках литературного чтения в
начальной школе в развитии креативного мышления младших школьников 21
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В ОУ №34 30
2.1 Анализ развития креативного мышления младших школьников в
ОУ №34 30
2.2 Методические приемы, способствующие развитию креативного
мышления младших школьников на уроках литературного чтения.... 36
2.3 Методические рекомендации по развитию креативного мышления
младших школьников на уроках литературного чтения 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ

Современное общество в людях, умеющих неординарно, работать и самостоятельно, совершенствовать знания, умения и адаптироваться в условиях изменяющегося мира. С помощью мышления человек познает окружающий мир во всём его многообразии, свойствах и отношениях. Мыслить - это значит познавать новое, неизвестное, находить связи и отношения между неизвестным и известным, открывать общие законы, присущие всем предметам и явлениям. Мышление является высшим познавательным психическим процессом, суть которого заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мыслительная деятельность является сложным интеллектуальным процессом, на основе которого осуществляется не только познавательная, но и практическая и теоретическая деятельность.
Федеральный Государственный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО) призван обеспечить выполнение основной цели: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Поэтому всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности младшего школьного возраста. В условиях современной школы творческое мышление по привычке и по инерции чаще всего развивается лишь на специальных «уроках творчества», далеких от собственно мыслительных составляющих творческого мышления, что актуализирует проблему развития креативного мышления.
Проблема развития креативного мышления рассматривалась с разных сторон и в рамках различных концепций, как креативное и как творческое. Так Г.С. Альтшуллер, И.П. Волков и другие рассматривают творческое мышление, которое определяют через деятельностные критерии и критерии достижений; Н.С. Лейтес, В. Штерн и др. рассматривали творческое мышление как особый вид одаренности. Творческое мышление в контексте проблемы креативности представлено в трудах В.Н. Дружинина, Е.К. Лютовой, Т.А. Барышевой, Е.П. Ильина. Творческое мышление в контексте проблемы одаренности представлено в трудах Б.М. Теплова, В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина и других. Проблема развития креативного мышления школьников рассмотрена через методы оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский), мышление педагога как условие успешного развития креативного мышления ребенка (Т. Щербакова, А.С. Турчин), условия развития креативности в учебно-воспитательном процессе (О.А. Халифаева).
Уроки литературного чтения в начальной школе способствуют эффективному развитию креативного мышления школьников, так как для маленького читателя восприятие литературного мира, основано на перекомбинировании разных событий, фактов и явлений непосредственной реальности и создания новых элементов нового мира, что, по сути, соответствует особенностям процессов воображения, творческого мышления и творческой деятельности, то есть совокупности сфер развития креативного мышления.
Таким образом, наблюдается противоречие между существующими теоретическими разработками проблемы развития креативного мышления и особенностями реализации их в практической работе учителя предмета литературное чтение.
Анализ трудов по развитию креативного мышления позволил выявить проблему исследования: каковы методические особенности развития креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения?
Объект исследования: процесс развития креативного мышления детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности развития креативного мышления в начальной школе на уроках литературного чтения.
Цель исследования: выявить методические приемы по развитию креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать состояние проблемы развития креативного мышления младших школьников в психолого-педагогической теории и практике;
2) рассмотреть роль творческих работ в развитии креативного мышления младших школьников;
3) определить уровень развития креативного мышления у детей младшего школьного возраста;
4) выявить методические приемы развития креативного мышления у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективно осуществить процесс развития креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения можно, если:
1) провести предварительную диагностику уровня развития креативного мышления младших школьников;
2) использовать творческие работы на уроках;
3) применять индивидуальный подход к обучающимся;
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды психолого и педагогов по проблемам развития мышления (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С. Я. Рубинштейн и др.); работы по исследованию творчества и креативности (В.Н. Дружинин и др.); исследования по развитию творческих способностей младших школьников (Ю.К. Бабанский и др.)
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение, реферирование исследований по теме работы; эмпирические - беседа, наблюдение, психолого-педагогические диагностики; количественная и качественная обработка полученных результатов.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав состояние проблемы развития креативного мышления младших школьников в психолого-педагогической теории и практике, мы выявили его актуальность на современном этапе. Анализируя психолого-педагогические исследования по теме работы, нами было выявлено, что образовательный процесс предоставляет широкие возможности для развития креативного мышления своими организационным, содержательным, технологическим и диагностическим компонентами. Наибольшими возможностями для этого в начальной школе располагают предметы гуманитарного цикла, особенно литературное чтение.
Рассмотрев роль творческих работ в развитии креативного мышления младших школьников, мы определили, что данному виду работ на уроках литературного чтения традиционно отводится значительное место. Предметом изучения на таких уроках является художественное произведение - продукт литературного творчества. В современной методике литературного чтения накоплено большое количество видов и разновидностей творческих работ, среди которых целесообразно отметить иллюстрирование, драматизация (инсценирование), творческий пересказ. В работе представлена их характеристика. Выполнение творческих работ помогает младшим школьникам глубже воспринять содержание произведения, а также способствует развитию их воображения и речи.
Рассмотрение психолого-педагогической сущности основных видов творческих работ дает основание утверждать, что в содержании, процессе выполнения и конечном результате этих работ есть много общего, но самым главным является то, что по содержанию они являются продуктом творческой деятельности и выполняются на основе художественного произведения; присутствуют общие этапы; конечным результатом выполнения творческих работ на уроках литературного чтения является в большинстве случаев связное словесное высказывание. Все это позволяет говорить о едином процессе обучения младших школьников основным видам творческих работ.
В нашей работе было проведено диагностическое исследование с целью выявить уровень развития креативного мышления младших школьников. В нем принимало участие 25 детей 2 класса. Были выявлены критерии и показатели креативности мышления, такие как творческое воображение, фантазия, построение гипотезы. Были применены задания в соответствии с методическими рекомендациями по диагностике авторов М.П.Воюшиной, Н. В. Горюшкиной и других авторов. В ходе исследования было выявлено преобладание низкого уровня развития креативного мышления, что обусловило необходимость разработки методических приемов по развитию креативного мышления детей младшего школьного возраста средствами творческой работы на уроках литературного чтения.
Система работы строилась с учетом проведения предварительной диагностики уровня развития креативного мышления младших школьников, систематического использования творческих работ на уроках, применения индивидуального подхода к обучающимся.


1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 2003. - 274 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. - 224 с.
3. Васильева Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1717-1719.
4. Воюшина М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб.заведений / М. П. Воюшина. - М. : Академия, 2010. - 366с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [электронный ресурс] URL: http://pedlib.ru/Books/7Z0060/7- 0060-1.shtml (дата обращения 22.04.2018)
6. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций/ Л. С. Выготский. - М.: 2000. - 380 с.
7. Гаврилова Т.В. Развитие творческих способностей школьников при работе с произведением С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» / Т. В. Гаврилова // Начальная школа. - 2014. - № 3. - С. 20­22. 5.Голушко Т. В. Урок литературного чтения - урок творчества / Т.В.Голушко // Начальная школа плюс До и После. - 2009. - №1. - С. 1-3.
8. Горюшкина Н. В. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения [Электронный ресурс] / Н.В.Горюшкина // REFdb.RU. - URL:: http:ZZrefdb.ru/look/1088416 (дата обращения: 25.04.2018)
9. Гринберг Б. М. Урок литературы как креативное
пространство//Филологический класс 2016. № 2(44). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/urok-literatury-kak-kreativnoe-prostranstvo (дата обращения: 30.04.2018).
10. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников // В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, М.: Просвещение, 2008. - 196 с.
11. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
12. Еремина Л. И., Бибикова Н. В. Педагогические условия
формирования креативности обучающихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. №4 (31). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya- kreativnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 07.05.2018).
13. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст : учеб.-метод. пособие / Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И.. - СПб. : Речь, 2007. - 208 с.
14. Ефимова О. С. Минутки поэзии и творчества / О. С. Ефимова // Начальная школа. - 2002. - № 8. - С. 54-55.
15. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебник
для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях / [автор- составитель Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова]. — 4-е издание,
доработанное — М.: Вентана-Граф, 2012. 48 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ