Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством дидактических игр

Работа №118645

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
71
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения 7
1.1. Понятие творческой активности в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Дидактическая игра как условие реализации творческой активности
младших школьников на уроках литературного чтения 14
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством дидактических игр 23
2.1. Диагностика уровня развития творческой активности младших
школьников на уроках литературного чтения 23
2.2. Разработка и внедрение комплекса уроков по реализации условий
развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством дидактических игр 31
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 38
Выводы по второй главе 46
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 53


Современное общество все чаще нуждается в новых идеях, подходах для решения стандартных вопросов и задач. Поэтому встает вопрос в воспитании и обучении талантливой личности, которая умеет творчески и нестандартно мыслить, с целью решения поставленных социальных и научных проблем. Перед образованием, в данном случае, стоит не только задача дать необходимый объём знаний для дальнейшего обучения, но и воспитать творческую личность, с индивидуальными качествами и способностями. Развитие творческой активности личности - процесс непростой и продолжительный. В разных возрастных стадиях её развития он имеет собственную специфику, в значительной мере предопределенную едиными отличительными чертами каждого из этапов.
Именно младший школьный возраст считается подходящим для развития творческой активности, он предоставляет возможность закладывать основу для дальнейшего развития личности, её креативных способностей, творческого мышления. Самая достойная победа педагога, по словам В.А. Васильева, это победа его воспитанника над самим собой, это внутренний позыв к творчеству.
Инновационные общественные тенденции развития общества обретают отклик и в основных образовательных документах. В федеральном государственном стандарте начального школьного образования одно из направлений нацелено на развитие творческой активности, креативности младшего школьника и осуществлении его необходимости в развитии и совершенствовании себя как личности.
К изучению проблемы творческой активности обращались многие педагоги, учёные, исследователи, теоретики, практики и экспериментаторы: Л.С. Выготский, Д.В. Ушаков, Я.А. Пономарёв, Д.Б. Богоявленская, Е.П. Ильин, В.Б. Филимонова, Е.В. Банеева, Н.П. Алешаева, М.С. Курносова, М.В. Кудейко и др.
Из множества методов, форм и средств развития творческой активности младших школьников более результативной считается дидактическая игра. Она обеспечивает благоприятную обстановку в учебном процессе, на котором все психологические процессы протекают более оживлённо и активно. Применение дидактических игр в учебном процессе упрощает усвоение знаний, умений и навыков и оказывает благоприятное влияние на развитие творческой активности учащихся. Согласно суждению Л.С. Выготского, игра является основой творческого развития и формирует зону ближайшего развития.
Изучение опыта работы и анализ научной психолого-педагогической литературы выявили ряд основных противоречий. Педагогами и психологами до сих пор не создана единая система развития творческой активности учащегося как личности. Также отсутствуют общие, чётко сформулированные критерии и показатели творческой активности, развитие которых считается основой для работы с данным качеством.
Поэтому, появляется проблема исследования: каковы педагогические условия для реализации игровых приёмов обучения, направленных на развитие творческой активности у младших школьников на уроках литературного чтения?
Исходя из вышеизложенного, следует сформулировать цель, объект, предмет, задачи, методы, базу исследования, выявить гипотезу и практическую значимость.
Цель исследования: выявить и доказать эффективность условий реализации процесса развития творческой активности на уроках литературного чтения младших школьников.
Объект исследования: процесс развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством дидактической игры.
Гипотеза исследования:
Процесс развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения будет проходить успешнее, при следующих условиях:
- в работе реализовывать возможность свободного творчества ребёнка, совместного творчества со сверстниками и взрослыми;
- создать атмосферу игровой деятельности в творчестве, тем самым повышая активность ребёнка;
- использовать разнообразие видов дидактических игр на уроках литературного чтения.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения.
2. Выявить уровень развития творческой активности младших школьников контрольной и экспериментальной группы.
3. Разработать комплекс уроков по развитию творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения посредством дидактической игры.
4. Доказать эффективность разработанного комплекса уроков по развитию творческой активности младших школьников.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), количественный и качественный анализ данных.
Новизна исследования: обоснование возможностей использования дидактических игр на уроках литературного чтения с целью развития творческой активности младших школьников; систематизация диагностического инструментария исследования творческой активности младших школьников.
Практическая значимость: разработанный комплекс уроков позволяет качественно улучшить процесс развития творческой активности у младших школьников на уроках литературного чтения.
База исследования: муниципальное бюджетное учреждение городского округа Тольятти «Школа №88».
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, списка используемой литературы, заключения и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, при написании бакалаврской работы, была исследована проблема развития творческой активности у младших школьников на уроках литературного чтения. Целью данного исследования являлось: выявить и доказать эффективность условий реализации процесса развития творческой активности на уроках литературного чтения младших школьников. Цель исследования подтверждалась тем, что на практике в образовательных учреждениях недостаточно внимания уделяется развитию творческой активности у младших школьников на уроках литературного чтения.
Так, на начальном этапе, была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме развития творческой активности у младших школьников. Подробно рассмотрены взгляды различных исследователей по вопросам изучения данной темы, а также выделены основные подходы к определению понятия творческая активность. Изучение психолого-педагогической литературы, позволило сделать вывод о том, что каждая наука и каждый автор, подходит к изучению данной темы со своей позиции, но в них прослеживаются основные черты, характеризующие творческую активность. Также на основе анализа психолого-педагогической литературы, в исследовании были выделены основные критерии, раскрывающие характеристику творческой активности ребенка на этапе начального обучения.
Первый этап экспериментальной работы подтвердил, что творческая активность у младших школьников находится на низком уровне. Это обусловлено тем, что учащиеся не хотят действовать по определенному шаблону. Очень важно направить деятельность учеников в нужное русло, погрузив в увлекательный творческий процесс.
Для этого нами был разработан и реализован комплекс уроков, развивающих творческую активность у младших школьников на уроках литературного чтения. Нами были определены и теоретически обоснованы условия, необходимые для этого. Результат эксперимента свидетельствует, что систематическая и целенаправленная работа способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: в работе реализовывать условия свободного творчества ребёнка, совместного творчества со сверстниками и взрослыми; создать атмосферу игровой деятельности в творчестве, тем самым повышая активность ребёнка; использовать разнообразие видов дидактических игр на уроках литературного чтения. Создавая данные требования для развития творческой активности, мы установили, что у учащихся возник устойчивый интерес к творчеству, увеличился уровень самостоятельности, оригинальности воображения, способности к новизне результатов и способов деятельности.
Таким образом, поставленные задачи исследования нашли свое подтверждение и решение. Исследование позволяет утверждать, что при соблюдении выделенных нами условий, творческая активность у младших школьников на уроках литературного чтения с использованием дидактических игр заметно повышается. Проведенное исследование раскрывает лишь определенную часть возможностей по формированию творческой активности у младших школьников.



1. Абдиева Н.В. Дидактическая игра как средство развития ребёнка // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. Сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа. : Аэтерна. 2016. С. 171-173.
2. Александрова Н. И., Шульга Т. И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» // Вопросы психологии. 1987. №6. С 36-39.
3. Банеева Е.В. Развитие творческой активности // Педагогическая наука и образовательная практика: современные исследования и достижения. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно¬практической конференции. Н. Новгород. : Научная общественная организация. 2017. С. 251-256.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Самара. : Издательский дом «Фёдоров». 2009. 416 с.
5. Волочков А.А. Учебная активность как фактор успешности обучения и развития индивидуальности школьника // XXXI Мерлинские чтения: теория, методология и практика интегрального исследования индивидуальности в современном человекознании. Материалы Всероссийской научно¬практической конференции, посвященной 30-летию выхода в свет труда В. С. Мерлина «Очерк интегрального исследования индивидуальности». Пермь. : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет». 2016. С. 106-109.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Смысл : Эксмо. 2005. 512 с.
7. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. М. : Каро. 2007. 159 с.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб. : Питер. 2006. 249 с.
9. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. М. : Академия. 1996. 128 с.
10. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб. : Питер. 2009. 433 с.
11. Ильина Н.О. Специфика преподавания ИЗО в ОЧУ СОЖ «Мир интеллекта» для родителей. М. : Прогресс. 2015. 10 с.
12. Калинина Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие. М. : АРКТИ. 2008. 80 с.
13. Корнеева Т.А. Дидактические игры как средство формирования
проектных умений младших школьников. Философия образования, психология и педагогика: теоретические и практические аспекты
современных исследований. Сборник статей XIX Международной научно-практической конференции аспирантов. М. : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 2016. С. 271¬277.
14. Кудейко М.В. Развитие творческой активности младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кудейко Михаил Викентьевич. Минск. : БГПУ им. М. Танка. 2015. 27 с.
15. Курносова М.С. К генезису понятия «творческая активность» личности.
Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и
практических перспектив. Материалы Международной электронной научно - практической конференции. Казань. : Бриг. 2017. С. 340-344.
16. Макаренко А.С. О воспитании. М. : Политиздат. 1990. 415 с.
17. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М. : МПСИ. 2003. 720 с.
18. Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. 2017. №52. С. 201-204.
19. Немов Р.С. Психология. Психодиагностика. М. : ВЛАДОС. 2001. 640 с.
20. Николаева Е. И. Психология детского творчества. СПб. : Питер. 2016. 187 с.
21. Петровский А.В. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия». 2000. 512 с.
22. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. уч-щ и колледжей. М. : ВЛАДОС. 2008. 463 с.
23. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М. : Просвещение. 2013, 4-е изд., перераб. 223 с.
24. Туник Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности. СПб. : Иматон. 1998. 171 с.
25. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 2011. 464 с.
26. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб : Питер. 2002. 272 с.
27. Якунин В.А. Изучение мотивов учебной деятельности. М. : Знание. 2014. 212 с.
28. Григорян О. В. Технология ТРИЗ - как средство формирования творческих способностей учащихся начальных классов в рамках реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.
31. - С. 41-46. - URL:http://e-koncept.ru/2016/46572.htm.
29. Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № S10. - С. 51-55. - URL:http://e-koncept.ru/2014/14626.htm.
30. Алешаева, Н.П. Развитие творческой активности младших школьников
на уроках литературного чтения / Н.П. Алешаева // Начальная школа плюс до и после [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://school2100.com/upload/iblock/713/71367af3dce24fc729c729615a5fc55b.pdf
31. Рожина В. А., Вахрушева А. В. Развитие учебной мотивации учащихся второго класса на уроках литературного чтения посредством применения дидактических игр // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 6-8. - URL:http://e-koncept.ru/2017/770802.htm.
32. Савченко А. А. Виды дидактических игр // Раннее развитие детей. URL: http: //www. razumniki. ru/vidy didakticheskih i gr. html
33. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват организаций. URL:
http://школа13нск.рф/wp-content/uploads/2016/07/Rabochaja-
pro gramma Klimanova-L. F. -Literaturnoe-chtenie. pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ