Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №111517

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты формирования гражданственности младших школьников 9
1.1 Анализ понятия «гражданственность» в психолого-педагогической
литературе 9
1.2 Специфика формирования гражданственности в младшем школьном
возрасте 18
Выводы по первой главе 29
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию
гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения 30
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по
формированию гражданственности младших школьников 30
2.2 Разработка и внедрение заданий по формированию гражданственности у младших школьников на уроках литературного чтения 39
2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы по
формированию гражданственности у учащихся начальной школы 47
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список используемой литературы 58
Приложения


Современное российское общество, в котором живут младшие школьники, динамично и радикально изменяется. Изменения связаны с преображениями в политической и культурной сферах страны. Сегодня общество ставит перед школой задачу воспитать гражданина России. Современное образования ориентировано на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Социальный заказ для школы - подготовка граждан России к жизни и созидательному труду в современных условиях. Портрет выпускника - гражданина России, уважающего ценности иных культур, креативный, мотивированный, уважающий других людей, готовый сотрудничать, способный принимать самостоятельные решения. Так, важной задачей школы является воспитание гражданственности, так как на этом основывается жизнеспособности любого общества и государства, диалога поколений.
Актуальность данной задачи была определенна в социальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 гг.», утвержденная Правительством РФ, получившая широкое распространение в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения [15].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется современный национальный воспитательный идеал гражданина России, который принимает судьбу Отечества как свою личную и осознает ответственность за настоящее и будущее своей страны [18].
В Законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к родине, семье [47].
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе по ФГОС, строится вокруг оценки сформированности основ гражданственности - чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к родному краю и малой родине, осознания своей национальности уважения культуры и традиций народов России и мира.
Развитие российского общества к справедливому, демократическому, цивилизованному государству лежит в основе человека с гражданской культуры. На сегодняшний день уже мало и недостаточно быть нравственной личностью, квалифицированным специалистом, теперь главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек, обладающий гражданским мышлением, знанием государственного устройства, его исторических событий, традиций, прав и обязанностей, проявляя гражданское поведение.
В.В. Путин считает: «Гражданское воспитание — это гордость за свой народ, за свою культуру, это почитание символов, истории Отечества, бережное отношение к чести, достоинству, культуре и традициям народа. Без воспитания любви и уважения к своему народу, его традициям, языку и культуре невозможно воспитать человека-патриота своей Родины».
Изучением гражданственности занимались выдающиеся отечественные педагоги, рассматривая гражданское воспитание В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. С педагогической точки зрения гражданственность изучали Е.В. Бондаревская, Р.Г. Гурова, Г.Н. Филонов, О.С. Газман. Формированием гражданственности с психологической и философской сторон занимались Э.Ф. Зеер, И.С.Кон, В.П. Зинченко, В.А. Ядов.
На уроках окружающего мира, русского языка и основ духовно-нравственной культуры младшие школьники знакомятся со своими правами, изучают символику страны и родного края, учатся уважительно, с доверием относится к другим гражданам и государственной власти.
Для формирования гражданственности младших школьников наибольшие возможности представляют уроки литературного чтения.
Данные уроки знакомят с гражданскими поступками, помогают понять и проанализировать поступки гражданина, как проявляют люди гражданскую позицию в разных ситуациях.
В формировании гражданственности младших школьников приоритетным направлением деятельности является гражданское воспитание на уроках литературного чтения, так как именно на первой ступени обучения закладываются основные ценности гражданина, нормы поведения, осознание себя частью общества и гражданином своего Отечества, способной внести свой вклад в жизнь страны. Особое значение в формировании гражданственности учеников начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру имеют литературные произведения. Общение с произведениями искусства - необходимый опыт гражданственности, диалог с писателями (русскими и зарубежными, современниками и представителями других эпох), приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту русского народа, обладающего национальной самобытностью.
Частая работа по формированию гражданственности, основанная на литературных произведений предполагает как прочтение, так и глубокий анализ: вхождение в эпоху, проведение словарной работы, анализ поступков героев и событий, проецирование их на себя в современных условиях, прогнозирование поведения героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ.
Уроки литературного чтения удачны тем, что большое внимание уделяется работе с произведениями писателей и поэтов родного края и города, большинство из них - дети и участники Великой Отечественной войны, своими глазами видевшие ее события. Изучение произведений этих авторов, проведение исследований в показывает связь истории страны с историей каждой конкретной семьи, позволяет сформировать гордость за свое Отечество, заложить фундамент личности, гражданина своей страны.
Исходя из актуальности темы, мы сформулировали проблему исследования: каковы пути формирования гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения?
Цель: разработать и проверить эффективность комплекса заданий для формирования гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект: процесс формирования гражданственности учащихся начальной школы.
Предмет: формирование гражданственности у учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Гипотеза: процесс формирования гражданственности младших школьников будет более успешным если:
- в процессе обучения литературному чтению применять задания, с использованием индивидуальной, парной и коллективной форм работы;
- применять словесные методы, игровые, проблемные ситуации, словарную работу, направленные на развитие знаний о государстве, чувств к Родине и поведения;
- включать в содержание урока творческие задания.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования гражданственности у младших школьников.
2. Разработать диагностический комплекс, выявить уровни сформированности гражданственности младших школьников.
3. Разработать комплекс заданий по литературному чтению для формирования гражданственности младших школьников.
4. Проверить эффективность предложенной разработки комплекса заданий на уроках по литературному чтению.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, синтез, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), наблюдение, количественный и качественный анализ данных.
Новизна исследования:
- раскрыты вопросы гражданственности и ее компоненты;
- разработан комплекс заданий по формированию гражданственности на уроках литературного чтения;
- выявлена динамика уровня сформированности гражданственности в процессе проведения опытно-экспериментальной работы.
База исследования: МБУ «Школа №59» г.о.Тольятти.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс заданий может быть использован учителями начальных классов на уроках литературного чтения.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав (теоретической и опытно-экспериментальной), заключения, списка литературы, приложений. Количество страниц 62. Список литературы включает 51 источник. Четыре таблицы и девять рисунков с диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В задачи нашего исследования входило:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования гражданственности у младших школьников.
2. Разработать диагностический комплекс, выявить уровни сформированности гражданственности младших школьников.
3. Разработать комплекс заданий по литературному чтению для формирования гражданственности младших школьников.
4. Доказать эффективность предложенной разработки комплекса заданий на уроках по литературному чтению для формирования гражданственности.
Проанализировав литературные источники по проблеме формирования гражданственности младших школьников, были определены понятия «гражданственность». Гражданственность определяется как освоение и реализация младшим школьником своих знаний, прав и обязанностей по отношению к себе, семье, классу, родному краю, стране.
Нами были определены критерии сформированности гражданственности: когнитивный, включающий осведомленность о государстве, эмоционально-чувственный, передающий чувства школьника, поведенческий, заключающийся в умении применять свои знания.
Младший школьный возраст характеризуется благоприятным для формирования гражданственности, именно в этот период жизни начинается формирование гражданских основ, чувств, гражданского поведения в обществе.
Большим потенциалом возможностей в области формирования гражданственности обладают уроки литературного чтения. Ежедневная работа с разными видами словесных, игровых, практических методов на уроках литературного чтения соотносится выполнением задач по формированию гражданственности. Художественные произведения удачнее пробуждают у школьников желание изучать страну, гордость за свою Родину.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБУ «Школа №59». В эксперименте принимало участие 44 учащихся 4-классов.
Констатирующий этап эксперимента предполагал проведение диагностики учащихся, с целью выявления реального уровня сформированности гражданственности младших школьников в контрольной и экспериментальной группах.
В ходе констатирующего этапа эксперимента мы получили данные: в экспериментальной группе процент сформированности гражданственности равен 50%, в контрольной группе равен 63%.
В ходе формирующего эксперимента был создан и успешно внедрен комплекс заданий для формирования гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения. Комплекс включал задания, как: беседа, кроссворд, словарная работа, игры, сочинения, ситуации обыгрывания, читательские конференции, дискуссии, рисование. Задания были направлены на расширение и углубление знаний учащихся о родной стране, гражданах и героях, эмоционально-чувственное отношение к Родине, на ознакомление и закрепление гражданского поведения.
Контрольный этап эксперимента определил динамику уровня сформированности гражданственности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах. Данные полученные в ходе контрольного эксперимента в экспериментальной группе по сформированности гражданственности равен 72%. В сравнении с результатами констатирующего этапа, результат повысился на 22%.
Таким образом, разработанный комплекс заданий по литературному чтению, направленный на формирование гражданственности, показал свою эффективность. Результаты опытно-экспериментальной работы полностью подтвердили актуальность и правильность выдвинутой гипотезы.



1. Аванесян Л.Р. Актуальность взглядов В.А.Сухомлинского в свете проблемы воспитания гражданственности // Теория и история образовательной практики в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 3 - 5.
2. Батурина А.Н. Гражданственность как социально-психологическое явление // Перспективы развития Российского государства и общества в современных условиях. 2015. С. 56 - 57.
3. Бектанова А.К. Теоретико-понятийные аспекты гражданского образования // Universum: Общественные науки : электрон. научн. журн. 2016. № 1-4 (22).
4. Бижова И.А. О проблеме воспитания гражданина в образовательной школе // Омский научный вестник. 2016. №8. С. 268 - 271.
5. Бондаревская Е.В. Отечественная культурно-педагогическая традиция: опыт разработки концепций воспитания. Ростов н/Д: РИПКРО, 2013. 234 с.
6. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Рабочая программа «Литературное чтение» образовательной системы «Школа 2100». М: Баласс. 2013.
7. Вакурова Т.Н. Сущность понятия «гражданственность» в научной психолого-педагогической литературе // Воспитание и дополнительное образование. 2009. №6. С. 134 - 137.
8. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Примерная основная образовательная программа. Образовательная система «Школа 2100». М.:Баласс. 2011.
9. Виноградова Н.Ф. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф. 2012.
10. Воскресенская Н. Гражданское воспитание пособие для педагогов и работников образования. М., 2000. 159 с.
11. Гилязова Н.Р. Воспитание гражданина // Образование и воспитание. 2016. №5. С. 110 - 113.
12. Гревцева Г.Я., Циулина М.В. Воспитание гражданина и патриота: теория и практика: учебное пособие. Челябинск, 2014. 300 с.
13. Гревцева Г.Я. Воспитание основ гражданственности у младших школьников // Начальная школа. 2005. №9. С. 14 - 16.
14. Головня Е.В. Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2017. №15.2. С. 54-56.
15. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (с изменениями на 13 октября 2017 года)
16. Гусева Т.В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира / Начальная школа плюс до и после. 2011. №4. С. 54-58.
17. Давыдова М. И. Формирование гражданственности у младших школьников // Образование и воспитание. 2017. №1.1. С. 17-19.
18. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011. 24 с.
19. Демков М. И. История русской педагогики. М.: Педагогика, 2004. 255 с.
20. Еремина И.С. Сущность проявления феномена гражданственности в структуре личности // Народное образование. 2012. № 9. С. 259 - 267.
21. Заступова И.В. Формирование гражданственности школьников в деятельности классного руководителя. Самара, 2007. 194 с.
22. Земляченко Л.В. Диагностика гражданско-правовой воспитанности младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2014. № 6. С. 33 - 37.
23. Измерова Я.Е. Воспитание гражданина на уроках словесности. LAP Lambert Academic Publishing, 2011. 232 с.
24. Климанова Л.Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. М: Просвещение. 2012.
25. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. 2012. 128 с.
26. Кон И.С. На пороге гражданской зрелости // Общество и молодежь. М.: Молодая гвардия. 1968. С. 36 - 45.
27. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ ) // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691.
28. Кочкаев Е.А. Проблемы воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения / Вестник Мордовского университета. 2009. №2. С. 268 - 271.
29. Кубасова О. В. Методические рекомендации. - Смоленск: Ассоциация XXI век. 2011
30. Лубский А.В. Гражданский патриотизм: о совместимости патриотизма и гражданственности в российском обществе // Гуманитарий Юга России. 2017. № 1. С. 42 - 59.
31. Любимов Л.Л. Российская школа: воспитание гражданственности // Вопросы образования. 2013. С. 278 - 299.
32. Мазеина Ю.В. О проблемах воспитания гражданственности как элемента правового просвещения студенческой молодежи в современном обществе. 2015. №3. С. 27 - 29.
33. Макаренко А.С. Воспитание гражданина в педагогике. Академический проект, 2008. 976 с.
34. Махина Н.С. Основные этапы формирования гражданственности у младших школьников на основе исторических представлений о родном крае // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. №9. С. 23 - 28.
35. Никифоров Ю.Н. О понятии «гражданственность» / Никифоров Ю.Н.,
36. Никовская Л.И. Гражданское общество и гражданское сознание (ценностно-мотивационный аспект) // Вестник Института социологии. 2015. № 12. С. 140-155.
37. Николаева Д.С. Педагогическая мысль России XVIII века о воспитании гражданственности // Вестник Костромского государственного университета. 2016. №4. С. 190 - 194.
38. Парафиянович Т.А. Гражданская культура и правовое воспитание молодежи. Мн.: МГВРК, 2008. 76 с.
39. Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебникам «Окружающий мир» для 2, 3, 4 классов. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
40. Полетаева О.В., Морозова М.А. Патриотическое вопитание младших школьников в условиях современности // Образование и воспитание. 2016. №5. С. 51 - 52.
41. Савотина Н.А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации молодежи / Педагогика. 2010. №7. С. 37.
42. Скалина А.Н. / Известия Алтайского государственного университета. 2007. С. 248 - 251.
43. Соколова О.А. Формирование гражданственности и правовой культуры в образовательном процессе социокультурной сферы на основе принципа интеграции // Наука. Искусство. Культура. 2013. №2. С. 153 - 162.
44. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Концептуал, 2016. 346 с.
45. Трофимчук С.Е. Воспитание гражданственности - шаг на пути становления нравственной личности / Начальная школа плюс до и после.
2012. №1. С. 14 - 16.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М: Просвещение, 2010. - 31 с.
47. Федеральный Закон Российской Федерации от 10.07.2012 г. № 111- ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании».
48. Федорова С.И. Духовно-нравственный аспект патриотического воспитания личности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. №2. С. 212 - 222.
49. Филонов Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен: стратегия развития. М., 2015. 160 с.
50. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: основные категории и понятия, М.: Педагогика. 2001. 81 с.
51. Шепелева Т.Е. Соотношение терминов «гражданская компетенция», «гражданская компетентность» с понятием «гражданственность» // Мир науки. 2016. №2. С. 1 - 9.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ