Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения

Работа №116674

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2017
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы изучения творческого воображения у
младших школьников 7
1.1. Проблема исследования творческого воображения в психолого-
педагогической литературе 7
1.2. Психолого-педагогические условия развития творческого
воображения младших школьников 17
Вывод по главе 1 24
Глава I I . Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения 26
2.1. Диагностика уровня сформированности творческого воображения
младших школьников 26
2.2. Разработка и внедрение комплекса уроков литературного чтения для
развития творческого воображения младших школьников 35
2.3. Анализ и обобщение результатов 45
Вывод по главе II 52
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложения 62


В настоящее время, в век передовых технологий, обществу нужны активные, образованные, творческие люди для создания новых материальных и духовных ценностей. Без использования креативных идей и творческого подхода невозможно решать различные проблемы и задачи нашего современного мира.
Творческий подход к деятельности является основой для формирования активной жизненной позиции. Таким образом, можно сказать о том, что процесс развития общества в целом зависит от развития воображения сегодняшнего поколения детей. В Законе Российской Федерации об образовании говорится, что образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений и навыков для интеллектуального, духовно-нравственного, физического и творческого развития человека. В связи с этим наше образование должно обеспечивать и создавать условия для активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, которая в свою очередь способствовала бы накоплению творческого опыта, без которого невозможна самореализация личности.
Главная задача современной начальной школы - обеспечить разностороннее развитие личности. Источниками для полноценного развития являются два вида деятельности, такие как учебная и творческая. Первый вид деятельности, а именно учебная деятельность направлена на приобретение младшим школьником знаний, умений и навыков, а также на освоение прошлого опыта человечества, необходимых ему для жизни в социуме. В свою очередь творческая деятельность способствует появлению у ребёнка самореализации, самодеятельности, а также проявления собственных идей, направленных на создание новых предметов или действий.
Учителя начальных классов, организующие творческую деятельность учащихся в процессе обучения, с одной стороны способствуют развитию творческого воображения у своих воспитанников, а с другой стороны обеспечивают возможность сохранения данного психического процесса в дальнейшем. Важным предметом в начальной школе, где учитель может развивать творческое воображение у детей, используя на уроках различные приёмы и методы работы, является литературное чтение.
В педагогике и психологии проблема развития творческого воображения рассматривалась многими известными учёными. Например, В.А. Крутецкий и Л.Д. Столяренко, работая по данной проблеме, выделили виды воображения. Р.С. Немов и М.В. Гамезо в своих учебниках по психологии определили функции воображения, а А.Г. Маклаков и В.А. Крутецкий выявили значение в жизни человека. Л.С. Выготский занимался этапами создания образов творческого воображения. Т. Рибо выделил формы, в которых могут проявляться продукты творческой деятельности. О.В. Боровик и О.М. Дьяченко изучали особенности творческого воображения. Ю.А. Полуянов, Л.И. Шерагина определили этапы формирования и развития творческого воображения в онтогенезе.
Исходя из всего вышеперечисленного, данная работа посвящена развитию творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения.
Проблема: каковы психолого-педагогические условия развития творческого воображения младших школьников?
Цель: теоретически обосновать и практически доказать эффективность создания условий для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.
Объект: процесс развития творческого воображения младших школьников.
Предмет: развитие творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза: развитие творческого воображения на уроках литературного чтения будет эффективнее, если:
1. Применять индивидуальный подход к каждому.
2. Использовать задания творческого характера, направленные на развитие творческого воображения.
3. Реализовать различные формы работы.
Исходя из предмета и объекта, определим задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
2. Определить уровень развития творческого воображения младших школьников, используя диагностические методики.
3. Внедрить комплекс уроков для повышения уровня развития творческого воображения.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
В работе нашли применение следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы, синтез, обобщение.
2. Эмпирические методы: педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
База исследования: МБУ «Школа № 86» г. о. Тольятти. Учащиеся 3 «А» и 3 «Ж» классов.
Практическая значимость исследования заключается в оптимизации процесса развития творческого воображения младших школьников на уроках литературного чтения. Результаты исследования и предложенные рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов при организации уроков литературного чтения, направленных на развитие творческого воображения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, в ходе нашего исследования нами было выяснено, что мнения психологов на определение понятия «воображение» расходятся. Одни авторы утверждают, что воображение - это создание новых образов, но не мыслей и идей, другие же наоборот считают, что воображение - это процесс, в котором происходит образование мыслей и образов, в результате которого возникают новые предметы и действия. Ознакомившись с точками зрения известных психологов, за основу нашего исследования было взято определение Л.С. Выготского, который указывает на то, что воображение - способность индивида из известных элементов опыта создавать новые комбинации образов и идей под влиянием эмоций. Еще одним понятием, взятым за базис нашего исследования, было «творческое воображение», определение которого мы взяли у Л.С. Выготского, утверждающего, что творческое воображение - это вид воображения, направленный на создание новых образов и идей в процессе творческой деятельности.
В ходе нашей работы по проблеме исследования нами было выяснено, что в младшем школьном возрасте воображение, как и другие психические процессы, обслуживающие ведущую в данном возрастном периоде учебную деятельность, начинает носить произвольный, самостоятельный характер. Учащимся в процессе обучения задают различные задания, требующие творческого подхода к их выполнению. Одним из важных предметов в начальной школе, где учитель может использовать различные упражнения, задания, а также приёмы для развития творческого воображения учащихся, является литературное чтение. Изучив и проанализировав специальную литературу по проблеме исследования, мы сделали выводы о том, что для развития творческого воображения младших школьников необходимо создавать атмосферу комфорта на уроке, использовать педагогические технологии и формы обучения, направленные на развитие личности ребенка, применять различные проблемные ситуации, требующие самостоятельного поиска решения, а также включать в работу на уроке специальные приёмы и упражнения, способствующие развитию творческого потенциала учащихся.
Для практического изучения творческого воображения младших школьников мы провели экспериментальную работу для исследования уровня развития данного психического процесса у учащихся начальной школы. Наша работа проходила на базе МБУ «Школа №86» г. о. Тольятти среди учащихся 3 «А» и 3 «Ж» класса. Эксперимент состоял из трёх этапов, таких как:
констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе в обоих классах нами были проведено пять диагностических методик, направленных на выявление уровня творческого воображения младших школьников: методика Э.П. Торренса в адаптации Е.Е. Туник, состоящая из трёх субтестов: «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок» и «Повторяющиеся линии», методика Л.Ю. Субботиной «Три слова» и методика Л.Ю. Субботиной «Наборщик». В ходе данного этапа мы выявили, что у учащихся 3 «А» класса уровень развития творческого воображения ниже, чем у учащихся 3 «Ж» класса. Такие результаты можно объяснить тем, что у учеников 3 «А» класса есть сложности с представлением и описанием оригинальных идей, так как ребята используют в своих работах предметы и истории, встречающиеся каждодневно в быту. Также стоит отметить, что в данном классе многим учащимся не хватило времени для того, чтобы закончить свои творческие задания, что говорит нам о том, что они не умеют правильно планировать и распределять своё время. После проведения первого этапа нами был осуществлён формирующий этап нашего эксперимента: разработан и внедрён комплекс уроков по литературному чтению согласно УМК «Перспективная начальная школа» в 3 «А» классе, который выступал экспериментальной
группой. На данном этапе мы провели 10 уроков по литературному чтению, включающих в себя различные игры и упражнения, направленные на развитие творческого воображения, а также его показателей. После осуществления данного этапа, был проведен контрольный этап эксперимента, который показал нам повышение общего уровня развития творческого воображения у учащихся 3 «А» класса, тем самым доказав нам то, что выбранные и примененные на уроках литературного чтения упражнения и формы работы являются эффективными средствами для развития исследуемого нами психического процесса. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтвердилась.



1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2007. - 608 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности : Учебник [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : МГУ, 1990. - 367 с.
3. Балагурова, М. С. Развитие воображения младших школьников на уроках литературного чтения посредством детской литературы [Текст] / М. С. Балагурова // Молодой ученый. — 2015 — №22.1.
4. Борисова, В.А. Особенности творческого воображения младших школьников с ЗПР [Текст] / В.А. Борисова // Системная психология и социология. - 2012. - №6.
5. Боровик, О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В. Боровик. - М. : Центр гуманитар. лит. «РОН» : Секачев, 2000. - 52 с.
6. Брушлинский, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Брушлинский. - М. : Институт психологии РАН, 2006. - 623 с.
7. Володичева, Н.В. Творческое воображение младших школьников [Текст] / Н.В. Володичева // Гаудеамус. - 2016. №4.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психологический очерк [Текст] : Кн. для учителя / Л.С. Выготский. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 93 с.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - Минск : Современное слово, 2002. - 479 с.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 2005. - 222 с.
11. Гамезо, М.В. Атлас по психологии [Текст] / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.
12. Гамезо, М.В. Общая психология: учеб. пособие [Текст] / М.В. Гамезо. - М. : Ось-89, - 2008. - 352 с.
13. Дереча, М.И. Этапы педагогической поддержки развития творческой одаренности младших школьников [Текст] / М. И. Дереча // Концепт. — 2013 — №5.
14. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества [Текст]/ А.Я. Дудецкий. - Смоленск, 2004. - 214 с.
15. Дьяченко, О.М. Развитие воображения [Текст] / О.М. Дьяченко. - М. : Просвещение, 1996. - 274 с.
16. Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л.С. Выготского [Текст] // Вопросы психологии. - М. : Просвещение, 2006. - 345 с.
17. Жесткова, Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов младших школьников [Текст] / Е.А. Жесткова Е.В. Цуцкова // Современные проблемы науки и образования. - 2014 - № 6.
18. Ильенков, Э.В. О воображении / Э.В. Ильенков // Народное образование. - 1968. - №3. - С.7-9.
19. Кириллова, Г.Д. Реалистические тенденции в воображении детей [Текст] / Г. Д. Кириллова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №12.
20. Крутецкий, В.А. Психология : учебник для учащихся пед.училищ [Текст] / В.А. Крутецкий. - М. : Просвещение, 2007. - 346 с.
21. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций [Текст] / В.Г. Крысько. - 4-е изд. - М. : ОМЕГА-Л, 2006. - 336 с.
22. Кравцева, Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] / Е.Е. Кравцева. - М : Мозаика- синтез, 2013.- 264 с.
23. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 4-е изд. - М. : МГУ, 1984. - 584 с.
24. Луговая, Н.С. Развитие творческого воображения школьников [Текст] / Н.С. Луговая // Педагогическая мастерская. Всё для учителя. - 2015 - №4.
25. Львов, М.Г. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения [Текст] / М. Г. Львов // Начальная школа. - 2009 - №1.
26. Львовский, Ю. В. Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет [Текст] / Ю.В. Львовский. - СПб. : Речь, 2014. - 144 с.
27. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2013. - 583 с.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития : Учебник для студентов вузов. [Текст] / В.С. Мухина. - 10-е изд., стереотип. - М. : «Академия», 2006. - 608 с.
29. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения [Текст] / Р.Г. Натадзе. - М. : Просвещение, 1987. - 185 с.
30. Немов, Р.С. Психология : Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений : В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 5-е изд. [Текст] / Р.С. Немов. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 687 с.
31. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / А. В. Никитина // Начальная школа. - 2010 - № 10.
32. Никифорова, О.Н. Познавательные процессы и способности в обучении. Представление и воображение [Текст] / О.Н. Никифорова. - М. : Наука, 2007. - 100 с.
33. Николаева, Е.И. Психология детского творчества: учеб. пособие [Текст] / Е.И. Николаева. - СПб. : Питер, 2017. - 240 с.
34. Петровский, А.В. Общая психология : Учебник для студ. вузов [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошееский, А.В. Брушлипский. - М. : «Академия», 1998. - 512 с.
35. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности [Текст] / Ю.А. Полуянов. - М. : Знание, 2003. - 155 с.
36. Речицкая, Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха [Текст] / Е.Г. Речницкая, Е.А. Сошина. - СПб. : ВЛАДОС, 2014. - 170 с.
37. Рибо, Т.А. Творческое воображение [Текст] / Рибо Т.А. - М. : Просвещение, 2013. - 328 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2015. - 713 с.
39. Савина, Е.А. Введение в психологию : Курс лекций [Текст] / Е.А. Савина. - М. : «Прометей» МПГУ, 1998. - 252 с.
40. Ситаров, В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Ситаров. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 416 с.
41. Скачкова, Д.К. К вопросу о роли воображения в человеческом познании [Текст] Д.К. Скачкова // Наука и современность. - 2010. №3-3.
42. Слободчиков, В.И. Введение в психологию субъективности : Учебное пособие [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2014. - 368 с.
43. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии : Психология развития человека [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М. : Школьная пресса, 2013. - 400 с.
44. Степенов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия [Текст] / С.С. Степанов. - М.: Эксмо, 2005. - 672с.
45. Столяренко, Л.Д. Основы психологии : Практикум [Текст] / Л.Д Столяренко. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 704 с.
46. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. - 192 с.
47. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 1996. - 240 с.
48. Теплов, Б.М. Собрание сочинений: в 4 т. [Текст] / Б.М. Теплов. - М. : Просвещение, 2009. - 358 с.
49. Туник, Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности [Текст] / Е.Е. Туник. - СПб. : Иматон, 2010. - 171 с.
50. Шерагина, Л.И. Логика воображения [Текст] / Л.И. Шерагина. - М. : Союз, 2012. - 108 с.
51. Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе [Текст] Н.А. Шинкарёва // Молодой ученый. — 2015. — №24.
52. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д. Б. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
53. Torrance, E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its grows [Text] / E.P. Torrance. - Daedalus,1965. - P. 663-679.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ