Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №68918

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2020
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
394
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения... 7
1.1 Технологии критического мышления: сущность, виды,
характеристика 7
1.2 Основные приёмы, используемые в технологии развития
критического мышления у младших школьников 16
1.3 Особенности применения технологии развития критического
мышления у младших школьников на уроках литературного 22 чтения
1.4 Анализ развивающих возможностей технологии развития
критического мышления у младших школьников на уроках 28
литературного чтения
Глава 2 Практическое исследование развития критического
мышления у младших школьников на уроках литературного чтения. 33
2.1 Диагностика критического мышления у младших школьников 33
2.2 Комплекс уроков по дисциплине «Литературное чтение» с
применением технологии развития критического мышления 41
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 49
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение

Модернизация системы образования в России, смена ею ориентиров на личностное развитие ученика, на формирование его интеллектуального потенциала и обеспечение постоянного самосовершенствования, требует изменений и в системе современного начального образования. Принципиальным отличием ФГОС НОО является их ориентации на результаты образования. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Таким образом, возникает необходимость использования в педагогической деятельности новых приёмов и современных общеобразовательных технологий [46].
Одной из инновационных технологий, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления (ТРКМ), целью которой не является научить учащихся на всю жизнь, а научить их учиться всю жизнь. В центре внимания современного образования должны быть не только учебные предметы, а так же способы мышления и деятельности школьника. В Концепции развития образования РФ до 2020 г. подчеркивается необходимость научить ребенка критически мыслить, решать сложные проблемы путем анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать и учитывать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, дискутировать, общаться с другими людьми. В настоящее время это особенно актуально: способность критически мыслить подчеркивают
стандарты нового поколения, которые направлены на освоение универсальных учебных действий.
В программе ФГОС НОО целью изучения литературного чтения в начальной школе является формирование у учащихся коммуникативной компетентности путём освоения всех видов речевой деятельности и приобретения определённого социального опыта. Задачей учебного предмета «Литературное чтение» является формирование читательской компетентности младших школьников, базовой составляющей коммуникативной и познавательной компетентности, ознакомление учащихся с детской литературой как искусством слова, подготовка их к систематическому изучению литературы в основной школе.
Успешность и эффективность формирования компетентностей младших школьников зависят от форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Приоритетными в этом смысле становятся современные педагогические технологии, которые обеспечивают активные формы деятельности учащихся, привлекают их к творческому процессу познания, исследования проблем, формирование собственного мнения и самореализации.
Одной из таких является технология развития критического мышления. Цель вышеуказанной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные аспекты явлений и тому подобное).
Над проблемой развития критического мышления работало много учёных. Большое влияние имели положения Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития; идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова; идеи Ш.А. Амонашвили и В.А. Сухомлинского о развитии познавательной деятельности, возможности отрицать собственные мысли; отдельные аспекты формирования критического мышления у учащихся рассматривались в работах С.И. Векслера, А.С. Байрамова, А.И. Липкиной, В.М. Синельникова.
В.Ф. Корнилова описала опыт работы по использованию технологии критического мышления на уроках литературного чтения [27]. Ее опыт доказывает эффективность использования данной технологии на уроках в начальной школе. Однако, не смотря на интерес методистов к данной теме, исследования в этой области эпизодичны и фрагментарны, отсутствуют
методические рекомендации для обучения младших школьников. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Исходя из актуальности, была определена проблема исследования: каковы особенности использования и возможности технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках литературы в начальной школе?
Цель исследования - изучить теоретические аспекты развития критического мышления у младших школьников и разработать комплекс уроков по литературному чтению с элементами технологии развития критического мышления.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - методические основы использования элементов технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: комплекс уроков по литературному чтению с элементами технологии развития критического мышления будет способствовать развитию критического мышления младших школьников, если:
- грамотно осуществляется выбор форм и методов развития критического мышления младших школьников;
- систематически будут использоваться такие приёмы как «Мозговой штурм», «Чтение INSERT с выделением новых знаний», «Ассоциативный куст», «Кластер», «Верные или неверные утверждения», «Тонкие и толстые вопросы» и «синквейн».
Исходя из цели и гипотезы исследования, нами определены следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность, виды, общую характеристику технологии критического мышления.
2. Выявить особенности использования технологии развития
критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
3. Проанализировать развивающие возможности технологии развития критического мышления на уроках литературы.
4. Экспериментально проверить эффективность технологии развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
5. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Теоретическая основа исследования: труды ряда учёных-методистов по методике использования технологии развития критического мышления в начальной школе (Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко); по проблеме содержания и методики применения ТРКМ на уроках литературного чтения (И.Б. Соколова, А.И. Павлова, Е.А. Домченко).
Методы исследования: теоретические: анализ и синтез научной педагогической и психологической литературы; обобщение полученной информации; классификация понятий и терминов, аналогия, моделирование педагогических ситуаций; экспериментальные: тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности учащихся; математические: качественная и
количественная обработка данных.
База исследования. МБОУ СОШ с. Большие Санники, Ульчского района, Хабаровского края, 4 класс УМК «Гармония» литературное чтение О.В. Кубасова.
Практическая значимость. Предложен комплекс уроков по литературному чтению с элементами технологии развития критического мышления для учащихся 4 класса, который может быть использован в работе учителей начальных классов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведённого исследования целью, которого было изучить теоретические аспекты развития критического мышления у младших школьников и разработать комплекс уроков по литературному чтению с элементами технологии развития критического мышления, сформулированы следующие выводы.
ТРКМ - это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Мы изучили методические аспекты применения этапов и приёмов ТРКМ на уроках литературного чтения в начальной школе. Алгоритм технологии развития критического мышления имеет трёхфазную структуру: фазу вызова, фазу осмысления (реализации), фазу рефлексии.
Функции трёх фаз на уроках литературного чтения реализуются следующим образом: фаза вызова служит для актуализации имеющихся знаний, пробуждения интереса к получению новой информации, постановки учеником собственных целей обучения; фаза осмысления (реализации) имеет функции получения новой информации, самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, использования активных методов (пометки, записи, графическое представление информации), корректировки учеником поставленных целей обучения; фаза рефлексии служит для соотнесения новой информации и имеющихся знаний, выработки собственной позиции, оценки процесса, постановки учащимся новых целей обучения.
Мы выявили педагогические условия применения ТКРМ на уроках литературного чтения. Методика проведения уроков литературного чтения посредством применения ТРКМ имеет особенности, заключающиеся в приёмах их проведения и формируемых речевых умениях четвероклассников: рассуждать, строить связный текст, пересказывать и оценивать сюжет произведения, выражать своё мнение о прочитанном и др.
Эффективность технологии критического мышления заключается в том, что она позволяет развивать умственные и интеллектуальные способности учащихся, способствует созданию условий для формирования мыслящих людей, способных компетентно оценивать мнения своих собеседников, сопоставляя их со своей точкой зрения и собственным жизненным опытом.
Во 2 главе было проведено практическое исследование развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения на базе МБОУ СОШ с. Большие Санники. В педагогическом эксперименте участвовало 20 учеников 4-го класса. На первом этапе мы определили критерии и показатели критического мышления младших школьников. Затем разработали и провели с обучающимися 2 диагностические работы. Результаты констатирующего этапа исследования показали, что при работе с бытовым материалом у младших школьников критическое мышление развито на высоком уровне. Однако при работе с литературным материалом большинство младших школьников показали средние результаты. В следствии чего мы сделали вывод, что критическое мышление младших школьников на уроках литературного чтения развито недостаточно. Наименее сформированными являются умение осуществлять анализ и сравнение объектов, умение сравнивать и выделять главное, умение выдвигать гипотезы и доказывать свою точку зрения, умения осуществлять классификацию.
Исходя из полученных результатов, был разработан и апробирован комплекс уроков литературного чтения с применением ТРКМ. Данные уроки включали в себя три стадии: вызов, осмысление, рефлексия. Нами были использованы различные приёмы ТРКМ, такие как «Ассоциативный куст», «Кластер», «Мозговой штурм», «Верные или неверные утверждения», диспут, круглый стол, «Анаграмма», «Чтение INSERT с выделением новых знаний», самооценивание,«Синквейн», «Ромашка Блума». Применение ТКРМ на уроках литературного чтения формирует умение задавать вопросы, спрашивать то, что им непонятно. В ходе проведённых уроков обучающиеся активно отвечали, проявляли инициативу и интерес к новому литературному материалу. Они находились в постоянном поиске ответов на заданные вопросы и обсуждаемые темы. У учащихся развивались умения классифицировать, обобщать и систематизировать, делать обоснованные выводы.
После апробации данного комплекса уроков литературного чтения была проведена контрольная диагностическая работа, которая позволила нам выявить динамику развития критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
Высокий уровень развития критического мышления повысился на 40%, так как многие младшие школьники перешли со среднего уровня на высокий, средний уровень снизился на 15% за счёт детей, которые перешли на высокий уровень, на низком уровне только 5% обучающихся, тогда как на констатирующем этапе было 20%. Данная динамика связана с тем, что большинство детей перешли с низкого на средний уровень.
Таким образом, апробированный в 4 классе комплекс уроков по дисциплине «Литературное чтение» с применением технологии развития критического мышления является эффективным и способствует развитию критического мышления младших школьников.
Следовательно, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла своё подтверждение.



1. Астахова, Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. Монография / Л.В. Астахова, Т.В. Харлампьева /Под научн. ред. Л.В. Астаховой. - М.: РАН, 2012. - 136 с. - ISBN 5-93208-043-4.
2. Библер, В.С. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога / В.С. Библер. - М.: Медиа, 2012. - 199 с. - ISBN 978-5-699-38882-0
3. Буряк, М.В. Рабочие программы. Литературное чтение. Начальная школа. 4 класс. УМК Школа России. - М.: Планета, 2015. - 232 с.- ISBN 978-5-85939¬262-9
4. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос, Учеб. -метод. пособие. - М.: Мирос, 2002. - 176 с.
5. Варенников, Я. Воспитывать культуру критического мышления// Высшее образование в России.- 2013. - № 6. - С. 140-141.
6. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер; пер. с англ.; под ред. С.Ф. Горбова, В.П. Зинченко; вступ. ст. В.П. Зинченко. — М.: Оникс, 2012. — 336 с. - ISBN 978-5-8078-0167-8
7. Виландеберк, А.А. Инновационная образовательная среда как необходимое
условие формирования современного гуманитарного знания / А.А. Виландеберк, Н.Л Шубина // Прикладная лингвистика в науке и образовании: лингвистические технологии и инновационная
образовательная среда: Коллективная монография. - СПб.: «ЛЕМА», 2013. - с.109 -ISBN 5-94542-140-5
8. Воевода, Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21-22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012. - С. 120-126.
9. Воюшина, М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы / М.П. Воюшина. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. — 58 с.- ISBN 978-5-7695-1137-8
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2003. - 369 с.
11. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — 3-е изд. / А.А. Гин. — М.: Вита-Пресс, 2002. — 88 с. - ISBN 978-5-7755-2375-6
12. Гущин, Ю. В. Оценка уровня развития критического мышления учащихся
[Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. /Моск. физ.-техн. ин-т. - Электрон. журн. - Долгопрудный: МФТИ, 1998. - Режим доступа:-
http://psyhoinfo.ru/ocenkaurovnya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya- uchashchihsya
13. Джемс, У. Мышление/ У. Джемс // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - С. 2-9.- ISBN 978¬5-7755-2712-9
14. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред.пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-464 с. - ISBN 978-5-7755-2377-0
15. Евстигнеев, М.Н. Компетентность учителя начальной школы в области
использования информационно-коммуникационных технологий//
Иностранные языки в школе. - 2011. - №9. - С.3-10
16.Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития / С.И. Заир - Бек Пособие для учителя - СПб; Альянс “Дельта”, 2003. - 192 с.
17.Заир - Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке / И.В.,
Муштавинская, Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.- ISBN 978-5-7755-2670-2
18.Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы// Директор школы. - 2015. - №4. - с. 66-72.
19.Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке Пособие для учителей общеобразоват. / И. В. Муштавинская; М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
20. Казанцева, Д.Б. Развитие творческого потенциала личности и общества //Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза - Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2013 - 150 с.- ISBN 978-5¬7755-3115-7
21. Караганова, Т.Н. Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младших школьников Сборник материалов научно-практической конференции. Череповец, 12 мая 2010 года. - Вологда, 2011. - 147 с.
22. Карпачев, С. В. Использование приемов технологии развития критического
мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка [Электронный ресурс]/Педагог. - Электрон. журн. - Режим доступа:
http://karpachevsergey.ucoz.ru/publ/tekhnologija kriticheskogo myshlenija posr edstvom chtenija i pisma/1-1-0-8
23. Клустер, Д. Критическое мышление и новые виды грамотности: Учебник/ Д. Клустер. - М.: ЦГЛ, 2005. - 80 с. - ISBN 5-7695-1850-2.
24. Креславская, Т.А. Категории креативной педагогики в контексте обучения младших школьников // Начальная школа плюс до и после 2013 11 Тема номера: Вопросы экологического образования школьников Ежемесячный научно-методический и психологопедагогический журнал. - Московский психолого-социальный институт, ООО «Баласс». - М. - 2013. С. 59-64
25. Корнилова В.Ф. Развитие критического мышления третьеклассников на уроках литературного чтения //Начальная школа. - 2017. - №8. - С.93-99.
26. Кубасова, О.В. Литературное чтение. 2 класс.Часть 1//Учебник. — В 3-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 176 с.- ISBN 978-5-418-00561-8
27. Кубасова, О.В. Литературное чтение. 3 класс.Часть 1//Учебник. — В 4-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 192 с.- ISBN 978-5-418-00561-8
28. Кубасова, О.В. Литературное чтение. 4 класс.Часть 1//Учебник. — В 4-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - 186 с.- ISBN 978-5-418-00561-8
29. Куклина, С.С. Приёмы технологиикритического мышления
наурокахлитературногочтения //Детский сад до и после. - 2015. - №6. - С.613.
30. Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление/ Г. Линдсей, Р.Ф. Томпсон, К.С.Халл // Хрестоматия по психологии: психология мышления / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ, 2008. - С. 111-114.
31. Маркова О.Ю. Русская сказка «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки //Методист. - 2015. - №5. - С.41-43.
32. Муштавинская, И.В. Технология критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - СПб.: КАРО, 2009. - 209 с.
33. Павлова, А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 2017. - № 8. - С. 11-15.
34. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Е.С. Полат//Учебное пособие. - М. Академия, 2003. - 272 с.- ISBN 5-7695-0811-6
35. Поль, Р.У. Критическое мышление: Что необходимо каждому для
выживания в быстро меняющемся мире [Электронный ресурс].
многопредмет. науч. журн. /Моск. Госуд. Областной ун-т. - Электрон. журн.
- М.: - Режим доступа. -
http://www.evolkov.net/critic.think/Paul.R/Paul.R.Critical.thinking.04.html
36. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.
1. - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 400 с. - ISBN 978-5-418-00561-8
37. Программы начальной школы. Комплект «Гармония»//О.В. Кубасова. - М.: Просвещение, 2017. - 112с. - ISBN 978-5-09-037602-0
38. Родная речь: учебник для 3 класса нач. шк. В 2-х частях/Сост. Л.Ф. Климанова и др.- М.: Просвещение, 2013. - 112 с. - ISBN 978- 5-09-063003-0
39. Спиридонов, В.Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем/В.Ф. Спиридонов. - М.: Генезис, 2012. — 319 с. — (Серия «Учебник XXI века») — ISBN 5-98563-057-9
40. Тоболова, Ж. В. Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках литературного чтения [Электронный ресурс]. Международный научный журнал. — Казань: Молодой учёный. — 824 с. Режим доступа. http://festival.1september.ru/articles/506149/— ISSN 2072-0297
41. Трубинова, Е.А. Технология критического мышления в учебно¬
воспитательном процессе//Молодой ученый. - 2017. -№ 2. - С. 8-10
42. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Т. 1. / Под редакцией Д.Н.
Ушакова//Справочное издание. — М.: АСТ, 2014. — 639 с. — ISBN 978-5-17-079453-9
43. Тулина, Е. Давайте перестанем пытаться научить детей мыслить критически
[Электронный ресурс]/Педагог. - Электрон. журн. - Режим доступа.
https://newtonew.com/discussions/davajte-perestanem-pytatsja-nauchitdetej- myslit-kriticheski
44. Уроки литературного чтения: метод. пособие учеб. «Родная речь. 3
класс»/Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. - М.:
Просвещение, 2013.- 112 с.
45. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011. -(Образование в документах и комментариях).- ISBN 5-17-011270-Х
46. Федорова, Т.Д. Критическое мышление в младшем школьном возрасте и диагностика его развития/Т.Д. Федорова//Теория и практика современной наука. - 2016. -№ 5. - С.979-984
47. Хаяперн, Д. Психология критического мышления/Д. Хаяперн . - СПб., 2000.
- 126с. - ISBN 5-17-011143-6
48. Школа России. Концепция и программы для начальных классов//Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. - 65 с.- ISBN 978- 5-09-063003-0
49. Шамсрахманова, У.К. Формирование познавательных универсальных
учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе средствами ТКРМ // Вектор науки ТГУ. - 2017. - № 4(7) - С. 310 - 312.
50. Ярушева, О. А. Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения/О.А. Ярушева/Молодой ученый. - Казань: Молодой учёный. — 220 с. — ISSN 2072-0297.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ