Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по формированию лексико - грамматических средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и легкой степени дизартрии

Работа №97252

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования ... 5
1.1. Закономерности формирования лексико-грамматических средств
языка у детей в норме 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР 3 уровня 8
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой 12
степенью дизартрии 12
1.4. Особенности усвоения лексико-грамматических средств языка детьми
с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии 17
Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов 23
2.1. Организация констатирующего эксперимента 23
2.2. Результаты исследования словарного запаса 24
2.3. Исследование грамматического строя речи 29
Глава 3. Коррекционная работа по формированию лексико -грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии 38
3.1. Анализ методической литературы 38
3.2. Организация и содержание обучающего эксперимента 40
3.3. Результаты контрольного эксперимента 53
Заключение 60
Список источников и литературы 62
Приложение 1 67
Приложение 2 68
Приложение 3 88
Приложение 4 108


В России неуклонно растет число детей нуждающиеся в помощи логопеда, а тяжесть речевых нарушений возрастает и среди них наиболее распространена легкая форма дизартрии, на это указывают авторы: Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Соботович, Е. Н. Винарская, Л. И. Белякова и др.
По словам Е. Ф. Архиповой, в структуре речевого дефекта при легкой степени дизартрии наиболее часто встречается общее недоразвитие речи. У таких детей страдает не только звуковая, но и лексико-грамматическая сторона речи. Словарь таких детей недостаточно богат, несформированы грамматические операции. Это приводит к тому, что дети не правильно овладевают собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие процессов социализации и в дальнейшем на успешное обучение в школе.
Поэтому, по мнению многих специалистов (Н. С. Жукова, Л. В. Лопатина, Т. Б. Филичива и др.) основным направлением коррекционной работы с детьми С ОНР и легкой степенью дизартрии является развитие лексико-грамматической стороны речи. Методика формирования лексики и грамматического строя речи должна осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. Вследствие чего, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР и легкой степенью дизартрии.
Объект исследования: изучение особенностей недоразвития лексико - грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования: определить направление и содержание коррекционной работы, направленной на развитие лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Цель: проведение коррекционно-логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии и проанализировать его результаты.
3. Спланировать содержание коррекционной работы по
формированию лексико-грамматических средств языка.
4. Провести обучающий эксперимент, направленный на формирование лексико-грамматических средств языка и оценить его эффективность.
Организация исследования: базой исследования явилось муниципальное дошкольное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 69" г. Полевского. Исследование проводилось в январе-феврале 2018 г. В исследовании принимали участие 10 детей, в возрасте от 5 до 6 лет.
Содержание работы: работа состоит из 3 глав, введения, заключения, приложения и списка литературы. В работе содержится 34 таблицз. Список литературы насчитывает 51 источник.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Методика формирования лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии должна осуществляться дифференцированно, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. Вследствие чего, возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционной работы, поэтому целью данной работы явилось проведение коррекционно - логопедической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Изучив специальную литературу по проблеме исследования, был осуществлен анализ проблемы овладения лексико-грамматическим строем речи. А именно было рассмотрено понятие и характеристика ОНР и дизартрии, выявлены особенности формирования лексико-грамматических средств языка.
Исследовательской базой явился МБДОУ детский сад №69 г.Полевского. В состав группу вошли 10 детей, в личных делах которых имелось заключение о наличии ОНР 3 уровня и легкой степенью дизартрии.
Для определения уровня сформированности лексико-грамматических средств языка был проведен констатирующий эксперимент по трем лексическим темам: животные, профессии, транспорт. Который показал, что лексико-грамматический строй речи у детей экспериментальной группы сформирован не достаточно:
- наблюдается расхождение в объёме активного и пассивного словаря, активный словарь у детей развит несколько хуже пассивного;
- плохо усваиваются навыки словообразования и словоизменения.
Для коррекции лексико-грамматических средств языка был проведен обучающий эксперимент, который определил следующие задачи:
- расширение, активизация и обогащение словаря по трем лексическим темам: животные, профессии, транспорт;
- формирование навыков словоизменения по трем лексическим темам: животные, профессии, транспорт;
- формирование навыков словообразования по трем лексическим темам: животные, профессии, транспорт.
Обучающий эксперимент проводился по методикам в модифицированном виде, заимствованные у Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой и др.
Коррекционная работа проводилась в соответствии с планом работы логопеда. Для каждого ребенка была разработана индивидуальная коррекционная работа, которая проводилась в форме фронтальных занятий.
После обучающего эксперимента с детьми экспериментальной группы был проведен контрольный эксперимент для определения эффективности проделанной работы.
Контрольный эксперимент проводился по тем же методикам и заданиям, что и констатирующий эксперимент.
Контрольный эксперимент показал, что словарь стал более сформирован, словарный запас стал шире, словоизменение и словообразование стало более сформированным, дети стали меньше допускать ошибки при согласовании и управлении. Это доказывает эффективность проведенной коррекционно-логопедической работы. Таким образом, цель работы достигнута, поставленные задачи реализованы.



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. -
М. : АСТ : Астрель, 2007. - 183 с.
2. Белова Р. Л. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р. Л. Белова, Б.
М. Гриншпун. - М. : Просвещение, 1969. - 215 с.
3. Влокова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. пед.
высш. учеб. заведений / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Владос, 2002. - 480 с.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. -
М. : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
5. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет [Текст] / В. В.
Гербова. - М. : Астрель, 1987. - 206 с.
6. Гончарова, В. А. Общие и специфические особенности формирования
лексики у дошкольников с различными нарушениями речи [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 12.00.01 / В. А. Гончарова ; Моск. гос. пед. ун-т. - М. : 2002. - 156 с.
7. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н.
Ефименкова. - М. : Детство-Пресс, 1985. - 86 с.
8. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с
общим недоразвитием речи [Текст] / Г. И. Жаренкова. - М. : Шк. для детей с ТНР, 1961. - 103 с.
9. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] / Н. С.
Жукова. - М. : Астрель, 1994. - 96 с.
10. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] кн. для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1990. - 239 с.
11. Жукова, Н. С. Логопедия [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 2004. - 245 с.
12. Земская, Е. А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е. А. Земская. - М. : Астрель, 1992. - 220 с.
13. Кроткова, А. В. Особенности формирования лексико -грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / А. В. Кроткова, Е. Н. Дроздова. - М. : Детство-Пресс, 2004. - 86 с.
14. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи у детей [Текст] / Р.И. Лалаева. - М. : Просвещение, 2004. - 139 с.
15. Лалаева, Р. И. О психолингвистическом анализе речевой готовности к овладению грамотой и орфографией у дошкольников с нормальным и нарушенным речевым развитием [Текст] / Р. И. Лалаева. - М. : Астрель, 2001. - 167 с.
16. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 1999. - 160 с.
17. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьева. - М. Просвещение, 1975. - 218 с.
18. Леонтьев А. Н. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1965. - 245 с.
19. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : Учебное пособие / Л. В. Лопатина. - СПб. : Союз, 2005. - 192 с.
20. Левина, Р. Е. Логопедия. Методическое пособие. [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Астрель, 2004. - 279 с.
21. Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб заведений / Г.
М. Лямина, М. М. Алексеев, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 327 с.
22. Межиковская, М. Б. Логопедические занятия в специализированных детских садах [Текст] : пособие для групп с общим недоразвитием речи / М. Б. Межиковская - Ташкент, 1989. - 136 с.
23. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
24. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] : кн. для логопеда. - М. : Астрель, 1991. - 204 с.
25. Никашина, Н. А. Педагогическое изучение недостатков речи детей [Текст] / Н. А. Никашина. - М. : Просвещение, 1969. - 143 с.
26. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Академия, 1968. - 456 с.
27. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. - Ростов на Дону. Феникс, 2002. - 159 с.
28. Сахарный, Л. В. Психолингвистические аспекты теории словообразования [Текст] : учеб. пособие. - СПб. : Союз, 1985. - 371 с.
29. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] : учеб.- метод. пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург. : Урал. гос. пед. ун-т., 1998. - 83 с.
30. Соботович, Е. Ф. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей [Текст] : автореф. дис. ... докт. пед. наук :08.00.01 / Е. Ф. Соботович ; Моск. гос. пед. ун -т. - М. 1984. - 449 с.
31. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е. И. Тихеева. - М. : Просвещение, 1983. - 124 с.
32. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М : Астрель, 2001. - 107 с.
33. Трауготт, Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят [Текст] / Н. Н. Трауготт. - СПб. : Союз, 1994. - 369 с.
34. Туманова, Т. В. Нарушения словообразования в устной и письменной речи [Текст] / Т. В. Туманова. - М. : Астрель, 2005. - 315 с.
35. Ушакова, Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы: Психофизиологические механизмы внутренней речи [Текст] / Т. Н. Ушакова. - М. : Просвещение, 1979. - 248 с.
36. Филичева, Т. Б. Особенности речевого развития дошкольников [Текст] / Т. Б. Филичева. - СПб. : Союз, 2004. - 182 с.
37. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичива. - М. : Детство-пресс, 1999. - 422 с.
38. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника [Текст] / Т. Б. Филичева, А. В. Соболева. - Екатеринбург, 1996. - 361 с.
39. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
40. Филичева, Т. Б. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду [Текст] / Т. Б. Филичива. - М. : Астрель, 1985. - 87 с.
41. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5¬летнего возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина - М. : Академия, 1991. - 44 с.
42. Филичева, Т. Б. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада [Текст] / Т. Б. Филичива. - М. : Астрель, 1986. - 329 с.
43. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Астрель, 2004. - 118 с.
44. Цейтлин, С. Н. Детская речь [Текст] : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 09.00.01 / С. Н. Цейтлин ; Ленин. пед ун-т. - Л. 1986. - 32 с.
45. Чистякова, И. А. 33 игры для формирования глагольного словаря дошкольников. Книга для логопедов. Воспитателей и родителей [Текст] / И. А. Чистякова. - СПб. : Каро, 2005. -96 с.
46. Шаховская, С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи у детей, страдающих моторной алалией [Текст] / С. Н. Шахоаская. - М. : Астрель, 1971. - 110 с.
47. Шахнарович, А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики [Текст] / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева. - М. : Просвещение, 1990. - 235 с.
48. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М. : Академия, 2003. - 240 с.
49. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность [Текст] / Л. В. Щерба. - Л. : Каро, 1974. - 428 с.
50. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконии. - М.: Просвещение, 1989.-380с.
51. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А. В. Ястребова, А. В. Спирова, Л. Ф. Бессонова. - М. : Астрель,1997. - 156 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ