ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ 6
1.1. Развитие творческого воображения у детей как педагогическая
проблема 6
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Возможности занятий музицированием в развитии творческого
воображения у детей 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ 31
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста в процессе музицирования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
Проблема развития творческого воображения является актуальной проблемой современной педагогики. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость создания условий для развития у детей инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Проблема развития творческого воображения у дошкольников актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность образовательной деятельности в ДОО.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребёнка старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте воображение развивается наиболее интенсивно. Вместе с тем, если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности данной функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Эффективному развитию творческого воображения у детей способствует музицирование. Известные ученые-просветители в области музыки Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев указывали на это еще в двадцатые и тридцатые годы XX столетия. В своих методических подходах они делали акцент на способы к внедрению «глубоко ценного принципа импровизации», на поиск стимулов, способных побудить детей к творчеству. Такими
стимулами, по их мнению, может быть активное вовлечение детей в процесс музицирования на детских инструментах: сочетание в разных
последовательностях музыкально-интонационных оборотов, игры со звуками, сочинение мелодий на понравившееся стихотворение и т.д.
В то же время, практика показывает, что организация процесса музицирования детей, направленного на развитие творческого воображения, на сегодняшний день не имеет достаточного методического оснащения.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каковы теоретико-методические подходы к организации процесса музицирования в ДОО, обеспечивающие развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы: «Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности музицирования в развитии у детей творческого воображения.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать работу по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования.
Теоретическая основа исследования: основные положения теории развития воображения в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко и др.; исследования в области изучения творческого воображения детей дошкольного возраста, отраженные в работах Н.Е. Веракса, Е.В. Заики, Л.А. Венгера и др.; методические подходы к организации детского музицирования Е.Н. Ветлугиной, К. Орфа, О.Н. Радыновой, Т.Э. Тютюнниковой.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, педагогическое наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ результатов диагностики.
Практическая значимость исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в практике педагогов дошкольных образовательных организаций для развития творческого воображения старших дошкольников в процессе музицирования.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад - центр развития ребенка № 32» города Артёмовского. В исследовании приняли участие 12 детей в возрасте 6-7 лет, обучающиеся по программе «От рождения до школы».
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Согласно современной педагогике, творческое воображение это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.
Выделены следующие особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста:
• воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Воображение, как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения - воссоздающего или творческого.
• у детей в этом возрасте возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены;
• развитие творческого воображение необходимо сочетать с развитием образного мышления;
• воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную их возрасту, т.е. в игру;
• творческое воображение не формируется само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений.
На основе изученной литературы сделан вывод о том, что возможности музицирования в развитии у детей творческого воображения неограниченны, они стимулируют фантазию детей, помогают вовлекать детей в эмоциональное самовыражение, приносят детям радость творчества, создают положительную мотивацию к музыкальной образовательной деятельности.
Музицирование предполагает системный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, предоставляя возможность педагогам экспериментировать, разнопланово проектировать работу с ребёнком по развитию его творческих способностей.
На базе МАДОУ «Детский сад - центр развития ребенка № 32» города Артёмовского проведена проектировочная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы выделили следующие показатели развитости воображения:
• оригинальность отображения образа;
• эмоциональная отзывчивость на музыку;
• беглость - количество предлагаемых вариантов воплощения музыкального образа.
По итогам проведенной диагностики было установлено, что у детей отмечается преимущественно средний уровень развития творческого воображения - 58%. Оставшиеся 42% распределились следующим образом: 17% дошкольников показали низкий уровень, 25% - высокий.
Основываясь на результатах диагностики исходного этапа, были намечены основные аспекты дальнейшей работы, исходя из которых был подготовлен и реализован комплекс педагогических мероприятий по совершенствованию творческого воображения детей в процессе музицирования.
В основу данного комплекса были положены следующие педагогические условия: создание благоприятной атмосферы, побуждающей к творчеству; формирование развивающей предметно-пространственной среды; совершенствование творческого воображения детей с помощью активных организационных форм; высокий профессионализм педагогов; тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса.
При проведении занятий успешно применялись методы: моделирования элементов музыкального языка, активизации творческих проявлений ребёнка, игровой метод.
Занятия включали в себя следующие виды деятельности: коммуникативные игры; речевые игры с музыкальным сопровождением, пальчиковая гимнастика; пение с тембро-шумовым аккомпанементом; поэтическое музицирование - озвучивание стихов и сказок; координационноподвижные игры и упражнения; игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры; элементарная импровизация.
На протяжении всей работы была создана атмосфера творчества, где дети могли выразить собственные музыкальные впечатления в свободной импровизационной деятельности. Спроектированная работа подтвердила эффективность использования интегративного музицирования в развитии творческого воображения у старших дошкольников.
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Асмолов А. Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - Стандарт развития: Выступление на Всероссийском съезде работников дошкольного образования 22 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] URL: https: //www. youtube.com/watch?v=6uN4 GjZesgs (дата обращения: 12.06.2016).
3. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
4. Беркинблит, М.Б. Фантазия и реальность [Текст] / М. Б. Беркинблит, А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1968. - 126 с.
5. Боровик, Т. А. Ти-ти-ТА и ди-ли-ДОН. Игровая теория музыки для детей 4-6 лет [Текст] / Т. А. Боровик. - Пара Ла Оро, 2008. - 88 с.
6. Буренина, А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей [Текст] / А.И. Буренина. - СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. - 36 с.
7. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 500 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
9. Галянт, И. Г. Ритмическая организация жизненного пространства детей как основа музыкально-творческого развития [Текст] / И.Г. Галянт // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №3. - C. 80-89.
10. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. Я. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.
11. Голубева Н. В. Элементарное музицирование как
здоровьесберегающий феномен в системе общего образования [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2013. №8. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/elementarnoe-muzitsirovanie-kak- zdoroviesberegayuschiy-fenomen-v-sisteme-obschego-obrazovaniya (дата
обращения: 25.11.2018).
12. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. — 2014. - №20. - С. 568-569.
13. Донгаузер Е. В. Воспитательный потенциал педагогики Карла Орфа [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2014. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-pedagogiki-karla- orfa (дата обращения: 10.12.2018).
14. Игнатьев, Е. И. Психология [Текст]: пособие для педагогических училищ (школьных) / Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. - М.: «Просвещение», 1965. - 344 c.
15. Зуева, С. П. Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования [Текст] / С. П. Зуева // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 331-333...