Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования

Работа №97204

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ 6
1.1. Развитие творческого воображения у детей как педагогическая
проблема 6
1.2. Особенности развития творческого воображения у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Возможности занятий музицированием в развитии творческого
воображения у детей 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ 31
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития
творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения у детей
старшего дошкольного возраста в процессе музицирования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67

Проблема развития творческого воображения является актуальной проблемой современной педагогики. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость создания условий для развития у детей инициативности, самостоятельности, творческого воображения.
Проблема развития творческого воображения у дошкольников актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого, воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность образовательной деятельности в ДОО.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребёнка старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте воображение развивается наиболее интенсивно. Вместе с тем, если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности данной функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Эффективному развитию творческого воображения у детей способствует музицирование. Известные ученые-просветители в области музыки Б.Л. Яворский и Б.В. Асафьев указывали на это еще в двадцатые и тридцатые годы XX столетия. В своих методических подходах они делали акцент на способы к внедрению «глубоко ценного принципа импровизации», на поиск стимулов, способных побудить детей к творчеству. Такими
стимулами, по их мнению, может быть активное вовлечение детей в процесс музицирования на детских инструментах: сочетание в разных
последовательностях музыкально-интонационных оборотов, игры со звуками, сочинение мелодий на понравившееся стихотворение и т.д.
В то же время, практика показывает, что организация процесса музицирования детей, направленного на развитие творческого воображения, на сегодняшний день не имеет достаточного методического оснащения.
Указанное противоречие обозначило проблему исследования: каковы теоретико-методические подходы к организации процесса музицирования в ДОО, обеспечивающие развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы: «Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования.
Для решения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по данной проблеме раскрыть содержание понятия «творческое воображение».
2. Выявить особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности музицирования в развитии у детей творческого воображения.
4. Провести диагностическое исследование исходного уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
5. Спроектировать работу по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе музицирования.
Теоретическая основа исследования: основные положения теории развития воображения в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко и др.; исследования в области изучения творческого воображения детей дошкольного возраста, отраженные в работах Н.Е. Веракса, Е.В. Заики, Л.А. Венгера и др.; методические подходы к организации детского музицирования Е.Н. Ветлугиной, К. Орфа, О.Н. Радыновой, Т.Э. Тютюнниковой.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, педагогическое наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ результатов диагностики.
Практическая значимость исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в практике педагогов дошкольных образовательных организаций для развития творческого воображения старших дошкольников в процессе музицирования.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад - центр развития ребенка № 32» города Артёмовского. В исследовании приняли участие 12 детей в возрасте 6-7 лет, обучающиеся по программе «От рождения до школы».
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Согласно современной педагогике, творческое воображение это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.
Выделены следующие особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста:
• воображение начинает предварять практическую деятельность, объединяясь с мышлением при решении познавательных задач. Воображение, как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения - воссоздающего или творческого.
• у детей в этом возрасте возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены;
• развитие творческого воображение необходимо сочетать с развитием образного мышления;
• воображение эффективнее всего развивается в деятельности, поэтому важно включить воспитанников в предметно-практическую деятельность, сообразную их возрасту, т.е. в игру;
• творческое воображение не формируется само по себе: оно складывается на протяжении жизни ребенка и зависит от условий его жизни, воспитания, полученных впечатлений.
На основе изученной литературы сделан вывод о том, что возможности музицирования в развитии у детей творческого воображения неограниченны, они стимулируют фантазию детей, помогают вовлекать детей в эмоциональное самовыражение, приносят детям радость творчества, создают положительную мотивацию к музыкальной образовательной деятельности.
Музицирование предполагает системный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, предоставляя возможность педагогам экспериментировать, разнопланово проектировать работу с ребёнком по развитию его творческих способностей.
На базе МАДОУ «Детский сад - центр развития ребенка № 32» города Артёмовского проведена проектировочная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
В результате анализа психолого-педагогической литературы мы выделили следующие показатели развитости воображения:
• оригинальность отображения образа;
• эмоциональная отзывчивость на музыку;
• беглость - количество предлагаемых вариантов воплощения музыкального образа.
По итогам проведенной диагностики было установлено, что у детей отмечается преимущественно средний уровень развития творческого воображения - 58%. Оставшиеся 42% распределились следующим образом: 17% дошкольников показали низкий уровень, 25% - высокий.
Основываясь на результатах диагностики исходного этапа, были намечены основные аспекты дальнейшей работы, исходя из которых был подготовлен и реализован комплекс педагогических мероприятий по совершенствованию творческого воображения детей в процессе музицирования.
В основу данного комплекса были положены следующие педагогические условия: создание благоприятной атмосферы, побуждающей к творчеству; формирование развивающей предметно-пространственной среды; совершенствование творческого воображения детей с помощью активных организационных форм; высокий профессионализм педагогов; тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса.
При проведении занятий успешно применялись методы: моделирования элементов музыкального языка, активизации творческих проявлений ребёнка, игровой метод.
Занятия включали в себя следующие виды деятельности: коммуникативные игры; речевые игры с музыкальным сопровождением, пальчиковая гимнастика; пение с тембро-шумовым аккомпанементом; поэтическое музицирование - озвучивание стихов и сказок; координационно­подвижные игры и упражнения; игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры; элементарная импровизация.
На протяжении всей работы была создана атмосфера творчества, где дети могли выразить собственные музыкальные впечатления в свободной импровизационной деятельности. Спроектированная работа подтвердила эффективность использования интегративного музицирования в развитии творческого воображения у старших дошкольников.


1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Асмолов А. Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - Стандарт развития: Выступление на Всероссийском съезде работников дошкольного образования 22 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] URL: https: //www. youtube.com/watch?v=6uN4 GjZesgs (дата обращения: 12.06.2016).
3. Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] [Текст] / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
4. Беркинблит, М.Б. Фантазия и реальность [Текст] / М. Б. Беркинблит, А. В. Петровский. - М.: Политиздат, 1968. - 126 с.
5. Боровик, Т. А. Ти-ти-ТА и ди-ли-ДОН. Игровая теория музыки для детей 4-6 лет [Текст] / Т. А. Боровик. - Пара Ла Оро, 2008. - 88 с.
6. Буренина, А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей [Текст] / А.И. Буренина. - СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004. - 36 с.
7. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. - 500 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.
9. Галянт, И. Г. Ритмическая организация жизненного пространства детей как основа музыкально-творческого развития [Текст] / И.Г. Галянт // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №3. - C. 80-89.
10. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. Я. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2006. - 276 с.
11. Голубева Н. В. Элементарное музицирование как
здоровьесберегающий феномен в системе общего образования [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2013. №8. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/elementarnoe-muzitsirovanie-kak- zdoroviesberegayuschiy-fenomen-v-sisteme-obschego-obrazovaniya (дата
обращения: 25.11.2018).
12. Григорьева, О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников [Текст] / О. А. Григорьева // Молодой ученый. — 2014. - №20. - С. 568-569.
13. Донгаузер Е. В. Воспитательный потенциал педагогики Карла Орфа [Электронный ресурс] // Педагогическое образование в России. 2014. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnyy-potentsial-pedagogiki-karla- orfa (дата обращения: 10.12.2018).
14. Игнатьев, Е. И. Психология [Текст]: пособие для педагогических училищ (школьных) / Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. - М.: «Просвещение», 1965. - 344 c.
15. Зуева, С. П. Развитие музыкального творчества у детей дошкольного возраста через использование системы элементарного музицирования [Текст] / С. П. Зуева // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 331-333...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ