Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №32720

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1430
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РАБОТАХ ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ
1.1 Теоретические исследования детского творчества в работах психологов и
педагогов 9
1.2 Критерии оценки и условия развития изобразительного творчества
дошкольников 14
1.3 Условия для развития творчества 18
1.4 Характеристика творчества детей 5-6 лет 22
Выводы к первой главе 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛЕПКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА
2.1 Значение занятий лепкой для всестороннего развития дошкольников... .26
2.2 Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста 28
2.3 Методика проведения занятий по лепке из соленого теста с детьми 5-6
лет 31
2.4 Развитие творчества детей в процессе лепки из соленого теста 37
2.5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 38
Выводы ко второй главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ


В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Изделия народных мастеров - уникальные произведения искусства, которые украшают нашу жизнь. В народном творчестве выражаются исконная тяга человека к красоте, желание раскрыть свои творческие способности. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство — источники особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, лепку, музицирование. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, усвоению целого ряда математических представлений. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путем. Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи. Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал - тесто.
Человек издавна научился готовить из муки и воды — лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала — совсем другое дело. Более высокохудожественное. Соленое тесто - чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.
Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Лепить из теста — доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.
1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3. Синхронизирует работу обеих рук;
4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5. Развивает творчество ребенка.
Степень изученности проблемы.
На сегодняшний день изучению развития детского изобразительного творчества посвящено большое количество работ педагогов и психологов.
В современном мире, где рядом с надеждами живёт тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е.М. Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным, чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода, которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизиологическом и культурном единстве. В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличие от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убеждён, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет... Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
Эстетическая деятельность - это духовно-практическая, эмоционально-рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью - гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я - концепции творца».
Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии (Ю.Б.Борев, А.И.Буров, В.В.Бычков, В.В.Ванслов, Н.И.Киященко, А.Ф.Лосев, В.К.Скатерщиков и др.). Эстетическое отношение к действительности позволяет детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (JLС.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Б.М.Теплов и др.; Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, Т.С.Комарова, Б.Т.Лихачёв, Б.М.Неменский, В.А.Разумный и др.).
Во многих философских, психологических и социологических исследованиях рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В.Антонова, Э.А.Верб, О.В.Дивненко, Б.Т.Лихачёв, А.А.Мелик- Пашаев, Ю.Х.Фохт-Бабушкин и др
Психологические основы проблемы формирования творческой активности дошкольников представлены в работах Б.Г.Ананьева, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, Е.И.Игнатьева, Д.В.Колесова, Г.А. Урунтаевой и др.
Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников излагается в трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н.Дороновой, Т.С.Комаровой, Н.П. Сакулиной, О.П. Радыновой, Е.А. Флёриной, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой, И.А. Лыковой и др.
Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.
На наш взгляд актуальность проблемы очевидна. Развитый ребенок в целом - залог дальнейшего успешного обучения в школе. Но не следует забывать о том, что детский сад как основной «институт» на пороге школы может дать толчок к развитию творчества будущего поколения.
Это подтверждается тем, что работа по лепке из соленого теста в современных условиях педагогического процесса внесена в рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по лепке из соленого теста, ее роль в творчестве дошкольников недостаточно изучена. Мы можем наблюдать, что в последнее время разнообразие материалов используемых на занятиях лепкой в программных документах появилось сравнительно не давно. Но приобретаемый опыт прочно входит в деятельность педагогов. Благодаря интернету можно отметить, что работа с соленым тестом в дошкольном детстве, все чаще и чаще прослеживается именно как средство развития творчества детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является лепка из соленого теста как средство развития детского творчества в старшем дошкольном возрасте
Цель работы - охарактеризовать лепку из соленого теста, как средство развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей дошкольников способствует проведение занимательных занятий по обучению техники лепки из соленого теста.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. На основе анализа литературы изучить теоретические исследования детского творчества в работах психологов и педагогов.
2. Охарактеризовать творчество детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть условия для развития творчества детей старшего дошкольного возраста.
4. Охарактеризовать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества.
5. Рассмотреть значение лепки из соленого теста для всестороннего развития дошкольников.
6. Проанализировать содержание и методику обучения детей лепке из соленого теста.
7. Изучить развитие творчества посредствам лепки из соленого теста.
Методы исследования использовались следующие:
1. Анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирическое наблюдение над педагогическим процессом;
3. Систематизация и классификация материалов исследования в аспекте рассматриваемой проблемы.
Практическая значимость работы заключается в том, что практические методы и приемы исследования могут быть использованы воспитателями ДОУ для усовершенствования воспитательно-образовательного процесса по художественному восприятию разных видов искусства, развитию детского изобразительного творчества в лепке.
Опытная база. Исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8 «Тургай» г. Нижнекамск, РТ.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Если говорить о лепке из соленого теста как о средстве развития творчества ребенка, значит, ничего не сказать. Порой достаточно увидеть счастливое личико ребенка, его восторг от созданного им образа, и ты понимаешь, как много смог ты сделать для него. Лучшей наградой для педагога служат достижения его учеников. И зачастую, можно видеть, насколько важно для ребенка быть правильно понятым, увидеть восторженное лицо воспитателя, от положительной оценки своей деятельности. Такой положительный настрой благотворно влияет на эмоциональное развитие ребенка. Ну а положительные эмоции залог обеспечения творческого интереса, достижение поставленных целей и задач.
Лепка из соленого теста позволяет создать благоприятную социальную и богатую по материалу предметную среду, которая способствует развитию эмоционального мира ребёнка и подталкивает его к разнообразной творческой деятельности.
На занятиях по лепке можно использовать разнообразный материал (глину, пластилин, тесто, песок, снег). Они развивают наблюдательность у детей, их чувственный мир, расширяют кругозор и обогащают практический опыт общения с окружающим миром, наполняют восприятие и воображение таинствами и загадками.
Способы выполнения лепки из соленого теста позволяет ребёнку приобрести знания не только в области данного предмета, но и знания о бытовом окружении, приобрести навыки по самообслуживанию и взаимопомощи. Дети начинают понимать, что все предметы могут использоваться не только по прямому назначению, но и косвенному. Появляется понятие вариативности.
Составление лепных композиций из соленого теста интересная, таинственная, сказочная деятельность, которая очень богата по разнообразию многовариантности в технике исполнения. Она способна увлечь и активизировать детей. Таким образом, лепка является средством формирования и развития творчества у детей старшего дошкольного возраста. Она развивает собственную активность, самоконтроль, любознательность, коммуникативность, оригинальность мышления, настойчивость, трудоспособность, позитивную я-концепцию, а также развивает чувство ритма, цвета, формы, композиции, словом всё то, что необходимо творческому человеку. Лепка из соленого теста доступна дошкольникам - это способ детского самовыражения. Ребёнок выражает своё отношение к тому, что его окружает и рассказывает о том, что он чувствует. Система занятий по лепке обеспечивает систематическое обращение к эмоциональной сфере ребёнка - осознанию им собственных чувств.
На занятиях по тестопластике нужно создать атмосферу взаимного доверия: независимость ребёнка в осуществлении выбора, безоценочности, принятия, безопасности, поддержки. Взрослый занимает позицию рядом, а не над. Он помогает детям осознать и выразить свою индивидуальность, соблюдая принцип трансформации когнитивного содержания в эмоциональное, гуманистический принцип и принцип развивающего обучения, ориентируется на зону ближайшего развития каждого ребёнка.
Дошкольники экспериментальной группы показали положительную динамику в творческом развитии по всем критериям.
Низкий уровень творческого развития не выявлен, средний уровень зафиксирован у (4 детей), высокий - у 7 детей .
Проведя анализ результатов эксперимента, мы пришли к выводу, что работа соленым тестом положительно влияет на развитие всех критериев творческого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Материалы контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проделанной работы и о том, что гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Таким образом, мы приходим к выводу, что лепка является средством развития творческих способностей ребенка. Современное общество заинтересовано в том, чтобы воспитать ребенка как гармонично развитую во всех отношениях, а главное творческую личность. Ребенок - это воплощение фантазии, творчества и воображения, и педагог является его наставником в формировании его творчества.



1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2012.
2. Вайнерман С.М., Большее А.С., Силкин Ю.Р. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству», М., 2012.
3. Венгер А.Л., Мухина В.С. Психология: учебное пособие для
педагогических училищ. - М., 2015.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2004.
5. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. -М., 2016
6. Григорьва Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М, 2005
7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М. 2016г
8. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб., 2012.
9. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 2011.
10. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2012.
11. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. - М.: Владос, 2016
12. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.- М.: Карапуз- Дидактика, 2016
13. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества», М., 2015.
14. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М.,
2017.
15. «Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей», под. Ред. Т.С.Комаровой, М., 2012.
16. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов /В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. - 2-е изд. М., 2015.
17. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М, 2015 г.
18. Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. «Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей» (методика), М., 2014.
19. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2016.
20. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2015.
21. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М, 2014.
22. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Карапуз-дидактика, М., 2017.
23. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2013.
24. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие для педагогических училищ / Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др. - 3-е год. М.: Просвещение, 2014.
25. Николаева Е.И. Психология детского творчества. -СПб: Речь, 2016
26. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в
школу./под ред. Комарова Т.С., Соломенниковой О.А.,- Ярославль.2016.
27. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2014.
28. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Е.В. Лепка в детском саду. М.,2016.
29. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2015.
30. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.,2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ