Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ОРФ-ПЕДАГОГИКИ

Работа №29236

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
672
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 7
1.1. Понятие «эмоциональная сфера детей дошкольного возраста» в
психолого-педагогической литературе. 7
1.2. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста в условиях детского сада. 17
1.3. Возможности орф - педагогики для развития эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного возраста. 30
Выводы по I главе 34
Глава II. Опытно-экспериментальное изучение уровня эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 35
2.1. Методики и диагностики эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста. 35
2.2. Разработка и реализация специальной программы, направленной
на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. 49
2.3. Анализ результатов эксперимента. 58
Выводы по II главе 69
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложение

На сегодняшний день в психологии и педагогике всё больше внимания уделяется развитию эмоциональной сферы ребенка. Очевидно, что каждый человек индивидуален и исключителен, но не у каждого сформирована способность раскрыть свою уникальную и неповторимую личность, что зачастую становится непреодолимым препятствием в процессе самореализации, раскрытия всех личностных потенциалов.
Наряду с эмоциональным развитием также важно помнить о познавательном, о взаимосвязи которых упоминают ряд авторов. Например, в двух линиях развития - натуральной и культурной, соединение, сплав, синтез которых Л. С. Выготский считал основой личности, Л. И. Божович выделяла два компонента - аффективные и познавательные. Поэтому, когда мы говорим о развитии личности ребенка, мы должны рассматривать её с позиций взаимосвязи и взаимозависимости двух составляющих - аффективных и познавательных компонентов.
Если разработке проблем познавательных процессов ребенка в общей психологической, педагогической и специальной литературе уделялось очень большое внимание, то эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста отведено ограниченное место. Возможно, это связано с тем, что эмоции достаточно сложны для изучения, что отмечалось такими ведущими зарубежными и отечественными психологами, как П. К. Анохин, В. Вундт, У. Джемс, Ф. Крюгер, А.Н. Леонтьев, Р. Липер, А. Р. Лурия, У. Макдауголл, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов, 3. Фрейд.
Психологические новообразования, возникающие на каждой возрастной ступени детства, имеют абсолютное значение для всестороннего развития, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование человеческой личности.
Учеными, психологами, педагогами-практиками признаётся самоценность дошкольного детства, а старший дошкольный возраст определяется как сензитивный период для развития эмоциональной сферы, что отражено в работах отечественных ученых (Т. В. Антонова, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. В. Запорожец, З.Я. Неверович, Л. П. Стрелкова, Д. Б. Эльконин, и др.)
Важную роль в развитии эмоциональной сферы дошкольника играет музыкальное искусство, поскольку оно обращено непосредственно к чувствам человека, эмоционально по своей природе. Развивающий и воспитательный потенциал музыкального искусства раскрыт философами (Платон, Ж.Ж.Руссо, Б.Спиноза), психологами (П.П.Блонский, Е.В.Назайкинский, Б.М.Теплов и др.), педагогами-музыкантами (К.Орф, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, О.П.Радынова и др.). Большую ценность для теоретического обоснования исследования развития эмоциональной сферы в процессе музыкальной деятельности детей представляет орф-педагогика.
На новом этапе развития в области педагогики и психологии орф- педагогика является значимой и актуальной в развитии эмоциональной сферы ребёнка, что даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.
На основе актуальности определена тема данной работы: «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью орф-педагогики»
Проблема: каковы пути развития эмоциональной сферы старших дошкольников с помощью орф-педагогики
Цель: обосновать эффективность орф-педагогики в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является дети старшего дошкольного возраста.
Предметом данного исследования является педагогический процесс направленный на развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с помощью орф-педагогики.
Гипотеза исследования: применение орф-педагогики будет
способствовать более эффективному и успешному развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:
• изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;
• выявить особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью орф-педагогики;
• разработать и апробировать программу по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с помощью орф-педагогики.
Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:
—теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;
—наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы старших дошкольников с помощью орф-педагогики;
—психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,формирующий, контрольный);
—использование различных педагогических технологий по развитию у детей эмоций.
Теоретическая значимость: заключается в том, что составлена и апробирована программа с использованием орф-педагогики, которая направлена на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что апробированные на практике методы и средства орф-педагогики, обеспечивающие успешное развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, могут быть использованы специалистами, воспитателями, родителями в работе с детьми.
База исследования:
МБДОУ «Детский сад №12 комбинированного вида» Ново- Савиновского района г. Казани. Испытуемыми выступили 53 ребёнка, 3 педагога ДОУ.
Структура работы: работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, включающего 72 источника. Работа иллюстрирована 14 таблицами, 11 рисунками.
Общий объем работы 78 страниц машинописного текста

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, мы установили, что орф - педагогика может обеспечить успешное развитие эмоциональной сферы, но вместе с тем недостаточно разработаны методики их развития с применением взаимосвязи слова, движения и музыки. В связи с этим в своём исследовании мы обращаемся к системе элементарного музыкального воспитания К. Орфа.
2. Установлено, что педагогическими условиями, способствующими повышению уровня развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста являются:
- применение принципов развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста: гуманного взаимодействия, сотворчества,синкретизма, обучения в действии, импровизационности;
- организация творчески ориентированной среды, которая включает инструментальное обеспечение, творческие продукты детей, варьируемые и синкретизируемые в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности (речевые игры, ритмодекламация, пальчиковые игры, игры со звуком, игры с жестами, игры с ритмом, игры с палочками, игры с инструментами, двигательные игры, коммуникативные игры, элементарный театр, пластическое интонирование, танцевальные миниатюры, элементарные танцы).
Универсальным средством для самовыражения в творчески ориентированной среде служит процесс творчества, поскольку для каждого ребёнка открывается возможность найти свой путь к музыке и продолжить его соразмерно собственным желаниям и возможностям. Следовательно, для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста лучшим средством является музыкально-игровая деятельность, так как педагогические принципы и условия дают возможность интегрировать все стороны музыкально-игровой деятельности детей.
Основным направлением развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста является освоение «элементарной музыки» (К.Орф) в процессе музицирования в синкретизме музыки, движения и речи. Принципиально важной особенностью развития детского творчества является его субъективная значимость для ребёнка. Результат «открытия для себя» не столько создание нового продукта, сколько изменения в самом ребёнке, возникновение у него новых способов деятельности, знаний, умений.
Вместе с тем можно отметить, что полученные позитивные результаты поставили новые вопросы, требующие дальнейшего изучения. Перспективным в этой области может являться исследование эмоциональной сферы с помощью орф - педагогики, у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями.



1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ - М. Эксмо, 2014. - С. 1
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2007. - С. 25
3. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. дом Амонашвили, 1996. - с.494
4. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004. - с.128
5. Анохин, П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы / П.К. Анохин. - М.: Просвещение, 2007. - С. 318
6. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский // Избр. педагогические труды. — М.: Педагогика, 1989. - с 560
7. Басина, Н.Э. С кисточкой и музыкой в ладошке / Н.Э. Басина, O.A. Суслова. - М.: Просвещение, 1997. - с.86
8. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. - М.: 2010. С. 288
9. Берне, Р. Развитие Я - концепции и воспитания: пер. с англ. / Р. Бернс; Общ. ред. В.Я. Пилиповского. - М.: Прогресс, 1986. - с.424
10. Библер, B.C. Мышление как творчество / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 2005.- с.399
11. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М: Знание, 2000.- с.96
12. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович. - М., 2007. С. 78-85.
13. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001, №1. - С. 17-24.
14. Боровик, Т.А., Манина, Т.М. От слова к музыке. Речевые упражнения / Т.А. Боровик, Т.М. Манина. - Минск: Книжный дом, 2005. - с.69
15. Боровик, Т.А. Звуки, ритмы и слова / Т.А. Боровик. - Минск: Книжный дом, 2009. - с. 112
16. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 2010. - с. 140
17. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей / А.И. Буренина. - СПб., 2010. - с. 200
18. Былкина Н.Д.,. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе//Вопросы психологии. Н.Д Былкина , Д.В Люсин - М.: Просвещение, 2000.-№5. -С.59-62
19. Веккер, Л. М. Психические процессы / Л.М. Веккер. - М.: Смысл; "Академия", 2009. - с.544
20. Ветлугина H.A., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду: Из опыта работы пособие для воспитателя и муз. руководителя / H.A. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова - М.: Просвещение, 1984. - с.208
21. Вилюнас В. Психология эмоций Издательство Московского университета 1984. - С. 288
22. Волков, Б.С., Детская психология: Логические схемы /Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- с.16
23. Волосовец Т.В Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида:
практ. пособие для педагогов и воспитателей.- М.: ВЛАДОС,2004. Библиограф.- С.230 - 232.
24. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991.- с. 90
25. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях // Собрание сочинений т.4 /Л.С. Выгодский. - М.: Изд-во МГУ, 2009. - С. 340-367
26. Выготский, Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) / Л.С. Выгодский. - Вестн. Моск. ун-та, Психология. - 2008. - № 4 с. 15 - 18
27. Галянт, И.Г. Орфей. Программа музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / И.Г. Галянт. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2006.- с. 99
28. Галянт, И.Г. Логоритмика в картинках / И.Г. Галянт // Музыкальная палитра. - СПб., 2002, № 2, 3, 4. - С.30-32.
29. Галянт, И.Г. Пальчиковые игры / И.Г. Галянт // Дошкольное воспитание.-М., 2003, №1.- С.50-53
30. Гогоберидзе, А.Г., Деркунская, В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Академия, 2005. - с. 317
31. Додонов, Б.И. Информационные теории эмоции / Б.И. Додонов //Психологический журнал. -2008. №2. -С.104-116.
32. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. - 2007.- № 4.
33. Дуброва, В.П., Милашевич, Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении «Текст»/ В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич - М.: Новая школа, 2009. - с. 28-35
34. Емельянов, В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В.В. Емельянов. - Спб., Лань, 2000. - с. 192
35. Жилин, В.А. Орф-уроки / В.А. Жилин. - Екатеринбург, 1998. - с. 59
36. Жилин, В.А. Сопровождение на орф-инструментах [Текст] / В.А. Жилин. - Екатеринбург, 2017.- с. 20
37.Запорожец, А.В. О генезисе функции и структуре эмоциональных процессов ребенка / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 59-73
38. Игра и развитие личности дошкольника / АПИ СССР, НИИ-М.: Изд- во, АПИ, 2003.- с.152
39. Игра как феномен сознания - Кемерово: Амф. гуманитарный центр, 2012.- с. 96
40. Изард, К.Е. Психология влияния : хрестоматия сост. А.В. Морозов. - Санкт-Петербург «Текст»/ К.Е. Изард.- Питер, 2001. - с. 219-232
41. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: «Академия», 2004. - С. 81-86
42. Костина, Э.П. Камертон: Программа муз. образования детей раннего и дошкольного возраст / Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2004. - с. 223
43. Куприна, Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном
развитии детей / Н.Г. Куприна: Методическое пособие. -
Екатеринбург, Объединение «Дворец молодёжи», 2002. - с. 64
44. Левис, Ш.К. Ребенок и стресс / Ш.К. Левис .- СПб: Питер Пресс, 2006.- С. 221
45. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А.Н. Леонтьев. - Москва.,2001. С. 11
46. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2009. - с. 415
47. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина.- Изд-во Питер, 2009 - С. 134
48. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 2012. - с. 383
49. Немов, Р.С., Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов.-- Санкт-Петербург, Владос, 2010.- С.68
50. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. — М.: Гумант. изд. центр Владос, 2007. - с. 383
51. Пуни, А. Ц. Очерки психологии / А. Ц. Пуни. - М.: Смысл; "Академия", 2009 - С. 154
52. Психология музыки и музыкальных способностей / Сост. и ред. А. B. Тарас. - М.: ACT, Минск: Харвест, 2005. - с. 117
53. Рогов, Е.И. Эмоция и воля/ Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2001.- с.287
54. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В.Г. Ражников. -М.:ЦАПИ, 2014.- с. 141
55. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В.Г. Ражников. - М.: Знание, 2010.- с.96
56. Разумный, В.А. Интегративная педагогика: обретённый смысл / В. А. Разумный. - М.: Педагогика, 2013. - с. 74
57. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. Учебник - Москва "Олма-пресс", 2008. - С. 91-238
58. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Сборник статей, пер. с нем / Под ред. JI.A. Баренбойма. — JL: Музыка, 1970. - с. 160
59. Тихомиров, О.К., Виноградов, Ю.Е. Эмоции в функции эвристик / О.К. Тихомиров, Ю.Е. Виноградов. - М.: Тривола, 2009 - с. 22-32
60. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа / Т.Э. Тютюнникова. - М.: ACT, 2000. - с. 94
61. Тютюнникова, Т.Э. Что такое «Шульверк» Карла Орфа? / Т.Э. Тютюнникова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4 - С. 95-99.
62. Тютюнникова, Т.Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып. 1. / Т.Э. Тютюнникова. - СПб, 2003. - с. 99
63. Тютюнникова, Т.Э. Концепция творческого обучения Карла Орфа: история, теория, методика автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02: защищена 12.10.99 / Тютюнникова Татьяна Эдуардовна - М., 1999.- С. 23
64. Фортунатов, Г. А. О чувствах и их развитии//Дошкольное воспитание / Г.А. Фортунатов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - С. 272
65. Шингаров, Г. X. Сознание и эмоции // Проблемы сознания /Г.Х. Шингаров. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - С. 158
66.Эйнон, Д. Творческая игра: от рождения до десяти лет / пер. с англ. / Д. Эйнон. — М., Педагогика - Пресс, 1995. - с.190
67.Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах избр. психол. тр. / Д.Б. Эльконин; [ Под ред. Д.И. Фельдштейна]. - М,: Инт практ. психологии - М., 1995. - с. 414
68. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978.- с. 304
69. Эльконин, Д.Б, Психологические условия развивающего обучения / Д.Б. Эльконин // Обучение и развитие младших школьников. - М.: Просвещение, 1970. - с.302
70. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детсада/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Г. Ковалев и др. / Под. Ред. А. Г. Ковалева. - Детская психология. - К.: Лыбидь, 2009. - с 76
71. Юдина, Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Е.И. Юдина. - М.: Аквариум, 2017. - с. 272
72. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника /П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 2009 - С.621


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ