ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Понятие, методы и правовое значение оценки труда 7
1.2 Оценка работников как самостоятельный институт трудового права 23
ГЛАВА 2. КАЧЕСТВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ И ОЦЕНКЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ 27
2.1 Профессиональный стандарт педагога, как основа оценки качества 27
2.2 Эффективный контракт, как условие обеспечения качества работы
педагога 36
ГЛАВА 3. МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА 49
3.1 Особенности бально-рейтинговой системы оплаты труда.
Индивидуальный лист работы педагога 49
3.2 Опытно-поисковая деятельность по совершенствованию системы оценки персонала образовательной организации. Привлечение консультанта в
организацию 55
Заключение 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность данной работы, заключается в том, что педагог - это неотъемлемый элемент в развитии личности ребёнка, а значит и развитии будущего. Отсюда плавно вытекает оценка качества труда педагогических работников и их всестороннее развитие в профессиональном плане и поощрении в их нелегком труде. Проблемы оценки труда педагогических работников рассматривали в своих работах такие авторы как: Н.В. Клюева, Л.С. Колесникова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.А. Самарина, Л.М. Митина.
В современных реалиях выдвигают новые оценки труда работников. Не исключением становятся и педагогический персонал. Новые критерии оценки, оценка результативности деятельности, лист профессиональных достижений, всё это откладывает вклад на рабочий процесс педагога.
Практика прошлого времени, по работе с педагогическим персоналом, в наше время не в полной мере обеспечивает необходимое развитие персонала в сфере образования. В связи с этой проблемой необходима всесторонняя оценка качества труда педагогических работников,
Одной из главных целей образовательного учреждения в наше время, заключается в подготовке ученика к осмысленному и реальному восприятию мира, ведь социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Исходя из этого, поменялась и роль педагога, деятельность которого должна способствовать формированию и развитию гармоничной, самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни.
Необходимо отметить, что недавние международные исследования, дающие анализ разных систем образования показывают, что «качество образования в образовательном учреждении не может быть выше качества работающих в ней педагогов». Таким образов следует вывод, что пристальное внимание в рамках реализации приоритетного проекта «Образование» необходимо уделить оценке свойство деятельности учителей образовательной организации.
Современные требования к педагогам были изложены в профессиональном стандарте педагога. Стоит отметить, что в 2008 году была введена современная система оплаты труда, вызванная найти решение для стимулирования педагогических работников с учетом результатов их труда. Проведя анализ новых систем оплаты труда, было выявлено ряд неточностей, не позволяющих найти решение для стоящих перед государством задач. Поэтому решено было провести дальнейшее совершенствование системы оплаты труда, одной из важных целей которой является, совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности работников и учреждений, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где по настоящее время они отсутствуют. Инструментом, обеспечивающим повышение и качества деятельности учителя, и повышение благ, получаемых работником от выполнения работы, выступает сегодня эффективный контракт.
Согласно программе поэтапного усовершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях - контракт. Эффективный контракт - трудовое соглашение с сотрудником, в коем конкретизированы его прямые обязанности, условия оплаты труда, критерии и показатели производительности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от итогов его работы и качества оказываемых муниципальных (государственных) услуг, а так же условия социальной помощи.
Повышение эффективности, рядом с повышением качества и доступности - это один из целевых ориентиров реформаторов российского образования. Однако до последнего времени, вопросы эффективности оставались менее дискутируемыми, нежели вопросы качества или доступности образования. В настоящее же время ситуация изменилась: центром внимания и насущной проблемой для большинства образовательных учреждений стали вопросы эффективности деятельности в сфере образования. Подобное изменение ориентиров связано, прежде всего, с тем, что сегодня задача повышения эффективности образования и науки прописана во всех программных документах.
Внедрение образовательными организациями механизма эффективного контракта влечет за собой необходимость разработки современных систем оценки деятельности педагогического персонала в образовательной организации, в базе которых лежит выявление степени соответствия его труда нормативным требованиям, установленным в федеральных государственных образовательных стандартах.
Система внутришкольной оценки эффективности деятельности педагогического персонала разрабатывается образовательными учреждениями самостоятельно, основываясь на распоряжении правительства РФ и примерных показателях эффективности деятельности педагогических работников образовательных учреждений, сформированных на уровне субъектов РФ.
А так же необходимо отметить необходимость в современных реалиях в штате сотрудника, так называемого «консультанта» для внедрения «эффективного контракта» и работе с педагогами по вопросам оценки их работы.
Таким образом, у образовательной организацией есть приблизительные ориентиры оценки качества деятельности педагогических работников, выбор же конкретных методов зависит в главную очередь от решения администрации школы.
Проблема - каковы методы оценки качества труда педагогических работников.
Гипотеза - оценка качества труда педагогического работника в общеобразовательной организации, вероятно, будет успешной: 1) если будут определены методы и формы оценки труда педагогических работников.
Объект - педагогические работники общеобразовательной организации.
Предмет - методы и формы оценки труда педагогических работников в общеобразовательной организации.
Цель - предложить меры направленные на совершенствование оценки труда педагогический работников в общеобразовательной организации.
Методы исследования - теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, классификация, обобщение; эмпирические: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент.
Работа в себя включает - титульный лист, оглавление (с указанием страниц), введение, теоретическая часть (глава 1,2), эмпирическая часть (глава 3), заключение, список литературы, приложение.
Таким образом, изучив литературу, нормативно-правовую базу по данной теме. А так же рассмотрев работы таких авторов как: С.А. Артемьев, Л.И. Лазар, М.В. Молодцов, М.Б Курбатова, М.И. Мазура, С.С. Алексеев, А. Я Кибанов. Дав определение таким понятиям как: «эффективный контракт», оценка труда, индивидуальный лист оценки труда педагога, методы и правовые значения оценки труда, какие качества педагогов подлежат проверке, институт трудового права, профессиональный стандарт педагога общеобразовательной организации.
Составив характеристику образовательного учреждения МБОУ СОШ № 111. Проведя внутришкольный анализ по выявлению необходимых мер по эффективной оценки труда педагогических работников данной организации.
Рассмотрели особенности бально-рейтинговой системы оплаты труда. А так же провели деятельность по совершенствованию системы оплаты труда в данной образовательной организации.
Так же мы поняли, что данная образовательная организация нуждается во внутреннем консультанте, который бы смог в полной мере заняться вопросом оценки качества труда образовательной организации. И смог в полной мере вывести оценку труда в данной организации на должный уровень. Что было бы полезно со стороны, как администрации учреждения, так и со стороны педагога.
Нами был разработан алгоритм действий такого консультанта, его план по выведению данной организации на достаточно новый уровень. Это позволит МБОУ СОШ № 111 выйти на должный уровень не только по прозрачности системы оплаты труда, но и по другим показателям. Как нами было сказано во введении: «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей».
Перед нами стояла цель: Предложение комплекса мер, направленных на совершенствование системы оплаты труда педагогических работников. Нами были предложены идеи и концепция развития в данном направлении. Таким образом, можно считать цель достигнутой. Руководству учреждения был дан план по действию в данном направлении.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 г. № 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию" // Российская газета. - 2014. - 106 № 6310. - С. 28;
2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003);
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
4. Артемьев С.А. Методы оценки возможностей и результатов деятельности промышленного предприятия: дис. .. .канд. экон. наук Артемьев Сергей Анатольевич. - СПб., 2001. - 169 с.;
5. Апенько С.Н. Оценка персонала: эволюция подоходов и технологии их использования. — Омск: Омский госуниверситет, 2004. - 153 с.
6. Барбер М. Как добиться стабильного качественного обучения в школах: уроки анализа систем школьного образования в мире/ М. Муршед, М. Барбер / / Вопросы образования. 2009. № 3. С. 7-60;
7. Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала / Е.А. Борисова. - СПб.: Питер, 2002.: ил. - (Серия «Теория и практика менеджмента»). 212 с.;
8. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика. Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 789 с.;
9. Волков В.Н. Общие вопросы включения образования // В.Н. Волков. - СПб: Изд-во Эффектико-пресс, 2007. №1. - С. 39-60;
10. Долматов А.В., Долматов Е.А. Методы и средства оценки человеческих ресурсов образовательных организаций // Вестник Санкт Петербургской юридической академии, 2004. Т.23, №2, - С. 91-100; 12.
11. Волгин Н.А. Управление человеческими ресурсами: опыт
индустриально развитых стран: Учеб. Пособие/ П.В. Журавлев Ю.Г. Одегов Н.А. Волгин. - М.: Эксмо, 2002. - 448 с.;
12. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: учеб. пособие / Г.Г. Зайцев. - СПб.: Северо-Запад, 1998. - 310 с.;
13. Калинина М.П. Экспертиза и оценка профессиональных компетенций учителя // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования/ М.П. Калинина. - СПб: Изд-во Эффекто-пресс, 2009. № 5. - С. 52-65;
14. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. Учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФО-М, 2004. - 304 с.;
15. Кибанов А.Я. Экономика и социология труда. Учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФО-М, 2012. - 584 с.;
16. Койвунен М.И. Практическая реализация системы оценки качества деятельности педагогических работников образовательной организации в условиях перехода трудовых отношений на механизм эффективного контракта // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования/ М.И. Койвунен. - СПб.: Эффекто-пресс, 2016 г. - № 2. - С. 14-23;
17. Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2004. — 511 с.
18. Курбатова, М.Б., Магура М.И. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002. - 176 с.;
19. Митина Л.М. Психологическая диагностика коммуникативных способностей учителя. Учеб пособие для практических психологов. Кемерово. 1996
20. Мортимор П. Исследование проблемы эффективности школы // В кн.: Пинский А. Образование свободы и несвобода образования. М.: Изд-во УРАО, 2001;
21. Никитина И.А. Управление персоналом. Ч. 1: учеб. пособие / И.А. Никитина. - СПб.: СПбГИЭУ, 2001. - 207 с.
22. Никитина И.А. Эффективность систем управления персоналом. - СПб.: СПбГИЭА, 2001. - 121 с.;
23. Одегов Ю.Г., Журавлев, П.В. Управление персоналом / Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев. - М.: Финстатинформ, 1998. - 787 с.;
24. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1998. — 944 с.;
25. Панасюк В.П. Реформы и качество пед. образования // Управление
качеством образования: теория и практика эффективного
администрирования/ В.П. Панасюк. - СПб: Изд-во КАРО, 2014. №7; 105
26. Панасюк В.П. Школа и качество. Выбор будущего. - Спб.: КАРО, 2003. - 384 с.;
27. Потемкин В.К. Управление персоналом. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, А.И. Пригожин. - М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. - 432 с.;
28. Потемкина Т.В. Проектирование системы оценки
профессиональной деятельности учителя в условиях развития образовательной системы // Современные исследования социальных проблем (Электронный научный журнал). - 2012. - №3(11);
29. Пуденко Т.И. Принципы и подходы к оценке развития систем образования // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 3;
30. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М., 1999. - 479 с. 107
31. Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э., Печеркина А.А., Шемятихина Л.Ю. Основы управленческого консультирования: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 397 с.
32. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962. - 686 с.;
33. Ткачева, О.И., Базина, Н.Г., Слободова, Н.В. Оценка эффективности деятельности учителя // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования/ О.И. Ткачева, Н.Г. Базина, Н.В. Слободова. - Спб: Изд-во Эффекто-пресс, 2008. №3. - С. 75- 79;
34. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный менеджмент / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. - М.: Дело, 2005. - 96 с.;
35. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Управление человеческими ресурсами: Модуль 4: учеб.-практич. пособие / В.В. Травин, М.И. Магура, М.Б. Курбатова. 3-е изд. - М.: Дело, 2011. - 128 с.;
36. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА- М. 2012. - 365 с.
37. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская
энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 56. Хачатурян А.А. Управление человеческими ресурсами в бизнесорганизации: Стратегические основы / Предисл. С.В. Емельянова, А.П. Кулешова. - М.: Издательство АРКОМ, 2010. - 272 с.
38. Хруцкий В.Е., Толмачев, Р.А. Оценка персонала. Критика теории и практики применения системы сбалансированных показателей/ В.Е. Хруцкий, Р.А. Толмачев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 224 с.;
39. Хруцкий В.Е., Толмачев, Р.А. Оценка персонала: современные системы и технологии. Настольная книга кадровой службы/ В.Е. Хруцкий, Р.А. Толмачев. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 176 с.;
40. Черепанова Л.В. Методическая готовность учителя к оценке квалификаций в условиях компетентностной парадигмы современного образования // Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г. Чернышевского / Л.В.Черепанова . - Чита: Россия, 2011 г., - №6, - С. 38-59; 60. Чурилина И.Н. О некоторых особенностях кадровой политики в сфере образования в условиях инновационной экономики //
Экономика и предпринимательство/ И.Н. Чурилина. - М.: Изд-во
INTERECONOM Publishing, 2013 г. - № 11 (40). - С. 103-113;
41. Чурилина И.Н., Егорова Е.В. Управление мотивацией персонала образовательного учреждения // Экономика образования/ И.Н. Чурилина, Е.В. Егорова. - М.: Изд-во СГУ, 2013 г. - № 6 (79). - С. 4-25;
42. Шеховцов Е.В., Дешевова Н.В. Система оценки персонала по модели 360 градуов: перспективы внедрения в образовательных учреждениях
43. Актуальные проблемы современной науки, IV Международная научнопрактическая конференция: в трех томах. 2015, - 570 с.
44. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год; Режим доступа: http://rg.ru/2015/12/31/zarplata-dok.html13. Журавлев П.В., Одегов Ю.Г.,
45. Иноземцев В.Л. Девальвация знаний [Электронный ресурс] / В.Л.
Иноземцев // Известия. - 2010. - № 214 (28229). - Режим доступа:
http://izvestia.ru/news/368133(дата обращения: 15.07.2018);
46. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 08.09.2014 г. № 6572 О мерах по внедрению показателей эффективности и «эффективного контракта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: dinamo-set.uralschool.ru/file/download/231(дата обращения: 18.07.2018);
47. План мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»: [распоряжение Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 722-р] [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.rg.ru/2014/05/08/naukasite-dok.html(дата обращения: 27.05.2018);
48. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014
г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/04/24/obrazovanie-site-
dok.html(дата обращения: 17.09.2018);
49. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 г. № 167н (ред. от 20.02.2014 г.) «Об утверждении Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 163392(дата обращения: 01.06.2018);
50. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 г. № 462 "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn-- p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz- minobrnauki-rf-ot14062013-no-462 (дата обращения: 07.06.2018);
51. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 г. № 167н (ред. от 20.02.2014 г.) «Об утверждении Рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 163392(дата обращения: 22.08.2018);
52. Приказ Министерства труда и соц. защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.rg.ru/2013/12/18/pedago g-dok.html(дата обращения: 05.06.2018);
53. Приоритетный национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://dogm.mos.ru/projects/thepriority-national-proj ect-education/(дата обращения: 11.04.2018);
54. Пуденко Т.И. О качестве, эффективности и эффективном контракте в общем образовании // Управление образованием: теория и практика
(Электронный научный журнал). - 2014. - № 1. Режим доступа:
www.iuorao.ru(дата обращения: 13.06.2018);
55. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012
г. № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2012/12/04/oplatasite-dok.html(дата обращения: 02.05.2018);
56. Степанова, О.А. Эффективный контракт: опыт Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //spo-edu.ru/conference/webinar(дата обращения: 08.07.2018);
57. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.)
"Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 173432 (дата
обращения: 13.08.2018);
58. Шапиро С.А. Инновационные подходы к процессу управления персоналом организации. Монография/ С.А.Шапиро - М.: РХТУ им Д.И. Менделеева, 2010 - 154 с. Режим доступа:http://proftests.ru/lib/b5/(дата обращения: 12.04.2018);