ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ 6
1.1. Структура и содержание познавательных универсальных учебных
действий 6
1.2. Особенности задач на построение в школьном курсе математики 12
Связь этапов решения задач на построение в процессе обучения МАТЕМАТИКЕ С ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ действиями 18
Выводы по материалам главы 1 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ В КУРСЕ ГЕОМЕТРИИ 7-9 КЛАССОВ 22
2.1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9
классов и формирование познавательных универсальных учебных действий при решении задач на построение разными методами 22
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ МЕТОДАМИ В 7-9 КЛАССАХ.... 24 Метод геометрического места точек 26
Методы геометрических преобразований 33
Алгебраический метод 35
2.2. Совокупность заданий на построение в 7-9 классах, формирующих
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ 37
ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ЛИТЕРАТУРА 49
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) содержательный раздел основной образовательной программы определяет общее содержание образования и содержит программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, ориентированную на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Метапредметные результаты включают в себя: межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории [30].
Задачи на построение в своём решении содержат этапы, направленные на формирование логических универсальных действий.
Это в свою очередь обуславливает взаимосвязь задач на построение и формирования универсальных учебных действий, в частности познавательных.
Изучением проблемы развития универсальных учебных действий занимались такие психологи, педагоги и методисты, как А.Г. Асмолов, Г.В.Бумеранская, И.А. Володарская, Н.М. Горленко, О.В. Запятая, О.А.Карабанова, А.М. Кондаков, Н.Г. Салмина [12, 19, 31]. В работах указанных авторов обращается внимание на необходимость привлечения различного содержания для достижения новых образовательных результатов.
Применительно к обучению геометрии вопросы, связанные с формированием различных видов универсальных учебных действий, рассматриваются в работах Л.И. Боженковой, Г.И. Саранцева и др [4, 5, 6, 27].
В контексте сказанного, в нашей работе выделим задачи на построение школьного курса математики, которые, в силу своей специфики, предусматривают не только самостоятельную постановку задач, планирование путей решения, а также исследование правильности решения задачи и зависимость плана решения и решения от различных условий.
Объект исследования: процесс обучения геометрии.
Предмет исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий при решении задач на построение в шк курсе планиметрии.
Цель исследования: разработка заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий при решении задач на построение.
На основании цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Выделить структуру и содержание познавательных универсальных учебных действий.
2. Рассмотреть особенности задач на построение в школьном курсе математики и установить связь этапов решения задач на построение в процессе обучения математике со структурными элементами познавательными универсальными учебными действиями.
3. Выделить требования к уровню предметной подготовки обучающихся 7-9 классов и возможности формирования познавательных универсальных учебных действий при решении задач на построение различными методами.
4. Разработать совокупность заданий к задачам на построение, направленных на формирование познавательных УУД обучающихся.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы, содержащего 34 источника.
В тексте работы 4 таблиц, 4 рисунка.
За время обучения были опубликованы следующие статьи:
1. Бодряков В.Ю., Алексеева С.К. Когнитивно-деятельностный подход к развитию пространственно-инженерного мышления младших школьников с помощью магнитного конструктора // Формирование мышления в процессе обучения естественнонаучным, технологическим и математическим дисциплинам. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. Ун-т, 2019. - С. 132-137
2. Мамалыга Р.Ф., Алексеева С.К., Кузовкова А.А. Сочетание индивидуального подхода и групповых форм работы при формировании инженерного мышления у младших школьников в рамках внеурочной деятельности // Роль и место инженерных знаний в структуре общего образования. - СПб: Лингвистический центр «Тайкун», 2017. - С. 311-315.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования процесс освоения обучающимися образовательной программы должен быть направлен не только на формирование у них предметных умений, но и на формирование универсальных учебных действий, в частности познавательных.
Цель работы заключалась в разработке заданий для формирования познавательных универсальных учебных действий при решении задач на построение.
В работе были выделены сущность и этапы решения задач на построение, рассмотрена структура универсальных учебных действий, в частности познавательных, выделена роль задач на построение в формировании УУД, разработана совокупность заданий к задачам на построение.
На основании результатов можно заключить, что в ходе работы были решены все поставленные задачи, и цель данной работы была достигнута.
1. Аргунов Б.И., Балк М.Б. Геометрические построения на плоскости. Пособие для студентов педагогических институтов. - Издание второе изд. - М.: Учпедгиз, 1957. - 268 с.
2. Белошистая А.В. Задачи на построение в школьном курсе геометрии. // Математика в школе: научно - теоретический и методический журнал. 2002. №9. - М.: Школьная пресса. - 60 с.
3. Блинков А. Д., Блинков Ю. А. Геометрические задачи на построение. - М.: МЦНМО, 2010. - 152 с.
4. Боженкова Л.И. Познавательные универсальные учебные действия в обучении математике // Наука и школа. - 2016. - №1. - С. 54-60.
5. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии [Электронный ресурс] / Л. И. Боженкова. - 3-е изд. (эл.). - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 208 с.). - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
6. Боженкова Л.И. Формирование универсальных учебных действий (ууд) в обучении математике: типовые задания / Л. И. Боженкова. - М. : МПГУ, 2015. - 140 с.
7. Василевский А.Б. Методы решения геометрических задач. Учебное пособие для математических факультетов пединститутов. - Минск: Издательство «Вышэйшая школа», 1969 - 234 с.
8. Воистинова Г.Х. Анализ в задачах на построение // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. С. 20-25.
9. Газейкина А. И., Казакова Ю. О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы// Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 161-168.
10. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2014. - 383 с
11. Горев П.М., Утёмов В.В. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): Учебно-методическое пособие. - Киров: МЦИТО, 2015.
• 275 с.
12. Горленко Н.М., Запятая О.В., Лебединцев В.Б., Ушева Т.Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 153-160.
13. Далингер В.А. Геометрия: планиметрические задачи на построение : учеб. пособие для СПО. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 155 с.
14. Далингер В.А. Формирование у учащихся познавательных (логических) универсальных учебных действий при обучении математике // In Situ. - 2016. - №1-2. - С. 25-30.
15. Демидова М.В. Модель формирования ключевых универсальных учебных действий обучающихся 5-7 классов на уроках математики // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - № 3. - С. 26-32...