ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ 7
1.1. Содержание универсальных учебных действий с учетом возрастных
особенностей учащихся и процесса обучения физике 7
1.2. Учебный физический эксперимент как средство формирования
познавательных универсальных учебных действий 15
1.3. Анализ методической литературы по проблеме формирования ПУУД
на уроках физики 27
ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ 30
2.1. Диагностические цели как основа формирования познавательных
универсальных учебных действий учащихся 30
2.2. Принципы и основы отбора физических экспериментов для
формирования познавательных универсальных учебных действий 34
2.3. Мониторинг сформированности познавательных универсальных
учебных действий обучающихся 7-8 классов 42
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ
РАБОТЫ 52
3.1. Общие сведения об организации опытно-поисковой работы 52
3.2. Основные этапы опытно-поисковой работы 73
3.3. Результаты, их анализ и выводы по проведению опытно-поисковой
работы 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
В настоящее время в обществе происходят глобальные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. В частности в нашей стране осуществляется переход к постиндустриальному обществу, для этого необходимо, чтобы каждый человек обладал определенными сформированными компетенциями.
Поэтому общеобразовательные организации должны подготовить выпускников, умеющих выстраивать собственные индивидуальные пути саморазвития, умеющие ставить цели, решать возникающие перед ними задачи, творческого и поискового характеров. Способные не только решать возникающие перед ними проблемы, но и проводить самоанализ и рефлексию своим действиям и поступкам, совершаемых на пути достижения поставленных целей.
В связи с этим в нашей стране определились новые тенденции образования, выраженные в Федеральных образовательных стандартах, которые предполагают развитие индивидуальных особенностей всех обучающихся.
Согласно ФГОС метапредметными результатами обучения физике в общеобразовательной школе являются универсальные учебные действия, в состав которых входят познавательные универсальные учебные действия.
Асмолов А.Г, Володарская И.А., Карабанова О.А. и многие другие методисты, отводят важную роль, в формировании универсальных учебных действий у учащихся в школе.
Актуальность нашей работы заключается в том, что каждая общеобразовательная организация должна сформировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия.
В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в реализации учебного процесса курса физики, возникли противоречия:
• между требованиями общества к подготовке выпускников школы,
владеющих необходимыми для успешной жизни и профессиональной деятельности знаниями и умениями, и недостаточной ориентацией системы общего среднего образования на формирование у обучающихся познавательных универсальных учебных действий;
• между дидактическими возможностями учебного плана для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся и недостаточным уровнем научнометодического обеспечения по их реализации в процессе обучения физике.
Цель работы заключается в создании модели деятельности учителя по формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся 7-8 классов в процессе обучения физике.
Объектом исследования является процесс обучения физике в основной школе.
Предметом исследования является формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся 7-8 классов при использовании физического эксперимента.
Исследованиями использования на уроках простых опытов и домашних экспериментов занимались такие авторы как И.Г. Антипин, В.Н. Ланге, Ю.Н.Дика, В.В. Майер, А.В. Усова, Л.А. Иванова, Т.Н. Шамало, П.В. Зуев и многие другие. Перечисленные методисты отмечали необходимость проведения различных видов экспериментов на уроках физики в школе для полноценного всестороннего развития учеников.
В соответствии с целью работы была предложена гипотеза исследования: познавательные универсальные учебные действия учащихся 7-8 классов в процессе обучения физике будут сформированы, если:
• определить содержание предпочтительных для формирования познавательных универсальных учебных действий и
с формированно сти;
• процесс формирования, выделенных познавательных
универсальных учебных действий будет осуществляться не только в урочное время, но и во внеурочной деятельности учащихся;
• средством формирования, указанных познавательных
универсальных учебных действий выбран физический эксперимент.
Исходя из цели исследования, были определены конкретные задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по формированию универсальных учебных действий.
2. Отобрать виды учебно-познавательной деятельности для успешного формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 7-8 классов.
3. Осуществить подбор содержания комплекса экспериментальных физических задач и простых опытов для формирования ПУУД
4. Определить комплекс мероприятий по оцениванию сформированности познавательных универсальных учебных действий школьников.
5. Провести опытно-поисковую работу и проверить эффективность предлагаемого комплекса экспериментов и его влияние на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Для решения поставленных задач выбраны следующие методы исследования:
• анализ научной, методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме;
• анализ содержания программ, типовых перечней учебнонаглядных пособий и учебного оборудования по физике и других нормативных документов;
• сравнение методов оценивания уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий;
• изучение содержания рабочих программ по физике для основного общего образования;
• обобщение опыта инновационной деятельности учителей;
• наблюдение и изучение практической деятельности учителей физики по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках физики.
Структура магистерской диссертации состоит из введения, трех глав и заключения.
В диссертации на соискание степени магистра образования, проведен анализ литературы по формированию универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения физике, определена сущность содержания познавательных универсальных учебных действий. Познавательные универсальные учебные действия, прежде всего, обобщенные действия, направленные на саморазвитие и самосовершенствование учеником нового опыта.
В работе выделены приоритетные познавательные универсальные учебные действия для формирования у обучающихся в 7-8 классов. К ним относится: самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели; поиск и выделение необходимой информации; создание алгоритмов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков; формулирование проблем; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Разработана модель деятельности учителя по формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся 7-8 классов. В ходе работы произведен отбор содержания и видов учебно-познавательной деятельности для формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 7-8 классов.
Осуществлен подбор комплекса экспериментальных задач и простых опытов для формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 7-8 классов. Комплекс задач включает в себя 24 экспериментальных работ для 7 классов и 17 работ для учащихся 8 класса. Выделены основные критерии содержания проектной деятельности и определены примерные темы для проектной деятельности обучающихся.
Самостоятельное проведение обучающимися 7-8 классов физического эксперимента позволяет сформировать не только познавательные универсальные учебные действия, но и развить экспериментальные умения и навыки, углубить предметные результаты обучения физике.
В результате проведения опытно-поисковой работы, доказано, что выдвинутая нами гипотеза справедлива, познавательные универсальные учебные действия будут сформированы, если систематически использовать физический эксперимент, в том числе экспериментальные задачи на уроках физики.
У обучающихся принимающих участие в опытно-поисковой работе наблюдалось повышение сформированности познавательных универсальных учебных действий по сравнению с их у сформированностью в начале этого же учебного года. По завершению опытно-поисковой работы можно утверждать, что познавательные универсальные учебные действия учащихся 7 -8 классов сформируются, если использовать экспериментальные задачи в процессе обучения физике.
В дальнейшем развитие данного исследования перерастет в создание модели деятельности по формированию познавательных универсальных учебных действий учащихся 9-11 классов.
1. Акинфиева, Н. В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований [Текст] / Н. В. Акинфиева // Педагогика.- 1998. - № 4
2. Антипин, И. Г. Экспериментальные задачи по физике 6-7 класс Текст. : пособие для учителей / И. Г. Антипин. М.: Просвещение, 1974. - 127 с.
3. Асмолов, А.Г Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.//: под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.-151 с.: ил.- ISBN 978-5-09-0191487.
4. Браверман, Э. М. Наблюдения и эксперименты в системе развития учащихся и ознакомления с теорией познания.Физика в школе, 2006,N1-C14-20
5. Бубликов С. В., Кондратьев А. С. Методологические основы решения задач по физике в средней школе: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1996. - 80 с.
6. Бубликов С. В., Кондратьев А. С. Методика обучения решению олимпиадных физических задач: Пособие для учителей. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных, 1997. - 102 с.
7. Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1966.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М„ 1968, 464с.
9. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . - 2е изд., перераб. и доп . - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
10. Выгодский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.
11. Голин Г.М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики. Автореф. . док. пед. наук. Л., 1986. -31с.
12. Голин Г.М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики: Дисс. . докт. пед. наук. Коломна, 1986. 343 с.
13. Голин Г.М. Образовательные и воспитательные функции методологии научного познания в школьном курсе физики. М.: МОПИ им.Н.К.Крупской, 1986. -96с.
14. Голин Г.М. Вопросы методологии физики в курсе средней школы. М. .Просвещение, 1987. -127с.
15. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 1992...