ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДЖАЗОВОЙ
МУЗЫКИ ХХ ВЕКА
1.1. Характеристика джазовой музыки ХХ века 6
1.2. Стилистические особенности джазового вокала 14
1.3. Характеристика технических и стилевых приемов на примере
выдающихся джазовых вокалистов ХХ века 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ДЖАЗОВЫХ ПРИЕМОВ НА ОСНОВЕ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ
ХХ ВЕКА 30
2.1. Диагностирующий этап опытно-поисковой работы по формированию
джазовых приемов у эстрадных исполнителей 30
2.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию
джазовых приемов у эстрадных исполнителей 37
2.3. Итоговая диагностика опытно-поисковой работы по формированию
джазовых приемов у эстрадных исполнителей 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность работы. Указом Президента РФ утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», которая определяет основные направления и задачи государственной политики в интересах детей, одной из которых является развитие системы дополнительных образовательных услуг, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Согласно Федеральным государственным требованиям дополнительного образования, в детских школах искусств реализуются дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы, основной целью которых является приобщение детей к искусству, формирование их творческих способностей и приобретение ими первоначальных профессиональных умений и навыков, которые определят в будущем профессию ученика.
Одним из средств решения данной проблемы является приобщение подрастающего поколения к музыкально-исполнительской деятельности, которое возможно посредством пения как наиболее доступного вида музыкального исполнительства. Именно созидательная функция пения является одной из направляющих в музыкальном воспитании детей разного возраста. В том числе это касается и эстрадного исполнительства.
Современное эстрадное исполнительство требует от вокалиста применения не только базовых навыков пения. Для того, чтобы быть интересным слушателю, необходимо: иметь характерный вокальный тембр; владеть различными приемами и техниками джазового вокала; знание истории джазовой музыки и различных джазовых стилей; знать специфику и особенности джазового вокала. Джаз занимает особое место в музыкальной культуре и с помощью джазовых стилистических приемов можно значительно поднять вокальный уровень у эстрадного исполнителя.
Анализ учебной и учебно - методической литературы позволили выявить следующие противоречия: в настоящее время пока не определены в 3
полной мере подходы к формированию джазовых приемов у эстрадных исполнителей. Недостаточно разработаны учебно-методические основы эффективной организации этого процесса. Кроме того, процесс формирования джазовых приемов и стиля в целом до сих пор не являлся объектом специального исследования. Поэтому в данной работе основой для формирования джазовых приемов будет являться джазовая музыка ХХ века.
Анализ актуальности исследования, позволил сформулировать проблему выпускной квалификационной работы, которая заключается в определении путей формирования джазовых приемов исполнения у эстрадных исполнителей.
Тема работы: Джазовая музыка ХХ века как основа формирования джазовых приемов у эстрадных исполнителей.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить комплекс упражнений, способствующих формированию джазовых приемов у эстрадных исполнителей.
Объектом является процесс обучения эстрадных исполнителей джазовым приемам.
Предметом являются упражнения, направленные на формирование джазовых приемов у эстрадных исполнителей на основе джазовой музыки ХХ века.
Гипотеза исследования: процесс формирования джазовых приемов у эстрадных исполнителей будет более эффективным, если взять за основу джазовую музыку XX века и использовать в работе специальный подобранный комплекс упражнений.
Задачи:
1. Представить характеристику джазовой музыки ХХ века.
2. Дать представление стилистическим особенностям джазового вокала.
3. Проанализировать технические и стилевые приемы, на примере выдающихся джазовых вокалистов ХХ века.
формированию джазовых приемов у эстрадных исполнителей.
5. Проверить их эффективность в процессе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные идеи культурологии и музыкознания об истории джазового искусства (Ю. Верменич, Ю.Г. Кинус, В.Д. Конен, Д.Л. Коллиер, Ю. Панасье, Л.Б. Переверзев); основные положения теории и методики развития голоса (И.О. Исаева, И.К. Назаренко, Г.П. Стулова); основные положения обучения эстрадно-джазовому вокалу (А.А. Абдулов, Е.Ю. Белоброва, А.В. Карягина, Г.В. Палашкина, О.М. Степурко, О.Н. Хромушин, Сетт Ригс, Боб Столлоф).
В ходе исследования применялись следующие научноисследовательские методы: теоретические (изучение и анализ научнометодической литературы по проблеме исследования, качественный и количественный анализ результатов опытно-поисковой работы);
эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, опытно-поисковая работа).
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационной работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Анализ учебной и учебно - методической литературы позволил сделать вывод о то, что в настоящее время пока не определены в полной мере подходы к формированию джазовых приемов у эстрадных исполнителей. Недостаточно разработаны учебно-методические основы эффективной организации этого процесса. Кроме того, процесс формирования джазовых приемов и стиля в целом до сих пор не являлся объектом специального исследования. Поэтому в данной работе основой для формирования джазовых приемов являлась джазовая музыка ХХ века.
Анализ научной литературы позволил нам дать характеристику джазовой музыке XX века, ознакомиться с ее стилистическими особенностями, основными джазовыми приемами, а также проанализировать технические и стилевые приемы исполнения выдающихся джазовых вокалистов.
В результате проделанной работы, мы можем сделать выводы о том, что в современной музыкальной культуре джаз занимает особое место и элементы джазового пения, вводимые в эстрадное исполнительство, могут значительно поднять уровень вокалиста. Для того, чтобы быть интересным слушателю, необходимо: иметь характерный вокальный тембр; владеть различными приемами и техниками джазового вокала; знание истории джазовой музыки и различных джазовых стилей; знать специфику и особенности джазового вокала. Большое значение имеет нахождение “парадоксального звука”, интересная джазовая фразировка, особая интонация, ритмика, свинг, скэт - импровизация. Важно, как можно ярче в своем пении передать специфику джаза.
Очень редко у новичка, взявшегося петь джаз, присутствует эти 53
навыки, но они непременно будут развиваться благодаря погружению в джазовую музыку и выполнению специально подобранных упражнений.
Опираясь на теоретические исследования и учитывая результаты начального этапа диагностики опытно-поисковой работы, на формирующем этапе опытно-поисковой работы использовались следующие методы: метод наглядности, метод анализа музыкальных произведений, ассоциативный метод, метод импровизации, метод сравнения, игровой метод, упражнения на развитие джазовой ритмики, скэта, стилистических приемов, навыков импровизации.
Включение учащихся в творческую деятельность, использование различных методов способствовало проявлению положительной динамики в формировании джазовых приемов у эстрадных исполнителей.
Высокие показатели связаны с успешной организацией занятий, применением различных методов, направленных на формирование джазовых приемов в процессе освоения джазовых произведений.
Опытно-поисковая работа показала, что формирование джазовых приемов исполнения у эстрадных исполнителей в процессе освоения джазовых произведений невозможно без создания соответствующих условий, в данном случае педагогических, включающих в себя общение учитель- ученик, различные методы и упражнения, влияющие на качество формирования джазового стиля.
Сравнение результатов, полученных на начальном и итоговом этапах опытно-поисковой работы, доказывает эффективность использованных нами методов, упражнений и заданий, с целью формирования джазовых приемов у эстрадных исполнителей и, свидетельствует о том, что поставленная цель достигнута, а задачи решены.
1. Абдулов А.А. Основные принципы вокальной педагогики. М. : Нота, 2006. 120 с.
2. Абт Ф. Школа пения. М. : Издательство музыка, 1965. 35 с.
3. Барбан Е. С. Черная музыка, белая свобода. СПб. : Композитор, 2007. 284 с.
4. Белоброва Е.Ю. Техника эстрадного вокала [Электронный ресурс] : самоучители и школы эстрадного вокала. 2014. : http://rutracker.org/ forum/viewtopic.php?t=1976673
5. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. М. : Музыка, 2005. 461 с.
6. Bob Stollof Scat Vocal improvisation techniques. NY : Galleries Ltd 1996. 128с.
7. Верменич Ю. Т. Джаз : История. Стили. Мастера. СПб. : Лань, 2007. 608 с.
8. Верменич Ю.Т. И весь этот джаз. Воронеж: «Инфа», 2002. 376 с.
9. Карягина А.В. Джазовый вокал: Практическое пособие для
начинающих. СПб. : Издательство Лань; Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2008. 48с.
10. Коллиер Д. Л. Становление джаза. М. : Радуга, 1984. 389 с.
11. Корнев П.К. Джаз в культурном пространстве XX века. : диссертация
кандидата культурологии : 24.00.01 / Корнев Петр Казимирович;
[Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств]. Санкт- Петербург, 2009.191 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/77
12. Конен В. Рождение джаза. М. : Сов. композитор, 1984. 312 с.
13. Кинус Ю.Г. Импровизация и композиция в джазе. Ростов н/Д. : Феникс, 2008. 188с.
14. Кунин Э. Секреты ритмики в джазе, рок- и поп-музыке. М. : МЕГАСервис, 2001. 58 с.
15. Музыкальная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http: //www.musenc.ru/html/d/dj az.html...