Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен стилизации в произведениях отечественных композиторов

Работа №112805

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

музыка

Объем работы71
Год сдачи2023
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Глава. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИЛИЗАЦИИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ 9
1.1 Феномен стилизации, определение понятия стиля и стилизации, отличительные черты стиля и стилизации 9
1.2 Стилевые особенности в творчестве отечественных композиторов 23
2 Глава. Экспериментальное исследование принципов стилизации в музыкальных произведениях отечественных композиторов второй половины 20 и начала 21 века 42
2.1 Анализ произведений отечественных композиторов второй половины 20 и начала 21 века 42
2.2 Методика и методы освоения музыкальных стилей 47
2.3 Стилевое моделирование произведений современных композиторов, его применение на уроке музыки…………………………………………………………54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 63



Исследование современной отечественной музыки представляет собой мало изученную область в музыковедении. Поэтому проблема стилевого многообразия в творчестве современных композиторов достаточно сложна. Информация о творчестве композиторов и их музыкальных стилей описаны в научных, научно-известных работах. При этом на сегодняшний день отдельного комплексного исследования не существует.
В современном искусстве музыкальные стили художественных произведений обретают новое звучание. Феномен стилизации-это один из важных принципов организации музыкального произведения. Через новые формы стилизации в творчестве отечественных композиторов создаются эстетические, художественные традиционные ценности. Мы считаем, существует необходимость применения опыта стилизации музыкальных произведений в педагогическом процессе, так как музыка формирует представление о мире, развивает мышление, благоприятствует становлению всесторонней личности. Музыкальное искусство является важным средством воспитания и обучения в современной школе.
Методика обучения не претерпела существенных изменений в условиях модернизации образования, и традиции образования сохраняются, подтверждая необходимость и востребованность сложившихся педагогических и методических наработок в музыкальном образовании. В процессе обучения музыке на примере стилизации произведений отечественных композиторов, у детей формируются художественные ценности и вкус, эстетические представления, развивается пространственное мышление и многое другое, необходимое человеку для всестороннего духовного развития. Поэтому музыкальное образование дает вероятность реализовать способности и возможности учащихся в полном наборе всех педагогических средств.
Степень разработанности проблемы. Интерес к современной музыке постоянно возрастает, что объясняется осознанием роли музыки в развитии современной культуры. Музыка отражает ценностные ориентиры общества во время исторических преобразований. В связи с этим в процессе подготовки работы мы опирались на классические труды ученых, сложившихся в истории музыки и современной педагогике.
Понятие стиля в искусстве является одной из сложнейших проблем. Проблемы стиля рассмотрены в трудах многих ученых. Идеи Г.В.Ф. Гегеля стали основополагающими в развитии теории стиля и истории искусств. Категория стиля в работах И.И. Винкельмана использовалась в качестве идентификации по внешним признакам: строгий стиль, высокий стиль, изящный стиль. И. В. Гете понимал стиль как единство элементов целого. И. Тэн писал о том, что у каждого художника есть свой стиль. Г. Земпер выделял стили на базе практической деятельности человека и общества в исторической ретроспективе изменения мировоззрения эпохи. Г. Вельфлин и А. Ригль обосновали понятие стиля как базовый метод в изучении истории искусств. А М. М. Бахтин пишет о стилевых особенностях в жанровых модификациях речи. Ф. Лосев создал учение о художественном стиле.
Проблемам музыкального стиля посвящено много научных работ и исследований, среди них фундаментальными являются работы: М. К. Михайлова ,
Е. В. Назайкинского , В. В. Медушевского , А. Н. Сохора , С. С. Скребкова . Практически все ученые приходят к мнению, что стиль показывает качественные различия в организации музыкального языка, отражающие принципы художественного сознания, мышления, мировоззрения и духовной культуры творца и эпохи.
В наше время существует много работ и диссертационных исследований, отражающих процессы стилизации , стиля , музыкальной формы в русской музыке ХХ века. Монографическое издание «& laquo-Русская музыка и XX век& raquo-4» , работы таких ученых как, Н.Г. Драч , М. Арановский , Г.В. Григорьева , Е.Б. Долинская , В.В. Протопопов , М. Тараканов , С.И. Савенко , В.Н. Холопова , Н. Гуляницкая , К. Кузнецов , М. Лосев , Е. М. Царева , Н. А. Горюхина , М.Н. Лобанова , А.Н. Крюков и т.д.
Принципы стилизации в творчестве современных композиторов ХХ века рассмотрены в трудах В. В. Виноградова , Т. С. Кюрегяна , Т. С. Сорокиной , Л.П. Казанцевой , Л. Березовчук , и многих других, раскрывающих особенности стиля и стилизации в произведениях музыкантов.
Методика и методы в обучения музыкальному искусству достаточно разработаны и используются в педагогическом процессе. Один из первых Д. Б. Кабалевский обосновал принципы обучения музыке и разработал программу для общеобразовательной школы с применением методов музыкального образования. Методика и методы музыкального образования научно обоснованы в трудах: Л. А. Безбородовой и Ю. Б. Алиевой , Н. А. Бергер , Н. А. Ветлугиной , Л. В. Школяр, М. С. Красильниковой, Е. Д. Критской , и др.
Таким образом, принципы стилизации и проблемы распознавания стиля в творчестве композиторов отечественной музыки активно изучаются.
Объектом исследования являются музыкальные стили отечественных композиторов конца ХХ и начало ХХI веков.
Предмет исследования – принципы и феномен стилизации в творчестве отечественных композиторов и их использование в музыкальном образовании.
Цель работы состоит в изучении феномена стилизации в произведениях отечественных композиторов исследовании методов и их применение на уроках музыки.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать понятие стиля и описать формирование новых музыкальных стилевых направлений конца ХХ- начало XXI веков;
- Выявить принципы и феномен стилизации в творчестве современных отечественных композиторов;
- Проанализировать методы освоения музыкальных стилей в музыкальном образовании;
- Применить принципы стилевого моделирования произведений отечественных композиторов на уроке музыки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной квалификационной работе была рассмотрена тема «Феномен стилизации в творчестве отечественных композиторов (на материале исполнительского и педагогического анализа) ».
Первая глава была посвящена теоретическому рассмотрению вопроса и теоретической основы стилизации в творчестве современных отечественных композиторов, где мы большое внимание уделено понятию стиля как явления в музыкальной культуре. Этапы становления музыкального стиля и особенности музыкально-исполнительского текста. Проведенное исследование показало, что изучение процессов стилизации в музыкальных произведениях на современном этапе продолжают быть актуальными и интересными для изучения. В параграфе рассмотрения принципов стилизации в творчестве современных отечественных композиторов, был раскрыт образно-тематический интерес композиторов к приему стилизации в классической музыке, как в музыкальном тексте, так и средствам его выражения, инструменталистики.
Изучение принципов стилизации в творчестве отечественных композиторов показало, что существуют проблемы в научном обосновании стилизаций и принципов стилизаций в музыкальном искусстве. Тем не менее, применение принципов стилизации музыкальных произведений на уроках музыки дает возможность создавать информационное пространство для включения учащегося в современную музыкальную среду на классических музыкальных композициях, которые обогащают современные духовные ценности молодого поколения.
Во второй главе мы исследовали исполнительскую проблему интерпретации художественных текстов, а также провели анализ стилизации в произведениях отечественных композиторов на материале исполнительского анализа. Рассмотрели современные методики и методы в музыкальном образовании. В практической части работы была предложена модель урока, где наглядно рассмотрен вопрос стилизации на примере творчества И. Стравинского.

В итоге мы пришли к следующим выводам:
- Феномен стилизации, стилистического вообще - это нечто своеобразное, специфичное, характерное для того или иного предмета, явления, отличающее его от других предметов, явлений того же ряда. Этот смысловой компонент последовательно предстает во всех значениях слова «стиль» в словарях современного русского языка: «Совокупность признаков, характеризующих искусство или индивидуальную манеру художника».
- Процесс формирования стилей находится в постоянной динамике трансформаций, вместе с этим сохраняющих ключевые элементы идентификации на протяжении столетий, стилизация музыкальных произведений продолжается, применяются новые стилистические модели в различных вариантах в сочинениях современных композиторов.
- Авторский поиск единого понимания проблематики стилизации в музыкальном искусстве и переосмыслении классического понимания в вопросе единства стиля продолжается и на современном этапе. Принципы стилизации в творчестве отечественных композиторов, начиная со второй половины ХХ века, отражают процессы поиска новых идей и музыкальных преобразований.
- В отечественном музыкальном обучении сложилась устойчивая система применения многочисленных методов, создающих условия для включения учащихся в музыкальное пространство отечественной музыки, что формирует их патриотизм, эстетический вкус, музыкальный слух и т.д. Методика обучения, не смотря на разработанные технологии, находится в стадии дальнейшего осмысления и требует новых подходов с использованием инновационных преобразований в системе глобальных трансформаций.
- Применение принципов стилизации на уроке музыки расширяет познание учащегося, включает его в музыкальную атмосферу на уровне слухового и визуального восприятия, помогает идентифицировать музыкальные произведения, способствует развитию творческих способностей. Поэтому существует необходимость эффективного использования метода стилевого моделирования в системе школьного образования.



1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М., 2006. С.8.
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. М., 2004. 336 с.
3. Арановский М. Симфонические искания. Проблемы жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов. Исследовательские очерки. Л.: Советский композитор, 1979. 287 с.
4. Арсланов В.Г. Западное искусствознание XX века. М.: Академический проект: Традиция, 2005. 864 с.
5. Арчажникова Л.Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности // Советская педагогика, 1986. № 4.
6. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. М., 1984. 112 с.
7. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1973. 144 с.
8. Базунов С.А. Александр Серов. Его жизнь и музыкальная деятельность СПб.: Общественная польза, 1893. 88 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://profilib.com/chtenie/58248/sergey-bazunov-aleksandr-serov-ego-zhizn-i-muzykalnaya-deyatelnost-16.php (дата обращения: 02.03.2017).
9. Бахтин М.М. Проблемы речевых жанров // Собр. соч. Т.5. М.: Русские словари, 1996. С.159-206.
10. Безбородова Л.А., Алиева Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М., 2002. 416 с.
11. Belcanto.ru (музыка, опера, балет, культура). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belcanto.ru/prokofiev_pianomusic.html (дата обращения: 02.03.2017).
12. Бергер H.A. Современная концепция и методика обучения музыке. СПб., 2004. 368 с.
13. Березовчук Л. Стилевые взаимодействия в творчестве Д. Шостаковича как способ воплощения конфликта / Вопросы теории и эстетики. Вып. 15. Л.: Музыка, 1977. 176 с.
14. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М., 2013. 290 с.
15. Винкельман И.И. Избранные произведения и письма / Пер. А.А. Алявдиной, вступ. ст. и редакция Б. Пшибышевского. М., 1996. (репринт изд. 1935 г.).
16. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961. 616 с.
17. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т.1. СПб., 1995. С. 456.
18. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.6. М. 1959. С. 173-201.
19. Гете И.В. Материалы для истории учения о цветах // Гете И.В. Избранные философские сочинения / Под ред. Г.А. Курсанова и А.В. Гулыги, вступ. ст. и коммент. Г.А. Курсанова. М., 1964. С.150.
20. Голубева О.Д. В.Ф.Одоевский. СПб.: РНБ, 1995. 187 с.
21. Горбачева Е.Г., Популярная история музыки / Е.Г. Горбачева. М.: Вече, 2002. 512с. ил.
22. Горюхина Н.А. Очерки по вопросам музыкального стиля и формы. Киев: Муз. Украина, 1985. 112 с.
23. Григорьева Г.В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. М.: Сов. композитор, 1989. 206 с., нот.
24. Григорьева Г.В. Музыкальные формы XX века. «Анализ музыкальных произведений»: учеб. пособие / Г.В.Григорьева. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 175 с.
25. Гуляницкая Д.С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. 435 с.
26. Гуляницкая Н.С. Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. М.: Музыка, 1984. 256 с.
27. Долинская Е.Б. О русской музыке XX века (60-е–70-е годы): учебное пособие по курсу «История современной отечественной музыки» / Е.Б. Долинская. М.: Композитор, 2003. 158 с.
28. Деникин А. Музыкальная семиотика — к истории развития / А. Деникин // Израиль XXI век: музыкальный журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.21israel-music.com/MusicJournal_No37.htm. (дата обращения: 02.03.2017).
29. Драч Н.Г. Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины XX века: автореферат дис… канд. иск. Саратов, 2006. 20 с.
30. Задерацкий В. Полифоническое мышление И. Стравинского. Исследование. 2-е изд. М.: Композитор, 2007. 278 с.
31. Земпер Г. Стиль в технических и тектонических искусствах или Практическая эстетика / пер. с нем. В.Г. Калиша. М.: Искусство, 1970. 320 с.
32. История современной музыки: учебное пособие / под ред. Т.В. Борисовой. Киев: ТОО ЦУИ «КИЙ», 1996. 292 с.
33. История современной отечественной музыки: Учебник. Вып.3. (1960-1990) / Ред. Долинская Е. Н. М.: Музыка, 2001. 656 с., нот.
34. История музыки. Учебное пособие. Никеева И.А., Фаттахова Л.Р. Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. 84 с.
35. История русской музыки: Учебник для музыковедческих отделений музыкальных вузов. 4-е изд., перераб. и дол. / Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР; Ю.В. Келдыш, О.Е. Левашева. Общая ред. А.И. Кандинского. М.: Музыка. 1990. Вып. 1: С древнейших времен до середины XIX века. 1990. 431 с., ил., нот.
36. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1980. 187 с.
37. Кабалевский Д.Б. Учебная программа. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1980. 112 с.
38. Казанцева Л.П. Стилистическое обновление классических форм в современной музыке. Астрахань: АГК, 1991. 31 с.
39. Калинина Л.Ю. Учебно-деловая игра на занятиях по курсу «Теория музыкального образования» // Художественное образование: проблемы и перспективы: вестник СГПУ. Самара, 2007. С.78-83.
40. Клочкова Т.И. Методика освоения музыкальных стилей в процессе теоретической подготовки учителя музыки: дисс. на соиск.уч.ст. канд.пед.н. 2003. 196 с.
41. Коровина Е.М. Происхождение американского блюза как проблема культурологического понимания: дис.... канд. культурологии / Е. М. Коровина. Екатеринбург, 2005. 204 с.
42. Костерина А.Б. Музыкальный стиль как художественная модель бытия // Вестник культуры и искусств. 2015. № 2 (42). С.140-145.
43. Краткий философский словарь / под ред. А.П. Алексеева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Проспект, 2001. 496 с.
44. Крюков А.Н. Стилевые тенденции в советской музыке 1960-1970-х годов: сборник научных трудов. Л.: ЛГИТМИК, 1979. 182 с.
45. Кузнецов К. Стиль в музыке // Музыкальное образование.1930. №4-5.
46. Кузьменкова О.А. Стилевое моделирование в творчестве отечественных композиторов 70-90-х годов XX века (симфоническая и инструментальная музыка): автореферат дис….. канд. иск. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб, 2004. 22 с.
47. Кюрегян Т.С. Стилизация // Музыкальная энциклопедия. Т.5. М., 1981.
48. Ларош Г.А. Музыкальная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4280/Ларош (дата обращения: 02.03.2017).
49. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность. М.: Сов. композитор, 1990. 312 с.
50. Лосев М.Ф. Материалы для построения современной теории художественного стиля / А. Ф. Лосев // Контекст 1975. М.: Наука, 1977. С. 211-240.
51. Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля / Сост. и автор предисловия А.А. Тахо-Годи. Киев, 1994. С. 38.
52. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.1. Таллинн, 1992. С. 129-132.
53. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Учебник для студентов теор.-композит. фак-тов муз. вузов: В 2 т. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 1983. Т. 1. – 696 с.: нот.; 1982. Т. 2. – 669 с.: нот.
54. Ливанова Т.Н. Теория музыкальных стилей / Сергей Сергеевич Скребков. Статьи и воспоминания. М., Сов. композитор, 1979. С.296-308.
55. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки / В.В. Медушевский. СПб.: Композитор, 1993. 268 с.
56. Методы. О методах музыкального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wiki.ippk.ru/index.php/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B (дата обращения: 03.04.2017).
57. Михайлов М.К. Стиль в музыке / М.К. Михайлов. М.: Музыка, 1981. 430 с.
58. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке: Ст. и фрагм. / М. Михайлов; [Вступ. ст. М. Арановского, с. 13-38]. Л.: Музыка: Ленингр. отд-ние, 1990. 283 с. : нот. ил.
59. Музыка в школе. 1985. №1. С.6-10.
60. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_music/Russo-ZH-ZH-6266/ (дата обращения: 03.04.2017).
61. Музыкальное образование в школе: учебное пособие для студ. муз. фак-тов и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведе- ний / Под ред. Л. В. Школяр. М.: Академия, 2001. 232 с.
62. Музыкальное образование в школе / под ред. Л.В.Школяр. М., 2001. 232 с.
63. Музыкальная энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4280/Ларош (дата обращения: 02.03.2017).
64. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для вузов / Е.В. Назайкинский. М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.
65. Русский концерт для скрипки с оркестром Лало. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://classic-online.ru/ru/production/31330(дата обращения: 03.04.2017).
66. Одоевский В.Ф. Себастиян Бах // Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. М., 1982.
67. Отечественная музыкальная литература: 1917-1985. Вып.2. М.: Изд-во «Музыка», 2002. 310 с., нот.
68. Подласый И.П. Педагогика. М., 2003. С.293.
69. Проблемы музыкального стиля. М., 1982. 157 с.
70. Протопопов В.В. Вопросы музыкальной формы / Сб. ст. М.: Музыка, 1985. Вып. 4. 232 с.
71. Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. Вып. 2. Критико-публицистические этюды. М.: Сов. композитор, 1981. 229 с.
72. Савенко С.И. Есть ли стиль в музыке поставангарда? // Сов. музыка. 1982. № 5. С.121.
73. Савенко С. Мир Стравинского: монография. М.: Композитор, 2001. 328 с.
74. Савенко С.И. К вопросу о единстве стиля Стравинского // И.Ф. Стравинский. М., 1973. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://opentextnn.ru/music/personalia/stravinsry/?id=1453(дата обращения: 03.04.2017).
75. Серов А.Н. Большая библиографическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_biography/Serov-aleksandr-nikolaevich-12290.html (дата обращения: 03.04.2017).
76. Сизова Е.Р. Моделирование как метод изучения музыкального искусства / Е.Р. Сизова // Знание. Умение. Понимание. 2008. № 2. С. 203-207.
77. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей / С.С. Скребков. М.: Музыка, 1973. 511 с.
78. Смирнов В. Игорь Стравинский: учебное пособие. СПб.: Композитор, 2008. 80 с.
79. Сорокина Т.С. Типы стилизации в оперных сочинениях Стравинского // Вопросы теории музыки. Сб. трудов Гос. муз. пед. института им. Гнесиных. Вып. 30. М., 1977. С. 31-46.
80. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление (к определению понятий) / А.Н. Сохор // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 4. Ленинград: Музыка, 1965. С. 3-15.
81. Тараканов М.Е. История современной отечественной музыки. 1917-1941. М.: Изд-во: Музыка, 2005. Вып.1. 480 с.
82. Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-методич. Пособие / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. 2-е изд. М.: Флинта; Наука, 1999. 336 с.
83. Тэн И. Философия искусства / Общ. ред., сост. и послесл. А.М. Микиши, вступ. ст. П.С. Гуревича. М., Республика, 1996. 351 с.
84. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: учеб. пособие для вузов / В.Н. Холопова. СПб.: Лань, 2000. 320 с.
85. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 2-еизд., испр. СПб.: Изд-во «Лань», 2001. 496 с.
86. Царева Е.М. Стиль музыкальный // Музыкальная энциклопедия. Т.5. М., 1981. 1056 с.
87. Щелокова А.Г. Педагогические методы освоения музыкального стиля на уроке музыки // Вестник Башкирского университета. Вып. № 4. Т.14. 2009. С. 1565-1567.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ