Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII - ХХ веков. Специфика жанра и организация цикла.

Работа №7154

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы243стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
876
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава I: Авторский хоровой цикл литургии:
богослужебный и музыкально-художественный аспекты . 16
§ 1. Проблемы жанровой ориентации, содержания и стиля авторского литургийного цикла 17
1.1. Литургия в жанровой системе духовно¬музыкального искусства 17
1.2. Исторический процесс жанрового расслоения в литургии 21
1.3. Жанровая специфика храмовой ветви
литургии 29
1.4. Жанровая специфика концертной ветви
литургии 35
§ 2. Проблемы организации авторского литургийного цикла.
Богослужебная структура и принципы музыкальной
композиции 41
2.1. Литургия как исторически типизированная композиция. Богослужебная структура 44
2.2. Литургия как индивидуальная музыкальная композиция. Общие принципы организации цикла . 52
§ 3. Канон и эвристика в литургии. Проблема
индивидуального творчества в сакральной сфере 61
3.1. Соотношение сакральной и художественной сфер в русской духовной музыке. Научно¬теоретические подходы 63
3.2. Канон и канонические модели в богослужебно¬певческой системе литургии 67

3
Глава II: Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII - начала ХХ веков 77
§ 1. Литургийный цикл в творчестве композиторов эпохи «русского классицизма» конца XVIII - начала XIX веков (М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель, С. Давыдов,
П. Турчанинов): принципы композиции, проблемы жанрового содержания и стиля 77
1.1. Принципы композиции литургийного цикла
конца XVIII - начала XIX веков 79
1.2. Жанровое содержание и стиль литургии конца
XVIII - начала XIX веков 87
§ 2. Литургия Иоанна Златоуста ор. 41 П. Чайковского. Богослужебный канон и авторское художественное
творчество 94
§ 3. Литургийный цикл в творчестве композиторов московской школы Нового направления конца XIX- начала ХХ веков (С. Рахманинов, А. Гречанинов, А. Чесноков,
П. Чесноков). Синтез традиционных богослужебных форм с художественными формами профессиональной музыкальной культуры XIX века 108
3.1. Жанровое содержание, стиль, канонические
модели в литургии Нового направления 113
3.2. Принципы композиции литургии Нового направления 119
Глава III: Литургия в творчестве русских композиторов последней четверти XX века (Н. Сидельников, В.
Успенский, В. Кикта). Специфика жанра и организация цикла в контексте возрождения православной культуры на новом историческом этапе 135

4
§ 1. Художественные и социально-политические особенности периода возрождения традиций православной культуры. Жанровая панорама духовно-музыкальных
сочинений последней четверти ХХ века 135
§ 2. Жанровое содержание и стиль литургии последней
четверти ХХ века 145
§ 3. Организация цикла литургии последней четверти ХХ
века 161
Заключение 177
Библиографический список 183
Приложение 1: Типы и виды древней литургии 209
Приложение 2: Структура Евхаристического канона . . . . 212 Приложение 3: Номерные структуры авторских
литургийных циклов 217
Приложение 4: Нотные примеры 229
Приложение 5: Схемы 287



Актуальность темы исследования. В представляемой диссертации предпринята попытка выявить специфику жанра и принципы организации цикла песнопений главного богослужения Православной церкви - Божественной литургии в творчестве русских композиторов конца XVIII - ХХ веков. Заявленная тема предполагает рассмотрение вопросов жанрового содержания и стиля, музыкальной композиции, взаимодействия канона и эвристики в литургийных циклах композиторов разных исторических периодов, начиная с эпохи «русского классицизма» последней четверти
XVIII века и заканчивая временем возрождения православной культуры в 80-90-х годах ХХ века. Эти вопросы, несомненно, важны для музыковедения, так как в настоящее время практически отсутствуют исследования, специально освещающие такие сущностные аспекты литургии, которые связаны со взаимодействием богослужебно-канонического и художественно-эвристического начал. Следует принять во внимание и возрастающую роль православной культуры в духовном облике и национальном своеобразии России, а также большое значение богослужебно-певческих традиций для развития русскоства XIX - ХХ веков.
Таким образом, целью исследования является определение сущности феномена авторского литургийного цикла в плане его жанровой ориентации, музыкальной композиции, взаимодействия сфер внеличностного, сакрального и личностно-творческого мышления композиторов.
Поставленная цель предполагает разрешение ряда задач, среди которых центральное место занимает разработка принципов анализа авторского литургийного цикла в связи с проблемой синтеза богослужебной структуры и ее индивидуального музыкального воплощения. Наряду с основополагающей задачей следует отметить и другие: рассмотрение богослужебной структуры литургии в свете взаимодействия трех ее основных элементов (священнодействие, чтение и пение); освещение исторического пути литургии с учетом художественного и социально-политического кон¬текста эпохи.
Обзор научной литературы. Научные работы по данной теме удобнее всего разделить на три основные группы: 1) Богословие, литургика; 2) Духовно-музыкальное искусство; 3) Общие музыкально-теоретические вопросы жанра и формы.
К первой группе мы отнесем труды ученых в области богословия и литургики - науки о церковном богослужении, его содержании, назначении. Так, на рубеже XVIII-XIX веков была написана книга И. Дмитревского «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии», впервые изданная в 1804 г. Среди ученых в области богословия и литургики рубежа XIX-ХХ веков следует назвать А. Голубцова, М. Скабаллановича, И. Карабинова. Во второй половине ХХ века важное место занимают труды представителей «русского зарубежья» архимандрита Киприана (Керна), протопресвитера Александра Шмемана, а также крупнейшего представителя отечественной школы литургики, истории и теории богослужебного пения Н. Успенского.
Ко второй группе мы отнесем труды исследователей, освещающих проблемы богослужебного пения, его соответствия нормам Устава, а также проблемы русской духовно-музыкальной культуры в целом. Здесь мы на¬зовем представителей этого направления середины XIX века - В. Ундоль- ского, И. Сахарова, В. Одоевского, прот. Д. Разумовского, рубежа XIX-XX веков и начала ХХ века - С. Смоленского, прот. В. Металлова, свящ. М. Лисицына, прот. С. Протопопова, А. Преображенского. Среди крупнейших исследователей в области богослужебного пения в ХХ веке следует назвать представителя «русского зарубежья» И. Гарднера. Во второй половине и особенно в последней четверти ХХ века появилось значительное количество исследований, отражающих новые научные подходы к теории и истории русской духовно-музыкальной культуры. Здесь следует назвать имена В. Протопопова. А. Кандинского, Т. Владышевской, М. Рахмановой,
Н. Герасимовой-Персидской, Н. Заболотной, Н. Гуляницкой, Н. Серегиной, С. Зверевой, И. Лозовой, Н. Денисова, А. Тевосяна, Ю. Паисова,
Н.В. Парфентьевой, Н.П. Парфентьева, Ю. Евдокимовой, Г. Пожидаевой,
А. Кручининой, Н. Плотниковой, и многих других.
К третьей группе относятся работы, освещающие общие музыкально-теоретические вопросы жанра, стиля, формы и т.п. Здесь важно отметить вклад таких исследователей, как Б. Асафьев, А. Альшванг, В. Цук- керман, А. Сохор, И. Способин, Л. Мазель, В. Холопова, В. Медушевский, Е. Назайкинский и других.
Особый интерес для раскрытия темы диссертации представляют следующие работы:
1) Богословие, литургика: «Евхаристия» архим. Киприана (Керна) - [17], «Византийская литургия», «Анафора» Н. Успенского [31], «Евхари¬стия. Таинство Царства» Александра Шмемана [35]. Эти труды в своей совокупности дают полное представление об истории формирования чина литургии, таинственном смысле и назначении тех или иных элементов священнодействия, молитвословия, богослужебного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Возвращение русского народа к своим духовным корням, к Православию на рубеже XX-XXI веков сопровождается событием пророчеств, чудесным обретением святых мощей, прославлением новомучеников, воцер- ковлением людей, для многих из которых прежде был закрыт путь к богатейшему кладезю духовной премудрости. И вместе с тем сегодня мы являемся свидетелями агрессивного наступления сил, враждебных духовному возрождению России. Поэтому, сейчас не менее актуальным, чем на заре
ХХ века, воспринимается слово величайшего российского проповедника, святого праведного Иоанна Кронштадтского о защите Православной Церкви, Отечества от «безбожия, злобы, материализма, гордости и нечистоты.» [38, 18], о значении совершения в трудные и смутные времена Божественной литургии, которая, по словам пастыря, есть «противовес и отпор для верных постоянному растлению, господствующему в мире» [38, 79], а также - «чудное общение <...> растворение Божества с нашим падшим, немощным, греховным человечеством, но не с грехом, который сожигается огнем благодати» [38, 45].
Актуальной представляется и тема музыкального воплощения литургии в целом ряде ее аспектов: богослужебно-каноническом, личностнотворческом, художественном и т.п. Совершение Божественной литургии невозможно вне церковного пения, являющегося, по словам прот. И. Вознесенского, благодатным средством «к возбуждению и выражению молитвенного собеседования с Богом <...> к испрашиванию Его милостей» [69, 12].
Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII - ХХ веков как авторский хоровой цикл представляет собой удивительный художественный феномен в плане взаимодействия, казалось бы, столь несовместимых друг с другом его содержательных компонентов, связанных со
сферой внеличностного, сакрального и оригинальностью творческого мышления композитора, глубины его личностных переживаний. Так, на протяжении почти двух с половиной веков жанр авторской литургии неизменно привлекал к себе внимание композиторов разных творческих индивидуальностей, стилевых направлений, а также разной степени близости к церкви, восприятия ее догматов, таинств. И соответственно, в каждом конкретном случае по-разному проявлялся в авторском духовно-музыкальном сочинении уровень взаимодействия канона и эвристики. В этом мы могли убедиться при анализе таких ярких сочинений настоящего жанра, как литургийные циклы П. Чайковского, А. Гречанинова, С. Рахманинова, Н. Си- дельникова, представляющих разные исторические эпохи, разную степень близости к православной богослужебно-певческой традиции.
Исторический путь развития авторского литургийного цикла - это путь постепенной жанровой миграции или жанрового расслоения на храмовую и концертную ветви литургии. Музыкально-художественные компоненты этих двух полярных направлений в той или иной степени проявлялись в сочинениях литургийного жанра со времени проникновения в русское богослужебное пение элементов западноевропейской музыкальной культуры. Так, например, для литургийных циклов эпохи «русского классицизма» (М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель и др.) было характерно преимущественно церковное предназначение, что было выражено в их несамостоятельности (неполный состав песнопений, видимо предполагающий исполнение недостающих песнопений по обиходному материалу), подчиненности каноническому синтезу священнодействия, чтения и пения. Тогда как в музыкальной стилистике сочинений этого периода был заметен явный отход от церковно-певческих традиций.
В литургии второй половины XIX - начала ХХ веков также в целом преобладала жанровая ориентация на храмовое исполнение, что соответствовало той роли, которую играла церковь в общественной жизни и государственном устройстве этого исторического периода.


1. Ирмологий. Ч. 1. - М.: Изд. Московской Патриархии, 1997. - 220 с.
2. Служебник. - М.: Изд. Московской Патриархии, 2000. - 582 с.
3. Типикон. - М.: Изд. Московской Патриархии, 1997. - 583 с.
4. Часослов. - М.: Изд. Московской Патриархии, 1998. - 351 с.
Богословие, Литургика
5. Бенингсен Г. О литургиях восточной и западной // Католический временник. Кн. III. - Париж, 1929. - С. 135-177.
6. Бобров П. Краткое изъяснение Божественной литургии и наставление с какими мыслями и чувствами стоять при совершении литургии. - СПб., 1867. - 35 с.
7. Брюс М. Мецгер. Канон Нового Завета. Возникновение. Развитие. Значение. Пер. с англ. - Оксфорд: Библейско-Богословский ин-т Св. Апостола Андрея, 1998. - 331 с.
8. Всенощное Бдение. Литургия. - М.: Изд. Московской Патриархии, 2000.
- 91 с.
9. Голубцов А. Из чтений по церковной археологии. Литургика. Ре- принт.изд. - М.: Светлячок, Паломник, 1996. - 286 с.
10. Голубцов А. Литургия в первые века христианства // Богословский вест¬ник, 1913, июль - с. 332-356, ноябрь - с. 621-643, декабрь - с. 779-802.
11. Гумилевский И. Апостольское понимание богослужебного чина // Бого-словский вестник, 1913, февраль. С. 250-264.
12. Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное Изъясне¬ние Божественной литургии. Репринт. изд. - М.: Изд. отдел Москов¬ского Патриархата, 1993. - 427 с.

184
13. Иеромонах Григорий. Литургия Божественной Евхаристии. - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. - 95 с.
14. Кавасила Н. Изъяснение Божественной Литургии. - Киев: Изд-во имени святителя Льва папы Римского, 2003. - 135 с.
15. Карабинов И. Евхаристическая молитва (Анафора). - СПб., 1908.
16. Катанский А. Очерк истории Литургии нашей православной церкви. Вып. 1-2. - СПб., 1868, 1870.
17. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия (из чтений в православном Богословском ин-те в Париже). Изд. Второе. - М.: Храм св. бессребрен- ников Космы и Дамина на Маросейке, 1999. - 335 с.
18. Киприан (Керн), архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. - М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1999. - 150 с.
19. Кириллов А. Догматическое учение о Таинстве Евхаристии в творениях св. Афанасия Александрийского // Богословский вестник, 1902, декабрь.
- С. 461-477.
20. Кириллов А. Догматическое учение о Таинстве Евхаристии в творениях св. Ефрема Сирина // Богословский вестник, 1902, ноябрь. - С. 167-193.
21. Кириллов А. Догматическое учение о Таинстве Евхаристии в творениях св. Иоанна Златоуста // Христианские чтения, 1896, 1 - С. 26-52, III - С. 545-572.
22. Красносельцев Н. Материалы для истории чинопоследования Литургии Св. Иоанна Златоустаго. - Казань, 1889.
23. Краткое объяснение Всенощной, Литургии или Обедни. Сост. прот. И. Бухирев. Репринт. изд. - М.: МПО «МЕТТЭМ», 1991. - 192 с.
24. Муратов С. К материалам для истории чинопоследования Литургии. -
С. Посад, 1895.
25. Настольная книга священнослужителя. Т. 1, изд. 2-е - М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1992, - 704 с.

185
26. Скабалланович М. Толковый типикон. Вып. 1. - М.: Паломник, 1995. - 494 с.
27. Скабалланович М. Толковый типикон. Вып. 2. - М.: Паломник, 1995. - 336 с.
28. Скабалланович М. Толковый типикон. Вып. 3. - М.: Паломник, 1995. - 78 с.
29. Слободской С., прот. Закон Божий. Репринт. изд. - М.: СТСЛ, 1997. - 713 с.
30. Уайбру Х. Православная Литургия. Пер. с англ. - Оксфорд: Библейско- Богословский ин-т Св. Апостола Андрея, 2000. - 212 с.
31. Успенский Н. Византийская литургия. Анафора. - М.: ФИЛОМАТИС, 2003. - 352 с.
32. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. - М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1993. - 863 с.
33. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. - М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1995. - 670 с.
34. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 3. - М.: Научн. изд. «Большая Российская энциклопедия», 1995. - 781 с.
35. Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. 2-е изд. - М.: Палом¬ник, 1992. - 304 с.
36. Шмеман А., прот. Литургия и жизнь. - М.: Паломник, 2002. - 158 с.
37. Ястребов М. Таинство Евхаристии // Труды Киевской духовной акаде¬мии, 1908, январь - С. 1-23, февраль - С. 147-161.
Религиозная философия, культурология и литературоведение
38. Архиепископ Вениамин (Федченков). Небо на земле. - М.: Паломник, 2003. - 206 с.
39. Бердяев Н. Русская идея // Вопросы философии. - 1990. - № 1. - С. 77¬144; № 2. - С. 87-154.

186
40. Бычков В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. - М.: Мысль,
1992. - 638 с.
41. Гоголь Н. Размышления о Божественной Литургии. - М.: Паломник, 1990. - 76 с.
42. Гречанинов А. Моя жизнь. - Нью-Йорк, 1951. - 153 с.
43. Митрополит Вениамин (Федченков). О богослужении Православной церкви. - М.: СТСЛ, Отчий Дом, 2001. - 582 с.
44. Николаева О. Современная культура и Православие. - М.: Изд. Моск. Подворья СТСЛ, 1999. - 288 с.
45. Рахманинов С. Письмо к А.Д. Кастальскому от 19 июня 1910 г. // С.В. Рахманинов. Лит. наследие. Т. 2. Письма. - М.: Сов. композитор, 1980. - С. 14-15.
46. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. Репринт. изд. - М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1992. - 212 с.
47. Смоленский С. О «Литургии» ор. 41 Чайковского (из литературно-юридических воспоминаний). - СПб., 1903. - 23 с.
48. Соколов М. Вечный Ренессанс. Лекции о морфологии культуры Возрож-дения. - М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 424 с.
49. Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств // П. Флоренский. Христианство и культура. - М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2001. - С. 508¬520.
50. Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т. 2. - М.: Алгоритм, 1997. - 607 с.
51. Чайковский П. Письмо к Н.Ф. фон Мекк от 10 ноября 1877 г. // П.И. Чайковский. ПСС, Лит. пр-ния и переписка. Т. 6. - М.: Музгиз, 1961. - С. 214.
52. Чайковский П. Письмо к Н.Ф. фон Мекк от 5 декабря 1877 г. // П.И. Чайковский. ПСС, Лит. пр-ния и переписка. Т. 6. - М.: Музгиз, 1961. - С. 251-252.

187
53. Чайковский. П. Письмо к Н.Ф. фон Мекк от 30 апреля 1878 г. // П.И. Чайковский. ПСС, Лит. пр-ния и переписка. Т. 7. - М.: Музгиз, 1962. - С. 238.
54.Чайковский П. Письмо к М.И. Чайковскому от 24 мая 1881 г. // П.И. Чайковский. ПСС, Лит. пр-ния и переписка. Т. 10. - М.: Музыка, 1966. - С. 119-120.
Духовно-музыкальное искусство
55. Артемова Е. О внутренних тенденциях нового направления в русской духовной музыке // Науки о культуре - шаг в XXI век / Ред.-сост. Бы- ховская И.М. - М.: Российский ин-т культурологии, 2001. - С. 232-236.
56. Асмус М., Асмус Н. Диакон Сергий Зосимович Трубачев и его духовно-музыкальное наследие // IX Ежегодная Богословская конф. Православ¬ного Свято-Тихоновского Богословского ин-та (1-3 февраля) 1999 г. Материалы / Гл. редактор Воробьев В. - М., 1999. - С. 244-247.
57.. Бекетова Н. Проблема веры в отечественной культуре как проблема свободы // Музыкальное искусство и религия: Материалы конф. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1994. - С. 80-91.
58. Белоненко А. О современном состоянии изучения русской хоровой куль¬туры // Проблемы истории и теории русской хоровой музыки: Сб. науч¬ных трудов / Ред.-сост. Чернушенко В.А., Белоненко А.С.;- Л.: ЛГК - ЛГИТМиК, 1984. - С. 96-198.
59. Беляев В. Древнерусская музыкальная письменность. - М.: Сов. композитор, 1962. - 134 с.
60. Беляев В. О музыкальном фольклоре и древней письменности: статьи и заметки. Доклады. - М.: Сов. композитор, 1971. - 234 с.
61. Буцкая С. Проблемы партесного многоголосия в России: по памятникам второй половины XVII-XVIII в.: Автореферат дис. ... канд. искусство¬ведения. - М., 1991. - 24 с.

188
62. Вагнер Г., Владышевская Т. Искусство Древней Руси. - М.: Искусство, 1993. - 255 с.
63. Виноградова Г. Стилевые особенности партесной концертной компози¬ции: Автореферат дис. ... канд. искусствоведения. - М., 1994. - 27 с.
64. Владышевская Т. К вопросу об изучении традиции древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки: Сб. статей. Вып. 2 / Сост. А. Кандинский. - М.: МГК им. П. И. Чайковск- ского, 1976. - С. 40-61.
65. Владышевская Т. Партесный хоровой концерт в эпоху барокко // Тради¬ции русской музыкальной культуры XVIII века: Сб. статей / Сост. Л.В. Кикнадзе. - М., ГМПИ им. Гнесиных, 1975. - С. 72-112.
66. Владышевская Т. Русская церковная музыка XI-XVII вв.: Автореферат дис. ... докт. искусствоведения. - М., 1993. - 42 с.
67. Владышевская Т. Художественный канон древнерусского певческого искусства // Отечественная культура ХХ века и духовная музыка: Все¬союзная научно-практическая конференция: Тезисы докл. / Отв. ред. Т.В. Франтова. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 55-59.
68. Владышевская Т., Левашева О., Кандинский А. История русской му¬зыки: Учебник. Вып. 1 / Под общ. ред. Е. Сорокиной и А. Кандинского.
- М.: Музыка, 1999. - 1559 с.
69. Вознесенский И., прот. О высоком достоинстве и благотворном влия¬нии на людей церковного пения // О церковном пении. Сб. статей. / Сост. О.В. Лада. - М.: Талан, 1997. - С. 8-25.
70.. Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущ-ность. Система. История. Т. 1 / Московская духовная академия. - С. По¬сад, 1998. - 592 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ