Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРЕТВОРЕНИЯ ЖАНРА ФОРТЕПИАННОГО ДЕТСКОГО АЛЬБОМА НА ПРИМЕРЕ СОЧИНЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ХХ ВЕКА

Работа №58687

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
298
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЖАНР ДЕТСКОГО АЛЬБОМА И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ
1.1. Возникновение сборников фортепианных пьес для детей в творчестве композиторов XVII - XVIII веков
1.2. Программная музыка как необходимая компонента музыки для детей
1.3. Пути становления жанра Детского альбома в творчестве композиторов XIX века
ГЛАВА 2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА
ДЕТСКОГО АЛЬБОМА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ XX ВЕКА
2.1. Детская музыка рубежа веков на примере цикла В.Ребикова «Картинки для детей»
2.2. Г.Свиридов. «Альбом пьес для детей» - особенности строения и программности
2.3. С.Слонимский. «Капельные пьески» - специфика музыкального языка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


Актуальность исследования. В ряду явлений музыкальной культуры фортепианные Детские альбомы выделяются, в первую очередь, своей популярностью. Тем не менее, сведения относительно этого жанра на сегодняшний день окончательно так и не приведены в систему.
Сочинения, непосредственно составляющие детские альбомы и родственные им сборники, достаточно известны. Среди самых знаменитых произведений, исполняемых в ДМШ, «Марш», «Охотничья песенка», «Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы», «Первая потеря», «Поэт говорит» Р.Шумана, «Старинная французская песенка», «Утреннее размышление», «Мазурка» П.Чайковского, «Андантино» А.Хачатуряна, «Тарантелла» С.Прокофьева.
Обычно эти произведения исполняются как отдельные пьесы. Их местонахождение в каком-либо Детском альбоме может очерчиваться преподавателем на начальном этапе работы над произведением.
Среди музыковедческих работ также нет рассмотрения Детского альбома как циклического сочинения, имеющего собственную поэтическую и образную организацию, общность средств музыкальной выразительности и пр.
Детский альбом как жанр европейской профессиональной музыки стал продолжателем «нотных тетрадей» и «сборников лёгких пьес». В творчестве Роберта Шумана жанр Детского альбома получил собственную законченную сформированную структуру, которая на сегодняшний день является классической. В этом жанре работало немало западноевропейских и русских композиторов XIX - XX веков.
ХХ столетие ознаменовалось ещё более возросшей популярностью Детского альбома. Композиторы различных школ и течений обращались к теме детской музыки.
Самые яркие Детские альбомы указывали на особенности видения мира их авторами, на талант, имеющий широкое и вместе с тем чёткое мышление.
Цикл миниатюр в процессе работы требует от автора высокую степень мастерства, когда разнообразие чувств, цветов, звуков и образов выражается в максимально сжатых композиционных структурах.
Современное отечественное музыковедение несколько тенденциозно, отчасти с элементами примитива понимает подобные достаточно многозначные фортепианные циклы. Вероятно, здесь вполне определённое значение имеет ошибочное понимание синонимов «детский» и «простой», «инструктивный». Нередко в монографиях, которые посвящены романтическим детским циклам, звучат метафоры, которые могут напрямую относиться непосредственно к ребёнку. Эти слова во многом зависят от каждодневного, привычного представления о детях. Вопрос состоит в том, что эти метафоры в искусствоведческих трудах зачастую не подкрепляются аналитической составляющей, в связи с чем начинает казаться, то проблем, связанных с Детским альбом, в целом не существует.
Отсюда основной методологической проблемой исследования феномена Детского альбома для фортепиано определяется антагонизмом кажущейся простоты содержания музыкального произведения и несложности музыкального текста.
Подобной же проблемой становится определение жанра фортепианного Детского альбома.
С одной стороны, справедлива самая широкая трактовка этого явления как особой разновидности цикла миниатюр. Однако попытки выяснить характерные особенности этой разновидности ещё не предпринимались
Романтическая миниатюра как феномен многократно подвергалась анализу в музыковедческой литературе. Одной из наиболее полных систематизаций наблюдений по рассматриваемой тематике была реализована в книге Константина Зенкина «Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма» [34], где автор акцентирует внимание на том, что «... сущность романтизма, самая его сердцевина должна проявиться в фортепьянной миниатюре каким-то особым образом, быть может, наиболее непосредственно. Здесь - то зеркало, в котором отражаются существеннейшие черты романтического мироощущения, здесь - концентрированная и кратчайшая «формула» его поэтики» [34, с. 3].
Однако, не миниатюры как таковые, а собственно Детский альбом как цикл миниатюр открыл подобную поразительную неизменность содержания в различных периодах и стилевых формациях, что вполне очевидно встал вопрос о его собственной поэтике.
История и особенности развития детской музыки отражены в энциклопедических справочниках [96]. Нередко наблюдается рассмотрение Детских альбомов, и составляющих их номеров как разновидность учебной методической литературы.
Анализ Детских альбомов и отдельных произведений для детей, принадлежащих перу композиторов классико-романтического периода, находим и в монографиях [12, 20, 24, 32, 66].
Отдельные статьи о Детском альбоме имеют стиль популярных очерков [8, 13, 56]. Некоторые наблюдения учёных об отдельных образцах жанра Детского альбома в дальнейшем будет приводиться в работе.
В отечественном музыкознании достаточно прочной основой для изучения Детского альбома стали работы, посвящённые вопросам развития музыки для детей и истории фортепианной педагогики.
Среди самых, на наш взгляд, весомых, - статья Бориса Асафьева «Русская музыка о детях и для детей» [6] и статья Б.Е.Милича «Основные пути развития отечественной фортепианной музыки для детей и её связи с детской литературой» [53].
Интерес представляют ряд работ последних десятилетий, посвящённых детской музыке. Вопросы истории формирования жанра Детского альбома, некоторые аспекты его применения в качестве дидактического материала освещаются в статьях Р.Сулим, Н.Лаврик, Н.Сторчан.
Невзирая на множество упоминаний о Детском альбоме, существует необходимость в обобщающей работе, содержащей материалы по истории и теории этого жанра.
При очевидной постановке проблемы развития детской музыки, в отечественных музыковедческих работах, фортепианный Детский альбом так и не рассмотрен как жанровый феномен, с собственными особенностями и выразительными средствами, не выстроена его типология, не выявлены его основные признаки.
Таким образом, объектом настоящего исследования является фортепианный Детский альбом как особый вид цикла миниатюр XIX - XX столетий.
Предметом исследования избрана организация Детских альбомов композиторов ХХ столетия, которые рассматриваются во взаимосвязи с её музыкальным выражением.
Материал исследования - фортепианные циклы пьес композиторов разных периодов ХХ века: В.Ребикова, Г.Свиридова, С. Слонимского, которые по образной составляющей, а также по структурным и композиционным составляющим сравнимы с общей схемой Детского альбома для фортепиано. Эта схема содержит заявленную авторскую программу, имеющую связь с детским миром, формой цикла миниатюр, и устойчивую образную линию, объединяющую всё произведение.
Выборка выполненная методом бесповторного типического отбора, репрезентативна.
Цель настоящей работы - выявление особенностей претворения жанра фортепианного детского альбома.
Избранная цель породила ряд задач, последовательно и планомерно решаемых в работе. Среди основных задач выделим наиболее значимые:
- обнаружить исторические предпосылки возникновения сборников фортепианных пьес для детей в творчестве композиторов XVII - XVIII веков;
- рассмотреть программность как обязательную составляющую Детского альбома;
- проследить линии формирования жанра Детского альбома в композиторском творчестве XIX столетия;
- выявить особенности развития жанра Детского альбома в творчестве композиторов ХХ века путём подробного разностороннего анализа циклов В.Ребикова, Г.Свиридова, С.Слонимского.
Методологической базой работы послужили методы целостного и функционального анализа музыкального произведения, а также исторический и сравнительный методы.
Практическое значение настоящей работы заключается в том, что более подробное изучение сравнительно редко исполняемых произведений для детей поможет педагогу понять поэтические и композиционные особенности этих циклов с детализацией практических параметров и интерпретационных решений и позволит дополнить традиционный репертуарный список интересным дидактическим материалом.
Методологическую основу исследования составили работы Б.Асафьева, К.Зенкина, В.Медушевского, Е.Назайкинского, В.Холоповой и Ю.Холопова,
Апробация работы. Основные положения магистерской диссертации отражены в статье, которая опубликована в сборнике, индексированном в РИНЦ: Папшева О. А. Историческая хронология становления Детского фортепианного альбома как особого жанра миниатюр / О. А. Папшева // Новая наука: психолого-педагогический подход. - Сб.ст. - Вып. 3. - 182 с - Уфа - Стрелитамак: АМИ, 2017. - С. 117-121.
Отдельные тезисы были вынесены в выступление автора на IV научно-практической конференция «Дни науки ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского», г. Ялта, 17.10.2018 г., с докладом: «Жанр фортепианного Детского альбома в творчестве российских композиторов ХХ века»
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, включающих по три подраздела в каждом, заключения и приложения, которое представляет собой нотный текст анализируемых сочинений. Список литературы содержит 98 позиций
Полный объем работы составляет 82 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В европейской профессиональной музыке интерес к жанру фортепианного Детского альбома не ослабевает на протяжении вот уже двух столетий. К этому жанру обращались Ф.Мендельсон, Р.Шуман, Ф.Лист, Э.Григ, Ж.Бизе, М.Мусоргский, П.Чайковский. На рубеже XIX-XX столетий - К.Метнер, В.Ребиков, С.Борткевич К.Дебюсси, М.Равель, А.Лурье. В ХХ веке популярность Детского альбома лишь возросла. Композиторы самых разных направлений предложили свои варианты прочтения этого цикла. Получив свою классическую форму в XIX веке, фортепианный Детский альбом и в более позднее время сохранил особенности своей поэтики - ряд устойчивых образов и жанровых решений в своих миниатюрах-разделах, что позволяет идентифицировать авторский фортепианный Детский альбом как самобытное явление музыкальной культуры.
Феномен Детского альбома возник на пересечении самых разных слоёв и сфер музыкальной культуры. Для эстетики этого явления характерны объединение различных составляющих: а) профессиональной композиции и бытового музицирования; б) многовековой традиции преподавания и яркой индивидуальности классиков, в) дидактических заданий, простоты фактуры и самых актуальных для музыкального искусства образов и жанров.
В разных исторических и индивидуальных стилях тема Детского альбома нашла стабильное выражение в жанре цикла миниатюр. Неслучайно лучшие образцы Детского альбома всегда воспринимались как свидетельства особого поэтического мироощущения их авторов, мастерства мыслить афористически ёмко и точно.
Под влиянием целого ряда предпосылок жанр Детского альбома в музыке композиторов-романтиков как разновидность цикла миниатюр. Среди них:
- развитие традиции сборников лёгких пьес для детей и начинающих музыкантов. В методической литературе, начиная с творчества И.С.Баха наблюдается её видовое деление. Так, в самостоятельную группу выделяются сборники, объединённые техническим уровнем сложности или представленным в них жанром - например, сборники танцев, вокальных номеров, «лёгких пьес». Иную группу образуют сборники - частные коллекции музыкальных примеров, так называемые «нотные тетради», которые были отмечены вкусом, эстетикой своего создателя и носили личностный характер.
- Утверждение в музыкальной культуре автономности образов детства
- Развитие пианизма и обновление художественно системы в XIX веке. Стимулом к созданию Детских альбомов для Ф.Мендельсона, Р.Шумана, Ж.Бизе, П.Чайковского и других мастеров выступало, в том числе, и острое недовольство педагогическим репертуаром своего времени.
- Интерес к миниатюре в музыке XIX века и популярность формы альбома в быту.
Тема сборника для детей наиболее полно получила выражение в циклах миниатюр в творчестве Ф.Мендельсона. В Рождественском альбоме ор.72 сформировались качества, которые будут характерны для поэтики романтического Детского альбома в целом. Это связь детской образности с темой Рождества. Музыкальные вкусы эпохи проявились в характерных типах интонирования, фактуры, гармонии, склада мелодии, жанров. Следует отметить обобщение актуальных для романтиков образов. Это хорал, «песня без слов», марш, стихия танца, художественный этюд. В связи с детской образностью Ф.Мендельсон утверждает и скерцозность, которая символизирует в миниатюрах игровые образы.
В творчестве Р.Шумана представлены практически все сложившиеся к тому времени жанровые решения детской музыки - танцевальные сюиты, собрания вокальных и инструментальных миниатюр, легкие сонаты и сонатины, которые, вместе с тем, отмечены существенными обновлениями музыкальной поэтики.
Первое сочинение Р.Шумана о детях - «Детские сцены» ор.15 — было одним из любимых произведений композитора, которое он сам считал удачным выражением поэтической сущности романтизма. В них присутствует единовременный контраст взрослого и детского, простого и сложного, реального и символичного, наивного и мудрого. Организация времени и формы в миниатюрах цикла развивает характерные шумановские черты, по словам К.Зенкина, в условиях ясного, гармонического и цельного созерцания.
Образы «Альбома для юношества» ор. 68 объединены иной психо-эмоциональной доминантой. В отличие от «Детских сцен», в этом цикле подразумевается не созерцательность, а нечто противоположное - поэтапное проживание вместе с лирическим героем произведения его судьбы. «Альбом для юношества» отмечен высшей классичностью, завершенностью, строгостью формы. В «Альбоме» представлены практически все основные образные темы романтизма - «молитва», «мелодия», «пейзаж», «народная тема», «сельский быт» «старинные музыкальные жанры», «фантастика», и др. В целом, поэтика этого цикла выражает идеал романтического направления эпохи.
Творческие идеи Р.Шумана имели непосредственное воздействие на развитие домашнего Детского альбома в Германии XIX века, свидетельством чему является анонимный сборник «Веселый музыкант». В целом, домашний Детский альбом XIX века выполнял функции посредника между профессиональным музыкальным искусством и его не всегда подготовленными слушателями. И именно эта функция постоянно оставалась ведущим фактором поэтики практически всех фортепианных Детских альбомов.
В ХХ веке Детский альбом получил дальнейшее развитие. Доступность, яркость, моментальность впечатлений, разнообразие музыкальных характеристик, воссоздание галереи детских образов - все эти качества, зародившиеся в эпоху романтизма, актуальны и для Детского альбома ХХ столетия.
Традиции русского Детского альбома, заложенные в цикле П.Чайковского позднее были развиты в «Мимолетностях» и «Детской музыке» С.Прокофьева, «Танцах кукол» Д.Шостаковича, детских альбомах А.Хачатуряна, С.Слонимского, А.Эшпая, Д,Кабалевского, Э.Денисова, Г.Свиридова и других композиторов.
В русле классических традиций в работе были рассмотрены циклы В.Ребикова, Г.Свиридова и С.Слонимского.
Альбом «Картинки для детей» В.Ребикова необычайно интересен с художественной точки зрения. Его можно отнести к лирико-повествовательному типу циклов. Программность пьес музыкальными средствами раскрывается с картинной, театральной конкретностью. Гармонический язык пьес цикла отличается необыкновенным своеобразием. Композитор использовал самые новые для своего времени тонально-гармонические явления, приобщая начинающих музыкантов к современности. Миниатюры яркие и доступные по образному содержанию. Выбранные средства направлены на раскрытие программного замысла, создание рельефных музыкальных картинок.
Фортепианный цикл «Альбом пьес для детей» написан Г. Свиридовым в середине века. Это одно из характерных для Свиридовского гармонического и фактурного письма сочинение, полное таинственных и красивых находок. Каждый детский альбом несет определённую смысловую нагрузку. В данном цикле Г.Свиридова молодой музыкант-исполнитель знакомится с разными жанрами современной и старинной танцевальной музыки. Поэтому данный цикл можно отнести к лирико-созерцательным.
Весьма своеобразны и современны для того времени (середина ХХ столетия) тонально-гармонические средства. В большей части пьес использована хроматическая или мажоро-минорная тональные системы, которые значительно изменяют палитру гармонических средств. Наряду с аккордами терцовой структуры, широко используются кластеры и квартаккорды. В голосоведении часто присутствует линеарность, параллельное движение голосов, полифонические приёмы. Все эти современные способы организации звуковысотности способствуют освоению современных музыкально-выразительных средств обучающимися на ранних этапах их творческого развития.
Пьесы цикла предназначены не только для детей. Это сборник зрелых, тонких, довольно трудных для исполнения миниатюр, предназначенных в том числе и для исполнения в больших залах.
Фортепианный циклы С.Слонимского «Капельные пьески» и «Детские пьесы» обычно входит в педагогический репертуар на разных этапах обучения. Они состоит из разнохарактерных пьес, каждая из которых может быть исполнена отдельно, так как они не связаны какими-либо сюжетными или временными рамками.
В лаконичных, незатейливых пьесах композитор широко использует современные гармонические средства: остро-диссонирующие интервалы и терпкие созвучия, секундовые «кляксы» - кластеры, движение параллельными квинтами и квартами, сложносоставные аккорды. Интересна и метро-ритмическая организация: нерегулярная ритмика, переменные размеры, причудливая акцентировка, синкопы. Однако в миниатюрах лирического ряда преобладает вокальное начало, распевность и выразительность мелодики.
Все эти пьесы представляются ценным инструктивным материалом для развития творческого воображения, а также пианистических, ритмических навыков, гармонического и мелодического слуха. Музыка С.Слонимского отличается специфическим творческим темпераментом, непредсказуемым, иногда приводящим к неожиданным и необъяснимым поворотам. Использование современных выразительных средств воспитывает слух и восприятие детей, создаёт собственный тонкий, содержательный и яркий мир детской музыки.
В целом, исследование способствует внедрению Детского альбома как цикла в концертную и учебную практику пианистов, формированию более глубоких о нем представлений, а также частичному восполнению лакуны, связанной с научными суждениями о развитии детской темы в музыкальной культуре.



1. Алексеев А. История фортепианного искусства. М., 1988.
2. Алексеев А. Французская фортепианная музыка конца XIX и начала XX века. — М., 1961.
3. Амброс А. Роберт Шуман. Жизнь и творчество. — М., 1988.
4. Арановский М. Романтизм и русская музыка XIX века // Вопросы теории и эстетики музыки.- Вып.4. - М., Л., 1965.
5. Асафьев Б. Русская музыка. — Л., 1979.
6. Асафьев Б. Русская музыка о детях и для детей. // Избранные труды, т. IV, М.: Академия наук СССР, 1955г., стр. 97-109.
7. Баренбойм Л. Путь к музицированию. — Л.—М., 1973.
8. Бернстайн Л. Музыка — всем. — М., 1978.
9. Бизе Ж. Письма, М., «Музыка», 1988г., 278 с.
10. Благой Д. Здравствуй, племя младое, незнакомое!// Музыкальная жизнь, №12, 1985. - С.16 - 17.
11. Блинова М. Физиологические основы элементарного звукового синтеза.// Вопросы теории и эстетики музыки, выпуск 2, Л., «Музгиз», 1963г., стр. 216-229.
12. Блок В. «Детская музыка» Прокофьева.//Вопросы фортепианной педагогики, выпуск 3. М.: «Музыка», 1971г., стр. 130-148.
13. Блок Вл. “Детский альбом” П.И.Чайковского. “Муз.жизнь.”. - М., №10, 1977
14. Бобровский В. Тематизм как фактор музыкального развития: Очерки. Вып.1.- М.:Музыка, 1989
15. Бэлза С. Литература романтизма и музыка// Европейский романтизм. Сб.ст. п/р А.Неупокоева и И.Шетера. -- М.,”Наука” 1973
16. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. -- М., 1968
17. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. - М.: Академия, 1999. - 624 с
18. Вопросы фортепианного исполнительства, вып 4. — М., 1976.
19. Восприятие музыки. Сборник статей, М.: «Музыка», 1980г., 255 с.
20. Вульфиус П. Франц Шуберт. — М., 1983.
21. Выготский Л.С. Психология искусства. М.:»Педагогика», 1987г., 341 с.
22. Гаккель Л. Фортепианная музыка ХХ в. — Л., 1990.
23. Герман А. М.С.Завалишина. //Они пишут для детей. Выпуск 3. М.: «Советский композитор», 1980г., стр. 71-102.
24. Гольдшмидт Г. Франц Шуберт. — М., 1968.
25. Григорович В. Великие музыканты Западной Европы. — М., 1982.
26. Дебюсси К. Избранные письма. Л.: «Музыка»,1986г., 286 с.
27. Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М-Л.: «Музыка», 1964г., 277 с.
28. Домбаев Г. Творчество П.И.Чайковского. В материалах и документах. М.: «Музгиз», 1958г., 636 с.
29. Друскин М. И.-С. Бах. — М., 1982.
30. Друскин М. Иоганнес Брамс. — М., 1988.
31. Егоров П. Сюитные циклы Шумана (Р. Шуман. Собрание сочинений для фортепиано, т. 2). — Л., 1987.
32. Житомирский Д. Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества. — М., 1964.
33. Зеленина М. Из истории зарубежной музыки. — М., 1976.
34. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. - М.,1997.
35. Кандинский-Рыбников А., Месропова М. “Времена года” и “Детский альбом” Чайковского (цикличность и проблемы исполнения) //Чайковский. Вопросы истории, теории и исполнительства.Сб.статей-М.,1990
36. Кияновская Л.А. Функции программности в восприятии программных произведений. Автореферат диссертации Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Л., 1985г., 23 с.
37. Копчевский Н. «Детский уголок» Дебюсси. Стилистические параллели и вопросы исполнения. //Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 4. М.: «Музыка», 1976г., стр. 171-204.
38. Копчевский Н. Новые тенденции в детской музыке. //Советская музыка, 1973г., №6, стр. 106-112.
39. Копчевский Н. “Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха” как учебное пособие. Вступ. статья к изд. — М., 1975.
40. Копчевский Н. “Детский уголок” К.Дебюсси. Стилистические параллели и вопросы исполнения. // Вопросы фортепианной педагогики.-- Вып. 4 - М., 1976 - С.171 - 205.
41. Корто А. О фортепианном искусстве. М.: «Музыка», 1965г., 259 с.
42. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. — М., 1975.
43. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине. — М., 1973.
44. Курцман А. Мендельсон. — М., 1973.
45. Лаврик Н.И., Сторчан Н.Н. “Детская тема” в фортепианном дуэте французских композиторов XIX - начала XX века// Вопросы музыкального искусства. - Сб. ст., Вып. 1. - Донецк.: ДГК им. С.С.Прокофьева, 1996. - С. 70 -
74.
46. Леви В. Вопросы психобиологии музыки.//Советская музыка, 1966г., №8, стр.37-43.
47. Леонтьев А.А. “Детская речь”// БСЭ, Т.8, С.158 - М.: Сов. энциклопедия, 1972
48. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г., т 2.— М., 1986.
49. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре - С.-Пб.: “Искусство - СПБ”, 1994 - 399 с.
50. Лонг М. За роялем с Дебюсси. Л-М.: «Советский композитор», 1985г., 158 с.
51. Медушевский В. Человек в зеркале интонационной формы // СМ, 1980, №9
52. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста 5—7 кл. — К., 1982.
53. Милич Б.Е. Основные пути развития отечественной фортепианной музыки для детей и её связи с детской литературой // Научно-методические
записки. Сборник 1956 года - К.: Государственное издательство изобразительного искусства и музыкальной литературы, 1957. -- С. 198 - 213.
54. Мильштейн Я. Франц Лист, тт. 1—2.— М., 1956.
55. Михайлов М. Этюды о стиле в музыке.-Л.: Музыка,1990.
56. Молин Д. Листая “Детский альбом” Чайковского// Музыкальная жизнь, №1, 1990 - С.
57. Музыкальная энциклопедия, тт. 1—6. — М., 1974.
58. Назайкинский Е.О. О психологии музыкального восприятия. М.: «Музыка», 1972г., 381 с.
59. Натансон В. Р.Шуман «Альбом для юношества». //Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 1. М.: «Музгиз», 1963г., стр. 76-86.
60. Нестьев И. Из истории русского авангарда // Советская музыка, 1991 №1, С.75 - 87.
61. Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. ГМИ., -М.- Л.,1949
62. Николаева Н. Романтизм и музыкальное искусство // Музыка Австрии и Германии XIX века. - кн.1.- М., 1975
63. Носина В. О композиции и содержании “Французских сюит” И.-С. Баха. — Тамбов, 1992.
64. Носина В. Риторика в крупной форме. Стенограмма лекции. — СМУ, 1992.
65. Нюберг-Кашкина В. Воспоминания о Чайковском. — М., 1954.
66. Орлова Е. П.И.Чайковский - М.: Музыка, 1980. -
67. Орлов Г. Психологические механизмы музыкального восприятия. // Вопросы теории и эстетики музыки. Выпуск 2. Л.: «Музгиз», 1963г., стр. 181¬215.
68. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.: “Педагогика - пресс”,
1994. - 528 с.
69. Попова Т. , Скудина Г. Западноевропейская музыка ХХ в. — М.,
70. Попова Т. Западноевропейская музыка XVIII — нач Х1Х в. — М., 1976.
71. Рыцарева М. Композитор Сергей Слонимский. — Л., 1991.
72. Рябов И. Методика воспитания и обучения пианиста в первом классе.//В сб. “Воспитание и обучение пианиста ДМШ, фортепиано, 1 класс. — К., 1988.
73. Савшинский С. Пианист и его работа. — Л., 1961.
74. Свиридов Георгий: Сборник статей и исследований / Сост. Р.Леденев. — М.: Музыка, 1979.
75. Смирнов М. Об одной особенности исполнения фортепианных пьес Чайковского//Вопросы музыкальной педагогики. Сб.ст. -- Вып. 1.- М., 1979
76. Соллертинский И. Избранные статьи о музыке. Л.—М., 1948.
77. Соллертинский И. Музыкально-исторические этюды. - Л.: Гос. муз изд., 1965 -
78. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. — М., 1988.
79. Сорокина Е. Юный Моцарт (вступ. статья к одноименному диску). — М., 1984.
80. Сулим Р.А. Становление детской музыки Западноевропейской культуре XVIII - XIX веков (постановка проблемы) // Музыкальная культура Европы в межнациональных контактах. - Сумы: СГПИ им. А,С.Макаренко,
1995. -- С.30 - 39.
81. Томпакова О. Владимир Иванович Ребиков:очерк жизни и творчества.-М.,1989
82. Турчин В. Эпоха романтизма в России: к истории русского искусства первой трети XIX столетия. Очерки. .- М.: Искусство, 1981.—
83. Тюлин Ю. Произведения Чайковского. Структурный анализ. -- М., 1973 -
84. Хараджанян Р. А.И.Хачатурян. // Они пишут для детей. Выпуск 3. М.: «Советский композитор», 1980г.,стр. 3-35.
85. Холопов Ю. Принцип классификации музыкальных форм // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. Сб.ст., - М.,1971
86. Холопова В. Музыка как вид искусства. - М., 1994. - С.171
87. Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. - М., 1964.
88. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Книга 1. М.: «Советский композитор», 1988г., 382 с.
89. Цытович Т. Музыка Австрии и Германии Х1Х в., кн. 1. — М., 1988.
90. Чайковский П: Вопросы истории, теории и исполнительства: Сб ст. - М., 1990.
91. Шетер А. Романтизм: предыстория и периодизация.// Европейский романтизм. Сб.ст. п/р А.Неупокоева и И.Шетера, - М.:Наука, 1973
92. Шуман Р. О музыке и музыкантах, т. 1 — М., 1975.
93. Шуман Р. Письма, т. 1. — М., 1970.
94. Шуман Р. Письма, т. 2. — М., 1982.
95. Энциклопедический музыкальный словарь. — М., 1990.
96. Эррио Э. Жизнь Бетховена. — М., 1960.
97. Яворский Б. Лекции по мотивной символике И.-С. Баха. Конспекты, рукописи. — ГЦММК им. М. И. Глинки. Фонд 447 Е/х 306—324.
98. Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. — М.—Л., 1947.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ