ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ АЛГОРИТМИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1 Цели и содержание раздела «Основы алгоритмизации и
ПРОГРАММИРОВАНИЯ» В БАЗОВОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ 5
1.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ НАБОРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В
образовательном процессе, и практического опыта их применения в школьном курсе информатики 16
1.3 Анализ возможностей робототехнического набора MatataLab 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ
АЛГОРИТМИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РОБОТОТЕХНИЧЕСКОГО НАБОРА
MATATALAB 23
2.1 Цели и содержание обучения 23
2.2 Система учебных заданий для обучения основам алгоритмизации и программирования на основе использования робототехнического набора Matatalab 25
2.3 Апробация разработанных материалов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Традиционной темой для школьного курса информатики является алгоритмизация. В некоторых учебно-методических комплексах эта тема составляет наибольшую часть содержания. Чаще всего алгоритмизация связывается с программированием для компьютера на каком-либо языке. Вопросы, связанные с алгоритмизацией и программированием, являются фундаментальными знаниями как в базовом курсе информатике, так и в повседневной жизни, так как на сегодняшний день человек пользуется многими объектами и ресурсами где непосредственно нужно логическое мышление, алгоритм и частично программа. Для учащихся профильных классов, таких как физикоматематический, экономический, информационно-технологический нужно большое количество часов на изучение алгоритмизации и программирования, так как многие планируют получать высшее образование, связанное с ИТ технологиями, где больше времени уделяется программированию. Программирование вырабатывает у учащихся логическое, комбинаторное, алгоритмическое мышление, способствует развитию творческих способностей. Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемой цели.
На сегодняшний день набирает популярность включение элементов робототехники в содержание элективных курсов, практикумов, дополнительного образования. Робототехнике начинают обучать детей уже с 3-4 лет, при этом формируют представление об алгоритме и развивают логическое мышление ребенка. Разрабатываются специальные учебные робототехнические наборы, применение которых позволяет научить ребенка основам алгоритмизации и программирования.
Объект исследования: процесс обучения информатике в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: применение робототехнического набора
MatataLab для обучения основам алгоритмизации и программирования учащихся 5-6 классов.
Цель: разработать систему учебных заданий для обучения алгоритмизации и программированию с помощью робототехнического набора MatataLab и методические рекомендации по их использованию в учебном процессе.
Задачи:
1. Проанализировать опыт обучения основам алгоритмизации и программирования в базовом курсе информатики средней общеобразовательной школы.
2. Изучить возможности робототехнического набора MatataLab.
3. Сформулировать цели и содержание обучения при использовании робототехнического набора MatataLab.
4. Разработать систему учебных заданий и методические рекомендации по использованию робототехнического набора MatataLab при обучении основам алгоритмизации учащихся 5-6-х классов.
5. Провести апробацию разработанных материалов.
Обучение робототехнике и программированию на сегодняшний день имеет большое значение. Для этого особую роль играет логическое мышление ребенка, которое способствует развитию пространственного мышления, творческого процесса ребенка, а также формирует профессиональные навыки для будущих специалистов в сфере информатики и робототехнике. Это и определило актуальность работы и выбор ее темы. Были выполнены все поставленные задачи.
Проанализирован опыт применения раздела «Основы алгоритмизации и программирования» в базовом курсе информатики.
Изучены возможности робототехнического набора MatataLab
Сформированы цели и содержание обучения при использовании робототехнического набора MatataLab
Разработаны методические рекомендации по использованию робототехнического набора MatataLab.
1. Босова Л.Л. Методика преподавания курса информатики и ИКТ в 5-9 классах (по УМК Босовой Л.Л. по информатике и ИКТ). 2-е дополненное изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний., 2017. -357 с.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика 7-9 классы Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.-455с
3. Гусева А.И. Учимся информатике. Задачи и методы их решения. / А.И. Гусева Спб.: Диалог-МИФИ, 2001 г.-384 с.
4. Давыдова Л.В., Методика изучения основ алгоритмизации и программирования, Нальчик, 2018.-447с.
5. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Стандартинформ.
6. Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.-543с.
7. Златопольский Д.М. Интеллектуальные игры в информатике. / Д.М. Златопольский М.: БХВ-Петербург, 2004 г. -390 с.
8. Крицын А.А. Основные тенденции развития образовательной робототехники // Научный сборник «Современная школа России. Вопросы модернизации». Материалы международной научно практической конференции. М.: 2012. с. 6-65.
9. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики / М.П. Лапчик - М.: Мир, 2003. -440с
10. Мациевский С.В. Учебное пособие / С.В. Мациевский, С.А. Ишанов, С.В. Клевцур Калининград: Изд-во КГУ, 2003. -140 с.
11. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. / Н.В. Макарова Спб.: Питер, 2008 г. -256 с.
12. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. / Н.В. Макарова Спб.: Питер, 2008 г. -224 с.
13. Михалевич B.C., Каныгин Ю.М., Гриценко В.И. Информатика - новая область науки и практики Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986
14. Немцова Т.И. Практикум по информатике. / Т.И. Немцова, Ю.В. Назарова М.: Форум, Инфра-М, 2006 г. -320 с.
15. Панкратова Л.П. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. / Л.П. Панкратова, Е.Н. Челак М.: БХВ-Петербург, 2004 г.- 448 с...