Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование межличностных отношений со сверстниками у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Работа №93944

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы110
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 8
1.1. Социально-психологическая характеристика межличностных
отношений 8
1.2. Закономерности формирования межличностных отношений у
детей старшего дошкольного возраста 14
1.3. Развитие личностных качеств ребенка в процессе его
взаимодействия со сверстниками 19
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
2.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 23
2.2. Особенности социализации детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития 26
2.3. Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста
с задержкой психического развития 29
ГЛАВА 3. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО 35
3.1. Игровая деятельность как условие формирования межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 35
3.2. Психолого-педагогическая характеристика детей,
задействованных в эксперименте. Анализ диагностических методик для определения уровня развития межличностных отношений 41
3.3. Условия проведения констатирующего эксперимента 53
3.4. Анализ результатов констатирующего эксперимента 54
ГЛАВА 4. ОБУЧАЮЩИЙ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ: СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ 57
4.1. Программа коррекции нарушений межличностных отношений со
сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 57
4.2. Рекомендации по использованию представленной программы по
коррекции межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития... 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 95
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 109


Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения. Все люди с рождения живут в социуме и вступают с окружающими их людьми в различные отношения. У них начинают формироваться навыки общения. Коммуникативное и речевое развитие ребенка, согласно Федерального государственного образовательного стандарта является первостепенной задачей и занимает ведущую роль.
Человеческое общество строится на социальной коммуникации. Успешный человек или нет определяет именно уровень развития коммуникации. Время зарождения и этап интенсивного развития коммуникации был определен классиками А. В. Запорожец, М. И. Лисина отечественной психологии многие десятилетия назад, они установили, возрастной диапазон от младшего и старшем д ошкольного возраста.
В наши дни внимание специалистов различного профиля к проблеме общения возросло в значительном уровне. Современные специалисты выделяют общение одним из главных условий детского развития. Считают, что оно является наиболее важный фактором формирования личности ребенка. Так же, общение является ведущим видом деятельности человека, направленным на оценку и познание своей личности путем взаимодействия с окружающими его людьми.
Нужно понимать, что для обеспечения целостной коммуникации необходимо формировать навыки общения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Больший процент таких детей составляют дети с задержкой психического развития. Задержка психического развития в ХХI веке является одной из самых распространенных психических патологий детского возраста. И только недавно началось специальное изучение данного вопроса. Дети с задержкой психического развития в настоящее время составляют почти 25 % от общего количества детей.
Этапы развития детей не зависят от наличия у них психических диагнозов. Они проходят одинаково. Но, нужно учитывать ,что ребенок с ЗПР развивается в соответствии с определенными процессами, свойственными его психическим характеристикам. Общение как процесс не может быть полностью реализован т. к. коммуникативная сфера недоразвита, это приводит к не способности развить познавательную деятельность.
В дополнение к вышесказанному, нужно помнить, что приступая к исследованию характерных черт общения детей с ЗПР, что главное значение в данном случае отводится на формирование психических процессов. В предшествующее десятилетие было опубликовано несколько исследований, посвященных проблемам организации коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР в диагностико-коррекционных группах. В дополнение к этому была обозначена коррекционно-педагогическая работа с детьми с задержкой психологического развития. Необходимо помнить, что опубликованные труды, по связанные с формированем коммуникативной деятельности детей с ЗПР, практически отсутствуют. Практическая сторона данного вопроса мало изучен.
Если мы обозначаем цель своей деятельности как успешного воспитания и обучения детей с задержкой психического развития становится необходимым развивать способности в общении, которые потенциально имеющиеся у них. Данная проблема должна становится значимой как в психологии, так и в педагогике. Необходимо создавать практические рекомендации и внедрять их. Важно понимать особенности общения дошкольников с ЗПР с разными возрастными группами. Это поможет в изучение причин данного заболевания, психолого-педагогического аспекта сущности задержки психического развития, и конечно, поиска средств и путей коррекции отклонений в развитии таких детей.
Труды специалистов в области психологии и педагогики выявили низкую скорость формирования социальных отношений у данной группы детей, недостаточность знаний о них. Все этапы формирования межличностных отношений у детей данной категории требуют углубленного развернутого исследования.
В ходе взросления детей познавательные функции формируются при общении со старшими возрастными группами, и это требует особого внимания. У детей с 3ПР существует проблема неэффективного межличностного общения, данная проблема создает препятствия в формировании взаимоотношений с ровесниками и отрицательно сказывается на психическом развитии ребенка.
В научном мире написан ряд научных работ, посвященных коррекционной работе с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Первые отечественные работы относятся ко второй половине 50-х - началу 60-х гг. Институт коррекционной педагогики РАО занимался крупной коррекционной работой с группами таких детей, В конце 60-х появились труды, исследовавшие причины возникновения задержки психического развития у детей.
В то же время аналогичные работы проводились и на Западе. В Англии и США создавались специализированные школы, где обучались дети с ЗПР. В США существовала программа «опережающего обучения», суть ее была в подготовке детей с ЗПР к обучению в обычной школе.
Основная роль была отдана межличностному общению детей старшего дошкольного возраста, как одному из наиболее важных факторов. В наши дни проблема детей с ЗПР остается одной из наиболее актуальных в психологии и педагогике не только в России, но и в мире.
Объект исследования - межличностные отношения у старших дошкольников с ЗПР.
Предмет исследования - коррекционная работа по развитию межличностных отношений детей с ЗПР с другими детьми и взрослыми.
Цель - проектирование деятельности учителя-дефектолога по развитию межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую и педагогическую литературу по проблеме общения и межличностных отношений.
2. Подобрать диагностический инструментарий в соответствии с тематикой исследования.
3. Проанализировать результаты исследования.
4. Основываясь на результатах исследования установить особенности процесса общения со сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития.
5. Сделать выводы на основании результатов исследования.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что игровая деятельность может быть действенным способом формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для решения задач и достижения цели исследования в работе были использованы следующие методы: теоретические методы - анализ литературы, эмпирические методы - изучение результатов деятельности.
Научная значимость работы заключается в создании подхода позволяющего систематизировать данные, в создании психокоррекционных занятий, направленных на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, и определение наиболее успешных путей и условий формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Практическая значимость заключается в том, что будут созданы методические и дидактические пособия для и они могут быть рекомендованы практическим работникам: педагогам -дефектологам, психологам, специальным психологам, воспитателям для формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы было изучение особенностей детей с задержкой психического развития в межличностных отношениях со сверстниками старшего дошкольного возраста. Игры были рассмотрены как один из видов коррекционных работ. Проанализировав теоретические источники, было выявлено, что проблема межличностных отношений стала предметом изучения многих исследователей. И. А. Коробейников считает, что для успешной социализации дошкольнику необходимо своевременное личностное, познавательное и эмоционально-волевое развитие. А наиболее сензитивным периодом для развития межличностных отношений является именно дошкольный возраст. Так как именно при взаимодействии со сверстниками ребёнок получает опыт общения, учится контролировать себя в различных ситуациях, познаёт социально-нравственные нормы и правила поведения.
В экспериментальном исследовании принимали участие тринадцать детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Под диагнозом ЗПР в научном сообществе принято считать слабовыраженное отклонение в психическом развитии. Данное отклонение не является патологией, а находится между понятием условной нормы и клинической патологией.
Основные трудности, испытываемые которые ребенком с данным диагнозом, главным образом связаны с учебой и социализацией. И. А. Коробейников отмечает, что на успешную социализацию влияют его личностное, эмоционально-волевое и познавательное развитие. Межличностные отношения зарождаются и усиленно развиваются в дошкольном возрасте. Огромное влияние они оказывают на психическое развитие ребенка. Это проявляется в опыте общения ребенка с окружающими. У ребенка вырастает уровень самооценки, становится разнообразнее и богаче эмоциональный спектр. Через отношения с другими людьми, в первую очередь со сверстниками ребенок учится контролировать себя, проигрывает и адаптируется к социально-нравственным нормам. У детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ЗПР наблюдается медленный темп в формировании и становления системы социальных взаимоотношений, что является свидетельством недоразвитии социального интеллекта и социальной не зрелости ребенка на любом этапе взросления.
На констатирующем этапе было проведено исследование по проблеме межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проведя анализ результатов в каждой методике отдельно, можно сделать следующий вывод о том, что в коллективе наблюдается низкий уровень межличностных отношений, это приводит к низкому уровню межличностных отношений. Это означает, что 70 % детей сталкиваются с определенными трудностями при общении с другими детьми. Такой результат происходит из-за того, что ребенок неумеет правильно проявлять эмоции, не может управлять ими. Для таких детей характерен высокий уровень раздражительности, негибкости эмоций, несдержанности; дети замкнуты, обладают низким уровнем общительности (в одинаковой степени любят играть с другими детьми и одни), часто конфликтуют.
Нужно так же понимать, что все дети обладают потенциалом для овладения навыками общения и культурой общения, при этом дети с ЗПР часто проявляют грубость, могут не использовать «волшебные слова». Потребность в общении - низкая, продолжительность общения - кратковременная.
Далее, на констатирующем этапе, было проведено социометрическое исследование межличностных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития. Результаты социометрии показали, что дети основывают свой выбор на сиюминутных симпатиях и кратковременных формах общения. Дружеский аспект выбора не задействован. Дети общаются только с теми ребятами, которые им импонируют.
Данные полученные при экспериментальной деятельности позволили вычленить следующие особенности межличностных отношений у детей с задержкой психического развития. Что помогло нам построить работу по приоритетным направлениям психологической коррекционной работы. Был разработан и апробирован перспективный план проведений специальных игр и упражнений, направленный на развитие и оптимизацию межличностных отношений у такого контингента детей. Он показал свою эффективность на контрольном этапе эксперимента.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены, одна из двух гипотез доказана.
Дошкольный возраст - самый мобильный и удобный для позитивных и эффективных вмешательств в этапы становлении личности ребенка с задержкой психического развития. Это является тем резервом, который необходимо использовать максимально широко при педагогической деятельности. Что благоприятно повлияет на формирование полноценной личности ребенка, чтобы оказать необходимую помощь в его дальнейшей социализации, для того что бы она стала успешной и благонапрравленной. Успешно сформированные раскрывшиеся качества коммуникации, способность «видеть», «слышать» и ощущать потребности другого человека, а также взаимодействовать и сотрудничать с ним, так необходимы для личностного становления и социализации ребенка в обществе.



1. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. - М. : Московский психологосоциальный институт, 2000. - 416 с.
2. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? / Е. Е. Алексеева. - М. : Речь, 2012. - 283 с.
3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев. - М. : Речь, 1980. - Т. 1. - 288 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : Агент Пресс, 2001. - 376 с.
5. Бабаева, Т. И. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. / Т. И. Бабаева. - СПб. : Детство Пресс, 2004. - 192 с.
6. Богуславская, З. М. Проявление потребности в общении у дошкольников с разным отношением к людям / З. М. Богуславская // Проблемы формирования социогенных потребностей. - Тбилиси, 1994. - 172 с.
7. Бодалев, А. А. Восприятие человека человеком / А. А. Бодалев. - М. : Изд. Московского Университета, 2002. - 200 с.
8. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М. : Воронеж: НПО МОДЭК, 2002. - 320 с.
9. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 1988. - 468 с.
10. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление / Е. С. Большакова. - М. : ТЦ «Сфера», 2005. - 128 с.
11. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. Методические рекомендации. / С. С. Бычкова. - М. : АРКТИ, 2002. - 96 с.
12. Буре, Р. С. Воспитатель и дети / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. - М. : Просвещение,1985. - 144 с.
13. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : Педагогическое общество России, 2003. - 240 с.
14. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. /
Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2002. - 395 с.
15. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М. : Смысл, 2004. - 512 с.
16. Горякина, В. П. Психология общения / В. П. Горякина. - М. : Академия, 2002. - 416 с.
17. Гулевич, О. А. Психология коммуникации / О. А. Гулевич. - М. : МПСИ, 2008. - 380 с.
18. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / под ред. С. Г. Шевченко. - М. : Аркти, 2009. - 224 с.
19. Дубина, Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников. Сборник игр и упражнений. / Л. А. Дубина. - М. : Книголюб, 2006. - 64 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ