Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

Работа №23102

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
488
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы межличностных отношений старших
дошкольников 6
1.1 Понятие межличностных отношений в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Возрастные особенности общения и отношений детей дошкольного
возраста 8
1.3 Педагогические средства развития межличностных отношений у
дошкольников 10
1.4 Условия детского сада для развития позитивных межличностных
отношений у старших дошкольников 13
2 Изучение развития межличностных отношений старших дошкольников в
условиях группы детского сада 19
2.1 Описание методов для изучения уровня межличностных отношений у
старших дошкольников 20
2.2 Результаты исследования исходного уровня межличностных отношений
со сверстниками у старших дошкольников 23
2.3 Организация формирующего эксперимента по развитию позитивных
межличностных отношений 28
2.4 Результаты исследования уровня межличностных отношений у детей
старшего дошкольного возраста на контрольном этапе 31
Заключение 40
Список использованных источников
Приложение

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что развитие эмоциональной отзывчивости, уважительного отношения, чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых является важным аспектом воспитания в дошкольном возрасте. На этапе завершения дошкольного образования ребенок способен: активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, а также обладать чувством собственного достоинства [31].
Тема становления межличностных отношений имеет большую актуальность в настоящее время, поскольку множество негативных явлений среди молодежи (жестокость, агрессивность, отчужденность и т.д.) имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Современные условия жизни требуют от людей умения включаться в разные отношения, взаимодействовать между собой, общаться, прибегать к совместной деятельности для достижения результатов и дальнейшего личностного развития, а также отстаивать свою позицию, не задевая при этом личностные качества другого человека. Именно эти условия предъявляют все более высокие требования к воспитанию подрастающего поколения. У многих дошкольников наблюдается отсутствие интереса к сверстникам, они не желают с ними играть и общаться.
Развитие навыков взаимодействия со сверстниками помогает ребенку социализироваться, он учится отстаивать и выражать свое мнение, договариваться, решать конфликтные ситуации. Это позволяет ребенку без труда входить в новые коллективы и заводить новые знакомства, способствует социально-нравственному и личностному становлению ребёнка.
У младших школьников своевременно несформированное позитивное отношение к сверстникам приводит к тому, что большинство учеников избегают компании сверстников, не могут найти с ними общий язык, найти в сверстнике поддержку, общение сопровождается спорами и конфликтами. Это может вызвать низкий уровень адаптации ребенка к разным ситуациям, отстраненность от детского сообщества.
Поэтому необходимо создавать условия, способствующие развитию позитивных межличностных отношений со сверстниками у дошкольников.
Цель: исследовать особенности детских отношений в старшем дошкольном возрасте и условия их развития, складывающиеся в группе детского сада.
Объект: межличностные отношения старших дошкольников.
Предмет: условия развития позитивных межличностных отношений со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза: межличностные отношения старших дошкольников в детском саду развиваются позитивными, если:
- пространство группы организованно по зонам деятельности;
- у ребенка есть возможность взаимодействовать со сверстником в разных видах совместной деятельности;
- у детей есть возможность наблюдать и использовать разные способы поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме межличностных отношений старших дошкольников;
- на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть требования к условиям детского сада для развития позитивных межличностных отношений у дошкольников;
- выявить степень сложившихся межличностных отношений у дошкольников, используя методы: наблюдения, проблемные ситуации, незаконченные истории;
- составить программу развития позитивных межличностных отношений старших дошкольников в условиях детского сада;
провести экспериментальное исследование разработанной
программы.
База исследования: МБДОУ №206 г. Красноярска; старшая группа.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; метод наблюдения; метод «проблемные ситуации» и «незаконченные истории».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе теоретического изучения проблемы межличностных отношений было установлено, что тема становления позитивных отношений имела и имеет большую актуальность, многие исследователи в своих работах затрагивали эту тему. Они рассматривали вопросы, связанные с условиями формирования отношений у детей, особенности их становления, какие причины у негативно сложившихся отношений.
Нами было рассмотрено понятие «межличностные отношения». Это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Формирование межличностных отношений следует начинать со старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают формироваться устойчивые взаимоотношения среди детей, большую значимость для ребенка имеет эмоциональное благополучие в кругу сверстников, для ребенка сверстник выходит на первый план. Наблюдая за своими товарищами, дети пытаются понять себя, они выстраивают свою модель отношений.
У ребенка отношения со сверстниками могут носить отрицательный характер, этому могут предшествовать ряд причин, начиная от негативно прожитого опыта предыдущих отношений, заканчивая напряженными отношениями в семье. Но, так как многие дети посещают детский сад, а значит, большую часть своего времени они проводят в кругу сверстников и воспитателя, то задача взрослого в жизни детей - создать комфортные условия для развития позитивных отношений, чтобы дети не боялись контактов друг с другом, могли поделиться своими эмоциями, понять настроение своего товарища.
В рамках детского сада существует много факторов, которые приходиться учитывать для работы с детьми. Это содержание образовательных программ, которые предусматривают, что ребенок в этом возрасте уже должен
40
готовиться к школе; режим дня детей, в котором на самостоятельную активность ребенка выделяется от часа до двух; пространство группы, которое во многом ограничивает детей в своей активности из-за нехватки места, создавая собой зоны конфликта, и индивидуальные особенности детей, которых в группе обычного детского сада примерно двадцать пять.
Итак, проведенное исследование позволило выделить следующие особенности для развития позитивных межличностных отношений:
- Пространство группы имеет прямое влияние на формирование межличностных отношений. Для детей необходимо создавать зонирование помещения, со свободной зоной активности, чтобы не происходило столкновения детских интересов, а они сосредотачивались в своем месте.
- Необходима поддерживающая позиция взрослого, который обеспечивает благоприятные условия для развития детских отношений; поддерживает инициативу детей, демонстрирует разные способы реагирования в ситуациях и оказывает помощь в реализации игровых замыслов.
- Детям необходимо взаимодействовать друг с другом в разных видах совместной деятельности, в каждой из которых проявляются разные аспекты отношений.
- У детей должна быть возможность проживания разных способов решения трудных ситуаций.
Проведя данную экспериментальную программу, мы получили подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что межличностные отношения дошкольников развиваются позитивными, если пространство группы организованно по зонам деятельности, у ребенка есть возможность взаимодействия со сверстником в разных видах совместной деятельности и у детей есть представление о разных способах реагирования в конфликтных ситуациях.



1. Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т.Антонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - №10.
2. Белкина, В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию / В.Н.Белкина // Ярославский педагогический вестник - 2012. - №1. - С. 291 - 294.
3. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / С.С.Бычкова. - Изд. 2, испр. И доп. - Москва: 2003. - 96с.
4. Горянина, В. А. Психология общения: учебное пособие /
B. А.Горянина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
5. Дубова, Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР / Н.В.Дубова // Логопед в детском саду. - 2006. - №3 (12). - С. 36-38.
6. Ермолаева, М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учебное пособие / М.В.Ермолаева. - Москва: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 280 с.
7. Коломинский, Я. Л. Психология педагогического взаимодействия: Учебное пособие / Я.Л.Коломинский. - СПб.: Речь, 2007. -124 с.
8. Калашникова, В.А. Организация и результаты экспериментального исследования по формированию межличностных отношений старших дошкольников в эстетической социокультурной среде. / В.А.Калашникова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - С. 268-274.
9. Кахнович, С.В. Формирование основ культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста средствами художественно - творческой деятельности: теоретический и технологический аспекты. /
C. В.Кахнович // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - С.31-44.
10. Комарова, Т.С. Коллективное творчество дошкольников: учеб.пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду /
Т.С.Комарова, А.И.Савенков - М.: Педагогическое общество России, - 2005. - 128 с.
11. Котляр, И.А., Соколова, М.В., Площадка приключений как пример реализации права ребенка на игру / И.А.Котляр, М.В.Соколова - Психологическая наука и образование. - 2014. - №2. - С. 81 - 90.
12. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. / М.И.Лисина. - Москва: Педагогика, 1986. - 144 с.
13. Лисина, М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное / Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. - Москва, 2005.
14. Платонов, К. К. Общие проблемы теории групп и коллективов / под ред. К.К. Платонов. - Москва, 2005.
15. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва, 1990.
16. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.Петровский. - Москва: Политиздат, 1982.
17. Погорельцева, Ю. А. Психология личности / Ю.А.Погорельцева.- СПб., 2011. - 105 с.
18. Репина, Т. А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. / Т.А.Репина // Дошкольное воспитание. - 1984. - №4.
19. Репина, Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т.А.Репина. - Москва, 1978.
20. Рузской, А. Г.Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г.Рузской. - М, 1989.
21. Совместная деятельность как способ развития родительного отношения: материалы Всерос. науч.-практ. интернет-конф. СФУ. / М.А.Кириллова. М.А. Волкова. - Красноярск, 2009. - 161 с.
22. Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы к ДОО. [Электронный ресурс] : //Справочная правовая служба «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://specworkgid.ru/baza-znanij/zakony-i-normativy/obzor-norm- sanpin-dlya-detskix-sadov.html.
23. Серебрякова, О. В. Программа коррекции и развития межличностных отношений дошкольников с ОНР на основе игровой деятельности / О.В.Серебрякова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - №25-1. - С. 88-92.
24. Снегирева, Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации / Л.А.Снегирева. - Минск, 2005.
25. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова - Москва: издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 158с.
26. Смирнова, Е. О. Виды игры дошкольника. / Е.О.Смирнова // Современное дошкольное образование. Теория и практика - 2014. - №6. - С.74-78.
27. Смирнова, Е. О., Рахимова У. Межличностные отношения дошкольников и сюжетная игра / Е.О.Смирнова, У.Рахимова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - С.76-79.
28. Смирнова, Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов / Е.О.Смирнова. - Москва: Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
29. Смирнова, Е. О.,. Котляр И.А, Соколова М.В., Шеина Е.Г. Детская площадка в контексте культурно-исторической психологии // Культурно¬историческая психология. - 2016. - Т.12. - №3. - С. 269 - 279.
30. Смирнова, Е.О., Хохлачева И.В. Родительская позиция и отношение дошкольников к сверстникам. / Е.О.Смирнова, И.В.Хохлачева // Психологическая наука и образование. - 2008 г. - №4.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 г. Москва // Российская газета «RG.RU». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
32. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. - М.: Современная энциклопедия, 1983. - 840 с.
33. Фуряева, Т. В. Сравнительная педагогика детства: Учебное пособие / Т.В.Фуряева. - Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П.Астафьева, 2004. - 464 с.
34. Фуряева, Т. В. наблюдательные практики в профессионально-педагогической подготовке бакалавров: методическое пособие - Красноярск, 2013. - Вып.10. - 104с.
35. Чикова, И. В. К проблеме диагностики и коррекции межличностных отношений дошкольников / И.В.Чикова // Psycho-pedagogical problems of a personality and social interaction - Materials of the VI international scientific conference. - 2015. - С. 38-41
36. Шмидт, А.Ф. Психолого-педагогические условия продуктивной совместной деятельности дошкольников / А.Ф.Шмидт // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - №4. - Том II.
37. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) / Л.М.Шипицина, О.В.Защиринская, А.П. Воронова, Т.А.Нилова. - СПб: «Детство - Пресс», 1998. - 384с.
38. Blurton, J. N. Ethological Studies of Child Behaviour. University of London. 1974. 412 c.
39. Birch, S. H., & Ladd, G. W. (1998). Children's interpersonal behaviors and the teacher-child relationship. Developmental Psychology,34(5), 934-946.
40. Burton, Christine B. Children's Peer Relationships. ERIC Clearinghouse on Elementary and Early Childhood Education Urbana IL. 1986.
41. Kakhnovich, S.V. Psyhologis-pedagogical foundations of sensory experience formation of children in the process of graphics activity / S.V.Kahnovich // International journal of experimental education. - 2011. - №1. - Р. 37-38.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ