Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте

Работа №62249

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
268
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В
ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Особенности психического развития подростков 6
1.2. Типы семейных взаимоотношений. Положение подростков в
семье 9
1.3 Особенности межличностных отношений в подростковом
возрасте 14
1.4 Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с
трудностями межличностных отношений со сверстниками 21
Выводы по главе 1 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1 Выбор методик и организация исследования 31
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 37
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Выбор темы дипломной работы связан с тем, что проблемы, касающиеся межличностных отношений уже несколько веков, не теряют своей актуальности. Анализируя межличностные отношения, можно объяснить многие социальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности.
Природа межличностных отношений сложна. В этих отношениях проявляются индивидуальные качества личности: интеллект, эмоции и воля. А так же усвоенные личностью нормы и ценности общества. Индивид проявляет себя как личность и представляет другим возможность оценить себя в системе отношений с другими, осуществляя самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях межличностные отношения в различных институтах социализации - в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в разных формальных и неформальных объединениях [16, с. 68].
В первую очередь, семья имеет большое значение в воспитании, образовании и становлении любого человека. Подростковый период является сложным периодом развития, и для того чтобы найти общий язык с подростком, необходимо знать особенности его психического развития. В основном подростковый период проходит «болезненно», как для самого подростка, так и для его родителей. Основная причина ошибок семейного воспитания — это недостаточная педагогическая подготовка родителей. Многие родители не знают, как общаться с подростком, что можно запрещать, а что нет. По мнению психологов, самое главное это уметь видеть проблемы в своей семье и грамотно решать их. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Все эти качества развиваются в процессе
общения подростка с людьми. Общение становится ведущим видом деятельности подростка.
Цель дипломной работы — выявить и раскрыть содержание, формы и методы формирования межличностных отношений подростков.
Объект исследования: процесс формирования межличностных
отношений подростков.
Предмет исследования: содержание, формы и методы формирования межличностных отношений подростков.
Цель работы предполагает постановку и реализацию следующих задач:
- изучить особенности психического развития подростков;
- изучить типы семейных взаимоотношений и положение подростков в семье;
- изучить условия и факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте;
-рассмотреть возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками;
-провести эмпирическое исследование формирования межличностных отношений в подростковом возрасте;
- обработать результаты проведенного исследования и на их основе сделать выводы по работе.
Гипотеза исследования: процесс формирования межличностных отношений в подростковом возрасте будет эффективным при условии создания благоприятного психологического климата в коллективе, проведения тренинговых занятий, повышающих социальный статус личности.
В данной работе были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Методика «Социометрия» Дж. Морено
3. Формирующий эксперимент на сплочение класса
4. Метод математического анализа данных (t-критерий Вилкоксона).
База исследования. Выборку составили 29 подростков 7 класса (18
мальчиков и 11 девочек) МБОУ "СОШ № 6" ЕМР РТ г. Елабуги.
Теоретическая значимость: в ходе изучения психолого
педагогической литературы обобщить понятия о формировании межличностных отношений в подростковом возрасте.
Практическая значимость заключается в том, что выводы данного исследования могут быть использованы психологами-практиками, педагогами, а также могут служить информационным материалом для родителей.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Апробация коррекционно-развивающей программы проводилась на базе школы № 6 и выступлениях на итоговой образовательно-научной конференции Елабужского института Казанского федерального университета в секции «Педагогика». Так же опубликованы результаты выпускной квалификационной работы в сборнике материалов XX Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов» междисциплинарные исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в нашей работе мы изучили теоретические сведения об особенностях психического развития подростков, о типах семейных взаимоотношений, об особенностях межличностных отношений в подростковом возрасте, о возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками, а также провели эмпирическое исследование по проблеме формирования межличностных отношений в подростковом возрасте.
Тема межличностных отношений очень актуальна на сегодняшний день. И в становлении, развитии ребенка как личности главенствующую роль играет семья и в каждой семье есть определенная система воспитания, то есть цели, задачи, методы и приемы воспитания. Но необходимо заметить, что каждая семья, в независимости благополучная она или неблагополучная, образованная или необразованная, должна любить своего ребенка, чтобы научить самого ребенка любить, уважать, сострадать.
В подростковом возрасте ребенок начинает отделяться от родителей, возникает желание стать самостоятельным. Себя подросток находит среди сверстников, так как родители уже не являются для него авторитетом.
Взаимодействуя со своими сверстниками, подросток усваивает основные нормы и ценности, у него формируются нравственные качества, а также он учится преодолевать конфликтные ситуации. Сверстники помогают социализироваться подростку. Процесс социализации, в свою очередь, является очень важным звеном в становлении личности, так как личность формируется именно во взаимодействии с обществом.
Таким образом, изучив теоретический аспект формирования межличностных отношений в подростковом возрасте, нами было проведено эмпирическое исследование с целью, выявить эффективность развивающей программы для подростков по улучшению межличностных отношений в группе.
Развивающая программа состояла из 7 занятий, по 1 часу. Данная программа была направлена на то, чтобы сформировать у подростков коммуникативные навыки, эмпатию, умение работать в команде.
Полученные результаты социометрического исследования показали, что увеличилось количество «звезд» и «предпочитаемых», то есть эти подростки они популярны в классе и к ним тянутся все остальные. А также уменьшилось количество «пренебрегаемых», то есть непопулярных детей. Однако количество «изолированных» детей после проведения тренинга не изменилось. Мы предположили, что развивающая программа поможет улучшить межличностные отношения подростков и поможет сплотить их. Однако, математический анализ Т-критерий Вилкоксона показал, что данная развивающая программа не является эффективной, так как никаких изменений в данном классе не произошло. С помощью данной программы нам не удалось сплотить 7 класс.
Мы можем предположить причины неэффективности данной программы. Возможно это, во-первых, недостаточный опыт работы самого тренера, который проводил занятия, большое количество испытуемых, с которыми одному тренеру работать очень тяжело, в первую очередь из-за отсутствия дисциплины в классе. А также наличие «изолированных» подростков, которым было тяжело влиться в командную работу, из-за низкой самооценки и низких коммуникативных навыков. С такими детьми, прежде всего, необходимо работать индивидуально, так как в группе неуверенные в себе дети стараются приспосабливаться к другим, соглашаться с мнением большинства, как правило, дети просто теряются в группе своих одноклассников.
Таким образом, поставленные нами задачи были успешно выполнены, поставленная цель была достигнута.



1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Том 2 - М.: Педагогика, 1979. - 400 с.
2. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Эксмо,
2005. - 1136 с.
3. Выготский Л.С. Педология подростка. - М.: Изд-во БЗО при педфаке 2-го МГУ, 1929-1931. - 172 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? - М.: Изд-во ACT,2014. -239 с.
5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб, пособие для высш. учеб, заведений / под ред. В.Е. Клочко - М.: Издательство: Владос-Пресс,
2003. -С.7-264 с.
6. Дольто Франсуаз «На стороне подростка». Серия «Авторитетные детские психологи» - Екатеринбург Издательство: Рама Паблишинг, 2010. - 423 с.
7. Ефимкина Р.П. Детская психология: Новосибирск: Научно-учебный центр психологии ИГУ, 1995.
8. Загрекова Л.В., Николина В.В. Педагогика. Учебное пособие. - И. Новгород: Изд-во НГПУ, 2011. - 232 с.
9. Зайцева И. А., Кукушин В. Коррекционная педагогика / под ред. В.
С. Кукушина. Изд-е 2-с, перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д,
2004. - 352 с.
10. Каздин А. Трудный ребенок // Как справиться с ним и с собой. - М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2015. - 352 с.
11. Кле М. Психология подростка. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М: ЧеРо, 2005. - 524 с.
12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 1997.
- 240 с.
13. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы. - Ростов н/Д.: Изд-во "МарТ"; Феникс, 2010. - 352 с.
14. Лисецкий М.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара, 1996.
15. Макаренко А.С. Цель воспитания // Учебное пособие. - М.:
Педагогика, 1984. - 380 с.
16. Макаров М.С. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков // Воспитание школьников. - 2006. - № 2. - С. 68
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:ЮРАЙТ МГППУ, 2011. -С. 381-460 с.
18. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. -М.: «Просвещение», 1996. - 352 с.
19. Перов В. Самые популярные методики воспитания. - Харьков: Изд-во Клуб семейного досуга, 2010. - 320 с.
20. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы. Профилактика от наркотиков и других форм зависимого поведения. - Казань: Изд-во КЛИО ВТИ, 2007. - 192 с.
21. Сластенин В.А. Педагогика. Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Изд-во Академия, 2014.-576с.
22. Смирнова Т. С., Ивановская Д. С. Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных отношений подростков со сверстниками//Молодой ученый, 2014,- №21.1,- С. 129
23. Столяренко А.М. Психология и педагогика. - М.: Изд-во Юнити- Дана, 2010. - 544 с.
24. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.
25. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2016. - 406 с.
26. Фельдштейн Д.И. Педагогика / под ред.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии, Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика,
1987. -240 с.
27. Холл Г.С. Основатели современной психологии. - Нью-Йорк: Эппл отон, 1912.
28. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. - Спб.: Питер, 2003.-976 с.
29. Шнейдер Л. Семья. Оглядываясь вперёд: Санкт-Петербург, Изд-во Питер, 2013. - 539 с.
30. Источник: Подростковый возраст в свете разных концепций [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-78342,html (дата обращения: 05.05.16)
31. Источник: Отрочество [Электронный ресурс]. URL:
http://studopedia.ru/12 156329 otrochestvo.html [дата обращения: 05.05.16).
32. Источник: Конфликты с детьми и пути их разрешения
[Электронныйресурс].
URL:http://sv3school.ucoz.ru/publ/dlia vas roditeli/vospitanie detei/konfliktv s detmi i puti ikh razresheniia/13-1-0-14 (дата обращения: 05.05.16).
33. Источник: Особенности общения подростков [Электронный
ресурс]. URL: https://www.kazedu.kz/referat/48776/2 (дата обращения:
09.04.17) .
34. Источник: Общение сверстников. Дружба [Электронный ресурс]. URL: http://towomen.ru/lp/3 psixologiva 44,php (дата обращения:09.04.17).
35. Источник: Роль стихийно-группового общения в формировании личности подростков [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ni/5 44520 rol-stihivno-gruppovogo-obshcheniva-v formirovanii-lichnosti-podrostkov.html (дата обращения: 09.04.17).
36. Источник: Трудности общения подростков [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/57912/psihologiva/trudnosti obschenii podrostkov (дата обращения: 15.04.17).
37. Источник: Воспитание подростков: типичные ошибки родителей
[Электронный ресурс]. URL: http://childage.ru/psihologiva-i-
razvitie/detskava-psihologiva/vospitanie-podrostkov-tipichnvie-oshibki roditelev.html (дата обращения: 15.04.17).
38. Источник: Особенности общения подростка со сверстниками [Электронный ресурс]. URL: http://www.psvchology-online.net/articles/doc- 1093.html (дата обращения: 15.04.17)
39. Источник: Особенности межличностных отношений в
подростковом возрасте [Электронный ресурс]. URL: http://exam-
ans.ni/psihologiva/28700/index.html (дата обращения: 15.04.17).
40. Источник: Общение со сверстниками противоположного пола [Электронный ресурс]. URL: http://schl0.ш/sovetv-podrostkam-kak-pravilno- obshhatsva/ [дата обращения: 15.04.17)
41. Источник: Коррекция сферы межличностных отношений
[Электронный ресурс].
URL: http://www.psihologu.info/content/blogcategorv/0/66/l 1/495/ (дата
обращения: 30.04.17).
42. Источник: Особенности межличностных отношений в
подростковом возрасте со сверстниками [Электронный ресурс]. URL: http://bibliofond.ni/view.aspx?id=793752 [дата обращения: 30.04.17).
43. Источник: Коррекция межличностных отношений у подростков в условиях социально-реабилитационного центра с недирективной игровой терапией [Электронный ресурс].
URL: http://festival. 1 september.ru/articles/646836/ (дата обращения:
30.04.17) .
44. Источник: Организация тренингового занятия [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfjles.ru/preview/3828444/ (дата обращения:
04.05.17) .
45. Источник: Студопедия [Электронный ресурс]. URL: http://studopedia.ru/17 5269 podgotovitelnava-rabota.html (дата обращения:
08.05.17) .
46. Источник: Методики оценки личностных результатов
[Электронный ресурс].
URL: http://met.emissia.orR/offline/2013/met010 files/ml7-svs.htm (дата
обращения: 14.05.17).
47. Источник: Психологическая помощь [Электронный ресурс]. URL: http://www.psvchol-ok.ru/statistics/wilcoxon/ (дата обращения: 17.05.17).
48. Источник: Взаимоотношения подростков со сверстниками
[Электронный ресурс]. URL:http://psv-diplom.ru/teoreticheskie-
kursovve/sistema-socialnvh-svvazev-podrostka/vzaimootnosheniva-podrostkov- so-sverstnikami/ [дата обращения: 18.05.17).
49. Источник: Проблемы взаимоотношений подростков [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-148846,html (дата обращения:
18.05.17) .
50) Источник: Взаимоотношения подростков [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-148846.html (дата обращения:
18.05.17) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ