Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Работа №97805

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Характеристика понятия «межличностные отношения» 8
1.2. Особенности межличностных отношений у детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 25
2.1. Организация, методы и методики изучения межличностных
отношений у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых
2.3. Анализ результатов экспериментального изучения межличностных
отношений со сверстника у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников 35
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 45
3.1. Составление программы по коррекции нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 45
3.2 Апробация программы по коррекции нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и промежуточный мониторинг результатов 59
3.3. Методические рекомендации по дальнейшему использованию представленной программы по коррекции нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 89

Количество детей с задержанным развитием в настоящее время увеличивается, поэтому к данной проблеме сегодня наблюдается повышенное внимание исследователей.
Психология активно изучает особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы создания оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, профилактики социально-психологической дезадаптации отстающих в развитии детей.
Дошкольный возраст - ответственный период в развитии, являющийся первоначальным становлением личности ребенка и его социализации, на процесс которой оказывают влияние индивидуальные особенности, психические состояния, уровень сформированности навыков общения и формы взаимодействия ребенка с окружающими. В общении ребенка со сверстниками возникают сложные взаимоотношения, влияющие на развитие его личности. В педагогической литературе недостаточно изучено общение детей с задержкой психического развития и развитие социально-коммуникативных навыков, являющихся важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии. Трудности в отношении с окружающими у детей с задержкой психического развития связаны с несформированностью формы общения, неразвитостью коммуникативных навыков, замедленным эмоционально-личностным развитием. Преодолеть эти трудности возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих целенаправленное формирование социально-коммуникативных навыков и умений у детей в совместной игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Поэтому основное внимание необходимо направить на разработку содержания по формированию социально-коммуникативных навыков детей с задержкой психического развития в системе коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Изучением данной проблемы в разные годы занимались Г. М. Андреева, Л. С. Выготский, Л. П. Григорьева, Л. Я. Коломинский, В. Н. Куницына, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и многие другие, рассматривающие её с разных позиций становления личностного развития ребенка.
Объект исследования: межличностные отношения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: процесс коррекции нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: коррекция нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Провести диагностическое исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей, сопоставить результаты.
3. Составить и частично апробировать программу по коррекции нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Провести промежуточный мониторинг результатов частичной апробации программы по коррекции нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, разработать методические рекомендаций по использованию программы коррекции межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития для педагогов и психологов.
5. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями Положения о выпускной квалификационной работе.
Гипотеза исследования: формирование межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет более эффективным, если наряду с мероприятиями, проводимыми специалистами центра будет составлена, апробирована коррекционная программа, и на основе этой коррекционной программы будут составлены методические рекомендации по её дальнейшему внедрению в работу педагогов и психологов.
Экспериментальная часть исследования проводилась на базе Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям Нижнесергинского района (ГАУ «ЦСПС и Д Нижнесергинского района».
Контингент испытуемых: 10 человек - дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (экспериментальная группа); 10 человек - нормально развивающиеся дети старшего дошкольного возраста (контрольная группа).
Методологической основой исследования является:
- теория коммуникативной потребности в межличностных отношениях М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Е. О. Смирнова и др. ;
- теоретические представления о межличностных отношениях дошкольников Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Я. Л. Коломинского, В. Н. Мясищева, Т. А. Репиной, и др.
Методы исследования: изучение теоретических источников (психологической и педагогической литературы), беседа, наблюдение, социометрия, методы количественного и качественного анализа данных, коррекционные методы: игровой метод, метод проблемных ситуаций, психогимнастика, сказочный тренинг.
Методики исследования: методика социометрического исследования «Два домика» (Т. Д. Марцинковской), методика «Рукавички» (Г. Л. Цукерман) для определения начального уровня коммуникативных навыков у детей, методика «Лесенка» (В. Г. Щур) для выявления общего отношения детей к себе и их самооценки.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (одна теоретическая, две практические), заключения, списка источников и литературы (55 наименований) 7 приложений, общий объем работы - 91 страниц печатного текста.
В первой главе выделены основные понятия, которые содержит тема исследования и проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме и проблеме исследования.
Во второй главе представлены методы и методики для проведения эксперимента и характеристика базы исследования, также представлен анализ результатов проведенного констатирующего эксперимента.
Третья глава содержит информацию о составлении программы по коррекции нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, а также результаты частичной апробация коррекционной программы и методические рекомендации по дальнейшему использованию программы в работе педагогов и психологов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью исследования было изучение и коррекция межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; составление и частичная апробация программы по коррекции нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В ходе работы были изучены и проанализированы литературные источники по теме исследования. Изучением данной проблемы в разные годы занимались Г. М. Андреева, Л. С. Выготский, Л. П. Григорьева, Л. Я. Коломинский, В. Н. Куницына, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и многие другие.
В результате сравнения нормально развивающихся детей и детей с задержкой психического развития, у последних был выявлен замедленный темп становления и развития системы социальных отношений, свидетельствующий о недоразвитии социальной зрелости. Зачастую дети с задержкой психического развития не имеют серьезных отклонений в развитии, сложности возникают у них в основном при обучении и социализации.
В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития различного происхождения, у которых была проведена диагностика коммуникативных качеств и навыков общения в социуме. По итогам эксперимента у большинства детей выявлены низкие показатели по всем определяемым параметрам: коммуникативные качества слабо развиты, не высокий уровень формирования представлений о состояниях ровесника, слабо развиты навыки общения, не велика степень вовлеченности детей в действия сверстника на эмоциональном уровне. Социометрическое исследование межличностных отношений у старших дошкольников с задержкой психического развития диагностировало уровень благополучия межличностных отношений в группе как средний, что свидетельствует о неблагополучии как минимум половины детей группы испытуемых, их социальной неудовлетворенности в общении, признания со стороны сверстников. Особенности межличностных отношений у детей с задержкой психического развития, которые были выявлены в ходе экспериментального исследования, помогли нам определить основные направления коррекционной работы.
Была составлена и с данной группой, в полном её составе, частично апробирована программа, направленная на коррекцию нарушений межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная программа составлена на основе методических разработок известных авторов: О. Н. Истратовой, С. С. Бычковой, С. В. Рябцевой, И. В. Спиридоновой, С. И. Семенака, Е. О. Смирновой, В. М. Холмогоровой, Белинской Е. В. В рамках времени, предоставленного Центром, было проведено 15 занятий. По результатам апробации, которой была отмечена незначительная динамика в развитии межличностных отношений детей данной категории.
Средствами коррекции межличностных отношений были выбраны следующие методы: игровой метод, сказкотерапия, психогимнастика и метод проблемных ситуаций.
Составленная программа, направленная на коррекцию межличностных отношений у дошкольников старшего возраста с задержанным развитием, может быть полезна для психологов и педагогов при решении проблем межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.



1. Алексеева, М. Н. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное пособие / М. Н. Алексеева, Ю. В. Прилепко. - Ставрополь, СГПИ, 2013. - 164 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб для студентов вузов / Г. М. Андреева. - М. : Аспект - Пресс, 2012. - 382 с.
3. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции [Текст] / Н. В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1. - 235 с.
4. Бариленко, Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности [Текст] / Н. В. Бариленко // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - С. 25 - 31
5. Белинская, Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. В. Белинская. - СПб. : ООО Издательство «Речь», 2008. - 122 с.
6. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л. Н. Блинова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. - 136 с.
7. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 2003. - 124 с.
8. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Просвещение, 2008. - 464 с.
9. Бычкова, С. С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников [Текст] : метод. рекомендации / С. С. Бычкова. - М. : АРКТИ, 2003. - 96 с.
10. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до шести лет [Текст] / Л. А. Венгер. - М. : Просвещение, 1988. - 143 с.
11. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 326 с.
12. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, B. В. Зацепин. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
13. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т. В. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Просвещение, 2004. - 368 с.
14. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст] / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск, 1997. - 213 с.
15. Дубровина, И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. - 3- е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 160 с.
16. Дыбина, О. В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / О. В. Дыбина,
C. Е. Анфисова, А. Ю. Кузина, И. В. Груздова; под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика - Синтез,2011.- 64 с.
17. Ефимова, Н. С. Социальная психология [Текст] : учебное пособие / Н. С. Ефимова. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
18. Желателев, Д. В. Некоторые аспекты образовательных отношений [Текст] / Д. В. Желателев // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - № 1. - С. 3 - 5.
19. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе [Текст] / О. А. Журбина, Н. В. Краснощекова. - Ростов - на Дону : Феникс, 2012. - 157 с.
20. Залесская, О. В. Младшие школьники с ЗПР. Уроки общения [Текст] / О. В. Залесская, О. В. Казанцева. - М. : Школьная Пресса, 2011. - 120 с.
21. Закрепина, А. Социальное развитие дошкольников [Текст] /
А. Закрепина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 11. - С. 72-79.
22. Захарова, Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников [Текст] / Т. Н. Захарова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 2. - Том II. - С. 113-117.
23. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие [Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : Айрис - Пресс, 2011. - 128 с.
24. Зверева, О. Л. Родительское собрание в ДОУ: тренинговое занятие с родителями «Умеете ли вы общаться со своим ребенком?» [Текст] / О. Л. Зверева // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 3. - С. 27-29.
25. Зинкевич - Евстигнеева, Т. Д. Теория и практика сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева. - СПб. : ООО Издательство «Речь», 2006. - 352 с.
26. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] : учебник для вузов / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2015. - 592 с.
27. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О.Н. Истратова. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 349 с.
28. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Пособие для воспитателей и родителей [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - 3-е изд. - Ярославль : Академия развития,2012.- 240 с.
29. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова. - М., 2010. - 174 с.
30. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] : учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский.- М. : Аст, 2010. - 446 с.
31. Лисина, М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное [Текст] / М. И. Лисина / Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. - СПб : Питер, 2001. - 131 с.
32. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Текст] / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 1 (26). - С. 22-29.
33. Межличностные отношения дошкольников: диагностика,
проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2005. - 158 с.
34. Микляева, Н. В. Коррекционно - развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ [Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. П. Слободяник. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
35. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Психология, 1998. - 276 с.
36. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В. Б. Никиина. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 126 с.
37. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования [Текст] / под ред. Т. А. Репиной. - М. : Педагогика, 2008. - 200 с.
38. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст] / А. В. Петровский. - М. : Знание. 2008. - 384 с.
39. Переслени, Л. И. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики [Текст] / Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - 61 с.
40. Рояк, А. А. Психологический конфликт и особенности развития личности ребёнка [Текст] / А. А. Рояк. - М. : Педагогика, 1988. - 120 с.
41. Рябцева, С. В. Формирование психологической готовности к школе [Текст] : тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста / С. В. Рябцева, И. В. Спиридонова. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011. - 80 с.
42. Семенака, С. И. Уроки добра [Текст] : коррекционно¬развивающая программа для детей 5-7 лет / С. И. Семенака. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аркти, 2003. - 80 с.
43. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : Владос, 2003. - 160 с.
44. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. - 366 с.
45. Смирнова, Е. О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте [Текст] : Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе» / Е. О. Смирнова, В. Г. Утробина ; сост. И. В. Маврина. - М. : МГ1П1У, 2004. - 324 с.
46. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2000. - 160 с.
47. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2005. - 464 с.
48. Терещук, Р. К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников [Текст] / Р. К. Терещук. - Кишинев : Штиинца, 1989. - 190 с.
49. Тригер, Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. - СПб. : Питер, 2011. - 192 с.
50. Ульенкова, У. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова, В. В. Кисова // Дефектология. - 2001. - № 1. - 135 с.
51. Шошин, П. Б. Опознавание простых изображений детьми с задержкой психического развития [Текст] / П. Б. Шошин // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Педагогика, 1984. - 221 с.
52. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение [Текст] /
С. Г. Шевченко. - М., 2009. - 221 с
53. Шипицына Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л. М. Шипицына. - М. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 384 с.
54. Щербакова А. М. Воспитание ребёнка с нарушениями развития [Текст] / А. М. Щербакова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС. - 2012. - 40 с.
55. Щур, В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношениях к нему других людей / В. Г. Щур // Психология личности. Теория и эксперимент - М. : Детство-пресс, 2009. - 101 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ